Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

  • Показывают автора, как человека чуткого, любящего родной край, природу.
  • Образуют фон, на котором происходят те или иные события;
  • Создают настроение;
  • Помогают автору раскрывать внутренний облик своих героев.

Самый первый пейзаж возникает в начале второй главы, где Пушкин описывает деревню и дом, в котором поселился наш герой. Пушкин немногословен. Его описания отличаются емкостью и краткостью.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Так описывает Пушкин деревню, доставшуюся в наследство Онегину. Видно, что у дяди Евгения был добросовестный и умный приказчик. Нет нигде следов убогости и нищеты. Это описание говорит о том, что Онегину досталось хозяйство, крепко стоящее на ногах.

А вот описание дома:

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Дядя однажды, в молодости, построил этот дом и больше ничего в нем не менял, не обновлял. Его все устраивало. Поэтому …все это ныне обветшало. Обновлять дом должен был уже Онегин, но как покажут дальнейшие события, ему тоже будет не до того.

В третьей главе Пушкин показывает сад Лариных, где встретились Евгений и Татьяна.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Кусты сирен, куртины, мостики – все это говорит о том, что сад ухожен. В нем есть цветочные композиции – куртины, мостики через ручьи, ухоженное озеро. И далее –

В саду служанки, на грядах,

Сбирали ягоду в кустах.

Здесь описание сада приводится, чтобы подчеркнуть романтический настрой свидания. Что может быть загадочнее и романтичнее роскошного барского сада. Многие литераторы устраивают самые значимые свидания своих литературных героев в тенистых садах.

В четвертой главе появляется описание наступившей осени.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Здесь осенний пейзаж показывает бег времени. Закончилось лето, и наступила осень. День стал короче. Листопад оголил лес, улетели крикливые гуси. Наступает не просто скучная пора. Это пора тишины. Поэт не говорит, что наступил декабрь. Он показывает первый зимний месяц в морозном пейзаже.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Картина жизнерадостная, а когда представляешь себе гуся на льду, это вызывает невольную улыбку.

Пятая глава начинается описанием зимнего дня.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

И далее читатель встречает торжествующего, радостного крестьянина, отправившегося в лес за дровами, и мальчишку, играющего с Жучкой. Здесь зимний пейзаж играет двоякую роль. С одной стороны, читатель должен был представлять себе, как движется в романе время. Не писать же, в самом деле, что наступил январь. Поэт придает этому событию поэтическую форму.

С другой стороны, читатель должен был видеть русскую зиму, которую любила Татьяна. Приближались святки с гаданиями и ее именины. Те самые, которые теперь стали студенческим праздником.

Весенним пейзажем начинается седьмая глава. Трагическая зима пролетела. Наступает весна. Кс Пушкин посвятил очаровательные строки:

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Хотя сам Пушкин признавался, что весна навевает на него тоску.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Этот пейзаж – чудный вечер поздней весны, настигший Татьяну в поле чистом. Он отражает настроение самой Татьяны, любившей бродить одна по окрестностям. Так она вышла к дому Онегина. Татьяна пока не знает, что этот вечер должен изменить ее судьбу. Она набрела на дом, в котором жил ее любимый.

Пушкин чаще других героев поэмы показывает на фоне природы юную Татьяну, чувствительную, романтически настроенную барышню. Этим он старается подчеркнуть уровень ее духовного и нравственного потенциала.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Пролетело очередное лето, наступила осень. Любимому времени года Пушкин посвятил всего 3 строчки.

  • Настала осень золотая.
  • Природа трепетна, бледна,
  • Как жертва, пышно убрана…
  1. По тому, как стремительно поэт перешел от осени к зиме, можно сделать вывод, что в тот год зима была ранняя, либо он хотел подчеркнуть, что осень в тот год не выделилась особыми событиями.
  2. А вот на зиму была намечено важное в жизни Татьяны мероприятие – ее переезд в Москву на ярмарку невест.

