Жанр эпиграммы в творчестве марциала: анализ нескольких эпиграмм

читайте также статью Марциал, Эпиграммы – краткое содержание

Деятельность Марциала как сочинителя эпиграмм начинается в 80-е годы. Литературное наследство его состоит из сборника «О зрелищах», куда входят 32 неполных стихотворения, написанные в связи с открытием огромного амфитеатра Флавиев.

За ним последовали два сборника: «Ксении» («Подарки») – надписи к подаркам гостям за обедом и «Апофореты» («Уносимое») – надписи к подаркам, уносимым гостями после обеда. Хотя они остроумны и написаны живым языком, но не они принесли Марциалу славу.

Марциал известен благодаря тем эпиграммам, которые он посвятил изображению действительности, высмеивая порочные явления повседневной жизни. Эти эпиграммы составляют 12 книг. Их анализу и посвящена наша статья.

Эпиграмма как произведение остроумное и насмешливое получила такое значение сравнительно поздно. В древней Греции эпиграмма обозначала короткую надпись, сделанную элегическим дистихом. Эта надпись могла быть надгробной, на трофеях и на предметах, посвященных богам.

С течением времени, в связи с развитием индивидуализма, это небольшое стихотворение меняло свою направленность. Оно становилось удобной формой для выражения впечатлений поэта, отношения его к другим лицам и часто носило язвительный характер.

Такие эпиграммы на Юлия Цезаря и его приближенных писал Катулл в I в. до н. э.

Жанр эпиграммы в творчестве Марциала: анализ нескольких эпиграмм

Марк Валерий Марциал

Анализ поэзии Марциала показывает, что он во многом следовал Катуллу, используя его размеры: ямбы, хромые ямбы и одиннадцатисложные фалекийские стихи; Марциал часто писал и традиционным элегическим дистихом.

В основе всех его эпиграмм – подлинная жизнь. В своих эпиграммах Марциал стремится к тому, чтобы «жизнь узнала свои нравы» (VIII, 3). И ему это блестяще удается. Трудное положение клиента, обязывающее его всюду сопровождать своего патрона, способствовало выработке у Марциала наблюдательности.

В его стихотворениях проходит целая галерея образов в обстановке действительности императорского Рима. Немало эпиграмм Марциал посвятил положению клиентов – бедных людей, живущих подачками богатых патронов и вынужденных пресмыкаться перед ними.

С большой остротой подчеркивает он контраст между роскошью богачей и нищетой бедноты:

На золоченых блюдах у тебя распростерты барвены, А на тарелке моей жалкий краснеется краб. Свита рабов у тебя поспорит с распутником Трои. Мне же помощник – рука: вот она, мой Ганимед.

  • (II, 43, 11 – 14, Шатерников.)
  • Эту тему нищенского существования клиентов Марциал варьирует на все лады. Его возмущает и бесправное положение рабов, которых продают и на вырученные деньги устраивают пышный обед (X, 31, 5-6):

Хочется крикнуть тебе: негодяй, это вовсе не рыба,Здесь человек! А ты сам, Каллиодор, людоед! (Петровский.)

В его эпиграммах есть остроумные зарисовки нравов, которые Домициан хотел поднять восстановлением законов Августа.

В обстановке повседневной жизни перед нами проходят у Марциала люди, сделавшие разврат источником дохода, распущенные замужние женщины, светские щеголи, которым чужды гражданские интересы, искатели наследства, врачи-шарлатаны, богачи-паразиты. Источник их богатства – не честный труд, а преступная жизнь. Характерна такая эпиграмма (XI, 66):

Ты обманщик, Вакерра, и доносчик, Клеветник ты и выжига, Вакерра. И подлец, и разбойник. Удивляюсь,

  1. Почему же без денег ты, Вакерра?
  2. Изображая пороки своего времени, Марциал возмущался социальным неравенством, возможно, потому, что он сам был лишен материальных благ.
  3. Несмотря на зависимое положение, Марциал выражает чувство собственного достоинства, знает свое превосходство над другими (V, 13):

Все и повсюду меня читают, и слышится: «Вот он!» То, что немногим дала смерть, подарила мне жизнь, А у тебя-то на сотню колонн опирается кровля, Доверху полон сундук нажитой в рабстве добром; ……….. Вот каковы мы с тобой, но быть, чем я, ты не можешь,

Стать же подобным тебе может любой из толпы. (V, 13, 3-6; 9-10.)

Это в значительной мере искупает ту лесть, которую он расточает по отношению к императору и власть имущим.

Благодаря этим эпиграммам Марциал стал популярен, и его стихотворения распространялись еще до их издания, так что позже нередко ему приходилось бороться с плагиаторами. Он выступает, также и против бездарных поэтов. Свои задачи и отношение к поэзии Марциал выражает в ряде эпиграмм.

