Сочинение: Казачество в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» – главное произведение М. Шолохова, заслуженно принесшее писателю мировую славу. В основном за это произведение он был удостоен Нобелевской премии.

С годами значимость этой вещи нисколько не уменьшилась, никто, по-прежнему не сомневается в художественных достоинствах романа, но споры идут о другом: был ли Шолохов автором «Тихого Дона», мог ли человек, не имевший практически никакого образования, уже в 23 года написать текст, который составил первую книгу романа? Дискуссии на эту тему публикуются сегодня во многих изданиях, в том числе – в «Новом мире», но к единому мнению авторы так и не пришли. Как бы то ни было, бесспорно одно: «Тихий Дон» – уникальное произведение, которое в русской литературе может быть поставлено в один ряд только с «Войной и миром» Л. Толстого.

В центре романа прежде всего судьбы казачества, которое представляло собой привилегированное военное сословие в царской России. Священной обязанностью казака была служба в армии. Уже к концу 19 в. слово «казак» ассоциировалось не только с представлением о храбром лихом воине; «казак» – это еще и усмиритель народных бунтов, который с нагайкой или шашкой в руках разгонял рабочие демонстрации.

В романе очень точно воспроизведена хронологическая последовательность событий, все места: города, станицы, реки – названы очень точно.

Единственное вымышленное место – это хутор Татарский, в котором происходят все основные события. Первая фраза романа – «Мелеховский двор на самом краю хутора», а последняя сцена рисует возвращение Григория после всего пережитого к родному порогу. Здесь, в отчем доме, все начала и концы жизни.

Главный герой романа, Григорий Мелехов, как и положено казаку, верой и правдой служил царю.

На царской службе Григорий удостоился за храбрость и мужество высшей награды: с войны он вернулся полным Георгиевским кавалером.

Когда произошла революция, а потом заполыхала на Дону гражданская война, Григорий не сразу определил для себя, что правильно и справедливо. Как и большинство казаков, он оказался с белыми.

Чем дальше идет война, тем ожесточеннее становятся люди. Бывший дружок Мишка Кошевой убил родного брата Григория – Петра, и теперь Григорий, преследуя красных, думает: «Это им за Петра первый платеж».

Митька Коршунов убил престарелую мать Кошевого, и в душе у Михаила навеки поселилось ожесточенное недоверие ко всем, кто был у белых.

В конце романа это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе Григория Мелехова: если бы не подозрительность, даже враждебность Михаила, Григорий не ушел бы из хутора и не попал бы в банду Фомина.

Никогда на протяжении войны Григорий не был до конца уверен в своей правоте. Он даже завидовал тем, кто, как Штокман или Кошевой, всегда знал, с кем быть, что делать. Григорий же всегда ощущал смутное недовольство, им владела мысль, что все происходит не так, что «неправильный у жизни ход», события определяются чьей-то злой волей.

«Спутали нас господа, стреножили жизнью и нашими руками вершают свои дела», – думает Григорий. Он, необразованный, в общем малокультурный человек, но храбрый, удачливый воин, дослужился до офицерского чина. Однако на равных с белогвардейскими офицерами он себя не ощущает.

Офицерские погоны, предмет гордости отца и Натальи, самого Григория нисколько не радуют, и он говорит, что лучше бы их и вовсе не было.            —

В конце войны Григорий почти полгода прослужив в Красной Армии, но об этом Шолохов не пишет подробно: этот период в жизни Григория Мелехова известен только по скупым рассказам верного оруженосца Прохора Зыкова. Может быть, писатель идет на такой прием потому, что и служба у красных не стала кровно необходимой Григорию, не согрела его душу сознанием справедливости борьбы.

Григорий Мелехов возвращается в хутор, не желая больше служить ни белым, ни красным. «Моим рукам работать надо, а не воевать», – говорит он. За время войны он потерял брата, схоронил отца и Наталью, устал душой смертельно.

Никакой опасности для советской власти он не представляет, и не по своей воле он опять оказывается втянутым в борьбу против большевиков.

Но если он давно уже разочаровался в белом движении (в котором были, конечно, и самоотверженность, и благородство), то уж в банде Фомина его ничто не может согреть.

Григорий решает бросить все, уйти на Кубань, где его никто не знает, просто жить и работать. Верная Аксинья в который раз уходит с ним из хутора. Но не в природе нашей российской жизни, чтобы два человека смогли устроить счастливую жизнь, не зависящую от внешних обстоятельств.

