Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 287.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 287.

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ “Облако в штанах” поможет понять, что поэма состоит из четырёх частей и имеет революционный характер. Разбор произведения можно использовать для подготовки к уроку литературы в 11 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблён в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа, но были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится на части, каждая из которых имеет собственную тему, причём если в первой части лирический герой ждёт встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего частей четыре.

  • Жанр – поэма-тетраптих.
  • Стихотворный размер – акцентный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
  • Эпитеты – “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягчённый мозг”.
  • Метафоры – “окровавленный сердца лоскут“, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
  • Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
  • Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрёпанные, как пословица“.
  • Оксюморон – “пульс покойника“.

Владимир Маяковский задумал свою поэму ещё до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания её начинается во время поездки футуристов по России.

Знакомство с красавицей; её отказ вступать с ним в близкие отношения глубоко ранил Маяковского и в то же время дал ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение уже под названием “Облако в штанах” было опубликовано Осипом Бриком.

Второе издание пришлось на 1916 год, и оба были сильно урезаны цензурой.

Поэма Маяковского интересна ещё и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причём остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии.

Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен.

Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.

Произведение состоит из четырёх частей. Четырёхчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырёх частей”. Он считал “Облако в штанах” катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Поэзия Маяковского была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нём использованы:

  • эпитеты – “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягчённый мозг”;
  • метафоры – “окровавленный сердца лоскут“, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
  • гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
  • сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрёпанные, как пословица“;
  • оксюморон – “пульс покойника“.

Ритмика стихотворения новаторская: использован модернистский подход, когда за ориентир берётся маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нём используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и ёмко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 287.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 9/10

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 5/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Гамлет»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 10/10

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 8/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 7/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 5/10

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 6/10

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Биография Шекспира»с результатом 10/12

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 5/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

"Облако в штанах" – анализ поэмы В.В. Маяковского

Время на чтение: 14 минут

Краткий смысл

«Облако в штанах» вначале описывает, как мучительно ждет герой свою возлюбленную, он настолько мечтает об этом свидании, что даже «у нервов начинают подкашиваться ноги».

Его не слушаются мысли, он не может совладать с собой, ему кажется, что даже капельки дождя корчат ему гримасы, как бы издеваясь.

В нем бушует множество чувств, время проходит настолько долго, что он его уже не ощущает, ему просто хочется закричать. Цитата:

Упала полночь, как с плашки голова казненного.

Встреча с любимой начинает опустошать сердце героя, так как ему известно, что Мария собирается стать супругой другого человека. В один миг женщина потушила огромный пожар эмоций в его сердце. По внешнему виду создается впечатление, что влюбленный мужчина ничего не чувствует, но все же его сердце размягчилось, и в душе появилась огромная дыра. Это состояние поэт назвал «пульсом покойника».

Герой не хочет выбрасывать из мыслей Марию, в своем рассказе он говорит девушке, что боится забыть, как ее зовут. Этот резкий поворот событий полностью разрушает его мнение о настоящей любви, и он решает войти в политику.

Затем поэт кратко и очень хорошо высмеивает бездарную ведомую толпу, государственный режим и исторических персонажей. Герой уверен, что все эти жалкие и мелкие людишки не умеют действительно любить, они путают красивую любовь с похотью и грязью. Он пытается утвердиться и забыться в гневе обличения, но все-таки наступает на больное.

Лирический герой начинает разочаровываться в Боге, Господь для него — это бессильное существо. Даже Творец не сможет его понять, увидеть, как его начинают настигать одиночество, разочарование и отчаяние, как обливается кровью его сердце.

Я считал, ты всесильный божище, а ты недоучка, мелкий божок.

Однако мысли о Марии все равно отравляют его сознание, он выучил этот урок, но кричит о любви, хоть уже осознает, что зря, поскольку одновременно с чувствами рухнули все сдерживающие его основные понятия о мировоззрении. Герой мечтает о революции во всех проявлениях его жизни и готов себя посвятить перестройке существующего мира.

Название и жанр

Название «Облако в штанах» поэт дал произведению после того, как его манеру написания и стих не пропустила цензура. Сначала поэма называлась «Тринадцатый апостол», но власти запретили это название, и поэт его изменил. Автор в стихотворении гениально совмещает разные образы и характеры.

