Анализ поэмы Гомера «Одиссея»

Ученые считают, что «Одиссея» была написана примерно в VIII веке до нашей эры, возможно позже.

Поэма была написана гекзаметром — это размер героической поэзии Древней Греции. Произведение состоит из 24 песен. Следует отметить, что язык, на котором написана поэма, мало похож на какой бы то ни было греческий диалект. В ней встречаются формы, никогда не использовавшиеся в древнегреческом языке.

В поэме соединяется лирическое и эпическое начало. Точно охарактеризовать жанр произведения можно как лирико-эпическая поэма.

Главные герои поэмы

Основные герои поэмы:

  • Одиссей – царь Итаки, он умен, хитер и находчив, единственная его цель – вернутся домой к жене и сыну.
  • Пенелопа – жена Одиссея, сестра Елены Троянской, скромная и высоконравственная женщина, мудрая и верная, она до последнего остается верной своему мужу.
  • Телемах – сын Одиссея, храбрый, отважный воин, чтит своего отца.

Сюжет поэмы

Поэма начинается с обращения к Музе (так же, как и первая поэма Гомера «Илиада»). Сюжет поэмы берет свое начало спустя 10 лет после падения Трои. Главный ее герой, Одиссей, находится на острове Огигия, где его насильно пленила нимфа по имени Калипсо.

Так как Одиссея долгое время нет дома, в Итаке к его жене Пенелопе начинают свататься женихи.

Богиня Афина направляет сына Одиссея Телемаха в Пилос и Спарту узнать о судьбе отца. Телемаху не удается выгнать из дома отца женихов, поэтому он уезжает в Пилос.

В Пилосе Телемах получает немного информации, поэтому отправляется в Спарту. В Спарте он приходит к Менелаю, там ему удаются узнать, что его отец находится на острове, в плену у Калипсо.

В это время обеспокоенные отъездом Телемаха женихи Пенлопы устраивают ему западню.

Далее начинается другая сюжетная линия. К Калипсо приходит Гермес, который велит ей отпустить Одиссея по приказу богов. Одиссей уплывает с острова на плоту. Главный герой попадает в шторм, чудом спавшись он оказывается на острове Схерия. На острове Одиссея принимают хорошо.

Там он начинает рассказывать о своих приключениях, о том, как был в стране лотофагов, где каждый, кто вкусит лотос, забывает о своей родине. Затем о том, как он попал в плен к циклопу, который съел несколько его товарищей, но Одиссей ослепил его и смог сбежать. Потом, о том, как попал к Эолу – богу ветров, и тот подарил ему мех с ветрами.

Однако на самом подходе к своему родному дому, спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их, из-за чего путешественники попадали к людоедам-люсьригодам, которые уничтожили все кроме одного корабли Одиссея, после чего путники оказались на острове Кирки, где волшебница превратила их в свиней.

С помощью Гермеса Одиссей преодолел ее чары, и в течении года ему пришлось быть мужем волшебницы.

Довелось Одиссею также побывать в преисподней. Встретил Одиссей и сирен, которые заманивали мореплавателей своими сладкими голосами и убивали их, а также он проезжал между утёсами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда.

Затем Одиссей и его путники попали на остров бога Гелиоса, где они убили священных быков богов, за что Зевс послал бурю, которая погубила корабль Одиссея и его команду, в живых остался один Одиссей, который и попал на остров Калипсо.

Когда Одиссей рассказал о своих приключениях, феаки одаривают его и провожают домой. Прибыв на родную землю Одиссей сначала приходит к свинопасу Эвмею.

Телемаху удалось избежать засады женихов и у Эвмея он встречает Одиссея. Вскоре они начинают обдумывать план, как справиться с женихами, которые не пожелают по своей воле уйти из дома Одиссея.

Пенелопа объявляет о том, что выйдет за муж только за того, кто сможет, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Одиссей прикинувшись нищим выполняет этот приказ, затем казнит злых женихов.

Основная идея произведения

В целом Одиссей положительный персонаж, но он проявил неосторожность, заявив, что может сам выбирать свою судьбу, этого боги не смогли ему простить.

Гомер в своей поэме хочет донести до читателя, что нельзя идти на поводу у гордыни. За самоуверенность главному герою пришлось заплатить дорогую цену.

Боги наслали на него проклятия и заставил плавать в море до тех пор, пока он не осознает свою вину.

