Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     обсудим характер Чичикова.
  • ·     узнаем, почему Чичикова называют новым героем эпохи.
  • ·     проследим его эволюцию в замысле поэмы.

Николай Васильевич Гоголь подарил нам не только уникальную поэму в прозе, но и совершенно новый тип героя. Что же нового в образе Чичикова для русской литературы?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какими были герои романов XIX века. О ком мы подумаем в первую очередь? Конечно, о Евгении Онегине и Григории Печорине.

Кто они? Во-первых, богатые дворяне. Во-вторых, герои романтического типа. Они устали от светской жизни, находятся в конфликте с собой и всем миром. Их недюжинные натуры и многочисленные таланты не нашли применения. Они безуспешно пытаются побороть тоску и скуку. Похож ли на них Чичиков? Разумеется, нет. Можно сказать, что он их полная противоположность.

Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

Начнём с того, что Чичиков не богат. В отличие от Печорина и Онегина, скучать ему некогда. Чичиков жаждет богатства, он мечтает о деньгах и собственном имении.

Чичиков рос в бедности, поэтому не успел пресытиться жизнью.

«Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!»

Жил он в «маленькой горенке с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето». И образование у него было совсем иным. Чичиков не говорил по-французски и даже не умел танцевать. А беглый французский и умение «легко мазурку танцевать» были обязательными для любого дворянина.

Будучи дворянином, Чичиков – выходец из совершенно иной социальной среды, нежели Онегин и Печорин. И эта социальная среда сформировала его характер.

У Чичикова есть цель, к которой он стремится всеми силами. Он зарабатывает деньги и ради денег готов пойти на многое, в том числе и на преступление. Эта целеустремлённость тоже отличает его от романтических героев. Как и сама цель. Деятельный Печорин стремился заполнить пустоту в душе, а деятельный Чичиков просто хочет озолотиться.

Ещё одно интересное отличие – отношение к любви, семье и браку. Романтики Онегин и Печорин считают себя не созданными для брака.

Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

Любить – но кого же? – на время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…

Чичиков, напротив, жениться хочет. Но о любви здесь даже речи не идёт. Автор сомневается, что господа такого рода вообще способны любить. Чичиков абсолютно циничен. Встретив очаровательную шестнадцатилетнюю девушку, Чичиков думает о ней: «Славная бабёшка!». И нюхает табак. Совсем не похоже на поэтичного Печорина, правда?

Почему же вдруг появился такой герой?

Дело в том, что появление нового типа героя продиктовано историческими реалиями. В середине XIX века влияние аристократов пошатнулось. На историческую сцену вышел новый класс – буржуазия.

И если в среде аристократов считалось зазорным зарабатывать деньги и заниматься торговлей, то буржуа были лишены этого сословного предрассудка. А деньги, как известно, – это власть.

Поэтому в одночасье появилось множество ловких дельцов, коммерсантов, мошенников, которые стремились разбогатеть и получить доступ в аристократические круги. Чичиков как раз такой герой.

Характер Чичикова один из самых сложных в русской литературе. И «самый трудный» у Гоголя, по словам Николая Гавриловича Чернышевского. Чичикова называли и «заурядным, серым «господином средней руки», и «странным подлецом».

Критик Вадим Кожинов считал, что Чичиков «по-настоящему сильная личность».

Владимир Набоков утверждал, что Чичиков – «колоссальный шарообразный пошляк», который с «самого начала совершает промах за промахом».

Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

Так каким же человеком был Чичиков?

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод», – так Николай Васильевич Гоголь представляет нам главного героя поэмы «Мёртвые души» Павла Ивановича Чичикова.

Есть ли в Чичикове положительные качества? Безусловно!

Чичиков наблюдателен и очень умён. Он обаятельный человек, умеющий мгновенно оценить обстановку и приспособиться к ней. Благодаря этим качествам он легко нашёл подход к каждому помещику и чиновнику города Эн.

Обратите внимание, как меняется поведение Чичикова от главы к главе. С Маниловым Чичиков мягок и деликатен. С Коробочкой он упрям, напорист и грубоват. С прижимистым деловым Собакевичем он упорно торгуется.

Главные черты помещиков отражаются в нём, как в зеркале.

Неудачу Чичиков потерпел только с Ноздрёвым, потому что непредсказуемый Ноздрёв не поддавался никакому анализу. У Чичикова сильный характер. Его упорство и целеустремлённость вызывают восхищение даже у автора, который называл своего героя не иначе как подлецом и «скотиной Чичиковым».

