Сочинение: Гражданская война в романе «Тихий Дон»

В своём романе-эпопее «Тихий Дон» наиболее ярко изобразил трагедию революции и гражданской войны.

В произведении показано, как во время «великих потрясений» менялись характеры людей, их жизненные принципы и идеалы.

Автор позволяет читателю взглянуть на события глазами их непосредственных участников, причём как красных, так и белых, что было необычно для советской литературы того времени, когда был написан роман. 

И не одной из сторон писатель не сочувствует до конца. Он защищает права человека на мирную, спокойную жизнь, честный труд.

Всего этого русских людей лишила гражданская война, разделившая пополам не только страну, но и множество семей, и ставшая в прямом смысле слова братоубийственной.

В романе описание войны и связанных с ней бед совсем лишены романтизма, в нем нет гимна классовой борьбе. Главное для писателя ─ человеческая жизнь, и она не стоит ни какой-либо идеологии, ни призрачной мечты о «светлом будущем».

Большое количество массовых сцен, персонажей второго плана, исторические экскурсы не заслоняют от читателя главных героев. Ярко выведенные образы Григория, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьича, Ильиничны помогают лучше понять все сложности и противоречия времени, они очень глубоки по содержанию.

Ключевые исторические события являются и главными местами в сюжете и композиции произведения. Они помогают автору рассказать о движущих силах истории.

Исторический процесс в эпопее представлен как движение огромных масс, как кровопролитная борьба «всех против всех», которая затронула не только общественные, но и личные, бытовые стороны жизни народа. Два плана в романе, исторический и личной жизни персонажей, постоянно дополняют друг друга.

Из мелеховского дома читатель попадает то в Москву, то в Петроград, то на фронты Первой мировой войны. Встречается с Николаем Вторым, белым генералом Алексеевым, командующим красной конницей Будённым. Но главными героями «Тихого Дона» стали простые казаки, храбрые воины и трудолюбивые земледельцы.

Именно эти главные черты казачества ─ «казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе», а также неукротимая воля, наиболее заметны в характере главного героя романа ─ Григория Мелехова. Его метания, переходы от белых к красным и обратно ─ не только эпизоды его жизни. В его судьбе отразилась нелёгкая доля всего донского казачества. 

Война прошлась кровавым колесом и по семье Мелеховых. «Возлюбила смерть мелеховский курень» ─ говорит Ильинична, мать Григория.

Он сам пытается найти правильный путь, мучается, сомневается: правда на всех одна или у каждого «своя правда, своя дорога»? Как соединить общенародное и «своё, казачье»? «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный, качаюсь» ─ признаётся Григорий.

Он «отрёкся от старого мира», но мир новый, построенный на крови, насилии и страданиях, тоже не принял. Вместе с Аксиньей он пытается бежать от жестокой действительности, но неумолимая эпоха настигает его в виде случайной пули, убившей Аксинью. 

В «Тихом Доне» Шолохов ставит общечеловеческие вопросы о роли личности в истории, о долге и свободе выбора, об исторических коллизиях, которые порождают страшные, кровопролитные конфликты.

Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» ─ своего рода трагедия, где персонажи с сильными и яркими характерами действуют в главные моменты не только своей личной жизни, но и жизни всего народа, всей страны.

ПредыдущаяСледующая

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Трагедия одной конкретной семьи как в зеркале отражает историю всего народа. Большая трудолюбивая семья живет миром. Большое хозяйство, любовь к земле, забота о детях объединяют взрослых и детей. В доме есть все: любовь, уважение, терпение. Мелеховы – обычная казацкая семья: отец, мать, дочери, сыновья. Война все разрушает.

Родственные связи слабеют, братские чувства гаснут, на их место приходят раздражительность, страх. Отец семьи Пантелей Прокофьевич знает причину распада семьи – это война. Братья расходятся в разные стороны, один за красных, другой за белых. Жены хватаются за ружья и убивают тех, кто лишил их мужей.

Люди сами устраивают казни, ищут крови и тех, кого можно лишить жизни.

Отношение к войне

К войне у всех разное отношение. Кто-то рад битвам, умеет найти в воинских буднях выгоду. К таким относится Петр Мелехов. Он видит себя офицером, человеком, которому война открывает перспективы и светлое будущее. Война радует Петра, он берет у побежденных то, что ему было не добыть честным трудом. Для таких как Петр, война – средство наживы.

