Женские судьбы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Если вам нужно написать сочинение по теме «Женские образы по роману «Тихий Дон», то в этой статье вы найдете описание судеб и характеров настоящих русских женщин из этой эпопее.

Женские образы в произведении «Тихий Дон» являются воплощением любви, дома, верности, родной земли.

Женщины в этой эпопее утверждают простые, но такие важные человеческие ценности: воспитание детей, труд, любовь и сострадание к ближнему и своей земле. Ниже вы найдете описание этих образов.

Такая характеристика может пригодиться для написания сочинения, доклада, сообщения и других подобных работ, связанных с литературой. Читайте далее.

История создания

Михаил Шолохов

Шолохов работал над романом «Тихий Дон» пятнадцать лет, с 1925 года по 1940 год. Всего писатель создал четыре тома, которые публиковал по отдельности, по мере завершения работы над каждым.

Первые три тома в течение нескольких лет выходили в литературном журнале «Октябрь», а четвертый том опубликовали в журнале «Новый мир».

За роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году.

Изначально Шолохов собирался написать роман о революции на Дону, и события начинали разворачиваться с лета 1917 года.

Однако работа над текстом быстро зашла в тупик, потому что Шолохов понял, что без предыстории читатель романа не поймет. На обдумывание текста и сбор необходимых для работы материалов у Шолохова ушел год.

Позднее автор начал работу с начала, и действие романа переносится в предвоенные годы. После выхода романа Шолохов стал знаменитым.

Роль женских образов в романе

Наталья («Тихий Дон»), характеристика которой была представлена, — это не единственный интересный женский образ в произведении. Роману придает немалое достоинство сочетание эпического изображения исторических событий с лиричностью повествования, раскрытием самых глубоких мыслей и чувств персонажей. Это относится в большей мере к образам русских женщин.

В отечественной литературе трудно отыскать другое произведение, на страницах которого было бы столько внимания отдано женщине, ее непростой доле. Из глубин сердца писателя исходят боль и нежность по отношению к героиням. Наталья Коршунова («Тихий Дон») — девушка, которая, безусловно, заслуживает сочувствия и внимания Шолохова.

«Тихий Дон»

Иллюстрация к роману «Тихий Дон»

Начало романа приходится на 1912 год, Наталье в это время 18 лет. Это хозяйственная девушка, которая постоянно трудится дома и на полях, занимается рукоделием. Героиня красива, смугла и сероглаза, у нее прямые черные волосы.

Наталья нарядной появляется в церкви, слывет в округе перспективной невестой, но робка характером. Наталья — бесхитростный и правдивый человек, часто смущается. От постоянной работы руки героини стали крупными и шершавыми.

Отец героини — богатый казак Мирон Коршунов. У Натальи есть две младшие сестры — двенадцатилетняя Маришка и восьмилетняя Грипка, баловница и пройдоха, а также брат Митя. Отец относится к Наталье с любовью.

Нрав у героини смиренный, о чем неоднократно упоминается. Наталья боится возражать людям, никогда не поднимает голоса и «не выходит из-под власти».

Дома Наталья послушна и почтительна, прислуживает деду — чинит его одежду, обстирывает, вяжет чулки.

Григорий Мелехов и Наталья Коршунова

Несмотря на то, что Коршуновы — самая богатая на хуторе семья, которая держала достаточно работников, детей там приучали к суровому труду и заставляли много работать. В результате Наталья выросла серьезной и строгой бабой, не склонной к «баловству», веселью и развлечениям. Героиня с брезгливостью относится к легкомысленным девушкам, которые позволяют себе любовные увлечения.

Героиня хорошо умеет скрывать чувства, не склонна делиться с близкими печалью и показывать тем собственное эмоциональное состояние. Если Наталья горюет, то делает это втихомолку, молча переживает измены мужа. Григорий считает жену «леденистой» — медлительной и равнодушной, не способной на страсть.

Тем не менее, за Григория Мелехова героиня выходит по любви, в то время как сам жених никаких чувств к девушке не испытывает и берет ее «по расчету» — как хозяйственную бабу из богатой семьи.

Наталья же выходит замуж за Григория по собственному выбору, отказав другим, более видным и богатым женихам.

Наталья согласна скорее отправиться в монастырь, чем выйти за другого, и родители дают девушке возможность сделать выбор самостоятельно.

Григорий Мелехов

После свадьбы Наталья переезжает в дом мужа и там приходится по нраву родителям Григория из-за тихого характера и трудолюбия.

Сам же Григорий от холодной и тихой жены не в восторге и скучает по любовнице Аксинье, которую по-прежнему любит.

В отличие от страстной Аксиньи, Наталья была зажата и покорна в постели, «неохоча» до ласк, так что и сам Григорий проводил ночи с законной женой «по обязанности».

Проходит совсем немного времени после свадьбы, и Григорий бросает Наталью, уходит от той к Аксинье, с которой живет в имении некоего пана Листницкого.

Наталья воспринимает уход Григория как незаслуженную и нежданную обиду. Героиня даже приходит к отцу, которому рассказывает о поступке мужа и просит забрать ее обратно в родительский дом.

Аксинья Астахова

С точки зрения Натальи, она ничем не оскорбила мужа, героиня не понимает, почему тот ушел из дому, не сказав ни слова. Отец героини, Мирон, только злится на дочь из-за того, что та унижается перед неверным мужем, а заодно вынуждает переживать унижение и самого Мирона.

По хутору после ухода Григория начинают ходить оскорбительные сплетни о Наталье. Однажды героиня слышит разговор соседей, которые возводят на нее напраслину.

В тот же день Наталья пытается покончить с собой, но остается жива. На шее у героини после этого случая остаются шрамы.

Из-за поврежденной «жилы» Наталья криво держит голову, как «паралитик», но по-прежнему остается молодой и довольно привлекательной женщиной.