Непоколебимый в себе и сильный главный персонаж под влиянием любви и мучительных переживаний в одно мгновение становится слабым и легким, невесомым и размягченным. Внешне он по-прежнему спокоен и груб.

Эти качества, которые присущи мужскому полу, Маяковский описывает, сравнивая их с грубыми штанами. Облако, в них одетое, — это отражение внутреннего мира героя произведения, который находится в подвешенном состоянии.

Персонаж чуток и нежен, у него не хватает сил, чтобы поменять то, что начинает происходить вокруг.

Жанр «Облака в штанах» — поэма. Но нужно знать, что это произведение написано в форме тетраптиха, оно содержит четыре части, которые объединены одной смысловой линией и сюжетом. Главная мысль прослеживается в нескольких криках героя:

  1. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Такой лозунг поэт размещает в предисловии. Начало рассказа довольно лирично, оно описывает душевные переживания главного персонажа. Отсюда читатель узнает о настоящей любви к Марии.
  2. Во второй главе произведения речь заходит о творчестве и поэзии, погибающих в буржуазии, но Маяковский уверен, что когда закончится революция, поэты спасут искусство.
  3. В последних двух частях автор протестует старому строю, он считает его причиной всех бед людей.

Образ героя

Герой в произведении наделен переживаниями и настоящими чувствами самого поэта. Автор так решил выразить свое «Я». Рассказчик представляется душевно ранимым и чрезвычайно нежным, невероятно чутким и удивительно романтичным, но это не значит, что он слаб. Поэт является сильным мужчиной, имеющим уверенную личную позицию.

Читайте также:  Поэт-пророк в творчестве м. ю. лермонтова

В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.

В то же время его образ сложно называть только бунтарским, так как им движут чувства к любимой женщине, к жизни, герой переживает огромнейший внутренний взрыв, ранящий глубоко его душу. Это означает, что автор действительно умеет любить, как никто из людей, которые его давно окружают.

Характеристика остальных персонажей

В произведении не очень много второстепенных действующих персонажей, все они являются уникальными, образы некоторых из них даже двойственны. Поэт не зря дал имя Мария лирической героине. В последней части ее ненавязчиво сравнивают с библейскими образами Магдалины и Девы Марии, так имя любимой героини — это олицетворение неземной и божественной любви.

Однако женщина отвергает героя, заставляя его душу страдать, молит и кричит о любви, а затем предает. Для девушки деньги имеют большое значение, она осознает, что герой не может дать ей материальные блага, потому меняет свои реальные чувства на богатство.

Эта особенность описания образа относится и к Богу. Сначала герой пытается попросить у него помощи, он убежден в его величестве, способности дать ему право на любовь и взаимопонимание. Но получается так, что Господь предает его, из-за чего у главного персонажа происходит разочарование в моще Творца, он уже не настолько властен и могуч, как до этого.

Религиозные ценности

Возможно, иронизируя над библейскими героями и именами, Маяковский пытается выразить собственный антиклерикальный протест. В переживания по поводу любви он виртуозно привносит политический строй нового времени, что показывает тщетность надежд на Бога. К сожалению, говорит автор, нужно быть реалистами: в любовных делах, да и в остальных, Господь нам не является помощником, а все рассказы и стихотворения — вымысел.

К примеру, автор упоминает библейское имя Мария, однако указывает не на подвиг любимой и матери Иисуса, не о печали или верности, а полностью переворачивает устоявшиеся ассоциации у людей. Так, Мария становится продажной девкой, готовой продать любимого за роскошь французской одежды. Это суть порочной и роковой девушки в жизни, а в исправление Магдалины в произведении Маяковский не верит.

Основная тема поэмы

Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:

  1. В третьей главе начинает подниматься тема несогласия с политическим строем, персонаж просто кричит «долой ваше устройство!». Герой остро чувствует, как большое количество серых и похожих людей собственноручно порождают насилие и войны, но наш рассказчик противопоставлен такому миру, в его подсознании происходит борьба со всем, что находится в его окружении.
  2. Кризис религии в конце XIX столетия также занимает определенное место в лирике поэта. Он с иронией пытается принизить образ Господа, приводит его наигранную власть до полнейшего абсурда. Рассказчик теперь уверовал лишь в собственные силы, но смириться с этим не хочет.
  3. Маяковский начинает поднимать тему искусства, которое заявляет о собственной эстетической позиции: герой пытается стать уличным голосом, а не их элитой с собственными соловьями и розами. В «современном» веке существуют более важные проблемы.

Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.

Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.

Поэт пытается сказать, что реальные и насущные проблемы «работяг» с улиц намного важней философских и абстрактных вопросов.

Нельзя не заметить тему революции, Маяковский хочет ее назвать предтечей. Христос «себя распял на кресте», чтобы кровью очистить душу страданиями. То же поэт пытается сделать с читателями произведения, чтобы те встретили переворот с чистыми мыслями.

Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.

Главная тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.

Оригинальность и своеобразие

Поэт призывает обездоленных и бедных настойчиво требовать и добиваться человеческого счастья прямо тут и прямо сейчас. Также автор готов поддерживать и восхвалять протест, пытаясь отречься от классических поэтов буржуазии.

Он отвергает старый режим, который не может дать возможности людям жить свободно и достойно. Писатель хочет выступить против буржуазии и бюрократии, он чувствует революцию и способен принести ее в народные массы. Переживания и ощущения героя можно сопоставить с волнениями людей. Все чувства он смог отобразить в едином образе.

Искусство, любовь, религия и политический режим обязаны быть разными.

Автор не пытается понять, что происходит сегодня (в то время), он убежден, что пролетарии унижаются и деградируют перед жизнью из-за неверного толкования искусства, несправедливого государственного строя и лживой религии.

Но создатель поэмы не теряет веру в светлое будущее, он убежден в перевороте во всех сферах человеческой жизни. Он верит, что если разрушить старое и убогое, получится создать совершенное и яркое.

Композиция и размер

Оригинальность произведения читателю становится заметна уже в самом начале — достаточно прочитать название.

Композиция и размер не были неординарными для русской литературы того времени. Построение стихотворения в виде лесенки придумали в Италии. Впервые его применил в своих произведениях Маринетти Филиппо. Он был разработчиком тематических и идейных принципов футуризма. Не секрет, что Владимир являлся большим поклонником этого направления, поэтому принял особый литературный стиль.

Но Филиппо был теоретиком, а не практиком. У русского автора получилось усовершенствовать его идеи:

  1. В содержании произведения «Облако в штанах» Маяковский смог передать дух революции модернизма, а также начать новую страницу в русской литературе и искусстве, употребив окказионализмы, инновационный ритм, новый размер.
  2. Маяковский становится автором, который негативно отзывается о Господе и религии. Немногие авторы могли последовать его примеру.

Сначала произведение продавалось в сокращении, цензура из него удалила ряд страниц. Лишь в Москве в конце 1917 г. «Облако в штанах» полностью восстановили и выпустили под личным контролем Маяковского. Авантюрная история написания и издания поэмы придала ей дух революционной романтики.

Еще материалы по творчеству В. Маяковского:

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах» | СуперСоч

Пожалуй, одной из самых эпатажных, самобытных и при этом очень откровенных работ Владимира Маяковского является поэма «Облако в штанах». Работе над этим проникновенным произведением поэт посвятил год. Несмотря на острый революционный характер поэмы, Маяковский постарался быть максимально откровенным, и наделил лирического героя чертами, присущими ему самому.

 

Суть поэмы

Поэма «Облако в штанах» начинается с описания мучительного состояния героя, который ожидает свою возлюбленную. Предвкушение долгожданной встречи не дает герою покоя: он так взволнован, что даже  «у нервов подкашиваются ноги!».

Мысли его не слушаются, он не в состоянии совладать с душевным трепетом, ему кажется, что дождевые капли за окном издеваются над его томительным ожиданием, и нагло гримасничают. Герой уверен, что время течет невообразимо долго, оно будто остановилось в одной точке.

Внутри него бушует такой накал страстей, что ему хочется кричать на весь мир.

Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного

И вот, наконец, наступает час долгожданной встречи, однако она не приносит счастья герою – он узнает, что его ненаглядная Мария в скором времени выйдет замуж, и будет принадлежать другому.

Девушке понадобилось всего несколько слов, чтобы поклонник превратился в каменное изваяние: отныне его душа пуста, былой пожар любви потушен, и нет ни сил, ни желания испытать новое чувство.

Внешне он остается спокойным, но внутри него образовалась огромная, величиной с пропасть, дыра, и это состояние он называет «пульсом покойника».

