Тема семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Тема семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Любовь к Дону, Кубани всегда была для Шолохова на первом месте. Описывая природу родной земли, он становился мягким и лиричным. Для него дороги были казаки с их основательностью, любовью к земле и семье. Поэтому семья в романе «Тихий Дон» становится основой жизни народа. Время, изображенное в романе, жестокое и кровавое, потому и ценность этого понятия поднялось на десятикратную высоту. Время течет, меняется, люди смертны, но они находят продолжение в своей семье, в детях. Потому писатель уделяет особое внимание истории семей Коршуновых, Мелеховых, Листницких.

 В первой книге эпопеи встречается множество описаний, раскрывающих основы на которых строятся семьи казаков. Так из эпизода драки Пантелея Прокофьевича с сыном следует, что честь ( «Не срами отца!») и единство («Не пакости соседу!») для казаков не пустой звук.

Казаки уважительно относятся к старикам, подчиняются им, даже если это подчинение является следствием применения силы. Вспомним, вначале Григорий Мелехов противоречит отцу, но позже покоряется и женится на дочери Коршуновых Наталье. А характер Григория? Несдержанный, неистовый.

Но корни этой эмоциональности тоже следует искать в семье. Его отец такой же.

Тема семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Родственные связи и семья всегда святы для казаков. Потому закономерно и начало романа: он начинается с изложения истории рода Мелеховых. В первой главе писатель подробно рисует семейный портрет, в котором видны фамильные черты: по материнской линии унаследованы волосы пшеничного цвета, а от отца достались Григорию миндалевидные глаза и коршунячий нос.

Семья в романе – живой организм. И каждый герой произведения чувствует с нею неразрывную связь.

Григорий, например, когда грешная любовь к Аксинье вынуждает его покинуть хутор, говорит о том, что из родных мест он не уйдет и выдвигает множество причин.

Но главная мысль, это любовь к родной семье, хутору, близким людям. Не годится дело… От земли я не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?»,- говорит он.

Шолохов не возвеличивает жизнь донских казаков. Он дает правдивую жизненную картину, приводит примеры не просто строгости, а даже жестокости. Например, когда ожесточенная толпа расправляется с женой Прокофия Мелехова или сцена изнасилования отцом Аксиньи своей дочери, а его избивают за это до смерти его же жена и сын.

Григорий Мелехов не исключение из правил. Он также ревностно блюдет интересы своей семьи и чувствует свой долг перед ней. Искренне любя Аксинью, он не разделяет ее волнения и тревоги, на вопрос любимой о том, как же они будут жить после возвращения ее Степана, он безразлично отвечает: «А я почем знаю».

Таким образом, в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется голосу сердца и не думает о последствиях. В отношениях же с Натальей, он исполнил долг перед семьей, хотя уже на венчании понял, что обрек себя на безрадостную жизнь с нелюбимой женщиной.

Действие романа охватывает десять лет. Его герои переживают самые тяжелые события: революцию, мятежи, восстания и гражданскую войну. Это определяет судьбу их семей и судьбу Григория Мелехова, который и на поле боя думал о семье и родном доме как об оплоте, береге, который ждет его возвращения.

Разгром белой армии стал концом не только всего белого движения, но и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В третьей книге Шолохов показывает разрушение мелеховской семьи. О смерти Петра родные помнят и скорбят. Отец Григория утрачивает свое положение хозяина и главы семьи.

Смерть Дарьи, ведущей до сих пор распутную жизнь, ломает сложившиеся устои семейного уклада. Отдаляется от семьи Дуняша, бунтуя против власти родителей. Так в конце романа рушится все, что еще в начале его казалось прочным и неразрывным. «У всех все рухнулось,» — произносит Пантелей Прокофьевич в разговоре с Григорием.

И хотя разговор шел об упавших плетнях, эта фраза имеет и иной смысл : развал Дома, Семьи коснулся не только семьи Мелеховых, но и всего казачества.

Сочинение Роль семьи в романе Тихий Дон Шолохова

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» главная роль отводиться семье. Автор считал ее самым главным достоянием человека.

Вся духовная и обыденная жизнь казаков построена на священном понятии семьи и если, ей что-то угрожает, то может погибнуть все казачество. Шолохов правдиво описывает жизнь в их семьях.