Григорий не принимает войну. Она «высасывает с лица румянец». Автор говорит, что война «…красила его желчью». Что это? Злоба, жестокость, зверство? Война будит в человеке звериную суть, тяжело, если ее мало. Мужчины становятся слабыми или, наоборот, жестокими, подлыми.

Чудовищные сцены изнасилования женщин, расстрелов, гибели детей для кого-то были усладой, а для других ужасом. Григорий пытается избежать несправедливости, но быть на войне и оказаться вне ее, невозможно.

Гражданская война как трагедия народа в «Тихом Доне» прошла красной линией через образ главного героя.

Гражданская война в Донских рассказах М. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов с помощью своего цикла донских рассказов пытается показать нам все ужасы гражданской войны, постигнувшей Россию в первой четверти двадцатого века.

В данных произведениях мы сталкиваемся с предательством, проявлением жестокости и жадности, примерами сломанных судеб.

Гражданская война особенно страшное явление потому что во время нее народ не объединяется против общего врага, а наоборот – раскалывается. Доходит до того, что даже брат может пойти на брата.

Война безжалостно вовлекает детей, которым вместо учебы приходиться начинать воевать с малого возраста. В рассказе «Родинка» мы сталкиваемся со случаем, когда отец, не видевший своего сына 18 лет убивает его, узнав об этом, опознав родимое пятно на трупе. Родителям приходится нелегко, ведь их сыновья чаще всего уходят на фронт навсегда.

Проблема отцов и детей раскрывается в другом рассказе автора «Чужая кровь». Эта история показывает нам как война разрушает привычный уклад жизни стариков, лишая их поддержки в виде сыновей. Главный герой Гаврила, осиротевший старик, от досады об утрате, решается выходить парня похожего на своего сына.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

  Дятел птица. Образ жизни и среда обитания птицы дятел

Война сталкивает людей с нравственным выбором, результатом которого являются жизни других людей. Четырнадцатилетний герой рассказа «Алешкино сердце» принял свою смерть взамен смерти четырехлетней девочки.

Его заданием было кинуть гранату в банду, но увидев на руках маленького ребенка, Алеша прыгнул животом на гранату сам. Автор хочет выразить, насколько важно даже во время сложных жизненных испытаний оставаться человеком, сохранить свое сердце и душу чистыми, открытыми любви и добру.

Полезный материал по теме:

  1. Гражданская война как трагедия народа
  2. Гражданская война, как трагедия народа
  3. Гражданская война на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон»
  4. Гражданская война в романе-эпопее «Тихий Дон»: трагедия для народа или торжество справедливости? (анализ эпизода)
  5. Биография Шолохова Михайла

Отличие гражданской войны

Самая страшная из войн – гражданская. В ней встают друг против друга родные люди: братья, отцы и сыновья. Те, кто был крепким ядром, становятся отдельными звеньями разных плодов. Гражданская бойня раскрывает людей.

Деление на белых и красных становится сильнее родственных связей. В одной семье появляются враги. Тяжело матери сидеть за столом с убийцей своего сына, но дочь выбирает его в мужья. Ненависть заполняет и ожесточает сердца.

Автор показывает, как рушатся семьи. Земледелец, крестьянин, думавший об урожае, о хлебе, начинает просчитывать смерть и убийства. Внутренняя ломка человека – это суть гражданской войны. Удивительно отношение к описанию битв литературоведов, исторических деятелей России.

Сталину показался мягким образ белогвардейца Корнилова. Многие пытались перенаправить перо Шолохова, изменить образ Мелехова. Им хотелось увидеть его настоящим большевиком, но у автора была другая цель. Он показал правду жизни, реалии гражданской войны, ее истинную жестокость.

Красота революционных событий была раскрыта с другой стороны.

Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.

Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов.

Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей.

Война же – только лишения и смерть.

Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать – им, а не комиссарам.

Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: «Они нас или мы их!.. Середки нету». Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки.

Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице. Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин.

Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.

Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: «Кого же рубил!..

Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!» Христоня, оттаскивая «взбесившегося» Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: «Господи Боже, что делается с людьми?» А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что «казаки очнутся – и тебя же повесют».

Читайте также:  Тема семьи в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: «детву и ту не жалею». Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?..

По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!»

Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия «брат», «честь», «отечество». Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь – каждый за себя и за свою семью.

Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича.

Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает «подряд семь домов». Кровь крови ищет.

Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верхне-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными.

Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы.

Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек».

Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда – одна, она не бывает «красной» или «белой». Война убивает лучших. Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей.

Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью.

Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Деление на белых и красных

Классик объективен и правдив, он не приукрашивает события, передает всю их реалистичность. Шолохов сравнивает войну с плугом, который режет землю. Еще страшнее звучат фраза о смене цвета: «белый был – красным стал».

Отчего? «Кровь обагрила». Так же легко красный становится белым: «смерть побелила». Критики и писатели увидели в этих словах великую смелость автора. Он отмел всю политичность понятия гражданская война.

Показал, как тяжело было обычному казаку, далекому от мятежей верхов, понять различие двух воюющих классов. Бедные казаки хотели свободы. Они шли за обещаниями красных, но видели жестокость и желание убивать.

Переходя к интеллигентным белым, обнаруживали ту же лживость и жажду крови и власти. Запутавшиеся мужики шли в банды, но и там не находили себе места.

Войны рушат судьбы людей, уничтожают целые народы. Шолохов показал, как ужасна гражданская война, изменившая Россию. Написать сочинение «Гражданская война трагедия народа» используя материал, станет несколько легче, но сама проблема сложна и многогранна. Она требует знания истории своей страны и казачества.

Сочинение: Гражданская война в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

В своём романе-эпопее «Тихий Дон» наиболее ярко изобразил трагедию революции и гражданской войны.

В произведении показано, как во время «великих потрясений» менялись характеры людей, их жизненные принципы и идеалы.

Автор позволяет читателю взглянуть на события глазами их непосредственных участников, причём как красных, так и белых, что было необычно для советской литературы того времени, когда был написан роман.

И не одной из сторон писатель не сочувствует до конца. Он защищает права человека на мирную, спокойную жизнь, честный труд.

Всего этого русских людей лишила гражданская война, разделившая пополам не только страну, но и множество семей, и ставшая в прямом смысле слова братоубийственной.

В романе описание войны и связанных с ней бед совсем лишены романтизма, в нем нет гимна классовой борьбе. Главное для писателя ─ человеческая жизнь, и она не стоит ни какой-либо идеологии, ни призрачной мечты о «светлом будущем».

Большое количество массовых сцен, персонажей второго плана, исторические экскурсы не заслоняют от читателя главных героев. Ярко выведенные образы Григория, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьича, Ильиничны помогают лучше понять все сложности и противоречия времени, они очень глубоки по содержанию.

Ключевые исторические события являются и главными местами в сюжете и композиции произведения. Они помогают автору рассказать о движущих силах истории.

Исторический процесс в эпопее представлен как движение огромных масс, как кровопролитная борьба «всех против всех», которая затронула не только общественные, но и личные, бытовые стороны жизни народа. Два плана в романе, исторический и личной жизни персонажей, постоянно дополняют друг друга.

Из мелеховского дома читатель попадает то в Москву, то в Петроград, то на фронты Первой мировой войны. Встречается с Николаем Вторым, белым генералом Алексеевым, командующим красной конницей Будённым. Но главными героями «Тихого Дона» стали простые казаки, храбрые воины и трудолюбивые земледельцы.

Именно эти главные черты казачества ─ «казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе», а также неукротимая воля, наиболее заметны в характере главного героя романа ─ Григория Мелехова. Его метания, переходы от белых к красным и обратно ─ не только эпизоды его жизни. В его судьбе отразилась нелёгкая доля всего донского казачества.

Война прошлась кровавым колесом и по семье Мелеховых. «Возлюбила смерть мелеховский курень» ─ говорит Ильинична, мать Григория.

Он сам пытается найти правильный путь, мучается, сомневается: правда на всех одна или у каждого «своя правда, своя дорога»? Как соединить общенародное и «своё, казачье»? «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный, качаюсь» ─ признаётся Григорий.

Он «отрёкся от старого мира», но мир новый, построенный на крови, насилии и страданиях, тоже не принял. Вместе с Аксиньей он пытается бежать от жестокой действительности, но неумолимая эпоха настигает его в виде случайной пули, убившей Аксинью.

