Сочинение на тему: Свобода в лирике Пушкина

«Восславил я Свободу…»(Тема свободы в лирике А. С. Пушкина) Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется его личность, богатство внутреннего мира.

Откликаясь на многообразие окружающего мира, желая понять внутреннюю красоту человека, пушкинская лирика вобрала в себя множество тем и мотивов.Ключевым понятием поэтических произведений Пушкина является слово «свобода». Эволюция употребления этого слова и самой темы в лирике показывает, как формируется поэтический мир Пушкина.

В ранних поэтических произведениях «свобода» отражает вольнолюбивые стремления, политическую независимость. О том, что значит это слово для молодого поэта, говорит сожаление Пушкина по поводу цензурного запрета на строки «Вольнолюбивые надежды оживим…» из послания к Чаадаеву (1821).

Поэт убежден, что слово «вольнолюбивые» «хорошо выражает» нынешнее стремление к свободе в обществе. Именно в таком смысле прочитывается это понятие в произведениях «Лицинию», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал».

Увижу ль, о друзья!народ неугнетенныйИ Рабство, падшее по манию царя,И над отечеством Свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная Заря?

«Деревня» 

Неотделима политическая независимость и от личной свободы. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может…».

Кризис политических надежд, произошедший с Пушкиным в 1823 году, придает понятию свободы полемический характер.

Нередко возвышенное чувство свободы контрастирует с мыслями о нежелании и невозможности людей обрести внутреннюю свободу:

Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич.

«Свободы сеятель пустынный…»

Однако пушкинская лирика всегда проникнута верой в лучшее, именно поэтому в стихотворении «Птичка» звучат ноты надежды:Я стал доступен утешенью,За что на Бога мне роптать,Когда хоть одному твореньюЯ смог свободу даровать!

Трагические ноты возникают у поэта параллельно свободолюбивым настроениям. В стихотворении «К морю» идеалом свободы выступает морская стихия. Море символизирует мятежную свободу, выступая в тесной связи с образами Наполеона, Байрона и самого лирического героя. По-разному они соотносятся в сознании поэта и с понятием свободы. Если французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то английский поэт — певец свободы, погибший, ею «оплаканный». Для лирического героя, как и для Пушкина, личная свобода — это единственная возможная форма существования, и поэтому так уверенно звучит его признание в минуты прощания:

Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Понятие личной свободы у Пушкина неотделимо от уважения независимости другого человека, прежде всего любимого.Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем…

«Я вас любил: любовь еще, быть может…» 

Независимость «от царя», «от народа», личная свобода для художника соединяются в понимании свободного творчества. В «Разговоре книгопродавца с поэтом» на вопрос, обращенный к поэту, что изберет он, «оставя неизменный свет, / И муз, и ветреную моду», он гордо отвечает: «Свободу».

О свободе творческой личности говорит Пушкин в лирических произведениях «К Н. Я. Плюсковой», «Из Пиндемонти», «Поэту», призывая идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»:Иные, лучшие, мне дороги права;Иная, лучшая, потребна мне свобода…НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать…

( «Из Пиндемонти» )

Понимание «иной», «тайной», «лучшей» свободы приводит поэта к философскому осмыслению этого состояния человека. И прежде всего Пушкин размышляет в стихотворении «Анчар» о рабстве как антитезе свободе.

Создавая картину-символ, несущую в себе притчевое начало, художник размышляет о роли зла в человеческой жизни и приходит к неприятию ни раба, ни господина.

Непреходящая ценность свободы для человека обретает особый смысл в итоговых произведениях поэта («Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

«На свете счастья нет, а есть покой и воля…» В этих словах — простота и глубина мудрости Пушкина. Видимо, предчувствуя скорую кончину своего земного существования, поэт желал найти покой в дальней обители «трудов и чистых нег». Словно развивая эту поэтическую мысль, Пушкин в стихотворении-завещании пишет:И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу…

Так обозначил поэт свое высокое предназначение. Свобода для Пушкина была высоким идеалом человеческого бытия. Она определяет целостность жизни, является залогом максимального раскрытия творческих возможностей человека и осуществления высших духовных стремлений личности.