Но, даже несмотря на сильнейшее разочарование и боль утраты, лирический герой не собирается забывать свою возлюбленную. Он хочет помнить ее имя, ее прекрасный облик. Разочаровавшись в любви, он пытается найти утешение в политике.

 Высмеивая государственный строй и бездумную толпу, слепо идущую вслед за этой властью, герой не сомневается, что все эти люди попросту не способны на сильные искренние чувства, и не в состоянии увидеть разницу между чистой любовью и грязной похотью.

  Желая забыться в праведном гневе обличения, он, все же, остается один на один со своим горем.

В итоге герой глубоко разочаровывается в Господе, который уже не кажется ему таким милосердным и всемогущим, каковым казался раньше.  Мужчина впадает в страшное отчаяние, замыкается в своем горе и одиночестве.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.

Читайте также:  Топ-8 новогодних фильмов по книгам

Понимая, что былые мечты о счастливой жизни с Марией канули в лету, герой не в состоянии перестать думать о свое возлюбленной. Переполненный болью и гневом, он грезит о революции, и готов целиком и полностью посвятить этому жизнь: в перестройке всего сущего он видит шанс на собственное исцеление.

 

Смысл названия

Первоначально поэма называлась совсем иначе – «Тринадцатый апостол».

  Однако подобное «антисоветское» название не пропустила цензура, и Владимир Владимирович был вынужден отказаться от своей задумки, и придумать произведению новое название.

Так появилось «Облако в штанах»- совершенно необычное, интригующее название, в котором самым удивительным образом были переплетены нежность, романтика, бытовая приземленность и даже откровенная грубость.

  • Хотите — буду от мяса бешеный — и, как небо, меняя тона —
  • хотите —
  • буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Мучительное, изматывающее душу чувство превращает сильного и уверенного в себе мужчину в податливую глину.

Внешне он остается по-прежнему спокойным и суровым, и даже сравнивает себя с грубыми штанами – олицетворением брутальности и мужской силы.

Но на деле лирический герой больше похож на мягкое, легкое  облако, облаченное в эти самые штаны. Так же, как облако, он нежен и чуток, и не стремится к тому, чтобы менять вокруг себя жестокий мир.

 

Композиция и жанр

 «Облако в штанах» написано в жанре поэмы, и при этом имеет форму тетраптиха – произведения, состоящего из четырех частей, объединенных общей смысловой линией и сюжетом.

Композиционно поэма «Облако в штанах» состоит из предисловия и четырех частей и, что характерно, именно в предисловии заложена основная мысль всего произведения – таким образом Маяковский пытался сразу настроить читателя на нужный лад.  Идея поэмы выражается в эмоциональном крике героя: «Долой вашу любовь, искусство строй, религию!».  Этот лозунг, полный душевного надрыва и глубокого разочарования, помещен как раз в предисловии.

Начало поэмы весьма лирично. В нем можно узнать о настоящих чувствах героя к Марии, его глубинных переживаниях.

Во второй части Маяковский уделил внимание творчеству и поэзии, которое, на его взгляд, обречено на погибель в буржуазном обществе. Он считал, что искусство способно возродиться после революции.

В третьей и четвертой частях поэт выразил активный протест старому буржуазному строю, в котором видел причину всех бед человечества.

 

Образ лирического героя

Лирический герой поэмы «Облако в штанах» – фигура весьма яркая, харизматичная, которая вряд ли кого-то способна оставить равнодушным. Наполненный душевными страданиями и сильными эмоциями, он является точной проекцией самого Владимира Маяковского. Сквозь призму своего героя поэт пытался вылить на бумагу глубоко личные переживания, и тем самым выразить собственное «я».

Маяковский представляет своего героя чутким, ранимым, романтичным человеком, способным тонко чувствовать и переживать. Но при столь нежной душе внешне он выглядит как настоящий мужчина – твердый, уверенный, бескомпромиссный, способный отстаивать личную позицию.

Образ лирического героя буквально соткан из контрастов, но при этом его некая полярность не вызывает раздражения или недоумения. Напротив, становится понятно, что это сильная, яркая, эмоциональная личность, способная прямо и открыто говорить о своих чувствах, бороться не только за личное счастье, но и светлое будущее других людей.

Даже переживая любовную драму, он не остается холоден и безразличен к судьбе народа, его сердце болит за отечество.