Устаревшие порядки, строгое воспитание и даже иногда жестокое – так было принято в то время.

Еще в начале произведения становится понятным, что мужчины были главными: позволяли себе насиловать девушек и избивать их  после свадьбы.

Автор выделяет несколько семей: Мелеховы, Листницкие, Кошевые, Коршуновы. Акцент поставлен именно на ту, где вырос Григорий Мелехов – главный персонаж произведения.

Мы можем познакомиться с их бытом, семейными традициями, нормами морали, и понять одно-  они беспрекословно подчиняются отцу. Если назревали какие-либо проблемы, то о них открыто говорилось на семейном совете.

Их семья была единой, сильной, но все начало рушиться с того момента, когда каждый начал таить некоторые вещи.

События, описанные в романе, происходили в самый жуткий период: шла гражданская война, революция, братья и сестры выступали друг против друга. Все это не могло не повлиять на казачество и главного героя тоже. Белоказачье движение потерпело крах,  это ударило по традиционным ценностям и оставило неизгладимый след на всей семье.

Их ждала череда страшных событий: Петр скончался, Дарья самостоятельно решила свести счеты с жизнью. Наталья и Ильинична тоже ушли из жизни трагично, не дождавшись сына. То, что было непоколебимо, разрушилось очень просто.

А во всем виноваты войны, где брат убивал брата. Много горя и слез принесли они в каждую семью. Немаловажную роль сыграл конфликт семейных устоев с личностными.

Молодое поколение не считало нужным соблюдать традиции и слушать наставления старших, что привело к обесцениванию семьи, как таковой.

Григорий вернулся домой, к сыну, после гибели Аксиньи. И в этом моменте автор показывает, что человек вернулся к прошлым традициям и образу бытия. По мнению автора у  донского казачества есть будущие, если сохранятся семейные устои.

Нередко «Тихий Дон» сравнивают с «Войной и миром». Да, безусловно, по композиции они похожи, но есть одна яркая отличительная особенность: герои романа Шолохова теряют самое ценное и дорогое, что у них было – это семью, в этом и изображен весь драматический характер того времени.

2 вариант

В романе Тихий дон самое важное место занимает семья. Которая, по мнению автора, является смыслом жизни. Все внутренние качества человек может потерять, если потеряет близкого человека.  Писатель показал точную жизнь в семье казаков. Строгое воспитание, традиций, определенные правила все это часть жизни в семьях того времени.

В произведение описывалось несколько семей: Мелеховы, Листницкие, Кошевые и Коршуновы. В главной роли Григорий Мелехов, поэтому в основном описывается его семья. Автор во всех деталях описал жизнь этой семьи, какие у них обычай, традиций, нормы и что они без замедления выполняют все требования отца.

Все проблемы решались вместе за семейным столом. Сила семьи была в единстве, но она разрушается, когда каждый член семьи аккуратно скрывал свои тайны. Все события романа произошли в тяжелые времена в  19-20 века. Революция, гражданская война это лишь малая часть того что произошло в те времена. Когда каждый член семьи стоит друг напротив друга и высказывает свое мнение.

Эти события сильно повлияли на судьбу казаков и Григория, который в те времена был еще совсем ребенком.  В начале третий книги мы понимаем, что семья Мелеховых начинает рушиться.

Быстрая смерть Натальи и Ильиничны, которая так и не дождалась сына. Причина смерти: выстрел в голову во время гражданской войны, которая унесла немало жизней.

Семья больше не находиться вместе и это не радует казаков.

Роль семьи в романе Тихий Дон

Тема семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Несколько интересных тем

  • Бахчисарайский фонтан
    Карл Павлович Брюллов написал картину Бахчисарайский фонтан в конце первой половины 19 века. Картина была написана маслом на холсте. Оригинал на сегодняшний день находится в московском музее
  • Жанр произведения Дубровский Пушкина
    А.С.Пушкин приступил к созданию произведения из жизни помещиков в 1830 году, затем продолжил работу над ним на протяжении нескольких лет. Роман создавался трудно, автор изучал документы,
  • Учитель в повести Черная курица
    Сказочная повесть Антония Погорельского «Черная курица или Подземные жители» появилась под влиянием немецкого романтизма. Именно произведения Эрнеста Теодора Гофмана
  • Мартовский снег
    При рассмотрении можно увидеть полное отсутствие конкретной перспективы, которое автор специально пытается выделить для зрителя. Можно наблюдать оригинальные композиции и тропку
  • Юный живописец Фирсова
    Картина Ивана Ивановича Фирсова Юный живописец была написана в середине 18 века и является одним из самых известных произведений художника.