Замечание 1

В своем произведении Гомер доносит до читателя то, что судьба каждого человека предопределена и повлиять на нее могут только боги – наиболее типичная точка зрения людей того времени.

Основанная тема и проблематика произведения

Гомер в поэме «Одиссея» поднимает множество немаловажных тем. Одна из тем – приключения, Одиссей ярко и красочно описывает свои похождения.

Большое место в поэме принадлежит теме любви. Одиссей остается верен совей жене до конца, он не соглашается остаться в райском месте вместе с богиней Калипсо. Так же и Пенелопа долгие годы хранит верность своему мужу. Она продолжает верить в то, что ее супруг вернётся даже тогда, когда уже мало кто верит в это.

Темой судьбы пропитано вся поэма. Бунт Одиссея против богов показан Гомером весьма опасным. Гомер считает, что идти против богов – это большое преступление.

Так же Гомер в «Одиссее» рассуждает над темой чести и бесчестия. Для Телемаха дело чести найти отца и восстановить величине их дома. Для Одиссея дело чести заключается в его возвращении домой.

На первом месте в произведении стоит сказочно-приключенческая проблематика. Поэма посвящена многолетним странствиям Одиссея, встречам с опасными чудовищами, волшебницами и богами.

Другая проблема, затронутая в этом произведении – вера в собственные силы. Будучи во власти морской стихии, главный герой начинает терять веру в собственные силы. Но несмотря на свое отчаяние, он все равно продолжает двигаться к своей цели, к возвращению домой.

Гомер так же поднимает проблему вмешательства богов в жизнь простых людей. По мнению Гомера, люди для богов всего лишь марионетки, которыми они управляют. Часто человек становится заложником сложных взаимоотношений самих богов.

«Одиссея» (Гомер)

Цитата: «Пусть назовётся мой внук Одиссеем; то значит: сердитый» (пер. В. Жуковского).

Основные переводы: В. А. Жуковского, В. В. Вересаева. Проблематика:

  • скитания и возвращение домой;
  • решение нравственных проблем.
  • Смысл названия: «Одиссея» — поэма о герое Одиссее.
  • Литературный жанр: эпическая поэма.
  • Жанровые особенности: «Одиссея», как и «Илиада», написана шестистопным гекзаметром.

Время и место действия: Действие происходит в Трое, в Египте, на Итаке и на западе Средиземного моря. Время действия — рубеж XIII-XII вв. до н. э.

Действующие лица

  • Одиссей (он же Никто) — герой-скиталец, хитроумный и смелый. Пенелопа — жена Одиссея.
  • Телемах — сын Одиссея.
  • Полифем — циклоп, пленивший Одиссея и ослеплённый им. Кирка — богиня, превратившая друзей Одиссея в свиней.

Краткое содержание

Нимфа Калипсо насильно удерживает Одиссея на острове. В это время на Итаке к жене Одиссея Пенелопе сватаются толпы женихов, считающих Одиссея погибшим.

Чтобы отсрочить замужество, Пенелопа говорит, что не вступит в брак, пока не окончит рукоделие, и каждую ночь распускает свою работу. Богиня Афина велит сыну Одиссея Телемаху отыскать отца.

Телемах узнаёт, что Одиссей в плену у Калипсо.

Бог Гермес приходит к Калипсо с требованием отпустить Одиссея. Одиссей едва не погиб во время морского путешествия (Посейдон враждебно относится к герою) и попадает к феакам, знакомится с дочерью тамошнего царя Навсикаей. Во дворце царя феаков Одиссей рассказывает о своих приключениях.

Одиссей побывал в стране лотофагов, где растут особые лотосы: попробуешь такой лотос — и сразу забудешь родину. Потом Одиссей и его товарищи попали к циклопу-людоеду Полифему. Одиссей спасся хитростью: назвался именем Никто, напоил и ослепил Полифема. Когда другие циклопы прибежали спрашивать, кто же поступил с Полифемом так жестоко, тот отвечал: «Никто!».

Бог ветров Эол дал Одиссею мешок с ветрами, но кто-то из спутников героя неосторожно развязал мешок, чем продлил их путешествие.

Затем Одиссей с товарищами пристал к острову богини Кирки (Цирцеи), которая превратила всех мужчин в свиней. Одиссей чудом сохранил свой облик. Год он жил с Киркой.

Потом герою нужно было найти в царстве мёртвых провидца Тиресия, и так Одиссею удалось повидать покойную мать и погибших друзей.

