Сочинение: Роль пейзажа в романе Ивана Гончарова «Обломов»

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века.

Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России.

Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

И. А. Гончаров славился среди других писателей тем, как мастерски умел описывать окружающий мир. Пейзаж и его функция в романе «Обломов», самом известном творении автора, стали объектом исследования многих ученых. Роль природы в произведении важна. С помощью нее читатель видит атмосферу, в которой происходят события, через природные явления передается также внутреннее состояние героя.

Содержание

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний.

Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Характеристика Обломова

В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.

  • Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
  • После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.

Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.

Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.

Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.

Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя.

Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку.

Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни.

В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь.

Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души.

Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни.

Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.

В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Пейзаж и его функции в романе «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» — это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века.

Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России.

Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы — в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Наиболее

ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью — по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало

особое, ленное настроение жизни во всей деревне — размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

  Сочинение Трагедия Катерины в пьесе Гроза Островского

Сон Обломова — отражение его детских впечатлений и воспоминаний.

Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя.

Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку.

Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни.

В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла — словно отошла и их любовь.

Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души.

Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов — весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни.

Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение — любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.

Читайте также:  Краткое содержание сказки Павла Бажова «Серебряное Копытце»

В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге.

После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым.

Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы — текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни.

Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился.

Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе.

И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года.

Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Назначение пейзажа (как и многих других художественных приёмов в данном произведении) подчинено основной цели – показать историю возникновения такого человеческого характера, как Обломов, историю формирования его личности и особенности его образа жизни.

В восьмой главе романа автор упоминает о любимой мечте Ильи Ильича – жить в деревне. И картины этой жизни всегда связаны не только «со сладкой едой и сладкой ленью», но и с замечательной сельской природой.

Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…».

Обязательно видятся Обломову «вечное лето, вечное веселье» и много еды для гостей с «неувядающим аппетитом».

Почему так? Почему он такой, а «не другой»? Этот вопрос возникает как у читателей, так и у самого героя. Иногда Обломову становится «грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…».

Особенно страшно становилось, когда в душе вдруг зарождалось «представление о человеческой судьбе и назначении…», и он «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…», но «глубоко и тяжело завален клад дрянью».

Понимал Обломов, что надо бы сбросить всё это наносное, весь этот хлам, мешающий жить полнокровно, и … мысль послушно возвращала его в мир, где всё прекрасно, где чудесные картины природы позволяли забыть о тревогах, уйти от беспокоящей душу реальности.

Своеобразная, «обломовская» любовь к природе, соединённая с мечтательностью, вносила в жизнь героя успокоение и даже ощущение счастья.

В девятой главе Гончаров рисует мир, где герой романа мог бы жить счастливо, если бы никогда не покидал родную Обломовку. Именно здесь мы находим ответы на многие вопросы и понимаем, почему душой стремился Илья Ильич в этот «благословенный уголок».

Гончаров не сразу начинает главу с описания «чудного края».

Он даёт сначала пейзажные зарисовки в виде сменяющих друг друга прекрасных картин, очень контрастных по отношению к природе Обломовки, что также позволяет понять, почему этот край и эта природа способствовали зарождению обломовского характера.

Здесь «нет моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого».

И автор объясняет отрицательный взгляд обывателей на экзотические пейзажи: образы бушующего моря, мощь стихии или вид неприступных скал, грозных гор и пропастей наводят тоску, страх, тревогу на душу, терзая её, и «сердце смущается робостью…». Такая природа не способствует «увеселению» жизненного настроения, не успокаивает, не «убаюкивает», а помогает формированию деятельного и энергичного характера, который способен преодолевать препятствия, бороться с трудностями.

Иное дело Обломовка – чудный край! Мирный, райский уголок, где небо обнимает с любовью мягкую землю, а солнце целых полгода согревает её ласковыми лучами. Край этот «…представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей.

Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривлённый овраг с ручьём на дне и берёзовая роща… Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Это дремлющее, сказочное царство природы средней полосы России, где, возможно, и приютилась Обломовка, воспитывало в господах мечтательность, медлительность и  ожидание сказочного бытия на весь жизненный период. Сон путался с явью, мечта с реальностью.

Для Ильи Обломова родная природа была как няня, напевающая колыбельную и рассказывающая сказки. Образ природы как колыбели сопровождает Обломова в течение всей жизни, все его помыслы и мечты взлелеяны в детстве, в уютной Обломовке.