Считая своей обязанностью изображать действительную жизнь так, что сама жизнь скажет: «Это – мое» (X, 4), Марциал выбирает эпиграмму, стиль которой определяется «солью» и «желчью» (VII, 25).

Этот жанр, свободный от напыщенности, позволял Марциалу изображать отрицательную сторону человека несколькими штрихами, часто в непристойной, циничной форме. Марциал умеет «игривый свой стих» пропитывать «римской солью» (VIII, 3).

И наряду с этим у Марциала есть эпиграммы, в которых он с задушевностью, лирически рисует картины природы, сельской жизни, особенно у себя на родине.

Пусть эпиграмма, говорит он, принадлежит к тому же низкому жанру, как комедия, но он не собирается «комедий башмак на котурн трагедий сменить». Мифологические сюжеты трагедий чужды действительной жизни: и Эдип, и Фиест, и Сцилла, и Медея – все это, с его точки зрения, только чудеса.

Книга сильна человеком. Ученость александрийского направления, главой которой считается Каллимах, не может дать истинного представления о жизни. Эти мысли Марциал высказывает в эпиграмме X, 4.

Не может указать истинного значения действительности и эпос, за которым он не признает воспитательной роли:

Или сандалий сменить на котурн трагический хочешь, Или войну воспевать тяжкую в строгих стихах, Чтобы надутый читал тебя голосом хриплым учитель,

К негодованью девиц и благонравных юнцов. (VIII, 3, 13-16.)

Простые жизненные явления, изложенные безыскусственным языком повседневной речи, характеризуют эпиграммы Марциала. Он мастер краткой, остроумной импровизации; сравнения, сентенции, поговорки, пословицы, неожиданные концовки – без всякого налета риторики – делают эпиграмму Марциала особенно меткой.

Марциала охотно читали его современники, им интересовались и в Средние века. Он оказал влияние на европейскую эпиграмму XVI-XVII вв. Лессинг под его влиянием построил свою теорию эпиграмм.

Шиллер и Гете назвали сборник своих эпиграмм «Ксении».

У нас Пушкин комментировал эпиграммы Марциала, а Вяземский назвал его «кипящий Марциал, дурачеств римский бич».

Вопрос #22. Эпиграммы Марциала

Марк Валерий Марциал – около 40 года н.э. — около 104 года – римский поэт-эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином. Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 — смешанного содержания.

«Зрелища» — особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в 80г.

Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший, предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий, в декабре.

«Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника 13) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого 14) — подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала.

Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято).

Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке(от 86 года до первых годов II в.)

Эпиграммы Марциала от работ предшественников (Катулл, Марс, Педон, Гетулик) и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием.

Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр, сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий.

Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.:

Коль попадутся тебе мои книжки как-нибудь, Цезарь,

Грозных для мира бровей ты из-за них не нахмурь.

  • Ваши триумфы давно привыкли к дерзким насмешкам;
  • Да и предметом острот быть не зазорно вождю.
  • Как на Тимелу порой и на гаера смотришь Латина,
  • С тем же челом, я прошу, наши страницы читай.
  • Может дозволить вполне безобидную шутку цензура:
  • Пусть шаловливы стихи, — жизнь безупречна моя. – книга 1, эпиграмма 4
  • Кто говорит, что вчерашним вином несет от Ацерры,
  • Вздор говорит: до утра тянет Ацерра вино. – книга 1, эпиграмма 28

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный.

Марциал — непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: история

Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, — и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами.

При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана.

От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Жанр эпиграммы в творчестве Марциала: анализ нескольких эпиграмм

С 1 по 12 книги его называются по номерм: книга 1, книга 2 и т.д.; 13 – книга подарков, 14 – книга гостинцев, 15 – книга зрелищ.

Билет 38. Эпиграммы Марциала

Марк Валерий Марциал (40-104).Римский поэт-эпиграмист, родился в Испании, там же учился. В 64 году приезжает в Рим строить карьеру адвоката. Сближается с писателями – Сенекой и Луканом. Удачные периоды чередовались с периодами нищеты, вел клиентский образ жизни. В конце жизни вернулся в Испанию.

Эпиграмма – изначально краткая надпись на могильной плите. Первые эпиграммы в Греции датируются 7 веком до н.э., позднее потеряла функцию надписи и стала книжной формой поэзии, сохранив основное свойство – краткость. Литер. эпиграмма фиксирует мимолетное впечатление, показывая игру ума и фантазии поэта. Считалась «поэзией на случай», со временем сложился традиционный круг тем.

Написал более 1500 эпиграмм в 15 книгах. Сборники эпиграмм: «Книга зрелищ», 80г., написана под впечатлением открытия Колизея. Получил звание всадника.

«Гостинцы», «Подарки», 84г., эпиграммы для сопровождения подарков друзьям во время Сатурналий: подарки съестного типа и дары, уносимые с собой.