Аксинья погибает от случайной пули. Григорий похоронил Аксинью и почти сутки просидел над могилой. Когда он поднял голову от могильного холма, то увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

Последняя сцена рисует Григория, который сточит у порога родного дома и держит на руках сына. Сын – последнее, что осталось у Григория в этой жизни, что пока еще роднит его с землей и людьми. М.

Шолохов не рассказывает о дальнейшей судьбе своего героя, но читатель вполне понимает, что ничего хорошего бывшему белому офицеру от советской власти ждать не приходится. Так на примере Григория Мелехова М. А.

Шолохов показывает трагическую судьбу человека, помимо воли вовлеченного в братоубийственную войну и потерявшего в этой войне все.

Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

«Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса.

Все здесь создает ощущение праздника. «Косцы и грабелыцицы одевались будто на годовой праздник»,— говорит автор. Он обращает внимание читателя на яр­кую, нарядную одежду казаков: «С самого утра зацве­ло займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков».

Писатель под­черкивает единство народа в крестьянском труде, на работу казаки выходят всем хутором. Это добрая ве­ковая традиция, «так повелось исстари». Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор каза­ков. Радостное состояние переживает Дуняшка, ощу­щая общее настроение.

Счастливыми глазами она раз­глядывала луг и встречавшихся по дороге людей.

«Мне радостно, и больше я ничего не хочу»,— говорило ее лицо.

Атмосфера труда – родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей.

Писа­тель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотво­ряет землю, такую любимую донским казачеством тема крестьянского труда проходит через весь роман. На воине Григорий бесконечно тоскует о нем.

«Хоро­шо бы взяться за чапыги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезан­ной лемехом травы»,— думает он.

Донские казаки не только труженики, но и воины. С детства мальчиков учат сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Из века в век ходят казаки на службу, приходит очередь и Петра с Григорием Мелеховых.

Их отец Пантелей Прокофьевич – бывалый казак некогда он получил в императорском полку первый приз за джигитовку. Служба – важное, значимое событие в жизни казака.

Пантелей Прокофьевич – уже старик, но отправляя письму сыну, он непременно подписывается не только именем, но и указывает свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов».

Огромное, радостное потрясение для него – письмо от сына, в котором тот сообщает о своих воинских заслугах. Пантелей Прокофьевич, как  замечает автор,  просто  «ошпарен радостью». Иметь сына — достойного воина — большая честь для любого казака.

Шолохов поэтизирует мир казачества, но он не идеализирует его. Перед читателем проходит страш­ная картина расправы над женой Прокофия Мелехо­ва, которую казаки по темноте своей нарекли ведьмой и беременную забили до смерти.

Читайте также:  «Дети подземелья» В.Г. Короленко — краткое содержание произведения и отзыв

Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва от ру­жья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молит­вы — удивительное сплетение колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной мо­литвы.

Здесь органично сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Передавались они ве­ками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками.

Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодействен­ную силу.

Аксинья, тоскуя по Григорию, которого вот-вот со­бираются женить, идет за помощью к «бабунюшке», и та произносит над ней нехитрый заговор.

Привычное дело в казачьей среде — избиение жен. Аксинья знает, какое наказание ее ждет за измену, она приветствует мужа словом «бей». Бьет Степан Ак­синью неистово: «Издали на Степана глядеть — ка­зачка человек вытанцовывает».

Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава семьи, отец — автори­тет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчи­ной в семье главное слово. Так ведется исстари.

Взрос­лого парня Григория недрогнувшей рукой протягива­ет Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Гри­горий дает отпор отцу, то потом все же женится со­гласно его воле на Наталье Коршуновой. Род, семья — священные понятия для казаков.

Несмотря на стро­гие, жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бе­дами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не случайно писа­тель сообщает читателю историю мелеховского рода.

Родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляю­щие духовного мира казаков, мастерски воспроизве­денные Шолоховым. Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уров­ня — Нобелевской премией.

Образы казаков в романе Шолохова «Тихий Дон» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» открыла перед читателем двери в жизнь особого, привилегированного сословия — донского казачества. Сделав центром повествования семью Мелеховых из небольшого хутора Татарский, автор не только обозначил семейную тему как одну из смысловых центров произведения, но и глубоко раскрыл особенности быта, нравов и обычаев казачьего Дона.