Свобода в творчестве А.С. Пушкина — значение и смысл темы для поэта

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Свобода в творчестве Пушкина

Любой творческий человек всегда стремится к свободе. Или наоборот, человек, который свободен, выражает свой состояние через стихи, песни или картины.

Всё это увеличивается в несколько раз, когда в стране, где живёт творец, вспыхивает революционное восстание. Так было и во время Французской революции, и во время восстания 1917 года, и, конечно, в период восстания Декабристов.

Одним из вдохновителей декабрьских революционеров был Пушкин Александр Сергеевич, который поддерживал этих людей и даже дружил со многими из них, за что его и не любила царская власть.

Александр Сергеевич считал, что свобода – единственная истинная ценность человека, и, если её кто-то отнимает, нужно наказать вора, а свободу вернуть. Ода «Вольность» — наверное, самое известное произведение Пушкина того времени. В нём поэт жарко и пылко высказал всё, что думает.

Автор пишет, что свобода возможно только в том случае, если она сочетается с законом и тесно с ним связана. Свободу анархическую поэт не принимал. Всё это в духе декабристских идей, ведь участники восстания тоже не восславляли хаос, они просто хотели справедливости и выполнения законов.

Кстати, декабристы как раз — таки и зачитывались этой одой, они учили её наизусть и передавали из уст в уста, поднимая в своих товарищах революционный дух.

Данная ода написана торжественным языком, Пушкин сочинил её в лучших традициях гражданской поэзии, опираясь на творчество Радищева и Державина.

Ещё одно стихотворение, посвящённое теме свободы Александр Сергеевич написал своему другу. Оно называется «К Чаадаеву» и носит, в отличие от «Вольности» более личный характер, так как это произведение – признание-письмо.

Пушкин взывает своего друга к революции, он поддерживает его, обещает, что «Россия вспрянет ото сна». Именно личность этого произведения нравилась многим декабристам.

Несмотря на то, что оно посвящено одному человеку, многие другие также, как и «Вольностью» зачитывались им для того, чтобы вновь поверить в свои силы, когда они уже заканчивались.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» — ещё одно мотивирующее творение великого поэта.

Когда многих его друзей сослали в Сибирь, он очень переживал, и у него родилось это стихотворение, в котором поэт просил своих товарищей не падать духом, продолжать верить в правильность их идеи, а главное, в то, что она очень скоро воплотится в реальность, и тогда они смогут выйти из сибирских тюрем, в которых, кажется, невозможно жить.

Александр Пушкин всегда выступал за свободу, за отмену деспотичного самодержавия, и он не боялся писать об этом. В какой-то степени и из-за него в России начались перемены, ведь когда известные люди пишут о проблемах, народ начинает вдумываться и понимает, что нужно что-то менять.

  Краткий анализ стихотворения «Поэт и толпа» по плану

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл.

Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 — 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

  • «Лицинию»;
  • ода «Вольность»;
  • «К Чаадаеву»;
  • «Деревня».

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный…»

и«К морю» . В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Потребность свободы народа-победителя

Первоначальное байроновское понимание свободы поэтом не могло быть окончательным. Причина — динамизм эпохи.

Александр Сергеевич впитал в юношеском возрасте тот патриотический подъем русских людей, который сопровождал их победу над французским завоевателем. Лучшие интеллигенты уже осознали, какой продуктивный потенциал крестьянства России не задействуется в ее развитии из-за рабства. Поэтому-то и прослеживается эволюция темы свободы в лирике Пушкина.

Читайте также:  Смысл названия повести «Собачье сердце»: сочинение

На фоне титанического действа войны, самодовольной спеси завоевателей, героизма не только профессиональных русских офицеров, но и тысяч и тысяч крестьян, Байроновская свобода теперь показалась классику неубедительной. Ведь именно желание сотен и сотен тысяч русских людей поднимало дубину народной войны и обрушивало на головы Непобедимой Армады.

Поэт приходит к пониманию невозможности обретения реальной свободы человеком вне общества, меняя лишь себя.

Стихотворение «Лицинию»

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

  • Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;
  • Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г.

  Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» по плану

В начальной части оды Пушкин символически прогоняет«Цитеры слабую царицу» , богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

«К Чаадаеву»

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

Пушкин — автор гимна декабристов

Ранее меланхолично звучавшая тема свободы и рабства в лирике Пушкина — романтика — приобретает политический окрас. По-другому и быть не может. На него производит глубокое впечатление встреча с Пестелем, знакомство с Пущиным, братьями Тургеневыми, Муравьевым.

Теперь он уверен: менять следует весь уклад жизни общества. Александр Сергеевич, как и его друзья-декабристы, ощутил очевидный диссонанс в том, что солдат-победитель, вернувшись домой, опять становится крепостным рабом.

Он непреклонно, шаг за шагом, строчка за строчкой приближается к реализму…

Ему поручили подготовить издание политического журнала общества, с чем поэт справился. Идеологические положения декабристов классик изложил в стихотворениях “Деревня” и “К Чаадаеву”.

И вот уже в стихотворении «Деревня» в творческом стиле поэта появляется нечто новое, конкретное, реалистичное… Александр Сергеевич четко показывает, кому реально нужнее всего помощь со стороны передовой аристократии и интеллигенции: обесправленному и формально приравненному к сельхозимуществу крестьянину, работающему на русской земле. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина переходит в абстрагированные, предельно конкретизированные, реалистичные поэтичные формы. Как образно и лаконично поэт говорит об антагонизме самодуров-помещиков и совершенно бесправных крепостных: «Рабство тощее плетется по браздам неумолимого владельца!»

Гимном декабристов считается стихотворение “К Чаадаеву”.

Здесь есть и призыв к замене монархии, и вера в будущее России, “вспрянувшей ото сна”. Стихотворение имело колоссальное влияние на умы молодежи. Оно распространилось по всей России переписыванием.

Велением императора Николая I поэт-смутьян был сослан. Очевидно, что кроме двух вышеупомянутых Пушкин написал еще ряд продекабистских сочинений.

Однако они так и остались неизвестными, канув в Лету: по приказу императора их изъяли из следственного дела и сожгли.

«Деревня»

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

. С другой:«Но мысль ужасная здесь душу омрачает…» .

Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная»

становится«подругой размышления» .

Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

«Свободы сеятель пустынный…»

  • Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».
  • Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий.«Живительное семя» в
  • «порабощённые бразды»

бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

Определение 1

Антиномия — это рассуждение, образующееся двумя высказываниями, приводящими к взаимоисключающим выводам, которые нельзя отнести ни к ложным, ни к истинным.

Мотивы свободы в поэзии А.С. Пушкина занимали первостепенное место. Свободолюбивые мотивы обнаруживаются и в романтической поэзии поэта, и в произведениях, написанных в реалистический, зрелый период его творчества.

Однако особое место и особенный характер тема свободы получила именно в романтической поэзии А. С. Пушкина. Эта тема до 1820-х годов была для поэта ведущей. Мотивы свободы не просто встречаются в романтической лирике Пушкина, они ее пронизывают, придавая неповторимый, своеобразный облик.

Лирические герои Пушкина романтической поры всегда жаждут свободы. Такими, являются, например:

  • Карагеоргий из стихотворения «Дочери Карагеоргия»;
  • Брут («Кинжал»);
  • Генерал Пущин из адресованного ему стихотворения;
  • Чаадаев. И т.д.

Самого себя Пушкин в произведениях этого периода называет «свободы друг миролюбивый». Он дорожит свободой, называет ее своим кумиром («Дельвигу»).

Замечание 1

Для Пушкина-романтика свобода является самой высшей человеческой ценностью.

Мотивы свободы в лирике Пушкина являются не только ведущими тематически, но и конструктивными в художественном и стилистическом смысле. Именно мотивы свободы определяют особую образность произведений поэта в тот период.

И неслучайно, что Пушкина в ту пору в мире природы так привлекают грозы, океан, море. Для поэта гроза является символом свободы, океан он называет «свободным», а море – свободной стихией.

Именно теме свободы посвящена элегия «К морю», являющаяся программной и итоговой для романтического периода творчества поэта. «К морю» – это одновременно и прощание поэта с романтизмом, и воспоминание о нем.