Ещё Одиссею приходится проплыть мимо сирен, которые своим чарующим голосом завлекают моряков, и те разбиваются о скалы, а также проплыть между двумя чудовищами — Сциллой и Харибдой.

Царь феаков помогает Одиссею доплыть домой, но богиня Афина превращает героя в нищего пастуха. Одиссей встречается у свинопаса Эвмея со своим сыном Телемахом. Одиссей прибывает домой. Его никто не узнаёт, кроме старушки-няни Эвриклеи (узнала по шраму на ноге). Женихи Пенелопы насмехаются над «нищим».

Тем временем Пенелопа меняет условия замужества: она выйдет за того, кто выпустит стрелу из лука Одиссея так, чтобы стрела прошла через 12 колец. Одиссей вызывается, выполняет задание и убивает женихов. Пенелопа и Одиссей воссоединились, а души женихов оказались в преисподней.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как звали сына Одиссея?

Ответ. Телемах.

Как Одиссей спасся от циклопа Полифема?

Ответ. Одиссей изготовил гигантский кол из дубины Полифема. Потом опоил циклопа вином и с помощью четырёх товарищей воткнул этот кол в единственный глаз Полифема. Прежде хитроумный Одиссей говорил циклопу, что его имя Никто. Поэтому когда циклопа спрашивали, кто его ослепил, Полифем ревел: «Никто!».

Читайте также:  Анализ произведения В.В. Маяковского «О дряни»

Поделиться ссылкой

2173. Анализ поэмы Одиссея Гомера Русский язык

История создания

Предположительно, время написания поэмы VIII век до нашей эры. Для создания произведения использовался гекзаметр. Поэма состоит из 24 песен, столько же, сколько букв в греческом алфавите. Уникальность произведения в том, что оно не похоже ни на один диалект греческого языка.

Главные герои

Одиссей – главный герой произведения, царь Итаки. Одиссей умный, хитрый и находчивый, все, чего он хочет это вернуться в родной дом, где его ждет семья. На протяжении всего пути Одиссей принимает на себе множество ролей, от разбойника до морехода, но на всем пути ему покровительствует Афина.

Пенелопа – супруга Одиссея. Как и ее муж, Пенелопа хитра, ведь уже много лет обманывает женихов, которые приходят к ней свататься. Рукодельница. Ценит домашний очаг. Достаточно скромная и сдержанная женщина.

Телемах – сын Одиссея, смелый и храбрый воин. Честь семьи занимает очень важную роль в его жизни. Любит и ценит своих родителей.

Мифология об Одиссее

Согласно мифам Одиссей сын Лаэрта и Антиклеи. Хитростью и изворотливостью, ему удавалось выйти из любых передряг. Одиссей является главным персонажем всей «Одиссеи» и «Илиады», свою славу он получил после битвы в Троянской войне.

Главный герой заменил отца на посту царя в Итаке, родине Одиссея. Пока царь был заперт в море Посейдоном, во дворец к Пенелопе часто ходили свататься женихи, получив отказ, они захватили город, и разорили дворец. Телемах не смог прогнать женихов из дворца отца и отправился на его поиски. Лишь после того как Одиссей вернулся на родину, он узнал, что творилось здесь в его отсутствие.

Главная идея

Главный герой был очень самонадеян, гордыня обуяла его разум, он начал считать, что судьба подвластна ему. Этим Одиссей разгневал Богов, а в частности самого Посейдона. Герой пошел на поводу своей гордыни и ослепил сына Посейдона, за что тот проклял Одиссея и заставил странствовать в море, пока он не поймет, что натворил. Гордыня – грех. Именно это и является главной идеей всей поэмы.

Тематика

В своей поэме Гомер смог отобразить многие темы. Романтика путешествий – основная тема, именно описание всех приключений создают свою красочную атмосферу поэмы.

Другая очень важная тема, это любовь. Во время путешествий герой попадает на остров Калипсо, где встречается со Сциллой и Харибдой. Сила любви к своим родным помогают главному герою не поддаться на их чары. В то же время Пенелопа верила, что ее муж жив и остается верной ему, несмотря ни на что.

Еще одна тема раскрывается у Гомера, это тема судьбы. Главный герой, бросая вызов Богам, он решает, что его судьба зависит от него самого.

Тема чести также затрагивается в поэме. Каждый из главных героев честь понимает по-своему: для Пенелопы верность мужу, для Телемаха это найти отца и вернуть былое славу семьи, для Одиссея это не сдаваться, не попытавшись вернуться домой.