12, 28. Эпиграмма на сюжет Катулла о вороватом Гермогене, который крадет скатерти и платки. Моряки прячут паруса. Укрыл бы занавес из театра. 5, 34. О смерти девочки-рабыни Эротии.

12, 8. Послание другу о спокойной жизни в испанском городке.

Ø Марциал обращался преимущественно к латинским сборникам эпиграмм. Вдохновляется жизнью, рисует картины быта и нравов столицы во всех красках.

Создает галерею отвратительных образов: воров, охотников за наследством, врачей-шарлатанов, ненасытных женщин и развратников. Наибольшее отвращение испытывает к честолюбцам, занятых показухой.

Стереотипные персонажи очерчены ярко в шаржированном виде. Отмечает человеческие пороки, не нападая на лица.

Ø Цель: понравится читателю и достичь комического эффекта с помощью шаржа, карикатуры, гротеска или гиперболы. Композиция, как правило, двухчастная или трехчастная: при двухчастной структуре комический эффект достигается смысловой антитезой 2 предложений: в 1-м – содержится описание, во 2-м – совершенно неожиданное заключение.

При трехчастной структуре последовательность частей такая: описание – вопрос – ответ. Заключительная часть содержит остроту, которая раскрывает новое качество и заставляет переосмыслить сказанное прежде. Марциал считает мастером неожиданной концовки, которая, как правило, насыщена юмором и остроумием. Разнообразие метрики: помимо традиционного элег.

дистиха использует и другие размеры.

Разнообразное содержание: от авторских признаний, литературных деклараций, пейзажных зарисовок, описания отдельных предметов, прославления знаменитых деятелей до выражения скорби по случаю смерти. Избегает глобальных философских проблем и абстрактного теоретизирования в духе моральной проповеди.

Ø Ряд эпиграмм на литературные темы. Полемизирует со сторонниками древней поэзии, делает мишенью критики почитателей архаичной поэзии. Восстает против мифологической поэзии, стремится изображать реальную действительность, жизнь во всем ее многообразии. Восхищается Катуллом и Вергилием.

Но не все соврем. поэты получают одобрение – с презрением отзывается о виршеплетах и создателях многословной и легковесной поэзии. Поэзия получила широкое признание, выходила большими тиражами. В эпоху Возрождения – М один из самых читаемых авторов. Оказал влияние на европейскую лит.

эпиграмму.

Билет 39. Сатиры Ювенала.

Децим Юний Ювенал (50 – 140).Родился в г. Аквин, около Рима в семье состоятельного вольноотпущенника. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций. Но карьера не удалась, вел клиентский образ жизни. Сатирами занялся ближе к старости, начал писать к 100 году.

Создал 16 сатир в гексаметре в 5 книгах. 2 группы по содержанию:

1.1-9 – острообличительные. Клеймит верхушку общества с позиции средних соц. групп. Направлены против свергнутого тирана Домициана. Отличаются резкой формой, беспощадно бичующим разоблачением. Сатира получает форму шумной декламационной инвективы против пороков и бедствий римской жизни.

2.10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы, проблемы общего характера. Нет прежней резкости и силы негодования. Чувствуется влияние риторики.

Ø Обличает пороки римского общества. Говорил, что «трудно сатир не писать», те всеобщее разложение общество вынуждает на творчество. Изображает общество более развращенным, чем оно есть на самом деле. Доходит до фанатизма в своем озлоблении. Направлена против недавнего прошлого – времени правления Домициана.

Ø Содержание сатир – ограничено: повторяющиеся нападки на совр. нравы, подкрепленные примерами из жизни, истории и мифов. Нет многообразия форм. Сосредотачивается на разоблачении пороков.

Ø Показывает жизнь мелкого трудящегося люда, вынужденного жить в нищете, пока аристократия не знает предела в удовлетворении своих прихотей – резкий контраст между роскошью и бедностью. Рисует жизнь клиентов, вынужденных пресмыкаться перед патронами.

Страстно протестует против власти денег. Ради богатства совершаются преступления, даже талант без денег – ничто. Отличаются пессимистичным взглядом на окруж. действительность. Поэт не имеет надежд на будущее, не верит в оздоровление общества и сожалеет о прошлом.

Убежден, что все зло – в самой природе человека.

Ø Сатира – мрачная и пессимистичная, ранит, карает и уничтожает. Бескомпромиссная сатира не знает насмешливости, шутки, психологического осмысления и проникновения в суть вещей.

Ø Поэзия гнева, больше чувства, чем рассудочности. Считает, что негодование – основная эмоция для поэта-сатирика. Пытается создать иллюзию экспромта – несдерживаемая импульсивная импровизация. Иллюзия жизнеподобия достигается точными штрихами для предельно реальных образов.

Ø Пародирует, имитирует и использует для реминисценции Горация, Ов, Марц, Вер и Персия.

