Сочинение на тему: лирика М. Ю. Лермонтова

Сочинение на тему: лирика М. Ю. Лермонтова

Тема любви затрагивается всеми русскими поэтами. Она очень часто затрагивалась в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова, но отличалась от других потов. Например, сравним любовную лирику Лермонтова и Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин восхваляет любовь, пишет о ней как о высшем чувстве человека. В лирике Лермонтова, любовь описывается, как что-то грустное и неразделенное. В его лирике любовь неразлучна с печалью. Если задуматься, то на самом деле это не удивительно, достаточно лишь вспомнить о времени, в которое он жил — период восстания декабристов. Пушкин писал еще до восстания, когда еще оставалась надежда на лучшую жизнь: «Но в нас еще горит желанье, под гнетом власти роковой», — написал он в стихотворении «К Чаадаеву». В стихотворениях Лермонтова все тусклое, пессимистичное, потому что надежды на то что всё будет хорошо уже не было. Это во многом повлияло на его лирику. Для примера возьмем одно из его произведений — поэма «Демон».
В поэме » Демон» затрагивается множество тем, но одна из самых главных это тема любви, которая занимает особое место. Любовь — чудесная сила, которая побуждает человека к хорошему, раскрывает все его добрые качества, дает надежды, а иногда губит человека, сопровождая всю жизнь горькими мучениями.
В поэме раскрыты обе стороны силы любви. Жених Тамары, главной героини произведения, погибает из-за ревнивой спешки. Демон, ненавидящий и презирающий все вокруг, погружается в одиночество, его преследует чувство неполноценности, опустошенности. Тут он встречает свой идеал — Тамару. Он полностью пленился своим идеалом и всеми силами пытается устремиться к нему. Так любовь раскрывает положительные черты Демона, он борется за светлую жизнь, пытаясь стать «как все». Но в поэме Демон преподнесен как образ «лишнего» героя, непонятого, «Я тот, кого никто не любит», — так отзывался о себе сам герой. Лишний герой не может стать частью общества, он ищет свой идеальный мир, но найти не может. Демон остается верен своей любви, хотя это и приносит ему страдания, а Тамара же изменяет своей любви, становясь счастливой.

Таким образом, в поэме » Демон» любовь осталась безответной, она принесла герою грусть и боль, как и в других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова.

Еще больше сочинений на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4

Сочинение на тему: лирика М. Ю. Лермонтова

Причины отличия любовной лирики М. Ю. Лермонтова от творчества его современников следует искать в его юности, в периоде формирования личности поэта. Он рано повзрослел, уже в юные годы осознав жестокость мира. Все его творчество проникнуто мрачностью и трагизмом. Большое влияние на мировоззрение поэта и на его лирику оказала любовь к В. А. Лопухиной, волею судьбы – или его собственной нерешительности – оставшаяся безответной.
С одной стороны, любовь для Лермонтова – высочайшее, «небесное» чувство, осеняющее человека ангельским крылом. С другой стороны — испытываемые поэтом отвращение и неприязнь к повседневной жизни, неприятие грубой и жестокой реальности заставляли его разрываться в душе, словно объекты его чувств живут в ином, светлом и чистом мире, в котором когда-то суждена – или не суждена? – встреча. Как правило, стихи Лермонтова – о любви, утраченной по вине женщины, неверной, коварной или просто легкомысленной. Либо же – о любви возвышенной и непостижимой, оттого недоступной и невозможной, о любви неразделенной и безнадежной. Поэт вроде бы жаждет любви – и в то же время страшится открыть свое сердце, боится обмана и предательства, подозревая всех и вся, обвиняя людей в несоответствии его идеалам.
Нельзя не отметить, что стихи, посвященные конкретным женщинам, всегда описывают их очень точно. «Светский блеск» одной – в противовес «чудной простоте» другой. Но что характерно для всей лирики поэта – это неизменная и несгибаемая гордость его лирического героя. Неспособен он в угоду даже самому пламенному чувству переступить через себя.
Любовная лирика Лермонтова настолько трагична, что даже самые светлые стихи сопровождаются тенью несчастий.
Источник: http://sdam-na5.ru