И вновь весна, оживившая Онегина в Петербурге после затяжной депрессии, или как говорили во времена Пушкина, хандры. Весна пока еще календарная. Солнце стало чуть повыше, да снег мягче, сырее. Типичная картина для Петербурга.

  • Здесь Пушкин показывает, как на Евгения повлияла наступающая весна.
  • Эту статью о пейзаже в романе Пушкина «Евгений Онегин» завершим словами Белинского:
  • «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах…».

Роль пейзажей в романе «Евгений Онегин»: описание времен года в произведении, отношение героев к природе

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях всегда уделял большое внимание описаниям природы.

Красочно и живописно он представлял ее в поэзии, вызывая приятные чувства и любовь у читателя к родным краям. Писатель отвел важную роль пейзажам в романе «Евгений Онегин».

Они задают фон происходящему, хорошее или тоскливое настроение, предстают в образах полноценных картин или легких авторских упоминаний.

Значение пейзажной лирики

В описании всего произведения всплывают картины природы в романе «Евгений Онегин», которым посвящены поэтические отрывки. Подобные словесные зарисовки составляют композиционную основу, тонко повествуют о красоте родных просторов, помогают проникнуться любовью к России. Словами писатель рисует живописные изображения, реалистичные, насыщенные картинки.

Читатель четко понимает, какова функция таких природных описаний:

  • Создание особенного фона для романа, будто рисованного с натуры.
  • Задача позитивного или же грустного, тоскливого настроения.
  • Создание логических отступлений, пауз в повествовании.
  • Перенесение читателя в приятные мгновения жизни, ассоциирующиеся с тем или иным временем года.

Александром Сергеевичем упоминаются разные времена года. Каждое из них весьма поэтично, колоритно, выглядит особенно. Незримая связь наблюдается между природой главными героями произведения.

Отношение главного героя к природе

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Евгений рос среди пыльных городских улиц. Ему непривычно любоваться природными пейзажами, получать удовольствие от зеленых полей, цветущих деревьев. Свое отношение Онегин к природе демонстрирует после приезда в деревню.

Как быстро увлекающийся и охладевающий человек, он недолго восторгается красотами, новыми ощущениями. Спустя несколько дней пейзажи утрачивают ту свежесть в глазах, наскучивают, приводят героя к хандре.

Персонажу проблематично проникаться красотой русской природы. Она быстро из восхитительного превращается в обыденность. Это говорит о том, что по своей натуре Онегин далек от поэтичности, тонкости оценивания прекрасного. Светские рауты и прочие развлечения праздной городской жизни развратили героя. Естественная, природная среда чужда Евгению.

Любовь Татьяны к родному краю

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Наиболее красочное описание природы в «Евгении Онегине» появляется с повествований о главной героине романа.

Писатель с особой любовью рассказывает о земных красотах, приоткрывает занавес поэтичности натуры Татьяны Лариной.

Тонкая, мечтательная душа девушки горячо воспринимает русскую природу, демонстрирует неприязнь ко всему светскому. Автор произведения преподносит героиню, как ценителя прекрасного, доброго снаружи и внутри.

Прочитав цитаты с отношением героини к природе, можно легко понять, что Ларина тонко и чувственного воспринимает мир. Ей нравится русская зима, весна, осень, лето. Романтичная девушка любит наблюдать за ночными пейзажами, ночным небом, падающими небесными светилами.

Времена года, встречающиеся в описании

Автор упоминает про все времена года в «Евгении Онегине». Первой встречается в описании весна, становящаяся порой любви и томного волнения.

Она ассоциируется у автора с юностью, сердечными трепетаниями, откровенностью, беззаботностью, пылкостью чувств. Главный герой хочет проникнуться этими эмоциями, но ему чуждо наслажденье.

Радующие и ликующие блики весны наводят на Онегина скуку и томленье.

