Сочинение Герой нашего времени судьба

Само название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет догадаться, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи.

Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ.

Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и автором.

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя.

Жизнь забрасывает Печорина в самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизнеутверждающий принцип: «Я люблю сомневаться во всем».

Этим убеждением он руководствуется во всех своих «приключениях».

«Тамань»

Сочинение Герой нашего времени судьба

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой.  Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала — выстрела из пистолета.

Ведет себя Печорин абсолютно необдуманно и нелогично, словно бросая вызов судьбе. Не умея плавать, он садится с девушкой в лодку. Слишком поздно главный герой замечает, что его пистолет оказался за бортом. В результате ожесточенной борьбы Печорину удается выбросить ловкую и сильную противницу из лодки и добраться до берега.

«Смешное» приключение («слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила») могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Два романа

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске («Княжна Мэри») Печорин вновь оказался на жизненном перепутье.

На этот раз от скуки он захотел «влюбить» в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого.

В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает «волочиться» за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает бурный роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает слепая случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: «Может быть, я завтра умру!». Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: «Смешно и досадно!».

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от «пути, открытого судьбой». Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней и уезжает из города.

Жизнь Печорина в крепости

Максим Максимыч относит Печорина к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Короткая история романа с Бэлой — яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны «хорошенькой княжны». Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако «несчастный характер» Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя «причиной несчастия других», Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

Реакция Печорина на гибель девушки поразила Максима Максимовича: «Он поднял голову и засмеялся».

Фаталист

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом против судьбы. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич глупо погибает от рук пьяного казака.

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака и тем самым опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

«Уж так у него на роду было написано…»

Такими словами Максим Максимыч отзывался о Вуличе и о Печорине. Пожилой штабс-капитан был абсолютно прав.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску.

Складывается ощущение, что этот странный человек «заговорен» от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!», — признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. «Герой нашего времени» всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

Вообще в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова часто встречаются философские размышления о роли судьбы в жизни человека, о влиянии судьбы на поступки людей и др. В прозаическом произведении «Герой нашего времени» автор посвятил целую главу «Фаталист» рассуждениям о значимости судьбы.

Печорин попал в необычную для него ситуацию: когда знакомый попросил главного героя выстрелить в его голову, но пуля не вылетела. Однако Печорин заметил на лице просившего печальный отпечаток смерти, который часто бывает у людей накануне гибели. Опытный глаз главного героя неслучайно отметил это: уже вечером тот самый знакомый стал жертвой нетрезвого казака, зарубившего персонажа шашкой.

Все эти события наводят Печорина на размышления. Он задумался о наших предках, которые считали, что высшими силами предрешено, кто выиграет спор, а кто умрёт. Ему даже немного жалко этих мудрецов, ведь они никогда не испытывали того наслаждения, которое душа получает в битве с судьбою, желая опровергнуть тот факт, что всё в жизни предопределено.

Как известно, Лермонтов считал, что судьба — творение дьявола. Вот и того несчастного бес потянул испытать судьбу. Смертельная печать на лице персонажа, которую заметил Печорин, не солгала. Кажется, после таких событий трудно не превратиться в фаталиста, однако главный герой смог остаться при своём мнении.

В этом выражается странное желание Печорина сомневаться во всём.

Тема судьбы, занимающая не последнее место в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» помогает раскрыть читателю главного героя с новой стороны и заставляет задуматься.

Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пронизан рассуждениями о судьбе и о том, кем же является человек: инструментом ли в ее руках, или нет. Существует ли предопределение вообще, или же все происходящее – это простое стечение обстоятельств?

Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.

Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.

Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.

В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.

Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория.

А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении.

Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.

Но испытывает герой и удар судьбы. К женщинам он особой привязанности не испытывал. Они для него были всего лишь временными развлечениями. Несмотря на это, Печорин, все же, довольно долго переживал гибель Бэлы, осознавая то, что он сгубил девушку.

Но вот, судьба сводит повторно его с его давней возлюбленной – Верой. Она словно дает им второй шанс. Но Печорин воспользоваться им не хочет. К тому же, женщина уже была замужем.

Возможно, это была «насмешка» судьбы над ним. Он очень дорожил своей свободой и не горел желанием связывать себя узами брака.

Однако, когда муж Веры увозит ее из городка, Григорий понимает, что это – единственная женщина, которую он любил.

В части «Фаталист» тема судьбоносного предназначения звучит особо остро.

