Анализ повести «Олеся» (А.И. Куприн)

Повесть «Олеся» была написана Александром Ивано­вичем Куприным в 1898 году.

1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением.

Наблюдения над свое­образным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества.

Здесь был задуман цикл так называемых «По­лесских рассказов», в который впоследствии вошли расска­зы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя — повесть «Олеся».

Повесть эта — воплощение мечты писателя о прекрас­ном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.

История недолгой, но прекрасной по своей искрен­ности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой.

Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофе­евича в непривычной обстановке глухой деревни.

Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.

Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.

Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притяга­тельная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгно­вение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.

В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей пол­нотой раскрываются характеры героев повести.

Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире».

Есте­ственная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.

Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неиз­бежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.

Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправ­дывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.

К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпа­дают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюблен­ный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.

В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.

Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности.

По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной».

Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.

Константин Паустовский, прекрасный писатель, ис­тинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».

Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая пре­лесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.

Реферат: Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна "Олеся"

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Концепция естественной личности
  • 2. Своеобразие реализма
  • 3. Роль романтического начала
  • Заключение
  • Литература
  • Введение
  • В рамках работы проводится анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) «Олеся» (1898).

В 1897 году А.

Куприн служил в Ровенском уезде Волынской губернии управляющим имением. Изумительная природа и особенности быта Полесского края, драматические судьбы его жителей вдохновили писателя на создание цикла «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся».

«Олеся» – это одно из первых крупных произведений Куприна, и одно из самых его любимых, о чем он говорил впоследствии. Это повесть о природе и трагической любви «представителей разных миров» – молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего в Полесье из большого города на полгода и молодой девушки Олеси, обладающей неординарными способностями.

  1. В цели и задачи работы входит:
  2. рассмотрение концепции «естественной личности» в повести;
  3. своеобразие реализма художественного стиля писателя;
  4. роль романтической составляющей в повести.
  5. 1. Концепция естественной личности

Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие и в которых настоящая любовь обречена;

цивилизация не приносит людям счастья;

идея «естественного человека», человека природы, которая заключается в противопоставлении человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом». В повести Куприна этот конфликт можно обозначить как «двоемирие».

А. Куприн со свойственной ему художественной выразительностью набрасывает портрет главной героини повести, в котором причудливым образом сочетаются, как и земные, так и возвышенные начала:

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом» [1, 46].

Вероятно, что изначальное чувство, возникшее у главного героя повести – молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще сочетает с описаниями природы.

Главная героиня Олеся – идеальное «дитя природы», далекая от цивилизованного общества. Тем не менее, она обладает сочетанием редких качеств, недоступных, как и главному герою, так и простым жителям.

  • Ей, по выражению, Куприна «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение» [1].
  • В первую очередь, молодого барина Ивана Тимофеевича привлекает романтический «некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах» [1].
  • В образе Олеси Куприн воплотил идеал естественного человека, человека свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки».
  • Разумеется, наиболее ярко и полно Куприн раскрывает характеры главных героев, представителей кардинально разных миров – в любви, в любви бескорыстной и честной.
  • Зарождение любви совпадает с весенним пробуждением природы – главные герои счастливы пока живут одной жизнью с природой и подчиняются ее законам:
  • «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…» [1].
  • Иван Тимофеевич в минуты этого душевного подъема, на пике эмоциональной близости с Олесей сам сравнивает себя с «языческим богом» или «молодым, сильным животным», наслаждаясь «светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью:
  • «Ни разу, ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе».

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту – мечту о Личности, не подверженной влиянию среды. Однако предрассудки и условности окружающей среды оказываются сильнее всех чувств переполняющих главного героя, что и обуславливает трагический исход этой истории.

2. Своеобразие реализма

Своеобразие реализма А. Куприна заключается в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

Так изначально романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность, фантазию и самобытность художника с его правом на преображение реального мира.

В связи с этим, движение романтизма изначально обозначалось как «протест против Бога», против изначальной предопределенности.

Иными словами, реальная действительность не устраивает романтика, и он создает в противовес ей, параллельно ей или же в целях гармонизации – свою действительность, свой мир.

Исходя их этого, “двоемирие” является явным классическим признаком традиционного романтизма.

Начальные страницы “Олеси” можно охарактеризовать по стилистике как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт полесских крестьян. И только после того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом.

