Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

UGC

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — сочинениена злобу дня. Образ Печорина в романе,словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать. Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849420-obraz-pecorina-v-romane-geroj-nasego-vremeni-socinenie/

Читайте также:  Характеристика Варвары в пьесе «Гроза»

Судьба Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Судьба Печорина в романе Герой нашего времени

Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли, а новые не сформировались, что и определило настроение молодежи того времени ― неуверенность, ощущение «лишнего» человека.

Печорин с самого начала противопоставлен обществу, действует по-своему, ни с кем не считается. У него нет друзей, ему чужды любовь и эмпатия. На все он смотрит свысока и цинично. Главный герой это объясняет тем, что раньше был открыт людям, но этого никто не понял. Люди отвергли его дружбу и искренность, что и сделало его черствым и суровым.

Печорин много говорит о скуке и пресыщении. Главным двигателем в его жизни является риск и игра судьбами других людей. Из-за этого рушатся их жизни, но он не проявляет к ним сочувствия. Ему не чуждо причинить зло даже самым невинным, которые еще не познали зла. Например, как Мери. Он ловко играет ее чувствами, не думая о последствиях.

Однако Печорин не глупый человек и производит впечатление сильной личности. Его уверенность в себе и твердость во взглядах нравится окружающим, поэтому многие сначала попадаются под его обаяние, но, в конечном итоге, разочаровываются в нем.

Возможно, это тоже часть его игры: он словно им сообщает, что это люди его сделали таким. Он часто снимает с себя ответственность за происходящее, обвиняя что-то или кого-то. Поэтому его судьба заканчивается трагично. Как он умирает, в романе точно не прописывается, чтобы дать пофантазировать читателю.

Известно лишь то, что уходит из жизни он рано. Печорин словно сам всегда ищет свою смерть, поэтому выбирает риск и провоцирует людей, чтобы они его изгнали или лишил жизни.

Талант и ум Печорина остаются нереализованными, потому что он решает противопоставить себя социуму и обвинить их в заурядности, не способности понимать других. Однако этого не было и у него самого.

Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь.

Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям.

Вместо этого он выбрал мрак.

Жизнь и судьба Печорина

По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.

Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.

Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.

Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.

Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.

Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.

Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.

Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.

Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.

Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.

А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.

Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.

Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.

Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».

Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.

План 1. Вступление. «Герой нашего времени» — центростремительное произведение. 2.

Печорин – главный герой романа: 1) прием сопоставления как один из главных в раскрытии образа Печорина; 2) главный герой – фигура романтическая и трагическая; 3) конфликт Печорина с обществом; 4) духовное богатство натуры Печорина, рефлексия как главная отличительная черта этого образа; 5) отсутствие жизненной цели – главная причина страданий героя; 3. Заключение.

Печорин – романтический герой, символ «лишнего человека». Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное.

В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера. На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары.

Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин — Максим Максимович («антипод»), Печорин — Грушницкий («пародия»), Печорин — Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин — женские образы («любовь»), Печорин — горцы («естественные люди») и другие.

В результате сочетания в романе многих новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди, «парного сравнения» героев и т.д.

) перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!» Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие: «Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни». Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими. Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе. Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…» Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…». Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для самоутешения: «…Но я не угадал этого назначения…». Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…». Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Читайте также:  Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)

Характер героя

Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит.

Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист.

Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.

Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию.

Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать.

Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом – неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку.

Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Сочинение 2

Григорий Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени» является достаточно многогранной и противоречий личностью. А его жизнь наполнена приключениями и поступками, которые сложно отнести с уверенностью к плохим или хорошим.

Лермонтов, дав жизнь своему персонажу на страницах, не обделил его умом, сообразительностью, смелость и способностью вызывать интерес у всякого его окружения.

Но, несмотря на все его положительные качества, Печорин больше рассматривается как «лишний» человек. Возможно, в этом виновата чрезвычайно эгоистичная натура персонажа, а может быть то, что он мыслит не как другие.

В этом существует даже какая-то антология с самим автором, так как по жизни Лермонтов так же старался избегать общества и считал себя лишним.

Георгий Печорин с первого взгляда кажется ветреным человеком, который не может найти себя в жизни. Все его привязанности длятся не слишком много, так как быстро становятся не интересны. Это относится как к друзьям и знакомым, так и к девушкам. Такое пренебрежение к близким людям не нравится никому, поэтому в итоге он остается совсем один.

Когда-то по молодости его привлекала светская жизнь, но и та ему надоела. На протяжении всего романа Печорин старается отыскать смысл в жизни и ответить на вопросы своего бытия. Но так или иначе, ему это не удается из раза в раз. Жизнь складывается таким образом, что во многом ему приходится бездействовать, что губит врожденный потенциал.

