13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

Первый сезон «13 причин почему» был фактически законченным произведением, оставив без ответа лишь некоторые вопросы касательно исхода истории. Второй мог подарить зрителям совершенно новую историю. Но авторы решили сфокусироваться на том, что есть, попытавшись развить идеи оригинала. Поэтому в отношении новых серий возникало много опасений, ведь основная сюжетная арка была фактически закрыта.

Мы собрали ключевые «за» и «против», чтобы ответить на вопрос, стоит ли смотреть продолжение.

Ожидаемое продолжение истории

За:

Первый сезон «13 причин почему» был насыщенным, честным и необычным.

Основываясь на романе Джея Эшера, Брайан Йорки смог воссоздать в формате сериала сложную драму о серьезной проблеме, с которой часто сталкиваются не только подростки, но и взрослые.

В общую картину было вплетено множество трудностей, возникающих на жизненном пути многих подростков. Оригинальная драма пришлась многим по душе, так что продолжение отлично ляжет на усвоенный ранее материал.

Против:

С другой стороны, как и многие другие, сериал стал заложником определенных ожиданий со стороны зрителей. Авторы явно сконцентрировались на той аудитории, которую успели набрать во время трансляции первого сезона, и постарались угодить именно ей, максимально уделяя внимание в продолжении конфликтам оригинала.

Более того, в контексте событий прошлого сезона новые подробности, всплывающие в ходе судебного процесса по делу Ханны, настолько шокируют, что едва ли не затирают те образы, которые успели сформироваться у зрителя.

Внезапно открываются нюансы, о которых до сих пор не было сказано ни слова, и они меняют общую картину порой радикально.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

Злободневные темы

За:

Если первый сезон больше ориентировался на повествование истории Ханны Бэйкер с ее точки зрения, то второй предлагает не только увидеть события с других ракурсов, но и расширяет круг проблем, поднятых год назад. Здесь больше внимания уделяется сексуальным домогательствам, толерантности, однополым отношениям, школьной травле (буллингу) и т.п. Затронута даже крайне злободневная для США стрельба в школах.

Против:

Правда, раскрыты темы весьма скудно. Они появляются в кадре в виде небольших эпизодов или мелькают в фоне, но толком не получают развития.

Конечно, это способствует тому, чтобы не сильно утомлять зрителя всем и сразу, но донесение идеи страдает. Да и некоторые начинания остаются не раскрытыми.

Признаться, помня о предыдущей откровенности сериала, некоторые моменты я смотрел с замиранием, но в итоге часто оказывался разочарован.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

Развитие историй знакомых персонажей

За:

Первый сезон подарил зрителю массу персонажей. Кто-то был раскрыт чуть лучше других, но каждому нашлась своя роль и свой уникальный характер. Продолжение играет по схожим нотам, завершая образы и дополняя их.

Некоторые герои меняются разительно. В чьих-то пороках укрепляешься сильнее, а другие внезапно открывают доселе невиданные стороны.

И вроде бы это прекрасно, ведь у любой ситуации всегда есть несколько точек зрения, а у каждого — своя правда.

Против:

Вот только часто это сводится к тому, что картина первого сезона, выстроенная в сознании голосом Ханны «в прямом эфире и в стерео» (Live and in stereo), уже не кажется такой четкой и основательной. То и дело всплывают неожиданные факты.

Идеализированный образ Ханны, трагически ушедшей из-за проблем с окружающим миром, также открывает другую сторону, скрытую доселе в тени недомолвок.

И вроде бы это добавляет реалистичности происходящему и лишь подтверждает тезис о том, что все мы не идеальны, но общая картина меняется в цветах порой до противоречия.

Редкий и притягательный сеттинг

За:

Хороших молодежных драм с логичными диалогами и насущными проблемами ох как мало. После «Джуно» я и вспомнить не могу сходу ничего близкого, поставленного на достаточно высоком уровне.

