Сочинение: жизнь и творчество е. а. евтушенко

Сочинение: Жизнь и творчество Е. А. Евтушенко

  • 15 Января, 2020
  • Искусство
  • Евгения Юшкова

Евгений Евтушенко – один из выдающихся поэтов России, живших и творивших на рубеже двух веков. Его яркий неповторимый стиль сделали его заметной фигурой в поэтическом мире. Биография и творчество Евгения Евтушенко и сегодня вызывают неподдельный интерес всех любителей поэзии.

Детство и юность

Настоящая фамилия поэта – Гангнус. Он уроженец Иркутской области. Именно сибирская земля дала будущему поэту силу, твердость и умение стойко переносить все невзгоды. Евгений появился на свет в жаркий летний день 1932 года в небольшом городке с неласковым названием Зима. Позже его метрику перепишут, заменив год рождения на 1933, чтобы оформить документы для эвакуации.

Мальчик рос в атмосфере творчества. Мама Зинаида Ермолаевна, заслуженный деятель культуры, актриса, с малых лет читала ему стихи и прозу, воспитывала его на лучших образцах мировой художественной литературы.

Отец Александр Рудольфович занимался написанием стихов, всегда старался заниматься с сыном литературой серьезно, водил его на литературные встречи в МГУ. Мальчик слушал голоса Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Твардовского.

Многие талантливые поэты, писатели и артисты того времени бывали и в доме Гангнусов.

Женя начал читать в 6 лет. Его первые книги были совсем не детскими: Мопассан, Дюма, Флобер, Сервантес. Его юношеские мечты уносили его во времена рыцарей, отважных героев, защитников простых людей. Примером для мальчика был и его отец.

Позже Евтушенко напишет: “Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Бокаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире и не замечал никого и ничего вокруг…”

Мальчишка мечтал жить, как герои романов, яркой, насыщенной подвигами жизнью. Действительность оказалась намного сложнее и прозаичнее. Спустя короткое время из семьи ушел отец будущего поэта Евтушенко, Александр, в биографии его, тем не менее, оставив заметный след. Женя остался с матерью. Впереди была Великая Отечественная война, годы эвакуации и новая взрослая жизнь.

Военное и послевоенное время

Тревожные военные годы Евгений с матерью провели в эвакуации в Сибири. Для выправки необходимых бумаг пришлось переписать метрику. Дело в том, что детям до 12 лет не нужно было оформлять пропуск. Мать приняла решение исправить год рождения сына с 1932-го на 1933-й. Так, по документам будущий поэт помолодел на один год.

В 1944 году, когда угроза взятия столицы миновала, сын и мать Евтушенко вернулись в Москву. Евгений пошел в среднюю школу. Учеба не вызывала у мальчика большого восторга, особых успехов он тоже не имел.

Неподдельный интерес юный Евтушенко испытывал к занятиям в поэтической студии при местном Доме пионеров. Здесь он мог часами общаться с единомышленниками, слушать рассказы преподавателей, спорить о жизни и искусстве.

Вскоре в школе, где он обучался, произошел пожар, сгорели журналы с оценками. Вину возложили на нерадивого ученика Евтушенко. Это было несправедливо, и Женя тяжело переживал случившееся. Из школы он был исключен. Принял решение уехать с геологами в Казахстан, затем на Алтай.

Первые шаги в литературе

Сочинять Евгений начал рано. Его первые опусы были несовершенны. Но он старательно оттачивал каждую строчку, работал над рифмой. В 1949 году газета «Советский спорт» опубликовала его первые поэтические строки. Окрыленный успехом, юноша решает связать свою судьбу с писательским творчеством и поступает в Литературный институт имени Максима Горького.

Студент Евтушенко разительно отличался от однокурсников. Он смело выражал свою точку зрения на вещи, которые многие в те годы старались не обсуждать публично. Не стеснялся в выражениях, критиковал несовершенство политики государства. Учеба в вузе не задалась. Он был отчислен с официальной формулировкой «за пропуски». Истинные причины остались за кадром.

Формирование поэтического наследия

1952 год в биографии Евгения Евтушенко ознаменовался появлением первой печатной книги стихов «Разведчики грядущего». Это был сборник ранних произведений поэта. Сам автор считал его незрелым и наивным.

Тем не менее благодаря этому изданию его высоко оценили коллеги по писательскому цеху.

Позже он признается: “Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому”.