«Мелеховский двор — на самом краю хутора», — такой фразой М.А. Шолохов открывает свое произведение. Первые страницы «Тихого Дона» посвящены предыстории семьи Мелеховых, точнее — трагичному эпизоду из жизни Прокофия Мелехова, взявшего себе в жены турчанку.

Реакция жителей хутора обнажила темную жестокость и нетерпимость казаков: беременную иноземку растерзала толпа, а Прокофий, мстя за смерть жены, разрубил «до пояса» зачинщика расправы, после чего был отправлен на каторгу. Однако ребенка удалось спасти. Его нарекли, в честь деда, Пантелеем. «С тех пор и пошла турецкая кровь смешиваться с казачьей.

Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по уличному — Турки».

Сцена из прошлого семьи Мелеховых претворяет события романа не случайно: история гибели турчанки рисует основные черты изображаемой среды — мира донского казачества, а также заявляет основные социально-нравственные конфликты этого закрытого общества.

Кроме того, становится очевидной параллель между судьбами представителей двух поколений, деда и внука. Григорий, полюбивший замужнюю казачку Аскинью, тоже нарушил законы мира, в котором жил.

Ради благополучия семьи он готов был «прикончить эту историю», однако сама Аксинья, не боясь осуждения, открыто протестовала против закостенелых устоев казачества, от которых успела настрадаться.

Если колебания Григория объясняются крепостью патриархальных традиций в среде, в которой он рос, и уважением к воле старших, которое сызмальства воспитывается в маленьких хуторянах, то храбрость его возлюбленной питает осознание естественности своего права на любовь и счастье.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

  “Семейная хроника” Аксакова в кратком содержании

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Несмотря на то, что участи Аксиньи и безымянной турчанки показывают «изнанку» обычаев этого сословия, автор раскрывает и «другую сторону», обыденность, в которой видит идеал народной жизни. Чем ближе М.А.

Шолохов знакомит читателя с казачеством, тем больше положительных черт открывается в нем.

За дверьми хутора Мелеховых кипит будничная жизнь, заполненная крестьянскими работами, исполнением военных обязанностей, праздниками и уникальными обычаями.

Поэзия рабочего процесса красной нитью проходит через каждую сцену, изображающую казачий быт. В их среде человек ценится по отношению к труду, о лентяях же говорят презрительно и с непониманием. Мелеховы — труженики, охотно возделывающие землю, которая им принадлежит.

Глава семьи, Пантелей Прокофьич — трудолюбивый, хозяйственный человек, в своем образе воплощающий общую для казаков домовитость и любовь к родной земле. Больше всего на свете он заботится о благополучии своего дома и людей, его населяющих.

Гордость его сочетается с большим сердцем — ему сложно было простить Григорию непослушание, но как гордился он офицерским званием своего сына, его успехами на фронте! В этом уважении к воинским обязанностям сказывается с пеленок привитое понятие о долге каждого казака: отдать долг перед Родиной и Отечеством.

Жена Пантелея Прокофьича, Ильинична, «мужественная и гордая старуха», всю жизнь была хранительницей домашнего очага и настоящей Матерью; ее Шолохов выписывал с особой любовью и трепетом, глубоко уважая сильный характер этой простой трудящейся женщины.

Она оставалась опорой для мужа, для детей, для невесток и внуков, ее руки возделывали плодородный чернозем донских земель, пекли к обеду хлеб и разливали по рюмкам водку.

Ильинична, как и Пантелей Прокофьич, воплощает собой дух настоящего казачества с его любовью к родной земле, тягой к труду и чувством неразрывной связи своей с природой.

Мелеховы, подобно другим казаки, проводили день в хозяйственных заботах, без которых их жизнь теряла существенную часть смысла.

Так, мотив страданий, испытываемых казаками вдали от родной земли, их безотчетная тяга к физическому труду воплощается в образе Григория Мелехова, который никогда не забывал о доме во время своих скитаний.

Его жизненный путь — череда разлук и воссоединений с семьей, — закономерно обрывается автором на пороге его собственного дома. Григорий возвращается к мирному земледельческому труду, воспитанию сына — к тому, в чем М.А. Шолохов видел смысл человеческой жизни.

Казачество

Автор романа выделяет казачество в отдельную социальную группу. Это не просто крестьянство, забитое и запуганное самодержавием. Казачество сложный многослойный класс, отображающий жизнь всей страны. Оно схоже с другими народами, с коренным русским населением. Но есть особая стать у казаков, они ценят свою историю, характер, удаль и свободолюбие.