В произведении весенние пейзажи олицетворяют чувства влюбленности между Татьяной и Евгением. Они духовно перерождаются, сердце героя медленно оттаивает. Скованное ранее льдом сердце готового открыться миру эмоций. В середине весны чувства персонажей достигают своего пика. А к концу сезона страсть утихает вовсе. Их отношения так и не развились.

Другие времена года также весьма символичны:

  • Лето — настолько же холодное, как зима, поэтому выглядит в описании автором весьма карикатурно. Но такая пора года близка русской душе. Она манит величественными, прохладными реками, могущественными лесами, широкими степными просторами.
  • Осень — любимая пора писателя. Пушкин особо проникался ноябрьскими пейзажами. Поэтому Пушкиным упоминается в романе ноябрь. Герои с приходом этого месяца понимают, что взаимная первая любовь окончилась, пора прекратить напрасно грезить об объекте желания. Евгений и Татьяна окунаются в циничный мир, наполненный ложью, лживостью, лицемерием.
  • Зима — описывается Пушкиным наиболее красочно. Зимняя природа затягивает и погружает читателя в красивую сказку. Время года ассоциируется с грациозностью, очарованием. Серебряные узоры, белоснежные снежные ковры, бесподобные падающие снежинки — видимо, поэтому зима становится любимым сезоном Татьяны. Героиня настолько же таинственна и загадочна.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

В целом, природные пейзажи, описанные Александром Сергеевичем, помогают глубоко проникнуть в русскую душу. Простые люди объединены с ними, живут ими. Дворяне имеют свое отношение к природе, что становится их отличительной чертой.

Образы персонажей насыщаются через призму рисованных пейзажных картин. Открыв эти сокровенные смыслы, каждый школьник с легкостью сможет написать сочинение по теме.

Сочинение на тему: Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Вам также может понравиться

Пейзажи в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — описание и роль природы

Роль пейзажных описаний

Описания природы в «Евгении Онегине» наполнены любовью и особым трепетным отношением. Пушкин любит родину, он ощущает себя русским, хотя в его жилах течёт кровь разных народов.

Чувства к природе поэт проявляет через реалистичные и красочные описания. Все пейзажи узнаваемы и подробны.

Дойдя до описания лета, осени, зимы или весны, житель села или небольшого городка сразу представит объёмную картинку.

Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» уделил внимание каждому сезону. Осень у него показана дождливой, зима — солнечной и морозной, лето — жарким, весна — дышащей свежестью. Особенно привлекательна весна. У Пушкина она символизирует такие понятия и явления:

  • юность;
  • чистота;
  • первая любовь;
  • расцвет души.
Читайте также:  Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине

Другим временам года в «Евгении Онегине» тоже присущи определённые функции. Иногда автор вводит в повествование описания природы, чтобы отделить один временно́й промежуток от другого. Это интересный приём, благодаря которому читатель не путается в сюжетных линиях.

Значение пейзажной лирики

В описании всего произведения всплывают картины природы в романе «Евгений Онегин», которым посвящены поэтические отрывки. Подобные словесные зарисовки составляют композиционную основу, тонко повествуют о красоте родных просторов, помогают проникнуться любовью к России. Словами писатель рисует живописные изображения, реалистичные, насыщенные картинки.

Читатель четко понимает, какова функция таких природных описаний:

  Ода А.С.Пушкина «Вольность» и ее библейские параллели

  • Создание особенного фона для романа, будто рисованного с натуры.
  • Задача позитивного или же грустного, тоскливого настроения.
  • Создание логических отступлений, пауз в повествовании.
  • Перенесение читателя в приятные мгновения жизни, ассоциирующиеся с тем или иным временем года.

Александром Сергеевичем упоминаются разные времена года. Каждое из них весьма поэтично, колоритно, выглядит особенно.

Незримая связь наблюдается между природой главными героями произведения.

Отношение Онегина и Татьяны к природе

Евгений, выросший вдали от природы, относится к ней прохладно. Он неспособен долго любоваться красотой пейзажей. Приехав в деревню, он восторгается новой обстановкой, но проходит несколько дней и молодого повесу обуревают хандра и скука. Восхитительные пейзажи кажутся ему обыденными, а потом и вовсе надоедают.