Другими словами, в произведении описывается любовь реального человека и романтической идеальной героини. Иван Тимофеевич попадает в неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она – в его реальность.

Идеальность Олеси, помимо перечисленных свойств, заключается еще и в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями.

Таким образом, в произведении прослеживаются черты, как реализма, так и романтизма.

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими. Цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен и т.д.) и всех специфических моментов человеческой цивилизации (развитием естественных наук, техники и социальных преобразований), у человека сохранились основные традиционные представления о добре и зле, любви и ненависти, о врагах и друзьях.

Изначально, главному герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором остановилось время. Это ощущение передается читателю.

Мир предстает перед нами в двух реалиях – реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).

Подробное описание пространства Полесья, которое делится на свое – чистое, христианское – и языческое, в котором обитают злые силы необходимо для того, чтобы объяснить читателю причину негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси.

Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры реальный и идеальный. Реальный мир – это Петербург и его «высший свет»; идеальный мир – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.

Иван Тимофеевич сам рассказывает о Петербурге Олесе с нескрываемым отвращением:

Читайте также:  Краткое содержание повести Пушкина А.С. «Пиковая дама»

«Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

Олеся отвечает Ивану Тимофеевичу:

«Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город. Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся… И такая меня тоска возьмет за лесом, – так бы бросила все и без оглядки побежала… Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» [1].

Из противостояния этих миров вытекает другой конфликт. Этот конфликт социальный: люди, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Поэтому Куприн не делает романтическую любовь безмятежной и приводит героев к тяжким испытаниям. Таким образом «лесная сказка» заканчивается трагически.

Дело заключается не только в обстоятельствах финала, когда Олеся сталкивается с жесткостью и подлостью окружающего мира.

Куприн рассматривает этот вопрос более масштабно, с социальной точки зрения: насколько возможно, чтобы идеальное «дитя природы» жила в чуждой ей среде.

  1. Эти миры четко противопоставлены друг другу и как верно отмечает главный герой, не могут сочетаться:
  2. «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил» [1].
  3. Таким образом, в повести затрагивается не только тема любви, но и тема недостижимого счастья.
  4. Своеобразие реализма Куприна заключается еще и в том, что этот сказочный мир, в который попал главный герой, лишен идеализма – деревенские жители предстают злобными и ограниченными. Олеся, зная склад их ума и испытав на себе их неприятие, пытается оградиться и защититься от них:

«А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть» [1].

Обладая интуитивным знанием, благородством и рядом других человеческих качеств, Олеся выигрывает по сравнению со своим возлюбленным – Иваном Тимофеевичем, который предстает перед нами типичным представителем интеллигенции, человеком с «ленивым сердцем», человеком искренним, отзывчивым, но нерешительным и в некоторой степени эгоистичным. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала Олесе и благодаря своей подверженности условностям и предрассудкам цивилизованного мира, сам того не желая, принес беду своей любимой.

Олеся чувствует и понимает это изначально, говоря возлюбленному:

«Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» [1].

Олеся, владеющая необъяснимым с точки зрения Ивана, даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца. Она знает, что Иван Тимофеевич не способен отречься от своего мира, но, тем не менее, идет на самоотречение, пытается примерить свой образ жизни с тем миром, который ей чужд.

Когда Олеся предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы, у главного героя возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви. Однако Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть и это.

  • Сам Иван Тимофеевич, от лица которого ведется повествование, не оправдывает себя и не отрицает того, что при всей своей любви к Олесе, зависит от условностей цивилизованного мира. По сути именно эти условности и обуславливают трагичность финала, а предчувствия близкой беды и близкого расставания посещают теперь уже и главного героя:
  • «Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, – и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» [1].
  • 3. Роль романтического начала
  • Романтическое начало «Олеси» угадывается в самом начале повести, когда реалистичное неторопливое описание быта и нравов полесских крестьян снабжается рассказами слуги Ивана Тимофеевича – Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако романтическое начало предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси – дочери лесов.

Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности – изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д.

Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».

  1. Олеся, не знающая всех тонкостей, хитростей и условностей цивилизованного мира, благодаря своей открытости заставляет и Ивана Тимофеевича хотя бы на время забыть обо всех предрассудках своей среды.
  2. Вместе с этим, необходимо отметить, что Олесе не свойственна наивность и беззащитность – она знает что такое людская злоба и неприятие, она знает что любая непохожесть в человеческом сообществе наказуема, но, тем не менее, она способна на «поступок», в отличие от возлюбленного.
  3. Любовь Олеси – величайший дар главному герою, в котором сочетается жертвенность и смелость, но в тоже время Куприным закладывается в этот дар ряд конфликтов и противоречий.