Сочинение на тему: лирика М. Ю. Лермонтова

Тема любви является одной из самых актуальных. Множество писателей и поэтов воспевали ее в своих произведениях, возносили ее и укоряли. Михаил Юрьевич Лермонтов открыл новую страницу любовной лирики. Его работы дали толчок для новых размышлений, показали не только лучшие, но и худшие стороны этого возвышенного чувства. Творчество Лермонтова пропитано трагизмом.

И причина этого кроется не только в личных переживаниях, но и в окружающем мире. Благодаря умению видеть глубже, чем остальные, поэт открывает перед нами все тайны и особенности мира влюбленного человека.
Анализируя творчество Лермонтова, необходимо обратить внимание на то, как развивались его взгляды. Начнем с 30-х годов. Это время без каких-либо сомнений можно назвать жутким.

Большое количество интеллигенции, думающих людей сослали в Сибирь, репрессировали, расстреляли. Сам же Лермонтов старался сравнить идеальное и реальное. Благодаря сложившейся ситуации, контраст был очень ярким. Поэт старался передать читателю свои мечты о лучшем будущем, где любовь стоит на первом месте. Меня поражает то, как он превозносит любовь, верит в идеальное блаженство.

Ему мало частичного улучшения. Он осознает, что времени у него не так много.
Много работ Лермонтова передают его самое сильное, настоящее и неразделенное чувство любви к Варе Лопухиной. О его грусти свидетельствуют следующие строки: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Автор видит в любви нечто вечное и великое. Это говорит о его желании любить только одного человека и отдавать ему всего себя. И даже если на его пути и были увлечения, то они являлись лишь возможность на мгновение заглушить боль от неразделенной любви: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней.

Я думаю, что суть любовной лирики Лермонтова в том, чтобы создавать идеальные мечты и образы, которые смогли бы перекрыть существующую реальность. Он не пишет о любви нежной и радостной. В его творчестве можно наблюдать лишь за неразделенными и печальными чувствами. Мы не можем судить его взглядов, так как не пережили его жизненного пути.

Лично я считаю, что это очень сильные стихотворения, которые дают нам возможность пережить не только счастье, но и печаль.
Источник: http://www.kritika24.ru

Сочинение на тему: лирика М. Ю. Лермонтова

Огромное место в лирике М. Ю. Лермонтова занимает любовная тема. Более трети его стихотворений посвящено именно ей. Перелистывая томик Лермонтова, читатель с замиранием сердца натыкается на то или иное стихотворение, в котором соединены все веяния и чаяния великого русского поэта.

Традиции русской любовной поэзии, которые имели место быть до появления «звезды» Лермонтова, были многогранны и разнообразны. Но в 20 годах 19 века поэты воспевали любовь, которая имела абстрактную форму, но, не привязывая это чувство к реальности и существовавшим на Земле людям: знакомым и возлюбленным.

Таким образом, сам персонаж возлюбленной был несколько идеален, не отожествлен ни с чем, разве только с божественным началом. Совершенно очевидно, что он не имел под собой ничего реального. Впервые индивидуальность женщины, как возлюбленной, так и не получившей своей доли страсти, была воспета Пушкиным.

Почти каждая
его женщина, которой он посвятил свои стихи — это личность, не говоря уже об иных достоинствах дам. Лермонтов, в этом смысле поддержал тенденцию великого поэта и тоже наделил образы женщин индивидуальностью.
Любовная лирика молодого Лермонтова посвящена конкретной особе. Это Анна Столыпина.