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Отношение Онегина к природе можно понять по словам, которыми он характеризует Ольгу: «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Молодой человек проводит параллель между чертами девушки и прекрасным явлением природы, которое кажется ему лишённым смысла и привлекательности.

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

У Татьяны добрый характер и широкая душа, поэт раскрывает сущность девушки, изображая природу такой, какой видит её Ларина. Больше всего героиня любит русскую зиму. Вот каковы зарисовки зимних картин природы в романе «Евгений Онегин»:

  • «лёгкие узоры»;
  • «деревья в зимнем серебре»;
  • «блистательным ковром»;
  • «бразды пушистые».

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Крестьяне тоже живут в единении с природой, но это обусловлено необходимостью. У Татьяны иная ситуация: тонкая душевная организация предопределяет отношение к мирозданию и умение жить в гармонии со стихией.

Природа в романе «Евгений Онегин»

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин всегда большое внимание уделял описаниям природы, которые у поэта получались настолько красочными и сочными, что пейзажи до мельчайших подробностей формировались в читательском воображении.

Александр Сергеевич мастерски подмечал самые важные детали, благодаря которым и создается впечатление присутствия в самом пейзаже, полное погружение в природу тех или иных мест.

По его природным описаниям художники могли бы писать свои полотна — возможно именно этим и обусловлено такое большое количество иллюстраций, например, к «Евгению Онегину», самому известному произведению автора и первому отечественному роману в стихотворной форме.

В «Евгении Онегине» описания природы призваны выполнять сразу несколько задач. В первую очередь зарисовки природы и различных пейзажей украшают роман, придают ему целостность и глубину:

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора

Поэт не видит смысла в украшательстве того, что прекрасно само по себе, поэтому природу он описывает без лишнего романтизма и восторженности, так, как воспринимает ее.

Также в романе природа служит инструментом для создания особых образов: Пушкин рисует не просто портреты сезонов года, а создает такие описания, в которых раскрывается взгляд его героев на природу и погодные явления:

  “Туча” – анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь

«Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед

Если в строках, приведенных ранее, Александр Сергеевич с помощью описаний природы приоткрывал читателю дверь в крестьянский быт, повседневные сезонные забавы и работу, то в следующем фрагменте природа помогает автору составить портреты главных героев через сравнение и сопоставление с ней. Поэт выстраивает между ними особую связь, природа становится спутниками героев, а не просто молчаливым наблюдателем или декорациями для разыгрываемого представления.

Так, например, через взаимосвязь, а вернее отсутствие отношений Онегина с природой раскрывается натура героя. Евгений родился и вырос в Петербурге, природа для него не приобретает особой важности даже после переезда в деревню. Местные красоты быстро надоедают ему, не вызывают никакого интереса или потребности любоваться пейзажами хоть изредка.

Для него природа, такая изменчивая, прекрасная и всепоглощающая — всего лишь обыденность, одна из многих вещей который уже успели наскучить и вызвать глубокое разочарование.

Возможно, в глубине его души по-прежнему живет поэтичная глубокая натура, но в момент действия романа она погребена под толстым слоем апатии, разочарования и пресыщенности светскими развлечениями.

Татьяна же, наоборот становится воплощением русской природы, со всей ее дикостью, цельностью и неизбежными трансформациями. Девушка чувствительна к природе, умеет любить и ценить окружающий ее мир. Именно через эту героиню Александр Сергеевич словно транслирует свое собственное отношение к природе со всеми ее неожиданными проявлениями. Большое внимание поэт уделяет русской зиме:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров

Сама Татьяна является отражением зимней стужи, она — необузданная стихия льда и метели, которой со временем суждено переродиться и расцвести. Природа постоянно сопровождает девушку, становится прекрасным сопровождением для ее мыслей, необдуманных поступков и неожиданных открытий.