Внешность Натальи Мелеховой

После этих событий Наталья чувствует себя чужой в родительском доме. Кроме того, героине неловко смотреть на родных после попытки самоубийства, женщина чувствует, что отдалилась от них.

В результате Наталья принимает решение переехать к Мелеховым, родителям Григория. Отец не желал отпускать Наталью, пытался стыдить и разубеждать, но Наталья все же переехала.

Старики Мелеховы принимают героиню как родную.

Наталья продолжает надеяться, что муж к ней вернется, хранит верность и с тоской ждет от Григория писем, хотя сама не пишет ему. Привязанность Натальи к мужу Шолохов называет «собачьей». Накопившуюся агрессию героиня не обращает на мужа, а вымещает на Аксинье, считая, что та «отбила» Григория и сломала героине жизнь.

Аксинья же не без оснований считает, что это Наталья отняла у нее возлюбленного. Дело в том, что Наталья еще до свадьбы знала о любовной связи между Аксиньей и Григорием, но проигнорировала этот факт и вышла замуж за героя. Когда Наталья приходит к Аксинье с просьбой «отдать» мужа, та называет героиню «гадюкой подколодной».

Свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой

Позже, однако, Аксинья изменяет Григорию, и тот возвращается к жене. Наталья чувствует себя счастливой и даже начинает проявлять любовную страсть. У Натальи рождается двойня, мальчик и девочка, и героиня посвящает себя детям. За шесть лет совместной жизни Григорий свыкается с Натальей, а после появления детей перестает относиться к героине с неприязнью и по-своему даже привязывается к ней.

Однако судьба немилосердна к Наталье, и через некоторое время любовная связь между Григорием и Аксиньей вспыхивает опять. Наталья как раз беременеет снова, когда узнает, что муж опять встречается с любовницей.

Терпеливая Наталья понимает, что не в состоянии дальше так жить, и не желает рожать детей от мужчины, который ее не любит. Женщина решает сделать аборт и разъехаться с мужем, забрать детей и с ними уйти жить к родителям.

Однако аборт проходит неудачно, и Наталья умирает. На этом трагическая биография героини завершается.

Жена «железного наркома»

Спутницей Михаила Шолохова на нобелевской церемонии была его супруга Мария Громославская. Их брак продлился шесть десятилетий и произвел на свет четырех детей.

Мария Громославская (слева) и Михаил Шолохов (справа) с сыновьями Мишей (крайний слева) и Сашей, и с дочерьми Машей (справа внизу) и Светой, 1941 год. Фото — Википедия

Однако и в этом на первый взгляд образцовом союзе есть свои темные страницы. Шолохов изменял жене, и одна из его измен стала достоянием истории. Любовная интрига связала писателя с Евгенией Хаютиной — женой легендарного наркома внутренних дел, одного из авторов Большого террора 1937-1938 гг. Николая Ежова.

Николай Ежов. Фото — Википедия

Семейный дом Ежовых был далеко не мрачным местом — Хаютина часто устраивала там званые обеды и вечеринки. До этого женщина состояла в двух браках и не славилась целомудренностью — хотя, как рассказывают, в союзе с Ежовым она вела себя сдержаннее.

Евгения Хаютина с удочеренной в браке с Ежовым девочкой Сашей. Фото — Википедия

Чего нельзя было сказать о ее супруге. Близкая подруга Хаютиной Зинаида Гликина рассказывала, что Ежов заигрывал даже с прислугой, и вовсю использовал для свиданий конспиративную квартиру НКВД.

С Шолоховым Хаютина познакомилась летом 1938 года, когда он приехал в Москву жаловаться на преследования ростовского НКВД.

Сначала Ежов сам пригласил писателя на дачу, а после стал замечать, что жена увлечена этим знакомством несколько больше обычного. В итоге, после очередного позднего возвращения Хаютиной, муж установил за ней слежку.

Так что следующее ее свидание с Шолоховым было аккуратно запротоколировано, вплоть до ремарок «идут в ванную», «ложатся в постель» и т д.

Михаил Шолохов в те годы. Фото — РИА Новости

Гликина рассказывала о дальнейшем: «После ужина Ежов в состоянии заметного опьянения и нервозности встал из-за стола, вынул из портфеля какой-то документ на нескольких листах и, обратившись к Хаютиной-Ежовой, спросил: «Ты с Шолоховым жила?» После отрицательного ее ответа Ежов с озлоблением бросил документ в лицо Хаютиной-Ежовой, сказав при этом: «На, читай!»

Как только Хаютина-Ежова начала читать этот документ, она сразу же изменилась в лице, побледнела и стала сильно волноваться. Я поняла, что происходит что-то неладное, и решила удалиться, оставив их наедине.

Но в это время Ежов подскочил к Хаютиной-Ежовой, вырвал из ее рук документ и, обращаясь ко мне, сказал: «Не уходите, и вы почитайте!» При этом Ежов бросил мне на стол этот документ, указывая, какие места читать.

После этого Ежов окончательно вышел из себя, подскочил к стоявшей в то время у дивана Хаютиной-Ежовой и начал избивать ее кулаками в лицо, грудь и другие части тела. Лишь при моем вмешательстве Ежов прекратил побои, и я увела Хаютину-Ежову в другую комнату».

Хотя после этого муж уничтожил записи и не стал раздувать это дело, судьба Хаютиной сложилась трагически. За прошедшие годы Ежову неоднократно указывали на ее контакты с троцкистами, и в итоге Сталин настоятельно рекомендовал своему наркому подумать о разводе.

Эта ситуация привела женщину к нервному срыву — и на фоне арестов ее друзей она отравилась люминалом в палате санатория на окраине Москвы (считается также, что яд ей прислал не видящий выхода супруг).

