Анализ произведения «Зимняя ночь» (Борис Пастернак)

Стихотворение “Зимняя ночь” написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении “Зимняя ночь” обращается к темам любви, философии.

Данное стихотворение написано в стиле сентиментализма. Пастернак обращает особое внимание на взаимодействие природы с любовью. Например, есть описания ветра, метели, что соответствует с непостоянной любовью.

Можно сказать, что природа отображает внутренний мир человека.

Автор стихотворения берет за основу противопоставление, так огонь борется со льдом, метель со свечей, которая стоит совсем одинокая. Но в итоге, надежда умирает и свеча погасает.

Идея данного стихотворения заключается в том, что бури как в личной жизни, так и во внешней среде мешают человеку продвигаться дальше, становятся трудностями на пути. Так главный герой борется с искушениями, которые показаны в виде метели.

Пастернак для того, чтобы показать сомнения лирического героя, использует слова “соблазн” и “ангел” рядом. Это еще и показывает, что грозную буру может победить только человек с любовью в душе.

А когда холод уходит, то чувствуется уют дома, тепло от свечи и ночник.

Свеча выступает в образе надежды, она горит до победного конца. Свеча горит, не обращая внимания на метель, вьюгу и внешний мир.

Пастернак использует разнообразные средства выразительности, так можно увидеть метафоры, олицетворения (прежде всего это связано с метелью), эпитеты (их использует автор при описании интерьера в доме). А для усиления действий используются повторы, например, мело – мело.

В стихотворении “Зимняя ночь” Пастернак смог изобразить взаимодействие Вселенной и человека, показав на простых объектах  – свечи  и метели, он принудил свечу гореть, показывая силу надежды и веры для человека.

Вариант №2

Б. Л. Пастернак заслуженно признан одним из лучших писателей XX века. Именно он впервые гармонично слил воедино произведении прозу и поэзию. И, хотя многие современники раскритиковали его за данный прием, его роман «Доктор Живаго», в котором автор изящно объединил, казалось бы, несовместимые жанры, был удостоен Нобелевской премии.

Главный герой произведения был тонко чувствующим любителем поэзии, и об этом говорится в самом начале романа. Завершить же книгу автор решил стихами, авторство которых приписывал Юрию Живаго.

Открывает тетрадь стихов Юрия Живаго «Зимняя ночь».

После это стихотворение часто публиковалось как самостоятельное произведение, а его текст неоднократно перекладывался на музыку известными отечественными исполнителями.

Поскольку Б. Л.

трудился над созданием романа целое десятилетие, установить точную дату написания стихотворения невозможно, однако литературоведы предполагают, что «Зимняя ночь» увидели свет в военное время, когда поэт пребывал в эвакуации. Хотя часть критиков склоняется к мнению, что стихотворение, в котором можно найти отражение мыслей о приближающейся смерти, было написано почти в конце работы над «Доктором Живаго».

«Зимняя ночь», воплотившая в своих строках лучшие черты символизма, представляет собой сложное, но гармоничное сочетание философской и любовной лирики. Главный прием, используемый автором, – антитеза, мастерски подчеркнутая при помощи укороченных строк. Две противоположных стихии находятся в постоянной борьбе.

Поэт противопоставляет теплое пламя свечи холодной зимней метели. Свеча являет собой жизненное счастье, надежду и уединение, в то время как метель символизирует тревоги и потрясения окружающей действительности. Несмотря на гнетущую атмосферу за окном, хрупкое пламя свечи не перестает гореть и освещать дом своим светом, подобно тому, любви, озаряющей нашу жизнь в трудные минуты.

Размер стихотворения – классический четырехстопный ямб. Рифмовка используется перекрестная с чередованием мужской и женской рифм. Для придания выразительности поэт задействует множество тропов.

  В тексте присутствуют олицетворения («слетались тени»), яркие метафоры («жар соблазна»), эпитеты («озаренный потолок»). Стоит отметить использование рефрена «Свеча горела», присутствующего в каждом катрене. В «Зимней ночи» много повторяющихся фраз и инверсий.

Почувствовать домашнее тепло и уют, а также оживить в воображении образы стихотворения читателю помогает аллитерация («м», «л», «с», «в»).

Анализ стихотворения Зимняя ночь Пастернака

Борис Леонидович Пастернак был одним из известных писателей хх века. Он получил Нобелевскую премию по литературе.