Но не всегда природа созвучна с духовным миров героев А.С. Пушкина. Порой душевные переживания становятся противоположностью тех процессов, что протекают в природе, что еще больше подчеркивает их тяжесть и болезненность:

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны

В заключении стоит еще раз отметить чем же для Александр Сергеевича Пушкина является природа и все ее проявления. Для поэта она — источник гармонии, внутреннего покоя, силы и мудрости, духовной тонкости.

Связью с природой он наделяет героев с глубокой натурой, чувственных, вдумчивых, способных понимать красоту мира, развиваться и меняться подобно природе. Неприятие и равнодушие к окружающей среде для поэта символизируют душевную бедность, внутренний застой и упадок.

Но у каждого героя остается шанс на возрождение и изменение, как и у природы после долгой и суровой зимы — об этом свидетельствует открытый финал романа и нерассказанная дальнейшая история Онегина.

Весна и лето в произведении

Для автора весна олицетворяет молодость, пылкость сердца, отсутствие тревог.

«Пора любви», «ликует и блестит», «на лоне сельской тишины» — вот как поэт описывает это время года, но тут же словами Онегина добавляет, что «мне чуждо наслажденье».

Здесь читатель снова видит, что главный герой не испытывает ничего хорошего, глядя на всеобщее ликование. Мёртвой душе всё кажется скучным и тёмным.

Мироощущение героев меняется вместе с расцветом природы. Первые весенние деньки слегка растапливают лёд в душе Евгения, он почти готов влюбиться, но что-то мешает.

Автор показывает, что существует некая преграда, из-за которой Онегин не может дать волю чувствам и ощутить вкус жизни.

Весна заканчивается, а вместе с ней затухает то сокровенное, что начало зарождаться в душе лирического героя, но так и не переросло в большое чувство.

К лету у рассказчика насмешливое отношение. Пушкин описывает его карикатурно, как мимолётную пору, напоминающую пародию на южную зиму. Но читатели знают, что за этой насмешкой скрывается любовь к северному лету. Оно не жаркое, но имеет свою прелесть. Летняя природа в романе принимает такие образы:

  • зелёные леса;
  • холмы и степи;
  • величавые реки;
  • широкие поля.

Сочинение

Природа в творчестве Пушкина «Евгений Онегин» считается основным персонажем романе, так как пейзажные зарисовки есть на протяжении всей сюжетной линии, представляя красочные пейзажи или лёгкие упоминания.

Пейзаж в романе занимает особое место, так как автор показывает его с разных сторон. Например, в качестве центрального рисунка для воплощения, создания весёлое настроение. Ещё природные зарисовки, используются поэтом в конкретном отступлении, но считаются длительной паузой, позволяющей сделать перенос в другое временное пространство.

Ещё через естественные пейзажи прослеживается взаимодействие природных элементов и душевных качеств героев романа.

Центральный герой истории, Евгений Онегин, представляется авторам в образе человека, который не подходит для деревенской жизни, поэтому он не может оценивать красоту природы. Эти пейзажи он считает обыденностью, так как мужчина далёк от поэзии и осознания прекрасного, он развращён весёлой и шикарной жизнью.

Очень сильно авторская любовь к природе развивается с проходом Татьяны Лариной, так как через природные пейзажи поэт изображает в виде красивой и мечтательной девушки, которая хорошо чувствует красоту отечественных просторов.

Читайте также:  Сочинение на тему: Мой Пушкин

Её образ можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны. Через Татьяну автор показывает своё отношение к природе. С помощи взаимодействия героини к природе автор демонстрирует её восприятие окружающего мира, а также отражает её великолепные душевные качества.

Природа помогает автору отразить влюблённость и романтичную нежную душу.

В сюжете произведения показаны все времена года, показана весна, осень, зима, но необходимо отметить, что осень и зима отражены два раза.

Разнообразие природных пейзажей в романе автор создал благодаря оригинальным сравнениям, которые помогают оживить природу. При создании образа следует отметить оригинальные приёмы в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, разных определений, обилие глаголов, лёгкой иронии, помогающей понять движение времени через окружающую природу.