Надо сказать, что Чичиков такие слова заслужил. Он мошенник и подлец. Чичиков готов на любую подлость ради копеечки. На людей он с детства привык смотреть с точки зрения их практической пользы. Ещё в молодости Чичиков обманывает своего начальника, уверяя, что готов жениться на его некрасивой дочери.

А получив должность, тут же сделал вид, будто ничего не было. Чичиков берёт взятки и лебезит перед начальством. Нарушает закон, проявляя в этом изворотливость и смекалку. Он живёт по принципу «зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай». А главное, Чичиков уверен, что поступает правильно.

После того как вскрылись его махинации на таможне, Чичиков жалуется на несправедливость судьбы.

Можно сказать, что Чичиков – абсолютно безнравственный человек. Он не просто скупщик мёртвых душ, он сам – мёртвая душа. У него есть качества, которые сближают его со всеми помещиками и чиновниками. Например, чиновники города N такие же беспринципные взяточники. Мечтатель Манилов и делец Чичиков – льстецы.

С Ноздрёвым Чичикова объединяет склонность к мошенничеству и стремление жить на широкую ногу. А главное, Чичиков – это человек-накопитель. Такой же как Собакевич, Коробочка и Плюшкин. В тексте есть красноречивая деталь. Коробочка собирает деньги в пестрядёвые мешочки.

И мальчишка Чичиков, накопив 5 рублей, зашил их в мешочек, а потом начал собирать деньги для второго мешочка.

Почему историю жизни Чичикова мы узнаём только в последней главе?

Гоголь сначала показывает читателям характер, а уже потом рассказывает, как этот характер формировался. Нищета, вечно больной и строгий отец, от которого не дождёшься ни доброго слова, ни ласки. Какое же наставление отец даёт сыну?

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь.

С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете.

Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Чичиков прожил всю жизнь по совету отца.

Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

Условия жизни и воспитание формировали характер Чичикова. Социальная среда повлияла на то, что его положительные качества служат для достижения низких целей.  «Приобретение вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых», – писал Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь задумывал грандиозный многотомный труд. Поэма «Мёртвые души» должна была стать только первой его частью. Судя по тем записям, которые оставил писатель, в последующих томах Чичикова ожидали испытания, духовный катарсис, полное перерождение и новая праведная жизнь.

Способен ли Чичиков переродиться? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, с какими мыслями и чувствами Чичиков просматривал списки купленных им мёртвых душ.

Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

«Когда взглянул он потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер, и чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер».

Чичиков задумывается о судьбе крестьян, даже сочувствует им. Будь он законченным циником и мёртвой душой, у него бы не вызвали такого отклика списки с именами

Встреча на балу с дочкой губернатора так потрясла циничного Чичикова, что он замирает на месте и теряет интерес к обществу дам. Он вдруг становится робким и неловким в общении, хотя до этого умело флиртовал и был прекрасным собеседником.

Получается, что Чичиков омертвел не до конца и мог бы переродиться. Именно это и задумывал Гоголь.

Но замыслам писателя было не суждено сбыться. Путь Чичикова не был окончен.

Но рассуждая в одиннадцатой главе о характере своего героя, автор задаёт читателям крайне важный вопрос: «А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Гоголь утверждал, что пороки Чичикова – это пороки самого писателя и многих его хороших знакомых.

 «Первая часть, несмотря на все свои несовершенства, главное дело сделала: она поселила во всех отвращенье от моих героев и от их ничтожности; она разнесла некоторую мне нужную тоску от самих себя. Покамест для меня этого довольно; за другим я и не гоняюсь…», –писал Гоголь о своём главном творении.

Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

Конспект урока литературы на тему "Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой"

Мертвые души — поэма Гоголя, которая стала очень популярной. Ее не только с удовольствием читали и читают, но и не раз экранизировали.

Многие фразы стали крылатыми, да и персонажи стали символическими. В произведении мы знакомимся с героем Чичиковым.

Давайте же в сочинении по произведению Мертвые души проанализируем Чичикова и разберемся кто он: это новый герой эпохи или же ее антигерой.

Уже вначале автор нас знакомит с портретными характеристиками Чичикова. Был Чичиков ни стар, ни молод, внешне не красавец, но и не дурной наружности. Он и не толстый, и не худой. Словом, средний человек, которому не чуждо стремление к наживе, и которому хочется красивой жизни.