Тот же «Ривердейл» хоть до последних серий второго сезона и радовал восхитительными кадрами, но куда чаще разочаровывал конвульсивными скачками сюжета. У «13 причин почему» здесь огромное преимущество. И несмотря на редкость, у этого жанра есть масса поклонников.

Как родившихся в 80-х и 90-х и ностальгирующих по старшей школе и фильмам той эпохи, так и тех, кому тема близка именно сейчас. Взять как пример Life is Strange, собравшую весьма положительные отзывы.

Против:

Но здесь уже вступает в дело банальная вкусовщина. При всей актуальности поднимаемых тем, конечное решение будет зависеть от того, насколько зрителя затянет. И дело не в сеттинге и декорациях, и даже не в персонажах.

Ведь если подобные истории Вам не интересны, то нет и смысла пытаться насильно втянуться в происходящее.

В конце концов, «13 причин почему» не переворачивает мир и не дает гениального ответа на вопрос о том, как решить все эти проблемы, с которыми сталкиваются тинейджеры.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

Итог

После каждой серии второго сезона я неизменно в мыслях возвращался к «Фарго» или подкасту Serial, где каждый сезон повествует о разных событиях. «13 причин почему» подобный подход подошел бы как нельзя лучше.

Но авторы решили продолжать рассказывать ту же историю, в чем есть как свои плюсы, так и свои минусы. Я не жалею потраченного времени, но считаю, что первый сезон был по-своему завершенным произведением, и продолжение может даже испортить впечатление.

Но решать в данном случае все равно зрителю.

13 причин почему стоит посмотреть «13 причин почему» от Netflix

На стриминговом сервисе Netflix вышел новый хит «13 Reasons Why». Зрители и критики тут же пришли в восторг и называют его чуть ли не лучшей премьерой сезона. Это экранизация популярного бестселлера о суициде, школьной травле, депрессии, одиночестве и предательстве. Ниже приводим 13 причин, почему этот сериал может быть интересен.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

Главный герой Клэй Дженсен находит на пороге своего дома коробку с аудио-кассетами, записанными Ханной Бейкер – девочкой, в которую он был влюблён в школе, пока она не покончила с собой. Теперь Клэй слушает в наушниках тринадцать причин, почему она это сделала, главной из которых, по её словам, является сам Клэй. 7 кассет, 13 записей, 13 серий.

1

Это экранизация одноимённого популярного романа Джея Эшера, написанного в жанре young adult в 2007 году. В июле 2011 книга возглавила список бестселлеров Нью Йорк Таймс.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

2

Сериал снят в духе старых добрых молодежных фильмов конца 90-х начала 00-х, когда жители небольшого городка и ученики местной школы связаны одной проблемой, у всех свои страшные тайны и скелеты в шкафу. Рекомендуется к просмотру фанатам таких сериалов как «Heathers», «Buffy The Vampire Slayer», «Riverdale» или даже более трешовых «Skins».

3

Он будет интересен всем поклонникам нашумевшего «Big Little Lies», так как помимо одной большой загадки, которая держит зрителей в напряжении до самого конца, здесь поднимаются такие темы как предательство, травля в школе, а так же насилие по отношению к женщинам. Причем, как и в «Big Little Lies» большим плюсом является то, что данные проблемы не преподносятся однобоко, как что-то само-собой разумеющееся, а препарируются и рассматриваются с разных сторон.

4

«13 Reasons Why» очень качественно снят и сопровождается отличным саундтреком, который хорошо разбавляет иногда очень неприятные и напряженные моменты. Вообще, музыка – это отдельный жирный плюс сериала.

В нем вы услышите Joy Division, The Cure и Lord Duron. Сочинением основного саундтрека и музыкальных тем для отдельных персонажей занимался электронный продюсер Eksmo. Одним словом – радость для глаз и ушей.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

5

Если вам покажется, что действие шоу происходит в восьмидесятых, то вас можно понять. Виной всему такие отсылки в прошлое как, например, плакат Joy Division на стене в комнате одного из героев, или чуть ли ни списанный с Джеймса Дина персонаж Кристиана Наварро, который предпочитает слушать музыку на винтажном плеере и аудио-кассетах вместо современных mp3.

