Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Анализ повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Борис Львович Васильев – широко известный писатель, публицист и драматург. Его произведения настолько объемны тематически, что охватывают практически все стороны жизни общества.

Кроме темы войны, которая являлась центральной в его творчестве, писатель выражал обеспокоенность таким явлением, как утрата исторической памяти и деградация нравственности и культуры – достояния, копившегося в России в течение многих веков.

История создания

Понятно, что женщинам не место в боевых сражениях. Но в годы Второй мировой войны им пришлось защищать свою страну наравне с мужчинами. «А зори здесь тихие» — рассказ о пяти смелых девушках-зенитчицах и их командире. Этот маленький отряд смог ценой жизни остановить сильного и коварного врага.

В основу сюжета автор заложил реально произошедшие события 1942 года на одной небольшой заставе. Семеро солдат проходили службу на участке Кировского железного полотна. Однажды туда проникла немецкая диверсионная группа, намеревавшаяся взорвать дорогу. Небольшой отряд во главе со своим командиром смог предотвратить подрыв участка.

В живых остался только командир группы. Он был награждён медалью «За боевые заслуги». Эта история заинтересовала писателя, и он изложил её на бумаге. Когда Васильев начал писать произведение, то понял, что подобных подвигов во время войны было много. Ему нужно было показать частный случай. Тогда Васильев решился на то, чтобы в отряде были не мужчины, а девушки.

Это наполнило повесть новыми красками. Ещё никто из писателей не освещал женскую долю на войне.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Жуткая случайность привела к гибели пятерых зенитчиц из отряда. Название повести передаёт траурное чувство — минуту молчания. Даже зори скорбят, глядя на такое надругательство над юными девушками. Кроме того, заголовок — олицетворение мира на земле, за который отдали свои молодые жизни зенитчицы.

Не зря в его начале автор использует союз «а». Он показывает, какой ценой была достигнута тишина. ” width=”640″>

Секрет названия

Почему так необычно называется повесть? Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности. Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея.

Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным. На таких тихих участках мужчинам делать было нечего, поэтому туда направляли девушек. На первый взгляд место казалось безопасным, но неподалёку находился крупный железнодорожный узел.

Жуткая случайность привела к гибели пятерых зенитчиц из отряда. Название повести передаёт траурное чувство — минуту молчания. Даже зори скорбят, глядя на такое надругательство над юными девушками. Кроме того, заголовок — олицетворение мира на земле, за который отдали свои молодые жизни зенитчицы.

Не зря в его начале автор использует союз «а». Он показывает, какой ценой была достигнута тишина.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. ” width=”640″>

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа.

Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время.

Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора.

Проблематика

Проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.

Идея

всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Васильев повествует о детстве и жизни каждой из своих героинь до войны. Читатели имеют представление об их характере. Также автор рассказывает историю командира Васкова, которому нелегко справляться с женским коллективом.

Хрупкие девушки вступают в схватку с крепкими, обученными убивать диверсантами. Фашистов было в три раза больше, но их отряд был уничтожен. ” width=”640″>

Жанровое своеобразие

Жанр «А зори здесь тихие» — повесть. Это небольшое по объёму произведение, читающееся на одном дыхании. Писатель отбросил все бытовые подробности, взял только эмоциональные эпизоды. У читателей они вызывают неподдельную реакцию.

Если учеников интересует, какое направление книги, то это реалистическая военная проза. Автор пишет о войне, опираясь на реальный жизненный случай. Произведение получилось трагичным и лиричным одновременно.

Васильев повествует о детстве и жизни каждой из своих героинь до войны. Читатели имеют представление об их характере. Также автор рассказывает историю командира Васкова, которому нелегко справляться с женским коллективом.

Хрупкие девушки вступают в схватку с крепкими, обученными убивать диверсантами. Фашистов было в три раза больше, но их отряд был уничтожен.

Сюжетная линия

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту. Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами.

Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание. Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта.

Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки. Васков сумел обезоружить оставшихся немцев и взял их в плен. Вскоре пришла подмога. Через много лет Васков установил на могиле девушек мраморную плиту.

Он приезжает туда вместе с сыном погибшей Риты Осяниной, которого воспитывал.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Он патриот, стоит до последнего, но совесть мучает старшину. Он выживает, потеряв руку. ” width=”640″>

О героях

Старшина Федот Васков

Ему 32 года, старшина. Федот Евграфович был женат, но супруга сбежала с другим, а их сын умер. Старшина необразованный, окончил 4 класса. Он долго пишет письма командованию с просьбой прислать непьющих бойцов. В итоге получает отряд девушек.

Они молоды, неопытны, постоянно нарушают устав, несерьёзно относятся к Васкову, подсмеиваются над ним. Старшина отправляется с “бабьим” отрядом на задание, где постепенно погибают все девушки, несмотря на его отцовское отношение и заботу.

Он патриот, стоит до последнего, но совесть мучает старшину. Он выживает, потеряв руку.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев) Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Женя становится для неё очень родным человеком, больше, чем подругой. ” width=”640″>

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом.

Рита Осянина

Молодая девушка (20 лет), сразу после школы вышла замуж и родила сына. Она серьёзнее и “взрослее” других девушек. Её муж погиб на второй день войны, он был пограничником. Рита – командир взвода. Сначала работала санитаркой, потом окончила зенитную школу.

Ненавидит немцев и чётко понимает, что такое война. Девушка словно окаменела от своей беды, от разлуки с сыном, от войны и смерти. Серьёзная, спокойная, настойчивая, редко улыбается. Встретив Женю, Рита начинает жить, улыбаться, петь.

Женя становится для неё очень родным человеком, больше, чем подругой.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев) Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Умирая, раненая Женя, не верит в происходящее… Её всего 19, смерть не приходит так рано… Немцы добивают её и смотрят на красивое мёртвое лицо. ” width=”640″>

Женя Комелькова

Её присылают на разъезд вместо убитой разносчицы. Её отец был офицером. Всю семью расстреляли на её глазах (её укрыла в доме напротив соседка), девушка осталась в живых. Она очень красива: рыжие волосы, зелёные глаза, высокий рост, стройная фигура. Горе не сломало её. Она улыбчива, весела, озорна.

Смелая и ловкая девушка до войны ездила на мотоцикле, разбивала сердца парней, ничего не боялась. Она умеет танцевать, театрально читать стихи, рассказывать истории, петь. Она опытный боец, не ищет в войне романтику. Героически защищая Риту и Васкова, она погибает.

Умирая, раненая Женя, не верит в происходящее… Её всего 19, смерть не приходит так рано… Немцы добивают её и смотрят на красивое мёртвое лицо.

Лиза Бричкина

Самая тихая, застенчивая девушка. Ей 19 лет, дочь лесника. Лиза рано стала хозяйкой, ухаживала за лежачей мамой, помогала отцу. Она жила в ожидании жизни, ждала, что завтра начнётся настоящая жизнь…Толковая, умная, понятливая девушка.

Читайте также:  Любовь в творчестве А.И. Куприна и И.А. Бунина

Хорошо разбирается в лесах, приметах, природе, птицах. Ей нравится старшина, он чем-то близок Лизе. Он очень доверяет ей, считает самой ответственной. Лиза погибает в болоте, по дороге к заставе за подкреплением.

Это происходит тихо и спокойно, как и всё в жизни девушки.

Соня Гурвич

Ей около 20 лет. Она не отличается красотой, городская девушка еврейской национальности. Всего год Соня учится в университете в Москве, посещает театры, любит стихи.

Она отличница во всём, очень старательная, исполнительная и незаметная среди других девушек. Худенькая, похожая на воробушка. Погибает во время слежки за немцами из-за собственной исполнительности.