Ø Создает свой стиль: обобщенно-безличный, драматичный, патетический. В речи отказывается от разговорного стиля, отдает предпочтение риторике. Владеет техникой сентенций. Использует художественные средства, гиперболы, фразеологизмы, иногда грубую лексику для большей правдивости. Нет обилия прилагательных.

Ø Ювенал закрепил за сатирой обличительное содержание и характер резкого разоблачения.

Билет 40. Творчество Апулея.

Луций Апулей (~124-180гг. н.э.) родился в Африке, в городе Мадавре., учился в Карфагене, потом в Афинах. Увлекался философией, поэзией, музыкой и медициной. Много путешествовал. В Риме занимал должность адвоката, но вернулся в Карфаген.

Еще при жизни был знаменит как поэт, философ и ритор. Многие сочинения по арифметике, музыке, медицине и другим наукам утрачены.

Дошло несколько философских трактатов, собрание выдержек из речей «Флориды», судебная речь «Аплогия» («О магии»), произнесенная на процессе по обвинению А в колдовстве.

«Метаморфозы, или Золотой осел» – авантюрно-бытовой роман в 11 книгах. Второе название дано позже, писателем Августином. Во вступлении автор характеризует роман как «греческую басню на милетский манер». Милетскаая новелла представляет собой авантюрно-эротические новеллы, в которых смешиваются смешные и трагичные, фривольные и серьезные ситуации.

Переплетаются традиции александрийской учености с натурализмом милетских новелл. Повествование ведется от первого лица.Сюжетное сходство с произведением греческого сатирика Лукиана «Лукий, или Осел»: разрабатывается тот же сюжет о превращении, общий источник.

В романе изображены реалистические картины быта и нравов римской провинции, жизни различных слоев общества, причем достаточно откровенно, но без грубого натурализма. Роман содержит большое количество вставных рассказов и новелл, среди них – сказка об Амуре и Психее, которая занимает 3 книги и является центральной в романе.

Интерес Апулея к магии проявляется в романе: пытается найти точки соприкосновения восточной и римской культур, новой, пронизанной мистицизмом, и традиционной. Видит магию как освобождение человека от плотской сущности для общения с божеством, процесс очищения. Речь отличается звукописью, богатой лексикой, неологизмами, грецизмами, архаизмами, строгой симметрией.

Апулей передает язык разных сословий, мастерски меняя регистры речи. Стиль автора отвечал времени, когда в моде были претенциозность и манерность.

Сказка: Удивительная красота младшей из трех дочерей, назначенный ей брак со страшным чудовищем, волшебный дворец мужа с невидимыми прислужницами, таинственный муж, который посещает жену ночью и запрещает глядеть на себя при свете, нарушение запрета по наущению коварных сестер, поиски исчезнувшего мужа, оказавшегося очаровательным мальчиком, скитания и рабская служба Венере, выполняющей трудные задачи при содействии чудесных помощников (разобрать гору крупы, собрать шерсть овец, спуститься в подземный мир за духами от Персефоны), ее временная смерть и воскресение, бессмертие и чудсная свадьба на Олимпе.

Молодой Луций, попадает в Фессалию, страну, славящуюся чародейством, и останавливается в доме знакомого, жена которого слывет могущественной колдуньей. В жажде приобщиться к таинственной сфере магии, Л вступает в связь со служанкой Фотидой. Та рассказывает, что госпожа умеет превращаться в сову.

Л просит принести волшебную мазь, но служанка по ошибке путает баночки. Л превращается в осла. Человеческий разум и человеческие вкусы сохраняет. Чтобы вернуть чел. облик, достаточно пожевать листья роз. Но «осла» в ту же ночь похищают разбойники, заставляют таскать тяжести, угрожают жестоко убить.

Читайте также:  Сочинение: Каким был Лев Николаевич Толстой?

Он слышит много разных историй (о разбойнике в медвежьей шкуре, об Амуре и Психее). От разбойников Л попадает в деревню, потом его покупают жрецы богини Кибелы, затем он переходит в руки мельника, потом бедняка-огородника, у которого его силой забирает себе солдат, который скоро продал его двум братьям-рабам.

Л всюду терпит побои и неоднократно оказывается на краю гибели. Все замечает, все наблюдает. Человеческими повадками осел удивил своих хозяев и их рабовладельца, который и приобретает себе этого удивительн11ого осла. Когда диковинное животное обращает на себя внимание, его предназначают для позорного публичного представления.

В последний момент Л удается убежать на морской берег, где он обращается с мольбой к богине Исиде. Богиня является ему во сне, обещает спасение, но с тем, чтобы его дальнейшая жизнь была посвящена служению ей. Действительно, на следующий день осел встречает священную процессию Исиды, жует розы с венка у ее жреца и становится человеком.

Возрожденный Л принимает посвящение в таинства Исиды и Осириса и отправляется по божественному внушению в Рим. Л в то же время преуспевает и в служебной карьере: он удачно выступал в суде и упрочил свое материальное положение.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Жанр эпиграммы в творчестве Марциала: анализ нескольких эпиграмм Мы поможем в написании ваших работ!

