Анализ произведения «левша» (н. с. лесков)

Н. Лесков: Wikimedia

Тульский оружейник, который превзошел в умении мастеров из Англии, — вот, кто такой Левша. Краткое содержание повести поможет быстро познакомиться с историей этого мастера и понять основную идею автора. Подробно о том, кто написал «Левшу», а также краткий пересказ «Левши» читайте в статье.

«Левша»: краткое содержание

Повесть «Левша» — одно из наиболее ярких и значимых произведений, которые создал Н. Лесков. «Левша», а точнее «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», написан в 1881 году и вошел в сборник «Праведники».

Что же такого интересного и необычного описал Лесков? «Левша», краткое содержание которого представлено далее, состоит из 20 глав. В последней автор «Левши» выразил собственное мнение, а до этого развитие сюжета происходит так:

  • Император Александр отправился осматривать европейские страны. Всюду ему показывают восхитительные диковинные вещи. Атаман Платов, с которым ездит государь, доказывает, что у русских мастеров тоже есть чудеса не хуже. Наконец царь прибывает в Англию.
  • Там ему демонстрируют новейшие достижения техники и убеждают Александра в своем превосходстве в этой области. Платов остаивает свое мнение. Английские мастера решают его переубедить.
  • Царь с Платовым осматривают сахарный завод, после чего приезжают в местную кунсткамеру. Здесь им показывают заводную блоху натуральной величины, которая прыгает и танцует. Император забирает это чудо техники и увозит домой.
  • До смерти Александра блоха хранится в табакерке. Затем ее получает новый царь Николай Павлович. Атаман Платов рассказывает ему историю приобретения блохи. Тот в свою очередь дает Платову поручение отправиться к местным мастерам, чтобы те превзошли это чудо.
  • Платов едет в Тулу, в которой живет много оружейных мастеров. Те берут блоху на некоторое время, атаман же уезжает по делам.
  • Компания из трех наиболее искусных оружейников, среди которых и «косой» Левша с родимым пятном на щеке и выдранными на висках волосами уезжаеют из города. Люди шепчутся, что они сбежали.
  • Но мастера в Мценске Орловской губернии кланяются иконе Николая Чудотворца, возвращаются и приступают к работе в запертом доме Левши. Никто не знает, чем они там занимаются.
  • Тем временем Платов возвращается обратно и посылает за мастерами курьеров. Курьерам приходится потрудиться, чтобы добиться ответа от оружейников. Они даже снимают крышу с дома, где происходила работа. В конце концов Левша объявляет, что готов сдать блоху обратно.
  • Платов не понимает, что именно они сделали. Поэтому увозит связанного Левшу с собой в Петербург.
  • Царь с интересом ждет результатов работы прославленных русских оружейников. Как ни пытается Платов отвлечь его от этой идеи, государь просит показать ему блоху. Он не верит, что мастера не смогли исполнить задание.

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)«Левша»: иллюстрация к повести: YouTube / Кусяка

  • Когда блоху приносят и заводят, оказывается, что она больше не прыгает. Платов злится и думает, что оружейники ее попросту сломали. Левша, которого он бьет за обман, говорит, что сделанную работу получится увидеть только в «мелкоскоп».
  • К радости и удивлению государя оказывает, что Левша подковал блоху, то есть сделал работу более тонкую и искусную, чем англичане.
  • Император отправляет мастера в Англию для демонстрации этой диковинной работы. Ему хочется похвастаться тем, кто блоху подковал.
  • Английские умельцы восхищаются работой, они хотят знать все об образовании и умениях мастера. Оказывается, что учился он «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметикой вовсе не владеет.
  • Левша посещает местные заводы. Англичане уговаривают его остаться работать у них, но тщетно. Талантливый мастер грустит по Родине и просит отправить его обратно. В конце концов его садят на корабль, подарив на память часы из золота.
  • На корабле, спасаясь от скуки, Левша заключает пари с полшкипером, что сможет его перепить. В результате попойка продолжается до конца плавания, отчего оба заболевают.
  • В России полшкипер оказывается в английском посольстве с прекрасными условиями. Ослабевший, не способный даже говорить Левша лишается всех денег и ценностей, после чего попадает в самую обыкновенную больницу. Шансов выжить у него практически не остается.
  • Полшкипер решает отыскать попутчика. Он находит Левшу в ужасном состоянии и вызывает к нему доктора. Мастер умирает, но перед смертью просит сказать царю о том, что англичане давно не чистят ружья кирпичом. Но эти сведения остаются без внимания со стороны власть имущих.

