Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Описания образов помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Такая обрисовка поможет вам написать отличные сочинения по этим темам.

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это отрицательные герои. Автор описывает их отношения с бедняками, и в некоторых моментах, даже становится смешно. Настолько остро показаны непонимания и раздражения землевладельцев по отношению к обычным крестьянам. Ниже вы найдете описания этих персонажей по поэме Некрасова. Читайте далее.

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: характеристики образа Оболт-Оболдуева, Утятина и других

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: характеристика образа Оболт-Оболдуева

Паны у Некрасова жестокие, не способные испытывать благодарность по отношению к ближним.

И как говорилось выше, они уж точно не являются положительными героями.

Вот описание образов помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», характеристики Оболт-Оболдуева, Утятина и других:

Некрасов считает отношения между помещиками и крепостными извращенными. Мало того, многих из них он открыто осуждает. Тем не менее, все познается в сравнении. Допустим, барышня, что секла за ругань, кажется еще гуманисткой по сравнению с Поливановым. Подробнее:

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев:

Портрет

Некрасов изобилует уменьшительно-ласкательными словами. В его описании барин маленького роста, но полноват, имеет пузико и усики. Свеж и румян. Почти всегда с сигарой во рту. Ему около 30 лет, он покладист.

Особенно хорошо можно просмотреть внешний контраст между ним и рослыми мужиками крестьянами. Оболдуев вызывает улыбку. Что же касается национальности, он татарин.

Его предок по матери также был не чист на руку – он пытался поджечь столицу, чтобы ограбить казну, за что был казнен.

Характер

Помещик труслив. Несмотря на то, что он унижает бедных, он на самом деле очень боится их. Благородное происхождение не делает барина более значимым. Персонаж скорее юмористический.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев достаточно изнежен. Он даже при обычной беседе требует каких-то благ, иначе разговор не пойдет. Герой ностальгичен, любит вспоминать прошлое. Деятельность помещика в его понимании – власть абсолютная, власть Господа Бога, который может как казнить, так и миловать.

Он ленив, не хочет работать на земле, но в то же время до него и не доходит понимание его предназначения.

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: характеристики образа Утятина

Последыш — Утятин:

Так его прозвали бедняки. Землевладелец не верит в отмену крепостного права. Мало того, его даже хватил удар, когда он узнал об этом. Утятин – это худой старичок, бледный, с острым носом, похожим на птичий клюв. Также имеет усы, тяжело болен. Внешне это полная противоположность пышущего здоровьем Оболдуева.

Утятин самодур. Причем от этого страдают как крестьяне, так и его семья. Он не ценит крепостных и всячески издевается над ними. Вспыльчив и абсурден – допустим, женит 6- летнего мальчика на 70-летней женщине и делает много других дурных поступков.

  • Помещик Шалашников:
  • Ничего из себя не представляет как человек, покоряет крестьян только «воинскою силою» Также мнит себя хозяином жизни, за что осуждаем автором.
  • Немец Фогель:

Отправляет крестьян на каторгу, обирая их до нитки. Очень неприятный персонаж, злой, подлый, мстительный, готовый на любую мерзость ради своего блага.

Как в поэме показаны образы помещиков: анализ

Образы помещиков

По описанию этих людей можно понять, что они из себя представляют. Но более подробно рассказать не у всех получится. Если вам в школе задали сделать такое описание, то читайте далее. Вот подробный анализ, как в поэме показаны образы помещиков:

Автор оценивает помещиков с позиции крестьянина, не поощряя бездушия, лицемерия, жестокости. Несмотря на то, что все помещики разные, каждый из них неимоверно грешен.

Каждый мнит себя Господом Богом, который может распоряжаться жизнями и судьбами людей, играя ими как пешками на шахматной доске. Они забывают, что у крестьян также есть свое мнение, ведь это живые люди, а не неодушевленные предметы.

Помещики ленивы. Они бездельничают, измываясь над простым народом.

Вот как вспоминает о прошлом Оболт-Оболдуев:

«Закон — мое желание!  

Кулак — моя полиция!»  