Спор между офицерами по поводу ее существования, эксперимент Вулича и, в заключение, – его гибель той же ночью, только несколько позже и другим образом – все это наталкивает на неоднозначные размышления, которые так и не дают окончательного ответа. Так же и Печорин не знает после всего происшедшего верить ли ему в судьбу, или нет.

Сочинение Герой нашего времени судьба Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Сейчас читают:

  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри сочинение
    Мцыри – это романтическая поэма-исповедь, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С переводе с грузинского языка “мцыри” обозначает послушника, неслужащего монаха, что полностью отражает сюжет произведения. Действие поэмы происходит в Мцхете,
  • Сочинение на тему Мобильный телефон
    Мобильный телефон позволяет быть всегда на связи, делиться свежими новостями с друзьями и сообщать родителям о том, что с тобой все в порядке. Мобильные телефоны упростили нашу жизнь.
  • Противопоставление Обломова и Штольца в романе Гончарова сочинение
    Илья Обломов и Андрей Штольц – близкие приятели с детства. Они очень разные внешне и по характеру, но колоссальные различия между ними не мешают их дружбе. С раннего детства они получали разное воспитание и образование.
  • Что такое совесть сочинение рассуждение 15.3 9 класс ОГЭ
    Что же такое совесть? В чем она проявляется? Мне кажется, что совесть – это внутренний бог в самом человеке, который никогда не позволит быть несправедливым, злым, завистливым, корыстным, ставить свои цели и амбиции выше других. Человек,
  • Обломов и обломовщина в романе Гончарова сочинение
    Ценители творчества Ивана Александровича Гончарова отмечают, что роман его «Обломов» – это остриё творчества классика. В этом классическом тексте автор создал уникальный образ Ильи Ильича Обломова. Неповторимость главного героя в том,
  • Сочинение по картине Рылова Цветистый луг 6 класс
    Праздничное настроение, которое дарит нам картина Аркадия Рылова “Цветистый луг”, не оставляет равнодушным никого. Настолько сильно и выразительно автор показывает нам природу родного края, что все вокруг оживает. Оживает знакомый с детства пейзаж,
Читайте также:  Отзыв о произведении «барышня крестьянка» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Сочинение Тема судьбы в романе Герой нашего времени 9 класс

Тематика и вопрос судьбы в произведениях Лермонтова прослеживаются повсеместно. Так же и в романе «Герой нашего времени», судьба и злой, но справедливый рок и невидимая рука провидения позиционируется автором весьма фатально и трагически. Главный герой Печорин называет себя ни как не иначе, как «топор в руках судьбы».

Движимый темными силами всесильного фатума, он совершает все драматические поступки. Печорин наделяет свою роль и … особенными смыслами. Он не сожалеет о содеянном, а, напротив, самоутверждается среди окружающих его людей.

Он несет кару, тем самым воздавая людям за содеянное ранее ими, он наказывает и забирает расплату. Он уже не обычный человек, он уже приближен к богу, и наделен мистическим ореолом, прежде всего, в собственных глазах. Тем самым, М.Ю.

Лермонтов предопределил революционные идеи Ницше о «сверхчеловеке», которые появятся многими десятками лет позже.

Печорин, полу-человек, полу-бог, играет сам со своей судьбой, и, в то же время, обвиняет ее во всех невзгодах. Герой переживает по вопросу судьбы на протяжении всего романа, но именно в завершающей части под названием «Фаталист» раскрытие этой проблематики достигает своего апогея.

В повести «Фаталист» открывается понимание Лермонтовым понимание судьбы как неизбежности дуализма ангела и дьявола, жизни и смерти. Для этого появляется новый герой – Вулич, главный фаталист этого романа. Он решил сыграть в «русскую рулетку» и рискнуть своей жизнью, на славу фатуму.

Он соблазнил Печорина на спор, что выстрелит сам себе в висок и они все увидят, каков будет исход. Шанс осечки был мизерный. Печорин, будучи разумным человеком, заверил Вулича, что тот идет на самоубийство. Тем же вечером, Вулич выстрелил в висок, и, невероятным образом, действительно вышла осечка.

Но мистическим образом судьба «догнала» и его: он был убит в тот же вечер пьяным казаком.

Литературоведы утверждают, что Лермонтов преподносит судьбу и «злой Рок» в форме злой шутки темных сил над бессильными, крошечными людьми. Все герои в романе – трагичные персонажи, все они несчастны, и как будто подвержены преследованию злой участи.

