Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков)

Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков)1. Введение. М. А. Булгаков был одним из тех немногих писателей, которые в годы всесильной советской цензуры продолжали отстаивать свои права на авторскую независимость.

Несмотря на яростную травлю и запрет публиковаться Булгаков никогда не шел на поводу у власти и создавал острые независимые произведения. Одним из них является роман “Белая гвардия”.

2. История создания. Булгаков был непосредственным свидетелем всех ужасов Гражданской войны. Огромное впечатление на него произвели события 1918-1919 гг. в Киеве, когда власть несколько раз переходила к разным политическим силам.

В 1922 г. писатель задумал написать роман, главными героями которого были бы наиболее близкие ему люди – белые офицеры и интеллигенция. Булгаков работал над “Белой гвардией” в течение 1923-1924 гг.

Отдельные главы он читал в дружеских компаниях. Слушатели отмечали несомненные достоинства романа, но сходились во мнении, что напечатать его в Советской России будет нереально. Первые две части “Белой гвардии” все же были изданы в 1925 г. в двух номерах журнала “Россия”.

3. Смысл названия. Название “Белая гвардия” несет в себе отчасти трагический, отчасти иронический смысл. Семья Турбиных представляет собой убежденных монархистов. Они твердо уверены в том, что спасти Россию может только монархия. При этом Турбины видят, что никаких надежд на реставрацию уже не остается. Отречение царя стало бесповоротным шагом в истории России.

Проблема заключается не только в силе противников, но и в том, что настоящих, преданных идее монархии людей практически нет. “Белая гвардия” – это мертвый символ, мираж, мечта, которой никогда не суждено осуществиться.

Ирония Булгакова ярче всего проявляется в сцене ночной попойки в доме Турбиных с восторженными разговорами о возрождении монархии. Только в этом и остается сила “белой гвардии”. Отрезвление и похмелье в точности напоминают состояние дворянской интеллигенции спустя год после революции.

4. Жанр Роман

5. Тема. Основная тема романа – ужас и беспомощность обывателей перед лицом огромных политических и социальных потрясений.

6. Проблематика. Главная проблема романа – ощущение бесполезности и ненужности в среде белых офицеров и дворянской интеллигенции. Продолжать борьбу некому, да и не имеет никакого смысла. Таких людей, как Турбины, не осталось. В среде белого движения царят предательство и обман. Еще одна проблема заключается в резком разделении страны на множество политических противников.

Выбор приходится делать не только между монархистами и большевиками. Гетман, Петлюра, бандиты всех мастей – вот лишь наиболее значительные силы, которые рвут на части Украину и, в частности, Киев.

Простые обыватели, не желающие примкнуть к какому-либо лагерю, становятся беззащитными жертвами очередных хозяев города. Немаловажная проблема – огромное количество жертв братоубийственной войны.

Человеческая жизнь обесценилась настолько, что убийство стало обыденной вещью.

7. Герои. Турбин Алексей, Турбин Николай, Елена Васильевна Тальберг, Владимир Робертович Тальберг, Мышлаевский, Шервинский, Василий Лисович, Лариосик.

8. Сюжет и композиция. Действие романа происходит в конце 1918 – начале 1919 гг. В центре повествования находится семья Турбиных – Елена Васильевна с двумя братьями.

Алексей Турбин недавно вернулся с фронта, где работал военным врачом. Он мечтал о простой и спокойной жизни, о частной врачебной практике. Мечтам не суждено сбыться.

Киев становится ареной яростной борьбы, которая в чем-то даже страшнее ситуации на передовой.

Николай Турбин еще очень молод. Романтически настроенный юноша с болью переносит власть Гетмана. Он искренне и горячо верит в монархическую идею, мечтает с оружием в руках встать на ее защиту.

Действительность грубо разрушает все его идеалистические представления. Первое боевое столкновение, предательство высшего командования, гибель Най-Турса поражают Николая.

Он понимает, что до сих пор питал бесплотные иллюзии, но не может в это поверить.