Казачество гудит, не понимая, куда ведут его власти. Они буйно веселятся, так же яростно грустят. Казаки слагают песни о реке, о трудной жизни, о вечной борьбе за свободу. Мужики поют перед уходом на битвы, службы. Матери поют над детьми. Автор поет вместе со своим народом. Он выбирает строки песен эпиграфом к роману.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое внутренний мир» по тексту Долининой

В песне о Доне белая рыбица бьется посередине, студеные ключи мутят чистую воду, поднимают со дна тину.

Вымышленные и реальные лица

Автор создавая роман, вводил в сюжет реальных лиц. Исторические деятели дополняли характер вымышленных героев. Такое смешение воспринимается читателем как реальное действие. В конце романа кажется, что Григорий Мелехов жил на самом деле. Его историю просто передали потомкам. Революционных деятелей Шолохов берет из истории: Подтелков, Кривошлыков.

С их изображением были согласны не все современники автора. Зарождающийся класс коммунистов представлен образом Михаила Кошевого. Характер формируется в войне, в борьбе против Мелеховых. Михаил начинает возвышаться над людьми, считает, что имеет право вершить их судьбы. Кто он, победитель в войне? Такой же убийца или бог среди людей? Вопрос очень сложный.

На него каждый пытается ответить по-своему.

Народ – герой романа, казачество – главный персонаж произведения. Написать сочинение “Народ в романе Тихий Дон” можно, описав историю одной семьи, одного человека. Можно взять за основу предложенный материал, дополнить информацию собственными рассуждениями.

Толстовские традиции в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

1«Живые истоки» творчества М.Шолохова Творчество Михаила Александровича Шолохова неразрывно связано с народной жизнью. То знание действительности и понимание человека, которые отложились в социальном и духовном опыте народа в течение веков, органически вошли в мир художника и определили суть его искусства слова.

Шолохов как художник воспринял представления народные об исторических, социальных и нравственных ценностях мира, и они легли в основание его мировоззрения мировоззрение человека, разделившего с народом судьбу в эпоху социалистической революции.

Именно поэтому так рано пришла к нему зрелость, так глубоко и органически воспринял он художественные традиции прошлого.

Уже в ранних рассказах явственно проявилась естественность сопряжений с русской классической литературой. В Шолохове как бы преломился её опыт во всей своей многомерности и глубине. Объяснялось это тем, что на великое наследие советский писатель посмотрел глазами революционного народа. Ещё Л.Толстой перспективу художественного развития России связывал с народностью.

Самими обстоятельствами своей биографии Шолохов связан с народной жизнью. Его гражданское самоопределение осуществлялось под знаком революционной правды, постигаемой массами. Отсюда путь Шолохова к народности был существенно иным по сравнению с его великими предшественниками.

Однако в этом различии есть и черты общности, что во многом обусловлено своеобразием самой проблемы народности, когда дело касается художественного творчества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, например, признания Толстого, в котором выражена заветная мысль и сокровенная эмоция, лежащая в основании его нравственных и художественных исканий.

Это мысль о родном народе, его состоянии и о судьбе и о своём отношении к нему.

«Я, — писал Л. Н. Толстой в «Исповеди», — Отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придаёт ей».

Мысль о народе становится и объектом творчества, и принципов художественного познания… Это и роднит Шолохова с Л. Толстым, определяет глубокую ограниченность его связи с художественной традицией, зримо очерчивает его собственную творческую позицию.

2«Тихий Дон» − роман-эпопея молодого писателя Рождение романа эпопеи «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение.

Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20 годы почти одновременно стали работать: М.

Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А.Н.Толстой над эпопеей «Хождение по мукам», М.Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир».

В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Роман эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М.Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

«Тихий Дон» — сложнейшее произведение, охватывающее огромный отрезок времени, множество исторических событий, большое количество действующих лиц. Шолохов стремился представить (и ему это удалось в полной мере) картину русской действительности начала 20 века, срез целой эпохи.

М. Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадцатилетнем возрасте в 1925 году и завершил в 1940 году. В быстром наступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны.

В событиях гражданской войны, в острых классовых конфликтах, размежевавшихся станичников и хуторян, в подвигах, которые совершали большевики, в жестоких повадках защитников старого мира открылась жизнь перед зорким глазом и пытливой мыслью рано созревшего юноши.

Желание рассказать о виденном и пережитом заставляло браться за перо. Пусть маленькие рассказы, которые он ещё в 1922 году посылал в комсомольские газеты и «Огонёк», не были напечатаны, — Шолохов твердо решил посвятить себя литературе.