Черкешенка Бэла, которую похитил родной брат и отдал Печорину, княжна Мери Лиговская, которую он с целью издевки и унижения влюбил в себя, и также томится от несчастья и горя Вера, дама из высшего общества, которая пылает тайными романтическими чувствами, но ничего не в силах с этим поделать. Несчастлив самовлюбленный доктор Вернер, Грушницкий погибает на дуэли, распираемый своим честолюбием. И даже Максим Максимович, казалось бы, самый добродушный персонаж романа, все равно скорбит и печалится от всего, что происходит в мире, который его окружает.

Обращаясь к главному герою, Лермонтов делает вывод, что судьба его поколения печальна: дворянская образованная молодежь не могут самореализоваться, найти себе место и дело своей жизни.

Вариант 2

«Герой нашего времени»— произведение имеющее глубокий смысл, где помимо различных подтекстов присутствуют интересные моменты. В этом литературном произведении раскрываются проблемы, которые остаются актуальными и по сей день, даже современные люди задумываются над темой судьбы. В каждой части романа раскрываются какие —либо стороны проявлений судьбы.

 Печорин размышляет о своих поступках и начинает осознавать, что многие качества его характера и то как он относится к реальности сформировались под влиянием внешних факторов. Он стал жертвой фатума потому что обстоятельства давили на него.

Печорин считает, что дурные качества характера зародились в его душе нем потому, что это было нужно окружающим его людям.

Герой романа был наделён скромностью, открытым отношением к миру, но все эти прекрасные качества трансформировались и он стал скрытным, злопамятным, завистливым мезантропом.

 Печорин считает что в этом виноват злой рок, поэтому кажется себе «орудием возмездия», то есть мужчина оправдывает свои действия, позволяет себе вмешиваться в жизнь других людей и старается на них повлиять.

Герой ощущает себя «камешком, который нарушил спокойствие гладкой поверхности воды».

Однако благодаря силе воли и незаурядным качествам личности Григорий Александрович не смиряется с этим, пытается преодолеть то, что предписано провидением и стремится самостоятельно управлять своей жизнью.

Такое противоречие читатель может заметить в любой главе романа. В главе «Максим Максимыч» показаны попытки действовать и противодействовать судьбе, когда характер личности сформировался под воздействием давления окружающих его людей и чтобы, изменить обстоятельства придётся проявить силу воли.

Становится очевидным тот факт, что судьбы людей различны, что многими индивидуумами правят инстинкты, а некоторые граждане становятся сильнее и выносливей даже при очень сложных обстоятельствах.

Порою ход жизни тесно связан с чувствами, например влюбившись человек начинает стремиться к воссоединению к своей жизни с жизнью другого человека.

В том случае, когда начинается бездумное следование предписанной программе жизни, то это приведёт к проблемам, сложностями и неприятностям. Судьба это некая проекция жизни, которую предположительно душа должна проживать в материальном мире и за рамки предписанной проекции жизни тяжело вырваться.

В романе главный герой попадает в переплетение реальности, и временами ему предоставляется шанс проживать определённый отрезок времени так, как ему хотелось.

Не будь в романе столь непростого подтекста, то могла получиться интересная и насыщенная пьеса, где читатели могли бы прочувствовать всех героев литературного произведения.

Рассуждение по произведению

Если жизнь это последовательность противоречий между сердцем и разумом, то кто же тогда управляет человеком злой рок или он сам? Такой вопрос должен задавать себе главный герой произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Весь роман представляет собой группу историй, посвященных главному герою. Хотя это не полная его биография и многих данных о герое нет. Например, неизвестно, как он попал на Кавказ. Тем не менее у читателя есть много литературного материала, позволяющего оценить сложность и противоречивость его судьбы.

Сложные ситуации не делают Печорина сильным, не закаляют его характер. Не приводят к осознанию ценности жизни. Тем не менее его самоуверенность, вера в собственные силы, и даже пренебрежительное отношение к року, позволяют ему избегать гибели.

Отличным примером данного факта является его поведение перед дуэлью с Грушницким. Он думает: “Может быть, я завтра умру!”. Но эта мысль не тревожит его долго. Сам себе Печорин признаётся, что думать так смешно и крайне обидно. Такая самоуверенность в конечном счёте и спасает ему жизнь, в то же время приводит к гибели его противника.