Таково краткое содержание. Левша стало именем нарицательным. О подобных талантах, о том, как они редки и как ценны, автор повести написал последнюю главу.

«Левша»: анализ произведения

Впервые журнал «Русь» напечатал текст повести «Левша». Книга, которая и сегодня у всех на слуху, посвящена умельцам, талантам из народа. Автор называл произведение народной легендой, а былинный герой в ней — Левша. Лесков старался сделать повесть реалистичной, поэтому мало демонстрировал в ней собственные мысли.

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)Русская деревня: Tkd-pskov

После того как прочтен «Левша» в сокращении, сделаем анализ произведения. Остановимся на таких моментах:

Многие литературоведы относят повесть к критическому реализму. Но автором были использованы также сказочные мотивы. Они не всегда очевидны и не являются определяющими, однако по-своему важны. В целом в произведение сочетаются сказка и реальность, комическое и трагическое, поэтому однозначного стилевого определения оно не имеет.

Автор уделил внимание реальным проблемам русских людей, раскрыл национальный характер. Так, на страницах повести прочтете о жизненных трудностях работников с высокой квалификацией.

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)Кузнечное дело: Freepick

Лесков подробно остановился на особенностях самодержавного строя. Ярко описан мир аристократии с царем во главе. Им противопоставляется Запад, достигший более высокого развития.

Как построена повесть «Левша»? Главные герои становятся знакомы читателю постепенно, в течение первых глав. Сюжет разворачивается линейно, в нем много противопоставлений. К примеру, на контрасте показан русский и английский быт, очевидна разница между простыми людьми и теми, кто наделен властью.

Левша — образ человека, наделенного недюжинным талантом и трудолюбием. Этому национальному герою и праведнику, который не отказывается от Родины, многие удивляются. Он предан Отечеству, религиозен и чист. По этим причинам мастер и не принимает заманчивых предложений англичан.

На другом полюсе повествования — государь, который равнодушен к подданным и мало интересуется их судьбой.

Таково произведение «Левша». Краткое содержание познакомило вас с главной идеей, жанровыми и композиционными особенностями. Прочтение текста полностью даст возможность в насладиться авторским слогом и задумкой, а также оценить, насколько эта повесть бессмертна и актуальна сегодня.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1872856-levsa-kratkoe-soderzanie-i-analiz-povesti/

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков) | СуперСоч

Благодаря писательскому таланту Николая Лескова в повести «Левша» раскрываются сильные стороны простого русского народа, образ жизни и характерная обстановка, царившая в Российской империи в первой половине XIX столетия.

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести.

По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров.

И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину.

Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде.

Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ.

Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести.

В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне.

Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

Суть

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Надежда и отчаяние»

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В  европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать.

По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов.

Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи  красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки.

Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных.

Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами.

  2. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине.

    Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами.

  4. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу.

    Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа.

  5. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке.

    В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ.

  6. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык.

    Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы.

  7. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу.

    Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности.

  8. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий. Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.

Тема и проблемы

  1. Тема русских талантов – центральная в произведении Лескова. Он доказал, что перед настоящими профессионалами своего дела нет никаких преград – без каких-либо специальных инструментов и увеличителей Левша смог выковать не только подковы для блохи, но даже гвоздики, чтобы с их помощью подковать металлическое насекомое.

    Но, помимо таланта, он и его коллеги-оружейники обладали неисчерпаемым трудолюбием, усердием и серьезным отношением к работе. Они стали символом всех неутомимых тружеников и умельцев, которыми так богата матушка Россия.

  2. Тема патриотизма – не менее важна в повести Николая Семеновича.

    Левша не позарился на всевозможные блага, что предлагали ему в Англии. Он стремился вернуться на родину, чтобы послужить на ее благо. И даже умирая на холодном полу в больнице, всеми забытый и брошенный, он не переставал думать о своей стране.