Евгений Евтушенко стал самым молодым членом писательской организации Советского Союза. Благодаря своему возрасту он занял в ней пост секретаря комсомольской организации.

Сочинение: Жизнь и творчество Е. А. Евтушенко

В шестидесятые годы XX столетия на литературную арену выходит целая плеяда молодых талантливых авторов: Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Рождественский.

Они буквально ошеломили читателей независимостью суждений, смелостью мыслей и нестандартностью подачи материала. В этом ряду свое почетное место занял и Евгений Евтушенко.

Биографией поэта Евтушенко заинтересовалась широкая читающая аудитория.

Вместе с коллегами и единомышленниками поэт собирает на свои выступления целые стадионы, декламирует на площадях и улицах. В этот период традиционными стали литературные вечера, проводимые в одном из помещений Политехнического музея.

Сочинение: Жизнь и творчество Е. А. Евтушенко

Один за другим в свет выходят поэтические сборники «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко», «Нежность», «Взмах руки».

Его сочинения отличает разнообразие настроений и широта жанров и образов. Автор уверен, что поэт имеет право на большее, чем обычный человек.

Он видит дальше, чувствует жизнь острее, способен судить о жизни свободнее и правдивее. Он утверждает: “Поэт в России больше, чем поэт”.

Строки его опусов просты и близки людям. Лирические стихи, антивоенные призывы и даже незамысловатая ода пиву – все находит отклик в душе советского читателя и слушателя. Его стихи созвучны времени оттепели, наступившей в стране.

Творческие эксперименты

Популярности Евтушенко прибавляют скандальные публикации литературных критиков. Он специально выбирает актуальные политические темы и выражает свою позицию, часто отличную от официальной.

Так появились в печати его «Наследники Сталина», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве».

По большей части его ранние поэтические зарисовки отличаются повествовательностью, обилием деталей, но вместе с тем грешат чрезмерными длиннотами, излишней декламацией и отсутствием глубины проникновения в тему.

Его увлекают игра слов и звуковых сочетаний. Подобно Маяковскому, Евгений Евтушенко ломает привычные строки, рифмы, ритмы. Его честолюбивое стремление стать трибуном времени, поразить аудиторию вычурными фразами накладывает отпечаток на стихи: они теряют глубинный смысл.

Биография и творчество Евтушенко интересны широкой публике. В переполненных залах театров и домов культуры он читает со сцены стихи собственного сочинения и других авторов. Появляются диски и аудиокниги с записью голоса автора.

Сочинение: Жизнь и творчество Е. А. Евтушенко

Помимо поэтических произведений в творческой биографии Евтушенко нашлось место и для прозы. Поначалу это были повести и рассказы. Среди любимых читателями – «Четвертая Мещанская» и «Куриный бог». Первым романом стал «Ягодные места», а через 11 лет после него известность автору добавил «Не умирай прежде смерти».

Музыка и кино в жизни Евтушенко

В 60-е годы плодотворным было сотрудничество поэта с композиторами. Поэма «Бабий яр», написанная им в 1961 году, вдохновила Дмитрия Шостаковича на создание своей 13-й симфонии, получившей мировое признание.

Песни на стихи Евгения Евтушенко исполняли звезды эстрады: Муслим Магомаев, София Ротару, Александр Градский, Алла Пугачева, Александр Малинин, Игорь Тальков и другие. Он сотрудничал с композиторами-песенниками Саульским, Крылатовым, Колмановским.

Известные рок-оперы «Казнь Степана Разина» и «Идут белые снеги» созданы на основе его стихотворных произведений. Стихи Евтушенко исполняли со сцены многие российские артисты.

В 1964 году Е. Евтушенко стал автором сценария к фильму «Я – Куба». Это был результат сотрудничества с Энрике Пинеда Барнет. Успешно пробовал сниматься сам. Его роль Циолковского в кинокартине «Взлет» сделала его звездой экрана. Были и эпизодические роли в лентах «Детский сад» и «Похороны Сталина».

Общественная деятельность Евтушенко

Творчество Евтушенко: основные темы, общая характеристика – Другие авторы Литература 20 века

Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017) — русский поэт. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области в семье геологов. Рос и учился в Москве, военные годы провёл в эвакуации в Сибири, на своей малой родине.

Сочинять стихи Евтушенко начал в детстве, первые публикации были уже в шестнадцатилетнем возрасте.