Имея славу настоящего бунтаря, в глубине души он – настоящий романтик, поступками которого движут сильные чувства к девушке. Неизбежная разлука с ней ранит его до глубины души, становится для него настоящей трагедией. Но это лишь говорит о том, что герой способен на настоящие, сильные чувства, он не стесняется любви и не бежит от нее, и любит так сильно, как только может.

 

Характеристика главных героев

Поэма «Облако в штанах» не богата на действующих персонажей, но в этом то и заключается главная интрига произведения. Образы героев уникальны, поскольку для них характерна двойственная природа. Так, возлюбленная лирического героя неспроста получила от Маяковского имя Мария.

В четвертой главе поэт ненавязчиво сравнил ее с библейскими образами Марии Магдалины и Девы Марии, наделив, таким образом, некоей божественностью, одухотворенностью. Так девушка Мария в поэме «Облако в штанах» стала олицетворением неземной, возвышенной любви.

Однако Мария отвергла лирического героя, и тем самым обрекла его на страдания. По сути, она предала его, как Иуда: деньги и стабильность оказались для героини куда важнее, нежели сильная, неистовая любовь лирического героя.

Выбрав богатого жениха, Мария добровольно отказалась от богатства гораздо большего, нежели все золото мира. 

  1. Ничего, если пока тебя вместо шика парижских платьев
  2. одену в дым табака

Подобная двойственность характерна и для образа Бога, который незримо присутствует в поэме. В начале произведения герой обращается к нему с просьбой о помощи. Он считает его всесильным, могущественным, способным подарить ему надежду на счастье. Но в итоге герой глубоко разочаровывается во всем, в том числе и в Господе, который утратил в его глазах былое могущество и величие.

 

Религиозные аллюзии

Для Владимира Маяковского были свойственны иронические антирелигиозные высказывания. Скорее всего, вплетя в поэму библейский мотив, поэт высказал свой протест против религии.

Чтобы подчеркнуть всю бессмысленность упований на высшие силы, Маяковский искусно ввел в произведение современные ему политические взгляды.

  Они призывает быть реалистами: в любви, как и в других делах, Господь не в состоянии помочь, и все истории о его чудесном вмешательстве – не более, чем сказки для наивных обывателей.

Поэт намеренно вводит имя «Мария», которое у многих ассоциируется с матерью и возлюбленной Христа. Однако героиня Маяковского не обладает ни одним из качеств этих библейских женских персонажей.

Напротив, она предстает в совсем противоположном образе, и тем самым колеблет устоявшиеся представления.

В вариации Маяковского Мария – это холодая, циничная, продажная красавица, способная обменять пылкого возлюбленного на модное французское платье.

 

Тематика

  1. Центральная тема поэмы – это, безусловно, любовь. Но любовь не светлая, окрыляющая, а мучительная, безответная, которая тесно переплетается с другими темами произведения: одиночеством, атеизмом, разочарованием. Любовные страдания лирического героя настолько сильны, что под их влиянием он отрекается от былых идеалов.

  2. В произведении поднимается тема острых разногласий с политическим устройством. Будучи эмоциональной, импульсивной натурой, герой прямо и открыто выражает свой протест, и кричит: «Долой ваш строй!».

    Его обескураживает тот факт, что серая масса людей своими же руками порождают насилие, бесконечные войны, и потому лирический герой намеренно противопоставляет себя всему миру, в котором он видит одни лишь изъяны.

  3. Немаловажной темой произведения оказался и религиозный кризис, который особенно остро чувствовался в начале ХХ столетия.

    Маяковский намеренно принизил образ Господа, чтобы свести его влияние на массы к минимуму. Разочаровавшись в Боге и отрекшись от него, лирический герой стал верить лишь в собственные силы, поскольку не собирался сдаваться.

  4. В поэме «Облако в штанах» поднята и тема искусства.

    Владимир Маяковский открыто заявляет о своем отношении к миру культуры: он стремится стать глашатаем улицы, но никак не придворным комедиантом. Новый век открывает новые возможности в искусстве, и Владимир Маяковский не желает более признавать авторитет давно почивших классиков – их время ушло, и настал черед заявить о себе поэтам нового формата.

    «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» – этой фразой Маяковский хочет показать, что для него насущные проблемы пролетариата куда важнее абстрактных вопросах, о которых так любили поразмышлять классики.

  5. В произведении не осталась без внимания и тема революции.