    Левша пытался передать государю важный секрет, который он узнал заграницей – нужно отказаться от чистки ружей кирпичом, из-за которого те быстро приходили в негодность. Доктор Мартын-Сольский пытался передать важную информацию императору, однако на его пути встал самодовольный болван Чернышев.

    Из-за его халатности государь так и не узнал секрет европейской армии, и во время Крымской кампании русское войско потерпело поражение. В противовес патриотизму простого русского мужика Лесков поставил наплевательское отношение чиновников к своему народу.

  3. Проблема социальной несправедливости в России.

    В повести «Левша» переплетается увлекательная история о том, как была подкована крошечная блоха, с невеселыми размышлениями автора о судьбе талантов из народа. Он продемонстрировал, с каким уважением отнеслись к тульскому мастеру в Англии, как ему предложили прекрасные условия для работы и достойную жизнь.

    И в то же время показал, с каким пренебрежением и жестокостью отнеслись к Левше на родине, которой он мог принести огромную пользу своим талантом и трудолюбием.

  4. Проблема любви к родным местам, своему краю. Недаром в народе говорят «Где родился, там и пригодился».

    Место, в котором человек родился и прожил жизнь, является самым любимым и дорогим его сердцу. Оно, словно, магнит, будет притягивать его отовсюду, где бы он ни был. Недаром Левша рвался в Россию, ведь только здесь он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Связь с родным местом будем неразрывна до тех пор, пока жив человек.

  5. Проблема талантливых людей и их отношения к труду. Многие истинные мастера являются фанатиками своего дела. Они готовы сутками корпеть над работой, чтобы создать очередной шедевр. Как следствие, многие из них попросту выгорают, утрачивают здоровье и последние силы.

    Они отдают всего себя на алтарь любимому делу, и считают это единственно верным решением.

  6. Проблема отношения власти к простому народу. Лесков с грустью констатирует грубое, откровенно жестокое отношение представителей власти к простым людям, которые не могут постоять за себя. Ему тяжело осознавать, что даже талантливые мастера, настоящие самородки не способны претендовать на уважение со стороны власти, не говоря уже о простых скромных тружениках. Левша умер в ужасных условиях, на полу больницы для бедных, и никто даже не попытался спасти его или хотя бы облегчить последние часы жизни.

Главная мысль

В своем сказе Николай Лесков воплотил в Левше самые лучшие качества русского народа: трудолюбие, скромность, честность, любовь к родине. Простой тульский мастер стал символом народного таланта и истинной праведности. Он всего себя без остатка отдавал отечеству, ничего не требуя взамен.

Левша мечтал прославить Россию, и трудился на благо страны со всем пылом и страстью, на которые был способен. Подобный пример бескорыстия и самоотверженности навсегда остается в народной памяти, в сердца простых людей.

Главная мысль произведения заключается в том, что Россия богата по-настоящему талантливыми и великими людьми, готовыми отдать жизнь за отчизну, вот только они оказываются бесправными и никому не нужными на своей родной земле.

Особенности

В повести «Левша» Николай Лесков мастерски отобразил целую эпоху из жизни российского государства. Соединив вымысел и реальность, он придал своему произведению такую яркость и самобытность, что оно на протяжении многих лет не оставляет читателей равнодушными.

Герои повести предстают во всей своей красе, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и сильными качествами. Их характеры, порой, настолько противоречивы, что могут поставить в тупик читателя. Так, например, казачий атаман Платов мог в порыве гнева поднять руку на беззащитного человека, мелкую сошку, но при этом был добрым, отзывчивым стариком, который умел признавать свои ошибки.

Лесков очень талантливо воспроизвел и язык, особенности речи каждого из персонажей. Благодаря этому характеристика персонажей становится максимально точной и емкой. Неудивительно, что многие слова и фразы из повести «Левша» были разобраны народом, став крылатыми выражениями.

Чему учит?

В своем произведении Николай Семенович в ненавязчивой форме учит доброму и, прежде всего, справедливому отношению к людям. Социальный статус и толщина кошелька не могут выступать критериями в оценке отдельной личности. Судить о человеке можно лишь по его поступкам и моральным качествам.