От жителей Обломовки и даже от родителей Илья Ильич отличается, прежде всего, своей духовностью: он получил образование, его нравственные идеалы благородны, он любит природу и хотел бы жить в гармонии с окружающим миром и в ладу с совестью, но без тревог и печалей, без напряжения для сердца и ума.

А это невозможно в реальности, любой уют и комфорт нужно создавать,  и для этого человек должен приложить определённые усилия. Обломов строит планы о новом доме, но дальше планов дело не продвинулось, и строительством будет вынужден заняться его друг, Андрей Штольц.

Илья Ильич рисует другу чудесные картины будущей жизни в обновлённой усадьбе. Главное его желание – принимать у себя дорогих гостей, общаться с друзьями на лоне природы.

Само по себе желание «искать в природе сочувствия», можно сказать, идеальное, однако мечты о деревенском общении с природой сводились к прогулкам по тенистой аллее, обедам на поляне, к чаепитиям в беседке под шелест листьев.

Вечный праздник, и природа здесь союзник, а вернее, декорация райского бытия: «Река чуть плещет; колосья волнуются от ветерка…». И отдых человеку, который никогда не трудится, нужен не для перемены деятельности и избавления от усталости, а в целях борьбы со скукой. Пейзаж здесь будет исполнять роль объекта для созерцания и наслаждения духовного.

Потребительское, созерцательное отношение к окружающему миру, пассивный взгляд на собственную жизнь возникли не под влиянием мирной природы «благословенного уголка», а в результате соединения многих причин и обстоятельств.

Но пейзаж и образы природы в романе Гончарова «Обломов» помогают понять, что такое «обломовщина» и где её истоки. Картины природы использованы автором и как фон для райской жизни, и как песня, под которую сладко дремлется, и как добрый опекун, необходимый барину в праздности и лени.

Хотя следует признать, что умение видеть прекрасное, любоваться природой и любить её – замечательные человеческие качества, говорящие о красоте души как главного героя, так  и самого автора, мастерски  использовавшего пейзаж в романе. И.А.

Гончарову удалось с помощью пейзажа показать также, что его «лишний» в обществе человек обладает «чистой как хрусталь», благородной душой с добрыми помыслами и честным отношением к людям.

рекомендовать

Пейзаж и его функции в романе «Обломов», описание природы – сочинение по теме

И. А. Гончаров славился среди других писателей тем, как мастерски умел описывать окружающий мир. Пейзаж и его функция в романе «Обломов», самом известном творении автора, стали объектом исследования многих ученых. Роль природы в произведении важна. С помощью нее читатель видит атмосферу, в которой происходят события, через природные явления передается также внутреннее состояние героя.

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века.

Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России.

Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Художественное время и пространство в романе «Обломов» И. А. Гончарова

Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре «Обломова».

Читайте также:  Смысл названия рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

В первой части действие происходит, как вычис­лили ученые на основании ряда исторических собы­тий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и про­должается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Все это время Обломов то лежит, то сидит на дива­не. Первая часть заканчивается приездом Штольца.

  Самое невероятное — Ганс Христиан Андерсен

Значительно ускоряется движение времени во вто­рой и третьей частях, где под влиянием Ольги про­исходит пробуждение героя. Время действия здесь — несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). И, наконец, четвертая часть. На Выборгской стороне Обломов провел восемь долгих лет — до 1851 г.

Казалось бы, время как будто движется быстрее: то целая часть охватывала всего лишь несколько ча­сов, потом две части вместили в себя насколько месяцев, а тут — целых восемь лет. Но по сути время в последней части фактически останавливает­ся. Сколько именно лет провел Обломов у Пшеницыной — совершенно неважно.

Прожил он там во­семь лет или восемнадцать, от этого ровно никаких изменений не произошло бы.

Создается впечатление, что время вообще хочет вернуться вспять. Ведь идеал Обломова тоже в прошлом, но отнюдь не в будущем. «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут ре­ки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре…» Вот и осуществилась его мечта об утраченном рае… А упоминание о незаработанном хлебе особенно показательно и крас­норечиво.

Правда, и здесь время от времени жизнь «трога­ет». Ну, что ж, в таком случае нужно спрятаться от нее, стать незаметным, забиться в такую узкую, маленькую щелочку, чтобы никто не заметил, не тронул, не потревожил.

Вспомните первую часть романа. Как характерно желание Обломова занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгоро­диться от жизни, ее шума, тревог и запросов.