Ежов на похоронах жены не присутствовал — он был расстрелян в феврале 1940-го.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова

Наталья — красивая женщина, которая «в глаз шибается». Героиня хороша собой, с тонким ладным станом, но Наталье не хватает пылкости и яркого темперамента Аксиньи, любовницы Григория Мелехова. Аксинья живет с мужем по соседству с Мелеховыми. Однажды муж Аксиньи отправляется на военные сборы, и у Григория Мелехова тут же вспыхивает с соседкой бурный роман.

Аксинья — порывистая и искренняя женщина, которой безразлично, что скажут люди. Григория и Аксинью объединяют способность без оглядки погружаться в чувства и страстность натуры.

Читайте также:  Лучше красота верности или красота внешности?

В Аксинье сильно женское начало, героиня притягательна для мужчин, чувственная и пылкая. Аксинья погибает, сраженная пулей, в финале романа, когда герои под покровом ночи отправляются к станице Морозовской.

После этого герой погружается в депрессию.

Григорий Мелехов

Наталья у Григория не вызывает никаких чувств. Даже на свадьбе герой уделяет больше внимания тому, как ведут себя гости за столом, чем юной невесте.

Привязанность к законной жене просыпается в Григории только после того, как рождаются дети.

Сама Наталья относится к мужу с преданностью и нежностью, проявляет во всем послушание и покорность, а в чувственном отношении ведет себя стыдливо и целомудренно.

Экранизации

Первая экранизация «Тихого Дона» вышла в 1930 году. Это черно-белый мелодраматический фильм, снятый режиссерами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым. Роль Натальи там сыграла актриса Раиса Лужная. Фильм изначально выпущен немым и озвучен только в 1933 году.

Зинаида Кириенко в роли Натальи Мелеховой

В 1958 году вышла трехсерийная военная драма «Тихий Дон» с актрисой Зинаидой Кириенко в роли Натальи. Фильм снят режиссером Сергеем Герасимовым на киностудии имени Максима Горького.

Михаил Шолохов первым посмотрел только что смонтированную ленту и остался доволен, хотя между фильмом и романом есть некоторые расхождения.

Во имя идейных соображений из сценария убрали те эпизоды, где «красные» проявляли жестокость и непорядочность, зато преувеличили отрицательные «черты» белых.

В 2006 году вышел сериал «Тихий Дон» из семи эпизодов. Это совместный проект России, Великобритании и Италии, сериал вышел на английском языке. Снят режиссером Сергеем Бондарчуком.

Роль Григория Мелехова исполнил британский актер Руперт Эверетт, который был ошеломлен предложением сыграть казака и счел роль безусловно интересной, но при этом «кошмарной» в плане работы. В русской версии роль озвучил актер Максим Суханов.

Образ Натальи в сериале воплотила российская актриса Алена Бондарчук, которая назвала эту роль лучшей в своей карьере.

Алена Бондарчук в роли Натальи Мелеховой

Съемки сериала велись в России и Украине, причем многим российским актерам пришлось спешно выучить английский язык. Отснятые материалы монтировались в Италии на студии «Чинечита». Работа над сериалом была на несколько лет заморожена из-за юридических трудностей и смерти режиссера.

В итоге проект доснял и смонтировал Федор Бондарчук — сын Сергея Бондарчука, и в 2006 году сериал вышел на экраны. Идеологическая и военная сторона романа в сериале нивелирована. Женские образы излишне осовременены — героини ходят с непокрытой головой и носят стрижки, которые в те времена считались неприличными.

Дарья Урсуляк в образе Натальи Мелеховой

В 2020 году вышел еще один сериал «Тихий Дон», на этот раз – чисто российский проект из четырнадцати эпизодов. Сериал снял режиссер Сергей Урсуляк, роль Натальи исполнила актриса Дарья Урсуляк.

Здесь также сведена к минимуму идеологическая составляющая, отсутствуют некоторые важные для понимания сюжета сцены и герои.

Сериал снимали на берегах Дона, в станице Еланской, в степи и на хуторе Малый Громчонок.

Цитаты

«И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так… Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану — перервать можно, как оса; глазюки — черные, здоровющие, стригеть ими, как сатана, прости бог».

«Все вы как красные девки! И хочется, и колется, и маменька не велит».

«- Помнишь, он говорил, будто Кудинов приезжал и он с ним просидел? Брехня! Он у Аксиньи был.

Ошеломленная, побледневшая Наталья молча ломала в пальцах сухую веточку донника.

— Ты не серчай, Наташа, на меня. Я и сама не рада, что призналась тебе…»

«Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Популярные сочинения

  • Сочинение про Русский язык Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.
  • Какие качества раскрывает в человеке любовь — сочинение Любовь это удивительное чувство, которое дарит ощущение бабочек в животе, эмоциональный взрыв и абсолютное чувство счастья. Находясь в так называемой эйфории человек способен на неожиданные поступки
  • Наташа Ростова и Андрей Болконский — Война и мир: первая встреча, любовь, измена и предательство Самая первая встреча влюбленных случилась тогда, когда сильно переживал и страдал, о того, что потерял свою жену, которая умерла во время родов. Тогда Андрей поехал по делам и проезжал через имение семьи Ростовых

( 3 оценки, среднее 4 из 5 )Женские судьбы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Женские судьбы в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохова

Слайд 1

Женские судьбы в романе М. Шолохова “Тихий Дон”.

Слайд 2

Проблемный вопрос. Чью правду утверждает в романе М. Шолохов: Натальи или Аксиньи?

Слайд 3

2) Развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания. 1) Развитие умения давать сравнительную характеристику литературным героям. 3) Развитие творческих способностей, умения кратко излагать свои мысли устно и письменно. Цели проекта:

Слайд 4

Наталья и Аксинья. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – главные образы романа М. Шолохова «Тихий Дон». Какими разными на первый взгляд, кажутся нам эти женщины : у каждой свой характер, своя судьба . Прочитав роман, становиться ясно, что эти два образа переплетены между собой благодаря Григорию .