  • В «Тихом Доне» Шолохов ставит общечеловеческие вопросы о роли личности в истории, о долге и свободе выбора, об исторических коллизиях, которые порождают страшные, кровопролитные конфликты.
  • Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» ─ своего рода трагедия, где персонажи с сильными и яркими характерами действуют в главные моменты не только своей личной жизни, но и жизни всего народа, всей страны.
  • Предыдущая
  • СочиненияСочинение: Как погибает Тарас Бульба?
  • Следующая

СочиненияСочинение: Смысл романа «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Тихий Дон»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Тихий Дон»
  • для самых компанейских — Главные герои «Тихий Дон»
  • для самых любопытных — Анализ «Тихий Дон» Шолохов

Тест по произведению

Гражданская война в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Для писателя Михаила Шолохова тема судеб, как отдельных людей, так и целого народа, всегда была актуальна. И романист уделили этой теме целый том в своей эпопее «Тихий Дон». Описывая драматические события того времени, происходящие на Дону, писатель рисует живые и яркие образы персонажей, вступивших в яростную и непримиримую борьбу друг с другом. 

Людей не чужих, но близких по крови: братьев, сыновей, отцов. Эта родственная близость не помешала им стать непримиримыми противниками.

На страницах повествования отражены их несчастья и радости, их милосердие, чередующееся с жестокостью, их отчаяние и надежда, победы и поражения.

Да и может ли судьба людей быть иной, когда разгорается огонь братоубийственной гражданской войны. Это, наверное, самое тяжёлое испытание для любого народа.

На примере семьи Мелеховых (и не только) Шолохову удалось показать, какие сильные изменения претерпевает человеческое сознание, когда в стране разгорается междоусобица. Остаться прежним после пролития человеческой крови невозможно.

В мировоззрении человека происходят необратимые изменения во время таких событий, как войны, восстания, революции. Не удаётся сразу понять, на чьей стороне правда.

И в этом причина метаний Григория Мелехова, одного из главных персонажей романа.

Шолохов талантливо отобразил, какие перемены претерпевает человек внутри себя во время боевых действий. По словам автора, война постоянно испытывает человека на прочность, тем самым делая его всё более озлобленным. В начале повествования Григорий — милосердный молодой мужчина, с добрым сердцем. До начала кровавых событий его жизнь протекала спокойно в семейном, дружном окружении.

Но в стране разразилась политическая буря, и привычный мир перевернулся. Григорий с горечью осознаёт, как быстро из сознания людей стираются такие важные понятия, как: родня, семья, брат. Всё это удивительно быстро исчезает из человеческой памяти. И в этом заключается весь ужас и трагизм гражданской войны, разделяющей семьи и заставляющей близких людей идти друг против друга.

Писатель поднимает и заставляет читателя задуматься над основными вопросами любой гражданской войны: «Ради каких целей брату убивать брата, сыну отца? По какой причине можно убить человека, который находился рядом с тобой с ранних лет?» 

Кровопролитная борьба, разгоревшаяся в донских степях между белыми и красными те только беспощадна, но и лишена всякого здравого человеческого смысла.

Зверства совершались с обеих сторон, делая их равными в той степени зла, которое они причиняли друг другу.

Болью и озлобленность пронизаны сцены не только боевых действий, но и сцены насилия над мирными гражданами, сцены мародёрства и уничтожения пленных.

Поэтому главному герою романа Григорию Мелехову, ещё молодому, но успевшему познать вкус войны человеку, сложно принять окончательное решение: «С кем быть?». С обеих сторон люди утверждают, что воюют за то, чтобы строить новую, мирную жизнь, растить детей, выращивать хлеб на плодородных землях. Он примыкает то к одним, то к другим, в зависимости от того, кто побеждает в данный момент.

Читайте также:  Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

И хотя сам автор сражался в этой войне на стороне красных, нельзя сказать, что эпопея «Тихий Дон» отдаёт явное предпочтение какой-то из враждующих сторон. Позиция писателя нейтральна. Он взирает на происходящее глазами и тех, и других.

Набравшись смелости, Шолохов признаёт, что революция принесла разлад в некогда крепкие семьи, уничтожила воинскую силу страны — казачество.

Кровопролитная междоусобица положила начало той масштабной трагедии, которая ожидало страну в ближайшие десятилетия.

Гражданская война как трагедия народа

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Гражданская война – трагедия народа в романе Тихий Дон

Гражданская война — одно из самых страшных событий в истории России.

Она погрузила Россию в глубокий экономический кризис (в конце Гражданской войны выяснилось, что порядка 60% железных дорог было уничтожено), породила ужасные события (Красный и Белый террор) и поставила вопрос существования суверенной России под вопрос (поскольку такие влиятельные иностранные государства, как США, Англия и Франция, решили воспользоваться слабостью страны, высадив свой десант).