Пушкин, прощаясь с романтизмом, вспоминает о самом важном для него и самом дорогом, что связано с романтическим миром переживаний и чувств – о свободе. И в том, что произведение было написано в Михайловском, есть что-то знаменательное.

Поэт, потеряв надежду на свободу, с новой, особенной силой ее воспевает и одновременно оплакивает. Центральный образ моря существует не столько сам по себе, предметно, сколько является символом высших ценностей. Начальные слова стихотворения («Прощай, свободная стихия…») звучат как сюжетная завязка, ввод в самое главное. За этими словами образ абсолютной свободы.

Образ моря как символа свободы для произведения является конструктивным – в стихотворении с ним связано все: и мысли, и слова, и поэтические вспоминания.

И в тесной связи с образом свободы в стихотворении возникают образы Байрона и Наполеона. Соотнесенность этих образов с образом моря является не только внешней. Все дело в том, что и Байрон, и Наполеон погибли вблизи моря.

Они, хоть и по-разному, но ассоциируются в сознании Пушкина с понятием свободы.

Например, Наполеона Пушкин называет «Мятежной вольности наследник и убийца» («Недвижный страж дремал…»). А Байрон с образом моря соотносится особенно глубоко и тесно. Для поэта он является в первую очередь певцом свободы и человеком, отдавшим свою жизнь за свободу.

Трактовка Пушкиным образа Байрона в этом произведении заставляет вспомнить еще одного романтика – Рылеева. Прославление Пушкиным свободы, вольнолюбивые мотивы стихотворений делают поэта близким декабристам, в частности, Рылееву. Рылеев в 1824 году написал «На смерть Байрона». Байрон Рылееву, как и Пушкину, близок своим вольнолюбием.

Читайте также:  Э. Хемингуэй «Кошка под дождем»: краткое содержание и отзыв для читательского дневника

И стихотворение Рылеева является, по существу, хвалой не только Байрону, но и любому подвигу во имя свободы.

Тема свободы в социально-психологическом аспекте

В трактовке Пушкиным темы свободы, как и многих других тем, нет однозначности и однолинейности. Для Пушкина-романтика возможен и другой подход к теме свободы. Тема свободы у Пушкина носит антиномический, остропроблемный характер. И в решении этой темы у поэта не все так однозначно и просто.

Например, в стихотворении «Демон» поэт причисляет чувство свободы к чувствам возвышенным. И именно таким оно было всегда для Пушкина. Однако при этом слово «свобода», вызывая у поэта высокие, положительные эмоции и сильный порыв, вызывала и сложные размышления. И размышления эти зачастую становились даже трагическими.

Для Пушкина свобода была возвышенным идеалом и одновременно трагической проблемой. Трагическая с сторона свободы, проблемность этой темы для поэта были связаны в первую очередь с сознанием внутренней несвободы человека, с неспособностью народов не только бороться, но даже просто принять свободу. Об этом Пушкин говорит в послании «В.Л.

Давыдову». И очень скоро звучащие в этом произведении мысли станут для поэта не просто частными мыслями, а родом убеждений. Например, в стихотворении «В.Ф. Раевскому» мысль о свободе и несвободе людей, встречающаяся в «В.Л. Давыдову», получает обобщенное толкование.

Это уже не только поэтические чувства, это поэтические мысли, наблюдения, выводы социально-исторического и духовного опыта.

Трактовка поэтом темы свободы в психологически и социально обобщенном и трагическом аспекте дальнейшее развитие получает в произведениях 1823 года: «Свободы сеятель пустынный» и «Мое беспечное незнанье». По своей идее, по конструкции эти стихотворения антиномичны. Основу их композиции составляет антитеза, знакомая по посланию «В.Л.

Давыдову». Но в данных стихотворениях эта антитеза выражена более резко: поэт, который не может без свободы, и глухая к призывам поэта толпа, равнодушная к его свободолюбию. В заключительной части стихотворений трагические вопросы. Но эти произведения по мысли не категоричны, в них нет окончательных выводов.