Слайд 5

Аксинья – необыкновенно красивая женщина, которая является настоящим типом русской женщины, умеющей по настоящему любить и подчинять любви всю свою жизнь. Аксинья была своенравна и безоглядна в своей страсти к Григорию. Шолохов не раз говорит о своей героине, что она – гордая.

Для Аксиньи характерны такие черты как правдивость и прямота. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: “Гришенька, миленький, поползу…” Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья Астахова.

Слайд 6

Наталья – это верная, покорная жена Григория. Наталья трудолюбива, добра и тоже красива. Наиболее обаятельные черты Натальи – целомудренность, чистота, стыдливость и робость.

Так, например, для нее характерна сдержанная улыбка. От улыбки Натальи веет домом, уютом, и Григория невольно тянет к ней.

Замужняя женщина, она остается такой же сдержанной и стыдливой как в девичестве . Наталья Мелехова.

Слайд 7

Роман между Аксиньей и Григорием начат просто и прямо. Зашел Григорий к соседям: «В кухне на разостланной постели спит Степан, под мышкой у него голова Аксиньи». С тех пор Григорий потерял голову.

Наталья полюбила Григория сразу, с первого взгляда. Отец ее, не хотел выдавать дочь из первого в хуторе куреня в небогатую семью Мелеховых. Однако Наталья упорно настаивала на своем: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду».

Никакие уговоры не могли повлиять на нее. Знакомство с Григорием.

Слайд 8

Любовь между Аксиньей и Григорием – это протест против горькой доли. «За всю жизнь за горькую любовь!… А там хоть убейте! Мой Гришка! Мой!» – в каком-то исступлении кричит Аксинья Пантелею Прокофьевичу.

«Одиннадцать ден осталось», высчитывала в уме Наталья дни до свадьбы. Но ожиданье и любовь Натальи были жестоко растоптаны.

Григорий сам сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…» Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее. Борьба за Григория между Натальей и Аксиньей.

Слайд 9

Аксинья была несчастлива со своим мужем Степаном, потому что у них не было совместных детей. Но любовь меняет ее не только внешне но и внутренне. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временем соединяется с материнской нежностью.

Свою материнскую любовь она переносит на детей Григория. После смерти Натальи она заменяет им мать, и это еще больше возвышает героиню. В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство.

Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свой обиды и горести. Отношение к материнству.

Слайд 10

Судьбы Аксиньи и Натальи зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена. Финал обеих героинь.

Слайд 11

Наталья нежная и хрупкая женщина, которая приняла на себя всю меру страдания. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Финал Натальи.

Слайд 12

Когда Аксинья узнает о решении Мелехова уйти из хутора и жить вместе с ней, «на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка». Но последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью для героини. Финал Аксиньи.

  • Слайд 13
  • Актрисы, сыгравшие главную роль. Зинаида Кириенко (Наталья) Элина Быстрицкая (Аксинья)
  • Слайд 14

Зинаида Кириенко. Краткая биография: Дата рождения: 9 июля 1933 Окончила Всесоюзный институт кинематографии (1958, актерская мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).

В 1959-1960 – актриса Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1961 – Театра-студии киноактера.

Лауреат Государственной премии СССР (1979, за роль Ефросиньи Дерюгиной в дилогии “Любовь земная”, “Судьба”). Народная артистка РСФСР (1977).

Слайд 15

Из книги воспоминаний Элины Быстрицкой “Встречи под звездой надежды”: Родилась на Украине. Там родилась и выросла моя мать Эсфирь Исааковна. Отец Авраам Петрович – из Польши, но долгие годы тоже жил на Украине.

Имя мне выбрала мама – она очень любила героиню Кнута Гамсуна из пьесы “У врат царства”. Правда, имя мое должно быть с двумя “л”, но при оформлении документов паспортистка, вероятно, ошиблась, и меня записали Элиной.

” В 1953 году закончила Киевский институт театрального искусства. Элина Быстрицкая.

https://www.youtube.com/watch?v=L1ftnTxtV6U\u0026t=11s

Слайд 16

Аксинья Гордая, своенравная, сильная Рискует, думает, любит Тип настоящей русской женщины Сила. Наталья Красивая, трудолюбивая, добрая Надеется, верит, ждет Законная жена Григория Верность. Синквейн.

Слайд 17

Я искала ответ на вопрос о сходствах и различиях в женских образах и характерах романа.

Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но я увидела в них нечто общее: обе они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят.

И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. вывод:

Слайд 18

Противопоставление «любви-страсти» и «любви-долга» – традиционная для русской классики этико-психологическая антитеза. На фоне этой традиции отношения Григория с Аксиньей и Натальей напоминают о первом и втором типах любви.

В этом смысле характерна семантика собственных имен: Аксинья (Ксения) – «чужая», Наталья – «родная».

Если образ жены Григория воплощает представление автора о позитивных началах патриархальной нравственности (из предшественниц Натальи в русской классике можно вспомнить о пушкинской Татьяне Лариной), то характер его возлюбленной связан с другим полюсом народного характера – стремлением к предельной искренности чувств (подобный образ присущ Катерине из «Грозы» А. Островского.) С моей точки зрения, авторские симпатии на стороне Натальи, так как идея дома и семьи воплощены именно в ней. На фоне литературных традиций.

Слайд 19

Роман «Тихий Дон» М. Шолохова. «Русская литература 20 века» 2 часть для 11 класса, под редакцией В.П. Журавлева. Интернет – ресурсы (Информация, фотографии), ( http://silentdon . ru.) Используемая литература:

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Время (таблица)

Женские судьбы и образы по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)

В своем произведении Михаил Шолохов очень ярко показывает судьбу каждого героя, акцентируя внимание на женских образах и показывая их характер с помощью трудных жизненных испытаний, в каждом из которых героини романа-эпопеи ведут себя по-разному. Автор создает образы Аксиньи и Натальи такими не похожими между собой, но все же имеющими схожие черты. Так, каждая из героинь благодаря автору имеет свою собственную уникальную судьбу, но при этом судьбы героинь одинаково трагичны.