Проблематика

Основной проблемой является вера в себя. На протяжении всего пути Одиссей настолько отчаивается, что теряет веру в свои силы, но, несмотря на это, он продолжает идти вперед.

Еще одной проблемой является участие Богов в жизнь обычных людей. Гомер полагает, что смертные для Богов лишь куклы, которыми можно управлять и решать свои споры.

Композиция и жанр

Гомер написал свою поэму «Одиссея» в стихотворной форме и жанре Лирическая поэма, она включает в себя лирическое и в то же время эпическое начало.

Вся композиция произведения построена на типичных приемах тех времен, когда муж возвращается на родину после долгого отсутствия на свадьбу своей супруги. Или же часто принимался сюжет, когда сын уходит на поиски отца.

В книгах применяется метод ретроспекции: в первой книге история рассказывается последовательно, а во второй последовательность сдвинута.

Вариант 2

История создания

Поэма «Одиссея» была создана до нашей эры, после восьмого века до нашей эры. Это вторая поэма о жизни древнегреческих героев. Её авторство приписывают Гомеру, слепому поэту.

Жанр

В древности не существовало различий между прозой и поэзией, поэтому поэма написана эпическим стихом. Он называется традиционным стихом героической поэзии – гекзаметром.

В произведении больше двенадцати тысяч стихов, они разделены на двадцать четыре песни.

Исследователи считают, что Гомер знал письменность, однако использовал и элементы создания устной поэма, которые были значительно архаичнее.

Сюжет и тема

Одиссей пленён на острове, его там силой удерживает Калипсо. Прошло уже десять лет после разрушения Трои, но герой ещё не может вернуться домой. На острове Итака, где жил Одиссей, в это время к его жене направляются женихи, они хотят посватать Пенелопу.

В доме их набралось очень много, но женщину некому защитить. Частые пиры разоряют хозяйство и дом героя. Сын его уже вырос, по велению богини Афины он едет в разные города и области Греции, чтобы узнать о судьбе отца. Сначала Телемах отправляется в Пилос, затем его направляют в Спарту.

Там его встречает царствующий Менелай и его жена Елена, из-за которой и началась война с троянцами, описанная в Илиаде. Здесь юноша узнаёт о том, что отец томится у Калипсо. Затем боги решают освободить Одиссея, он оказывается на острове у мореплавателей с быстроходными кораблями.

Они помогают добраться до дома. Однако, ему приходится перодолевать множество препятствий. Вскоре Одиссей встречается с сыном, открывается ему. Но он приходи в свой дом, переодевшись в нищего. Там он мстит всем женихам и слугам, предавшим его. Пенелопа также признаёт мужа.

Однако, родственники убитых им женихов также хотят отомстить Одиссею. Вскоре они заключают мир между собой.

Главные герои

Главными героями являются Одиссей – один их вождей в войне с Троей, сын его Телемах, его жена Пенелопа и нимфа Калипсо и другие боги. Одиссей был не только вождём, но человеком увлекающимся, авантюрного склада. Он мог придумать, как обмануть троянцев, победить их хитростью.

Телемах был совсем юным, но характером походил на своего отца, отважный и сильный. Жена его Пенелопа была верной и преданной, она не соглашалась выйти замуж, несмотря на то, что о нём не было известий. Пенелопа знала, что им нужно его богатство.

Она всеми силами старалась избежать постылого брака.

Композиция произведения

Композиция произведения последовательная. В ней есть вступление и заключение, центральную часть занимает рассказ о приключениях Одиссея.

Кроме того в ней есть цельные рассказы о пленении на острове Калипсо, о пребывании путешественников у циклопов, ослеплении и бегстве греков на корабле от Циклопа. Кроме того, есть цикличность, которая связана со вторым пленением Одиссея на острове у Кирки.

Он вновь возвращается на место, от которого отправился домой. Так проходит почти десять лет. Последние песни рассказывают о девяти днях и о возмездии предателям.

Все сочинения

Билеты. Вариант 3. Билет 3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи»

Предыдущая страница Содержание Следующая страница

3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи»

В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. Ученые называют ее: «эпическая поэма странствий».

На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним 40 дням возвращения Одиссея на родину.

О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.

Композиция: сложнее «Илиады». В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия – это поздняя вставка.

Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая –супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.

Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков. Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа» к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и расстраивает новую свадьбу.

Действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои. Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.

Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете.

Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе.

Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).

2-я книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах жалуется на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи. Женихи требуют, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2).

Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, но за дальнейшими вестями направляет его в Спарту к Менелаю, возвратившемуся домой позже других ахейских вождей (кн. 3). Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей в плену у Калипсо.

Женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути (кн. 4). Вся эта часть поэмы богата бытовыми зарисовками: изображаются пиры, праздники, песнопения, застольные беседы. «Герои» предстают пред нами в мирной домашней обстановке. Начинается новая линия ведения рассказа.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «дядя ваня» по действиям (а.п. чехов)

Следующая часть поэмы переносит нас в область сказочного и чудесного.

В 5-й книге боги посылают Гермеса к Калипсо, остров которой изображен чертами, напоминающими греческие представления о царстве смерти (самое имя Kalypso – «покрывательница» – связано с образом смерти). Калипсо отпускает Одиссея.

Спасшись, благодаря богине Левкофеи от бури, выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ – феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков.

Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей. (6 кн)

Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея. О. плачет. (кн. 8).

Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки – корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным народом, ведущих мирный и пышный образ жизни.

Рассказ Одиссея о приключениях занимает 9-12-ю книги поэмы и содержит ряд фолькл сюжетов. Первое приключение еще вполне реалистично: Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны.

Сначала это – страна мирных лотофагов, «пожирателей лотоса», вкусив его, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса. Потом Одиссей попадает в землю киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем – О. ослепляет его.

бог ветров Эол вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники Одиссея развязали мех, снова их в море. Затем они опять оказываются в стране великанов-людоедов, лестригонов, которые уничтожили все корабли О, кроме 1, кот затем пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи).

Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, превращает спутников О в свиней, но О с помощью чудесного растения (Гермес помог), преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10).

По указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. Одиссей беседует со своей матерью, с боевыми товарищами, Агамемноном, Ахиллом, видит различных героев и героинь прошлого (кн. 11) Возвращаясь из царства мертвых. Одиссей снова посещает Кирку, плывет со своим кораблем мимо смертоносных Сирен, мимо Скиллы и Харибды.

Заключительный эпизод повествования Одиссея рисует жестокость богов и их презрение к людскому горю. На о.

Тринакэрии, где паслись стада бога Гелиоса (солнца), Одиссей и его спутники вынуждены были задержаться из-за ветров, закончилась еда. О. заснул, спутники убили священных животных, Зевс погубил корабли.

Спасся Одиссей, выброшенный волнами на о. Огигию, где он затем находился у Калипсо (кн. 12).

мотив в сюжете о «возвращении мужа». Неузнанность использована для введения многочисленных эпизодических фигур и бытовых картин. Перед слушателем проходит вереница образов, друзей и врагов Одиссея, причем и те и другие изверились в возможности его возвращения.

легкой иронии. Здесь Одиссей встречается со своим сыном Телемахом. сыну открывается (кн. 15 – 16). В виде нищего бродяги является Одиссей в свой дом. «Узнание» Одиссея неоднократно подготовляется и вновь отодвигается. Лишь старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге.

Ярко изображено насильничание надменных и «буйных» женихов, которое должно повлечь за собой кару со стороны богов; знамения, сны, пророческие видения – все предвещает близкую гибель женихов (кн. 17- 20).

С 21-й книги начинается развязка. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через двенадцать колец.

О. открывается женихам и с помощью Телемаха и Афины убивает их (кн. 22). Лишь после этого происходит «узнание» Одиссея Пенелопой (кн. 23). Завершает поэму сцена прибытия душ женихов в преисподнюю, свидание Одиссея с его отцом Лаэртом и заключение мира между Одиссеем и родственниками убитых (кн. 24).

Предыдущая страница Содержание Следующая страница

Анализ поэмы Гомера “Одиссея”

1) История создания поэмы. Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой “Одиссея” изначально была создана как произведение устного творчества. 2) Особенности жанра произведения. Произведение Гомера “Одиссея” относится к жанру поэмы.

Поэма – большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя,

повествователя. 3) Особенности сюжета поэмы. “Одиссея” (одна из двух поэм Гомера) повествует о том, как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и опасных приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе. В “Одиссее” место действия часто меняется: переносимся из Трои в Египет, оказываемся в Северной Африке и на Пелопоннесе, попадаем ка Итаку и на дальний запад Средиземного моря. Действие начинается через десять лет после взятия Трои. Тнев богов не позволил Одиссею вернуться домой.