Касательно имен, писатель наглядно демонстрирует свое пренебрежение. Имена всех панов говорящие. Как правило, богатей не почитает труды простого человека, показывает спесь и жестокость. Это вечное противостояние – и, пока жируют паны, бедный народ не может быть счастлив.

Видео: Кому на РУСИ жить хорошо. Николай Некрасов

Прочитайте про сочинения на тему:

Образ помещиков (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, – бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха.

За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности.

Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Оболт-Оболдуев

Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления.

Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик.

Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают.

Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков.

Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

  • Зубодробительные;
  • Скуловоротные.
  • Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась.

    Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться.

    Горько звучат слова Оболта:

    «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

    Помещик по прозванью Последыш

    Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, – последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар.

    Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания.

    Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

    Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого.

    Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего.

    Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

    Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

    Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие.

    Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права.

    Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

    Читайте также:  Сочинение на тему «мир моих увлечений»

    2184. Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова Русский язык

    Основой в написании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стали многочисленные наблюдения и записи за окружающей обстановкой, на протяжении более двадцати лет самим автором.

    Здесь были заметки и о судьбах и образах крестьян и об образах помещиков. На фоне бедноты и нищеты простых людей, помещики особо ярко выделяются на их фоне.

    И кто же счастлив, и кому живется вольготно на Руси. Этот вопрос и попробуем отнести к богатому сословию. Счастливы ли они? На этот вопрос стараются ответить странники, путешествуя по разным уголкам, по всей Руси.

    Они задавали этот вопрос каждому помещику, который встречался у них на пути. Так седовласый старичок шестидесяти лет от роду, лишь вспоминает, как он был счастлив когда-то до отмены крепостного права. Как он был беззаботен, весел и имел в подчинении много душ.

    А сейчас везде разруха, пьянство. Нет прежнего дома, вырублен на дрова сад. – Никто не хочет работать, — говорит он. Но и сам Оболт-Оболдуев ни рвется трудится, даже ради самого себя, надеясь также выехать на чужой шее. Вся окружающая атмосфера его раздражает помещика.

    И весь разговор меж ними происходит на повышенных тонах. Он в корне недоволен дальнейшей судьбой крестьян их свободой, и сильно переживает по этому поводу. Ему невыносима сама мысль «свободы» крестьян. Ведь это неправильно, не по уставу не по порядку.

    Держание в строгости – только так был мир и порядок.

    Другой помещик Утятин был не очень образованным, недалеким и слушал всех окружающих о законодательстве и прочих вещах. Когда произошла крепостная реформа, все его окружающие обманывали его о том, что отмены крепостного права не было, и все осталось как прежде на своих местах.

    Так делали его дети, поскольку они, как и он сам боялись остаться без наследства и подчиненных. Они продолжали разыгрывать сценку в спектакле помещик и крестьянин.

    Но действующими лицами были не только близкие окружающие, но и сами крестьяне, которые были вольными, помогали в этом по просьбе детей.

    И таких помещиков по всей Руси очень много, выжившие из ума, пытающиеся всеми правдами и неправдами остановить время, восстановить прошлое и вернуть себе власть. Некрасов описывая русских помещиков нисколько не сочувствуя им и их судьбе, без какой либо идеализации, а наоборот осуждения и неодобрения.

    Необходимо было сломать сатирой их идеологию о том, что с отменой крепостного права Россия не может быть счастливой.

    Вариант 2

    В данном произведении образы помещиков обладают таким набором качеств, которые не вызывают у читателя сочувствия или уважения. Однако крестьяне, которые находятся у них на попечении, вызывают только положительные эмоции и ассоциации у читателей. Помещики представлены собирательным образом, который отражает их как неприятных и плохих людей.

    Например, образ помещика Поливанова, который буквально «купил целую деревню», начинает устанавливать в ней жесткие и беспринципные нормы и порядки. Барыня в произведении показана также жестокой женщиной, которая начинает пороть простых крестьян за то, что они применяют бранные слова.

    Также, показывается непростая жизнь крестьян, которым приходится терпеть все невзгоды такой жизни.