Елена Васильевна – образец стойкости русской женщины, которая всеми силами будет оберегать и заботиться о своих близких. Друзья Турбиных восхищаются ею и, благодаря поддержке Елены, находят в себе силы жить дальше. В этом плане резкий контраст составляет муж Елены – штабной капитан Тальберг.

Тальберг – главный отрицательный персонаж романа. Это человек, у которого вообще нет никаких убеждений. Он с легкостью подстраивается под любую власть ради своей карьеры. Бегство Тальберга перед наступлением Петлюры обусловлено только его резкими высказываниями против последнего. К тому же Тальберг узнал, что на Дону формируется новая крупная политическая сила, сулящая власть и влияние.

В образе капитана Булгаков показал худшие качества белого офицерства, которые привели к поражению белого движения. Карьеризм и отсутствие чувства родины глубоко противны братьям Турбиным. Тальберг предает не только защитников города, но и свою жену. Елена Васильевна любит своего мужа, но даже она поражена его поступком и в конце концов вынуждена признать, что он – мерзавец.

Василиса (Василий Лисович) олицетворяет собой худший тип обывателя. Он не вызывает жалости, так как сам готов предавать и доносить, если бы хватило духа. Главная забота Василисы – получше спрятать накопленные богатства. Перед любовью к деньгам в нем даже отступает страх смерти. Бандитский обыск в квартире – лучшее наказание для Василисы, тем более свою жалкую жизнь он все-таки сохранил.

Немного странным выглядит включение Булгаковым в роман оригинального персонажа – Лариосика. Это неуклюжий молодой человек, который каким-то чудом остался жив, пробравшись в Киев. Критики полагают, что автор специально ввел Лариосика, чтобы смягчить трагичность романа.

Как известно, советская критика подвергла роман беспощадной травле, объявив писателя защитником белого офицерства и “обывательщины”. Однако роман нисколько не защищает белое движение. Напротив, Булгаков рисует картину невероятного упадка и разложения в этой среде.

Главные сторонники монархии Турбины, по сути, уже не хотят ни с кем воевать. Они готовы стать обывателями, замкнувшись от окружающего враждебного мира в своей теплой и уютной квартире. Сообщаемые их друзьями новости повергают в уныние. Белого движения уже не существует.

Самым честным и благородным приказом, как это ни парадоксально, становится приказ юнкерам побросать оружие, сорвать погоны и разойтись по домам. Булгаков сам подвергает “белую гвардию” острой критике. При этом главной для него становится трагедия семьи Турбиных, которые вряд ли найдут свое место в новой жизни.

9. Чему учит автор. Булгаков воздерживается от каких-либо авторских оценок в романе. Отношение к происходящему у читателя возникает только через диалоги главных героев.

Конечно же, это жалость к семье Турбиных, боль за кровавые события, потрясающие Киев.

“Белая гвардия” – протест писателя против любых политических переворотов, которые всегда несут с собой смерть и унижения для простых людей.

«Белая гвардия», анализ романа Булгакова

Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен. Ещё раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.

Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Жёлтый прапор», «Алый мах».

Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.

В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.

Литературное направление и жанр

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей.

Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей.

Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14.

Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру.

Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.

Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники.

В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло.

Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Токаревой

Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко».

С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа.

Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым.

Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней.

Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных.

Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого своё горе».

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

Герои романа

Главный герой и старший брат – 28-летний Алексей.

Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Капитан Тальберг – муж Елены, красавец.

Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.

Василиса (домовладелец инженер Василий Лисович) занимал первый этаж. Он – отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.

Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы её желты, локти костлявые, ноги сухие. Тошно жить Василисе с такой женой на свете.

Стилистические особенности

Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.

Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».

В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.

Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.

Ирреальный пласт романа – сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.

В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестаёт быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность – душу.

  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

  • «Мастер и Маргарита» – особенности жанра и структуры романа

  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты

  • Проделки Воланда и компании в Москве

  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова

  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова

  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

  • «Бег», анализ пьесы Булгакова

  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова

  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

  • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова

  • По произведению: «Белая гвардия»
  • По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Булгаков М.А. "Белая гвардия", краткий анализ

«Белая гвардия» М. А. Булгакова – глубокий нравственно-философский роман выдающегося писателя с непростой судьбой.