Читайте также:  Анализ стихотворения Федора Тютчева «Умом Россию не понять…»

6

Персонажи-подростки отлично прописаны и сыграны, что очень нетипично для молодежных проектов подобного формата. Это один из тех редких случаев, когда тинейджеров играют тинейджеры, а не двадцатилетние актеры, для которых школьные проблемы уже давно в прошлом. Противоречивые, глупые и нелогичные, они будут вас раздражать, вы будете их ненавидеть, но перестать смотреть всё-равно не сможете.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

  • 7
  • В отличие от подростков, взрослые в сериале, к сожалению, получились довольно плоскими и безликими (кроме, наверное, матери погибшей Ханны, которую играет Кейт Уолш – доктор Монтгомери из «Grey’s Anatomy»), но, даже не смотря на это, он будет очень интересен и родителям, так как затрагивает темы доверия, открытости и поддержки.
  • 8

Разнообразие и отсутствие токенизма. «13 Reasons Why» может похвастать своим разношерстным кастом и полноценными трехмерными персонажами.

То есть перед нами отличный пример сериала, где цветных и квир-персонажей играют цветные и квир- актеры.

И где сексуальная ориентация, расовая принадлежность и нетрадиционная семья преподносятся как что-то нормальное, а не просто в виде галочки, как это часто бывает.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

9

Шоу предлагает очень любопытный взгляд на технологии. Учитывая то, что книга вышла в 2007 году, идея с посланием Ханны записанным на аудио-кассеты выглядит довольно нелепо на первый взгляд.

Но создатели мастерски вписали этот «элемент старины» в современный мир, одновременно рассказав молодежи о забытом Sony Walkman и прелестях и ограничениях прослушивания аудиокассет.

Одновременно с этим в сериале показана негативная сторона современных технологий в виде социальных сетей и групповых чатов, и то как радикально они поменяли модели отношений среди молодежи. Как быстро можно принять решение и совершить необдуманное действие тем самым навредив ближним.

10

Селена Гомес должна была сыграть одну из главных ролей, но в результате присоединилась к сериалу в качестве исполнительного продюсера.

Прочитав книгу, она она обратилась в продюсерскую компанию с идеей адаптации и должна была исполнить главную роль еще в 2012 году, когда проект разрабатывался как фильм, но позднее решила ограничиться ролью исполнительного продюсера, посчитав, что на главную роль лучше всего подойдет не столь известная актриса.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

11

В наше время требуется толпа людей, чтобы сделать что стоящее, и «13 Reasons Why» отличное доказательство того, на что способна команда профессионалов.

Адаптацией книги Джея Ашера занимался обладатель Пулитцеровской премии и награды «Тони» Брайан Йорки («Next to Normal»). Режиссером стал Том Маккарти.

Его фильм «Spotlight» в 2016 году получил премию «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».

12

«13 Reasons Why» будет заставлять вас чувствовать себя некомфортно, от осознания факта того, что порой каждый из нас неосознанно может повлиять на решение человека покончить с собой. Мы все, сами того не подозревая, можем стать причиной самоубийства.

Сообщение на самом деле очень простое и одновременно относящееся ко всем временам и возрастам: вы никогда не знаете, что происходит в жизни другого человека, и любое нехорошее действие в его сторону может стать уже пятой по счету неприятной вещью, которая случилась с ним за день.

13

Есть вероятность того, что нас ждет второй сезон. В недавнем интервью Селена Гомес сказала, что её ждут больше неприятности, если она проговорится о деталях, но она очень позитивно настроена на продолжение. Актеры и создатели также надеются на возможность снова поработать вместе.