Таким образом, подлинный смысл любви А. Куприн видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту своих чувств.

  • Заключение
  • Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами:
  • противопоставление двух миров – мира реального, который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;
  • обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;
  • идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси.
  • Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту – мечту о Личности, не подверженной влиянию среды.

В этой же концепции и заключается своеобразие реализма А. Куприна – в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

  1. Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.
  2. Из противостояния реального и идеального миров вытекает второй конфликт: возлюбленные, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.
  3. Романтическая составляющая прослеживается в самом начале «Олеси», когда реалистичное описание быта крестьян снабжается рассказами слуги барина о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако только после того как в повести появляется Олеся, романтизм в полной мере неотделимо соседствует с реализмом.

Главный герой, попав в этот сказочный идеальный мир, на время забывает обо всех условностях современного традиционного общества и на некоторое время объединяется с природой.

Однако Куприн остается реалистом, и лесная сказка заканчивается трагически, о чем интуитивно догадывается еще на первых этапах знакомства с Иваном Тимофеевичем сама Олеся.

куприн личность романтический реализм

Литература

1. Куприн А.И. Избранные сочинения – М.: «Художественная литература», 1985. – 655 с.

Анализ произведения Олеся Куприна

История создания: В 1898 году в газете «Киевлянин» под заголовком «Из воспоминаний о Волыни» вышла повесть А.И. Куприна «Олеся». В 1905 году произведение «Олеся» вышло как самостоятельная повесть. На создание повести автора вдохновила история, рассказанная знакомым помещиком Порошиным. Помещик был влюблен в колдунью. В центре сюжета повести как раз похожая история любви.

Жанр: повесть

Сюжет и тема:

По воле судьбы Иван Тимофеевич оказался в глухой деревушке. Вскоре жизнь ему там наскучила. Однажды вечером Ярмола рассказал, что пятью годами ранее в их деревне жила ведьма  Мануйлиха со своей внучкой. Жители выгнали их из деревни в лес, так как старуха колдовала. С тех пор Иван Тимофеевич загорелся желанием познакомиться с ведьмой.

Во время охоты Ивану улыбнулась удача: он обнаружил дом Мануйлихи. Сама ведьма выглядела в точности как баба-яга. Иван уговорил старуху погадать ему на картах за деньги. Вскоре в дом зашла Олеся, внешность которой не оставила равнодушным героя.

Весной Иван снова стал гостем ведьмы. На этот раз герой получил предсказание от Олеси, которое навело его на определенные мысли.

Олеся рассказала гостю, что ее бабушка раньше лечила людей, искала клады. Герой не поверил ей, но после того, что Олеся продемонстрировала, его сомнения ушли.

Иван видится каждый день с Олесей. Вскоре он признается ей в любви и предлагает венчаться, так как должен уезжать через некоторое время. Олеся не может появиться в церкви, потому что с самого рождения ее душа во власти дьявола.

На празднике святой Троицы Олеся все-таки посетила церковь. Этот визит принес ей много горя. Ивану рассказали о жестокости жителей деревни по отношению к Олесе.

Вечером в деревне прошла сильная гроза с градом. Это связали с проклятием Олеси, которая был зла на жителей деревушки.

Иван Тимофеевич поехал в лес, но в доме было пусто. Он нашел лишь нитку дешевых красных бус. Ее он хранил в память об их любви с Олесей.

Главная тема повести – любовь и самопожертвование. Герою посчастливилось испытать чувство взаимной и искренней любви. Но, к сожалению, их союз не был возможен ввиду разницы в классовом отношении. Олеся была человеком-природой, а Иван – человеком из светского общества. Поэтому нельзя упустить из виду еще одну тему – тему социального неравенства.

  • Главные герои:
  • Иван Тимофеевич – главный герой, писатель.
  • Ярмола – полесовщик, житель глухой деревушки.
  • Мануйлиха – бабушка Олеси, колдунья, которую жители деревни изгнали из своих родных краев.
  • Олеся – девушка, которая обладает магическими способностями.
  • Композиция:
  • Экспозиция – скучная жизнь Ивана Тимофеевича в глухой деревне
  • Завязка – знакомство с колдуньей Мануйлихой и ее внучкой Олесей
  • Развитие действия – ежедневные встречи Ивана и Олеси
  • Кульминация – признание Ивана и Олеси в любви друг другу
  • Развязка – сопротивление в лице народа, с которым встретилась Олеся на пути в церковь, где хотела заключить брачный союз с любимым

Вариант 2

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» – одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Читайте также:  В чем смысл антиоды Гоше Рубчинскому?