Кроме того, самый обширный цикл был ориентирован на Наталью Иванову и Варвару Лопухину. Можно было — бы назвать еще несколько фамилий, но дело в другом: очевидно, что Лермонтов был влюбчив, юн и безудержен в своих пылких чувствах!
По аналогии с Пушкиным, можно сказать, что любовная лирика Лермонтова автобиографичная.

По ней можно проследить не только переживания поэта, но и характер его отношений с той особой, которой он посвятил свое произведение. Кстати сказать, Лермонтов не избегает стандартов при описании женской красоты, но от этого его поэзия никак не теряет своей изысканности и уникальности, а также превосходства.

Какие же штаммы использует в своих стихотворениях поэт? Возьмем, хотя бы такие, как («прелестный взор», «чудные глаза» и т.п.).
В произведениях, которые адресованы Е. Сушковой, автор прямо говорит об обиде девушке за ее поведение: притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие. Историю этих отношений можно прочесть в стихотворении «Благодарю».

Более зрелая тема, относящаяся к любовной лирике, адресована Н. Ивановой. В произведениях Лермонтова ожидание любви пронизано испытанием, а главное — ощущением трагической развязки. Самое удивительное состоит т в том, что это свойство лирики поэта контрастирует с тем светлым, что есть в лирике Пушкина.

Отличие Лермонтова от лирики Пушкина состоит в том, что герой Лермонтова — всегда несчастен в любви. В нем, пожалуй, нет той удали, которая свойственна пушкинским героям.

Каждый раз герои Лермонтова — это мужчины, которые жестоко обманываются в своих чувствах!
Но не стоит думать, что герои Лермонтова никогда не ощущают на себе счастье! Редкие минутки этого светлого чувства все-таки бывают.

И об этом пишет поэт: «С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… » Лермонтов анализирует чувства возлюбленного и непонимание своих отношений с той женщиной, которая любит его. Кроме того, поэт пытается понять сущность отношений между мужчиной и женщиной. Он, как тонкий психолог, ввергается в очень сложную сферу взаимоотношений.

Кроме того, в любовную лирику поэта вплетается постепенно и гражданская тема. Он винит своих дам в том, что общество, которое кишит сплетнями, им дороже. При этом Лермонтов прекрасно понимает, что в интимную сферу любого человека вплетается социум, вернее, его влияние.
По-особенному поэт относился к В. А. Лопухиной. В ней он сразу почувствовал родственную себе душу. Это называется простым словом — духовная близость. Обращаясь к Лопухиной, он назвал ее «товарищем» и «лучом путеводителем». Вполне естественно, что стихотворения поэта, адресованные Лопухиной, были полны просветленной любви и грусти, которая существует при расхождении реальности и мечты. Кроме того, произведения к Лопухиной дышали трагизмом души поэта из-за неразделенной любви и невозможности совместного счастья! Поэт чувствует, что его век недолог. Удивительно, но об этом он пишет в своих стихотворениях:
«Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других»

Читайте также:  Итоговое сочинение: Что значит уметь дружить?

Сочинение на тему Лирика Лермонтова

Когда в разговоре проскальзывает вопрос о том, кто же является самым лиричным поэтом России, некоторых это, конечно, вводит в ступор, но большинство поразмыслив, отвечает: Лермонтов.

И действительно, Лермонтов Михаил Юрьевич – это так называемая «луна» поэзии.

В отличие от «солнечного» Пушкина, он окружён ореолом таинственности, грусти и мечтательности, как и видное ночью небесное тело.

всю свою жизнь Михаил Юрьевич был одинок. У него, несомненно, были и товарищи, и очень близкие люди, но настоящих верных друзей у поэта не было никогда. Люди вокруг либо были совершенно иные и не имели ничего общего с Лермонтовым, либо же он сам их отталкивал, потому что в глубине души любил и ценил своё одиночество.

Все переживания, душевные метания поэта просто не могли не отразиться на его творчестве. Лермонтов был свободной личностью, он всегда мог высказать всё, что думает людям в лицо, за что, кстати, очень часто и вызывался на дуэли. Он не любил тех, кто льстил, заискивал и принижался перед вышестоящими людьми.