Булгаков был непосредственным свидетелем всех ужасов Гражданской войны 1918-1919 г. в Киеве, когда власть в городе несколько раз переходила из рук в руки к различным политическим силам. Именно эти события, впечатления от трагизма происходящего были положены в основу романа.

Работа над созданием произведением была начата в 1922 году и продолжалась до 1924 г.

В центре внимания романа – идеологически близкие Булгакову интеллигенция и офицеры царской армии, произведение, таким образом, содержит автобиографические черты, сохранен даже номер дома, в котором жила семья Булгаковых в годы захвата Киева Петлюрой – 13.

Тема, проблематика, идея романа

Основная тема произведения – ужас, беспомощность обывателей перед лицом глубоких социальных и политических потрясений, с которыми столкнулась Россия в начале прошлого столетия.

Автор затрагивает проблематику ощущения растерянности, ненужности в среде дворянской интеллигенции и белых офицеров. Люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, в одночасье оказались не нужны своей стране. Продолжать борьбу было не кому, да и не за что. В белом движении царит отчаяние и предательство, а страна оказалась разделена между множеством политических сил и идей.

В сложившейся ситуации каждый оказывается в ситуации выбора, причем, не только выбора между многочисленными движениями красных, белых и зеленых, которые рвут на части Киев и страну, но выбора между смелостью и храбростью, богом и дьяволом, честью и бесчестьем. Немаловажной также представляется проблема огромного количества жертв, к которым привела необходимость этого выбора.

Тематика произведения может быть условно сведена к следующим положениям:

  • проблема нравственного выбора;
  • проблема политической нестабильности и ее последствий.

Важно добавить, что автор воздерживается от любых оценочных суждений, понять его отношение к происходящим в действительности и положенным в основу произведения событиям можно лишь из диалогов главных героев, и через них автор проносит идею невозможности принесения человеческих жертв во имя любой идеологии.

Жанр, сюжет, композиция произведения

Действие романа происходит в 1918-1919 гг. В центре повествования – семья Турбиных, именно с описания их дома начинается роман, им же он и заканчивается.

Произведение имеет кольцевую композицию: роман начинается и заканчивается предчувствием грядущего апокалипсиса.

Указанное предчувствие усиливается религиозными образами, цветовой символикой романа, особенностями создания системы персонажей.

В качестве основного приема создания композиции произведения можно назвать его монтажность, что находит свое отражение во фрагментарности, множественных стилистических и тематических контрастах, противопоставлении Дома – Города.

Если дом Турбиных – кажущийся островок спокойствия, гармонии, напоминание о старом укладе, Город – грозная, непреодолимая сила, хаос, вестник нового устройства и быта.

Посредством сопоставления этих образов создаётся кульминация романа, представленная оппозицией событий, происходящих в доме Турбиных накануне трагических событий, и описанием «городских событий», массовых сцен в гимназии, на площади. Массовые сцены носят гротескный характер, контрастируя с другими эпизодами произведения, подчёркивая хаос происходящих исторических событий.

В результате противопоставления Дома и Города формируется смысловая доминанта произведения, противопоставление старого и нового, причем, старое изображается в идеалистическом плане.

Система персонажей романа

Как уже отмечалось, в центре повествования Булгакова – семья Турбиных:

  1. Алексей Турбин только вернулся с фронта, где работал военным врачом. Алексей мечтает о спокойной жизни, частной врачебной практике, однако, вместо этого, оказывается вовлечен в самую гущу драматических событий, еще более трагических, чем на фронте. В образе данного персонажа автор ценит верность чести, мужественную прямоту. Внешне Алексей спокоен, сдержан, старается не проявлять своего волнения, однако, отдельные эмоции, реплики выдают внутренне состояние волнения, горечи, переживаемой трагедии.
  2. Николай Турбин – молодой, романтически настроенный юноша, который с болью воспринимает падение старого государственного строя, уклада. Он горячо и искренне верит в монархическую идею, мечтает с оружием в руках встать на ее защиту. В образе братьев Турбиных воплощены типичные образы белых офицеров, мучительно переживающих кружение символа веры, отречение императора, утрату той, царской России.
  3. Елена Васильевна – символ русской женщины, образец стойкости и мужества. Она готова оберегать своих близких и свой дом любой ценой, чем вызывает восхищение окружающих.