Если в других произведениях герои являются лишними людьми той эпохи, где они живут, то Чичиков как раз очень хорошо в эпоху вписывается. Вписывается в жизнь, где живут люди не бедные материально, однако они бедны духовно.

Среди них герой не выделяется и предстает перед нами обыкновенным человеком своего времени.

Чичиков новый герой или антигерой?

Является ли Чичиков новым героем своего времени? Без сомнения. Но он не только герой, а еще и антигерой.

Читая произведение, мы видим рождение нового поколения с достойными качествами, вот только воспитывалось поколение по старым взглядам. Вот и рождались люди, подобные Чичикову. Они стараются обогащаться любыми способами, смотрят вперед и идут к цели, правда из-за своей духовной опустошенности не могут происходящее оценивать трезво.

Поэтому над их рассудком господствует опьянение наживой. Люди начинают прогорать. Но стоит им лишиться всего, как герои отрезвляются. Люди новой эпохи не могут одновременно руководствоваться разумом, душой и сердцем. Они попадают в плен своих страстей, не умеючи просто жить.

Читайте также:  Краткое содержание произведения бунина «солнечный удар»

Верх обычно берет алчность и души людей попросту становятся мертвыми, как души Манилова, Плюшкина, Собакевича и других персонажей.

Почему Чичиков антигерой? Читая произведение, мы видим духовную деградацию людей. Да, Чичиков не приносит вреда в духовном плане, в обществе само собой происходит омертвление душ, так как пережитые порядки сложно искоренить.

Вот только герой вредит сам себе, ведь идет по жизни с моралью: все сделаешь и все победишь в мире деньгами. При этом Чичиков находит себе оправдание, ведь так делают все. Имея такие принципы, наш герой и сам омертвляет свою душу.

Нет, его преступником своего века не назовешь, он лишь один из тех, кто представляет новое поколение. Он не законченный скряга, который только и думает о деньгах. Он еще и о семье мечтает, да и осуждать за желание жить лучше и в достатке мы его не можем, ведь сами к тому стремимся. Вот только вопрос в другом.

Можно ли с помощью лжи, лицемерия, обмана строить свое благосостояние, не нанося вред своему духовному миру. Думаю, это риторический вопрос, который не нуждается в ответе.

Сочинение на тему: Чичиков — Новый герой эпохи

А какую оценку поставите вы?

Сочинение: «Чичиков — новый герой эпохи» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее.

«В средних веках, – писал он, – совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым».

Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» – «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова – как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места.

Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации.

С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее – так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения.

Отсюда – сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу.

Второй, а также третий том – соответственно «Чистилище» и «Рай» – стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой – начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России – Чичиков.

Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми).

Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины.

В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

Копил для будущей жизни «во всех довольствах» – и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо.

Он первым уловил главное веяние времени – упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков). И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку».

Не учел он при всех своих талантах только одного – непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями.

Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени.

Это был «рыцарь своего времени» – пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает). Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли).

Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета – сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»).

Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую.

Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси.

Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло».

Отсюда и имя Чичикова – Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…

У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности.

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод…» Гоголю даже тяжело определить его положение, дать имя этому новому явлению. В конце концов слово найдено: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель».

Это представитель новых, буржуазных отношений, которые составляются в русской жизни.Чичиков вырос хотя и в дворянской, но бедной семье, в домике с маленькими окнами, которые не отворяли ни зимой, ни полетом. Бедность, унижение, одинокость постепенно убедили Павлушу в том, что есть лишь один способ, чтобы утвердиться в жизни — деньги.

На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой».Испытав неудачи на службе, Чичиков ставит себе справедливый вопрос: «Почему же я? зачем на меня обрушилась беда?… и почему должен я пропасть червем?» Чичиков не хочет «пропасть» и ищет пути приспособления к новой жизни.

Придуманный им способ обогащения можно назвать авантюрой, аферой. Но ему подсказало само время: беспорядок в стране, тяжелое положение крестьян. «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Богу, не мало.

Помещики проигрывались в карты, закутались и промотались как следует; все полезло в Петербург служить: имена брошены, управляются как попало, подать уплачивается с каждым годом труднее». Товар, который скупает Чичиков, даже сегодня непривычный ни для слуха, ни для ума — мертвые души.

Но как бы не страшила непривычность аферы, предлагаемой помещикам, очевидная выгода ее закрывает глаза на то, что и в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души».