    Многие помещики, например Поливанов, были наказаны автором произведения. За то, что он отбирал у простого народа все, что только желал, один из слуг Яков преподал ему жестокий урок.  Он убивает себя на глазах у барина, тем самым привлекая в лесу голодных зверей. Оставшись в таком положении, барин чуть не сходит с ума и не становится добычей диких хищников.

    Такой помещик как Гаврила Афанасьевич тоже показан читателю толстым, сытым, самоуверенным и ничего не делающим во благо своей страны человеком, тем самым, не вызывая у читателя положительных чувств.

    Однако в случае с помещиком Оболтом-Оболдуевым, который кичится своим происхождением и родословной, Некрасов ставит под сомнение даже этот вопрос, давая намек на то, что и его предки не заслужили таких щедрот и подобной жизни.

    Автор иронично показывает свое отношение и к последующим помещикам, таким как, например, Последыш, который является невероятно злым и жадным человеком, обижающим своих родных и близких людей.

    Однако это не является шутливым отношением со стороны писателя, так как он, показывая такие образы, и вызывая у читателя негативные эмоции в отношении помещиков, хочет повлиять на реальную картину жизни в своей стране.

    Даже несмотря на то, что произошла реформа, которая должна была положительным образом повлиять на жизнь простого народа, многие крестьяне не хотели видеть перемен, так как привыкли к такому образу жизни.

    Автор считал, что текущие перемены смогут сделать его страну по-настоящему великой державой, и считал своей основной задачей это показать.

    Для того, чтобы читатель понял, что за нравы и правила царили в те времена, он старался показывать разнообразных персонажей, которые представляли целые группы и являлись собирательными образами. Это произведение является довольно реалистичным, так как подобные явления происходили довольно часто и не были исключительными и редкими.

    Все сочинения

    Сочинение: Н.А.НЕКРАСОВ "Образы помещиков"

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — итоговое произведение Н. А. Некрасова. В ней поэт полно и многосторонне показывает жизнь русского народа в горе и в “счастии”. В начале поэмы семеро мужиков из разных деревень собираются, чтобы решить насущный для них вопрос: кому же на Руси жить хорошо? Свои беды, нищету, тяготы жиз­ни они связывают с безбедным, счастливым существовани­ем паразитирующих господствующих верхов, которые на­живаются на страданиях простого народа:

    Работаешь один,

    • А чуть работа кончена,
    • Гляди, стоят три дольщика:
    • Бог, царь и господин! [sms]

    К силам, враждебным народу, поддерживающим его угнетенное положение, Некрасов относил чиновников,купцов, министров, реакционное духовенство, царя. Но больше всего крестьянам достается от их непосредственных угнетателей — помещиков: жадных, самодовольных, жес­токих, часто непрактичных и бесхозяйственных, не умею­щих вести дела, но ведущих паразитический образ жизни, вымещающих все зло на бедных крестьянах.

    Помещик Оболт-Оболдуев, которого искатели счастья встречают по дороге, “барин кругленький, усатенький, пу­затенький… румяненький”, но трусливый и лицемерный.

    Из его рассказа можно понять, что помещичье счастье ос­талось в прошлом, когда его грудь дышала “свободно и легко”, когда “все веселило барина”, поскольку все принад­лежало ему одному: и деревья, и леса, и поля, были свои актеры, “музыка”.

    Никто не мешал Оболту-Оболдуеву про­являть свой властный, деспотичный характер в собственных владениях:

    1. Ни в ком противоречия,
    2. Кого хочу — помилую,
    3. Кого хочу — казню.
    4. Закон — мое желание!