Разумеется, указанными образами система персонажей произведения не ограничивается.

Смысл книги "Белая Гвардия" Михаила Булгакова | Какой Смысл

«Белая гвардия» — первый роман, написанный Михаилом Булгаковым. Писатель считал Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну трагедией русского народа, которую он сам лично тяжело переживал, и под влиянием которой была создана «Белая гвардия».

Сюжет

В центре повествования находится семья интеллигентов Турбиных: сестра и двое братьев, которые становится свидетелями и участниками важных и страшных событий. Семейное горе, смерть мамы, накладывается на крушение привычного, прекрасного для них мира.

Белогвардейцы пытаются оборонять город и гетмана Скоропадского от наступления Петлюры. Алексей и Николка Турбины тоже записываются в ряды добровольцев. Елена — хранительница дома. Однако гетман бросает тех, кто его защищает, и тайно покидает город. Петлюра перехватывает власть над городом.

Николка, мог бы погибнуть в бессмысленном сражении. Его и других юнкеров спас полковник Най-Турс, вовремя распустивший ребят. Но сам он при этом погиб. Николке предстоит испытание: сообщить о смерти офицера его матери и сестре.

Старший брат Турбиных ранен петлюровцами. Его спасает незнакомая женщина. Но ранение запущено, Алексей тяжело заболевает тифом. Елена, сестра, вымаливает у Заступницы Богородицы жизнь брату.

Однако её семейное счастье разрушено: Тальберг, муж, бежит из города, бросая её. В финале власть у петлюровцев отбирают большевики —страшная сила, катастрофа, которая стирает с земли все святое.

Этой мыслью и завершается роман.

Смысл

Историческим событиям в книге отведено место фона. На первый план выходят моральные конфликты и противоречия. Важно показать, как поступят герои, сумеют поступить достойно, не потерять честь в ситуациях, когда это сделать сложно.

Роману предшествуют два эпиграфа.

Первый — описание бурана в «Капитанской дочке» Пушкина, когда Гринев сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым. В книге же речь о людях, настигнутых безумным ветром революции. В этом вихре легко заплутать и сбиться с верного пути.

Турбины остаются верными своим понятиям о чести и долге. Оба брата готовы стоять на защите прежней власти. Но они не могут противостоять молоху политической системы. Их антагонист — Тальберг. Не выдержав первых испытание, он предает и жену, и Отчество.

Так раскрывается проблема нравственного выбора белогвардейцев: продолжать сражения за гетмана, бессмысленные и беспощадные, или спасти себе жизнь.

Булгаков задает вопрос: есть ли смысл бороться за старую власть, если её представители бросают солдат? Для автора этот ответ — нет, смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.

Второй эпиграф — библейский. Здесь начинаются размышления о вечном. Булгаков напоминает: всех будут судить по делам. Проблема не в том, белые были правы, или красные.

Важно, как в момент подобной катастрофы остаться человеком, не потерять себя. В рай, как мы видим во сне Алексея Турбина, смогут попасть те, кто сохранил честь, не предал ни себя, ни других.

Богу близки те, кто даже в безумное, злое время, сохранили в себе хоть каплю человечности, даже большевики.

Поднимается в романе и тема удручающего положения интеллигенции, которые становятся изгоями в новом мире. Это — трагедия, ведь без культуры, без интеллектуалов развитие страны невозможно.

Осиротевшие Турбины воспринимают дом, как пристанище: если выйти за его пределы, может случиться что-то плохое. Жилище описывается с теплом, любовью. В нем находят приют все, кто нуждается в заботе. Но иллюзии, что он защитит от внешнего мира, никто не питает.