Положение меняется во второй и третьей частях: под влиянием Штольца, а затем и Ольги сфера действия и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. В четвертой же части прост­ранство героя снова становится предельно узким.

Сонный покой опять обволакивает Обломова, «на­стоящее и прошлое слилось и перемешалось». Он «наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».

И в самом деле, на Выборгской стороне его окру­жает все то же, что так привычно ему было с детства: покой, бездействие, культ еды.

По существу, мы имеем дело с тем же «сонным царством», которое так выразительно было изображено Гончаровым в знаменитом «Сне Обломова».

Достаточно вспомнить разговоры в доме Пшеницыной о том, что англичане кому-то ружья продали — то ли в Испанию, то ли в Индию и что неведомо какой посланник был недо­волен, и что война будет с турецким пашой…

И во всех этих разговорах принимает участие тот самый Илья Обломов, который некогда двум сест­ричкам Гете и Байрона читал, готовился к како­му-то великому поприщу, хотел стать знаменитым мыслителем или художником… (Бывший романтик «пил, ел, скучал, толстел, хирел…»)

Судьба Ильи Ильича Обломова заставляет задумы­ваться над сложнейшими вопросами о свободе воли и необходимости (жить как нужно или как хочу?), о том, где пределы допустимого насилия над чело­веческой личностью (даже с предположительной ус­тановкой «во благо»).

Подробный и неторопливый рассказ Гончарова будит сознание, тревожит чувст­ва.

Можно вспомнить по этому поводу и замеча­тельную лермонтовскую мысль (из «Героя нашего времени»), ставшую бесценной традицией русской литературы: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Материал с сайта //iEssay.ru

Время от времени мы вынуждены признавать, что роман Гончарова дает ответы не на все постав­ленные вопросы. Что поделаешь! Давно уже заме­чено, что и вся русская литература в значительно большей степени есть литература вопросов, а не ответов. Согласитесь: язык допускает словосочетание «вечные вопросы», но невозможно сказать: «вечные ответы». Их просто нет.

Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественно-психологичес­кий тип. В нем содержатся важные уроки и предо­стережения, адресованные и современникам, и после­дующим поколениям.

Драматическая судьба героя, его горькие размышления о человеческой судьбе и назначении, о собственной его жизни, прожитой бес­полезно и бесплодно, вечные вопросы о смысле жиз­ни, о необходимости нравственного выбора — все эти проблемы актуальны и сегодня.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • обломос и время
  • художественное время в романе обломов
  • времена года в произведении обломова
  • какого пространство и время в романе обломов
  • Художественное время и пространство романов. Символическая деталь В РОМАНЕ Гонарова Обломов урок

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний.

Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Обломов и Ольга

Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.

Сирень в «Обломове» является символом жизни, ведь на цитату Ильи Ильича: «Цвет жизни опал», Ольга протягивает ему именно эти цветы, будто говоря, что все только начинается. Сирень цветет весной, весной же разгорается любовь между героями романа. А это время является символом продолжения жизни. Эпизод с сиренью является завязкой отношений героев.

Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.

Герои становятся более внимательны к природе, потому что она передает их чувства. Они чутки к пению птиц, к запаху благоухающих цветов. Им даже кажется, что они чувствуют на своей коже дуновения ветра от взмаха крыла бабочки.

В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен.

Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя.

Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.

Ольга, будто подтверждая мысли Ильи Ильича, говорит ему, что сирень отошла, как будто пытаясь сказать ему, что «отошла» их любовь тоже. Отдаление персонажей друг от друга подчеркивается тем, что читатель наблюдает в романе увядающий осенний пейзаж. Он также символизирует чувства героев друг к другу.

  • История создания романа «Обломов» Гончарова

Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.

Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.

Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:

  1. Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
  2. Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
  3. Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
  4. Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.

Читатель видит, что любовь Обломова и Ольги становится частью привычного течения жизни, смены времен года. Цикл замкнулся, но за ним последовало рождение новой любви — Ильи Ильича к Агафье и Ольги к Штольцу.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя.

Читайте также:  «Дети подземелья» В.Г. Короленко — краткое содержание произведения и отзыв

Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку.

Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни.

В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь.

Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души.

Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни.

Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.

В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни.

Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился.

Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе.

И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года.

Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Как смена времен года в романе И.А.Гончарова «Обломов» помогает понять закономерности судьбы главного героя? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В романе Гончарова «Обломов» пейзаж и смена времен года играют немаловажную роль в раскрытии чувств и переживаний героев. Рассмотрим, как развивались отношения Ольги с Обломовым, чтобы проследить изменения в естественных картинах, которые приобретают символическое значение.