    Маяковский называет себя ее предтечей, но для этого ему пришлось очистить свою душу мучительными страданиями. Он очень хочет, чтобы и читатели последовали его примеру – встретили новую жизнь с очищенными, обновленными мыслями.

  6. Немаловажная тема поэмы – разочарование, которое является тихим, неприметным, но верным спутником лирического героя: поначалу он разочаровывается в Марии, затем – в искусстве, и после – в религии. Устав от окружающего мира и выступая против него с протестами, он способен лишь критиковать все, что только можно.

 

В чем смысл произведения?

Обладая неистовой, мятежной натурой, Владимир Маяковский призывает всех обездоленных не принимать смиренно свое незавидное положение, а настойчиво добиваться личного счастья.

В свою очередь, поэт-бунтарь готов полностью отречься от классической «буржуазной» поэзии, чтобы тем самым поддержать этот протест, в котором он видит проявление свободы. В старых устоях он не видит будущего для общества, поскольку они ограничивают человека, не дают ему возможности достойно жить.

Открыто выступая против буржуазии, Маяковский предчувствует скорое наступление кардинальных перемен в стране, и готов нести идеи неизбежной революции в народ, стать ее певцом.

Мучительные душевные терзания лирического героя находятся на одной волне с переживаниями простого народа.

Поэт считает, что честный пролетарий не должен находиться в состоянии рабского унижения, а для этого должны полностью измениться все важные составляющие жизни: любовь, искусство, политический строй.

Народ находится в плену лживых представлений о счастье, однако Маяковский уверен, что во всех сферах произойдет грандиозный переворот, который откроет людям глаза на истину. Он уверен, что только беспощадно разрушив старые доктрины, можно создать нечто по-настоящему ценное.

 

Своеобразие поэмы

Уже в самом начале произведения остро чувствуется, насколько ярким, своеобразным и оригинальным оно является по своей форме и содержанию. На это, прежде всего, указывает название поэмы: невозможно даже представить, о чем пойдет речь в тексте с таким заголовком. Будучи мастером эпатажа, Маяковский уже одним необычным названием произведения смог привлечь к нему большое внимание.

Композиционно поэма «Облако в штанах» была написана в не типичной для русской литературы форме.

Чуждым оказался и размер произведения: так, знаменитая «лесенка» была придумана Филиппо Маринетти – «отцом» футуризма, разработавшим идейное-тематическое содержание и эстетические принципы нового течения.

Ни для кого не секрет, что Владимир Маяковский преклонялся перед творчеством Маринетти, и потому перенял его неподражаемый литературный стиль, который был ему очень близок.

И, если итальянский поэт был отличным теоретиком, то Маяковскому на практике удалось отшлифовать этот стиль, доведя его до совершенства. Таким образом Маяковский открыл новую страницу в отечественном искусстве, представив на суд читателя революционный дух модернизма с использованием нового размера, ритма и большого количества окказионализмов.

Поэма «Облако в штанах» необычна и тем, что Маяковский решает в ней высказаться о религии и Боге. Он сделал качественный рывок вперед, поскольку стал одним из первых, кто смело и открыто высказался о Господе в негативном ключе, назвав его «недоучкой» и «крохотным божиком». В монархической России, в которой православие ценилось и почиталось, подобный шаг был очень смелым.

Первоначально поэма Маяковского вышла неполной, поскольку автору пришлось избавиться от нескольких страниц, забракованных цензором. Лишь в начале 1918 года читатели смогли оценить полную версию произведения.

В восстановленном варианте Маяковский указал, что цензура вынудила его отказаться от названия «Тринадцатый апостол», но он уже не намерен возвращаться к нему.

Авантюрная история, которую довелось пережить поэме, привлекла к ней внимание широкой публики.

 