Сочинение «Мысль семейная» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь это не только люди, которые нас поддерживают, оберегают и любят, но и дом, где нас всегда ждут с нетерпением. Семья является надежной защитой от любых бед и невзгод. Она дарит тепло, уют и уверенность в светлом будущем.

В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохов поднимает одну из вечных проблем -проблему семейных ценностей и их влияния на судьбу отдельного человека и историю целой страны.

В жизни каждого народа существуют неоспоримые ценности — земля, нравственность, семья, особенно сильно они укрепились в жизни казачества. Поэтому семья — основа народной жизни в романе.

Родственные связи и семья имеют огромное значение для казаков. Потому закономерно и начало романа, где автор рассказывает об истории рода Мелеховых. Здесь четко прослеживаются фамильные черты, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом подчеркивается связь, существующая между героями.

Но постепенно в эти отношения вторгается война. Начало 20 века становится страшным испытанием для всего казачества. Народ переживает тяжелейшие события: революцию, гражданскую войну, восстания.

Читайте также:  Неоплатоническая концепция любви в эпоху ренессанса

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И разумеется, они определяют судьбу всех героев. Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своему сыну. На поле боя мысли Григория Мелехова были устремлены к родному дому, который ждет его возвращения.

Поражение белой армии стало концом белого движения, а вместе с тем и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых.

В измученном сердце Григория многие ценности утратили свой смысл, и лишь трепетное отношение к семье и Родине осталось неизменным. Не случайно М. А. Шолохов заканчивает роман встречей отца с сыном.

Таким образом, он дает надежду на создание героем теплого семейного очага, который не затухнет никогда.

Полезный материал по теме:

Тема семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение «Мысль семейная» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»На свободную темуСтр. 1

Семьи в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

Семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» рассмотрены очень подробно, потому что именно они и составляют основу бытия. Каждый герой описывается автором не отдельно, как существующий сам по себе, а как часть чего-то большего — семьи и даже рода. А внутрисемейные отношения в романе — это часть быта донских казаков, устоявшегося веками, где всё чётко определено обычаями и традициями.

Конечно, в центре романа — семья Мелеховых. Дом их «самодовольный и зажиточный», все домочадцы крепко стоят на ногах.

Это глава семьи — Пантелей Прокофьевич, крутой нравом, но справедливый, Ильинична, заботящаяся о семейном очаге, сыновья Пётр и Григорий, дочь Дуня, невестки Дарья и Наталья, потом и внуки. Рядом соседи Астаховы — Степан и Аксинья.

Описана и богатая казачья семья Коршуновых, купцов Моховых, бедняков Кошевых. Все они живут на хуторе Татарском. Живут дружно, всё делают вместе. Они воины и хлеборобы одновременно. Работа для них в радость. Умеют они и веселится. Первая мировая война только сближает их ещё больше.

Так, все радуются, когда Григорий получает георгиевский крест. Любовь к семье и дому, к родной земле и труду, уважение к старшим, свободолюбие — вот ценности, которые роднят такие разные, на первый взгляд, семьи вольных казаков.

Какие же нравы характерны для традиционной казачьей семьи?

Безусловно, дореволюционный быт патриархальный. То есть во главе стоит мужчина. Что, впрочем, вполне объяснимо: ведь изначально это воины, подчинение в таком случае обязательно.

Например, Пантелей Прокофьевич — глава семьи Мелеховых. Он не считается ни с чьим мнением, да никто и не думает даже противоречить ему. Он бьёт жену и сыновей. Женит Григория на Наталье, не интересуясь его согласием.

Точно так же ведёт себя глава семьи Коршуновых Мирон Григорьевич, когда речь идёт о сватовстве Дмитрия к Елизавете: «Дурак!… Иди-ка отсель, не придуривайся…» Старшие не выбирают выражений, а младшие ведут себя сдержанно.