Чему учит произведение Н.С. Лескова «Левша» – главная мысль и тема

Основная мысль

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.

Жизненные уроки в произведении Лескова

В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:

  • любви;
  • патриотизму;
  • трудолюбию;
  • уважительному отношению к людям;
  • доброте и милосердию.

«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».

Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

Любовь к родине

Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

Отказавшись от выгодных предложений, суливших почет и достойное вознаграждение за труд, с нетерпением смотрит кузнец в сторону родного края, уплывая на корабле из Англии, а мысли его заняты знанием о том, как надо чистить ружье (это он разузнал у английских мастеров).

Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

Трудолюбие и преданность своему делу

«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.

Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.

Доброта и скромность

Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».

Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

Социальное неравенство

Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

  1. Глазами Левши автор с удивлением рассматривает и анализирует условия работы кузнецов английского завода: они всегда сыты, одеты, арифметике обучены.
  2. Тульские труженики — люди бедные, работают при тусклом свете маленькой лампадки, а из грамоты у них только Псалтырь и Полусонник.

Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».

Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

Доброжелательное отношение к людям

Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».

Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера.

Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».

Роль в русской литературе

«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.

Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А.

Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».

Анализ повести "Левша" Лескова: суть, смысл, идея ("Сказ о тульском косом Левше")

Повесть “Левша”, или “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе” – знаменитое произведение выдающегося русского писателя Н. С. Лескова.

“…«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). Трудовая виртуозность здесь становится подлинным художеством, артистичностью. Но не без горечи (а может быть, вернее сказать, – горькой иронии) Лесков подчеркивает в этой виртуозной трудовой умелости черты чудачества, почти что эксцентрики.

Результат чудодейственного трудового мастерства вполне бесполезен, и, ярчайшим образом демонстрируя творческие возможности, творческую фантазию, артистическую умелость простого русского человека в труде, сюжет лесковского произведения показывает в то же время, как неумно, нерационально, бессмысленно используется при существующем социальном строе животворный родник народной талантливости. 

Сюжет, представлявшийся на первый взгляд “чудаческим”, “эксцентрическим”, начинает играть яркими социальными красками. Но и само “чудачество” тут – не случайная краска.

Оно ведь тоже выражает ту же социальную тему, относится к тем “загадкам русского быта”, великим мастером разгадывания которых считал Лескова Горький.

Ведь чудаческую, эксцентрическую форму талантливость приобретает вполне закономерно. 

Лесков недаром так любит людей странных, необычных профессий (“Штопальщик”, 1882). В особенных условиях закостенелого, искусственно сохраняемого сословного была крайние эксцентрические формы принимает и следование традиционным сословным нормам и “выламывание” из них. 

Лесковские “чудаки” и “эксцентрики” свидетельствуют о большом и разнообразном знании писателем русской жизни. Весело и увлекательно повествуется у Лескова о том, как изготовляется стальная блоха, читатель должен “заразиться” – и “заражается” веселым, артистическим отношением героев к своему делу. 

Но читателю вместе с тем должно стать горько в итоге повествования: рассказ о бессмысленно растраченном таланте по существу ведь трагичен. Лесковский “гротеск” наполнен тут глубоким социальным смыслом. 

Движение Лескова “влево”, насыщение его творчества критическими элементами по отношению к действительности самодержавной России очень отчетливо выступает в повествовании о тульском умельце.

Поэтому в озорную по своей видимости историю органически включается столь существенная для Лескова национально-патриотическая тема, которая звучит здесь уже совершенно иначе, чем в вещах конца 60-х-начала 70-х годов. 

Левша, побывавший в Англии, просит перед смертью передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят…

Государю так и не передали этих слов, и рассказчик от себя добавляет: “А доведи они Левшины слова в свое время до государя – в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот получился”.

 

Простой человек-умелец беспокоится об интересах страны, государства, народа – и равнодушие, безразличие характеризует представителей социальных верхов. 

“Сказ” имеет форму лубка, стилизации, но тема его очень серьезна. Национальная, патриотическая линия … Здесь она социально конкретизирована: социальные верхи относятся к общенародным национальным интересам пренебрежительно, социальные низы мыслят государственно и патриотически.