Главная сюжетная линия романа развивается около Натальи Мелеховой

и Аксиньи Астаховой.

Наталья любит своего мужа Григория, а тот испытывает взаимные чувства к Аксинье, однако девушка уже замужем. Линия любовного треугольника развивается на протяжении всего романа. Судьба Натальи горька и печальна, в ней нет любви мужа, а есть лишь забота о детях.

Она трудолюбива и верна своему мужу. Также в романе подчеркивается и религиозность героини, однако, убивая собственного еще не родившегося ребенка, на что ее сподвигло отчаяние и равнодушие мужа к ней, девушка не осознает, что нарушает христианские заповеди. Не легка была и жизнь Аксиньи в браке: муж издевался над ней и бил, что впрочем, и повлияло на дальнейшее развитие событий в романе.

Отчаявшаяся Аксинья находит свое истинное счастье в любви к Григорию, не осознавая того, что уводит у Натальи мужа. Понимая, что быть с Григорием вместе они нее смогут, девушка решается на побег, что доказывает всю полноту ее чувств. Не малой трагедией в жизни Аксиньи, наряду со всеми испытаниями, выпавшими на ее долю, является смерть ее дочери, что героиня переживает очень болезненно.

Схожесть судеб главных героинь также заключается и в том, что к концу романа автор “убивает” обеих девушек, но следует обратить внимание и на то, что умирают Аксинья и Наталья всего лишь по воле случая.

Можно сказать, что главных героинь романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” погубила их собственная любовь, но смерть Аксиньи и Натальи скорее стремление автора показать одиночество и безнадежность судьбы Григория, нежели способ наказания за столь сильную любовь для обеих девушек.

(1 votes, average: 5.00

Сочинение Женские образы в романе Тихий дон (Роль женских образов)

Замечательный писатель, на счету которого самые известные и величайшие произведения всех времен – Михаил Шолохов. Широкую известность и популярность он приобрел благодаря роману «Тихий Дон».

Сюжет произведения раскрывает жизнь простых деревенских людей, на судьбу которых повлияла война и послевоенное время. Особое внимание писатель уделяет не мужским, а женским образам.

Именно через них он передает настроение и смысл своего романа.

Особое впечатление на читателей произвели такие женщины как Аксинья и Наталья. Аксинья, будучи замужем за Степаном Астаховым, безгранично любит Григория Мелихова. Степану, который вернулся со службы домой, она по чистой совести во всем признается.

В этом и открывается Аксинья, как честная женщина. Она не хочет обманывать супруга и стойко переносит последствия ее измены. Свою любовь к Григорию, не боясь порицаний со стороны односельчан, она проносит через года.

Ради своих сильных чувств она приносит в жертву собственное благополучие и семейные отношения.

Аксинья – настоящая женщина-казачка, сильная личность, которая идет наперекор всем правилам и порядкам, установленным в те времена. Аксинья живет волею чувств, не разумом, а сердцем. Но ее страсть впоследствии причинила ей самой и многим вокруг немало бед и боли. Даже то, что Григорий женился, и у него появились дети, не остановило Аксинью.

Измена Аксиньи с Листницким по сути произошла не по ее воле. В этот момент она потеряла двух самых близких ей людей: Григорий ушел на службу, а их общий ребенок умер от тяжелой болезни.

Одиночество и боль сделало ее беспомощной, и этим воспользовался молодой барин. Подлость Листницкого в дальнейшем сыграет злую шутку в судьбе Аксиньи.

Григорий, узнав об измене женщины, бросил ее и вернулся к Наталье.

В отличие от Аксиньи, Наталья, жена Григория является настоящей хранительницей домашнего уюта, очага. Несмотря на постоянные перебежки своего мужа, она продолжает ждать его и верить, что Григорий одумается и вернется к ней.

Наталья, сломив свою гордость, отправляется к Аксинье и просит ее вернуть отдать мужа. Аксинья, сильно унизив Наталью, потом через несколько лет сама придет к ней. Теперь уже Аксинья будет просить и умолять.

Но Наталья больше не будет ругаться, и скандалить, она предоставит право выбора Григорию.

Трагическая судьба Натальи и ее кончина описана в романе особенно лирично. Наталья умерла, после очередного ухода Григория, совершив роковую ошибку. Она погубила не только себя, но и еще не родившегося их с Григорием ребенка.

Отдельным, пусть и не столь значимым, но все же ярким персонажем является мать Григория Мелихова – Ильинична. Это кроткая и добрая женщина, несмотря на все беды, которые принесла в их семью Аксинья, простила раскаявшуюся женщину.

Дарья Мелихова – жена брата Григория, до и после смерти своего мужа вела распутный образ жизни. За что потом и поплатилась, заболев смертельной болезнью. Только перед тем как покончить с собой, Дарья поняла, что нельзя было так проживать единственную жизнь, данную человеку. Не выдержав, она утопилась в речке.

Дуняшка, сестра Григория Мелихова, открытая и гордая девушка. У нее острый ум и цель, к которой она идет наперекор всем противоречиям и запретам своих родных. В конце концов, Дуняшка выходит замуж за Мишку Кошевого.

Образ настоящей женщины открывает пред читателем сильный и волевой характер. Несмотря на трагедии, произошедшие в жизни каждой из них, они остались верны своим целям и убеждениям. Независимо от того, добрая, сильная, слабая, чувственная или гордая, женщина – это отдельная личность, которая в любой ситуации идет с гордо поднятой головой.