13 причин, почему стоит смотреть «13 причин почему»

"13 причин почему" – самый важный сериал о взрослых и детях

“13 причин почему” – это, пожалуй, самый страшный сериал, из всех, что я видел. В нем нет монстров, нет натуралистического насилия, нет злодеев или стихийных бедствий, но тем не менее от просмотра испытываешь абсолютно леденящий ужас. Это история о том, как и почему покончила с собой девочка-старшеклассница по имени Ханна Бейкер. 13 причин, которые толкнули девочку из полной семьи с любящими родителями, обеспеченную, красивую, умную и талантливую, забрать свою собственную жизнь.

Сериал начинается уже после смерти Ханны. Мы встретим её только в многочисленных флешбеках. Застенчивому интроверту Клэю Дженсену, который тяжело переживает самоубийство девушки, в которую он был тайно влюблен, друг приносит коробку с аудиокассетами.

Эти кассеты – “завещание” и объяснение Ханны. Семь кассет, 13 сторон и 13 причин почему она покончила с собой. Каждая сторона кассеты посвящена одному человеку и его роли в смерти Ханны.

Эти кассеты предназначены только их участникам и Клэй получает этот страшный дар потому, что и он является одним из “героев” рассказа Ханны.

“13 причин почему” объединяет несколько сложно сконструированных и невероятно интересных сюжетных линий: главный герой – Клэй – будет слушать кассеты, пытаясь понять как же он на одной из них оказался, ведь он любил Ханну…

И заодно узнавая о том, что именно чувствовала и думала эта девушка, как была устроена её жизнь, как она видела мир и как взаимодействовала с ним.

Чем дальше он будет продвигаться, тем больше ему захочется справедливости, захочется покарать тех, кто обидел, тех, кто довел и допустил…

Параллельно с этим другие герои кассет – те самые обычные мальчики и девочки, которых винит в своей смерти наша героиня – будут пытаться понять как им жить дальше. С одной стороны, как избежать последствий, а с другой – они неизбежно зададутся вопросом о себе.. А правильно ли я поступал?

Наконец фоном к этой основной истории параллельно друг другу идут “расследования”: школьное расследование, призванное установить полную непричастность школы к случившемуся, такая история про то, как одни бюрократы пытаются других убедить в том, что всё было по инструкции и случившееся – не более, чем чудовищная случайность. И история родителей погибшей девочки, которые настойчиво и искренне пытаются понять как так вышло, что их красавица и умница дочь убила себя. Про кассеты родителям, разумеется, никто из героев не говорит.

“13 причин почему” – выдающийся сериал. Да, он дискомфортный и тяжелый, особенно для людей, у которых есть дети, но именно им он абсолютно обязателен к просмотру. Это удивительная история о полном отсутствии коммуникации.

Не формальной, не “как дела – хорошо”, а именно разговора между родителями и детьми, между учителями и детьми, между взрослыми и детьми в принципе. Сериал очень убедительно показывает, что мы, взрослые, “их даже не представляем”.

Потому что задаем формальные вопросы, потому что ищем “серьезные проблемы”, вместо того, чтобы обратить внимание на вроде бы мелочи, которые на самом деле для детей и могут являться настоящими трагедиями.

Ну что всё-таки случилось, что-то серьезное? – задаются вопросом родители и учителя. И на этот вопрос школьники честно отвечают: ну нет, серьезного нет. С вашей точки зрения “серьезного”. Вы ведь взрослые, вы существуете в другой системе координат.

И раз за разом именно в этот зазор между “серьезное с точки зрения взрослого” и “серьезное с точки зрения ребенка” проваливается суть отношений, проваливается настоящий разговор и, в конечном итоге, проваливаются жизни детей, вдруг обнаруживающих себя в полном одиночестве наедине с враждебным миром.

«Они говорят нам «не бойся идти за своей мечтой» а потом запирают нас на 12 лет в месте, где нам говорят где сидеть, когда писать и как думать», говорит Ханна на одной из записей. А на другой добавляет: «Родители странные, они не только не замечают тебя, они даже не замечают, что ты замечаешь их».