Лермонтов выступал за честность и справедливость, а также за искренность и добро. В его произведении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» есть прекрасные строки, которые отлично характеризуют характер поэта. Он мечтает бросить в глаза своим врагам «железный стих», и, конечно же, очень часто это делает.

Помимо чувства справедливости и неприятия лжи, Лермонтов также обладал очень большим сердцем. Когда он влюблялся, он любил сильно и очень чувственно, однако, никогда не чувствовал взаимности.

В его любовной лирике часто проскальзывает тема неразделённой любви.

Например, в стихотворении «Нищий» он сопоставляет бедняка, над которым насмеялись и которому вложили в руку камень и себя, которого также жестоко обманула его возлюбленная.

Конечно, поэт не бегал за теми, кто его не любил, ведь у него было очень развитое чувство собственного достоинства. В стихотворении «К ***» он пишет: «Я не унижусь пред тобою…». Однако, постоянно обжигаясь и болезненно расставаясь, через некоторое время у поэта вновь рождались строки вроде: «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней».

Лирика Лермонтова очень многогранна, она пропитана романтикой и бунтарским духом.  Своих стихотворениях Михаил Юрьевич затрагивает такие темы как одиночество, грусть, любовь, верность и дружбу. Последних трёх вещей у него практически никогда не было, но зато это помогало писать такие прекрасные стихотворения, которыми люди восхищаются до сих пор.

`

Лирика Лермонтова

Популярные сочинения

  • Почему доктор чудесный?
    В рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» перед нами почти рождественская история. В центре повествования — история семьи Мерцаловых.
  • Сочинение Какую мечту называют благородной
    Все мы ждёт чего-то от этой жизни, о чём-то мечтаем. И эти мечты бывают очень разнообразными, маленькими и большими, такими же разными, какими бывают все люди.
  • Сочинение про Воду
    Все знают, что жить без воды не сможет ни одно живое существо. Она нужна для того, чтобы утолить жажду. Вода – есть сама жизнь. Но сложно ли ее добывать? Об этом мы сейчас и узнаем.

2895. Философская лирика Лермонтова сочинение Русский язык

Тема философии в текстах поэтов, встречается не редко.

М.Ю.Лермонтов является ярчайшим представителем того времени, в чьих произведениях присутствует нотка философии. Критик Белинский В.Г. описывал Лермонтова как поэта совсем другой эпохи.

Автор пропитывает свои лирические произведения национальным духом и характером одиночества и грусти. Причина этому — веяния той эпохи. Автор переплетает с философской лирикой, патриотическую, разделяя жителей Руси на крестьян и дворян. Поэт показывает, что ему чужды награды и победы, радуют его простые гуляния крестьян и русская природа.

Одними из главных в произведениях Лермонтова являются мотивы одиночества, мук и страданий. Автор не был особо доволен своей жизнью, он рано потерял мать и отца «…Один я здесь, как царь воздушный…». Вырос в обществе дворян, в жизни его не было обычных людских радостей «…Страданья в сердце стеснены, и вижу, как судьбе послушно, года уходят, будто сны…».

Тесно связана с философией тема любви. Автор всю жизнь пытался найти в возлюбленных чистоту души, редко встречающуюся в том времени. Произведения Лермонтова это больше рассуждения о самой любви, чем рассказ о возникающем светлом чувстве. В стихотворениях о любви, автор затрагивает важные философские темы.

Проблема общества и поэта, является основной в лирике писателя. Автор показывает отношения между всем людским обществом и творческим человеком, как неприятные, даже вызывающие отвращение.

Стихотворение «Пророк» — главный пример вражды с предвзятостью в обществе. Автор выступает здесь в роли пророка, неверующего в лучший мир.

Он считает долгом вразумить общество, но ощущение изгоя, никак не оставляет его до конца жизни и автор окончательно убеждается в недопонимании среди народа.