27)Жанр эпиграммы в античной литературе. Творчество Марциала

В
античную эпоху эпиграммой называлась
посвятительная надпись на изваяниях,
алтарях и других предметах, посвящаемых
богам, и на надгробиях (см. эпитафия).
Постепенно формировались тематические
разновидности эпиграмм описательных,
любовных, застольных, сатирических,
торжественных.

От эпических форм поэзии
эпиграмму отличала краткость и ярко
выраженное субъективное отношение к
событию или факту. Писалась эпиграмма
элегическим дистихом, позднее ямбом и
другими размерами. В форме эпиграмм
выражались размышления Платона, Сафо
писала эпиграммы о горечи ранней утраты,
Анакреонт — о веселье на пиру. К мастерам
эпиграмм относят Симонида Кеосского,
Асклепиада, Мелеагра.

Расцветом эпиграммы
в греческой литературе было творчество
эллинистических поэтов III века до н. э.
— I века н. э.

Творчество
Марциала

До
нас дошло15 книг эпиграмм. 3 книги
объединены в темы: «Зрелища», «Подарки»,
«Гостинцы»; 12 — смешанного содержания.

«Зрелища» — особая книга стихотворений,
которые также названы эпиграммами, но
относятся только к играм, посвященным
торжественному открытию Колизея в 80.Из
четырнадцати книг две (13 и 14) представляют
эпиграммы особого рода и имеют особые
заглавия.

Сборники составлены из
двустиший, предназначенных для
сопровождения подарков, которые
посылались друзьям и которыми обменивались
в праздник Сатурналий, в декабре.

Остальные
12 книг представляют собственно
«классическое эпиграмматическое
наследие» Марциала. Из них первые девять
написаны и изданы при Домициане .Все 12
книг расположены в хронологическом
порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для
своих сочинений Марциал пользовался
как и старыми греческими образцами,
которые в Риме были хорошо известны так
и новыми латинскими. Эпиграммы Марциала
от работ предшественников и современников
отличаются в первую очередь метрическим
разнообразием.

Наряду с традиционным
элегическим дистихом он использует
семь размеров: дактилический гекзаметр,
сотадей, фалекейский одиннадцатисложный
стих и холиямб (любимые размеры Катулла),
холиямбическую строфу, ямбическую
строфу, ямбический сенарий.

Содержание
эпиграмм очень разнообразно: личные
замечания; литературные декларации;
пейзажные зарисовки; описание окружающей
обстановки, явлений и предметов;
прославление знаменитых современников,
исторических деятелей; лесть в адрес
императоров и влиятельных покровителей;
выражение скорби по поводу смерти
близких, и пр.

Творчество
Марциала представляет огромный
историко-бытовой интерес (многие аспекты
римского быта восстановлены именно по
свидетельствам Марциала), и художественный.

Марциал — непревзойденный реалист,
умеющий ясно и ярко обрисовать явление
или событие, отметить «порок», изобразить
свое однозначное к ним отношение, и все
это мастерски выразить в яркой, задорной,
лаконичной, убийственной эпиграмме.

Марциал
написал 1561 эпиграмму, которые составили
15 книг

28)
Древнеримская сатира. Итог развития
жанра в лирике Ювенала
.

Децим
Юний Ювенал (родился в 50-х или 60-х гг. I
в., умер после 127 г.) был немолодым
человеком, когда начал писать сатиры.
Он происходил из Аквина.Во времена
Домициана Ювенал был незначительным
литератором, выступал с декламациями,
занимался мелкими адвокатскими делами
.

Впоследствии он достиг некоторого
благосостояния: сатиры он выпускал без
«посвящений» каким-либо покровителям,
т. е. как человек с независимым социальным
положением.

Литературное наследие
Ювенала — 16 сатир (в 5 книгах); все они
составлены в после-домициансвское
время, первые шесть при Траяне, прочие
уже в правление Адриана.

Подобно
Марциалу, Ювенал противопоставляет
свою сатиру мифологическим жанрам;
тематика сатиры — действительные
поступки и чувства людей.

Задача
сатирика формулируется как будто ясно
— изображать пороки своего времени. Но
тут автор вводит собеседника, призывающего
к осторожности: называть имена живущих
небезопасно. Выход, однако, найден —
Ювенал будет называть имена умерших.

стихотворения
Ювенала -тип негодующей сатиры. В
творчестве Ювенала можно различить два
периода. Наиболее сильные и яркие
произведения относятся к первому периоду
(примерно, до 120 г.

), в течение которого
составлены были первые три книги собрания
(сатиры 1 — 9).

Поэт выбирает в это время
острые темы, и сатира получает форму
шумной декламационной инвективы против
пороков и бедствий римской жизни, с
иллюстрациями из хроники нескольких
поколений.