“13 причин почему” – это не история преступления. Это история обычной жизни и очень обычных ссор не по тому поводу, мелких подлостей, недопонимания (история с школьным фотографом, который подглядывает за девочками), буллинга и психологического насилия. В отличие от, например, “Эйфории”, тут нет вообще ни одной ситуации, которую можно было бы назвать редко встречающейся.

Читайте также:  Все стихи кушнера на одной странице: список стихотворений александра кушнера

Нет, вот это жизнь подростков, вот их общение, вот как они взаимодействуют и вот к каким последствиям иногда это приводит. В сериале нет злодеев, даже самый омерзительный герой – насильник и тварь – неожиданно к финалу оказывается не сознательным мерзавцем, творящим зло, а просто производной обстоятельств. Ну они не говорили “нет”, значит всё ок, наверняка же меня хотели.

Разумеется, “13 причин почему” еще и удивительно точное окно в мир подрастающих девочек и того отношения, с которыми они на повседневной основе сталкиваются.

Иллюстрация того, как абсолютно вроде бы пустяковые истории “в школьной “анкете” нашей героине присуждают приз за “лучшую жопу” могут иметь самые чудовищные последствия.

Один из самых крутых разговоров в сериале происходит между одной из героинь и школьным психологом, когда она признается, что её изнасиловали, а психолог, задавая вопрос, формулирует его “а не сама ли ты виновата?”

Сериал выстроен удивительно точно: весь мир этих страшных нюансов мы открываем вместе с главным героем. Клэй абсолютный интроверт, он совершенно не считывает в повседневном общении ни вторых смыслов, ни подтекстов, ничего.

Он воспринимает мир абсолютно прямолинейно: если сказали нет, значит нет, если сказали остановиться, значит надо остановиться, итд. И вместе с нами, слушая кассеты, он вдруг открывает для себя всю невероятную палитру оттенков человеческого общения.

Порой очень нелогичного и даже несправедливого, но “13 причин почему” вообще не про справедливость и логику.

Это сериал о том, что другой человек совершенно не всегда слышит именно то, что мы хотели сказать и самое важное -это не то, что ты сказал, а как раз то, как тебя услышали (собственно то, что первым делом пытаются объяснить на приемах качественные психотерапевты). Такая максимально убедительная история про умение слышать другого человека, которую иллюстрируют примеры из отношений со сверстниками, с учителями и родителями.

Авторы не пытаются заставить нас любить своих героев, они пытаются заставить нам понять как эти герои устроены, как они думают, как они чувствуют и реагируют. А это гораздо важнее.

“13 причин почему” рассказывают о том, как в мире, построенном на коммуникации и средствах связи, родители, учителя, школьные психологи и сверстники могут не услышать крика о помощи потому, что просто не распознают его вовремя.

И с одной стороны это чудовищно страшно, а с другой – важно и необходимо.

Важное уточнение: смотреть имеет смысл первый сезон – он потрясающий, дальше начинается довольно обычная игра в жанр, которую смотреть совершенно необязательно.

Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал “Запасаемся попкорном” – подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.

«13 причин почему»: как за 3 сезона сделать из лучшего сериала о подростках худший

«13 причин почему» (13 Reasons Why) — самый странный сериал о подростках, выходящий на данный момент. После вполне приемлемого первого сезона, снятого по мотивам одноименной книги Джея Эшера, шоу ушло в дебри фаншфикшена.

Также в сериал добавили социальной рекламы, на которую не просто было больно смотреть — от нее буквально становилось тошно. Новый сезон уходит в эти дебри еще дальше.

Если предыдущие два сезона еще пытались проталкивать какую-никакую сложную драму (у первого это получалось хорошо, у второго — уже не очень), то новый просто решил пойти на самый дешевый и скучный сюжетный ход.

Начать было решено с громкого твиста, к которому не было никаких предпосылок, но который точно ошарашит фанбазу. Причем еще на стадии промо-кампании.