Автор специально ставит главного героя против всего общества. Он преследует цель показать что для того, чтобы реализовать все намеченные цели и само реализовываться в жизни не достаточно одного лишь желания. Чтобы действительно это произошло, нужно прикладывать к этому все усилия и взаимодействовать с окружением.

В одной из глав Георгий рассказывает о том, что с самого раннего возраста люди видели лишь отрицательные черты его характера. Но он считал, что они не правы, и всячески пытается это доказать до сих пор. Тем не менее все слова, которые он слышал в свой адрес, дали не плохой толчок к развитию этих самых качеств. С самого рождения он запрограммировал себя на нравственное падение.

Трагизм главного героя состоит в его не похожести на людей из его круга общения. Он умнее, а значит больше задумывается над смыслом всего происходящего. Людям проще оттолкнуть его, так как они привыкли жить, не отдавая себе отчета в происходящем.

Какие бы жестокие и не правильные поступки совершал Печорин, он всегда старался извлечь из них урок и руководствоваться своими чувствами и внутренним порядком. Он бы смог многое изменить в этом мире, но, к сожалению, растратил свои таланты попусту.

Другие темы: ← По стихотворению Утес↑ ЛермонтовПечорин и Грушницкий (сравнительная характеристика) →

`

Печорин – центральный образ романа – М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

 Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Лермонтовым в 30-х годах XIX века. Это было время николаевской реакции, наступившей после разгона восстания декабристов в 1825 году. Многие молодые, образованные люди не видели тогда цели в жизни, не знали, к чему приложить свои силы, как послужить на благо людям и Отечеству. Потому и возникали такие неприкаянные характеры, как Григорий Александрович Печорин. Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» – это, по сути, характеристика всего современного автору поколения. Скука – вот его характерная черта. «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Михаил Лермонтов в предисловии. «Неужели тамошняя молодёжь вся такова?» – задаётся вопросом один из персонажей романа Максим Максимыч, близко знавший Печорина. И автор, выступающий в произведении в роли путешественника, отвечает ему, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

   Можно сказать, что все поступки Печорина мотивированы скукой. В этом мы начинаем убеждаться практически с первых строк романа. Нужно отметить, что композиционно он выстроен таким образом, чтобы читатель мог как можно лучше разглядеть все черты характера героя, с разных сторон. Хронология событий здесь отходит на второй план, точнее, её здесь нет вовсе. Из жизни Печорина выхвачены куски, которые связаны между собой только логикой его образа.

Характеристика Печорина

Поступки

   Впервые мы узнаём об этом человеке от Максим Максимыча, служившего вместе с ним в кавказской крепости. Он рассказывает историю о Бэле. Печорин ради развлечения подговорил её брата выкрасть девушку – красивую юную черкешенку. Пока Бэла холодна с ним – она ему интересна.

Но как только он добивается её любви – тут же охладевает. Печорину всё равно, что из-за его прихоти трагическим образом рушатся судьбы. Убивают отца Бэлы, а потом и её саму. Где-то в глубине души ему жаль эту девочку, любое воспоминание о ней вызывает у него горечь, но он не раскаивается в своём поступке.

Ещё до её смерти он признается приятелю: «Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно…». Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.

Этот психологический эксперимент, как и все предыдущие, счастья и удовлетворения жизнью ему не принёс, а оставил одно разочарование.

   Точно так же, ради праздного интереса, он вмешался в жизнь «честных контрабандистов» (глава «Тамань»), в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию.

   Очередной забавой стала для него княжна Мэри, чувствами которой он беззастенчиво играл, подав ей надежду, а затем признавшись, что не любит её (глава «Княжна Мэри»).

   О двух последних случаях мы узнаём от самого Печорина, из журнала, который он одно время вёл с большим энтузиазмом, желая разобраться в себе и… убить скуку. Потом он и к этому занятию охладел. А его записки – чемодан тетрадей – остались у Максим Максимыча. Напрасно он возил их за собой, желая при случае передать хозяину.

Когда такой случай представился, они оказались Печорину не нужны. Следовательно, он вёл свой дневник не ради славы, не ради публикации. В этом особая ценность его заметок. Герой описывает себя, нимало не беспокоясь о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих.

Ему нет необходимости кривить душой, он искренен сам с собой – и благодаря этому мы можем узнать об истинных причинах его поступков, понять его.