    Кулак — моя полиция! От жестокого помещика крестьяне каждую весну от­прашивались “на чужую сторону”, а воротясь осенью, дол­жны были принести ему “поверх барщины” “гостинцы доб­ровольные”, радующие не только Оболта-Оболдуева, но и его жену, детей. Печальны слова помещика о временах, наступивших после отмены крепостного права: “Теперь не та уж Русь!” Тунеядца и лицемера беспокоит, что помещик потерял власть над крестьянами, от которых уже не дождаться былого уважения к барину. Жалуется он и на то, что бедняки стали меньше и хуже работать:

    Поля — недоработаны,

    Посевы — недосеяны,

    Порядку нет следа! Однако сам работать спесивый, ленивый и самодоволь­ный помещик не намерен:

    Сословья благородные

    У нас труду не учатся. Плачет помещик от горя и безысходности, потому что не умеет жить по-другому. Чувствует, что времена парази­тизма и бессовестной эксплуатации крестьян проходят. Яркая картина произвола помещиков над крестьяна­ми после их “освобождения” изображена на примере помещика Больших Вахлаков Утятина, который был безмерно богат, что давало ему право на самовольство, самоуправство: “весь век чудил, дурил”. Настолько он был уверен в незыблемости своего положения и силы, что даже после реформы отстаивал “права свои дворянские, веками освященные”. От всего сердца ненавидели поме­щика крестьяне, но после выхода “на волю” им выдели­ли неудобные земли, в которых “не осталось то выпасов, то лугов, то леса, те водопоя”. Поэтому, поверив обеща­нию наследников Утятина отрезать им после смерти отца луг, так им необходимый, они согласились разыг­рывать из себя крепостных. Много обид и страданий перенесли они за этот срок от больного, умирающего помещика, но после его смерти им не то что луга не отдали — спасибо не сказали! Совсем по-другому заканчивается легенда “О двух ве­ликих грешниках”, где действует богатый, знатный, беско­нечно жестокий и беспощадный к крепостным пан Глуховской. Издеваясь над крестьянами, он не испытывает никаких угрызений совести:

    Сколько холопов гублю,

    Мучу, пытаю и вешаю,

    А поглядел бы, как сплю! Пана Глуховского убивает атаман разбойников Кудеяр, совершивший за свою жизнь множество злых и грязных дел, однако за это убийство Кудеяр получает прощение всех своих прошлых грехов. Революционный смысл ле­генды в том, что помещиков нужно уничтожать, а не тер­пеливо исполнять их капризы. Через всю поэму Некрасов проводит мысль, что после реформы, какой бы кабальной для крестьян она ни была, все же наступили долгожданные изменения в жизни рус­ского народа. И это стало ясно не только крестьянам, но и помещикам:

    Читайте также:  Суть повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

    Ой, жизнь широкая.

    • Прости-прощай навек!
    • Прощай и Русь помещичья!
    • Теперь не та уж Русь! [/sms]

    Образ помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов является автором произведения “Кому на Руси жить хорошо”. Произведению автор посвятил долгие годы своей жизни. Прежде чем его написать, он проводил тщательный анализ жизней людей, которые его окружали.

    Это были люди, которые находились в подчинении, и люди, которые имели какую-либо власть.

    Именно 20 лет ушло у автора на то, чтобы тщательно исследовать окружающий его мир и население, для того, чтобы не более точно передать читателям характер, и время тех времен на бумаге.

    Он уделяет большое значение обычным крестьянам, которые проживают свою жизнь тихо и стараются обрести счастье в этом большом мире. Несмотря на то, что находятся в подчинении у других людей.

    Но несмотря на описание крестьян, автор выделяет важную роль для помещиков.

    Именно их автор старается описать своим читателям, наиболее подробно и тщательно, для того чтобы они осознавали, и понимали, какими они являлись в те времена.

    Сначала пятой главы читатели впервые могут увидеть и услышать о помещиках.

    А именно они начинают впервые знакомится с ними, из рассказов одного человека, он рассказывал все это странникам, которые путешествовали по всему свету для, чтобы узнать, кто на самом деле живет счастливее всех и есть ли этот человек на этом свете.

    Перед ними появляется старый человек, который пытается разъяснить им о том, что такое счастье и как его достичь. Автор величает этого персонажа Оболт-Оболдуев.  Писатель возложил на данного персонажа важную роль, он пытается показать своим читателям то, что есть такое счастье и как его можно достичь.

    Те весёлые времена, которые прошли, так как быстро текущая вода, легко вспоминаются данным персонажем. Но особенно запомнилось время, когда крепостное право начало кружиться и его отменили. В те времена изменения коснулись всех.