Лесков хочет, чтобы русский человек говорил сам о себе и за себя… Он хочет, чтобы читатель послушал самих этих людей, а для этого они должны говорить и рассказывать на своем языке, без вмешательства автора. 

Между героем и читателем не должно быть третьего, постороннего лица; если нужен особый рассказчик (как в “Левше”), то он должен быть из той же профессиональной или сословной среды, что и герой. Поэтому так характерны для его вещей особые вступления, или зачины, которые подготовляют дальнейшее повествование от лица рассказчика.  

Первое издание “Левши” открывалось особым предисловием (потом снятым), где Лесков сообщал, что он:

“…записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого… Он охотно вспоминал старину, жил “по старой вере”, читал божественные книги и разводил канареек”. (вступление к “Левше”)

Как выяснилось из специального “литературного объяснения”, понадобившегося в связи с разноречивыми толками о Левше, никакого такого рассказчика на самом деле не было, и всю легенду Лесков придумал сам…

…язык Лескова приобретал необыкновенную пестроту и часто казался современникам “вычурным”, “чрезмерным”. На самом деле в нем отражалась национальная и историческая сложность русской жизни…”

(П. И. Громов и Б. М. Эйхенбаум, статья “Н. С. Лесков (Очерк творчества)” // “Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах”, том 1, 1956 г.)