Евтушенко рано определил своё призвание: он учился в Литературном институте, в 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей и тогда же издал первый сборник стихотворений «Разведчики грядущего», проникнутый юношеским пафосом строительства нового общества.

В 1950-е годы Евтушенко издаёт четыре сборника стихотворений, пишет поэмы. В это время крепнет его мастерство как поэта, и в следующее десятилетие Евтушенко вступает настоящим поэтом-«шестидесятником». Особенностью поэзии Евтушенко была её актуальность. Он откликается на все значимые события, происходящие в стране и мире.

География стихов Евтушенко огромна: Сибирь, Крайний Север, Заполярье, Дальний Восток. Для поэтического описания современности он опирается на традиции русской классической поэзии.

Например, во вступлении к поэме «Братская ГЭС», посвящённой строительству гидроэлектростанции на сибирской реке Ангаре, он обращается к поэтам прошлого — Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Маяковскому как источнику вдохновения:

  • Дай, Пушкин, мне твою певучесть,
  • Твою раскованную речь,
  • Твою пленительную участь —
  • Как бы шаля, глаголом жечь.
  • Творческая деятельность и активная гражданская позиция Евтушенко определяются поэтической декларацией, высказанной им самим в начале вступления к поэме:
  • Поэт в России — больше чем поэт.
  • В ней суждено поэтами рождаться.

Важное место в творчестве Евтушенко занимает тема памяти. Ей посвящена поэма «Бабий яр» (1961) об одном из самых трагических событий в истории человечества — массовом расстреле фашистами еврейских семей в 1941 году в Киеве.

Основные темы поэзии Евтушенко — гражданский долг, любовь, вечные философские вопросы. Бережно и любовно поэт относится к живой природе. Так, в «Балладе о нерпах» (1966) он с горечью пишет об этих животных, истребляемых из-за ценного, красивого меха:

Нерпы, нерпы, вы как дети,

Вам бы жить и жить на свете…

Гражданской лирике поэт остаётся верен всю жизнь. В любовной лирике сильны исповедальные интонации, лирический герой Евтушенко словно рассказывает о своих чувствах и своей душе. В философской лирике Евтушенко объединились мотивы родины, судьбы, личного выбора. Таково, к примеру, стихотворение «Идут белые снеги» (1965).

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Жизнь и творчество евгения Евтушенко

Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных.
Читайте также:  Эссе на тему: Что делает человека человеком?

Перестань постоянно думать, будто ты всем мешаешь! Если кому-то не нравится, он сам пожалуется. А если ему не достает смелости пожаловаться, то это его проблема.

Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец – Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать – Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР.

Супруга – Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.

), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом.

Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России».

Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. Жизнь и творчество евгения Евтушенко «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима…» Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами.

Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка.

Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследия.

«Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса.

В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг…»

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика, так рано взявшегося за перо.

Мама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она сохраняла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словаря рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии.

К сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утеряно, как тетрадь, которая включала примерно около 10 тысяч рифм.

Положительное влияние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, профессия мамы. В 1938-41 годах она была солисткой Московского театра имени К.С. Станиславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени М.М.

Ипполитова-Иванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института – после того, как заняла первое место в смотре художественной самодеятельности вузов столицы.

В ее доме бывали артисты – и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спустя многие десятилетия поэт в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба».

С начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем – гастроли у хлеборобов Читинской области (декабрь 1943 г.), во время которых она тяжело заболела тифом и пролежала несколько месяцев в больнице Читы.

После выздоровления в 1944 году работала заведующей зиминским Домом культуры железнодорожников, а в конце июля 1944-го вернулась с сыном в Москву, откуда, после приезда по вызову из Зимы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го.

Жизнь и творчество евгения Евтушенко В последующие годы она работала во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына.

Своими в доме были многие поэты – Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский…

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга – «Разведчики грядущего» (1952) – несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга, датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые Евтушенко без малого четверть века спустя в статье «Воспитание поэзией» (1975) назовет «началом… серьезной работы» в литературе.

Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как аттестует сегодня «Разведчики грядущего» сам поэт, и даже не вторая – «Третий снег» (1955), а третья – «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая – «Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. Евтушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни.

Для выражения и утверждения ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся полемическим знаком нового антисталинского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга. / Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга за врага».

Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелости».

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве.

Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его – и не одним только прекрасным – мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит поэт.

Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официозной критикой, – речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает «возмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне – дай все небо! Землю всю положь!»