С морской нимфой Калипсо живет он на фи&;тковом острове на далеком западе. Афина, неизменная заступница Одиссея, добивается наконец у Зевса (верховного бога) позволения выручить Одиссея.

Изменив облик, Афина является на Итаку, где Пенелопе и ее сыну Телемаху досаждает буйная орава женихов, всего 108 человек, которые принуждают царицу выбрать одного из них в мужья (они полагают, что Одиссей умер, однако Пенелопа все еще продолжает надеяться на его возвращение).

Афина побуждает Телемаха отправиться в путь и попытаться добыть какие-либо вести об отце.

Телемах отплывает на Пилос (западная окраина Пелопоннеса), в столицу Нестора. Нестор дружески принимает Телемаха, но никаких сведений об Одиссее у него нет. Место действия вновь перемещается на Итаку. Боги на Олимпе снова собираются на совет.

Афина опять заговаривает об избавлении Одиссея, и Зевс посылает Гермеса, вестника богов, чтобы тот передал Калипсо повеление отпустить Одиссея. Калипсо, скрепя сердце, повинуется.

Одиссей наскоро строит плот и отплывает на восток, в направлении Итаки.

Владыка морей Посейдон, гневающийся на Одиссея за то, что он ослепил его сына, киклопа Полифема, насылает жестокую бурю и вдребезги разбивает плот, однако с помощью Афины Одиссею неимоверными усилиями удается добраться до берега.

На острове Одиссею оказывают любезный прием, а он в свою очередь повествует о своих приключениях. Одиссей начинает свое захватывающее повествование с момента отплытия от Трои.

Он рассказывает о своих встречах со многими удивительными народами и чудищами: о мстительных киконах, о лотофагах, чья пища заставляет забыть об отчизне; об одноглазых гигантах киклопах; об Эоле, повелителе ветров, обитающем на плавучем острове, окруженном медной стеной; о людоедах лестригонах; о волшебнице Кирке, чей колдовской напиток превращает людей в животных: она в течение года удерживала Одиссея и его спутников у себя на острове; о призраках в Краю теней, среди которых Одиссею довелось повстречаться и со своей матерью Антиклеей, и с некоторыми соратниками по Троянскому походу. Далее Одиссей повествует о Сиренах, зачаровывающих моряков своим пением (Одиссей сумел устоять против них лишь потому, что приказал гребцам привязать себя к мачте, а уши своих спутников наполнил воском); о всепожирающем морском чудовище Сцил-ле и о возникающем по соседству грозном водовороте Харибде (пословица “между Сциллой и Харибдой” восходит к ловкости Одиссея, сумевшего проскользнуть между ними); о роковых коровах Солнца, послуживших причиной гибели последних товарищей Одиссея, и, наконец, о гостеприимной Калипсо, на пустынном острове которой он оказался, лишившись всех кораблей и спутников.

Одиссей рассказывает до глубокой ночи, и феаки (жители острова) с удовольствием ему внимают. Щедро одарив своего гостя, они отправляют его домой на быстроходном корабле. Одиссей погружается в глубокий сон, а выйдя из забытья, обнаруживает, что вернулся на Итаку, где не был почти 20 лет. Здесь Одиссея уже ждет Афина.

Богиня предупреждает его об опасности, во дворце женихи готовы убить царя и занять его место. Афина придает Одиссею образ старого нищего, а сама отправляется в путь, чтобы вызвать Телемаха из его поездки по материковой Греции. Возвращается Телемах и с помощью Афины узнает отца. Вдвоем они составляют план, как погубить женихов.

В финале “Одиссеи” торжествует поэтическая справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены. Последнее слово остается за богами.

Вторая гомеровская поэма – “Одиссея” – эпопея сказочно-приключенческая и бытовая, в которой рассказ о событиях вытеснен рассказом о человеке. 4) Характеристика героев поэмы.

В “Одиссее” герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы.

Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей – настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага.

Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Образ Пенелопы. Пенелопа – жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу.

Читайте также:  Черты характера Николая Ростова в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж. Образы олимпийских богов.

Боги в “Одиссее” более величественны и умиротворенны. Афина здесь просто обаятельна.