Ювенал
показывает запустение италийских
городов, тяготы скученной столичной
жизни для бедного гражданина, конкуренцию
приезжих иноземцев В живых зарисовках
проходит бедственное положение
интеллигентных профессий, поэтов,
адвокатов, преподавателей реторики и
грамматики .

С чрезвычайным озлоблением
подаются фигуры богатых вольноотпущенников.
Большая сатира против женщин вся
построена на примерах из жизни
представительниц высшего римского
общества, вплоть до императриц.

Жениться
— безумие; сатира содержит длинный
перечень женских недостатков, в число
которых входит и отсутствие недостатков.

Ювенал
затрагивает ряд серьезных и существенных
моментов римской жизни. Обезлюдение
Италии были вполне актуальной проблемой,
побудившей Нерву и Траяна провести ряд
мероприятий кредитного и благотворительного
характера.

В произведениях Ювенала
нередко звучит голос небогатых слоев
свободного италийского населения;
сатирик разделяет их недовольство
современной жизнью.

Отсюда его ненависть
к чужеземцам и горькие упреки по адресу
эгоизма знати и скандального поведения
ее отдельных представителей.

Во
второй период творчества Ювенал
обращается к морально-философским
темам, рассуждает о неразумных желаниях,
воспитании, упреках совести. Своеобразна
композиция сатир. Автор больше дорожит
цепью образов, чем логической связью,
резко переходит от одной темы к другой
и возвращается к прежней.

Как истый
«декламатор», он старается действовать
средствами ораторского внушения,
нагромождает чувственно-яркие образы,
гиперболы, патетические восклицания и
вопросы. Ювенал — сатирик декламационного
стиля.

Интересно его отношение к
мифологии: он осуждает мифологические
сюжеты трагедии как рассказы о
безнравственных поступках и преступлениях,
и это та позиция, на которой впоследствии
будут стоять христианские авторы.

Распопин В. Н. Литература Древнего Рима. Марциал и Ювенал: насмешка эпиграммы и хлыст сатиры

Альбом иллюстраций “Древний Рим”

Любит стихи мои Рим, напевает повсюду и хвалит,Носит с собою меня каждый и держит в руках.Вот покраснел, побледнел, плюнул кто-то, зевнул,                                                                      столбенеет…Это по мне! И стихи нравятся мне самому.

                     Марциал. Эпиграммы (VI, 60).

О муза пламенной сатиры!Приди на мой призывный клич!Не нужно мне гремящей лиры,Вручи мне Ювеналов бич.

                     Пушкин. Лицинию, 1814 г.  

Два поэта принесли особенную популярность в веках римской сатире. Они почти современники: МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ родился около 40 г. и умер в 104 г., а ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ жил примерно с 60 по 140 годы н.э. Делая, в сущности, одно дело, они были очень разными людьми и поэтами, как разными были и жанры, в которых они работали.

Начнем со старшего, с Марциала. Он родился в Испании, приехал в Рим уже будучи взрослым человеком и быстро удостоился дружбы двух знаменитых литераторов – дяди и племянника – Сенеки и Лукана.

Марциал не воспользовался добрыми советами заняться юриспруденцией, предпочтя вести небогатую жизнь свободного литератора, о чем скоро ему пришлось пожалеть, так как после раскрытия заговора Пизона всех его друзей предали казням и ссылкам.

Поэту пришлось посвящать свои эпиграммы тем, против кого они были направлены, чтобы хотя бы прокормиться и заплатить за комнатку в чердачном помещении, где ему приходилось жить в совершенном одиночестве.

Лишь спустя много лет, добившись славы и дружбы богатых покровителей, Марциалу удалось выбраться из нищеты и, призаняв денег у знаменитого литератора и мыслителя Плиния Младшего, возвратиться на родину прославленным и разочарованным автором пятнадцати книг эпиграмм.

Дома его встретили лучше, чем в Риме, богатая почитательница поэта подарила ему небольшое поместье. Но в Испании Марциал затосковал по римским библиотекам и зрелищам, к которым привык за многие годы жизни в столице.

Стареющий поэт хандрил, впадал в пессимизм, бросил сочинять и, наконец, скончался, как и жил, в одиночестве и полном разочаровании.

  • Однако этот пессимист и неудачник был гениальным поэтом, понимал это и сумел извлечь из своих способностей максимум возможного, во всяком случае для литературной славы.
  • В одном из своих стихотворений Марциал говорит:
  • Написать эпиграмму красивоОчень легко; написать книгу – претрудная вещь.
Читайте также:  Может ли один человек изменить общество?

(Все цитаты, кроме отдельно оговоренных, даются в переводах Ф.А. Петровского по изданиям: Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. СПб.: АО “Комплект”, 1994; Ювенал. Сатиры. СПб.: “Алетейя, 1994.)  