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая «Автобиография», напечатанная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963). Перечитывая «Автобиографию» сейчас, по прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС.

Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию гаек и выкручиванию рук – для острастки и самого Евтушенко, и тех «инакомыслящих», кто оппозиционно воспринял погромные встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший ответ на это Е.

Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она совсем не понуканье, / а добровольная война.

/ Она – большое пониманье / и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения: «Поэт в России – больше, чем поэт.

/ В ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает из стихотворения «Охотнорядец» (1957) и в свою очередь отзывается в 1978-м другими созвучными строками: «У русского и у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их».

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А.

Читайте также:  Сочинение на тему: лирика М. Ю. Лермонтова

Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов – генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В.

Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм – широкая география целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко.

Жизнь и творчество евгения Евтушенко Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь всеми видами транспорта – от комфортабельных лайнеров до индейских пирог – вдоль и поперек исколесил большинство стран.

Сбылось-таки: «Да здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают… Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка».

Ностальгически вспоминая «первый день поэзии» в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затертым / слова живые встали из могил».

Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило чудо оживанья / доверия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной».

Неудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего.

Но ему же принадлежит «осеннее» раздумье, относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: «Прозренья – это дети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь…

» Кому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в них недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или тихой, – / не будь тихоней лживой никогда!»

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» – не единственные крайние полюса.

При всей их художественной неравнозначности каждая из 19 его поэм отмечена «лица необщим выраженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием.

Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между тем «Казанский университет» – не юбилейная поэма о Ленине, который и появляется, собственно, в двух последних главах (всего их 17).

Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая более ассоциативна, вторая, приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, – событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

Евгений Евтушенко биография кратко, для детей

Нобелевский лауреат по литературе, поэт и писатель, пробовался в жизни в качестве режиссера, актера и сценариста. Его стихи стали песнями, поэмы были переложены на музыку. Евгений Евтушенко в своей биографии не боялся менять страну жительства, работу, делился с читателями своими взглядами и мыслями в литературных трудах.

Евгений Евтушенко краткая биография

Родился будущий гений пера в сибирском городе Зима в семье Александра Рудольфовича Гангнус и Зинаиды Ивановны, в девичестве Евтушенко. Мать дала сыну свою фамилию. Женя появился на свет 18 июля 1932 г., но в документах у него значится другой год рождения. Во время эвакуации в военные годы его изменили на 1933 г.

После переезда в Москву в 1944 г. отец вскоре ушел из семьи, но не переставал заботиться о сыне.

Из одной московской школы пятнадцатилетнего подростка выгнали за поведение.

«Хулигану» трудно было устроиться на учебу. Евгений Евтушенко, как информирует его краткая биография, отправился с геологами в экспедицию в Казахстан. Позже получил работу в Алтайском крае.

В 19 лет Евгений стал студентом московского литературного института им. Горького. Но вскоре его отчислили. Биография Евгения Александровича Евтушенко сообщает, что он не оставил мысли получить выше образование, и окончил ВУЗ в 69 лет.

До этого писал стихи и прозу, сценарии к фильмам, где пробовался как артист, режиссер.

Поэт Евгений Евтушенко, как сообщает биография, в 1991 г. уехал в Америку, где преподавал русскую поэзию.

После длительной борьбы с онкологическим заболеванием весной 2017 г. Евтушенко умер от остановки сердца.

Литературное творчество

Первое стихотворение юного поэта напечатали в газете «Советский спорт». Молодому дарованию едва исполнилось 17 лет.

Поэтический сборник стихотворений «Разведчики будущего», вышедший в 1952 г., был не очень удачным первым опытом.

Поэтический труд «Вагон»и стих «Перед встречей» — проложили путь в литературное сообщество — Союз писателей СССР. Биография и творчество писателя были тесно взаимосвязаны. Евгений Евтушенко выступал на поэтических концертах вместе с Б. Окуджавой, Р. Рождественским, Б. Ахмадулиной. Поэтесса позже стала его первой женой.

  • Поэма «Бабий Яр» была переведена на 72 языка и была переложена на музыку.
  • Его перу принадлежат тексты песен «А снег идет», «Когда звонят Колокола».
  • Краткая биография Евтушенко Евгения Александровича сообщает, что он писал рассказы, романы, поэмы.
  • В 70 лет выпускал последние сборники поэзии — «Не умею прощаться», «Счастья и расплаты».
  • Биография Евгения Евтушенко сообщает, что он является автором 130 книг.