Другим вызовом рока для нашего героя становится встреча с Вуличем, который тоже может избегать хитрых ловушек судьбы и кажется, что в нём заложена сила, влияющая на судьбу. Но вот как только, он расслабляется, то погибает он руки обычного, да ещё и пьяного казака.  И выходит, что рок его всё же настигает. А окружавшие его люди говорят: “Так у него на роду написано”

Повлияло ли это на понимание предопределённости жизни Печориным? Думаю да. Сам он называет себя “топором в руках судьбы”. В романе он рассказывает, что все его неприятные черты характера являются результатом внешней среды. Он говорит: “Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых там не было; но их предполагали – и они родились”.

Таким образом, роль и место Печорина в обществе была запланирована средой ещё с далёкого детства. Долгие годы он, будучи ребёнком и подростком, шёл и развивался в этом направлении.

Тем не менее будучи офицером, в тот момент когда мы с ним знакомимся, у него возникает желание выйти из того замкнутого круга в который он был помещён с детства.

Поскольку достойных примеров перед ним не было, он действовал так как считал нужным в данный, конкретный момент времени.

Поэтому, все поступки нашего героя романа словно направлены на проверку теории может ли человек противится своей участи. Однако, такие рискованые испытания судьбой рано или поздно заканчиваются плохо, что и случилось с Печориным.

Несколько интересных сочинений

Тема судьбы (Печорин и Вулич в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятельных глав. Заключитель­ная глава называется «Фаталист». О событиях, про­изошедших в ней, рассказывает сам герой — Печо­рин. Находясь «в казачьей станице на левом фланге», Григорий Александрович знакомится с поручиком Вуличем.

Печорин так описывает его «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные прони­цательные глаза, большой, но правильный нос, при­надлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его,— все это будто со­гласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и стра­стями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».

Однажды, в один из вечеров, офицеры затеяли раз­говор о том, «что мусульманское поверье, будто судь­ба человека написана на небесах, находит и между. христианами… многих поклонников». Поручик Ву­лич решил разрешить спор, проверив на себе предо­пределение судьбы: «Господа,…

я вам предлагаю ис­пробовать на себе, может ли человек своевольно рас­полагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» Все отказались и, воз­можно, этот разговор ничем бы и закончился, если бы Печорин не предложил пари, утверждая, что нет пре­допределения.. Он высыпал «на стол десятка два чер­вонцев».

Вулич поддержал условия и «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов…». Пе­чорину казалось, что он читает «печать смерти на бледном лице» поручика, и он сказал ему об этом. Ву­лич сохранял спокойствие. Офицеры же заключали новые пари.

И вот — кульминационный момент: «ды­хание у всех остановилось, все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пис­толета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок…

осечка!» Конечно, были предположения, что пистолет не был заряжен, на что Вулич, не перезаряжая оружия, выстрелил еще раз и пробил фуражку. Вулич остался доволен своим экспе­риментом, а вот Печорина не покидает мысль о том, что поручик непременно должен «нынче умереть».

Читайте также:  Шантарам — 2: покоренная вершина или же просто тень?

И предчувствия не обманули нашего героя: Вулич был зарезан той же ночью пьяным казаком. Возмож­но, все бы и обошлось, если бы сам Вулич не заговорил с обезумевшим казаком. Уже умирая, Вулич убедился в справедливости предсказания Печорина. Видно, ему было суждено умереть, но не от пули, а сабли со­всем незнакомого казака.

Я думаю, что сам Печорин верил в судьбу (ведь он поверил в гадание, предсказавшее смерть ему «от злой жены», после чего он испытывал «непреодоли­мое отвращение к женитьбе»), но постоянно испыты­вал ее.

Создается впечатление, что герой даже ищет смерти (дуэль с Грушницким). В очередной раз он «вздумал испытать судьбу», когда решился захватить того самого казака, запершегося в сарае.

На этот раз судьба была благосклонна к Печорину: пуля, выпу­щенная казаком, сорвала эполет, не причинив вреда герою.

Я считаю, что иногда нужно полагаться на свою судьбу, но не стоит испытывать ее; а если в жизни по­стигло несчастье, не стоит опускать руки, считая, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Ведь по большому счету каждый человек — кузнец своего счастья.

Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Пе­чорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Макси­мыча (повесть «Бэла»).

Затем мы видим его глазами странству­ющего офицера (повесть «Максим Максимыч».) И наконец, когда в руки этого офицера попадает «Журнал Печорина», чи­татель может получить представление об этом загадочном и незаурядном человеке изнутри, из его собственного рассказа о себе.