Сочинение 2

В романе «Тихий Дон» Шолоховым создано несколько ярких запоминающихся женских образов.

Особое место среди них занимает Аксинья Астахова. Это гордая красивая казачка. Она замужем за Степаном Астаховым, но любит Григория Мелехова.

Аксинья не скрывает от мужа своих отношений с другим мужчиной и честно признаётся ему во всём.  Ради своей любви героиня готова на всё  и не боится осуждения общества. Аксинью ничто не останавливает: ни жена Григория, ни его дети, настолько её страсть сильна.

Её грешная любовь приносит много страданий не только ей самой, но и окружающим. Она обречена с самого начала. Добившись воссоединения с Григорием, Аксинья погибает на руках возлюбленного от пули случайных преследователей. Так трагически заканчивается её жизнь.

Наталья Коршунова – жена Григория, соперница Аксиньи и полная её противоположность. Это кроткая и целомудренная женщина. Она создана для семейной жизни, которая у неё никак не клеится.

Наталья покорно сносит измены мужа, надеясь, что он одумается и вернётся к ней – отличной хозяйке и матери его детей. Из-за измен мужа женщина идёт на отчаянный шаг.

Она избавляется от ещё не родившегося ребёнка от Григория и умирает от потери крови, оставив двух малолетних детей без матери.

Василиса Ильинична Мелехова – преданная жена, любящая мать, мудрая женщина, хранительница домашнего очага большой семьи. От непосильного труда она состарилась раньше времени. Многого натерпелась Ильинична и от мужа, который изменял ей в молодости, часто устраивал скандалы.

Она заботится обо всех членах семьи; с сочувствием и добротой относится к своей невестке Наталье, переживает за неё и защищает её. С появлением в своём доме зятя Михаила Кошевого Ильинична чувствует себя лишней и ненужной.

Дуняша Мелехова – сестра Григория, красивая, умная, добрая и целеустремлённая девушка. Она влюбляется в Михаила Кошевого. Её не останавливает тот факт, что он повинен в гибели её родного брата Петра. Несмотря на протест своей семьи, она встречается с Кошевым и вопреки своим родным, выходит за него замуж. После смерти невестки Натальи она воспитывает их с  Григорием детей.

Особняком от других героинь романа стоит Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова. Это молодая и красивая женщина, но ленивая и безответственная.

После гибели супруга, она вела распутный образ жизни, чем впоследствии и поплатилась, заразившись сифилисом. Дарья заканчивает жизнь самоубийством, утопившись в реке.

Таким образом, Шолохов представил читателям разнообразные женские образы, но всех их объединяет одно – лихолетье войны и непростые судьбы.

Роль женских образов

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов очень ярко описал бытие казачества во времена гражданской войны. Он проникся сущностью казачьего нрава. Посему его герои настолько необыкновенны и незабываемы.

Важную роль играют дамские образы. Ведь именно женщина оберегает очаг, храня добро и любовь.

Женский образ в романе – контраст характеров, особенно ярко выраженный в отношениях между Григорием Мелеховым с Аксиньей и Натальей.

Аксинья, главная героиня, независима, красива и горда. В ней гармонирует благородство, красота с любовью, ради которой способна принести себя в жертву.

Жизнь ее была нелегкой.  Аксинья, супруга Степана, понимала, что чувства к Григорию обречены. Также она осознавала, что должна понести наказание за грешную любовь. Даже когда слухи пошли по всему хутору, Аксинья не стала скрывать своих истинных чувств к Григорию. Она жаждет следовать за зовом сердца, оттого и не скрывает свою любовь.

Аксинья сильная женщина. Ее любовь настолько была беззаветна, что уходя много раз с Григорием из дома, ни разу не спрашивала ни о чем. Но Аксинья не идеальна, у нее есть свои недостатки. Ее сильное влечение приносит несчастье не только ей, но и близким людям.

Вопреки всему Аксинья отвечает за собственные действия. Всю свою жизнь она ни за кого не пряталась и была предана своим чувствам. Если вначале это был протест против тягостной жизни, то потом эти барьеры рушатся.

Погибель Аксиньи в романе видится глупой. Ее приверженность к Григорию с самого начала была обречена на провал. Страсть это всего лишь минуты наслаждения, но и терзаний. Шолохов обращает внимание читателей на обреченность этой любви.

Противоположностью Аксиньи является Наталья. Она представлена здесь как мать и верная жена. Главное для Натальи семья. Она не могла понять метаний Григория, а все потому, что между ними была стена недопонимания.

Какие разные нравы у Натальи и Аксиньи читатель увидит, когда соперницы встретятся. При первой встрече Наталья слезно умоляет Аксинью отступиться и уходит подавленной. Спустя время они уже предоставляют право выбора Григорию.

Много пережила Наталья и физической и моральной боли из-за предательства Григория. Смерть героини автор описывает нежно и плачевно.

Еще один из ярких образов в романе, образ Дарьи Мелеховой. После потери ненавистного мужа, женщина решила окунуться в круговорот распутства.

Женские образы в романе раскрывают суть нового периода казачества, где женщина главная героиня романа.

Другие темы:

← Семья Мелеховых↑ ШолоховГригорий Мелехов в поисках правды →

`

Женские образы в романе Тихий дон

Популярные сочинения

Женский образ в романе "Тихий Дон". Характеристики героинь романа-эпопеи Шолохова

Михаил Шолохов написал поистине гениальное произведение о таком сословии в России, как казачество. Это роман «Тихий Дон». Герои книги – простые люди со своими трудностями и проблемами.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Булька»

Женские образы в этом произведении раскрываются на основе традиционных представлений о том, в чем состоит предназначение казачки, которая должна быть хорошей матерю и хранительницей очага. Женский образ в романе «Тихий Дон» помогает раскрыться личности главного героя, Григория Мелехова.