*** “Талант русского человека, способного проявлять в своей деятельности самую дерзостную фантазию, и трагическая судьба, уготованная человеку в России, – это тема, поставленная уже в “Очарованном страннике”, получает свое развитие в “Левше” (1882), одном из наиболее колоритных рассказов Лескова, получившем широкую известность. Написанное в стиле народной легенды, это произведение Лескова может показаться очень простым по смыслу. Долгое время в нем видели, прежде всего, апофеоз талантливости русского человека, который “все может”. И сам Левша в глазах ряда критиков представал безусловным победителем в состязании с англичанами как мастер, сумевший исполнить еще более мелкую и тонкую работу, чем они. Однако сам Лесков… решительно воспротивился такой его односторонней интерпретации. Стилизуя свое произведение под народную легенду, Лесков в известной мере сам предрасполагал читателя к тому, чтобы тот следил, в первую очередь, за ходом событий… – кто над кем возьмет верх: англичане над русскими или русские над англичанами? Несмотря на то, что это состязание носит в известной мере игровой, условный характер… и английские, и русские мастера выкладываются сполна, сознавая свою ответственность за успех дела. Если довериться внешнему результату этого состязания, то выигрыш как будто бы и впрямь за русскими. Без всякого “мелкоскопа” они сумели сделать невероятное: подковать блоху и даже выгравировать на каждой подковке имя тульского мастера. Но при более внимательном чтении сказа становится очевидным, что торжество русской смекалки вовсе не имеет в нем абсолютного значения. Подкованная …с замечательным искусством блоха не может более “дансе танцевать”, то есть оказывается в известном отношении безнадежно испорченной. Произошло это оттого, что обученные по “Псалтырю да по “Полусоннику” тульские мастера “расчета силы” не знали, действовали на глазок. Таким образом,… находит свое выражение и горькая тревожная мысль писателя о грузе русской отсталости, непросвещенности, который сковывает силы и возможности талантливого народа и таит в себе большие опасности для его будущего. Итак, на первом плане повествования идет своеобразное состязание между русскими и англичанами, исход которого не может только польстить национальному самолюбию. При всей напряженности этого соперничества двух наций, двух стран и государств постепенно в сказе дает себя знать и другой конфликт – конфликт внутренний. Сам русский мир, противостоящий цивилизованному западному, раскрывается не в своем единстве и цельности, … а в своей расколотости на социальные верхи и низы, в состоянии нарастающей в нем отчужденности в отношениях между царем и народом, государством и личностью, причем к концу сказа именно эти противоречия выходят в нем на первый план. Важно обратить внимание с этой точки зрения, как ведут себя русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным, непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное – равнодушным к национальным интересам своей страны. Самая “ласковость” Александра, о которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается “пустошеством”, сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей державы. В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства. Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими. Новый русский самодержец Николай I – правитель несравненно более твердого характера и к тому же сразу по своему восшествию на престол … заявляющий о приверженности к “своим русским людям”. Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее “русским пересмотрам” и посылает с ней Платова к тульским мастерам. Однако речь Николая, густо уснащенная личными и притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне патриотического поступка. Из… [его] высказываний следует, что Николаем движет не столько национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру преданность ему его подданных. Восторг царя при виде подкованной блохи – это тоже не столько живой всплеск … патриотических чувств, сколько торжество удовлетворенного тщеславия…Своекорыстный патриотизм Николая… в контексте сказа подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра. Истинно патриотическим самосознанием наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя, они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав, испросив благословение на свой труд у Николы Мценского. В результате  вдохновенной и “безотдышной” работы им и удается сотворить свое немалое чудо – подковать блоху. В глазах писателя именно они истинные ревнители славы России. Однако из множества “мелочей” и подробностей …явствует, что эти искусные люди, талантом которых возвышается …престиж России, …поставлены в положение, унизительное для их человеческого достоинства и гибельное для развития их дарований. Все они чрезвычайно зависимы от власти сильного, от той или иной фантазии, которая может прийти в голову начальствующему лицу… …атаман Платов… ездил со “свистовыми казаками”, которые садились обычно с нагайками по обе стороны от ямщика “и так его поливали без милосердия, чтобы скакал”. Столь же немилосердным образом ведет себя Платов и по отношению к тем самым тулякам, которым … доверил английскую блоху. Снедаемый страхом перед возможным гневом царя, … он в нетерпении посылает за мастеровыми… он везет в столицу Левшу не как искусного мастера, а как заложника и ответчика. Если царь забудет про блоху, Платов посадит Левшу в каземат Петропавловской крепости… Все подобные “мелочи” – проявление общего духа … русской жизни, в которой на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других. В глазах писателя такой склад отношений – горе России. Поучительным контрастом к тому порядку вещей … служит рассказ о пребывании Левши в Англии, где на все “другие правила жизни”… Особое трагедийное звучание приобретает поэтика “мелочей” в заключительной части сказа, где описываются последние мытарства Левши, которые он терпит у себя на родине, и его безвременная смерть. И в этих последних главах важное значение имеет параллелизм ситуаций. В то самое время, как в посольском доме в Петербурге соотечественники выхаживали английского “полшкипера”, … занемогшего тульского мастера свалили в квартале на пол, обыскали, сняли с него хорошее платье, отняли подаренные в Англии золотые часы и деньги, а самого долго возили на извозчике по разным больницам, где его отказывались принять. …при Левше не оказалось “тугамента”, паспорта, и это … делает его положение совсем гибельным. … Так и скончался Левша, не успев передать царю свой секрет. И все же, несмотря на горестный финал, общая концепция сказа о Левше имеет оптимистический смысл. При всей жестокости обстоятельств, в которых приходится “талантствовать” Левше, он обнаруживает не только смелую фантазию и способность к самому тонкому художеству, но и нравственное здоровье, чувство собственного достоинства, глубокую и искреннюю преданность интересам России. Чувствуя, что умирает, он до последней минуты озабочен лишь тем, чтобы успеть передать царю секрет лучшего хранения оружия, то есть его последняя дума – дума о России. В атмосфере многих горьких несообразностей русской жизни… тульский мастер… сумел сохранить “душу человечкину”, и этот факт – большое и обнадеживающее чудо русской жизни. Заканчивая историю, повествователь позволяет себе высказать предположение, что если бы слова Левши на счет английского секрета по части хранения оружия были тогда сразу же доведены до государя, то Россия не потерпела бы поражения в Крымской войне. В этом умозаключении, конечно, сказывается “младенческая наивность народных представлений”. И в то же время в нем в парадоксальной форме выражает себя и историческая концепция самого писателя, который был убежден в том, что простые люди … “сильнее других делают историю”.” (И. В. Столярова, “Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах”, вступительная статья к тому 1, 1996 г.)

Это был анализ повести “Левша” (“Сказ о тульском косом Левше”) Лескова: суть, смысл и идея произведения.

Смотрите: Все материалы по повести “Левша”

Ссылка на основную публикацию