«Кто убил Брайса Уокера?» — с таким заголовком опубликовали первый постер нового сезона после долгого затишья. Брайс Уокер каким-то образом после межсезонья оказался мертв. Тело главного антагониста «13 причин» находят изуродованным в местном порту, а полиция со временем приходит к выводу, что это был не несчастный случай, а убийство.

Новый сезон строго по пунктам следует шаблону наивных подростковых детективов. Каждый из персонажей сериала поочередно попадает под подозрение, на каждого находятся неоспоримые улики, но по итогу почти все выходят сухими из воды, а полиция вновь начинает копать под кого-то нового со случайно всплывшей подсказкой.

И как бы «13 причин» не пытался сохранять интригу, как-то нагнетать и уж тем более захватывать у сериала не получается. Сюжет плавится от пафоса, а приглушенная драматическая цветокоррекция со временем попросту начинает вызывать смех. Школьные интрижки и неонуар совмещаются плохо (да, «Ривердейл»?).

И куда же без закадрового повествования: почти весь сюжет подается от лица взявшейся из ниоткуда новенькой девочки Ани, местной Нэнси Дрю, назойливо вклинившейся в жизни персонажей и плотно окопавшейся в их секретах.

Сюжет третьего сезона подается в трех таймлайнах (да, снова шаблон). Это события до убийства, происходящие сразу после школьного вечера, на котором закончился второй сезон; настоящее время и интервью-эпилог, где Ани, будто зачитывая Шекспира, рассказывает всю историю.

Один из немногих плюсов нового сезона (если не единственный): сериал, наконец, перестает пинать труп девочки-суицидницы, записывавшей кассеты с признаниями в первом сезоне.

Историю, которую нужно было закончить еще на первом сезоне, все же обрубили на третьем. Впервые имя «Ханна» здесь всплывает к серии пятой, да и в целом семья Бейкеров отошла на второй, а то и третий план (ну хоть призрака девочки больше нет, и то радует).

Сериал от централизации чувств жертвы перешел на чувства насильника — Брайс становится новой Ханной, которого все заклеймили и которого больше никто не хочет слушать, как бы он ни пытался измениться или объясниться. Из-за чего сериал еще больше стал походить на…

Еще со второго сезона у «13 причин почему» были крупные сценарные проблемы. На книжный оригинал больше не опереться, поэтому сценаристам приходилось вбивать в скрипт первые всплывшие в голове идеи, никак не отшлифовывая или хотя бы самую малость приводя их в порядок.

В новом сезоне ситуация не поменялась. От «13 причин почему» здесь осталось только название — еще во втором сезоне шоу начало отходить от заглавного концепта, а теперь и вовсе скатилось в компиляцию фанатских фантазий. Кинки-секс в духе «50 оттенков», каминг-аут одного из главных школьных задир и… попытки оправдать насильника, показав какая он бедная сломанная личность.

Если весь второй сезон Брайса нещадно поливали грязью, ненавидели и судили, то в новых сериях героя все больше и больше пытаются очеловечить. И в этом отношение к сериалу двоякое.

С одной стороны, «13 причин почему» выходит из черно-белого и однозначного мира первого сезона, где Ханна была невинной мученицей (что во втором сезоне жестко опроверглось), а все ее одноклассники — сплошное зло.

Как-никак даже насильников тоже можно довести до раскаяния, глубокой депрессии и деструктивного поведения.

С другой, попытки превратить жестокого психопата в зашуганного щеночка выглядят максимально нелепо. Два сезона сериал рисовал Брайса как настоящее исчадие, а сразу в третьем вдруг все вспомнили, что он, оказывается, тоже human being.

И хотя местами шоу удается убедить (конечно же, акцент делается на семейных воспоминаниях Брайса, где он тот еще душка и маменькин сынок), в большинстве случаев сюжет высасывается из пальца.

Шоураннеры нашли себе новую грушу для битья, и теперь уже два сезона подряд скрупулезно препарируют образ Брайса.

Остается надеяться, что в финальном, четвертом сезоне над его трупом не будут издеваться так же, как во втором мучили память Ханны.