(1 votes, average: 5.00

Анализ "Одиссеи" Гомера из литературной энциклопедии – Другие авторы Зарубежная литература

«Одиссею» Гомера роднит с «Илиадой» не только большое количество общих персонажей, но и очевидные параллели главных тем и мотивов. Если действие первой поэмы Гомера развивается под знаком «гнева Ахилла», то в возвращении домой Одиссея и его мести женихам, добивавшимся брака с его женой Пенелопой, также присутствует мотив оскорбления героя и восстановления им собственной чести. 

Как показывает анализ «Одиссеи» Гомера, в стремлении заглавного героя «воссоединиться» с супругой заключена не столько идея нерушимой любви (привнесенная в сюжет последующей традицией), сколько желание возвратиться на родину и обрести прежний статус мужа и царя.

Не случайно, что в упрек женихам в поэме ставится не столько сам факт их домогательств Пенелопы, сколько то, что делают они это недостойным образом, не принося с собой даров невесте и, напротив, беспрестанно уничтожая добро Одиссея.

За это их корят и сама Пенелопа (в принципе не отвергающая самой возможности нового брака), и сын Одиссея Телемах, и старцы Итаки. Истребляя богатства Одиссея, женихи покушаются на его царское достоинство, знаком которого является и брак с Пенелопой.

В итоге убийство женихов становится отплатой за это покушение и доказательством того, что Итака снова обрела своего царя.

Показательно, что при всей, казалось бы, отрицательной роли женихов в повествовании, их гибель осмысляется как истребление «лучшего юношества»: именно такими словами встречают их тени в подземном царстве Ахилл и Агамемнон. С одной стороны, победа над этими молодыми героями, какими женихи предстают в финале поэмы, еще более утверждает доблесть самого Одиссея, с другой — эта картина «смерти достойнейших» продолжает тему гибели поколения героев, определявшую эпический пафос «Илиады».

«Одиссею», как и «Илиаду», пронизывает образ смерти. Помимо конца поэмы, им определяется и ее кульминация — приход Одиссея в царство мертвых в центральной XI песни, где он встречается с Ахиллом и Агамемноном, а также с собственной матерью и прорицателем Тиресием, который должен открыть герою путь возвращения на родину.

После краткого ответа на этот вопрос Тиресий пророчествует Одиссею и о более отдаленном будущем, когда тот вновь должен отправиться в странствие, которое окончится лишь тогда, когда герой достигает людей, «не видевших моря».

Если учесть, что в представлениях греков такого народа попросту не существовало на земле, становится очевидным, что Тиресий открывает герою грядущую гибель, которая настигнет Одиссея, как сказано в поэме, «из моря». В принципе уже в самой «Одиссее» скитания героя по морю образуют некое путешествие в царство смерти.

Не случайно, что вплоть до самого возвращения героя в его гибели убеждены все его родные, включая сына Телемаха, которого не убеждают в обратном даже уверения богини Афины.

Загадочные острова, которые посещает герой, также подобны миру мертвых: на одном из них его спутников опаивают напитком из лотоса, отнимающим память (так же, как отнимают у душ умерших память воды реки Леты), на другом они теряют человеческий облик от чудесного напитка волшебницы Кирки.

Даже остров блаженного народа феаков, на котором в конце своих странствий оказывается Одиссей и благодаря царю которого возвращается на родину, тоже не принадлежит миру людей, которые, как говорит царевна острова Навсикая, «там не бывают». Наконец странствия Одиссея оказываются гибельными для всех его спутников, ни один из которых не возвратился домой.

Проход через смерть (зримо воплощенный в пребывании героя в Аиде в XI песни) в мифологической и фольклорной традиции осмысляется как своеобразное возрождение героя, приобретение им новой силы и нового знания.

Только пройдя через подземный мир, Одиссей оказывается способным вернуться на Итаку, причем характерно, что возвращается он туда в новом обличии (в поэме облик Одиссея меняет покровительствующая герою богиня Афина, делая Одиссея, в зависимости от обстоятельств, то хуже, то лучше прежнего), так, что его не узнает даже сама Пенелопа, признающая мужа только после своеобразного испытания. Такую двойственность темы морского странствия (несущего в себе одновременно мотивы смерти и возрождения) подчеркивает и встроенный внутрь поэмы рассказ о путешествии сына Одиссея Телемаха. Отправившись на поиски отца, тот возвращается практически ни с чем, но сам факт его «самостоятельного» путешествия делает юношу героем, достойным имени сына Одиссея: показательно, что как знак мужества и символ окончательного взросления воспринимают этот поход женихи (со страхом) и Пенелопа (со страхом и гордостью); показательно и то, что именно после возвращения Телемах все-таки обретает отца, встретившись с ним на Итаке.