  1. В другом, обосновывая принципы своей творческой деятельности:
  2.  Здесь ты нигде не найдешь ни Горгон, ни Кентавров, ни Гарпий,Нет, – человеком у нас каждый листок отдает.  

Это – так. И хотя эпиграмма – древнейший жанр, современной (и по римским меркам, и по нашим нынешним) сделал ее именно Марциал. Эпиграмма, как вы помните, первоначально обозначала надпись на могильной плите или статуе, а также на каком-либо предмете, посвященном божеству.

Первые стихотворные эпиграммы на греческом языке относятся к VII в. до н.э. К началу нашей эры эпиграмма вполне стала формой книжной поэзии, сохранив при этом свое главное свойство – краткость. Часто остроумное поэтическое высказывание делалось применительно к какому-нибудь случаю.

К началу нашей эры относятся и первые собрания греческих эпиграмм. Разумеется, Марциал хорошо знал их, как хорошо знал он и соответствующую латинскую поэзию: Катулла и других авторов коротких, остроумных, выразительных стихотворений.

Марциал придал этому жанру реалистичность, животрепещущую современность, изобразил в нем живую жизнь столицы мира. Целая галерея дельцов, мошенников, проходимцев, аферистов, проституток, воров, скряг, сплетников, словом, чуть ли не все население дантовского ада составляет эти 15 сборников коротких стихотворений.

Над многими своими современниками Марциал издевается, над некоторыми беззлобно подшучивает, используя богатейшее метрическое разнообразие, а по содержанию – самые различные приемы: пейзажные зарисовки, описания, льстивые похвалы, литературные декларации, скорбь по поводу смерти близких и т.д.

Одним словом, отразив в своих эпиграммах всю жизнь Рима, Марциал впервые сделал этот жанр по-настоящему сатирическим. Приведем два коротких примера, в которых речь идет о “любви”. Почему о любви в кавычках – ясно из текста:

Другой прием Марциала – гиперболизация (преувеличение) реальных явлений. Так, у Катулла в свое время было стихотворение об Асинии, воровавшем в гостях платки. Приведем вариацию на эту тему Марциала, до такой степени гиперболизировавшего платочного вора, что смешной становится не только вор Гермоген, но и сама эта гиперболизация.

  • ***
  • Ежели это лицо Сократово было бы римским,Юлий Руф поместить мог бы в “Сатирах” его.
  • ***

Хлоя-злодейка семь раз на гробницах мужей написала:”Сделала Хлоя”. Скажи, можно ли искренней быть?

***

Встретив меня десять раз в течение часа, ты спросишьТо же. По-моему, ты, Постум, остался без дел.

“Основной прием комизма Марциала, – пишет М.Л. Гаспаров, – несоответствие внешности и сущности. Ловец наследств ухаживает за безобразной дамой; почему? Она в чахотке…

Так строятся лучшие эпиграммы Марциала, напоминая загадку с отгадкой… Эта техника отточенной сентенции, замыкающей описание, разрабатывалась в риторических школах и оттуда была перенесена Марциалом в поэзию”.

(История всемирной литературы. Т. 1. С. 483.)

Популярность Марциала еще при его жизни была огромна. Вся империя зачитывалась этими легкими, изящными, остроумными эпиграммами. Раннее Средневековье бесконечно цитировало его и подражало ему.

Боккаччо издавал и комментировал его книги; Лессинг построил на примере поэзии Марциала свою теорию эпиграммы. Им увлекались, ему подражали, сочинив и выпустив совместную книгу эпиграмм Шиллер и Гете; оставшиеся безымянными британские мастера и гений шотландской лирики и сатиры Р. Бернс.

У Марциала учились, оттачивая свои перья в политической и журнальной полемиках Вяземский и Пушкин. Жанр эпиграммы жив и популярен и сегодня. В русской поэзии он проявляется и в прямой (Маршак, Вознесенский, А. Иванов и др.) форме, и в видоизмененной (“Гарики” И.

Губермана – оригинальное сочетание классической эпиграммы и четверостиший в духе персидского средневекового поэта О. Хайяма).

Немалое число марциаловых эпиграмм носят сатирико-меланхолический характер. Это обстоятельство, по-видимому, и позволило И.А. Бродскому дать своей поэтической стилизации “Письма римскому другу” (см. выше главу о Горации) подзаголовок “Из Марциала”, поскольку стихотворение Бродского как раз и представляет такую вот меланхолическую сатиру.

Близок к эпиграмме жанр лимериков – английских юмористических миниатюр. Да и вообще вся сатирическая поэзия навсегда прочными узами связана с творчеством великого римского поэта Марциала. Впрочем, как и с творчеством последнего римского классика – Ювенала.

***

Жестокая, яростная, обличительная сатира имеет своим родоначальником Ювенала, профессионального ритора-декламатора и автора шестнадцати сатир в гекзаметрах. Он начал писать (или публиковать) свои безжалостные стихи после гибели тирана-императора Домициана, будучи уже сорокалетним человеком.