Стоит отметить, что основными нюансами романа в стихах принято отмечать изображение великолепных природных картинок, ставших мировыми эталонами.

Описание природных пейзажей помогает лучше понять русскую душу, понять жизнь простого человека в отдалённом селе. Отражается солидарность крестьянина с природой.

Через природу образы персонажей обретают смысл и помогают читателю оценить все лучшие человеческие качества.

Роль пейзажных зарисовок в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Знаменитый писатель и поэт А. С. Пушкин в своих шедеврах много уделял внимания окружающему персонажей миру. Он буквально детально прорисовывал местность.

А в романе «Евгений Онегин» окружающий пейзаж играет гораздо большую роль, чем просто пейзаж.

В этом произведении пейзаж – это отдельный образ, который и описывает события в хронологической последовательности, и дополняет происшествия, и сам по себе он очень важный компонент романа с эстетической точки зрения.

Этот образ способствует более полному и глубокому погружению читателя в мир романа, он задает атмосферу, характеризует персонажей, украшает произведение. И поэтому мы рассмотрим подробнее художественные функции пейзажных зарисовок.

За основу местности для произведения поэт взял природу, окружавшую село Михайловское. Там же он и написал основные главы. Жизнь персонажей проходит в средней полосе страны. Средняя полоса России неприметна – в ней нет ни горных красот, ни бескрайних степных просторов, однако она имеет свою магию, которая делает ее более привлекательной, нежели городские окрестности.

В природной среде у автора улучшалось самочувствие, как и у персонажей, которых он создал. Находясь на природе, персонажи становятся более открытыми и честными, как и в реальной жизни – как люди, живущие в деревне, которые обычно более открыты и добры по сравнению с горожанами.

Пушкин таким образом сопоставляет поместных и столичных дворян, отдавая предпочтение и свои симпатии первым. Представители столичного света в основном изображены в романе надменными, высокомерными, скучающими особами. Они не видят прекрасного в сельских пейзажах.

Например, Таня Ларина, дочь поместного дворянина, является большой почитательницей природных красот, и она становится доброй и самобытной девушкой. Автор ее идеализирует и делает свою героиню цельной, одухотворенной натурой, наделяя многими положительными качествами, такими как добродетель, целомудрие, искренность, открытость, способность любить, верность. Говоря о ней:

  • Татьяна (русская душою)…
  • Любила русскую зиму,
  • На солнце иней в день морозный,
  • И сани, и зарею поздной
  • Сиянье розовых снегов,
  • И мглу крещенских вечеров.

Пушкин подчеркивает и то, что героиня любит свой край, русские обычаи, традиции.

Онегин же является ее противоположностью – он равнодушен к тому, как красива природа. Даже наступление весны героя не радует, о чем он сам говорит с удивлением и даже с огорчением:

Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети», свидетельствующие о крестьянском разорении: «Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и … романтизма – разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей. Пейзаж может создавать эмоциональный фон, …

  1. Или мне чуждо наслажденье,
  2. И все, что радует, живит,…
  3. Наводит скуку и томленье
  4. На душу, мертвую давно,
  5. И все ей кажется темно?

При помощи этих описаний даются разные оценки – автор говорит, что та душа, которая равнодушна к природе – мертва, поскольку ей недоступно обычное счастье, она не видит пейзажной прелести и не может ею насладиться сполна.

Таким образом, мы видим, что лоно природы является своеобразной антитезой, ведь природа сравнивается с цивилизованным миром и активно противопоставляется ему. Также, благодаря этому противопоставлению, поэт поднимает социальные проблемы, ведь он сталкивает сразу несколько сословий. А пейзажи местных ландшафтов как бы отражают то, чем миры этих сословий отличаются.