Прежде чем перейти к анализу женских образов этого знаменитого романа, скажем несколько слов о том, как он создавался.

История создания: «Тихий Дон»

Идея написания романа о революции и простых людях появилась у Шолохова в середине 20-х годов прошлого века.

С осени 1925 года автор начал работать над романом «Донщина». Первоначально писатель не предполагал, что его произведение развернется так широко.

Шолохов озадачился необходимостью написать роман так, чтобы объяснить исторические условия, которые привели к революции. Автор пишет о жизни людей, их быте, сложностях, стараясь показать рост революционных настроений. Перемена замысла привела к тому, что роман получил новое название – «Тихий Дон».

Жизнь действующих лиц произведения олицетворяет, по авторскому замыслу, быт разных слоев населения во время войны и революции.

Кроме того, Шолохов ставит перед собой задачу рассказать о трагической судьбе людей, которые попали в водоворот событий периода с 1914 по 1921 год.

Замысел романа «Тихий Дон», который, как теперь видно, отличался от первоначальной идеи автора, созрел в последние дни 1926 года. Начался сбор материала для произведения.

С этой целью писатель перебрался в Вешенскую станицу, совершая поездки по близлежащим хуторам и беседуя с участниками войны и революции. Чтобы хорошо изучить фольклор казачества, автор посещает архивы Ростова и Москвы.

По мере написания Шолохов публиковал части своего романа. Отзывы об этом произведении не сходили со страниц прессы. Работа над четвертой книгой шла не очень быстро, что побуждало читателей, переживавших за судьбу героев, писать Шолохову многочисленные письма.

Известно, что в среде литераторов распространился слух о том, что роман написал не Шолохов, а некий убитый офицер, из сумки которого была изъята рукопись. Автор был вынужден отправиться в Ростов и собрать комиссию для опровержения клеветы.

Однако роман, написанный Шолоховым, выдержал испытание временем. Его продолжают читать многие поколения людей, восхищаясь самобытными характерами главных героев и переживая вместе с ними трудности жизни.

Итак, теперь нам известна история создания «Тихий Дон». Перейдем к рассмотрению главных женских образов романа.

Характер и судьба героини

Жизнь Аксиньи была непроста. Связь с Григорием, о которой болтал весь хутор, стала известна ее мужу, Степану Астахову. На его вопрос о том, правда ли это, Аксинья призналась ему без колебаний. Ее готовность нести ответственность за свои поступки выдает в ней сильную личность. Произошедшее между ней и Мелеховым для Аксиньи не простая интрижка, а глубокое чувство.

Она, как и Григорий, не лгала, не притворялась. Оба были твердо уверены, что связь между ними — не случайная интрижка. Подобное поведение жители хутора восприняли как безнравственное.

Глубина личности Ильиничны

Мама Григория — истинная хранительница домашнего очага. Автор преподносит героиню почти как святую. В кратком описании образа нельзя не упомянуть о глубине понятия «мама», возложенном на сильную духом казачку. Несмотря на то что Ильинична не участвует в развитии сюжетной линии, она становится воплощением истинной хозяйки дома.

На женщине держится все хозяйство начиная с бытовых вопросов, сохранения семейной гармонии, покоя, заканчивая чтением моралей ради спасения близких людей от греха и ошибок.

Боевые заслуги Григория совершенно не радуют мать. Она ласково отчитывает сына, осознавая всю ответственность за произошедшее. Ведь это она его растила, воспитывала.

Из всех героинь Ильинична самая совестливая, чистая духовно, не аморальная женщина.

Смелость и гордость, честность и отчаянность, способность беззаветно любить, хранить семейный уют и счастье, риск для собственной жизни — все эти качества вобрали в себя центральные женские персонажи романа.

Собрав их все воедино, можно представить полноценный образ русской женщины, способной на любые поступки ради благосостояния и спокойствия дорогих людей.

Анализ характеров главных героинь позволит каждому школьнику написать грамотное сочинение по теме, выступить с рефератом на уроке или составить сравнительную таблицу действующих лиц.

  Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Слабости и пороки

Герои романа «Тихий Дон», как любые люди, обладают своими недостатками. Аксинья – женщина, которая способна на сильные чувства, ее жизнью управляют страсти, что приносит немало горя окружающим и ей самой.

Ее любовь к Мелехову во многом стала причиной его разлада с женой Натальей. Аксинья не отступает даже тогда, когда у Григория и Натальи появляются дети. Темперамент этой женщины также стал причиной ее измены Мелехову с Листницким.

Тем не менее стоит признать, что неверность Аксиньи еще больше показывает ее сильное чувство к Григорию.

Популярные сочинения

  • Загрязнение окружающей среды сочинение Среди глобальных экологических проблем, планомерно истребляющих природу и приближая день конца нашей планеты, следует акцентировать внимание именно на экологическом загрязнении географических и пространственных массивов.
  • Сочинение Рассвет с описанием Рассвет – это короткий промежуток времени, когда ночь ещё не ушла, а утро пока не проснулось, когда так сладко спится в своей постели людям, и им снятся самые лучшие сны.
  • Сочинение-описание картины Зима. Девочка у окна Дейнеки Александр Александрович Дейнеки — известный и замечательный художник. Его произведения всегда вводят в восторг. Но в своей жизни он прославился не только картинами

Наталья

В отличие от Аксиньи, совсем другим характером обладает Наталья. «Тихий Дон» в образах этих двух женщин показывает разные типы казачек. Если Аксинья свободолюбива, чувственна, сильна, то Наталья совершенно иная.

Она — верная жена, хорошая хозяйка, мать, хранительница очага. Эта женщина красива, добра, трудолюбива, но при этом глубоко несчастна.

Она – мечта любого казака, но чего-то в ее характере не достает мужу, который по-своему, конечно, любит ее.