Философская лирика М.Ю.Лермонтова о покинутом страннике, которого не хотело понимать общество, но, несмотря на это, согласным за это общество погибнуть. Автор не обращает внимания на то, что может вылечить его встревоженную душу, когда доходит дело до современности. Лишь легкую улыбку вызывает у автора поколения современников.

Философией пропитано все, о чем повествовал Лермонтов в течении своего пусть не длинного, но блестящего творческого пути с его раздумьями и ощущениями, ошибками и просветлениями. Автор по своей натуре был явным философом и никогда не писал бездумно. Он осознавал полное переплетение происходящих в жизни событий с его Родиной.

Лишь спустя сотни лет творчество М.Ю.Лермонтова стало узнаваемым и почитаемым, многие начали следовать примеру в его лирике и встали на правильный путь в поиске верной дороги жизни.

Вариант 2

Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.

Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.

Трагизм бытия проскальзывает в очень многих стихах, а лирические персонажи Лермонтова говорят, очень часто, за него. Подчеркивая ничтожность общественной жизни, поэт не отделяет и своего причастия к этому.

Даже не находя себе места в мире, он все же живет обычной жизнью. Так, в «Молитве» обращается он к Всевышнему с просьбой простить ему то, что он так редко всуе вспоминает Господа.

Осознание поэтом греховной действительности и своего участия в ней только добавляют его  рассуждениям грусти.

Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться  свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить. Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.

В «Монологе» ведутся рассуждения поэта о  судьбе человека и о предназначении его. Здесь и подмечает он ничтожность и бессмысленность бытия. Подчеркивает поэт, что очень быстро душа человеческая поддается дурным влияниям и что нет в этом мире ни любви, ни дружбы настоящей.

И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций – творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.

Сочинение Философская лирика Лермонтова 10 класс

  • Лермонтов Михаил – это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….
  • Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.
  • Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова – это ответы, на так называемые «вечные вопросы».
  • Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.
  • К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.

Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….

Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон». И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.

Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».

Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.

Вторая группа стихотворений – это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».

Читайте также:  Сочинение на тему: Характеристика Обломова

Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.

10 класс

Все сочинения

Сочинения по произведениям М. Ю. Лермонтова

Одно из первых стихотворений Лермонтова, которое я прочел еще в детстве – это стихотворение «Парус». Еще тогда оно произвело на меня неизгладимое впечатление своей поэтической красотой, образностью, чувствами, мыслями и глубокими переживаниями, которые в нем отразились.

Читать далее…

«По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости»И. С. Тургенев

Причины отличия любовной лирики М. Ю. Лермонтова от творчества его современников следует искать в его юности, в периоде формирования личности поэта. Он рано повзрослел, уже в юные годы осознав жестокость мира.

Все его творчество проникнуто мрачностью и трагизмом. Большое влияние на мировоззрение поэта и на его лирику оказала любовь к В. А.

Лопухиной, волею судьбы – или его собственной нерешительности – оставшаяся безответной.

Читать далее…

Печорин – очень непростой персонаж, полный противоречий, так возможна ли в его жизни дружба и как он ее понимает? Мы видим дружеское отношение в штабс-капитане Максиме Максимыче. Хоть он и считает Печорина не лишенным странностей человеком, все же привязан к герою и называет его своим другом. Однако Печорин считает его приятелем, не больше того.

Читать далее…

Это стихотворение Лермонтов писал, находясь в доме Карамзиных, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Поэт был опечален предстоящей разлукой с родными краями и, глядя на плывущие над городом серые тучи, создал свое бессмертное произведение.

Читать далее…

Стихотворение «Утес» написано Лермонтовым в 1841 году в свойственной ему романтичной манере. В этот период он создал много стихов на тему одиночества. Судьба поэта сложилась таким образом, что ему пришлось испытать одиночество, предательство и короткие мгновения счастья. Именно этот мотив он вложил в свое небольшое, но пронзительное произведение.