Личная жизнь Евтушенко

Евгений Евтушенко первый брак заключил с Беллой Ахмадулиной. Личная жизнь не сложилась, детей у них не было. У писателя стали появляться новые жены, рождались дети.

Евтушенко заключил брак с Галиной Семёновной Сокол-Лукониной — родился сын.

Ирландская жена Джен Батлер, родила 2 мальчиков. С Марией Новиковой, личная жизнь сложилась счастливо. Евгений Евтушенко, как сообщает биография, был вместе с ней до конца своих дней, они воспитали 2 сыновей.

Интересные факты

Поэма «Голубь в Сантьяго», написанная им, спасла около 300 человек от самоубийства.

В честь литератора назвали планету — 4234 Evtushenko.

Сочинение ЕГЭ по Е.А. Евтушенко

В своей статье Евгений Александрович Евтушенко говорит о важности поэзии для человечества, для общества в целом. О том, что только истинный поэт способен тонко чувствовать мир, его настроение, его изменения, проблемы и радости. Он не только согласен с важностью поэзии для мира, он сам является поэтом, чувствует и видит это.

Евтушенко считает, что поэзия облагораживает, воспитывает, делает человека лучше, правильнее в поступках, влияет на его отношение к жизни, к другим людям. Он пишет о том, что жизненный опыт должен быть двух видов: внешний и внутренний.

И без внутреннего – не будет внешнего. Т.е.

, если человек не накапливает в своей жизни творческий потенциал, не становится духовно богат – он как бы живет неполноценной жизнью – не развивается и его жизненный опыт тогда – это просто накопленные знания об элементарных действиях.

  • (2) «Но в это понятие мы должны включать биографию не только «внешнюю», но и «внутреннюю» неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги».
  • Он говорит о том, что чтение книг, в частности поэзии – облагораживает, прививает хороший вкус, позволяет расширять кругозор, помогает лучше разбираться в окружающей действительности, что поэзия делает человека возвышенным, психологически тонким и восприимчивым ко всему прекрасному.
  • (4) «Человек нелюбящий книгу несчастен, хоть и не всегда задумывается об этом».
  • (9) «Подлинное прочтение художественного слова… подразумевает наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это, словно кожей».
  • (16) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то все равно бы до конца своих дней, оставался бы преданным читателем поэзии».

У Евтушенко были хорошие учителя – ему привил любовь к поэзии его отец, затем люди, которых он уважал и которыми восхищался. Затем он сам стал поэтом и уже его поэзия, способна была сделать лучше и заставить задуматься – целое поколение. Он утверждает, что поэзия уходит в мир и возвращается в виде реакции и осмысления людей и уже на этой реакции

поэт снова учится, меняется, совершенствуется. И самое главное на этом пути не загордиться, не «заболеть звездной болезнью», не остановиться в развитии.

(24) «Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей».

Мне близка позиция автора, поскольку я сама пробовала писать стихи, я знаю как это сложно и в то же время интересно и красиво.

Читала многих поэтов и авторов прозы – это целый волшебный мир, который раскрывается на страницах их произведений и тот, кто хоть раз познакомился с этим миром, уже не сможет без него, будет смотреть на жизнь совершенно по другому, будет больше знать о том, как правильно жить и судить о мире, сможет творчески подходить ко всему и находить неожиданные выходы из любой ситуации.

Такая же позиция была и у поэта Роберта Ивановича Рождественского в его жизни было много случаев, когда его произведения не понимали, не принимали – ведущие лица государства, он бы гоним.

Был в ссылке, но он все равно нес народу свет своей поэзии, потому, что был уверен, что то, что он говорит в своих произведениях – необходимо знать людям для того, чтобы стать лучше и сделать лучше свою страну.

  1. «…Помогите мне, стихи.
  2. Вы не уходите прочь,
  3. помогите, заклинаю!
  4. Чем? А я и сам не знаю,
  5. чем вы можете помочь…
  6. …Помогите мне остаться до конца самим собой.
  7. Выплыть.
  8. Встать на берегу, снова голос обретая.
  9. Помогите…
  10. И тогда я
  11. сам кому-то помогу»

Р.И. Рождественский.

Существует немало примеров, когда люди, даже встав путь преступления – уходили с него, поскольку им встречалось произведение поэзии или прозы, которое в корне меняло их мировоззрение.