Мотив смерти и испытания героя вновь (как и в «Илиаде») оказывается связанной с темой женщины. Верная Пенелопа одновременно и награда Одиссею за героические странствия (не случайно, что Одиссей заново завоевывает Пенелопу, побеждая женихов в состязании в стрельбе из лука), и причина гибели женихов.

Конечно, эта «гибельная» роль Пенелопы в поэме присутствует лишь косвенно, но мотив опасности, исходящей от женщины, составляет основу сюжета, являющегося своего рода оборотную сторону истории Одиссея и его супруги.

Это сюжет о возвращении Агамемнона и его гибели от рук собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа, составляющий некую композиционную рамку поэмы: он присутствует и в ее начале, где о нем упоминают разные герои, и в центре и в финале, где тень Агамемнона — одна из центральных фигур подземного царства.

Частые сравнения Пенелопы и Клитемнестры (безусловно, в пользу первой), прямые уподобления Телемаха мстящему за отца сыну Агамемнона Оресту многократно усиливают этот внутренний параллелизм сюжетного строя «Одиссеи».

Мир богов в «Одиссее», сохраняя многие общие с «Илиадой» черты, здесь несколько «редуцируется». Основным его персонажем является Афина, выступающая в роли божественного помощника главного героя.

В то же время его главным противником является Посейдон, гнев которого продиктован нанесенным богу оскорблением: Одиссей ослепил его сына — циклопа Полифема.

Зевс опять предстает как своеобразное воплощение высшего справедливого равновесия, но при этом характерно, что равновесие это достигается путем неких договоров между ним и иными божествами.

Так, он частично удовлетворяет гнев Посейдона, разрешая тому наказать помогших Одиссею феаков, и с его позволения Афина усмиряет раздор между Одиссеем и родственниками погибших женихов. Характерно также, что большая (по сравнению с «Илиадой») фольклорно-сказочная окраска поэмы «Одиссея» Гомера подчеркнута и введением в сюжет некоторого числа «низших божеств», подобных нимфам Кирке и Калипсо, соединяющих в себе черты и благие, и опасные.

Таким образом, как показывает анализ «Одиссеи» Гомера, эта поэма, при всей типологичности лежащего в ее основе фольклорного сюжета странствий (ср.

, например, восточные сказания о Синдбаде), многочисленных типических ситуаций (например, «муж на свадьбе собственной жены», знакомой даже по русским сказкам) одновременно на уровне определяющих ее композицию тем и мотивов становится неким продолжением и параллелью «Илиаде».

Быть может, наряду с чисто художественными преимуществами обеих поэм, именно эта общность и стала причиной их соединения в единую пару, освященную авторством легендарного Гомера.

Показательно, что в дальнейшем их переосмысленные сюжеты порой соединялись и в рамках единого произведения — такова, например, «Энеида» Вергилия, в которой комментаторы выделяют первые шесть книг как своего рода реализацию «темы «Одиссеи», а вторые — «темы «Илиады». В то же время в последующую традицию обе поэмы вошли разными путями.

«Илиада» воспринималась вкупе с другими поэмами, повествующими о Троянской войне и служила источником тем как для античной трагедии на соответствующие сюжеты, так и для позднеантичных «Истории Троянской войны» Дарета и «Дневника Троянской войны» Диктиса, а через них для средневековых «Романов о Трое».

Вся совокупность античных и средневековых трактовок различных героев «Илиады» повлияла на их образы в европейской литературе, от Чосера, Шекспира и Расина до пьесы «Троянской войны не будет» Ж. Жироду. Но при этом должно говорить именно о преемственности образов и мотивов, но не сюжета о «гневе Ахилла» в его самостоятельной цельности.

В свою очередь, «Одиссея» дала литературе нового времени именно цельный сюжет, объединенный фигурой главного героя, ставшего еще у Данте символом неустанного странствия человека в поисках знания и собственной судьбы. Именно эта «тема странствий» и определила многообразные интерпретации сюжета «Одиссеи» как в прозе (Д. Джойс, А. Моравиа), так и в поэзии XX века, где помимо многочисленных аллюзий (К. Кавафис, О.Э. Мандельштам, И.А. Бродский) примечательно появление новой «Одиссеи» Н. Казандзакиса (1938 г.), по объему почти в три раза превосходящей античный образец.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Ссылка на основную публикацию