Читать далее…

Центральное место в поэме «Мцыри» занимает образ главного героя, самого Мцыри. Трактуется он необычно. Нет четких внешних признаков, каких-то индивидуальных черт, загадочности, что обычно присваивают романтическим героям.

Зато превосходно передано состояние души Мцыри. Нам показываются не только поступки героя, но и объясняется, отчего это происходит. Мцыри мечтает о простом человеческом понимании и очень хочет быть услышан хоть кем-то.

Читать далее…

В предисловии к роману «Герой нашего времени» автор старается отвести от себя огонь критики, упорно настаивая, что Печорин ни в коем случае не похож на него самого. Лермонтов лукавил.

Переживания его героя слишком реалистичны и подробны, чтобы быть чистым вымыслом.

Если что и было придумано, то это канва сюжета, наполненная типичными событиями и узнаваемыми людьми, ярко рисующая картину эпохи глазами современника. Образ же главного героя – вне времени.

Читать далее…

Образ Печорина входит в число самых ярких в русской литературе. Его личность очень непроста и воспринимается часто неоднозначно. Данный образ несет на себе отпечаток трагичности.

Читать далее…

Печорину в романе противопоставляется молодой юнкер Грушницкий. Он романтик по воле моды, любит надевать «маску разочарованности» и имитировать «необыкновенные чувства». Позиционируя себя как честного человека, он с легкостью забывает о благородстве, стоит лишь задеть его самолюбие. Ссора и дуэль с Печориным доказывают это в полной мере.

Читать далее…

Я вырос на ветке большого раскидистого дуба в темной лесной чаще. С самого начала меня окружало множество таких же плотных и зеленых листков, как я. Когда ветви нашего дуба шевелил ветер, мы тихо переговаривались между собой. Мне было хорошо и спокойно среди братьев, я любил наш большой сильный дуб.

Читать далее…

Жизнь Печорина отражает участь целого пласта молодежи 30 годов 19 столетия. Писатель так говорил о своем герое: «это портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии».

Читать далее…

Рожденный в дворянской семье Григорий Печорин был от природы наделен высоким интеллектом, способностями к наукам и аналитическим умом. Во всем, за что брался герой, он добивался успеха.

Премудрости светской жизни не стали исключением.

Печорин стремился возбуждать в окружающих любовь, страх, преклонение перед своей персоной: «…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает».

Читать далее…

Любовная лирика Лермонтова

Статья для подготовки к сочинению на тему: Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем лирика Пушкина.

Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Характер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей душу гуманности» пушкинских стихотворений.

Если у Пушкина любовь – это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.

Лирический герой его любовных стихотворений – это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе утешения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою…

», относящемся к Ивановскому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что «не была сначала, какою стала наконец».

В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми.

В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Сушковскому циклу, жаждущий ответной любви лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода.

Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», написанная в 1837 году.

Лирический герой, представляющий себя «странником в свете безродным», тоже нуждающимся в заступничестве, молится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного».

Герой просит «окружить счастием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, старость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лермонтова.

В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворение 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю…

» Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В отличие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и переживаниях.

Прошлое для него не умерло и образ любимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутствующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей».

Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым, лежащим в долине Дагестана.

Однако и в «мертвом сне» он видит «вечерний пир в родимой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» – это уже вся Россия. На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагестане, между юными женами идет веселый разговор о герое.

Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снится долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рана, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины.

Однако эта близость не приносит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый – живую, живая – мертвого».

В 1840 году написано «Завещание» – стихотворение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из светской среды, он скорее близок к Максиму Максимычу из «Героя нашего времени», но моложе его.

Герой ничуть не идеализирован, он даже не знает, живы ли его родители, потому что «писать ленив». «Если кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит.

Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения – человек, чьей судьбой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Пересолил»

Характерно и его обращение к другу («брат»), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его. Любовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом.