Внутренний мир семьи и Дом крепко связаны с судьбами других порядочных людей, верных долгу и чести. Для них это не только стены, потолок, интерьер. Это — культура, место, где сохранились традиции, место, где сохраняются духовное начало и книжные шкафы.

Алексей Турбин очень мучается, думая о возможной гибели дома. Ведь это гибель и всей русской интеллигенции.

Бои за Город ставят перед героями не только вопрос о собственной безопасности. Булгаков раз за разом спрашивает каждого из них: что должен сделать в сложной ситуации честный человек? Как правильно определить границу между смелостью и безрассудством, трусостью и разумностью? Каждый герой по-своему отвечает на вопрос.

Булгаков. «Белая гвардия» • Расшифровка эпизода

Page 2

Стихотворение Брюсова «Творчество», датированное 1 марта 1895 года, — манифест раннего символизма. Оно было рассчитано на эпатаж и вызвало скандал: автора обвиняли в бессмыслице. На самом деле, напротив, оно построено чрезвычайно рационально.

Мы видим, что образы последней строфы варьируют образы первой строфы с очень существенной разницей: в первой строфе говорится «Тень несозданных созданий», в последней строфе — «Тайны созданных созданий». Сопоставив это с заглавием, мы можем прийти к выводу, что в стихотворении представлен процесс творчества: автор описывает, как создает это самое стихотворение.

Начнем читать его сначала.

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Загадочное слово «латания» — это пальма, а эмалевая стена — это стена печки. Лирический герой находится в полусне в комнате, где топится печь, и видит пальмовые листья-лопасти, отражающиеся в изразцах.

Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

Тени пальм начинают напоминать ему руки: мир двоится на реальный и тот, который полусонный поэт создает своим воображением. Звонко-звучная тишина — оксюморон, отсылающий к расхожему выражению «звенящая тишина».

И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Киоски — это беседки; конечно, из комнаты герой никаких киосков видеть не может, а значит, он расширяет мир стихотворения. Этот воображаемый мир становится воинственно-захватывающим, он побеждает мир реальный.

Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

За эту строфу над Брюсовым издевались пародисты, предлагая посадить его в сумасшедший дом или предполагая, что поэт пьян. Однако на самом деле месяц при луне — это всего лишь отражение луны в эмали. В строфе очень важно слово «ластятся»: воображаемый мир стихотворения — это мир, в котором поэт является демиургом и все ему подчиняется.

Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Последняя строфа — торжествующая: поэт-демиург досоздал свой мир. Стихотворение полно фонетических и синтаксических повторов, что делает его еще больше похожим на заклинание.  

«Замечали ли вы, что последняя чеховская пьеса решительно отличается от всех предыдущих? Как построены „Иванов“, „Чайка“, „Три сестры“, „Дядя Ваня“? Говоря схематически, они построены все одинаково: приезд, выстрел и отъезд. И ничего не меняется, все возвращается к началу».

Больше всего на это похоже окончание третьего, предпоследнего действия «Вишневого сада», когда Аня говорит: «Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя.

Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!..

Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..» Третье действие кончается в августе, а четвертое начинается в октябре.

«Что такое четвертое действие? Четвертое действие „Вишневого сада“ говорит о том, что возвращения назад, как в „Трех сестрах“, как в „Дяде Ване“, как в „Чайке“, возвращения назад нет и быть не может. Надо ехать.

И Гаев, банковский служака, как он говорит о себе с удовольствием, произносит: „До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…“ Да, расстаться с садом тяжело Раневской, Гаеву, Фирсу. Но они расстаются с ним, жизнь кончается».

Гибель сада становится для Чехова символом гибели старой культуры: он трезво понимает, что вернуться назад нельзя, и смерть старого Фирса в этом смысле очень показательна. 

«Мне кажется, что в начале XX века в творчестве Чехова наступил новый период. Это касается и прозы, и драматургии. И в прозе, и в драматургии XIX века Чехов заканчивал тем, чем начинал, его рассказы и пьесы были закрыты, замкнуты.