Стихотворение было написано в послевоенное время примерно зимой 1946 года, и считается первым произведением Пастернака. Слова стихотворения даже были переложены на музыку. Писатель описывает прекрасное время года зиму, когда снег огромными хлопьями спускается на землю. Зима это предвкушение праздников и хорошего настроения.

В произведении описывается погода в доме, где тепло и уютно благодаря зажжённой свечи и за окном, где февральская метель. Метель окутывает весь мир, февраль бушует и лишь огонь свечи в доме делает эту картину романтичной. Огромные хлопья снега делают зимнюю ночь сказочной и очень красивой, в сочетании с луной снег светится.

В стихотворении Пастернак пишет о тенях на потолке. По теням можно сказать о сплетении тел, об этом и свидетельствует упавшие башмачки на пол и капающий воск с лампы на платье. Писатель очень красиво и аккуратно описал картину свиданий мужчины и женщины.

Стихотворение написано в год, когда Борис Леонидович встретил Ольгу Ивнинскую и влюбился в неё без ума. Возможно даже это стихотворение описание одного вечера проведенного вместе.

Вообще это произведение является противостоянием двух стихий это снег, лед и пламя свечи, и домашний уют.

Стихотворение очень красиво и грамотно написано. Чувствуется лирический настрой героя. В доме, где горит свеча тепло и уютно, в то время когда за окном хлопьями сыпется снег, залепляя окно густым слоем. На душе у героя стихотворения тихо и спокойно, ведь рядом с ним любимый человек, и неважно какая погода за окном, главное какая погода в доме.

В мир произведение вышло в 1988 году, и было признано самым удачным лирическим стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака.

Вариант №4

Самое романтичное стихотворение Бориса Пастернака – это, несомненно «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго». «Тетрадь Юрьевых писаний» – цикл, в который входит этот шедевр лирики – классика мировой литературы. Нельзя приписать её ни к одному конкретному течению, она и философская и в то же время любовная.

Точно никто из литературоведов не смог определить, когда же было сотворено это стихотворение. Некоторые предположительно относят его к 1946 году.

Любовь и природа неразрывно связаны между собой. Человеческие души, судьбы, страсти и страдания переплетаются воедино, что передано метафорами «скрещенья рук», «скрещенья ног». Символизмом навеяны бессмертные строки: «судьбы скрещенья». Это крест – тяжёлая ноша, которую несут лирические герои, не упоминаемые, но незримо присутствующие: «два башмачка».

Вся картина стихотворения, словно краски на холсте импрессиониста. Нелепые, но говорящие мазки складываются в непонятные силуэты. Внутренняя буря смешивается с внешней средой. Противоречие души и оболочки вытекает в угнетающую атмосферу.

Свеча – символ любви, желания жить во имя прекрасного чувства, быть способным противостоять всему миру, когда он настроен против лирического героя. Метафора «жар соблазна» – яркая и живая страсть, по сути, противопоставлена тихой и нежной свече. Порок противопоставляется христианству, что проявляется и в лексике: «соблазн» – «крестообразно».

«Слетались хлопья» – инверсия (и олицетворение), показывающая мрак окружающего мира, стремящийся погубить ростки надежды лирических героев. «озарённый потолок», «снежная мгла» показывают воспалённое нездоровое сознание влюблённых. Звуки «м», «н» собираются в аллитерацию, создающую неповторимые символы.

Простота слога сочетается с незамысловатостью ритма. Строки чётки, будто обрублены, что хорошо передаётся четырёхстопным ямбом. Динамика и обрывистость также характерны и для перекрёстной рифмовки с чередованием разных типов рифмы. Приглядевшись можно заметить укороченность двух строк – перебивку ритма. Экспрессия и энергия так и выливаются из них на белый лист бумаги.

Рефрен: «Свеча горела на столе. Свеча горела» звучит как вечное утверждение в том, что чувства не поддаются тлению, и их нельзя ничем сломить.