Однако и самодурами назвать никого нельзя. Женят Григория после того, как он позорит семью связью с замужней женщиной.

Наталью никто же к замужеству не принуждает: ей по нраву младший Мелехов, а до этого она отказывает трём женихам, потому что они «не нравились».

Аксинью избивает Степан (кстати, он, скорее, исключение, потому что жесток), но и его поведение можно в какой-то мере оправдать: жена не просто изменяет ему, но позорит перед всеми их семью.

Женщины в такой ситуации тоже могут поднимать руку на своих мужей. Так, «занозистая бабёнка» Фроська рассказывает, что избила своего казака «по спине, по голове, по чём пришлось», когда застала его с «задонской жалмёркой».

То есть грубость, свойственная старшим, — это не постоянное семейное насилие над младшими, не обыденная норма, а, скорее, исключение.

Хотя слова и крепки, иногда до такой степени, что автор ставит многоточия, как бы стесняясь их повторить.

Вот лишь несколько примеров: Пантелей Прокофьевич — «карга старая» (Ильиничне), «кобелина» (Григорию); Мирон Григорьевич — «репей», «лишай» (жене). При этом они любят своих домочадцев, по-своему заботятся о них.

В целом жизнь казачьих семей, их быт очень гармоничны. Всё обсуждается открыто, важные вопросы выносятся на суд всех членов.

Вспомним, например, обсуждение отношений Григория и Натальи, чья семейная жизнь не заладилась с самого начала. Никто не вмешивается, но все тихо сочувствуют женщине.

Вспыльчивый глава семьи Мелеховых начинает прямой разговор о молодых. Высказываются все: и сам Пантелей Прокофьевич, и Григорий, и Пётр. Здесь же находится Дуняшка, на тот момент ещё подросток.

И хотя она молчит, её никто не выгоняет, потому что это своеобразное воспитание и для неё.

Также открыто обсуждают в мелеховской семье, остаться или уйти, когда на хутор приходят красные. Старый Мелехов боится, что они разорят дом, его сыновья боятся, потому что они белые офицеры, Ильинична бежать не хочет категорически. И хотя сначала решают, что мужчинам надо уехать, а женщинам остаться, потом всё же не разлучаются: смерть «и тут налапает».

Вместе со всей семьёй обсуждают Дуняшку и Михаила Кошевого, объясняя девушке, что счастья им не видать, потому что Мишка — враг. Женщины тактично переводят разговор на другие темы, видя, что обсуждение неприятно для всех.

Таким образом, примеры подтверждают, что в казачьих семьях любые дела обсуждаются, проблемы проговариваются, вместе ищут решения вопросов. Тут явно прослеживается идея того, что раскол начинается тогда, когда человек хочет что-то утаить, ставит свои интересы выше семейных, родственных, общественных. Открытость и честность — главная черта донских казаков.

Ещё одна особенность семей — это любовь к детям как к продолжению рода. Все искренне радуются рождению малышей, с удовольствием заботятся о них. Даже суровые казаки смягчаются, когда речь идёт о младших: Наталья — «любимица» в семье Коршуновых, Дуняшка — «отцовская слабость» Мелехова, во внуках Пантелей Прокофьевич тоже «души не чает», прощает им всё, балует их.

Если же детей в семье нет, то это считается большой печалью, «господним наказанием».

Бездетность является и характеристикой героя. Так, Дарья теряет ребёнка (немаловажно, что у него даже нет имени, просто «дитё»), но её эта смерть не тяготит, она по-прежнему весела.

Она вообще идёт по жизни легко, ни о чём не переживая: «Никакое горе не было в силах не только сломать её, но даже пригнуть к земле». За свои поступки она платит большую цену: кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

И очень сожалеет о том, что не может прожить её заново.

Аксинья также теряет своих детей: и ребёнка от Степана (тоже безымянного и неизвестно, какого пола), и дочь Таню от Григория. И это своеобразное наказание для неё, как и для Дарьи из-за небрежности по отношению к материнскому долгу, к чести семьи, к супружеской верности. Обе погибают одинокими, не оставив после себя ничего.

Невозможно представить такое отношение к семье, например, у Ильиничны, у Натальи или Дуняшки. Василиса Ильинична Мелехова — воплощение материнской мудрости.