Однако внимание поэта к простому, бесхитростному человеку другого социального круга свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также обреченному на одиночество.

Любовь для Лермонтова всегда оставалась прекрасным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…

» 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему радости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта.

Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня…

» Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

Тоска по родной душе, сопровождавшая Лермонтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихотворении «И скучно и грустно…» 1840 года.

Обреченному на полное одиночество даже «в минуту душевной невзгоды» лирическому герою некому подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать поддержку.

Любовь как временное чувство не приносит ему удовлетворения, а вечная любовь невозможна. Оттого вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».

Любовная лирика Лермонтова свидетельствует о полном разочаровании поэта в любви, которая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустройство его собственной и всеобщей жизни. Эта всеобщая разобщенность, трагическая безысходность осознаются им как непреложный закон бытия.

Природа в лирике Лермонтова сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Природа в лирике Лермонтова

Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность и насыщенность разнообразными цветами и красками. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах и это логично, учитывая, что он был «гением пера».

С одной стороны, природа родных мест выступает как бы фоном в повествовании в произведениях, также они метафорично наполняют картину лирических работ, помогают раскрыть более детально характеры многих персонажей, которые показывают, какое настроение они испытывают в определенный момент времени. Например, в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины» можно очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сравнивается с состоянием и настроением персонажей.

Но также этот мир самостоятелен, он выражает собственные ощущения и порой находится в дисгармонии, например, он разделен на землю и небо, на верх, низ. Земля показывает, что все заканчивается, а небо наоборот, воплощает в себе вечные порывы и мотивы.

В более поздних работах автора природа менее эмоциональна, там все логично верно и правильно. Например, в произведении «Мцыри» герой хотел приблизиться к природе, он хотел «обняться с бурей». Лермонтов показывает свою любовь к природе через ноту патриотизма, иллюстрируя то, что красота родных мест возделана людьми, которые любят свой край и следят за его красотами и видами.

Однако в некоторые моменты жизни, автор сознавал трагичность своего одинокого состояния души, и поэтому в полной мере не мог ощутить своей связи с природой.

Он подчеркивал это тем, что «выходил один на дорогу..». Однако это не было депрессивным и отчаявшимся отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное трудное состояние души.

В этот период автор восхваляет тишину и спокойствие природы.

  Сочинение на тему: Смысл названия драмы Островского «Гроза»

Таким образом, природа в лирических творениях автора весьма разнообразна. Например критик Белинский В.Г. видел в произведениях Лермонтова «все элементы, в которых сочетаются жизнь и поэзия».

Его жизнь была наполнена глубоким смыслом, автор был склонен к метафоричным сравнениям, и ему гениально удавалось сравнивать, невероятные на первый взгляд, вещи.

Он противопоставлял существующий мир – миру природы, который тоже умел сигнализировать читателю то, что испытывает показанный персонаж, эпоха или что-то еще.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.

Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.

Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора.

Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев.

Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.

При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия.

Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей.

Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.

Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.

Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках. Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы.

Другие сочинения: ← Проблематика романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовАнализ произведения Маскарад →

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался.

Принято противопоставлять “образы бездушные людей”, принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “испорченному свету”.

В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…”, построенном на контрасте – “приличьем стянутые маски” и

  • “родные места” поэта, – природа названа “царством дивным”:
  • Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
  • А за прудом село дымится – и встают
  • Вдали туманы над полями.
  • В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
  • Глядит вечерний луг, и желтые листы

  «Барбос и Жулька» – краткое содержание рассказа А.И. Куприна

Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: “…я плачу и люблю…”

Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного

слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль.

В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта.

Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – природа в духовной жизни человека.

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”.

Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.

  1. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
  2. Тогда смиряется души моей тревога,
  3. Тогда расходятся морщины на челе, –
  4. И счастье я могу постигнуть на земле,
  5. И в небесах я вижу бога…

Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии – цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни?

Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?

Ссылка на основную публикацию