Литература 11 класс кратко по плану

Анализ произведения «Зимняя ночь» (Борис Пастернак)

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану
    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было
  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь
    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное
  • Анализ стихотворения Ахматовой Стихи о Петербурге
    Санкт-Петербург и Царское село играют одну из главных ролей в стихотворениях поэтессы. Естественно, ведь её жизнь тесно связана с ними. Санкт-Петербург – очень красивый город, но годы революции, крови, злости, насилия, новой идеологии
  • Майков
    Известный поэт Аполлон Майков был потомком старинного дворянского рода, к которому принадлежали и многие другие талантливые люди. Например, отец его был живописцем. А сам Аполлон долго не мог выбрать между поэзией и художественным искусством.
  • Анализ стихотворения Пастернака Июль
    Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

Анализ произведения «Зимняя ночь» (Борис Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак – выдающийся поэт Серебряного века. Все его творения пронизаны трепетной и светлой любовью к Родине. Поэт даже отказался от Нобелевской премии, что служит подтверждением этому чувству, не оценённому по достоинству нашим правительством. Ниже представлен подробный разбор стихотворения Пастернака, именуемого «Зимняя ночь».

Читайте также:  Итоговое сочинение: Меняется ли человеческое мышление в эпоху инноваций?

История появления

«Зимняя ночь» открывает стихотворный сборник главного действующего лица романа Пастернака «Доктор Живаго». Доподлинно неизвестно, когда была создана «Зимняя ночь».

Сам роман писался десяток лет – в период с 1945 по 1955 год.

Часть критиков считает, что время создания этого стихотворения 1955 год, остальные называют датой написания 1946-й год, указывая на последнюю любимую женщину Пастернака – Ольгу Ивинскую.

Роман «Доктор Живаго» ждал горячее одобрение за границей и полное непризнание в нашей стране, так как книга считалась антисоветской.

Но именно это произведение принесло Пастернаку Нобелевскую премию, которую поэт не принял. Однако этот широкий жест не избавил его от претензий со стороны советской власти.

«Доктор Живаго» вместе с «Зимней ночью» увидели свет в СССР по прошествии тридцати лет, в 1988 году.

Жанр, направление, размер

«Зимняя ночь» – яркий пример философской лирики. В нём вечная тема любви тесно связана с природными образами, к которым писатель мысленно обращается. Пастернак всегда черпал вдохновение и силы для творчества в природе.

Есть утверждение, что стихотворение «Зимняя ночь» написано в духе импрессионизма, то есть опирается в основном на ощущения и влечёт за собой смутные, нечёткие образы, будоражащие чувства даже после прочтения. Через эту размытость невысказанные мысли писателя надолго передаются читателю, занимая его ум и воображение.

Особенная музыкальность произведения обусловлена его размером – четырёхстопного и двустопного ямба, которые чередуются между собой. Перекрёстная рифмовка включает в себя чередование как мужской, так и женской рифмы.

 Композиция

Данное творение разбито на восемь строф, связанных кольцевой композицией. Дублируются начальная и заключительная катрены. Антитеза – главная особенность построения этого произведения. Противопоставляется изображение ночной ледяной вьюги и зажжённой свечки, выражающей пламенную любовь.
Стихотворение условно делится на четыре части.

Первую составляют 3 начальных катрена. В этих строках приветствуется о бушующей, заметающей всё и везде морозной вьюге, рисующей на оконном стекле: метель «лепила на стекле кружки и стрелы».

Поэт видит в кружащихся снежинках «рой мошкары», стремящейся к огню, тем самым сравнивает тепло и стужу.
В следующей части автор рассказывает о влюбленной паре, поэтому её можно назвать «горячей».

Говорится о них вскользь и будто сквозь завесу, вырисовываются только их эфемерные образы да тени на потолке, на которые и делается упор.

Третья часть обобщает всё то, о чём шла речь в двух предыдущих. Она состоит из двух строф, в которых собранные образы сливаются в один, но по-прежнему расплывчатый.

И финальная строфа, являющаяся четвёртой смысловой частью, словно кольцом возвращает нас к началу стихотворения, делая замкнутый круг.

Образы и символы

Главный герой произведения Пастернака Юрий Живаго – человек с тонкой душевной организацией, и именно он выступает в роли лирического героя «Зимней ночи».

Этому человеку внутренний мир гораздо более дорог и значим, чем события, происходившие в реальности.

Такие же душевные черты принадлежали в какой-то степени и писателю, так что складывается впечатление, что лирический герой – это и есть Пастернак.

Строки про горящую на столе свечу звучат 4 раза в стихотворении, и это неспроста: свеча – главный образ этого произведения. Она символизирует тепло, добро, надёжность, саму жизнь.

Строки о горящей свече звучат и в начале стихотворения, и в самом конце, на этом образе акцентируется основное внимание во время прочтения.

Автор дополняет его картинами зимней метели, холода, а также образом любви, а именно – силуэтами переплетённых рук, отбрасываемыми светом от свечи на потолок.