Но еще прежде чем содержание журнала станет извест­ным читателю, мы узнаем, что автора дневника уже нет в жи­вых. Таким образом, знакомясь с «Журналом Печорина», мы заранее видим его фигуру в трагическом ореоле.

Все связанные с ним события воспринимаются по-особому именно из-за его трагической судьбы.

«…Такова была моя участь с самого детства, — признаётся Печорин княжне Мери. — Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас­кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

В этом признании Печорина звучит его убежденность в том, что все дурные качества его характера были предопределены судьбой, что не он сам, а другие сделали его таким, каков он есть.

По­хожее признание делает он и Максиму Максимычу: «…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Такие мыс­ли Печорина можно расценить как попытку уйти от ответ­ственности за свои поступки, свалить их на эту самую судьбу.

Особенно остро тема судьбы поставлена в заключительной повести романа — «Фаталист». В ней Печорин заключает пари со своим сослуживцем поручиком Вуличем о том, существует ли предопределение. Для того чтобы доказать свою точку зре­ния, Вулич подвергает себя смертельному риску — и остается жив.

Но Печорин, которому привиделся на лице Вулича «ка­кой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», предсказы­вает ему, что тот нынче же умрет.

И предсказание Печорина сбывается! Еще не зная об этом, он размышляет наедине с со­бой: «…были некогда люди премудрые, думавшие, что свети­ла небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..

И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие по­томки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимаю­щей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…» В этих словах намечено пони­мание того, что назначение человека в том, чтобы не смирять­ся, а бороться с собственной судьбой, другими словами, само­му создавать ее, а не быть фаталистом. И после гибели поручи­ка от руки пьяного казака Печорин, чтобы проверить себя, вызывается схватить убийцу, рискуя собственной жизнью. «По­добно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — пишет он в сво­ем «Журнале». И отчаянная храбрость Печорина помогает ему победить в схватке. Тем самым он избавил от опасности своих товарищей. И в этом его отличие от Вулича, чей поступок был безрассудным. Печорин же в данном случае вступил в поеди­нок с судьбой ради жизни других людей.

Однако, когда он рассказал о случившемся простодушно­му Максиму Максимычу, «который не любит метафизических прений», тот, предположив совсем не мистическую причину случая с Вуличем («…эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь паль­цем»), заключает расхожим присловьем: «…видно, уж так у него на роду было написано!..» И роман заканчивается, застав­ляя читателя вновь и вновь размышлять над глубинами его содержания.

На этой странице искали :

  • тема судьбы и случая в романе герой нашего времени
  • тема судьбы и случая в романе герой нашего времени сочинение
  • сочинение на тему судьбы и случая в романе герой нашего времени
  • тема судьбы в романе лермонтова герой нашего времени
  • тема судьбы в романе герой нашего времени

Сохрани к себе на стену!

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист».

И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях.

В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести — Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы».

То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

  Доклад: Тема Революции в Творчестве Блока

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова.

Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив.

Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.

Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Тема судьбы (Печорин и Вулич в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятельных глав. Заключитель­ная глава называется «Фаталист». О событиях, про­изошедших в ней, рассказывает сам герой — Печо­рин. Находясь «в казачьей станице на левом фланге», Григорий Александрович знакомится с поручиком Вуличем.

Печорин так описывает его «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные прони­цательные глаза, большой, но правильный нос, при­надлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его,— все это будто со­гласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и стра­стями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».

Читайте также:  Краткое содержание повести Василия Быкова «Сотников», главы 1, 2, 3

Однажды, в один из вечеров, офицеры затеяли раз­говор о том, «что мусульманское поверье, будто судь­ба человека написана на небесах, находит и между. христианами… многих поклонников».

Поручик Ву­лич решил разрешить спор, проверив на себе предо­пределение судьбы: «Господа,… я вам предлагаю ис­пробовать на себе, может ли человек своевольно рас­полагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» Все отказались и, воз­можно, этот разговор ничем бы и закончился, если бы Печорин не предложил пари, утверждая, что нет пре­допределения.. Он высыпал «на стол десятка два чер­вонцев». Вулич поддержал условия и «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов…». Пе­чорину казалось, что он читает «печать смерти на бледном лице» поручика, и он сказал ему об этом. Ву­лич сохранял спокойствие. Офицеры же заключали новые пари. И вот — кульминационный момент: «ды­хание у всех остановилось, все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пис­толета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок… осечка!» Конечно, были предположения, что пистолет не был заряжен, на что Вулич, не перезаряжая оружия, выстрелил еще раз и пробил фуражку. Вулич остался доволен своим экспе­риментом, а вот Печорина не покидает мысль о том, что поручик непременно должен «нынче умереть».