И вдобавок Чичиков владеет многими качествами человека «нового времени», «дельца», «спекулянта»: и приятность в поведении и уступках, и живость в деловых делах — «все оказалось, что нужно для этого мира». Одного только не оказалось в ловком предпринимателе — живой человеческой души. Все живые понуждения Чичиков выдворил со своей жизни.

Человеческие чувства, «блистающая радость» жизни уступили месту практицизму, идеи успеха, расчета. В конце первого тома Чичиков не достиг своей цели. Он не только испытал коммерческие неудачи, а и понес моральный убыток. Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не дернули Чичикова отказаться от мечты в жизни «во всех довольствах, со всякими благосостояниями». И мне кажется, что он ее когда-нибудь осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудача сделает его более опытным, хитрым. Или не поэтому улыбается Чичиков, что мчится на тройке верстовым путем? более месяца назад

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

Чичиков – герой новой эпохи

«Приобретение – вот недуг нашего времени;
приобретатель – вот настоящий герой нашего времени…»

Мы знакомимся с Н.В. Гоголем еще в начальных классах как с автором сатирических произведений. Гоголь как никто другой смог описать настоящую русскую действительность своего времени, пороки многих чиновников, беззаконие и несправедливость.

В своих произведениях автор осмеивал порочные качества характера человека: алчность, корысть, честолюбие, жадность и многие другие. То же самое происходит и в поэме «Мертвые души».

Однако здесь появляется несколько отличный от других персонажей человек – Павел Иванович Чичиков, которого смело можно назвать героем новой эпохи.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

С первого взгляда кажется, что герой не отличается особыми приметами. О внешности Чичикова сказано следующее: «господин, не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок». И про возраст его Гоголь не дал точных сведений:

«нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Будучи коллежским советником и помещиком, Чичиков предстает нам обыкновенным человеком своего времени. Однако стоит отметить, что многие качества его характера и особый склад ума делают его не похожим на остальных героев поэмы.

Можно сказать, что на глазах читателей зарождается новый человек новой эпохи. Павел Иванович Чичиков обладает острым умом, предприимчивостью, какой-то природной образованностью и интеллектуальностью, а кроме того большой жизненной энергией.

Читайте также:  Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка»

«В госте не только любознательность, но и основательность», – пишет автор о герое произведения.

Чичиков обладает особым даром – он умеет завораживать людей, к каждому находит свой подход, умеет поддержать любой разговор и вызвать симпатию у кого бы то ни было:

«приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его».

Он и говорил «как следует», от чего другим героям поэмы казался «очень порядочным человеком».

Стоит сказать, что время, описываемое Гоголем, характеризовалось как новая эпоха наступления буржуазии. Такому времени определенно нужны люди как Чичиков: смелые, упорные, энергичные и ловкие умом. По своей натуре герой действительно приобретатель, капиталист.

Он знает, когда нужно совершить то или иное действие с целью наживы, из-за жажды обогатиться. Чичиков ловко подмечает мелкие тонкости и детали, которые не видны остальным. Все выше перечисленные качества характера помещика могут служить его преимуществами перед другими персонажами.

И все эти преимущества и делают Чичикова героем новой эпохи.

Чичиков – герой новой формации

(по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма Гоголя «Мертвые души» была написана в эпоху
крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости
России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться
капиталистические отношения. В этих условиях и появились представители новой
формации — предприниматели.

Павел Иванович Чичиков — один из самых ярких и интересных
героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, не чуждающийся
рискованных махинаций, искатель приключений.

С другой стороны, Чичиков, как
представитель своего поколения, не только воплотил в себе все характерные
качества своих современников, но и превзошел их.

Павел Иванович Чичиков
обладает обходительностью и любезностью Манилова, изощренностью фантазии
Ноздрева, прижимистостью и индивидуализмом Собакевича, «светлой жадностью»
Плюшкина. Превосходство Чичикова над остальными в том, что он своим
авантюризмом, умением перевоплощаться и находить общий язык с другими

425

оказывает влияние на остальных героев. Он, как хороший
психолог, умеет найти у каждого свою струнку, зацепив которую, добивается своей
цели.

Он слащав и задумчив в разговоре с Маниловым, развязен и наставителен с
Коробочкой, деловит и расчетлив с Собакевичем, а при встрече с Плюшкиным
мгновенно превращается в благодетеля, способного «себе в убыток» помочь
терпящему нужду старику.

Все это свидетельствует не только о находчивости
Чичикова, но и о многогранности его характера.

Фигура Чичикова неоднозначна, его нельзя назвать
отрицательным или положительным героем. Ему присущи не только плохие, но и
хорошие черты. Вспомним сцену с Ноздревым.