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели.

Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю.

Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие.

  Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств.

Любовь дарит ей уверенность  в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И.

Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение.

Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая.

На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек.

Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств.

Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж.

Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны.

Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более.

Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду.

На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная.

На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

Несколько интересных сочинений

Смысл произведения Куприна "Олеся" | Какой Смысл

«Олеся» — одно из самых известных произведений А. И. Куприна, где он раскрыл одну из своих главных тем — образ чистого, светлого человека, которого не испортило общество, который не подвластен его тлетворному влиянию. В этой статье мы разберёмся и выясним, какой же смысл вложил автор в эту повесть.

Смысл названия книги

Произведение названо именем главной героини. Почему же автор делает акцент именно на ней?

Олеся — дитя природы, добрая, искренняя, честная и заботливая. При первом её появлении читатель сразу проникается к ней глубокой симпатией — она приносит домой озябших птичек. На протяжении всего сюжета она раскрывается перед нами как человек с удивительной душой и любящим сердцем.

Зная, что счастье с Иваном в будущем невозможно, Олеся всё-таки не страшится того, что будет дальше, и всецело отдаётся чувствам. Ради любви она решается на сложный поступок — пойти в церковь.

Для неё, колдуньи — человека с другим мировоззрением, — это действительно тяжело, но она сделала это, однако столкнулась с жестокостью общества, которое не признаёт тех, кто хоть чем-то от них отличается.

Олеся является идеалом «естественного» человека. Её доброта, глубина натуры, способность искренне любить и жертвовать собой ради любви показывают, что даже она, колдунья, служащая дьяволу, намного чище, светлее и более открыта к настоящим чувствам, чем те, кто исповедует религию «Бог есть любовь».

Именно через её образ Куприн старается донести до нас, какими моральными качествами должен обладать человек, поэтому повесть названа именем главной героини — олицетворения любви, красоты, гармонии и нравственности.

Какой смысл произведения Олеся

Главная тема повести — любовь Олеси и Ивана Тимофеевича. Настоящие, искренние чувства просыпаются у обоих молодых людей, и какое-то время они счастливы вместе. Этим автор показывает, что даже для такой кратковременной любви, как у наших персонажей, нет никаких преград. Ведь будучи абсолютно разными людьми, они всё же сошлись.

Главный герой вырос и живёт в большом городе, служит, работает, Олеся же даже грамоте не обучена, её воспитателем была природа, и у девушки совсем другие ценности.

В конце концов Куприн приводит нас к мысли, что такая любовь оказывается невозможной, слишком сильны социальные противоречия, и, к сожалению, на одних только чувствах нельзя построить надёжного будущего.

Даже смелый поступок Олеси, её самопожертвование не спасли героев от предначертанной судьбы.

Ещё один важный конфликт повести — противостояние цивилизации и мира природы. Обратите внимание, что в книге нет каких-то ещё положительных персонажей, кроме Ивана и Олеси (Ярмолу таким тоже не назовёшь, поскольку он враждебно настроен к обеим колдуньям).

Этим показывается испорченное общество со стадным мышлением, которое не умеет быть лояльным к людям, хоть как-то отличающимся от них. Сначала они выгнали жить в лес Мануйлиху, потом жестоко избили Олесю. Причём избили после службы в церкви.

Контраст между религией с её правилами («возлюби ближнего своего, как самого себя») и теми, кто её «исповедует».

В целом, смысл произведения в том, что искренняя и чистая любовь может быть уничтожена обществом, которое диктует свои правила и не знает, что такое нравственность и человеческое достоинство.

Смысл финала книги

Финал очень трагичен и жесток по отношению абсолютно ко всем. Избитая, замученная Олеся, не сделавшая никому ничего плохого, её бабушка, переживающая за внучку, Иван Тимофеевич, искренне любящий девушку и страдающий из-за того, что произошло, и весь народ Переброда, на который в конце, словно гнев за всё, что они натворили, обрушивается гроза и сильный град.