И предчувствия не обманули нашего героя: Вулич был зарезан той же ночью пьяным казаком. Возмож­но, все бы и обошлось, если бы сам Вулич не заговорил с обезумевшим казаком. Уже умирая, Вулич убедился в справедливости предсказания Печорина. Видно, ему было суждено умереть, но не от пули, а сабли со­всем незнакомого казака.

Я думаю, что сам Печорин верил в судьбу (ведь он поверил в гадание, предсказавшее смерть ему «от злой жены», после чего он испытывал «непреодоли­мое отвращение к женитьбе»), но постоянно испыты­вал ее.

Создается впечатление, что герой даже ищет смерти (дуэль с Грушницким). В очередной раз он «вздумал испытать судьбу», когда решился захватить того самого казака, запершегося в сарае.

На этот раз судьба была благосклонна к Печорину: пуля, выпу­щенная казаком, сорвала эполет, не причинив вреда герою.

Я считаю, что иногда нужно полагаться на свою судьбу, но не стоит испытывать ее; а если в жизни по­стигло несчастье, не стоит опускать руки, считая, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Ведь по большому счету каждый человек — кузнец своего счастья.

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин.

Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь.

Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти).

Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть.

В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна.

Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм.

Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

В романе «Герой нашего времени» писатель поднимает смысложизненные проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе.

Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным.

Этот материал пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Судьба в русской литературе

Ни для кого не секрет, что русская литература имеет большую мировую ценность, а ее произведения отличаются от зарубежных. Шедевры русской классики – одни из наиболее популярных, актуальных и читаемых произведений и в нынешнее время.

Чем же отличается русская литература от литературы иных народов? Ответ простой: в каждом произведении отечественной литературы будь то книга, роман, поэма или рассказ – везде присутствует тема влияния судьбы на действия и восприятие героя.

Именно исконно русская надежда на «судьбу», на счастливую случайность отличает все произведения русской литературы.

Замечание 1

Вера в судьбу (или в рок) – это вера в фатальные события, которые предназначены человеку свыше, кем-то более сильным и знающим, и на которые сам человек не в силах повлиять.

Вера в случайность – вот что отличает русского персонажа от зарубежного. Какое бы произведения мы не взяли – везде присутствует эта вера не в собственные силы, прежде всего, а в нечто более высокое и справедливое.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Судьба в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Судьба в русской литературе 220 руб.
  • Контрольная работа Судьба в русской литературе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Известно, что в каждой стране разное восприятие мира и взгляда на судьбу. Если брать большее количество писателей, то можно увидеть различия восприятия судьбы в произведениях литературы. Чем же отличается «судьба» в русской литературе? К подобным различиям можно отнести:

  1. Восприятие судьбы персонажем не в качестве помощника или содеятеля, а как проявления воли высших сил, способных либо разрушить жизнь человека, либо превознести его на вершину. В этой ситуации фатализм может идти как качество личности героя (Например, в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — главный герой Печорин является фаталистом. В данном произведении словом «фаталист» даже названа отдельная часть).
  2. Отрицание помощи судьбы или обвинение ее во всех своих бедах и несчастьях. Такое поведение персонажей довольно часто встречается в русской литературе, в отличии от зарубежных произведений. На самом деле, в таком поведении есть смысл. Персонаж таким образом как бы «освобождает себя» от вины, перекладывает ответственность за свои действия на судьбу, которая им так бесчеловечно распорядилась. (Ярким примером того могут служить персонажи произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
  3. Судьба в произведениях русской литературы может являться отдельным персонажем или даже героем произведения (пример – многочисленные лирические произведения).
  4. Также одним из основных отличий является то, что рок или судьба в русских произведениях носят весьма случайный характер. Так, возникает противоречие: с одной стороны человек с которым «произошла случайность» будто бы и несет ответственность за свои действия, а с другой – он сетует на судьбу, которая так жестоко с ним поступает.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  Генрик Сенкевич “КРЕСТОНОСЦЫ”

Задать вопрос

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно прийти к выводу о том, что судьба в русской литературе может носить как случайный, независимый характер, так и являться одним из ключевых персонажей. В любом случае, судьбе отводится большая роль в русской литературе, что отличает восприятие мира русского человека, от противоположного, экзистенциального восприятия иностранца.

Ссылка на основную публикацию