Испугавшись, что тот убьет его,
Чичиков думает лишь о том, что, пропав, он не оставит «будущим детям ни
состояния, ни честного имени». Чичиков не считает, что делает что-то
неправильное, покупая «мертвые души».

В условиях жизни того времени
приобретение, богатство было условием жизни: накопительство стало девизом. «Все
приобретают!» — в этих словах выражена психология чиновника в эпоху перехода к
капитализму.

Полученное в детстве воспитание развило черты, которые в
будущем станут основными в характере Чичикова-предпринимателя. Детство
маленького Павлуши было довольно трудным: он рано остался без поддержки
родителей. Отец оставил в наследство наставление; «Смотри же, Павлуша, учись,
не дури и не повесничай…

угождай учителям и начальникам… а больше всего
береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель
тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде
ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Всю жизнь Павлуша
следовал завету отца.

Еще учась в школе, он обнаружил «большой ум… со стороны
практической». Не обладая большими талантами, зато в совершенстве владея
хорошими манерами и проявляя обходительность, он уже в школе сумел скопить
небольшой капитал. Сначала он прятал полученные от друзей угощения и позже
продавал их им же.

Потом нашел другое средство обогащения: накупив на рынке
булок, продавал их

втридорога богатым товарищам. Затем приобрел на рынке мышь,
отдрессировал ее и выгодно продал. Да, Чичиков — карьерист, спекулянт,
авантюрист, основной целью которого стало обогащение и нажива, но он обладал
неиссякаемой энергией, активностью и живым воображением.

Никогда не унывая, не
впадая в отчаяние, он всегда умел вывернуться из любой неблагоприятной
ситуации. Вспомним, как долго Чичиков оставался неуловимым для полиции.

Когда
Чичиков потерял приобретенное в результате долгих усилий место в конторе, а
потом еще и «потерпел за правду» на службе в таможне, он не пал духом, наоборот:
«героя нашего осенила вдохнрвеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в
человеческую голову!..

Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не
подавали новых ревизских сказок… вот уже двести тысяч капиталу!»

Деньги для Чичикова являются не средством, а самоцелью. Все
мысли и чувства этого человека подчинены одному — желанию стать богатым любой
ценой. В осуществлении заветной мечты он демонстрирует такие качества, как
упорство, изворотливость, жажда деятельности. Все эти качества можно было бы назвать
положительными, если бы они были направлены на общее благо.

Сам Гоголь относится к своему герою довольно противоречиво.
В начале и в середине поэмы он называет его подлецом, затем, в конце, сам
задается вопросом, так ли это. Гоголь словно не до конца уверен, кто его герой.
Даже описание внешности какое-то расплывчатое: «„.

не красавец, но и не дурной
наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар,
однако ж и не так чтобы слишком молод». Гоголь как бы представляет своего героя
на суд читателей, пусть решают, чего же в Чичикове больше: хорошего или
плохого.

Как бы то ни было, Чичиков — это символ хитроумия,
воплощение предпринимательства в период зарождения капиталистических отношений
в России. Чичиков — тот человек, который должен прийти на смену инертным
маниловым, неуклюжим собакеви-чам, дубинноголовым коробочкам, пустым ноздревым
и жадным Плюшкиным.

426

Гоголь впервые в русской литературе показал образ
предпринимателя. Вечная молодость поэмы в том, что образ этот характерен не
только для России того времени, но и для наших дней. Не так трудно найти
Чичиковых в современную эпоху. Чичиков — одна из самых загадочных фигур,
которую когда-либо породило писательское воображение.

Чичиков как новый герой эпохи – сочинение к поэме “Мертвые души”

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Если уж Павел Иванович герой эпохи, тем более новый, то я бы сказала, что это ирония. Я слышала уже, что его так называли и критики, и сам автор… Но это, как у Печорина – он совсем не героическая личность, а просто он отражает общие черты молодых людей той эпохи.

Итак, Чичиков, действительно, противопоставлен всем остальным персонажам. И он очень отличается от других, более «серых», старых и отсталых. Они живут в прошлом, в основном, вот только Манилов живёт в своих воздушных замках. Коробочка – в своей глупости, Плюшкин – в эгоизме, как и Собакевич… Только Чичиков предпринимает! Да, он мошенник, конечно.