В поздней прозе — например, в „Даме с собачкой“, „Невесте“ — совсем другие финалы. И проза, и драматургия открыты, впереди жизнь, неизвестная, таинственная и, может быть, прекрасная. Все в руках человека.

Как бы этот период в творчестве Чехова пошел, как бы Чехов развивался, мы, к сожалению, никогда не узнаем».

«Аристократка» — рассказ тридцатилетнего Зощенко, необычайно популярного в 1920-е годы. Однако его репутация у критики была сложной, двойственной.

Официальная советская критика была недовольна его персонажами, его языком, его приземленно-бытовыми сюжетами, объявляя его рупором мещанства, полного пережитков темного буржуазного или мелкобуржуазного прошлого.

Защищавшая его просвещенно-либеральная, академическая критика объясняла, что он, напротив, сочувствующий делу партии сатирик-попутчик, разоблачающий вредные родимые пятна прошлого в осмеиваемых им мещанах.

«Лишь во времена перестройки в СССР была, наконец, полностью издана его психоаналитическая повесть из собственной жизни „Перед восходом солнца“, бросающая новый свет на картину его творчества в целом. Вдруг оказалось, что автобиографический герой этой повести во многом похож на тех мещан, которых автор осмеивал в своих знаменитых комических рассказах.

Только там зощенковский персонаж дан в отстраненно-комическом ключе, а тут в трагифарсово-сочувственном, он серьезно озабочен проблемами своей личности.       Но тогда верны и неверны обе принятые трактовки. Зощенко, действительно, в каком-то смысле мещанин, человек вообще, который и смешон, и жалок, но которому автор сочувствует, и мы с ним вместе.

Но которого он также и видит в критическом свете».

В «Перед восходом солнца» Зощенко сосредоточился на выявлении своих основных, еще детских травм, из которых и выводил свои будущие фобии — страх грома, выстрела, страх воды, страх еды, боязнь за свои территориальные границы и границы своего тела, боязнь женщин как источников кормления и как сексуальных объектов, свой эдипов страх, ненависть к отцовским фигурам начальства.

Что же мы видим в «Аристократке» в свете инвариантов Зощенко, выявленных им самим в «Перед восходом солнца»? Налицо страх женщины, тем более аристократки с золотым кастрирующим зубом, любительницы театра.

Впрочем, о какой пьесе идет речь, мы так и не узнаем — это еще один инвариант, неспособность ответить на культурный вызов.

У него также проблемы с едой (герою она вообще не достается), проблемы с личными границами (герой вынужден символически раздеваться при публике, когда выворачивает карманы). Наконец, у него конфликт с мелким начальством в лице буфетчика, восходящий к эдиповому страху перед отцом.

И не в последнюю очередь это конфликт с социумом, в частности с языком — одним из наиболее властных институтов человеческого общежития. Говоря неграмотное и идиотское «Ложи взад», герой демонстрирует полный провал социальной интеграции. 

Между «Аристократкой» и «Перед восходом солнца» можно найти несколько буквальных параллелей, доказывающих правомочность сопоставления.

«Все творчество Зощенко пронизано единой темой недоверия, страха, боязни вторжения и прикосновения чужих враждебных сил.

Зощенко вырос в многодетной и не совсем благополучной семье и как бы с детства был запрограммирован стать антипоэтом коммунальной квартиры. Не только в буквальном, но и в высоком, символическом, экзистенциальном смысле.

Угрожающий социум, недоверие к нему, безуспешные попытки его контролировать, полный провал взаимодействия — таков типовой архисюжет Зощенко».

Художественная литература издавна использовалась в целях пропаганды, однако само представление о том, что какие-то идеи можно пропагандировать через тексты, ассоциируется у нас с XX веком, и прежде всего — с советской властью; цари вообще не очень любили объяснять что-то народу.

Стихотворение Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» написано в 1929 году. Все помнят его рефрен — «Через четыре года здесь будет город-сад» — и концовку: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». Создатели города-сада — это строители металлургического завода в сибирском городе Кузнецке (впоследствии — Новокузнецк).