Читайте также:  Стихи про витю, виктора: красивые стихотворения с именем известных русских поэтов классиков

Вместе со слабым сценарием третий сезон перенял у второго и навязчивую социальную рекламу — и сделал ее еще более назойливой. Без нее сейчас никуда: почти все современные подростковые сериалы вклинивают общественные высказывания в свои сюжеты, причем всегда об одном и том же.

Взять, например, сцену с абортом из «Эйфории», которую можно смело назвать самой красивой и эпичной за весь (совершенно потрясающий) сериал. Или ту же из «Полового воспитания» — меланхолично-комедийную и вместе с тем до ужаса трогательную.

В третьем сезоне «13 причин» тоже есть момент с абортом — максимально топорный, вставленный в сериал ради галочки для подыгрывания тенденциям, где зрителей душат кринжем, пустыми диалогами и пустой серостью, которая банально не способна задеть ни единый нерв.

И так сериал обходится со всеми потенциально сильными сценами. Будь то монолог Джессики, в первом сезоне изнасилованной Брайсом, перед целой школой о культе насилия.

Или зал одна за одной поднимающихся девушек, произносящих «Я — выжившая» (читай: Me Too), невольно навевающих схожую по духу сцену из «Полового воспитания», где, впрочем, фраза «Это моя вагина!» трогала в разы сильнее.

Не забыли и о местном радфем-кружке — в его самом худшем проявлении, которое только можно представить.

По итогу слепое подыгрывание тенденциям обернулось эксплуатацией самых ярких социальных стереотипов — от которой еще больше будут гореть правые, и вместе с тем фейспалмить левые. А сериал с богатым после первого сезона фундаментом уже во второй раз превратили в посмешище и собственную антирекламу.

13 причин почему: сериал, который должны посмотреть не только подростки

Сериал «13 причин почему» — один из самых спорных сериалов современности. Пожалуй, ты вряд ли встретишь человека, который, посмотрев его, скажет «ну ок, норм». Неравнодушных нет, зрители здесь делятся на два типа: на тех, кто остался в полном восторге, и тех, кто кричит, что смотреть – а главное, показывать – подобное просто отвратительно.

После выхода первого сезона в прошлом году на Netflix создатель сериала Брайен Йорки и продюсер Селена Гомес получили немало критики в свой адрес. Их обвиняли в романтизации самоубийства и в неправильной репрезентации серьезных социальных проблем.

Однако на все обвинения Брайен Йорки ответил так: «Когда мы говорим, что смотреть на это мерзко, это означает, что мы стыдимся тех вещей, через которые прошли эти, и многие другие в реальной жизни, люди.

Мы не хотели бы столкнуться с чем-то подобным. Мы бы предпочли вообще никогда не знать об этом. Именно поэтому о подобных вещах – нападения, изнасилования, etc. – не заявляют.

Именно поэтому жертвам очень сложно получить какую-то помощь».

«Мы верим, что о таких вещах лучше говорить, чем молчать».

Именно, ведь только в этом случае мы можем что-то изменить.

Основной посыл сериала: быть добрее и внимательнее к окружающим. Мы понятия не имеем, что на самом деле происходит в жизни молчаливого паренька за последней партой, улыбчивого бариста в соседней кофейне, а порой и самой близкой на свете подруги.

Перестань зацикливаться только на себе – кто-то рядом, возможно, нуждается в твоей помощи.

Этому нас научила история Ханны. Оставив кассеты, она не пыталась никого обвинить. Просто хотела донести до людей пару простых истин, о которых мы почему-то слишком часто забываем. 

Многие называют ее «королевой драмы» и говорят, что выход есть всегда. Это правильно.

Пожалуйста, помни, что выход действительно есть из любой ситуации.

Просто не каждый способен его увидеть: одни абсолютно равнодушно относятся даже к провалу на ЕГЭ, а другие будут три дня рыдать из-за плохой оценки за не самую важную контрольную. Чтобы прийти к этой простой истине, создатели сериала подняли несколько важных проблем, о которых люди раньше боялись и стыдились говорить, а теперь наконец начали делиться.