Художественный пейзаж в романе очень выразителен, в нем много образности, жизни, реальности, с помощью его автор передает настроение, чувства героев, окружающую их обстановку. Например, мы можем представить себе красоту и ухоженность сада, озера, романтичность места свидания Татьяны и Евгения. Также нам передаются волнение, смущение героини, ее робкая надежда на взаимное чувство и отчаяние.

Через видение природы, окружающего мира писатель характеризует своих героев, показывает их взаимоотношения, а также дает свою авторскую оценку персонажам.

Кроме того в романе, как и во всех своих произведениях, Пушкин делает не просто мастерски окрестные зарисовки, а по ним можно увидеть, почувствовать отношение и самого автора к природе, его неравнодушие, любовь к ней. Пушкин испытывает эстетическое наслаждение и старается раскрыть перед своими читателями всю красоту и многогранность окружающего мира.

Пейзажи в “Евгении Онегине” – сочинение на тему

Природа в «Евгении Онегина» описывается Пушкиным с собой нежностью и любовью. Он тонко и разнообразно описывает родные просторы, в них чувствуется русский дух и огромная любовь к Родине. Все описания красочны и реалистичны, насыщенны ощущением реальности и красоты. Пушкин упомянул и холодную зиму, и благодатную весну. Вспомнил он о дождях в осеннюю пору и о жарком лете.

Каждое время года предстает в описании автора очень поэтичным и колоритным. Зима с ее морозами, снегами и пушистым снегом выглядит особенно привлекательно. Весна ассоциируется с первой любовью, нежностью и юностью. Пейзажи в произведении очень символичны и играют важную роль в создании образов.

Описание природы выполняет в романе разные роли. Это и создание особенного фона для повествования, и создание настроения. С помощью описания пейзажей в лирических отступлениях, автор делает паузу в повествовании, чтобы перенести читателя в другой промежуток времени. Особую связь можно увидеть между природой и главными персонажами романа.

Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений онегин»

Сочинения по литературе: Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений онегин» Господский дом уединенный, Горой от ветра огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые… А. С.

Пушкин Александр Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу. В ней видел он рационализм, покой, совершенное творение Бога. Самые разнообразные картины природы можно увидеть в лирике поэта и в его романе «Евгений Онегин».

Но не следует думать, что Александр Сергеевич описывает природу лишь для того, чтобы создать фон, на котором будут действовать его герои, страдая и мучаясь, и даже погибая.

Природа в романе олицетворена, она почти героина произведения, органически входя в ткань повествования, помогает понять характеры действующих лиц.

Любовью к природе проверяет автор своих героев на духовность, а нелюбовь или равнодушие к ней некоторых персонажей Пушкин объясняет издержками их воспитания или полным бездушием.

Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Господский дом уединенный… Стоял над речкою.

Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые… ет среди первозданной красоты, человек сам становится чище, душевнее и богаче духовно.

Увидеть и оценить окружающий мир может только искренний и добрый человек, обладающий не столько умом, сколько сердечностью. Поэт доказывает это образом своей любимой героини — Татьяны Лариной.

Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Природа в романе «Евгений Онегин» действенна, не остается равнодушной к героям, она «сопровождает» их, утешает или предупреждает о грядущем (сон Татьяны).

Не случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму. Это своеобразное признание в любви к России, которую невозможно представить без белого, пушистого снега, катания на санях, зимних забав и суровой красоты севера.

Было бы неестественно, если бы Пушкин показал «деревенскую девушку» Татьяну страстной патриоткой, но через любовь к природе родной земли открывается истинная духовная красота героини. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Описание картин природы — это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам. Безусловно, Пушкин любит родину, иначе он не смог бы «создать» таких великолепных картин. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь.

Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры.

Деревья в зимнем серебре… Природа в описании Пушкина не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге, став светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает деревню с ее нехитрым бытом, где героиня оставила родных людей, где зарождалась ее единственная и незабвенная любовь. Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, да полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей бедной нянею моей…

Читайте также:  Все фильмы по книгам стругацких в одной подборке

Так сложилось в литературе XIX века, что описание картин природы было для авторов не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой героя, его гармонию с окружающим миром или разлад.