До последнего хочется верить, что всё-таки любовь сумеет преодолеть все преграды, но этого не происходит. Колдуньи вынуждены уехать из места, где все их ненавидят и не понимают.

Таким образом, люди, выросшие на лоне природы и занимающиеся колдовством, оказываются лучше и нравственней, чем те, кто был воспитан в «благородных» условиях цивилизации и кто считает, что правильно истолковывает мораль православия.

То, как они возле церкви инстинктивно, словно животные, начали нападать на беззащитную девушку, выставляет их в отвратительном свете, показывает их первобытными дикарями.

Такой трагический финал ещё раз нам показывает, как важно быть милосердными друг к другу, как важно быть сильными в трудной ситуации.

Урок по повести Куприна "Олеся"

  • Урок по повести Куприна «Олеся»
  • Цели урока:
  • Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
  • Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
  •                                анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
  • Воспитательные: способствовать ориентации  в мире знаний о нравственности,
  •                            осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
  • Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
  • Тип  урока: урок комплексного применения знаний.
  • Оборудование к уроку:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
  • Ход урока:

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич – человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «отцы и дети» (пример)

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как  в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из  своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.  

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза».

Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами.

Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

Мир Олеси – лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и  «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

 Если в сказке мотив бесовства связывают  с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а  «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси  («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье  (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате  (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

  1. 4. Беседа:
  2. – Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
  3. – Ваше отношение к главным героям повести
  4. – Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет  развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Вопросы
1 Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам? Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.
2 О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича? Был ли он с ней счастлив.
3 Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич? Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.
4 Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню? Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.
5 Что было самым примечательным в портрете Олеси? Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.
6 Сколько лет Олесе? 25.
7 Как зовут  и величают Мануйлиху люди, по её мнению? Зовут зовуткой, а величают уткой.
8 Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши? Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
9 Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси? Вино и женщины.
10 Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу? В 67 лет.
11 Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу? Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
12 Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю? Ландыш, малина.
13 Как Мануйлиха называет болезнь Олеси? Огневица.
14 Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»? Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
15 Как называется место, где разворачиваются описанные события? Волынская губерния, Полесье.
16 Какой дар передан Олесе по наследству? Умение гадать.
17 Назовите местную интеллигенцию. Ксендз, органист, урядник, конторщик.
18 Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич? 11 дней.
19 Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке? В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
20 Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича? На углу оконной рамы.
21 Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече? Деньги.
22 О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем? Что у них нет ребёночка.
23 Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей? С грецкий орех.
24 Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне? Вы ещё наплачетесь досыта.
25 Что напоминала хата колдуньи? Сказочную избушку на курьих ножках.
26 Настоящее имя Олеси? Алёна.
27 Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи? Чай и сахар.
28 Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края? Она говорила образно, здесь так не умеют.
29 Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях? При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
30 Как звали собаку Ярмолы? Рябчик.
31 Самое любимое занятие дворян? Охота.
32 Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем? Полесская лихорадка.
33 Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: … маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
34 Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать? Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
35 Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом? Жениться на Олесе.
36 Чего больше всего в жизни боялась Олеся? Посещения церкви.
37 Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу? Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
38 О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу? О зайце и волке.
39 Как местные бабы расправились с Олесей? Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
40 Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было? Чёрный кот и сова.
41 За что люди прогнали ведьму из села? Извела у одной молодицы дитя.
42 Какие птицы дружили с Олесей? Зяблики.
43 О чём писал рассказы Иван Тимофеевич? Об убийствах.
44 Какой картой в колоде является Олеся? Трефовая дама.
45 Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию? 2 месяца.
46 Почему Олеся никогда не ходила в церковь? Её душа с рождения продана дьяволу.
47 За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси  и её бабушки? За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.
48 Чего самого элементарного не знает Олеся? Грамоты.
49 За что все вокруг корили и ругали Ярмолу? За пьянство.
50 Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание? Бусы.
51 Во сколько раз деревня меньше Петербурга? В 500 раз.
52 На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу? В середине болит, ни есть, ни пить не могу.
53 Сколько грамотных людей в деревне? Ни одного.
54 В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда? В Троицу.
55 Какие «украшения» были в избе Мануйлихи? Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.

6. Тест

1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

3. О ком идёт речь: «…считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было.

По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда.

Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

Ключи к тесту

7. Выводы по повести на материалах презентации

8. Подведение итогов, рефлексия:

– Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

Ссылка на основную публикацию