Проблематика

  1. Центральной проблемой произведения является тема страдания простого народа в условиях беспощадного капиталистического мира. В своей поэме Маяковский не перестает удивляться образу жизни своих соотечественников, которые не хотят что-либо в своем окружении, в самих себе, несмотря на то, что час перемен давно настал. На фоне открытого, бескомпромиссного, честного перед самим собой лирического героя иные персонажи кажутся поэту безликими, ущербными.
  2. Проблема борьбы с внутренними переживаниями – одна из центральных в поэме «Облако в штанах». Мучения лирического героя связаны с его несбывшимися мечтами, столкновением самой нежной потаенной части души с жестокой реальностью этого бездушного мира, в которой его любовь оказалась никому не нужной. Пережив буквально за несколько секунд мощный душевный подъем в ожидании возлюбленной и страшную боль после ее слов о предстоящей разлуке, герой оказывается опустошенным, его душа словно умирает. На фоне столь сильных личных переживаний герой начинает задумываться о более глобальных общественных проблемах, его начинает беспокоить безнравственность общества, и в итоге он полностью отвергает мораль.
  3. Проблема неискренности искусства не может не беспокоить творца. Маяковский видит, сколь губительным для людей является фальшивое творчество, которое обеспокоено лишь красотой формы и изяществом. Единственным способом борьбы с лицемерием в искусстве он видит полную откровенность, правдивое высказывание собственных мыслей и чувств.
  4. Политический застой – еще одна важная проблема, которую поднял Маяковский в своем произведении. Правительство, зацикленное лишь на собственном обогащении, не имеет права на существование – именно к такому выводу наталкивает Маяковский в поэме «Облако в штанах». Власть должна служить народу, быть полезной для общества.
  5. Маяковский поднимает проблему религии, поскольку не верит в сказки про всемогущего Бога, которыми вот уже много лет одурманивают русский народ. По мнению поэта, религия загоняет общество в каменный век, делает людей безынициативными, мешает его развитию и самосовершенствованию.

«Облако в штанах» (В. Маяковский)

Цитата: «Крик последний, — / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!».

История создания

Поводом к созданию поэмы послужило знакомство Владимира Владимировича с Марией Денисовой и неразделённая любовь к ней.

Сам Маяковский характеризовал поэму как «четыре крика из четырёх частей»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Проблематика:

  • отрицание господствующего строя и всего, что с ним связано (искусство, отношения, образ жизни и пр.);
  • противостояние с Богом;
  • поэт и толпа.

Смысл названия: изначально Маяковский планировал назвать эту поэму «Тринадцатый апостол». Но цензура запретила такое название как оскорбляющее религиозные чувства.

И поэт иронично назвал свою поэму «Облако в штанах», используя цитату из текста: «хотите — / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» (подразумевая, что именно этого от него и хочет цензура).

Литературное направление: модернизм (футуризм). 

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: особенности «Облака в штанах» как поэмы связаны в первую очередь с композицией. В поэме есть вступление и четыре части, в каждой из которых Маяковский освещает одну из проблем отрицания — «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Время и место действия: место действия указано только в первой части — это город Одесса. Время действия — современность Маяковского.

Действующие лица

  • Я (Владимир Маяковский).
  • Мария — любимая Маяковского.
  • Давид Бурлюк — поэт.
  • Игорь Северянин — «серенький» поэт (то есть поэт, чья эстетика Маяковскому не близка).
  • Бисмарк, Галифе, Ротшильд, Мамай и прочие эпизодические образы.
  • Бог.

Краткое содержание

Вступление

Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».

Долой вашу любовь!

Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию.

Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут.

Он не может не кричать во весь голос.

Долой ваш строй!

Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет.

Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой.

Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы.

А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.

Долой ваше искусство!

Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист).

В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине).

Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?

В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).

Долой вашу религию!

В этой части лирический герой снова говорит о девушке Марии. Он просит её любви, ведь жить так страшно: люди видятся ему отвратительными уродами, как уже съеденная еда, и ему не хочется для таких людей писать… Он повторяет имя Марии, зовёт её, но ответа нет.

И тогда он обращается к Богу и предлагает превратить райские сады в публичный дом, уничтожить всё прекрасное — лишь бы избавиться от тех страданий, которые приносит любовь.

Лирический герой упрекает Бога, он достаёт нож из сапога, чтобы убить Бога, угрожает ангелам, требует от мира признания своего величия.

Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Перечислите все части, из которых состоит поэма «Облако в штанах».

Ответ. Вступление, «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!».

Охарактеризуйте художественные приёмы, использованные в приведённом фрагменте стихотворения: «тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»?

Ответ. В приведённом фрагменте используется метафора, выступающая как скрытое сравнение. Воображение автор сравнивает с рыбой (воблой).

Эта рыба, в соответствии с метафорой Маяковского, живёт в сердце, по всей видимости — на самом его дне (тина оседает на дно водоёма).

Воображение «тихо барахтается», и поэт должен уловить эти слабые движения, чтобы выразить их в своём творчестве.

Поделиться ссылкой

Ссылка на основную публикацию