Но самое страшное – гражданская война разделила общество, причем даже не на две фракции – красных и белых, но и на другие силы – зеленых, бандитов и разбойников, воспользовавшихся отсутствием власти и правоохранительных органов на многих территориях, а так же на простой народ, не понимавших, что происходит в их родной, некогда спокойной стране.

Воистину, именно по этой причине Гражданская война стала настоящей трагедий для большинства жителей России тех времен. И именно по этой причине Михаил Александрович Шолохов не мог обойти эту тему стороной и не передать потомкам информацию о тех ужасных событиях.

Перед описанием тех событий, Шолохов описывает мирный быт казаков, достаток их хозяйств, повседневный труд и удалой отдых. Их семьи жили в мире и взаимном уважении. Но после революции, общество разделилось, поставив перед ними вопрос: встать за белых, олицетворявших веру в прошлое, в царя и бога (т.е.

первоначальные ценности казачества) или же присоединиться к красным, отрицавшим всё это, но обещавшим поострить новый, более справедливый мир всеобщего равенства и братства.

Или же вовсе воспользоваться ситуацией, примкнуть к банде и нажить себе богатство в короткие сроки? Всё это дополняется массовыми убийствами им грабежами с обеих сторон, которые, как бы говорят нам о том, что любое решение будет неправильным.

Но та война не только разделила людей и подорвала их спокойную мирную жизнь. Она и ожесточила их.

Противившийся любому бессмысленному насилию Григорий Мелихов запросто решает чужую участь, некогда спокойная и радостная Дарья Мелихова без лишних раздумий убивает Котлярова, которого без доказательно считает убийцей своего мужа.

Жестокими стали все, грабежи, насилие и убийства стали повседневным явлением, отнюдь не став для людей нормой. Это скорее стало для них бесконечным ужасом, путей борьбы с которым никто не знает.

Таким образом, помимо экономических, политических и иных проблем, Гражданская война стала трагедией простого народа, разделив братьев , старых друзей и соседей на разные фракции, которые ожесточённо, сами не понимая за что, убивают друг друга. Всё, что было неотъемлемой частью жизни людей, сгорает в пламени войны, войны бессмысленной и беспощадной.

Гражданская война, по — моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов.

Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа — эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении.

Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция.

И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить — красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды.

Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно.

Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца».

Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким.

«Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины.

Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень — то понятен народу.

Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных.

«Все они одинаковы…все они — ярмо на шее казачества», — говорит главный герой.

На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни.

Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

Пермский государственный архив социально-политической истории

Лушников Олег Вадимович научный сотрудник Института Истории и археологии УрО РАН

Тема гражданской войны огромна, сложна, противоречива, и настолько связана с личными взглядами исследователей, что подчас понимаешь — прошло уже почти 100 лет, а гражданская война все ещё идет. Продолжаются споры кто больше виноват — белые, или красные, кто начал первым террор, и кто был более жесток.

Гражданская война стала общенациональной трагедией, и для тех, кто находился у власти, и для интеллигенции, и для простого народа. В условиях не прекращавшейся в течение 7 лет внешней и внутренней войны рухнул весь сложившийся мир.

Была разрушена экономика, поломаны личные судьбы, страна потеряла колоссальные ресурсы — материальные и человеческие. Гибель миллионов в братоубийственной схватке, разруха, голод, болезни, эпидемии, отбросили страну на десятки лет, и стали причиной новых кризисов (демографический, экономический и др.).

В определенной степени тогда же были заложены и неизбежные методы форсированной индустриализации 1930 х гг. и сопровождавшие её жертвы.

Пока «большая политика» решала глобальные вопросы, жизнь простых людей превратилась в непрекращающийся кошмар. Документы пермских архивов (ГАПО и ГОПАПО), беспристрастно свидетельствуют о реалиях жизни общества в период нестабильности власти, отношении населения к политике белых и красных. Лейтмотивом всех документов этого периода является тема голода, разрухи, насилия, хаоса.

Комплексный анализ происходящего в стране был дан «по горячим следам» в «Обращении профессоров Пермского университета к ученым Европы и Америки» подписанного А.И. Сырцовым. «Всякая печать приостановлена; не выходит никаких газет, кроме „Правды“.

Свободная проповедь в церкви влечет за собою тюрьму и расстрел… Малейшее проявление неудовольствия вызывает карательные экспедиции, которые производят массовые расстрелы и даже разрушения целых селений. При таких условиях единственный выход для населения — это восстание.