Внешность

   Свидетелем встречи Максим Максимыча с Печориным оказался путешествующий автор. И от него мы узнаём, как выглядел Григорий Александрович Печорин. Во всём его облике чувствовалась противоречивость. На первый взгляд ему было не больше 23 лет, но в следующую минуту казалось, что ему 30.

Походка его была небрежной и ленивой, но при этом он не размахивал руками, что обычно свидетельствует о скрытности характера. Когда он присел на скамью, то его прямой стан согнулся, обмяк, как будто в его теле не осталось ни одной косточки. На лбу этого молодого человека были видны следы морщин.

Читайте также:  Чиновники в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Но особенно автора поразили его глаза: они не смеялись, когда он смеялся.

Черты характера

   Внешняя характеристика Печорина в «Герое нашего времени» отражает его внутреннее состояние. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе.

Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью, но чувства нет-нет и прорываются наружу.

Он бесстрашно идёт один на кабана, но вздрагивает от стука ставен, может весь день провести на охоте в дождливый день и панически боится сквозняка.

   Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив.

Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

   Он мечется, не находя своего призвания, цели в жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные». Светские развлечения, романы – пройденный этап. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней опустошённости.

В изучении наук, которым он занялся в желании принести пользу, он также не нашёл смысла, поскольку понял, что залог удачи в ловкости, а не в знаниях. Скука одолевала Печорина, и он надеялся, что хотя бы свистящие над головой чеченские пули спасут его от неё.

Но на Кавказской войне его снова постигло разочарование: «Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего».

На что было ему направить свою нерастраченную энергию? Следствием его невостребованности стали, с одной стороны, неоправданные и нелогичные поступки, а с другой – болезненная ранимость, глубокая внутренняя печаль.

Отношение к любви

   О том, что Печорин не потерял способность чувствовать, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, как есть.

Ему нет необходимости приукрашивать себя перед ней или, наоборот, казаться неприступным.

Он выполняет все условия, лишь бы иметь возможность видеться с ней, а когда она уезжает, загоняет до смерти коня в стремлении догнать любимую.

   Совсем по-другому он относится к другим женщинам, встречающимся на его пути. Здесь уже не место эмоциям – один расчёт.

Они для него – лишь способ развеять скуку, заодно проявив свою эгоистичную власть над ними. Он изучает их поведение, как у подопытных кроликов, придумывая новые повороты в игре.

Но и это его не спасает – часто он заранее знает, как поведёт себя его жертва, и ему становится ещё тоскливее.

Отношение к смерти

   Ещё одним важным моментом в характера Печорина в романе «Герой нашего времени» является его отношение к смерти. Во всей полноте оно продемонстрировано в главе «Фаталист». Хотя Печорин и признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли.

Надо смело идти вперёд, «ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Тут-то мы и видим, на какие благородные действия способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Он храбро бросается в окно в стремлении обезвредить казака-убийцу.

Его врождённое желание действовать, помогать людям находит наконец хоть какое-то применение.

Моё отношение к Печорину

   Какого отношения заслуживает к себе этот человек? Осуждения или сочувствия? Автор назвал свой роман так с некоторой иронией. «Герой нашего времени» – конечно, не образец для подражания. Но он типичный представитель своего поколения, вынужденного бесцельно тратить лучшие годы.

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления», – говорит о себе Печорин и называет причину: «Во мне душа испорчена светом». Последнее утешение для себя он видит в путешествиях и надеется: «Авось где-нибудь умру по дороге». Относиться к нему можно по-разному. Несомненно одно: это несчастный человек, так и не нашедший своего места в жизни.

Если бы современное ему общество было устроено иначе, он проявил бы себя совершенно по-другому.

Печорин («Герой нашего времени»)

Образ Печорина, главного героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — это собирательный образ молодого русского дворянина, которому скучно и нелегко жить в эпоху 1830-х годов, который не знает, куда ему следует применить свои силы и какова цель его жизни. Характеристика образа Печорина показывает не только типичность, но и уникальность личности этого героя.

Происхождение, род занятий, описание внешности

Григорий Александрович Печорин — молодой дворянин. Служит он офицером в действующей армии на Кавказе. Точный возраст Печорина не называется, понятно только, что ему ещё нет тридцати лет. По своему мировоззрению и психологическому развитию, этот герой значительно опережает физический возраст.

Печорин среднего роста, крепкого сложения (широкие плечи, тонкий стан), у него вьющиеся белокурые волосы и нежная кожа. Взгляд его тяжёлый, проницательный, глаза «не смеялись, когда он смеялся». Походка ленивая, руками он не размахивает, что является признаком скрытности характера.