Уже тогда он впервые поделился с друзьями замыслом романа о гражданской войне на Дону.

К замыслу романа «Тихий Дон» Шолохов шёл давно. Сначала появился сборник «Донские рассказы». В нём Шолохов проникновенно изображал явления народной жизни, запечатлевая особенности быта казаков. В то же время он не оставил в стороне животрепещущие вопросы современной ему действительности.

Он передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Затем появился роман «Донщина», повествующий о провале корниловского мятежа.

Так, шаг за шагом Шолохов приближался к написанию «Тихого Дона», романа, посвященного судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов нашей истории. Как известно, роман давался писателю нелегко, он посвятил ему много лет, но был вознагражден сторицей.

Ещё не оконченное произведение сразу нашло отклик в читательских сердцах, а затем стало классикой нашей литературы.

«Тихий Дон» — книга, не только отразившая революцию, но и рожденная ею. Она несет на себе горячую печать того времени с его размахом, смятенностью, ломкой устоев, привычек, существований. В ней гуляет ветер революции.

Это книга глубоко реалистическая, она вторгается в суть исторического процесса и потому является невольным свидетелем крупнейших народных движений, крупнейших социальных потрясений других времён и государств.

Автор заинтересовывает, даже заинтриговывает читателя, но преследует куда более серьёзную цель ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни. Жанр, позволивший наиболее полно решить эту задачу, — роман-эпопея. Непревзойденный образец этого жанра — «Война и мир» Л. Н. Толстого. М.

Шолохов в романе «Тихий Дон» продолжил и развил толстовские традиции. Надо отметить особенность «Тихого Дона», роднящую его с «Войной и миром», — стремление показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных личностей, а от общего духа народных масс.

В своём творчестве М.Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л.Толстого с другой.

3Толстовские традиции в романе М.Шолохова Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русская литература 20 века не составляет в этой связи исключения. Всё лучшее, что было создано гениями 19 века, усвоено, осмыслено и новаторски развито М.Горьким, М.Булгаковым, М.Шолоховым и многими другими писателями.

Читайте также:  Сочинение 15.3: что такое трусость по тексту вигдоровой

Из века 19 пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отказались от прошлого, не «сбросили Пушкина», а заодно и многих других с «корабля современности».

В своём реферате я хочу обратиться к теме «Л.Толстой и М.Шолохов» в самом, на мой взгляд, трудном её аспекте: влияние романа-эпопеи «Война и мир» на жанровое своеобразие «Тихого Дона».

Как известно произведение Л.Толстого стало уникальным в литературе 19 века по степени охвата действительности. В нём соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм глубина авторских размышлений. Всё это и делает его романом — эпопеей.

Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л.Толстого уже на новом историческом этапе: «Тихий Дон» М.Шолохова.

Но что может быть общего между замыслом Л.

Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и «Тихим Доном», раскрывшим кровавые конфликты гражданской, то есть внутринациональной борьбы? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к «мысли народной». Национальный характер, душа народа вот предмет художественного исследования М.Шолохова, продолжившего традиции Л.Толстого.

Сопоставление этих двух произведений выявит не только характерные особенности «Тихого Дона» как романа эпопеи, но и его значимые отличия от толстовского романа, которые и определили неповторимое своеобразие произведения Шолохова.

Первоначальный замысел произведений:

−Л. Н. Толстой роман «Декабристы» (

  Базаров – «лицо трагическое» по литературе 10 класс

Народ и природа

Уже с названия романа начинает прослеживаться связь человека с природой. Река как связующее звено. Дон могуч, красив. Он меняет свой характер, его втягивает водоворот событий, происходящий вокруг. Он уже не тих, реки красной крови вытекают и изменяют человека. Природа сопровождает людей, создает атмосферу радости, горя, смерти и рождения.

Автор использует картины природы для раскрытия глубинных тем: отношение казачества к войне, болезни и любовь, дом и семья. Казаки не хотят воевать, они любят свои станицы, сады и пашни. Хутора склоняются перед красными и белыми. Все будто вымирает от страха. Трескучим раскатом громыхает гроза, предвещая смерти и гибель народа.

В душе людей страх оживает с великой силой, звенит лес как конная рать, движущая по замороженному лесу.