Никто не учит брать с него пример, но по крайней мере в нём чувствуется стремление, энергия. Надо же было придумать такое – покупать фиктивно мертвых крестьян… Это неожиданная и смелая идея, она идёт против старых норм морали. То есть Чичиков вполне энергичный и предприимчивый, хитрый человек. Он не ждёт, что на него свалится богатство, а рискует.

Тут он как будто будущий Бендер Остап.

Ещё Чичиков нов тем, что он со всеми находит общий язык. Удивительно, какие характеры встречается на его пути! И он ведёт ведь с ними дела. Иногда ему очень тяжело уговорить человека на сделку, но ему удаётся всё-таки найти ключи к каждому.

Формально он соглашается с традициями общества, но уже достаточно умён, чтобы их не соблюдать, использовать их в своих интересах. Он не воюет с системой, не революционер он совсем, но он бы хотел «обставить» всех.

Если бы его энергию направить на какое-то благое дело… Но получилось так, что герой в итоге всё проиграл.

Новый герой после ещё раз появится в произведении другого великого писателя – Булгакова в собственных «похождениях». Это ещё раз доказывает живучесть, энергичность данного образа.

Появление такого (анти) героя, думаю, говорит о том, что система (общество, государство) ослабела. Люди уже сами не верят в свои идеалы, появляются такие странные персонажи, которые думают только о себе. И тут Павел Иванович, будто хищник, готовый уничтожить (обмануть) слабого духовно. А дальше будут революционеры, разрушающие общество физически.

Чичиков как новый герой эпохи

Главным героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Павла Ивановича воспитывал больной отец и всегда учил, что нужно быть терпеливым и дожидаться нужного момента.

Отец всегда убеждал сына, что ему стоит хорошо учиться, чтобы добиться чего-то в жизни. Он говорил, что Чичиков должен прислушиваться к учителям. Павел Иванович Чичиков сделал, так как ему советовал отец и вырос эгоистичным человеком.

Его жажда денег заполонила его разум и вскоре он думать ни о чем другом не мог.

Отец всегда призывал сына держаться ближе к богатым людям и научиться беречь свои деньги. Лучше чтобы Чичикова угощали, а он не растрачивал свои деньги впустую.

Чичиков хорошо извлек урок, полученный от отца, и во всем старался найти для себя выгоду. Окончив училище благодаря тому, что он смог найти подход к учителю.

Чичиков был очень бережливым и мог даже продать своим же товарищам их же угощения. Зарабатывания денег для Чичикова стала одержимой мыслью.

Приехав в город, который находился не так далеко от Москвы и Петербурга Чичиков начинает скупать у горожан души мертвых крепостных. Павел Иванович был не красавец, но умел понравиться людям.

Он всегда хорошо выглядел, для него это было очень важно. Чичиков подходил с особой скрупулёзностью к своему внешнему виду.

На протяжении времени нахождения Чичикова в городе он стал занимать особую нишу среди горожан.

Людям, которые занимали высокие посты, Чичиков льстил и относился к ним с уважением. С остальными он мог позволить себе грубость и смотрел на них свысока. Чичиков умел расположить к себе людей и пользовался уважением у горожан. Его считали умным и порядочным человеком, который хотел улучшить их жизнь.

Чичиков умел найти подход к любому человеку, он чувствовал человеческую натуру. Во времена, когда он проходил службу на таможне он долго втирался в доверие к начальству.

В момент, когда они ему поверили и повысили его Чичиков начал свои промыслы.

Единственный раз он оступился это в тот момент, когда втянул в свою аферу своего друга, но после ссоры оказалось что они пошли доносить друг на друга.

После этого Чичиков действовал сам и решил по приезду в город скупить души умерших. Чичиков сумел даже на смерти заработать денег. На протяжении поэмы Чичиков поменял даже немного свой образ в тот момент, когда обрел большую уверенность в своих действиях. Он стал более уверенным в себе и даже в какой-то степени наглее.

Общие черты мошенников в литературе

Происхождение мошенников в европейской литературе обычно очень туманно, как и происхождение Чичикова, родители которого: «были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает», причем о его матери Гоголь не упоминает вовсе. Нет и в их портретах никаких примечательных черт, иначе их можно было бы опознать и раскрыть.

Читайте также:  Анализ романа «петр первый» (а. толстой)

Вот и главного героя поэмы «Мертвые души» Павла Ивановича – автор описывает как ни рыбу ни мясо: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Основная мотивация действий Чичикова также совпадает с мотивацией его собратьев в европейской литературе жанра плутовского романа: сиюминутная выгода и богатая жизнь в будущем.