    Помещики были вынуждены расстаться со своим жильём, так как их прекрасные дома сносили, а сады, которые они вырастили, вырубали и превращались всё что попадалось под руки в дрова.

    Данные события приносят удовольствие лишь крестьянину, но они не могли радовать помещика. Всё же Оболт-Оболдуев, не видит особых преград для своей дальнейшей жизни. Он хочет проживать свою жизнь легко и сидеть на чужой шее.

    В произведении, также рассказывается об еще одном помещике по фамилии Утятин.  Это человек, который пережил все изменения и узнал что такое отмена крепостного права.

    Он познакомился с данным происшествием и его охватила ужасная паника, из-за того, что он теперь может лишиться всего имущества.

    Но его дети для того чтобы хоть как-то его успокоить и продолжать дурить его на деньги, приказывали крестьянам играть некоторое время спектакль.

    Популярные сочинения

    • Сочинение на тему Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)
      Дорога – одна из самых главных опасностей современного общества. Она имеет множество опасных факторов, которые, порой, могут стоить жизни.
    • Сочинения по картинам Крымова
      Описания картин Крымова
    • Экология русского языка – сочинение
      Все языки – подарок, можно сказать, наследство от прародителей потомкам, которое необходимо оберегать, любить и относиться надлежащим образом. Каждое новое поколение приносит в свой язык нечто новое

    Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

    Сочинение на тему Образы помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
    На данной странице представлено сочинение на тему , которое было добавлено 09.08.2015. Сочинение Образы помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо” уже просмотрело человек, оценило 0 человек. Надеемся что сочинение на тему Образы помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо” поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение. В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):     Какой-то барин кругленький, 
        Усатенький, пузатенький, 
        С сигарочкой во рту…

        Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество “кругленького” человека. 
        В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.

    •     Мы, барщинные, выросли 
          Под рылом у помещика, —
    •      
          говорят крестьяне, и одного словечка “рыло” достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину. 
    •     Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:
    •     Коптил я небо Божие, 
          Носил ливрею царскую, 
          Сорил казну народную 

        И думал век так жить…

        С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе “Последыш”. Глубокий смысл имеет само ее название.

    Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян.

    В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:

        Нос клювом, как у ястреба. 
        Усы седые, длинные 
        И — разные глаза: 
        Один здоровый — светится, 
        А левый — мутный, пасмурный, 

        Как оловянный грош!

        Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение. 
        Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — “неправедных судей”, купцов, подрядчиков. 

        К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:

        Живи с одних крестьян, 
        Сбирай мирские гривенки…

         
        Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:

        У нас народ — все голь да пьянь. 
         За свадебку, за исповедь 

        Должают по годам.

         
        В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:

        Русь не шелохнется, 
        Русь — как убитая! 
         А загорелась в ней 

        Искра сокрытая…

    Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Проблема поиска счастья — центральный мотив, которому подчинены все события в поэме. Вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» — самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Первоначально мужикам кажется, что для счастья достаточно быть сытым. Но по мере знакомст­ва с различными героями понятие счастья изменяется.

    Путешествие, в которое отправляются семь времен­нообязанных крестьян с целью найти ответ на главный вопрос, позволяет автору ввести самых разных героев, их биографии, рассказы, подробные описания. Среди многочисленных героев странникам встречается поме­щик Оболт-Оболдуев со своими воззрениями на счаст­ливую жизнь.

    Дворянское понимание счастья — это богатство, владение собственностью:

    • Бывало, ты в окружности
    • Один, как солнце на небе,
    • Твои деревни скромные,
    • Твои леса дремучие,
    • Твои поля кругом!

    …Там рыба в речке плещется:

    1. «Жирей-жирей до времени!»
    2. Там заяц лугом крадется:
    3. «Гуляй-гуляй до осени!»
    4. Все веселило барина,
    5. Любовно травка каждая
    6. Шептала: «Я твоя!» Всеобщая покорность также услаждала сознание барина:

    … И знали мы почет.

    • Не только люди русские,
    • Сама природа русская
    • Покорствовала нам.