Эти стихи в своей основе – трагедия и высокая драма. Однако такая трактовка темы свободы не исключала для поэта традиционного подхода. Даже в сомнениях он продолжает любить свободу, мечтать о ней. Свободолюбивые стихотворения поэт пишет параллельно трагическим произведениям о свободе.

И это обусловливает глубокую диалектику в решении этой темы, пушкинскую проблемность.

Как развивается тема свободы в лирике А.С.Пушкина?

   События 1825 года стали для мыслящих людей поколения Пушкина тем рубежом, который разделил историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I. Поэтому вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые волновали русское общество начала XIX века. 

    Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу Отчизны.

А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа.

Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.

    В стихотворении 1827 года «Арион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:

    Нас было много на челне;

    Иные парус напрягали,    Другие дружно упирали    На руль склонясь, наш кормщик умный    В молчании правил грузный челн;    А я – беспечной веры полн –    Пловцам я пел…

    В оде «Вольность» проглядывают мотивы радищевской «Вольности»: та же непримиримость с силами зла, желание бороться до конца. Поэт бесстрашно бросает вызов сильным мира сего, он азартен до безрассудства:

    Увы! куда ни брошу взор —

    Везде бичи, везде железы,    Законов гибельный позор,    Неволи немощные слезы…

    Но сам автор не верит, что тираны «склонятся» к справедливости. К чему же призывает поэт? К свержению царской власти? Нет, он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.

    Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является «с вольностью святой законов мощных сочетанье». Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа.

В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов.

Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве — русского царя Павла I.

    Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании «Во глубине сибирских руд». Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь.

Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы.

По мнению поэта, ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. 

    Глубокое философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В первой же строфе «Анчара» возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого, особого мира, мира Анчара. Это мир огромного зла, ибо яд Анчара изливается не из мести, а от его переизбытка: «Яд каплет сквозь его кору»:

    К нему и птица не летит,

    И тигр нейдет…

    Тигр – воплощение жестокости, но это жестокость понятная, оправданная. Хищник разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого, что голоден. Зло Анчара – именно абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. По сути, в этом стихотворении привычному человеческому миру противостоит антимир зла.

    Почти одновременно с «Анчаром» написаны «Стансы», в которых поэт верит в великое предназначение России. Он обращается к образу Петра I, желает быть ему под стать, зовет за собой поколение, обязанное не уронить былой славы отчизны:

    В надежде славы и добра

    Гляжу вперед я без боязни:    Начало славных дней Петра    Мрачили мятежи и казни,    Но правдой он привлек сердца…

    Тема свободы – очень важная тема для каждого человека. В жизни и в творчестве Пушкина она занимала особое место, потому что власть всегда пыталась ограничить свободу поэта. Поэтому стихи Пушкина, посвященные этой проблеме, эмоционально проникновенны и предельно откровенны.

Свобода, предназначение человека, любовь к родной стране – вот о чем заставляют задуматься его вольнолюбивые произведения. Раз эти стихи не стареют, проходят сквозь века, революции, значит, они находят отклик в сердцах читателей.

Это значит, что свобода – это то идеальное состояние, к которому всегда нужно стремиться.

Сочинение – Тема свободы в лирике Пушкина

Пушкин – все сочинения

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе, первый из которых – время учебы в Царскосельском лицее.

Это действительно поворотный момент, потому что в Лицее Пушкин впервые проявил свой талант.

Молодость – время веселья, радости, а потому не удивительно, что в лицейский период в творчестве Пушкина появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью. Так возникает понимание свободы в духе эпикурейской проповеди свободы проявления человеческих чувств:

  • Чаще кубок наливай;
  • Страстью пылкой утомляйся
  • И за чашей отдыхай!

С другой стороны, в это время огромное влияние на Пушкина оказывали просветительские идеи его преподавателей, а потому не удивительно, что в его ранней лирике появляются стихотворения, в которых свобода понимается как общественно-политическая категория.

Так в стихотворении 1815 года «Лицинию» в качестве идеала свободы выступает Римская республика: «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода». Рабство Пушкин представляет как всеразрушающее явление, способное уничтожить даже великий Рим: «Предвижу грозного величия конец».