До конца не понимает, что значит война, не чувствует угрозы, опасности.

Галя Четвертак

Самая младшая из зенитчиц, выросла в детдоме. Она на четверть ниже среднего роста. Училась на библиотекаря, когда началась война. Девушка ждёт от войны романтики, красоты, подвигов. Она не готова ни морально, ни физически к опасности и смерти.

Много врёт, выдавая свои мечты и желания за действительность, девчонки относятся к ней снисходительно. Девушка боится настоящей войны, не отличается смелостью и внутренним стержнем. В первом же бою глупо умирает, выбежав в панике к немцам .

«Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!»

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества».

Анализ повести «а зори здесь тихие» (б. васильев) – Literature Teacher

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне.

  • Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости.
  • Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.
  • Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну и свои впечатления перенёс в художественный мир.

В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни.

Именно поэтому критика встретила повесть положительно, в ней трудно найти вымышленное, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник.

И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа.

  1. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время.
  2. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.
  3. О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «А зори здесь тихие».

Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода.

Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Будь в числе первых на доске почета

Источник:

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие”

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Творчество Бориса Васильева известно далеко за пределами нашей страны. Известный писатель, фронтовик, он на себе испытал все ужасы воины и прекрасно знал, что такое смерть. “А зори здесь тихие”, “В списках не значится”, “Завтра была война” и многие другие его произведения, по праву занимают достойное место в мировой литературе.

Но в отдельный ряд хотелось бы поставить повесть Васильева “А зори здесь тихие”. Тема данного произведения о женщинах на войне не нова, но здесь мы видим, как писатель не сентиментальничая, жёстко и правдиво рассказал о событиях, происшедших в 1942 году где-то в лесах Карелии.

Подразделение ПВО, которым командует старшина Басков, на все сто процентов укомплектовано молодыми девушками. Места здесь тихие, и служба необычного контингента протекала спокойно, без всяких происшествий.

Но всё перевернулось в один миг… По данным разведки в расположение батареи были заброшены немецкие диверсанты. Старшина принимает решение уничтожить малочисленный, по его мнению, десант своими силами. Для этого он выбрал пять девушек–зенитчиц.

Фашисты были уничтожены, но какой ценой?!

Рита Осянина, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Женька Комелькова, Четвертак – у каждой из них свой счёт к фашистам. Короткими, точными мазками автор нарисовал портреты этих девушек. Конечно, ключевая фигура повести – старшина Басков.

Он участвовал финской войне, за ним имеется фронтовой и жизненный опыт, который он пытается донести до своих подчинённых. Но это только на первый взгляд. Все шестеро – это одно неразделимое целое. Они гармонично дополняют друг друга.

Из “пенька замшелого, у которого в запасе двадцать слов, да и те уставные”, по мнению девушек, старшина, в момент опасности, выплёскивает свои необыкновенные душевные свойства. Он готов взять на себя все мыслимые и немыслимые трудности, чтобы защитить своих молодых бойцов.

Своим заместителем Басков назначил сержанта Осянину. Он давно приметил Риту. Строгая, неулыбчивая, она выглядела старше своих лет. Было видно, что предыдущая жизнь не баловала её.

Командир не ошибся; сержант воевала зло и умело, мстя за погибшего мужа, защищая своего сына.

Перед тем как умереть, Рита рассказала старшине свою тайну, тем самым она вверила судьбу мальчика в надёжные руки.

Женя Комелькова – полная противоположность Осяниной. Озорная хохотушка, душа любой компании, но как оказалось, характер у этой девочки был стальной. Она трижды спасает группу: первый раз – у протоки, искупавшись в ледяной воде, тем самым сорвав переправу гитлеровцев; второй – убив ножом немца, который одолел командира; и, наконец, ценой своей жизни, она спасает раненую Риту.