Буллинг и сексуальные домогательства – одна из центральных тем обоих сезонов сериала. За последний год в США появилось сразу несколько движений против харассмента, с помощью которых люди пытаются добиться наказания для обидчиков и побудить жертв рассказать свою историю. Самые яркие среди них – Time’s Up («Время вышло») и #MeToo («Я тоже»).

Звезды устраивают флэшмобы на крупных мероприятиях, чтобы привлечь внимание к этим движениям (на «Золотой глобус» все оделись в черное, а на «Грэмми» пришли с белыми розами), делятся своими историями и организовывают марши.

Поднять подобную тему в подростковом сериале – рискованно и очень смело. «13 причин почему» учит нас говорить, а не молчать, помогать окружающим и никогда не причинять другим вред. Помни, что у любого сказанного слова есть последствия. 

В то же время сериал затрагивает важные темы, касающиеся ментального здоровья, – посттравматический синдром и панические атаки Джессики, биполярное расстройство Скай.

«13 причин почему» просвещает нас, давая понять, что в таких ситуациях очень важно не упустить момент и обратиться за профессиональной помощью.

Этого не стоит бояться, считать себя «странным», думать «а почему это случилось именно со мной…».

Суть в том, что это может произойти с каждым: кто знает, что приготовил для нас завтрашний день? Но ментальные проблемы – не повод опускать руки. Это повод бороться, тщательнее следить за своим здоровьем и держаться как можно дальше от токсичных людей, которые могут повлиять на твое состояние.

Стрельба и атаки в школах, к несчастью, явление довольно распространенное. В 2018-м это коснулось уже 23 школ в США. Одним из самых громких дел считается стрельба в старшей школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года.

В некоторых сериалах создатели пытались осветить эту проблему: эпизоды, посвященные стрельбе в школе, были в «Холме одного дерева», «Баффи – истребительнице вампиров». Но одним из самых ярких образов стал Тейт Лэнгдон из первого сезона «Американской истории ужасов».

Во втором сезоне «13 причин почему» был Тайлер. С одной стороны, мы видим, что с ним происходит – издевательства со стороны других подростков, сопереживаем и можем понять его злобу и желание ужасной мести. С другой стороны, его действия (которые он, к счастью, не совершил, но собирался) нельзя оправдать.

В этом и есть проблема репрезентации подобных вещей: сценаристы фокусируются на стрелке, пытаются оправдать его. Но не лучше ли сконцентрироваться на жертвах?

Еще одна вещь – поведение Клэя. Стрельба в американских школах, к несчастью, настолько распространена, что с детьми часто проводят тренинги, обучая их, как лучше вести себя в подобных ситуациях.

Если бы это происходило в реальной жизни, все могло бы закончиться куда более плачевно – как в случае с тем же «Колумбайном». Поэтому в таких ситуациях лучше не геройствовать: неясно, в каком состоянии пришел в школу нападающий.

Он может не дослушать до конца и первой фразы.

Не секрет, что по окончании второго сезона любимым персонажем у многих стал Джастин – подросток с огромным багажом проблем. То, как Клэй приютил и заботился о Джастине, было, несомненно, круто. Но еще круче – то, что мистер и миссис Дженсен решились усыновить трудного подростка.

Чужих детей не бывает – одна из самых прекрасных истин, о которой напоминает нам сериал.

Netflix объявил дату выхода третьего сезона «13 причин почему», а значит, с 23 августа нас ждет еще больше проблем, ошибок и вечных истин. Одно можно сказать наверняка: Ханну мы больше не увидим.

Кэтрин Лэнгфорд официально попрощалась со своей героиней в Инстаграме. Говорить будут о ранней беременности на примере Хлои, о туманном будущем Джастина и метаниях Джессики.

Этому сериалу явно есть, о чем рассказать и чему научить своих зрителей.

Ссылка на основную публикацию