В стихотворении «Зимняя ночь» можно отыскать скрытый, но вполне закономерный смысл в образах зимы и метели.

Их можно представить как некий злой хаос, пытающийся нарушить мир и покой, царящий возле свечи, например, как новую власть и советский строй во время революции 1917 года.

«Мело весь месяц в феврале», – звучат строки, и недаром автор избрал для описания злобствующей силы этот месяц морозов, легендарной революции и свержения монархии – одно дополняет второе.

Зимней картине противопоставляется сцена любви. Пляшущие на стенах тени означают воссоединение 2-х любящих сердец, и использованное выражение «скрещение», произошедшее от «креста», только подчеркивает важность этого события и возвышенность чувств. Подтверждение этому можно увидеть в заключительной строфе. Сама свеча – это символ любви.

Темы, проблемы, настроение

Любовь, природа и искусство — 3 основные темы творчества Пастернака. В «Зимней ночи» главная – любовь, которая торжествует над ненастьем, невзгодами.

Проблема, мелькающая в тексте, – это безумство бури в лице правительства и возможность подсматривать за личной жизнью людей.

Во время прочтения данного произведения возникает ощущение уюта. Стихотворение будто пронизано теплым настроением.

Основная идея

Неизменный образ свечки, олицетворяющей нечто вечное, надёжное и прекрасное, – главное в стихотворении. Огонь символизирует всё то, что даёт нам силы бороться с невзгодами жизни и защищает нас, как сама любовь, греющая сердца и дарующая надежду.

 Средства выразительности

Стихотворение выстроено на основном противопоставлении – антитезе. Также присутствует инверсия (обратный порядок слов), аллитерация (например, звук «л» в начале стихотворения придаёт мягкость и звонкость звучанию). Кроме того, в тексте встречаются многочисленные сравнения и эпитеты.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Зимняя ночь – Борис Пастернак: стих "Свеча горела на столе", текст стихотворения читать на РуСтих

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,

Свеча горела.

  • Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
  • К оконной раме.
  • Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
  • Судьбы скрещенья.
  • И падали два башмачка
    Со стуком на пол.
    И воск слезами с ночника
  • На платье капал.
  • И все терялось в снежной мгле
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
  • Крестообразно.
  • Мело весь месяц в феврале,
    И то и дело
    Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Б. Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом.

В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь».

Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом.

Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле.

Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть.

Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу.

Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа.

Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»).

Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы.

Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке.

Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «олеся» по главам (а. куприн)

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира.

В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури.

Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна».

Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души.

Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

  • По произведению: «Зимняя ночь»
  • По писателю: Пастернак Борис

Анализ стихотворения Б.Пастернака "Зимняя ночь"

  • Анализ стихотворения Б.Пастернака
  • «Зимняя ночь»
  • Учитель: МБОУ «Северная СОШ №2»
  • Молостова Юлия Владимировна
  • «Зимняя ночь» Б.Пастернак
  • Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двора
  • К оконной раме.
  • Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,
  • Судьбы скрещенья.
  • И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночника
  • На платье капал.
  • И все терялось в снежной мглеСедой и белой.Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел, два крыла
  • Крестообразно.
  • Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  1. Размер стихотворения Б.

    Пастернака «Зимняя ночь» -четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм, перекрестная рифмовка.

  2. Стихотворение имеет кольцевую композицию (последняя строфа почти повторяет первую) ,которая утверждает конечность угрозы (указывается, что метель была «в феврале», а значит, скоро придёт весна), в то время как мир уюта, домашнего тепла (ночник,

башмачки), любви остаётся нерушимым.

  1. В первой строфе можно увидеть тематическое противопоставление образов метели и свечи.

  2. В стихотворении можно выделить 3 части. Первая часть – это вторая и третья строфы, их объединяет тема метели, стихии снаружи, за оконной рамой, на всей земле. Вторая часть – это строфы четвертая, пятая и седьмая. Тема этой части – любовь, свидание, близость мужчины и женщины, то, что внутри комнаты. Шестая строфа объединяет темы метели и любви.

    («И все терялось в снежной мгле…») Местоимение «всё» – контекстуальная замена слов и словосочетаний, связанных с темой свечи и любовной близости. Первая, третья, шестая и восьмая строфы соотносятся и тематически, и структурно.

    Наличие в них рефрена объединяет строфы тематически, а синтаксический параллелизм ёще резче подчеркивает антитезу «метель – свеча».