    …Пойдешь ли деревенькою —

    1. Крестьяне в ноги валятся,
    2. Пойдешь лесными дачами —
    3. Столетними деревьями
    4. Преклонятся леса!
    5. Пойдешь ли пашней, нивою —
    6. Вся нива спелым колосом
    7. К ногам господским стелется,
    8. Ласкает слух и взор!

    Оболт-Оболдуев упивался своей властью над людь­ми, ему принадлежащими: Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!..

    И   при    таком    отношении    со    своей    стороны Оболт-Облдуев искренне верит, что принадлежащие ему крестьяне хорошо относились к нему: Зато, скажу не хвастая, Любил меня мужик! Помещик искренне тоскует по тем временам, когда он обладал безграничной властью над крестьянами. За­слышав колокольный звон, он с горечью произносит: Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей Звонят!.. Ой жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь!.. Для него и его семьи многое изменилось после от­мены крепостного права:

    Читайте также:  Что такое измена самому себе?

    Деревней ехать совестно, Мужик сидит — не двинется, Не гордость благородную — Желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий Звучит — топор разбойничий, Шалят!., а что поделаешь? Кем лес убережешь!.. Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа! Конечно, чувства Гаврилы Афанасьевича можно понять, когда он сожалеет о разоренной усадьбе:

    …Боже мой!

    Разобран по кирпичику

    Красивый дом помещичий,

    …Обширный сад помещичий,

    • Столетьями взлелеянный,
    • Под топором крестьянина
    • Весь лег, — мужик любуется,
    • Как много вышло дров!
    • Черства душа крестьянина,
    • Подумает ли он,
    • Что дуб, сейчас им сваленный,
    • Мой дед рукою собственной
    • Когда-то насадил!
    • Что вон под той рябиною
    • Резвились наши детушки,
    • И Ганичка и Верочка
    • Аукались со мной?
    • Что тут, под этой липою,
    • Жена моя призналась мне,
    • Что тяжела она
    • Гаврюшей, нашим первенцем,
    • И спрятала на грудь мою
    • Как вишня покрасневшее

    Прелестное лицо!..

    1. Оболт-Оболдуев гордится своим дворянским проис­хождением, мысль о труде оскорбительна для него:
    2. Трудись! Кому вы вздумали
    3. Читать такую проповедь!
    4. Я не крестьянин-лапотник,
    5. Я божиею милостью
    6. Российский дворянин!
    7. Россия — не неметчина,
    8. Нам чувства деликатные,
    9. Нам гордость внушена!
    10. Сословья благородные 
    11. У нас труду не учатся.

    …Скажу я вам, не хвастая,

    • Живу почти безвыездно
    • В деревне сорок лет,
    • А от ржаного колоса
    • Не отличу ячменного,
    • А мне поют: «Трудись!» Помещик даже находит оправдание своему безде­лью и праздной жизни всего дворянства:
    • А если и действительно
    • Свой долг мы ложно поняли
    • И наше назначение
    • Не в том, чтоб имя древнее,
    • Достоинство дворянское
    • Поддерживать охотою,
    • Пирами, всякой роскошью
    • И жить чужим трудом,
    • Так надо было ранее

    Сказать… Нужно отдать должное Оболту-Оболдуеву — он признает свою никчемность:

    1. Коптил я небо божие,
    2. Носил ливрею царскую,
    3. Сорил казну народную

    И думал век так жить… Гаврила Афанасьевич очень гордится своим знат­ным происхождением, а ведь получена царская ми­лость была его предками не за какие-то заслуги перед государством, а случайно:

    • Мой предок Оболдуй
    • Впервые поминается
    • В старинных русских грамотах
    • Два века с половиною
    • Назад тому. Гласит
    • Та грамота: «Татарину
    • Оболту Оболдуеву
    • Дано суконце доброе,
    • Ценою в два рубля:
    • Волками и лисицами
    • Он тешил государыню,
    • В день царских именин,
    • Спускал медведя дикого
    • С своим, и Оболдуева

    Медведь тот ободрал… Эта встреча семи странников с Оболтом-Оболдуе-вым, их реплики по ходу его рассказа свидетельству­ют о том, что мужикам чужды идеалы господ. Их раз­говор — столкновение непримиримых точек зрения.