Стихотворение написано по конкретному поводу: в Кузнецк приехало начальство и «распушило в пух и прах» за отставание от графика. Почему они не успевали, понятно: условия работы ужасные, как пишет Маяковский, «вода и под, и над».

Любопытно, что эта конкретность и злободневность у Маяковского накладывается на использование одного понятия из урбанистики того времени — понятия города-сада. Его ввел англичанин Эбенизер Говард, который в 1902 году опубликовал книгу «Города-сады завтрашнего дня».

В этой утопической книге Говард предлагал совместить достоинства городской жизни с прелестями сельской, чтобы человек жил в гармонии с природой.

Город должен был стать конгломератом микрорайонов, перемежаемых лесопарками; несколько таких городов были построены в Америке и в Англии.

Идея была воспринята и в России. Правление Казанской железной дороги намеревалось построить города-сады для своих служащих, для чего последним надо было скинуться. Те отнеслись к этому скептически, и была организована серия лекций о том, почему это правильно.

Осенью 1913 года об этом писала газета «Утро России» (и не только она). Это время — период бури и натиска в истории русского футуризма: поэты устраивают скандальные выступления, о них много пишут газеты, а те за газетами следят.

Вполне логично, что в той же газете Маяковскому и могло попасться понятие города-сада.  

Стихотворение Николая Заболоцкого «Прохожий» написано подчеркнуто простым слогом, однако понимает его мало кто.

Исполнен душевной тревоги, В треухе, с солдатским мешком, По шпалам железной дороги

Шагает он ночью пешком.

Предельно простые слова, но возникает миллион вопросов.

Кто такой «он»? Почему этот «он» шагает по шпалам железной дороги в ночном пейзаже? Почему на этом неназванном человеке треух? Почему у него солдатский мешок? Если бы на дворе был 1945-й, было бы понятно: человек возвращается с фронта. Но стихотворение написано в 1948 году.

Может быть, это зэк? Мы знаем, что Заболоцкий, вернувшись из ссылки, а до этого — из заключения, весьма настороженно следил за своей собственной судьбой, все время ожидая нового ареста. Но все это — наши догадки.

Герой оказывается в предельно конкретном пейзаже — переделкинском — и идет в сторону кладбища.

Тут летчик у края аллеи Покоится в ворохе лент, И мертвый пропеллер, белея,

Венчает его монумент.

Однако почему он движется именно к этой могиле, мы не знаем.

Сравнение «сосны, склоняясь к погосту, стоят словно скопища душ» вдруг начинает разворачиваться из метафоры в некоторую метафизическую реальность, и некто пришедший на эту могилу вдруг ощущает себя причастным к вечной жизни. Казалось бы, вечный покой — это образ, указывающий на тему смерти. Но в мире стихотворений Заболоцкого это образ, указывающий скорее на вечную жизнь.

«Некий человек, возможно зэк, точно, что прошедший войну, прежде чем оказаться в местах не столь отдаленных, движется пешком к кладбищу и идет к какой-то определенной могиле. Возможно, это тот, с кем он воевал вместе, тот, кто погиб, оставив его в этой жизни. Для чего оставив в этой жизни? Для страданий.

Тот, кто погиб, от страданий избавлен и уже причастен к миру вечности, в котором нет тревог, оставшихся на долю выжившего.      И Заболоцкий начинает педалировать тему смерти не как страдания, а как избавления от страданий, смерти не как прекращения жизни, а смерти как выхода в вечность.

Это не тот покой, который лишает нас возможности дышать, чувствовать, переживать, а тот покой, который нас делает навсегда причастными к этим переживаниям».

По указанию на последнюю электричку можно догадаться, что время — около полуночи, когда один день уступает место другому. По указанию на треух и шуршание почек — что дело происходит весной, когда начинается возрождение новой жизни.

  • «И победа над тревогой, над той жизнью, которая ужаснее смерти, уже совершена, о чем говорит последняя строфа: 
  • А тело бредет по дороге, Шагая сквозь тысячи бед, И горе его, и тревоги
  • Бегут, как собаки, вослед.