Психологический портрет Печорина

Этот персонаж Лермонтова сплошь соткан из противоречий. С одной стороны, он холоден и всегда предпочитает действовать по воле здравого рассудка, с другой — эмоции и чувства нередко берут над ним контроль, что иногда даже его пугает.

Противоречивость личности героя видна в том, что в непогоду он мог целый день охотиться, а в комнате, если пахнёт ветер, мог простудиться; один на один не боялся идти на кабана, но вздрагивал от стука ставни.

Иногда Печорин молчал целый день, а иногда становился разговорчив.

Интересно, как он сам поясняет свой выбор закрыться от других людей и вечно прятать своё истинное лицо: когда-то он пытался быть искренним с другими, но окружающие не смогли постичь всей глубины его души. Тяжело переживая разрыв с обществом, Печорин начинает презирать людей, можно сказать, срабатывает его защитный механизм.

Герой находится не только в состоянии конфликта с другими, но и с самим собой: он постоянно, но тщётно ищет цель и смысл своей жизни. Из дневника Печорина видно, что этот человек склонен к самоанализу.

Воспитанный в богатой дворянской семье, он быстро разочаровался в светской жизни, ему стало скучно проводить время в различных увеселениях. Он хотел, чтобы его жизнь была деятельной, но занимается не полезными, а какими-то мелочными делами.

Участие в Кавказской войне не приносит покоя его мятежной душе. Чувство собственной ненужности в конце романа вынуждает его совершить ряд абсурдных поступков. Поэтому можно утверждать, что Печорин — «лишний человек» в жизни русского общества.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Печорин прекрасно разбирается в женской психологии: ему достаточно пары слов, чтобы понять, какая девушка находится перед ним. Он с лёгкостью заводит романы, но, опять-таки, движимый не любовью, а просто из-за скуки. Один раз в жизни Григорий Александрович всё-таки влюбился по-настоящему, но счастье с избранницей было невозможно: Вера — замужняя женщина.

Других девушек герой Лермонтова уже не может полюбить, относится к ним как к лёгкому развлечению. Считая их скучными и пустыми, он ещё больше уверяется в бессмысленности бытия и человеческого общения.

Отношение Печорина к дружбе скептическое, так как он полагает, что один из друзей всегда бывает рабом другого. Поэтому герой предпочитает поддерживать с некоторыми людьми (например, с Грушницким и Вернером) не дружеские, а приятельские отношения.

Общество (например «водяное общество» в главе «Княжна Мери») Печорин не уважает. Он считает окружающих неумными, ограниченными людьми, и с его мнением можно согласиться, если вспомнить, как вела себя на балу в Пятигорске компания драгунского капитана (глава «Княжна Мери»).

Характер

Печорин — сложная, многогранная личность. Ему свойственны такие черты характера как хладнокровие, сильная воля, решительность, смелость. Это проявилось, например, в том, что он смог обезвредить пьяного казака, зарубившего Вулича (глава «Фаталист»).

Эгоизм Печорина проявляется в том, что он любит манипулировать людьми, преследуя свои цели. Например, стараясь получить Бэлу, дочь черкесского князя, Печорин коварно играл на чувствах Азамата, её младшего брата, который страстно желал, чтобы конь Казбича стал его конём. В итоге Азамат помог Печорину выкрасть Бэлу, а тот помог ему украсть коня.

Герой иногда эгоистично играет на чувствах других людей (например, княжны Мери, Грушницкого) просто потому, что ему скучно и захотелось развлечься.

У Печорина тонкая натура: он чувствует и природу, и психологическое состояние человека. О первом свидетельствует запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери», а о втором — то, что он прочёл на лице Вулича какую-то печать его близкой смерти (глава «Фаталист»).

Заключение

Есть мнение, что образ Печорина — это литературный аналог самого Лермонтова, хотя автор никак не комментировал вопросы достоверности романа. Печорин не простой персонаж, он крайне противоречив.

Стремясь найти своё место в мире, он тратит много времени на рассуждения и философствования, совершает ряд опрометчивых поступков. Печорин — пример того, как человек, потерявший жизненные ориентиры и подвергшийся унынию, уже не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

Характеристика Печорина показывает расхождение между богатым внутренним миром этого героя и его реальной жизнью.

По мнению некоторых литературных критиков, образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является типичным для русских людей 30-х годов 19 века. Тогда в обществе иногда проявлялось разочарование в самодержавии, и многие люди не могли найти смысл своей жизни, поэтому считали себя «лишними людьми».

Ссылка на основную публикацию