    Фразы странников, начиная с наивно-простодушной («Леса нам не заказаны — видали древо всякое!) и за­канчивая социально-острыми («Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные, — им разный и по­чет! А про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли ты молиться в барский дом?..

    », «Да, было вам, помещи­кам, житье куда завидное, не надо умирать!»»), от­крывают читателю ту пропасть, которая существует между ними и господами.

    Гаврила Афанасьевич, сохранивший в душе чело­веческое отношение к своим крепостным, понимает, что зависит от крестьян и именно им обязан своим благополучием. Он тоскует по прежним временам, но смиряется с отменой крепостного края. А вот князь Утятин никак не хочет верить, что утратил власть над своими крепостными. Образ этого помещика менее симпатичен:

    1. Худой! Как зайцы зимние,
    2. Весь бел, и шапка белая,
    3. Высокая, с околышем
    4. Из красного сукна.
    5. Нос клювом,
    6. Как у ястреба,
    7. Усы седые, длинные
    8. И — разные глаза:
    9. Один здоровый — светится,
    10. А левый — мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош. Привыкший к власти, он очень болезненно воспри­нял весть о царском Манифесте. Крестьяне-вахлаки так рассказывают об этом:

    • Помещик наш особенный,
    • Богатство непомерное,
    • Чин важный, род вельможеский,
    • Весь век чудил, дурил,

    Да вдруг гроза и грянула…

    1. Не верит: врут разбойники!
    2. Посредника, исправника
    3. Прогнал! дурит по-старому,
    4. Стал крепко подозрителен,
    5. Не поклонись — дерет!
    6. Сам губернатор к барину
    7. Приехал: долго спорили,
    8. Сердитый голос барина
    9. В застольной дворня слышала;
    10. Озлился так, что к вечеру
    11. Хватил его удар!
    12. Всю половину левую
    13. Отбило: словно мертвая,

    И, как земля, черна…

    • Пропал ни за копеечку!
    • Известно, не корысть,
    • А спесь его подрезала,

    Соринку он терял. Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями. Но автор дальнейшим повествовани­ем показывает покорность и невежество мужиков.

    В решении «помалчивать до смерти старика» о догово­ренности с наследниками, согласие поддержать слух о том, «что мужиков помещикам велели воротить» — много от прежней приниженности и покорности. На­род — богатырь и труженик — обрекает себя на добро­вольное рабство. Этим Н. А.

    Некрасов показывает, что крестьяне не утратили веру в возможность догово­риться с помещиками, в возможность извлечь выгоду для себя, сохранив прежнюю систему взаимоотноше­ний. Ярким примером этого является «юродство» Клима перед барином:

    1. Кого же нам и слушаться?
    2. Кого любить? Надеяться
    3. Крестьянству на кого?
    4. Бедами упиваемся,
    5. Слезами умываемся,
    6. Куда нам бунтовать?
    7. Все ваше, все господское —
    8. Домишки наши ветхие,
    9. И животишки хворые,
    10. И сами — ваши мы!
    11. Зерно, что в землю брошено,
    12. И овощь огородная,
    13. И волос на нечесаной
    14. Мужицкой голове —
    15. Все ваше, все господское!
    16. В могилках наши прадеды,
    17. На печках деды старые
    18. И в зыбках дети малые —
    19. Все ваше, все господское!

    …И вновь сказал: «Отцы!

    • Живем за вашей милостью,
    • Как у Христа за пазухой:
    • Попробуй-ка без барина
    • Крестьянин так пожить!

    …Куда нам без господ?

    …Отцы! руководители!

    1. Не будь у нас помещиков,
    2. Не наготовим хлебушка,
    3. Не запасем травы!

    Хранители! Радетели!