И действительно — восстания не прекращаются… Захваченная большевиками страна расстраивается с каждым днем, благодаря полной дезорганизации жизни и плохому питанию производительность труда упала в 5 раз, в чем признается даже советская власть. Пассивное сопротивление или саботаж, проявляемые на каждом шагу, окончательно деморализовали народный труд.

Безнаказанный захват чужого сделал труд бессмысленным. В связи с этим количество пищевых продуктов уменьшается с каждым днем и голод распространяется все шире и шире.

В стране наблюдается уменьшение скота и зловещее сокращение запашек, что, впрочем, и понятно; кому охота пахать и сеять, раз он не уверен, что жатва достанется ему, а не будет отнята комитетами бедноты или реквизирована на нужды Красной армии… После ухода большевиков в оставленных ими местностях находят всюду трупы не только казненных, но замученных ими жертв.

Особенно ужасны моменты, когда под давлением наступающих сибирских войск красноармейцы покидают местности, где они властвовали. Озлобление их достигает крайних пределов. Они насильно угоняют с собою жителей, набрасываются на мирных граждан, убивают их, вторгаются в дома, где нередко вырезывают целые семьи, насилуют женщин, разграбляют имущество. В деревнях к этому прибавляется ещё бессмысленное перерезывание того скота, который те не могут угнать с собою». (ГАПО. Ф. р-656. Оп. 1. Д. 33. Л. 1–9.)

Результатом такой политики стали и «Пермская катастрофа» красных в декабре 1918 г., и успешные мобилизация и наступление белых в Прикамье весной 1919 г. (ГАПО. Ф. р-656. Оп. 1. Д. 5. Л. 76.; Ф. р-746. Оп. 2.

Д. 54. Л. 11, 11 об.), и удивительный накал страстей и готовность «самурайски» умереть, но не попасть к «красным извергам» среди части пермского крестьянства. (ГАПО. Ф. р-656. Оп. 1. Д. 4. Л. 298, 298 об.

)

Летом 1919 г. самые непримиримые или погибли в боях, или ушли в Сибирь и эмиграцию. Уставшее от произвола военных население надеялось обрести мир под новой властью. Однако, вскоре после щедро раздающих обещания красных агиток (Ф. р-484. Оп. 2. Д. 19. Л. 1, 1 об.

), люди и в селе и в городе снова столкнулись с реальностью «военного коммунизма». Инфляция, разруха, недостаток продовольствия (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 8. Л. 14.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 3. Л. 117.), произвол власти (ГАПО. Ф. р-383. Оп. 1. Д. 20. Л. 271.; Ф. р-49. Оп. 3. Д. 19. Л. 2, 2 об.; Ф. р-656. Оп. 1. Д. 32. Л. 1–8; ГОПАПО. Ф.

Читайте также:  Анализ произведения «история одного города», салтыков щедрин

557. Оп. 1. Д. 9. Л. 68.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 138. Л. 77, 77 об.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 50. Л. 63–65.

) вызывают недовольство даже принявших было новую власть с надеждой рабочих и крестьян, которое часто перерастало в стихийные протесты, скрытую и открытую критику власти, рабочие забастовки и крестьянские восстания, массовое дезертирство из Красной армии и длительное партизанское сопротивление во многих уездах губернии (Чердынь, Оса, Оханск, Кунгур) (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 55.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 7. Л. 69, 69 об.; Ф. 754. Оп. 2. Д. 5. Л. 195, 195 об.). Власть фактически не контролировала большую часть территории губернии, продолжая держаться на штыках карательных отрядов (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 158–159).

Комплекс документов пермских архивов высвечивает реалии продовольственной диктатуры, деятельность комбедов и продотрядов, выкачивание продовольствия из деревни и её голодные будни (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 53 об.) методы сбора продразверстки и отношение крестьян к бесчинствам продработников (ГОПАПО. Ф.

557. Оп. 1. Д. 50. Л. 29, 29 об. ГАПО. Ф. р-49. Оп. 1. Д. 534. Л. 78, 78 об.).