Поведение героев подавало им положительный пример, а возвышенный язык произведения, показывал, что, кроме их серого и темного мира, есть еще другой — светлый и красивый мири нужно к нему стремиться и ему соответствовать.

  • Как правильно заметил автор статьи — Евгений Александрович Евтушенко:
  • (42) «Поэзия, это по известному выражению, это самосознание народа»
  • (43) «Чтобы понять себя народ и создает своих поэтов».
Читайте также:  Почему арестовали йозефа к?

Миру необходимо благородство и внутренняя красота, научиться ей, можно только у тех, кому она дана от природы – от поэтов и писателей.

Чтобы понять себя, разобраться в себе – людям нужны положительные примеры, чьи-то мысли со стороны. Поэты – это всегда вестники настроений и происходящего в обществе.

Чем лучше люди будут понимать творчество, красоту и возвышенность произведений, тем лучше они будут и тем лучше поймут себя.

Творческий путь – Евгений Евтушенко

Биография

Творчество

Цитатник

Семья

Интересные факты

Награды

Список произведений

Творческий путь

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это
видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом
томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937,
1938, 1939 годами.

Совсем не умильные вирши, а талантливые
пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка.

Его
сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и
школьными учителями, которые активно участвуют в развитии
его способностей.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко.
“Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима…”
Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его
лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Поэт рос и учился в Москве, куда переехал в 1947 году, посещал
поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом
Литературного института, в 1957 году исключен за выступления
в защиту романа В.

Дудинцева “Не хлебом единым”. Печататься
начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете “Советский
спорт” датированы 1949 годом.

Принятый в Союз писателей
СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга – “Разведчики грядущего” (1952) – несла родовые
приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой
поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга,
датированы стихотворения “Вагон” и “Перед встречей”, которые
Евтушенко без малого четверть века спустя в статье “Воспитание
поэзией” (1975) назовет “началом… серьезной работы” в
литературе.

Подлинно дебютными стали не первая “ходульно-романтическая
книжка”, как аттестует сегодня “Разведчики грядущего” сам поэт,
и даже не вторая – “Третий снег” (1955), а третья – “Шоссе
энтузиастов” (1956) и четвертая – “Обещание” (1957) книги, а
также поэма “Станция Зима” (1953-56). Именно в этих сборниках
и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в
жизнь поколения, которое позже назовут поколением
“шестидесятников”, и громко заявляет об этом программным
стихотворением “Лучшим из поколения”.

Начало 1960-х годов – Евтушенко, одним из первых среди поэтов,
выходит на эстраду. Сначала он читает свои стихи со сцены
Политехнического музея, позже начинает собирать стадионы.
В этот же период Евтушенко начинает писать песни. Первой
стала “Хотят ли русские войны” (композитор Э. Колмановский,
первый исполнитель Марк Бернес).

Позже в соавторстве с
Колмановским было написано еще несколько песен: “Вальс о
вальсе”, “Бежит река”, “Родина моя”, “В городе дождь”,
“Убийцы ходят по земле”, “Белые снеги” и другие. Позже
Евтушенко в качестве поэта-песенника работал и с другими
композиторами: А. Эшпаем, Ю. Саулъским, Н. Богословским,
М. Таривердиевым, Е.

Крылатовым…

1959 год – в журнале “Юность” напечатан первый рассказ
Е.Евтушенко “Четвертая Мещанская”. 1963 год – в печати
появляется второй рассказ Е. Евтушенко «Куриный бог».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под
воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных
первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника
“оттепели”, Е. Евтушенко пишет собственный портрет,
вбирающий духовные реалии как общественной, так и
литературной жизни.

Для выражения и утверждения ее поэт
находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся
полемическим знаком нового антисталинского мышления:
“Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга.
/ Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга
за врага”.

Или: “И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом
современности, / приспособленчество ко лжи /
приспособленчеством ко смелости”.

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт
упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и
искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном
богатстве.

Отсюда буйное жизнелюбие и программного
стихотворения “Пролог”, и других созвучных стихов рубежа
1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия,
жадностью ко всем его – и не одним только прекрасным –
мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит
поэт.

Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи,
в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося
официозной критикой, – речь о максимализме социальной
позиции и нравственной программы, которые провозглашает и
отстаивает “возмутительно нелогичный, непростительно
молодой” поэт: “Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне – дай
все небо! Землю всю положь!”