Разоблачая человеческие пороки, в конечном счете, ведущие к рабству, поэт предостерегает от повторения прежних ошибок. Свой суровый приговор он произносит в финале стихотворения: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Подобные идеи разделяли те пушкинские современники, которые потом вошли в декабристские общества. Показательно, что среди них были и ближайшие друзья поэта, его товарищи по Лицею – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и другие.

Можно сказать, что молодое поколение мечтало о свободе, делало все возможное, чтобы приблизить ее, сделать реальной для России.

Вот почему с таким воодушевлением молодежь принимала стихи Пушкина, которые в столь яркой и удивительно точной поэтической форме отражали настроения молодого поколения.

Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества.

В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру».

Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются – не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен.

Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой».

Читайте также:  Краткое содержание книги «Щелкунчик и Мышиный король» для читательского дневника (Гофман)

В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. Например, создание стихотворения «Сказки.

Ноэль» 1818 года связано с разочарованием в политике Александра 1. В основе стихотворения лежит речь Александра на польском сейме и его обещание дать народу конституцию, которое он впоследствии так и не выполнил.

Стихотворение написано в сатирическом жанре, а сама фигура Александра обрисована с едкой иронией.

Примечательно, что именно в это время у Пушкина появляются стихотворения, в которых он высказывает крайне радикальные идеи, что вообще было для него не очень характерно.

Так в стихотворении того же года «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти.

В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

  1. Товарищ, верь: взойдет она,
  2. Звезда пленительного счастья,
  3. Россия вспрянет ото сна,
  4. И на обломках самовластья
  5. Напишут наши имена!

В то же время стихотворение «К Чаадаеву» очень интересно и по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы соединяются в нем с самыми личными чувствами человека. Здесь прослеживаются тенденции к соединению понятия свободы как политической и романтической категорий:

  • Мы ждем с томленьем упованья
  • Минуты вольности святой,
  • Как ждет любовник молодой
  • Минуты верного свиданья.
  • Вот почему стало возможным стихотворение, обращенное к другу, реальному человеку – Петру Яковлевичу Чаадаеву, – сделать призывом ко всем молодым людям, разделяющим идеи свободомыслия.

В основе этих идей лежала мысль о необходимости провести в России скорейшие преобразования и прежде всего избавить страну от позора крепостного рабства. Этой теме также посвящает свои стихи Пушкин. Наиболее известное из них – стихотворение «Деревня» 1819 года. Оно очень интересно по своей композиции.

Оно резко делится на две части: в первой представлен элегический деревенский пейзаж, на фоне которого «друг человечества» предается поэтическому вдохновению.

Вторая часть написана как политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепостного права: «рабство тощее», «барство дикое», которое присваивает себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Вид столь плачевного состояния народа «омрачает душу» поэта, вызывает гневные строки и стремление привлечь внимание к этой ужасной стороне российской действительности: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – восклицает поэт. Хотя он понимает, что освободить страну от крепостного права может воля царя, поэт вряд ли верит в Александра, и чувство безысходности выливается в печальные строки:

  1. Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
  2. И рабство, падшее по манию царя,
  3. И над отечеством свободы просвещенной
  4. Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Этот заключительный вопрос так и остается безответным, что вызывает пессимистические настроения у поэта, особенно тогда, когда он за свои вольнолюбивые стихи был сослан в ссылку на Юг. Именно здесь в поэзии Пушкина начинают преобладать романтические тенденции, а вместе с ними меняется и представление о свободе.

Именно на юге, в период расцвета романтизма в поэзии Пушкина, свобода становится едва ли не основной темой его творчества. Но теперь на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода, необходимая всему обществу. Причиной тому служит разочарование в своих прежних идеалах и главное – неверие в возможность их осуществления.

Уже в стихотворении «Деревня» звучали слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой.

Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды».

Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям:

  • К чему стадам дары свободы?
  • Их должно резать или стричь.
  • Наследство их из рода в роды
  • Ярмо с гремушками да бич.
  • Вольнолюбивые мотивы теперь становятся у Пушкина романтической мечтой о воле, стремлением вырваться из тюрьмы – ведь он сам ощущает себя изгнанником, узником. В стихотворении «Узник» поэт сравнивает себя с «вольной птицей», молодым орлом, который сидит за решеткой и мечтает вырваться на свободу, улететь
  • Туда, где за тучей белеет гора,
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер … да я.
  • Так поэт находит романтические символы свободы: то придает ей вид орла, то растворяет ее в «свободной стихии» или среди пейзажей Кавказа.

Похожие сочинения

Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком. смотреть целиком

Понятие свобода нельзя определить однозначно – это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных уровнях своего развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова. Слово «свобода» и близкие. смотреть целиком

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. смотреть целиком

Язык поэзии для истинного поэта — главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, “углубленного проникновения в тайны мироздания” и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые. смотреть целиком

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни – лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка – дуэль на Черной речке как символ страданий. смотреть целиком

200 лет со дня рождения великого русского поэта. Юбилей, торжественные речи, восторженные фразы и пышная пустота. Хочется говорить о Пушкине, но не ради красного словца, хочется представить поэта, но не по заученным фразам из учебника, хочется почувствовать. смотреть целиком

Работа Пушкина над этим замыслом ограничилась лишь первоначальным планом, написанным на французском языке, и набросками отдельных сцен, написанных прозой. Заглавия драмы самим Пушкиным не дано. «Сценами из рыцарских времен» были названы в «Современнике». смотреть целиком

Тема свободы в лирике Пушкина

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «(Из Пиндемонти)» (1836).

Тема свободы — одна из самых ярких, задушевных тем пуш­кинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пуш­кинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта».

Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от ме­лочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мыс­ли Пушкина-поэта. Она принимает разные лики в различные пе­риоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никог­да не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы.

Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное твор­чество.

Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворе­нии «Лицинию»(1815). Здесь юный Пушкин, анализируя древне­римскую историю, увидел в свободе гарантию прогресса общест­ва, а в «рабстве» — источник гибели цивилизации.

Петербургский период 1817—1820 годов — время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами, деятелями предде-кабристских обществ. Их взгляды, в частности конституционно-монархические идеалы, несомненно, отразились в концепции свободы молодого Пушкина.

Ода «Вольность»(1817) произвела сильное впечатление на современников и стала этапной в эволюции Пушкина. Удиви­тельно, что арзамасец Пушкин пишет оду — жанр, отвергаемый карамзинистами и принятый в «Беседе…».

Дело даже не в само­стоятельности Пушкина в отношении к литературным группи­ровкам той поры, а скорее в традиции: ода «Вольность» уже бы­ла в русской литературе и принадлежала А.Н. Радищеву (она вхо­дит в «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Так же называя свое произведение, Пушкин хотел подчеркнуть преемственность и указать на существенные отличия своей политической концеп­ции. Радищев, как известно, оправдывал бунт народа против ти­рана. Позиция Пушкина не столь радикальна. В основе этой концепции — идеи умеренного либерализма.

Между прочим, идея конституционной монархии уже носилась в воздухе. В сле­дующем, 1818 году, об этом скажет сам Александр I.

В начале знаменитой оды Пушкина — отказ от прошлого по­этического пути, от любовной темы: поэт прогоняет от себя «Цитеры слабую царицу», то есть богиню любви и красоты Афроди­ту, культ которой господствовал на греческом острове Цитера, или Кифера.

На место этого прелестного образа поэт призывает «грозу царей» — гордую певицу Свободы. Обратим внимание, что слова Вольность, Судьба, Власть и др. написаны с заглавной буквы — это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы.

Прочь «венок», «изнеженную лиру» — атрибуты поэзии любви и на­слаждений; суровая и кровавая действительность требует иных образов и интонаций:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Мир, разделенный на «тиранов» и «рабов», — мир неправед­ный, в нем поругана свобода. К «рабам» обращается молодой по­эт, призывая их «восстать», то есть встать, исполниться достоин­ства. Главное условие свободы в обществе, утверждает Пушкин в этом стихотворении, — соблюдение законов и царем, и народом:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.

Ссылка на основную публикацию