Любовь Натальи к Григорию

Наталья до свадьбы была сильно влюблена в Григория. Узнав о том, что к ней должны посвататься Мелеховы, девушка заявляет, что больше ни за кого замуж идти не желает.

После свадьбы для нее, как для образцовой жены, единственным счастьем становятся муж и дети. Ее любовь к Григорию покорна и высоконравственна.

Таков образ Натальи. «Тихий Дон» олицетворяет в этой героине идеал высшей женской добродетели.

Соперницы

Итак, роман-эпопея «Тихий Дон» рассказывает нам о любви двух женщин, которые соперничали между собой.

Различие в их характерах очень ярко проявляется во время их встреч друг с другом.

При первой встрече Наталья молит Аксинью оставить Григория. Возлюбленная Григория выказывает презрение к законной жене. Наталья побеждена.

Вторая встреча между женщинами происходит спустя пять лет. Наталья становится сильнее, она защищает сына и дочку. Обе соперницы повзрослели: в них больше чувства собственного достоинства, они не опускаются до брани и ругани, предоставляя Григорию возможность выбора.

Смерть Натальи и Аксиньи

Роман «Тихий Дон», герои которого образовали такой типичный для произведений данного типа любовный треугольник, описывает смерть множества героев. Во время гражданской войны на самом деле гибли люди в бесчисленном количестве.

Очень тяжелой оказалась судьба Григория Мелехова, который потерял любимых женщин: Аксинью, которую он любил страстно, и Наталью. Ее он тоже по-своему любил, хоть и не признавался в этом.

Что касается Натальи, то этот женский образ в романе «Тихий Дон» помогает нашему воображению представить себе красивую, богобоязненную, но нервную казачку. Неверность мужа довела ее до попытки самоубийства, после чего на ее шее навсегда остался шрам.

Задолго до смерти Наталья думала уйти от Мелеховых в родительский дом, чтобы дать мужу возможность жить с Аксиньей, но мать Григория отговорила ее от этого.

Позднее Наталья убила ребенка Григория, которого вынашивала. Это стало причиной гибели женщины. После смерти Натальи Аксинья заботится о ее детях, они даже называют ее мамой.

Григорий тяжело переживает смерть жены. При виде телеграммы, известившей его об этом, он чувствует боль в сердце. Еще больнее ему стало, когда он узнал, что на такой страшный шаг Наталью подтолкнул разговор с Аксиньей, женский образ в романе «Тихий Дон» которой олицетворяет самоотверженную пылкую любовь.

Однако ее чувство подчинено разуму, у Аксиньи хватает сил бороться за Григория. Его жена, Наталья, любила его лишь сердцем, она была слишком чиста, ее представления об отношениях людей были слишком возвышенными. Аксинья рассказала жене Григория о своей связи с ним, после чего Наталья решается на роковой шаг.

Неизвестно, предполагала ли возлюбленная Мелехова, чем это обернется для ее соперницы.

Узнав правду, Григорий на какое-то время испытывает неприязнь к Аксинье. Он вспоминает Наталью, долго гладит и ласкает детей, представляя, как она целовала и крестила их перед смертью. Еще больнее ему становится, когда он узнает от Ильиничны, что Наталья простила его за все, любя до последней минуты своей несчастливой жизни.

Смерть Аксиньи тоже вызывает в душе Григория глубокие страдания. Любимая погибает прямо у Мелехова на руках. Кровь течет у нее изо рта, клокоча в горле. Этот сильный казак понимает, что в его жизни случилось самое страшное.

Бунтарский дух казачества в образе Дарьи

Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых – всегда веселая и озорная, часом даже резкая.

Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять.

Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

После смерти мужа она словно обезумела без мужского внимания. Она готова была отдаться каждому встречному. Но на хуторе мужиков почти не осталось из-за войны, и она предлагает себя даже свекру.

Ее шальная потребность в физической близости закончилась трагически, она заразилась неизлечимым тогда сифилисом. Узнав о болезни, Дарья по-другому стала смотреть на близких и на жизнь: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?».

Однако понимая близкую и постыдную смерть, она тихо и с достоинством ушла из жизни, утопив свой позор в реке.

Одиночество Григория Мелехова

Гибель Аксиньи привела к тому, что жизнь Григория практически потеряла смысл. Он сам хоронит ее, думая, что их расставание будет недолгим.

Смерть отняла у Григория Мелехова самых близких и дорогих его сердцу людей. К финалу произведения он остается лишь с сыном Мишаткой.

Смерть дорогих его сердцу женщин, по замыслу автора, углубляет одиночество главного героя.

Женский образ в романе «Тихий Дон», будь то Наталья, Аксинья или другие героини романа, это нечто, дающее силу. Лишившись такой поддержки, главный герой перестает понимать смысл своего существования.

Многогранность Евдокии Мелеховой

Образы женщин-казачек в романе Шолохова объединены одной общей чертой — готовностью на самые сумасшедшие поступки ради любви. Таким же качеством обладает Дуня Мелехова.

Она не на шутку увлеклась Михаилом Кошевым, которого знает достаточно долго из-за тесных дружеских отношений между семьями героев. Все в корне меняется, когда возлюбленный Евдокии принимает сторону большевиков.

Он собственноручно убивает брата Евдокии Петра. На очереди Григорий, вынужденный скрываться от противника.

Родители запрещают Дуне видеться с любимым. Через призму этого запрета автор кратко дает следующую характеристику героине:

  • неспособность мыслить рационально в целях своей безопасности;
  • неумение отказываться от чувств ради семьи;
  • излишняя увлеченность мужчиной;
  • невероятная сила и непоколебимость любви;
  • преданность, верность, умение преодолевать совместно с любимым препятствия.

Все это становится отличным плацдармом для создания семьи Мелиховых-Кошевых. Михаил становится законным мужем Дуни и входит в дом сватов без зазрения совести.

Ссылка на основную публикацию