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая
“Автобиография”, напечатанная во французском еженедельнике
“Экспрессо” (1963). Перечитывая “Автобиографию” сейчас, по
прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался
намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС.

Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию
гаек и выкручиванию рук – для острастки и самого Евтушенко, и
тех “инакомыслящих”, кто оппозиционно воспринял погромные
встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший
ответ на это Е.

Евтушенко дал включением фрагментов ранней
“Автобиографии” в позднейшие стихи, прозу, статьи
автобиографического характера и публикацией ее с небольшими
сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу:
на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о
гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое,
расплывчатое, приблизительное определение: “Она совсем не
понуканье, / а добровольная война.

/ Она – большое пониманье /
и доблесть высшая она”. Развивая и углубляя ту же мысль в
“Молитве перед поэмой”, которой открывается “Братская ГЭС”,
Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения:
“Поэт в России – больше, чем поэт.

/ В ней суждено поэтами
рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, /
кому уюта нет, покоя нет”.

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже
списывались бы на декларации, если б подтверждением им не
были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского
мужества, становилось крупным событием как литературной,
так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной
жизни: “Бабий Яр” (1961), “Наследники Сталина” (1962),
“Письмо Есенину” (1965), “Танки идут по Праге” (1968),
“Афганский муравей” (1983). Эти вершинные явления
гражданской лирики Евтушенко не носили характера
одноразового политического действия. Так, “Бабий Яр” прорастает
из стихотворения “Охотнорядец” (1957) и в свою очередь
отзывается в 1978-м другими созвучными строками: “У русского и
у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, /
Россия вырастила их”.

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его
безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов,
в защиту достоинства литературы и искусства, свободы
творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и
письма протеста против суда над А.

Синявским и Ю. Даниэлем,
травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии,
правозащитные акции заступничества за репрессированных
диссидентов – генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко,
З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного,
И. Бродского, В.

Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и
Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими
отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов.
Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в
сюжеты поэм – широкая география целенаправленно работает в
них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в
писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко.

Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь
всеми видами транспорта – от комфортабельных лайнеров до
индейских пирог – вдоль и поперек исколесил большинство стран.

Сбылось-таки: “Да здравствует движение и жаркость, / и
жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают…
Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка”.

Ностальгически вспоминая “первый день поэзии” в так и
озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко
восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то
обнадеживающее “оттепельное” время, “когда на смену словесам
затертым / слова живые встали из могил”.

Своей ораторской
патетикой молодого трибуна он больше других способствовал
тому, чтобы “происходило чудо оживанья / доверия, рожденного
строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной”.

Неудивительно, что именно его признали первым трибунным
поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам
он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова
звучащего. Но ему же принадлежит “осеннее” раздумье,
относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала
1960-х: “Прозренья – это дети тишины.

/ Случилось что-то,
видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь…

” Кому, как не
ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х
годов назойливые противопоставления “тихой” поэзии “громкой”,
разгадав в них недостойную “игру в свободу от эпохи”, опасное
сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе,
провозглашать неприкрашенную правду времени тем
единственным критерием, которым надлежит поверять ту и
другую? “Поэзия, будь громкой или тихой, – / не будь тихоней
лживой никогда!”

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее
лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы.
Лирическая исповедальность ранней поэмы “Станция Зима” и
эпическая панорамность “Братской ГЭС” – не единственные
крайние полюса.

При всей их художественной неравнозначности
каждая из 19 его поэм отмечена “лица необщим выраженьем”.
Как ни близка “Братской ГЭС” поэма “Казанский университет”
(1970), она и при общей эпической структуре обладает
собственным, специфическим своеобразием.

Недоброжелатели
поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт
написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между
тем “Казанский университет” – не юбилейная поэма о Ленине,
который и появляется, собственно, в двух последних главах
(всего их 17).

Это поэма о передовых традициях русской
общественной мысли, “пропущенных” через историю Казанского
университета, о традициях просветительства и либерализма,
вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы “Ивановские ситцы” (1976)
и “Непрядва” (1980). Первая более ассоциативна, вторая,
приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, – событийна, хотя
в ее образный строй наряду с эпическими картинами
повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху,
включены лирические и публицистические монологи, стыкующие
многовековое прошлое с современностью.

Ссылка на основную публикацию