5. «Пространство»- внешнее и внутреннее пространство: Мело, мело по всей земле/Во все пределы./ со двора/к оконной раме/ все терялось в снежной мгле/озарённый потолок/из угла. Слова со значением «пространства «противопоставлен по масштабу-вся земля, охваченная метелью.

Создаётся образ маленького мира, в котором место только для любви. Лирическое событие совершается одновременно в двух пространствах: в пространстве всей земли и в замкнутом пространстве комнаты, освещённой горящей свечой. Пространство комнаты (стол, потолок, угол) конкретное, ограниченное оконной рамой.

Пространство всей земли («Мело, мело по всей земле, во все пределы») огромное, безграничное.

6. Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном.

(«Мело, мело по всей земле, во все пределы/как летом роем мошкара летит на пламя/сметались хлопья/ метель лепила на стекле кружки и стрелы/все терялось в снежной мгле/седой и белой, мело весь месяц в феврале).

Метель создаётся при помощи повторов(мело, мело), метафоры(судьбы скрещенья, жар соблазна), гиперболы(по всей земле, во все пределы), олицетворения(метель лепила на стекле), сравнения.

7. В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира.

8. Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. («Свеча горела на столе»). Свеча горит непрерывно – с начала стихотворения и до его конца. Горит «то и дело», т.е. постоянно прерываясь – «борьба света и тьмы, жизни и смерти». В этом смысл тайных превращений.

Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло, а также метафорическое сочетание «жар соблазна». Жар – огонь, пламя. Образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.

Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. 

9. Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это мужчина и женщина. Присутствие человека уже в самом событии – «свеча горела». Кто-то же должен быть ее зажечь! О присутствии в лирической ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье.

10. Смысл словосочетания «судьбы скрещенье» вырастает из конкретно-изобразительного образа: тени на потолке в виде креста. Но его можно понять и как метафору: «судьбы скрещенье» – переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины.

Образ страсти, осененной крестным знаком. .в четырёх строфах (с IV по VI), описывающих слияние влюблённых появляется мотив креста. В контексте данного стихотворения крест не является символом муки и страдания. Здесь крест как пересечение двух жизненных дорог, двух судеб в одну.

В основе сравнения в седьмой строфе лежит антонимическое сопоставление: «жар соблазна – ангел». Слово «соблазн» входит в привычные словосочетания «дьявольский соблазн», «греховный соблазн».

Сравнение жара соблазна и ангела вносит в тему любовной близости значение святости, чистоты и порока, греха.

11.Структурная роль повтора анафорического союза «и»: соединить строки описывающие любовное свидание, которые разбросаны по всему стихотворению.

Семантическая роль: усилить смысловую значимость строк, говорящих о физической стороне любви.

12. К словам высокого книжного стиля относят «Скрещенья» и «крестообразно». Эти слова относятся к теме «любви»

13. Слово «предел» многозначно, в словаре Ожегова одно из его переносных значений определяется как «судьба». (Такой уж ему предел/судьба  – на чужбине умереть».) Можно говорить о дополнительном, метафорическом значении слова «предел» в строках «Мело, мело по всей земле во все пределы…» Мело «во все пределы» – мело во все судьбы людские.

14. В стихотворении Б.Пастернака «зимняя ночь» показана время года- зима( мело, мело по все й земле…мело, мело весь месяц в феврале).В последней строфе определён месяц «февраль». Время суток (вечер и ночь).

15. Лирическая ситуация стихотворения определяется как конкретная единица, так как указаны нестандартные выражения( падали 2 башмачка…на пол/воск слезами с ночника на платье капал…) .В стихотворении описывается 1 ночь, но она стоит многих ночей. Для зимы такие ночи естественны, но для влюблённых возможно это 1 зимняя ночь, которая останется в воспоминаниях на всю жизнь.

16.Тема любви. Несмотря на то, что в нём нет слова «любовь». Любовные отношения намечены лишь некоторыми броскими штрихами: «скрещенье рук», «скрещенье ног», «жар соблазна».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна» .

Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн» , «ангел» , «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души.

Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

❄️Зимняя ночь (мело, мело по всей земле)

В романе «Доктор Живаго», который был удостоен Нобелевской премии, публикуются стихи главного героя, Юрия Живаго. Одно из них «Зимняя ночь», более известное по строкам «Мело, мело по всей земле». По замыслу автора романа, Бориса Пастернака, стихи должны быть связующим звеном между глубиной прозы и читателем, но они имеют и собственную ценность.