Характеры донского народа

Тихий Дон скрывает множество характеров людей. Не все они мирные, тихие и спокойные. Как и течение реки люди различны. Автор показывает самые типичные характеры. Богатый, любящий роскошь Коршунов не принимает идеи советской власти. Он торговец до корней волос. Ему жалко расставаться с тем, что дала ему жизнь: авторитет, достаток, земля.

Другой по характеру казак Пантелеймон Мелехов. Его жизнь устоялась, казалась прочной. Война расшатывает устои, рушит быт, меняет отношения. Авторитет отца становится слабым.

Пантелеймон мечется между сыновьями, войной и мирной жизнью. Он труженик, но вдруг не гнушается мародерства.

Метания Мелехова переходят в чудачества, но в какой-то степени объясняют поведение Григория, непонимающего, на чью сторону перейти: белых, красных, отдельно стоящих банд.

Еще один персонаж – Сергей Мохов. Про него автор говорит: «рви – не вырвешь» этот «бурьян-копытник». Купец – выходец из разбойничьего рода, ставшего доносчиком на своих же, дончаков.

Народ, казачество в романе "Тихий Дон" Шолохова М.А. – Шолохов М.А. Литература 20 века

Народ, казачество — главный герой романа. В произведении с первой и до последней страницы живет, занимаясь обычными трудовыми делами, празднуя свадьбы, собираясь на выучку в лагеря, участвуя в боях, народ, казачество. М. Шолохов представил его не как оплот самодержавия, какую-то привилегированную прослойку в обществе, а как сложный, многослойный коллектив.

В этом коллективе роскошествует богач Коршунов, который отвергает даже саму мысль о советской власти. Ему хочется оставить за собой привилегии: землю, накопленное добро, авторитет уважаемого людьми хозяина. Он и поторговывает понемногу (именно ему приносят на продажу пойманную рыбу). И живет комфортно, не как другие.

Пантелеймон Прокофьевич считает за большую честь заполучить в невестки его дочь Наталью.

Сложной и запутанной оказывается стачала устоявшаяся, а затем все более подтачивающаяся извне и изнутри жизнь семьи Мелеховых. Война расшатала их быт, нарушила привычный ритм жизни. Померкла сила Пантелеймона Прокофьевича.

Теперь уже и Дарья, и Наталья, и Дуняшка смеются над его чудачествами, внешней, показной властностью.

Он мечется между войной и миром, родным очагом и чужим полем битвы, между человечностью и мародерством: вспомним его поведение, когда Пантелеймон Прокофьевич после налета казаков под руководством сына нагружает повозку отобранным у сирот барахлом и взваливает наверх котел.

Показал писатель в романе и купеческое сословие в казачьей среде.

Яркой, колоритной получилась фигура Сергея Платоновича Мохова — потомка Никишки Мохова, поселившегося в станице на месте сожженного города Чигонаки в верховьях Дона и тем самым скрывшегося от наказания за разбойничье нападение на баржу во времена Петра I.

Его предок покупал за бесценок вещи, торговал и ездил в Воронеж, откуда приехал доносить властям, как живут и о чем думают дончаки. Со времен царя-реформатора укоренилось семейство Моховых на Дону, «как бурьян-копытник: рви — не вырвешь».

Казачья масса глухо гудит в романе, отвергая и советскую, и белогвардейскую власть, свирепо издевается над пленными красноармейцами. Веселится буйно и радостно. Буйно грустит. Потому в романе много невеселых песен: они о вечной, трудной и сложной жизни, о батюшке тихом Доне.

Их поют казаки-мужчины, отправляясь на войну и на сборы, матери над колыбелью детей. Песни поддерживают в трудные минуты жизни. Две из них открывают роман, взяты эпиграфом к нему. Первая напоминает «Слово о полку Игореве».

А во второй песне тихий Дон предстает мутным, мутнехоньким, с бьющими со дна студеными ключами, с белой рыбицей посредине.

Люди в романе вписаны в природу, в светлую, прозрачную или мутную, волнующуюся ленту тихого Дона. Дон, степная природа — параллельный с народом образ в романе. Он наделен яркой красотой. На его фоне как-то нелепо выглядят войны и раздоры.

Природа прекрасна, река могуча, народ мужественный и красивый.

Так зачем же братоубийство? К чему реки красной крови? Кто уполномочил Краснова и Каледина, Деникина и Подтелкова, заграничных офицеров чинить в гармоничном мире бесчинства? На эти вопросы отвечает писатель, всей душой переживая трагедию своего народа, противопоставляя ей гармонию природы.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Ссылка на основную публикацию