В каждом документе — тр «Товарищи, везде и всюду проповедуется свобода, равенство и братство, но, к сожалению, я все не вижу ещё для крестьянина ни свободы, ни равенства, а водят его, беднягу, как поводливую лошадь, принуждают его в скором времени обмолотить хлеб и предоставить в то же время на ссыпные пункты хлеб, сено, солому, картофель, гонят на всевозможныя работы и заставляют подвезти топливо для всех казенных учреждений и даже должностным лицам и гонят на дежурство, в то же время оставив не более 1 лошади в хозяйстве, и требуют на фронт обмундирование для красных наших орлов, и требуется большое количество мяса. И вот в таком ошеломлении у крестьянина голова совсем скружилась, и бывает много из того что крестьянину некогда привезти воз сена и вязанку дров для своего хозяйства, и едет, бедный, среди ночи…» (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 38. Л. 89.)

  Как жить в гармонии. Гармония с собой, с природой, с миром

«У нас в деревне беспорядки, пришли два солдата и увели у нас корову молоденькую, накладывают очень большие налоги.

Если есть в амбаре пуд муки, то полпуда отбирают. Не знаем, как и жить, очень плохо… Житье очень плохое. Слово сказать сейчас нельзя, а то арестуют. Ещё у нас отбирают картошку и яйца. Петя, эта власть очень плохая». (ГОПАПО. Ф.

557. Оп. 1. Д. 53. Л. 29–30 об.)

Характерно и отношение народа к новой власти, с требованием разогнать советы бездельников и бюрократов и вернуть в село старосту, писаря и урядника. «Жуль набилась везде: в начальники, в комиссары и т.д., прохвосты, грабители, бывшие пьяницы, которые спали под лодкой на берегу; они комиссары, они и управители наши.

Мужья наши, отцы наши, сыновья подневольно проливают кровь на фронте, а эти прокляты коммунисты в тылу околачиваются, свои шкуры спасают, по деревням ездят, спектакли устраивают, такие значит лентяи хотят просветить народ.

Это только насмешки над нами, больше нечего, извольте ко теперь гонять на работы в такой холод и такой глубокий снег, шутки сказать, нам женщинам идти в лес дрова рубить — не валенок, не лаптей и кожаной обуви, а иди… В учреждении, где сидело 2 человека, все дела правили, а теперь 20 человек, и ещё говорят, что уже столько работы — и поесть некогда.

Конечно, много работы, когда почти совсем безграмотные: придешь с какой-либо бумажкой, да и ходишь от стола до стола, тут и ясно как день, что он не знает ни „А“ ни „Б“!» (ГАПО. Ф. р.-737. Оп. 2. Д. 1. Л. 17–18 об.)

Выкачанное неоднократными повторными продразверстками из сел под бодрые громогласные рапорты (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 138. Л. 97.) продовольствие, привело к страшному голоду зимой 1919 и весной 1920 г. (ГОПАПО. Ф. 557.Оп.1. Д. 7. Л. 79).

Умирающие от голода крестьяне были вынуждены покупать в соседних уездах хлеб втридорога, только бы сдать непосильную продразверстку (ГОПАПО. Ф. 557.Оп. 1.Д. 52. Л. 94–96.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 138. Л. 21.). Катастрофически упали посевные площади. Бывшая губерния-производительница стала сама остро нуждаться в хлебе. (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 138. Л. 21.; Ф. 557. Оп. 1. Д.

138. Л. 38, 38 об.). В тоже время, отобранное у народа продовольствие активно и безнаказанно расхищалось теми, кто его «охранял» и распределял, тоннами гнило на складах, а после выбрасывалось в овраги на всеобщее обозрение голодающих. (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 94–96, 104–106, 133, 133 об.).

Головотяпство отдельных руководителей и генеральная линия ЦК на «продовольственную диктатуру», как самый эффективный способ контроля за обществом, чуть было не сослужили Советской Власти плохую службу.

Характерны отзывы на «второе пришествие большевиков» год спустя. «1.07.[19]20. Сегодня в Перми празднуют годовщину освобождения от кровавой Колчаковщины, иначе говоря — освобождение от крупчатки, масла, свободы и т.п. поэтому случаю сегодня и занимались только до часу, а с 2х начнутся веселья. Эх… да только молчать надо». (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 51. Л. 40, 44.)

«Нет, в прочих державах нет таких беспорядков как у Вас в Советской России. У Вас правление согласно народной поговорке: „Был я раньше жулик, лазил по карманам, а теперь в Совете главным комиссаром“… Долой войну, долой коммунистов! Да здравствуют белогвардейцы. Долой Ленина и Троцкого с кобылятиной! Да здравствует Колчак с поросятиной!». (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 53. Л. 4.)