    И мир давно бы рушился

    Без разума господского,

    Без нашей простоты! Вам на роду написано Блюсти крестьянство глупое, А нам работать, слушать, Молиться за господ!» Неудивительно, что старик после таких слов готов часами говорить о своих правах: И точно: час без малого Последыш говорил! Язык его не слушался: Старик слюною брызгался, Шипел! И так расстроился, Что правый глаз задергало, А левый вдруг расширился И — круглый, как у филина, — Вертелся колесом. Права свои дворянские, Веками освященные, Заслуги, имя древнее Помещик поминал, Царевым гневом, божиим Грозил крестьянам, ежели Взбунтуются они, И накрепко приказывал, Чтоб пустяков не думала, Не баловалась вотчина, А слушалась господ! Поверив в обман, разбитый параличом князь про­должает самодурство:

    Через деревню катится Рессорная колясочка:

    Вставай! картуз долой!

    • Бог весть с чего накинется,
    • Бранит, корит; с угрозою
    • Подступит — ты молчи!
    • Увидит в поле пахаря
    • И за его же полосу
    1. Облает: и лентяи-то,
    2. И лежебоки мы!
    3. А полоса сработана,
    4. Как никогда на барина

    Не работал мужик…

    … Нашел, что сено мокрое,

    • Вспылил: «Добро господское
    • Гноить? Я вас, мошенников,
    • Самих сгною на барщине!

    Пересушить сейчас!..»

    …(Попробовали странники:

    Сухохонько сенцо!) Приказы Последыша бессмысленны и нелепы. На­пример, чтобы поправить материальное положение вдовы Терентьевны, которая «побирается христовым подаянием», барин приказал «на той вдове Терентье-вой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плод и лися и правили тягло».

    А той вдове — под семьдесят,

    А жениху — шесть лет!

    …Другой приказ: «Коровушки

    1. Вчера гнались до солнышка
    2. Близ барского двора
    3. И так мычали, глупые,
    4. Что разбудили барина, —
    5. Так пастухам приказано
    6. Впредь унимать коров!»

    …Еще приказ: «У сторожа,

    • У ундера Софронова,
    • Собака непочтительна:
    • Залаяла на барина,
    • Так ундера прогнать,
    • А сторожем к помещичьей
    • Усадьбе назначается

    Еремка!..» Покатилися

    Опять крестьяне со смеху:

    Еремка тот с рождения

    Глухонемой дурак! Мужики с юмором относятся к выходкам Последы­ша («Ну, хохот, разумеется!..», «Опять смеется вот­чина».), но последствия разыгранной комедии пе­чальны. Шутка обернулась бедой — погиб Aran Пет­ров, единственный человек, осмелившийся вступит в открытый конфликт с выжившим из ума стариком. Он не желает терпеть моральное унижение и бросает в глаза Утятину:

    Цыц! Ничикни!

    Крестьянских душ владение

    Покончено. Последыш ты!

    1. Мужики так объясняют причину смерти Агапа:
    2. Не будь такой оказии,
    3. Не умер бы Aran!
    4. Мужик сырой, особенный,
    5. Головка непоклончива,
    6. А тут: иди, ложись!
    7. И извлекают для себя урок:
    8. Хвали траву в стогу,

    А барина — в гробу! В трех главах поэмы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках» и «Кре­стьянский грех» тоже возникают образы помещиков.

    И лишь в последней из них барин совершает добрый поступок — перед смертью дарует волю своим кресть­янам. А в первых двух вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами.

    Поливанов всю жизнь, с малолетства, издевается над верным холо­пом Яковом:

    • В зубы холопа примерного,
    • Якова верного,
    • Походя дул каблуком. Пан Глуховский тоже не отличается добродетель­ностью, да еще и хвастается своими злодеяниями:
    • Пан усмехнулся: «Спасения
    • Я уж не чаю давно,
    • В мире я чту только женщину,
    • Золото, честь и вино.
    • Жить надо, старче, по-моему:
    • Сколько холопов гублю,
    • Мучу, Пытаю и вешаю,

    А поглядел бы, как сплю!» В поэме звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя. Автор показывает, что существующий конфликт между помещиком и крестьянином нельзя решить мирным путем и ставит вопрос о путях выхода крестьянства к свободе и счастью.

    Ссылка на основную публикацию