Да, все девушки погибли, погибли геройской смертью. Они погибли ради грядущих поколений. В этом произведении Б. Васильев, прежде всего, показал силу русского духа, самопожертвование ради светлого будущего, связь между поколениями.

Читайте также:  Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта»

Источник:

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой. 

А. С. Пушкин

Борис Васильев — участник Великой Отечественной войны, талантливый писатель, автор замечательных рассказов и повестей о том страшном времени. В его произведениях, как правило, нет описания крупных военных сражений. Более всего автора интересует психологическое состояние человека, волею судьбы попавшего в круговорот военных действий.

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событий 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Федот Евграфович Васков, заброшен большой отряд фашистских диверсантов.

Этот факт выясняется почти случайно. Не подозревающий о численности отряда старшина Васков берет с собой пятерых солдат в разведку. Разведка эта поначалу представляется почти формальной. Старшина командует зенитной батареей, которая располагается далеко от линии фронта. Да и все солдаты под его началом — это молодые девушки-зенитчицы.

Васков рвется на фронт, пишет начальству рапорт за рапортом, потому что устал он сидеть без дела. Дни старшины проходят в раздражающих его заботах: то разбирайся, почему девушки не в форме, то в расположение взвода не зайди, потому что девчонки кричат, что не одеты. Никакого порядка, одна суета.

Даже когда ночью зенитчицы вражеский самолет собьют, то они визжат, обнимаются, то есть ведут себя чисто по-женски, несмотря на то, что они солдаты.

Казалось бы, так и будет жизнь идти неспешно. Но только наступает день, когда старшина становится человеком, принимающим на себя огромную ответственность.

Обнаружив в тылу нашей армии подготовленный немецкий отряд диверсантов, Васков понимает, что его главная задача — отвлечь немцев, направить по окружному пути, пока не подойдет помощь, потому что справиться вшестером (когда пятеро — девчонки, и стрелять-то не умеющие) невозможно.

Васков показан в повести как человек высокой ответственности, понимающий, какой огромной важности дело выпало на его долю. С крестьянской основательностью обдумывает Федот Евграфович все свои действия. И мы видим, что этот простой русский человек сумел заставить хорошо обученный фашистский отряд поступать так, как нужно ему, старшине. 

Васков отправляет одну из девушек, Лизу Бричкину, за помощью, но вскоре понимает, что помощь эта не придет — девушка не дошла. Его ответственность увеличивается многократно.

Он ощущает, что и от его действий зависит сейчас судьба России, и черпает силы в этой вере. «И такое чувство было у него, словно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником.

И не было во всем мире больше никого — лишь он, враг да Россия».

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. С крошечным отрядом необученных зенитчиц он сумел не только остановить немцев, но и взять их в плен. С горечью и болью повторяет еле держащийся на ногах от усталости старшина: «Пять было девочек, всего пять».

Все, что в его силах, сделал он и для того, чтобы уберечь от смерти своих солдат. Он сроднился с ними за время операции душой и сердцем. По отношению к ним Васков был больше не командиром, а отцом. Но все его усилия, энергия и огромный опыт оказались тщетными. Девушки-зенитчицы гибнут одна за другой.

Лиза Бричкина нравилась ему больше всех, потому что была, как и он, деревенской. Но Лиза дойти не сумела — утонула в болоте.

Женька Камелькова — самая бесшабашная, отчаянная и самая красивая из девчонок — погибла, как герой, отвлекая немцев, принимая удар на себя. Испугавшись, глупо погибает Соня Четвертак.

Рита Осянина, получив смертельное ранение в живот, понимает, что долго ей не протянуть. Не желая быть обузой Васкову, на котором лежит ответственность за нейтрализацию фашистского отряда, она стреляет в себя.

Ведь гибнут не просто солдаты, а будущие матери, рожденные для мира. Они должны были рожать и воспитывать детей, но жизнь их обрывается, и виновата в этом война.

У каждой из них могли бы быть дети, внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества».