Вариант 3

Господина Чичикова можно назвать весьма ярким представителем новейшего времени, и автору весьма успешно удалось показать основные черты характера этого героя, которые нашли воплощение в его деятельности и действиях в произведении.

Будучи представителем возникающей идеи капитализма, Чичикова можно назвать революционной личностью, которая хотела дополнять существующий мир новейшими идеями и планами.

После того, как образ данного персонажа был закреплен писателем, стоит сказать о том, что его уникальность и вечность в дальнейшем использовались в литературе для того, чтобы попытаться показать схожие черты характера в других героях.

Стоит отметить, что с таким типажом личности можно найти пересечение практически в любой точке планеты и в любой отрезок времени. Это говорит о том, что произведения остается актуальным и по сей день, и автору удалось затронуть весьма проникновенную и вечную тему.

Чичикова можно смело называть самым ярким представителем личности для своего времени. Ведь, он, пытался придумать нечто весьма необычное и неординарное, а это, является показателем того, что герой мыслил нешаблонно, нестандартно и крайне интересно и впечатляюще.

Нашли плутовские герои воплощение и в европейской литературе. И для читателей первое время наблюдать за главными героями, которые являлись разбойниками или бандитами, было крайне удивительно и необычно.

Стоит сказать о том, что образы данных героев получались крайне смелыми и неординарными, что говорит о новаторских идеях и воплощениях автора.

С одной стороны, может показаться, что появление в герое таких качеств является весьма непредсказуемым процессом, и его предпосылки к такому поведению являются весьма странными, однако, еще с раннего детства герой был приучен к тому, что деньги и накопительство, является показателем успеха и процветания. Стоит добавить, что мечтой героя являлось не стать богатым, пройдя тернистый путь и страдания, а разбогатеть сиюминутно, быстро. Однако, автор дает четкое понятие тому, что ждет Чичикова в конце произведения, когда он понимает, что не придет к успеху намеченным путем, и, соответственно, начинает жалеть о своих решениях, которые он принимал. Чичиков стремился найти нечто неординарное и нестандартное, но в своих поисках он не учел некоторый ряд событий, которые говорили бы о том, что его план не сработает. Однако, герой получился крайне ярким и интересным.

Чичиков – герой своего времени. Сочинение по повести Н. Гоголя «Мертвые души»

У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности.

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод…» Гоголю даже тяжело определить его положение, дать имя этому новому явлению. В конце концов слово найдено: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель».

Это представитель новых, буржуазных отношений, которые составляются в русской жизни.

Чичиков вырос хотя и в дворянской, но бедной семье, в домике с маленькими окнами, которые не отворяли ни зимой, ни полетом. Бедность, унижение, одинокость постепенно убедили Павлушу в том, что есть лишь один способ, чтобы утвердиться в жизни — деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой».

Испытав неудачи на службе, Чичиков ставит себе справедливый вопрос: «Почему же я? зачем на меня обрушилась беда?… и почему должен я пропасть червем?» Чичиков не хочет «пропасть» и ищет пути приспособления к новой жизни. Придуманный им способ обогащения можно назвать авантюрой, аферой.

Но ему подсказало само время: беспорядок в стране, тяжелое положение крестьян. «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Богу, не мало.

Помещики проигрывались в карты, закутались и промотались как следует; все полезло в Петербург служить: имена брошены, управляются как попало, подать уплачивается с каждым годом труднее». Товар, который скупает Чичиков, даже сегодня непривычный ни для слуха, ни для ума — мертвые души.

Но как бы не страшила непривычность аферы, предлагаемой помещикам, очевидная выгода ее закрывает глаза на то, что и в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души».

И вдобавок Чичиков владеет многими качествами человека «нового времени», «дельца», «спекулянта»: и приятность в поведении и уступках, и живость в деловых делах — «все оказалось, что нужно для этого мира». Одного только не оказалось в ловком предпринимателе — живой человеческой души.

Все живые понуждения Чичиков выдворил со своей жизни. Человеческие чувства, «блистающая радость» жизни уступили месту практицизму, идеи успеха, расчета. В конце первого тома Чичиков не достиг своей цели. Он не только испытал коммерческие неудачи, а и понес моральный убыток.

Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не дернули Чичикова отказаться от мечты в жизни «во всех довольствах, со всякими благосостояниями». И мне кажется, что он ее когда-нибудь осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудача сделает его более опытным, хитрым.

Или не поэтому улыбается Чичиков, что мчится на тройке верстовым путем?

Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» — господин Чичиков. Начало к оценке этого образа дает авторский портрет, с которого, собственно, и начинается повествование.

Согласно ему, этот господин был «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод».

Подобная внешность, в которой отсутствуют какие-либо характерные черты, настраивает читателя на восприятие образа «маленького человека». Конечно же, Чичиков — образ совершенно новый в русской литературе тех лет. Но это не означает, что у него нет литературных родственников.

Анализируя имена и ассоциации, которые возникают в поэме в связи с Чичиковым, можно сделать вывод: в первую очередь, в этом образе синтезируются персонажи, завещанные пушкинской традицией. Если обратиться к истории создания поэмы, необходимо принять во внимание факт, документированный самим писателем.

Осенью 1835 года Гоголь беседовал с Пушкиным. Пушкин в заключение беседы убеждал Гоголя приняться за обширное повествование и даже подарил ему свой собственный сюжет. Кроме того, Гоголь считал Пушкина своим литературным наставником, к мнению и опыту которого он не мог не прислушаться.

Образы пушкинских произведений нашли свое художественное осмысление и воплощение в творчестве Гоголя. Правда, пушкинский светский романтик и разбойник в облике рыцаря наживы, стяжателя и демонического эгоиста Германна отображен у Гоголя в пародийной проекции. Вспомним Чичикова в сценах приготовления к балу и самого бала.

Приободренный любовным посланием неизвестной дамы, он, в духе романтического героя, погружается в весьма благостное и взволнованное настроение: «А письмо очень, очень кучеряво написано!» Готовясь к балу, Чичиков очень много времени уделяет своему туалету.

Крутясь возле зеркала, сделал самому себе «множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком… Наконец он слегка трепанул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка эдакой!» — и стал одеваться».

Проведем параллель и вспомним, как готовился к балу пушкинский Онегин: Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобный ветреной Венере. Далее Чичиков проявляет себя совершенно неожиданно. Увидев на балу молоденькую дочку губернаторши, он «остановился вдруг, будто оглушенный ударом».

Но, в отличие от Онегина — гения в науке «страсти нежной», — гоголевский персонаж оказывается ловеласом никудышным: «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин» (герои модных повестей).

Но Чичиков не только пародийный герой-любовник, он и пародийный романтический разбойник, по словам дамы, приятной во всех отношениях он врывается к Коробочке, «вроде Ринальдо Ринальдини»; к тому же он замыслил увезти губернаторскую дочку («правдивые» показания Ноздрева, который, по его же словам, находился в тесных отношениях с Чичиковым, вознесли эту выдумку в ранг реального события). Чичикова отождествляют и с капитаном Копейкиным, делателем фальшивых ассигнаций, бежавшим из соседней губернии от законного преследования. Правда, этот факт позже вызвал сомнение у чиновников: «ведь капитан Копейкин… без руки и ноги, а у Чичикова…» Чичиков — демоническая личность, он ассоциируется с Наполеоном, которого держали на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, а теперь выпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Конечно, чиновники этому не поверили, а, впрочем, призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень похоже на портрет Наполеона. «Полицеймейстер, который служил в кампанию 12 года и лично видел Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова, и что складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако ж и не так чтобы тонок». Описание сходства Чичикова с Наполеоном — пародийная цитата соответствующего места из «Пиковой дамы»: у Германна «профиль Наполеона»; «он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона». Именно в этом пародийном сравнении Чичикова, мелкого мошенника и проныры, с образом романтического героя, романтического разбойника, вершителя судеб мира Наполеона и состоит новаторство Гоголя. Это сравнение позволяет выделить основную мысль автора: чичиковы — «маленькие людишки», в чьих руках именно сейчас находится управление миром. Они знаменуют время, когда порок перестал быть героическим, а зло — величественным. Впитав в себя все романтические образы, он обесцветил их и обесценил, поставив во главу всех моральных ценностей передаваемый по наследству лозунг: «Копи копейку». Однако Гоголь, в соответствии с христианским мировоззрением, устами Муразова дает Чичикову шанс на исправление и перерождение: «Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые любят добро, да употребили бы столько усилий для него, как вы для добывания своей копейки!» Гоголевский герой имеет надежду на возрождение, потому что дошел до предела зла в его крайних проявлениях -— низких, мелочных и смешных. Зло существует не только в чистом виде, но и в ничтожных его формах. И именно в беспросветности его таится возможность столь же полного и абсолютного возрождения.

Предложения интернет-магазинов

Ссылка на основную публикацию