Да, её жизнь нелёгкая (и измены, и побои со стороны мужа), но она всё терпит ради семьи.

И даже прощает Мишку Кошевого, видя в нём не убийцу своего Петра, а просто несчастного человека, такого же потерянного и запутавшегося, как и её сыновья.

Вообще женщины, воспитанные в казачьих традициях, не участвуют в войне, не проливают чужую кровь, не мстят. Они, напротив, хранят, устои и порядок. Исключение составляет лишь Дарья Мелехова, которая с удовольствием стреляет, убивает, ведёт разгульную жизнь после смерти Петра. Но ведь автор и не рассказывает, в какой семье воспитывалась Дарья, мы даже не знаем её девичьей фамилии.

Семейные узы для казаков, живущих на Дону, считаются священными, нерасторжимыми, вечными. Неверность, конечно, есть, но она осуждается. Именно поэтому окружающие не принимают открытого романа Григория и Аксиньи: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Эта же верность воспитывается в казаках и по отношению к товарищам: с «односумом» следует делиться последним, даже отдать жизнь за друга.

Да и как может быть иначе, если они совместно трудятся и воюют? Все казаки на Тихом Дону — одна большая семья. Аникушка — сосед Мелеховых и троюродный брат Григория и Петра. Аксинью приютит двоюродная тётка.

Старому казаку Архипову белят избу три бабы — снохи и водворка. Такие отношения для всех понятны и естественны.

Пьянство, разгул в казачьих семьях также не приветствуются. Макар Ногайцев, дальний родственник Мелеховых, склонен к загулам, именно этим он и известен «по всей округе» (то есть никого больше, любящего выпить, встретить нельзя).

И лишь Гражданская война вносит перемены в сложившийся уклад жизни: «А пьют! Дуром!» Политические перемены, деление на красных и белых, братоубийственная война — всё это вместе пытается сломать вековые устои казаков, ведь нарушаются главные нравственные заповеди «не убий», «не укради» и т. д.

Итак, М.А. Шолохов откровенно описывает казачьи семьи: при всей грубости нравов, отношения в них гармоничны, отличаются чистотой и душевной теплотой. Именно в семье и видится будущее. Да, прошлое окончательно разрушено войной.

Но всё лучшее, что заложено в казаках с детства, поможет им наладить новую гармоничную жизнь.

Григорий Мелехов, возвращаясь домой после похорон Аксиньи, видит сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него от жизни…» Именно сыну отец и передаст свой опыт.

Читайте также:  Аргументы: Цели и средства в романе «Война и мир»

Мысль семейная в романе Шолохова “Тихий Дон”

М. Шолохов поднимает в своем романе “Тихий Дон” глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования.

Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер,- анализ мира донского казачества. Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям.

Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести (“Не страми отца!”), единства с земляками (“Не пакости соседу!”) для казаков несокрушимы. В семье господствует “культ стариков”: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья – святые понятия для казаков.

Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет.

В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: “Дура ты, Аксинья, дура!

Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там? Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества.

В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Это и когда Степан Астахов “обдуманно и страшно” бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, “охаживает” ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую.

Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: “Что я, Гриша, буду делать?” – тот отвечает: “Я почем знаю”.

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца.

Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания “безразличие оковало Григория” и уста жены показались ему “безвкусными”. Романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно.

В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства. Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких.

Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме.

Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей “красивой” жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: “Прилюбила смерть наш курень”. Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда “война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор”.

Смерть хозяина дома “в отступе”, на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына.

Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице.

Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: “У всех одинаково все рухнулось”.

И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых – это общая участь, общая драма всего казачества. Повествование в “Тихом Доне” строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с “Войной и Миром” Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои “Тихого Дона” переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

(2 votes, average: 5.00

Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования.

Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер ,– анализ мира донского казачества.     Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.     Род, семья — святые понятия для казаков.

Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

    Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего.

Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело… От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?     Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.
    Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги.

Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю».

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Читайте также:  Тема любви в творчестве Бунина

    Романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя.

Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.
    Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких.

Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества.

    Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием.

Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом.

Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные».

Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером.

В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата.

С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать.

Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья.

Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях.

Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали.

Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично.

Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест Бактерии (5 класс)с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 15/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Ссылка на основную публикацию