Например, сирень стала символом любви между Ильинской и Обломовой. Илья дарит своему возлюбленному веточку сирени, которую Ольга выбрасывает после признания Обломова.

Но Илья Ильич подхватывает его и приходит к Ильинскому на обед с веточкой этого весеннего дерева.

Встречаясь в парке, Обломов замечает, что Ольга вышивает веточку сирени, что дает Обломову надежду поверить в возможность взаимных чувств.

  • Итак, автор сравнивает состояние героя после весенней встречи с его возлюбленным с впечатлениями от заката: «Обломов находился в состоянии, когда человек только что наблюдал закатное летнее солнце своими глазами и наслаждался своими розовыми следами, не отрывая глаз от рассвета, не отворачиваясь, откуда приходит ночь, думая только о возвращении тепла и света на завтра».
  • Лето только усугубляет чувства героев, жизнь открывает им новые перспективы: несмотря на вечный покой, Обломов замечает непрерывное движение в природе (бегают муравьи, жужжат беспокойные шмели, летают мухи и бабочки).
  • И Ольга обнаруживает новый смысл жизни: особый смысл появился в шуме деревьев, птицы начали не только щебетать, но и разговаривать между собой.

Вскоре Илья Ильич начинает сомневаться в искренности любви Ильинского, а затем автор сравнивает чувства главного героя с ветром, который принес ненастную погоду. Осенью страсть Обломова и Ольги остывает, они отдаляются друг от друга и от снега, который покрывал землю, словно хоронит возможность их счастья.

Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова начинается весной и заканчивается зимой. Смена времен года символизирует изменения в отношениях героев. Через естественные картины автор передает свое отношение к любви, раскрывает внутренний мир, чувства, эмоции и настроение персонажей.

Также пейзаж используется Гончаровым для описания новой любви главного героя – Агафьи Пшеницыной. Но описание природных картин появляется гораздо реже, а природа здесь кажется скучной, вялой, однообразной. Если в доме упоминаются какие-либо растения или животные, то только с точки зрения питания. Такое минимальное описание природы указывает на отсутствие привязанности героев друг к другу.

Пейзаж и его функции в романе « Обломов » И. Ф. Гончарова. – презентация

1 Пейзаж и его функции в романе « Обломов » И. Ф. Гончарова

2 Первый пейзаж предстает перед нами в «Сне Обломова». Картины природы здесь даны в духе поэтической идиллии. Основная функция этих пейзажей – психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство.

Имение Обломова – это «благословенный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа там не поражает нас роскошью и вычурностью – она скромна и незатейлива. Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов.

Небо там жмется «ближе… к земле…, как родительская надежная кровля», «солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам».

Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».

3 В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. Вот они встречаются на дорожке. Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. А он в ответ замечает, что больше любит ландыши, так как они ближе к природе.

В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. И Гончаров сравнивает его состояние с впечатлением человека от вечернего пейзажа.

«Обломов был в том состоянии, когда человек только что проводил глазами закатившееся летнее солнце и наслаждается его румяными следами, не отрывая взгляда от зари, не оборачиваясь назад, откуда выходит ночь, думая только о возвращении на завтра тепла и света».

4 Когда Обломова начинают посещать сомнения в истинности чувств Ольги, то этот роман кажется ему чудовищной ошибкой. И опять писатель сравнивает чувства Ильи с природными явлениями.

«Какой ветер вдруг подул на Обломова? Какие облака нанес? Осенние картины природы нагнетают атмосферу отдаления героев друг от друга. Они уже не могут так свободно встречаться в лесу или парках. И здесь мы отметим сюжетообразующее значение пейзажа.

Вот один из осенних пейзажей: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно…». Обломов предлагает Ольге не торопиться с объявлением известия о свадьбе.

Когда же он окончательно расстается с ней, то выпадает снег и густым слоем покрывает забор, плетень, гряды на огороде. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Пейзаж этот также символичен. Снег здесь как будто погребает возможное счастье героя.

5 Прост и скромен пейзаж, рисующий картину местного кладбища в финале романа. Здесь вновь возникает мотив сиреневой ветки, который сопровождал героя в кульминационные моменты его жизни. «Что стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его между кустов, в затишье.

Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его». Таким образом, картины природы в романе живописны и разнообразны. Посредством их автор передает свое отношение к жизни, любви, раскрывает внутренний мир и настроение персонажей.

Ссылка на основную публикацию