Огромная популярность Ювенала у русских демократов XIX столетия объясняется четко выраженной в его стихах оппозицией тирании со стороны маленького человека. Такая оппозиция была любимым детищем и русской демократии.

К этому надо добавить достаточно легкомысленное увлечение Ювеналом Петра Великого, который вряд ли пошел дальше восторгов по поводу Ювеналова выражения “в здоровом теле здоровый дух”, и ученические заимствования у римского сатирика основоположника русской поэтической сатиры, поэта XVIII в. Антиоха Кантемира. Как поэт Ювенал несомненно слабее всех римских классиков и в первую очередь своего старшего приятеля Марциала, у которого он немало перенял: круг тем, приемов (гиперболизм, сентенциозность), доводя их часто едва ли не до абсурда. Если верить Ювеналу, в Риме конца I – начала II веков нормальному человеку жить было вообще невозможно:

В ответ Ювенал противопоставляет свои мрачные, оскорбительные гекзаметры.

Его речь хлестка, лексика забориста, типажи омерзительны. Хуже всего он отзывается о женщинах:

Предоставим завершить этот очерк В. Дюранту, хотя и не соглашаясь с ним в утверждении о том, что Ювенал – величайший из римских сатириков. (Да он и сам сказал о себе в первой сатире, может быть даже излишне резко: “Коль дарования нет, порождается стих возмущеньем”). Нам таковыми представляются все же Петроний, а в поэзии – Марциал.

 “Не следует понимать его (Ювенала. – В.Р.) слишком буквально. Он был разгневан; ему не удалось сделать себе в Риме карьеру так быстро, как хотелось; он избрал сладкую месть – лгать о нем, вооружившись тяжелой дубинкой и ненавистью, которая и не притязала на справедливость.

Его нравственные стандарты были высоки и здоровы, хотя и окрашены консервативными предрассудками и иллюзиями насчет добродетельного прошлого. На основании этих стандартов, если пользоваться ими без жалости и меры, можно вынести обвинительный приговор любому поколению в любой части света. Сенека знал, сколь древна эта забава.

“Наши прадеды, – писал он, – жаловались, как мы жалуемся, и наши потомки тоже будут жаловаться на испорченность нравов, на всевластие порока, на то, что люди все глубже и глубже погружаются в бездну греха, что положение человечества из плохого становится еще худшим” (Вечная тема всех времен и всех литератур, в том числе и русской.

Вспомните это высказывание Сенеки, когда будете изучать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”.) .

Вокруг безнравственности, существующей в любом обществе, словно вокруг ступицы, вращается широкое колесо чистой и цельной жизни, в которой сплетены традиции и моральные императивы религии, экономические заботы о благе семьи, инстинктивная любовь и забота о детях, зоркость женщин и стражей общественного порядка (Нельзя не согласиться в этом с В. Дюрантом, учитывая, что Ювенал жил на рубеже I – II вв. н.э., когда до полного разложения и падения империи было еще далеко. Конечно, поэты – пророки, но в случае с Ювеналом вряд ли можно говорить о пророчествах.) , и этого достаточно, чтобы заставить нас соблюдать общественные приличия и оставаться относительно трезвомыслящими. Ювенал – величайший из римских сатириков, как Тацит – величайший из римских историков; но мы ошибемся, принимая рисуемую ими картину за нечто достоверное, так же как ошибемся, некритически относясь к той ласкающей взор цивилизованной сцене, которая вырастает перед нами при чтении писем Плиния”.  

Именами Марциала и Ювенала мы завершаем очерки о звездах древнеримской литературы, как завершаем и эту книгу.

Но с литературой латинской не прощаемся, ибо ей предстоит еще долгая старость в эпоху средневековья, а затем и второе рождение и лебединая песня в эпоху Ренессанса.

Так что мы еще встретимся, дАртаньян, обязательно встретимся!”, как говорили наши любимые с детства герои Александра Дюма.

Вопросы

  • Как вы думаете, можно ли считать А.С. Пушкина учеником Марциала? И можно ли связать с Ювеналом призыв великого русского поэта “глаголом жечь сердца людей”, или это высказывание не имеет к сатире никакого отношения?
  • Что связывает и что различает Марциала и Ювенала с Горацием?
  • Можно ли считать стихотворение И.А. Бродского “Письма римскому другу” стилизацией под всю римскую поэзию?
  • Что такое эпиграмма?
  • Что такое сатира?
  • Как вы понимаете проблему отцов и детей? Что общего в высказывании Сенеки, приводимом в книге В. Дюранта “Цезарь и Христос”, с идеологией “отцов” в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”?
  • В чем различие традиционно понимаемого афоризма “в здоровом теле здоровый дух” и точной цитаты из Ювенала?
  • Как вы понимаете выражение Ювенала “хлеба и зрелищ!”?



Ссылка на основную публикацию