И у Пушкина в романе «Евгений Онегин» природа помогает глубже понять душевное состояние героев, замысел автора, показавшего жизнь его современников во всем многообразии, красоту земли.

Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк… Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.

Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено. Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни.

Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении.

Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года: Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания («зимы ждала, ждала природа») порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима: Зима!..

Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами.

Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья.

Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей «бразды пушистые».

И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени.

Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям «роскошным слогом» «всех оттенков зимних нег», поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность. Но Пушкин изменчив и многогранен.

Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.

Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя.

Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна!

пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны… То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть.

Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд. Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками.

Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий.

Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением. Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее. Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий.

И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения.

Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы: Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Страницы: 1 2

Онегин и природа

Евгений вырос в городе. Природа чужда для него и быстро надоедает, как и все остальное. Даже попав в деревню, герой восторгается новыми ощущениями только несколько дней. Потом ему становится скучно, он начинает хандрить. Такому персонажу сложно постигать красоту русских пейзажей, для него это быстро становится обыденностью и надоедает.

Неспособность оценить красоту природы говорит о том, что натура Онегина далека от поэтических чувств и тонкости ценителя прекрасного. Развращенный праздностью городской жизни, Онегин не может находиться в естественной среде.

Татьяна и природа

Описывать родную природу Пушкин начинает с особенной любовью именно тогда, когда в повествовании появляется главная героиня. Автор приоткрывает занавес поэтичной и мечтательной души Татьяны.

Она очень тонко воспринимает и горячо любит красоту русской природы. Через это автор пытается донести до читателя тонкость и красоту натуры героини.

Она восприимчива не только к внешней красоте (именно к красоте природы, а не напыщенности светского общества), но и к внутренней.

Через отношение к природе Пушкин показывает в Лариной тонкое и чувственное восприятие мира, особую широту и красоту русской души. Не случайно Татьяна очень любит русскую зиму. Описание природы глазами Татьяны раскрывает образ героини. Оно передает ожидание первой любви и истинную романтичность девушки. В романе Татьяну часто можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны.

Пушкин глазами Татьяны как будто выражает собственное отношение к природе. Именно через ее образ он с особой любовью описывает любую русскую погоду, красоту пейзажей и широту природы.

  История создания и анализ стихотворения Блока «Жизнь»

Описание природы помогает глубже узнать русскую душу, понять жизнь русского человека. Крестьянин объединен с природой, он живет ей.

Но и дворянина можно узнать, посмотрев на его отношение к природе. Образы героев через природу наполняются смыслом и дают читателю особенные характеристики.

Открывая новые смыслы в образах природы в романе, можно с легкостью написать сочинение «Пейзаж в романе «Евгений Онегин».

Средства выразительности

Александр Пушкин во всем своем творчестве активно использует точные и выразительные метафоры, эпитеты и сравнения. Любое явление или предмет под его пером оживает и обретает душу: предвещая скорый приход холодов, север завыл, дохнул. Зима описана с применением многочисленных глаголов, словно живая:

  • легла;
  • рассыпалась;
  • повисла;
  • пришла;
  • сравняла берега с рекою.

Эти красочные цитаты наполняют радостью и особыми ощущениями. Смена природных явлений заставляет читателя ощутить стремительное течение времени в романе, окунуться в среду обитания героев.

Виды, описанные в романе, раскрывают всю глубину русской души, помогают понять жизнь и быт человека. Крестьянин с природой находится в тесной связи, он просто в ней живет.

Дворяне имеют иное отношение к окружающим ландшафтам. Описания образов персонажей через их отношения к природе придают им особые характеристики.

А также помогают школьникам понять, какова основная мысль автора и выделить ее в своем сочинении.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
  • для самых компанейских — Главные герои «Евгений Онегин»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Евгений Онегин»
  • для самых любопытных — Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Евгений Онегин» полностью

Тест по произведению

Ссылка на основную публикацию