Васильев рассказывает в своей повести не о грандиозных сражениях. В центре внимания писателя — маленький эпизод Великой Отечественной войны.

Автор убеждает читателя в том, что войну выиграл простой солдат, что исход крупных военных операций зависел от успеха вот таких, казалось бы, маленьких по масштабам действий.

Но только потому, что каждый на своем месте выполнял свой долг и чувствовал ответственность перед Родиной, наш народ сумел выстоять в этой войне.

Источник:

«А зори здесь тихие» — краткое содержание

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

  • Повесть «А зори здесь тихие», краткое содержание которой приведено далее в статье, рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной Войны.
  • Произведение посвящено героическому подвигу зенитчиц, неожиданно оказавшихся в окружении немцев.

Анализ повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» – основная мысль, тема и жанр произведения

Время на чтение: 11 минут

История создания

Понятно, что женщинам не место в боевых сражениях. Но в годы Второй мировой войны им пришлось защищать свою страну наравне с мужчинами. «А зори здесь тихие» — рассказ о пяти смелых девушках-зенитчицах и их командире. Этот маленький отряд смог ценой жизни остановить сильного и коварного врага.

В основу сюжета автор заложил реально произошедшие события 1942 года на одной небольшой заставе. Семеро солдат проходили службу на участке Кировского железного полотна.

Однажды туда проникла немецкая диверсионная группа, намеревавшаяся взорвать дорогу. Небольшой отряд во главе со своим командиром смог предотвратить подрыв участка. В живых остался только командир группы.

Он был награждён медалью «За боевые заслуги».

Эта история заинтересовала писателя, и он изложил её на бумаге. Когда Васильев начал писать произведение, то понял, что подобных подвигов во время войны было много. Ему нужно было показать частный случай. Тогда Васильев решился на то, чтобы в отряде были не мужчины, а девушки. Это наполнило повесть новыми красками. Ещё никто из писателей не освещал женскую долю на войне.

Год написания книги — 1969. Это дата, когда вышла её публикация в журнале «Юность». Повесть сразу прославила Бориса Васильева, ведь образы зенитчиц получились у него очень правдоподобными.

В этом нет ничего странного: автору самому пришлось пройти все тяготы войны. В 1941 году он отправился добровольцем на фронт, служил в воздушно-десантных войсках. Во время боёв его контузило, затем Борис Львович стал заниматься литературой.

Критика оценила его прозу положительно. Писатель был назван «певцом чрезвычайного века».

Секрет названия

Школьникам важно понять, почему повесть необычно называется. Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности.

Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея.

Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным.

На таких тихих участках мужчинам делать было нечего, поэтому туда направляли девушек. На первый взгляд место казалось безопасным, но неподалёку находился крупный железнодорожный узел. Жуткая случайность привела к гибели пятерых зенитчиц из отряда.

Название повести передаёт траурное чувство — минуту молчания. Даже зори скорбят, глядя на такое надругательство над юными девушками. Кроме того, заголовок — олицетворение мира на земле, за который отдали свои молодые жизни зенитчицы. Не зря в его начале автор использует союз «а».

Он показывает, какой ценой была достигнута тишина.

Жанровое своеобразие

Жанр «А зори здесь тихие» — повесть. Это небольшое по объёму произведение, читающееся на одном дыхании. Писатель отбросил все бытовые подробности, взял только эмоциональные эпизоды.

У читателей они вызывают неподдельную реакцию. Если учеников интересует, какое направление книги, то это реалистическая военная проза. Автор пишет о войне, опираясь на реальный жизненный случай.

Произведение получилось трагичным и лиричным одновременно.

Васильев повествует о детстве и жизни каждой из своих героинь до войны. Читатели имеют представление об их характере. Также автор рассказывает историю командира Васкова, которому нелегко справляться с женским коллективом. Хрупкие девушки вступают в схватку с крепкими, обученными убивать диверсантами. Фашистов было в три раза больше, но их отряд был уничтожен.