Рост антисоветских и антисемитских настроений (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 10. Л. 32.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 46–47), массовый выход из партии, как рядовых членов, так и ответственных работников (ГОПАПО. Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 63–66; Ф. 557. Оп. 1. Д. 52. Л. 63–66 об.; Ф.557.оп.1.Д.55.л.77–79,134,135.; Ф. 557. Оп. 1. Д. 53. Л. 36 об.

), недовольство властью в больной, голодной и раздетой армии (ГОПАПО.- Ф.557.оп.1.Д.52.л.104–106.; ГАПО. Ф. р-78. Оп. 3. Д. 22. Л. 41–42.) поставили под угрозу сам факт дальнейшего существования большевиков у власти. И лишь осознание В.И.

Лениным опасности продолжения подобного курса и переход к НЭПу позволили смягчить отношения между российским обществом и его новой властью.

Вернуться к списку

Гражданская война в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Сочинение по литературе

Есть времена, отмеченные особой трагичностью, катастрофическим разрушением. Время, изображённое Михаилом Александровичем Шолоховым в романе «Тихий Дон», стало трагедией целого народа.

На примере отважного, самодостаточного казачества показано, как революция и гражданская война разрушили судьбу смелого народа – защитника. Война прошла через мелеховский двор, разбросав родных людей по разные стороны баррикад. Но семья есть отражение судьбы всего народа.

Станичники, хуторяне стали заложниками дележа власти вновь пришедших большевиков и представителей белой гвардии. Шолохов рисует трагедию времени через призму восприятия Григория Мелехова.

Почему именно Григория? Почему малообразованному казаку дана такая честь – пройти через все испытания и потери страшной войны и остаться в живых?

Может быть, всё дело в генезисе семьи? Дед Прокофий Мелехов, вставший против всего своего сообщества в борьбе за любовь… Не напоминает ли вам это судьбу Григория, который идёт против устоев казачества и уходит с любимой женщиной в услужение к помещику, лишь бы остаться с дорогим человеком, не идти против своего выбора.

А может, и потому, что Григорий всегда был против бессмысленных убийств. Он хотел найти истину, такую правду, которая не принадлежит одному человеку, одному сообществу, а такая, которая станет выше всех правд. Такой правдой становится милосердие. Но в разорванном времени мало кто понимает и бережёт подобное отношение к жизни.

Всеми людьми руководит месть. Каждый герой старается страшнее и больнее отомстить своему врагу. Такой логике следует Митька Коршунов, убивая родных Мишки Кошевого. Так же поступает Мишка, зарубив деда Гришаку из желания отомстить Коршунову. Так поступает злобная, лишённая мужа Дарья Мелехова.

И лишь Григорий судит себя самым жестоким образом, когда коршуном налетает на матросов, которые так и не смогли ввести в строй свой пулемёт, чтобы его убить, совсем так же, как во время первого убийства австрийцев: «Муть свинцом налила темя».

И хотя со временем страх и жалость, сострадание отходит на второй план, но он не хочет, чтобы были растерзаны коммунисты, отпускает на свободу пленных.

Далеко не так смотрят на мир сторонники крайних мер: большевики или белые. Даже казаки способны истерзать тело молодого красного командира Лихачева, надругавшись над всем его естеством, зарубить под конец. Чем они лучше Подтёлкова, расстрелявшего отряд Чернецова без суда и следствия.

Сам Подтёлков, оказавшись перед лицом смерти, выражает свою ненависть Григорию, который бросает: «Помнишь, как офицеров стреляли? По твоему приказу стреляли! А-а? Теперича тебе отрыгивается!» Да, малообразованный, мало что понимающий в политике, Григорий знает такую правду, которая понятна единицам. Штабной офицер Копылов пытаясь высмеять Григория, унизить его, говорит: «Даже нося офицерские погоны, ты остаёшься, прости, неотёсанным казаком. Ты не знаешь приличных манер, неправильно и грубо выражаешься, лишён всех тех необходимых качеств, которые присущи воспитанному человеку».

Но Григорий – человек! Он – казачий Гамлет, который рождён в страшное время, чтобы восстановить мир, совсем как Гамлет Шекспира. Время прошло, заросли холмики с захоронениями десятков тысяч убиенных в той войне, не над каждой могилой сохранилось надгробье… А Григорий по-прежнему ищет истину, желает соединить разорванное время, учит нас милосердию и любви…

Ссылка на основную публикацию