     Лотман назвал это состояние „временем с признаками точности“. И пространство здесь с признаками точности. И жизнь с признаками точности. Не подчинившаяся этой точности и ускользнувшая туда, где находится „невидимый юноша-летчик“ и куда на мгновение, но на длящееся, долгое мгновение, попадает душа лирического героя этого стихотворения».

Судьбы произведений Стругацких столь же таинственны, сколь и судьбы их героев.

Например, вопиюще антисоветская «Улитка на склоне» была, в общем, доступна читателям, а «Пикник на обочине», в котором нет ни единой советской реалии, еле-еле продрался через цензуру и очень долго не переиздавался.

Это лишний раз доказывает, что советская цензура обладала сверхъестественным нюхом и раньше самих Стругацких угадала, о чем же на самом деле «Пикник». История Рэдрика Шухарта, его семьи и друзей — это предсказание Стругацких о советском проекте, которое стало сбываться спустя 30 лет.

«О чем, собственно говоря, „Пикник на обочине“? Это реинкарнация старого рассказа Стругацких „Забытый эксперимент“.

Есть некая искусственно огороженная зона, там происходит некий чудовищный научный эксперимент, и результат этого эксперимента — животные-мутанты: иногда с белой пленкой вместо глаз, иногда с перепонками между лап, иногда состоящие из двух тел. Они кидаются на эту решетку изнутри и умоляют их выпустить.

       Это первая догадка о природе советского эксперимента. Поставлен великий эксперимент, в нем появились страшные мутанты. Теперь этих мутантов прячут от всего мира. А может быть, эти мутанты понимают больше, чем здоровые, может быть, они лучше, чем здоровые. Но они навеки ограждены этой страшной сеткой.

     И самые важные, ключевые слова в повести говорит Рэдрик Шухарт уже в первой части, когда в баре наливают ему на два пальца очищенной. Он витийствует перед корреспондентами и говорит: да, у нас Зона, у нас грязно, у нас страшно, но через нашу Зону повевает ветер из будущего.

     Итак, советский проект страшен, но из советского проекта сквозит будущее, потому что по большому счету все остальные модели мира обречены. А насчет этой мы еще ничего не знаем».

Зона забытого эксперимента очень точно транслирует всю советскую реальность. Это грязное, захламленное место, где вперемешку валяются следы великих побед, великих завоеваний, грандиозных неосуществленных замыслов. В Зоне находится кладбище, а главные герои советского проекта — мертвые.

В книге есть страшная сцена обретения мертвецами плоти — но ведь такой страной оживших мертвецов был и Советский Союз и точно такие же фантомы былых великих идей расхаживали по нему и пытались как-то напомнить о великом прошлом. Одно из жутких изобретений Зоны — «ведьмин студень», который проникает в кожу и плоть, и нога остается ногой уже без кости.

И это тоже советское изобретение, потому что бескостные жители — это огромное большинство тех, кто побывал в советском опыте.

В Зоне есть и главная обманка — Золотой Шар, исполняющий желания. Это вечная мечта о том, что грандиозная социальная перетасовка в России принесет всем счастье.

Герой книги просит Шар именно о коммунизме: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» Но за это счастье надо платить чужой жизнью, ведь к Золотому Шару ведет «мясорубка» — невидимый агрегат, который выкручивает человека в воздухе, как белье, и только какие-то черные капли проливаются на землю.

«Сегодня метафора Стругацких еще очевидней, еще страшней. Мы все ходим в нашу советскую зону за хабаром — за сюжетами, за старыми песнями о главном, за патриотическими концепциями.

Зона, которой давно уже нет, продолжает поставлять нам идеи нашего космического доминирования, цементирующие нацию представления о великой победе и так далее. Главным источником идентичности — этого самого дорогого на сегодня хабара — становится советская зона, и Стругацкие предугадали это безупречно.

Впрочем, эта зона тоже со своими обманками, и за нее приходится платить — тем, что у сталкеров растут мутировавшие дети».

  Курс «Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне»

Ссылка на основную публикацию