В сегодняшнем анализе строк я постараюсь проникнуть в глубину поэзии Пастернака и попытаюсь найти ответ на вопрос, что хотел сказать этими стихами автор.

Что хотел сказать автор

Зимняя ночь представлена в стихотворении безграничной стихией, которая по воле природы не знает начала и конца. Все пределы земли занесены снегом и в противовес этому на столе горит свеча, как символ жизни. Пастернак видит ночь символом смерти, когда вся жизнь под небом замирает или останавливается. Свеча – это символ жизни, ведь она горит, не смотря на буйство природы.

  • Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.

Пастернак известен своим философским взглядом на жизнь, поэтому ночь-смерть в стихотворении – это не что-то ужасное, не старуха с косой, а естественное состояние природы, которая даёт и забирает.

В зимнюю ночь к окну летят хлопья снега – даже смерть не против побывать рядом с жизнью, увидеть её красоту и энергию. Жизнь-свеча горит, несмотря на завывание ветра, несмотря на обманчивые рисунки мороза на стекле, несмотря на мрак во всём мире. В этом окружении свеча горит, освещая дом, даря тепло влюблённым и сохраняя надежду, что каждая ночь рано или поздно переходит в день.

Борьба жизни и смерти

Жизнь и смерть разделены стенами и оконным стеклом, откуда ночь глядит на свечу и видит жизнь. Слёзы в виде воска, капающие с ночника, символизируют печаль автора по уходящей жизни.

Возможно, в момент написания стихов, Пастернак видит себя в этом доме со свечой – он рассматривает ночные рисунки на оконном стекле и вспоминает жар соблазна, который крестообразно вздымает крылья, уподобляясь ангелу.

  1. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
  2. Крестообразно.

Возвращаясь к роману, мы вспомним, как Юрий Живаго остался один в Варыкино, где в одиночестве проводит зимние ночи и дни. Время для творчества есть, весь мир скрыт за пеленой снега, и только свеча помогает не сойти с ума от тоски по Ларе. Возможно, и в жизни автора романа был такой момент, возможно, именно тогда написаны строки.

Свеча временами горела весь февраль – это мы видим в последнем четверостишье. Временами горит свеча, временами пишутся стихи, временами автор возвращается к жизни и находит приют в воспоминаниях и работе.

У стихотворения сложная судьба. Впервые оно увидело свет в России в 1988 году, когда был опубликован роман. До этого прочитать строки можно было только в самиздате. Роман в целом и стихи в частности были признаны властью образцом упадничества, самого Пастернака запрещали к публикации и исключали из Союза писателей. Советской власти Нобелевская премия не была указкой.

На сегодня «Зимняя ночь» – это образец русской лирики, занявший почётное место на пьедестале поэзии. Строки проникнуты глубиной, легко читаются и быстро запоминаются, став одним из любимых в народе стихотворений Пастернака.

К сожалению, точное время написания неизвестно, так как отдельным сборником поэзия Юрия Живаго вышла после публикации романа, а сам «Доктор Живаго» писался более 10 лет. Внизу указана дата 1948 год, но это лишь одна из версий.

Сокращённый анализ

Стихотворение «Зимняя ночь» Пастернак написал классическим четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, где сочетаются женская и мужская рифмы (потолок – ног, мошкара – двора и т д.).

В качестве средств выразительности автор использовал эпитеты (озарённый потолок, снежной мгле и пр.), олицетворения (сплетались тени) и метафоры (жар соблазна). Украшают строки инверсии, а в качестве рефрена используется базовая фраза «Свеча горела», которая встречается в произведении 8 раз.

Написаны строки в стиле сентиментализма, где поэт приводит сравнение природной стихии и любви человека. Две доминанты – свеча и метель противостоят друг другу, первая олицетворяет надежду, вторая суровую правду жизни.

Текст

  • Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора
  • К оконной раме.
  • Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног,
  • Судьбы скрещенья.
  • И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника
  • На платье капал.
  • И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
  • Крестообразно.
  • Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.

1948 ? год.

Аудио-видео

Читает стихотворение Сергей Бехтерев, которому удалось передать грусть и надежду написанных строк.

Анализ «Зимняя ночь» Пастернак

«Зимняя ночь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы.

Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке.

Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира.

В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури.

Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна».

Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души.

Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Ссылка на основную публикацию