Сюжетная линия

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Васков сумел обезоружить оставшихся немцев и взял их в плен. Вскоре пришла подмога. Через много лет Васков установил на могиле девушек мраморную плиту. Он приезжает туда вместе с сыном погибшей Риты Осяниной, которого воспитывал. Такова аннотация книги.

Кратко о героях

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:

  1. Васков Федот Евграфович. Командует небольшим военным подразделением № 171. В свои 32 года он дослужился до старшины. Федот был храбрым, ответственным и надёжным бойцом. Командир борется за дисциплину в подразделении. Он, как заботливый отец, переживает за каждую девушку. В мужчине сочетались доброта, простота и требовательность. В конце он остаётся жив, только потерял руку.
  2. Рита Осянина. Дослужилась до младшего сержанта, была командиром отделения. До войны вышла замуж и родила сына. Муж погиб в первые дни сражений. Оставив сынишку, она оправилась служить. Всегда серьёзная Рита была настойчивой и отважной. Смертельное ранение заставляет её выстрелить себе в висок. В предсмертные минуты героиня просит Васкова заботиться о её сыне.
  3. Женя Комелькова. Обладала очень красивой внешностью, была офицерской дочкой. Всю её семью расстреляли фашисты, только Жене удалось выжить. Девушка очень храбрая, не побоялась отвлечь немцев от раненой Риты Осяниной. В перестрелке с диверсантами она героически умирает с песней на устах.
  4. Лиза Бричкина. Жила в сельской местности, привыкла к тяжёлому труду. С юных лет ухаживала за больной матерью. Хорошо знала лес, где работал её отец. Васков отправляет девушку за подмогой, но она тонет в болоте.
  5. Соня Гурвич. Она выросла в городе, имела еврейские корни. Хорошо владела немецким языком, поэтому Соню использовали в качестве переводчика. У девушки не всё получалось на войне, но она старалась. На немцев наткнулась случайно, неся Васкову забытый им кисет. Её закололи ударом в грудь.
  6. Галя Четвертак. Была самой младшей в группе. Девушка воспитывалась в детском доме, потом училась на библиотекаря. За романтикой пошла воевать. Пугливую Галю убивают немцы, когда она запаниковала и выбежала из укрытия.
Читайте также:  Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

Композиционные особенности

Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.

Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:

  1. Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
  2. Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
  3. Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
  4. Кульминация. Момент гибели девушек.
  5. Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
  6. Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.

Основные темы и проблемы

Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.

Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями. Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему.

Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость.

Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.

Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:

  • разрушительность и ужас войны;
  • память о погибших;
  • трусость.

Идея произведения

После прочтения повести Васильева старшеклассники пишут сочинение с выводами по книге. Им легко уловить главную мысль произведения — женщинам не место на войне. Их жизни растоптали вражеские солдатские сапоги. Девушки бросили вызов очень коварному сопернику.

Автор старается донести читателям, как важно сохранить историческую память. Во имя мира были принесены немыслимые жертвы. Смысл этой борьбы в том, чтобы все нации осознали своё место и осудили насилие, преступления против человечества.

По сюжету повести снято несколько фильмов и сериал.

Юные, любящие, нежные героини разительно контрастировали с нечеловеческим лицом войны. Образы девушек с их мечтами и воспоминаниями получились у писателя очень светлыми. Они погибли, но даже после смерти утверждают жизнь и милосердие.

«А зори здесь тихие» анализ произведения Васильева – проблемы, жанр, тема, план повести – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне.

Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости.

Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну и свои впечатления перенёс в художественный мир.

В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни.

Именно поэтому критика встретила повесть положительно, в ней трудно найти вымышленное, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник.

И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа.

Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время.

Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «А зори здесь тихие».

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода.

Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках.

Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

ПредыдущаяСледующая

Ссылка на основную публикацию