Смысл двух превращений Шарика («Собачье сердце»)

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти­ка. Писатель показывает гротескный образ современ­ной ему действительности.

В основе повести лежит великий эксперимент про­фессора Преображенского. Филипп Филиппович — известный, всеми уважаемый врач, проводящий уди­вительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, он настоящий ас в своем деле.

В одной из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчаст­ного, и решает взять его к себе. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к живот­ным и не бескорыстие.

Он уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Ша­рик живет незавидной жизнью. Каждый день он вы­нужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться от мороза и вьюги. Он оз­лоблен. При этом Шарик очень неглуп.

У него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шари­ка. «Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вер­нее всего — господин»,— сделал пес о нем вывод.

Ко­гда Борменталь спрашивает своего наставника о том, как ему удалось заманить такого нервного пса, Преоб­раженский отвечает, что ласка — единственный спо­соб, который возможен в обращении с живым сущест­вом.

Профессор в своих речах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле он противо­речит себе. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явно ниже Шарика. Едва-преобразившись, «дворняга» обругал Преобра­женского «по матери», и это было только начало жиз­ни человека с собачьим сердцем.

От бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, он быстро воспроизвел «все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе» и которые хранились в его подсознании. «Предок» Шарикова — Клим Петрович Чугункин.

Он судился три раза, славен игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголю. Образ весьма неприглядный. Все его не­достатки целиком унаследовал Шариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает он ее сразу в той только части, что касается омоложения. Как понял Преображен­ский, перемена гипофиза дает не омоложение, а пол­ное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шарикова начинают про­изводить на профессора тягостное впечатление. «Что­бы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуа­ром обращаться аккуратно»,— разъяренно отчитыва­ет он новоявленного Полиграфа Полиграфовича.

Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самим профессором. В споре Шариков ведет себя уверенно и развязно.

Он уп­рекает доктора в совершении операции, на которую он согласия не давал, высказывает претензии на пол­ную свободу и на право прописки в квартире Преобра­женского. «Ну, тип»,— проносится однажды в голове доктора. Несколько позже он мысленно восклицает: «Кошмар, кошмар!».

Мысль о совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в голову Преобра­женского. Полиграф Полиграфович не отказывает себе в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраи­вается на весьма сомнительную работу, обманом по­лучает согласие на брак с собой.

Профессор всерьез начинает думать о совершении обратной операции и в итоге решается на нее. «Ста­рый осел Преображенский,— ругает он себя,— на­рвался на этой операции как третьекурсник».

Про­фессор вдруг понимает, что «милейшего пса он пре­вратил «в мразь».

В результате эксперимента доктор получил «исключительногопрохвоста», «хамаисвинью», человека с самым «паршивым» сердцем «из всех, которые только существуют в природе».

Профессор осознает, что нет смысла пытаться «ис­кусственно фабриковать Спиноз». Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматично.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за ре­зультаты его экспериментов, проблему права челове­ка на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни пе­ред насильственным методом вторжения в нее. Булга­ков говорит о том, что сила самодовольного агрессив­ного невежества разрушительна.

Позволяя своему герою провести повторную опера­цию, писатель обращает внимание читателя на про­блему интеллигенции, утверждает право интеллиген­ции на борьбу за ее права.

2332. Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце Булгакова сочинение Русский язык

Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» считается одной из самых известных работ писатель. Описанная там история является фантастической, интересной и поучительной. Основой сюжета выступает опыт ученого Преображенского и его коллеги доктора Борменталя. Их целью было создание нового, лучшего человека.

В ходе эксперимента бродячему псу Шарику пересадили гипофиз покойного мужчины Клима Чугункина, надеясь на то, что собачьи качества победят негативные человеческие наклонности. Получилась новая личность, которой дали имя Полиграф Полиграфович Шариков. Но результат эксперимента оказался неожиданным.

Главный герой Шариков стал носителем всех негативных качеств своего прежнего хозяина. От вора и рецидивиста Клима к нему перешли капризность, злость и распущенность. Он был груб со всеми и не следил за своей речью.

Внешний вид бывшей собаки всегда оставлял желать лучшего. Несмотря на свое человеческое существование, Шариков считал гигиену и уход за собой бесполезным и унизительным занятием. По его мнению, обычный рабочий человек должен быть грязным и неопрятным.

Как и любой представитель рабочего класса в то время, Шариков пренебрегал и образованием.

Но благодаря своей общительности и способности находить друзей он сходится во мнениях с председателем домкома Швондером.

Речи председателя кажутся Шарикову убедительными, и он начитает считать его мнение своим собственным. Словами Швондера он смело высказывается и политике, хотя сам в этом ничего не понимает.

Являясь представителем рабочего класса, Шариков получил много свобод и прав, но как пользоваться ими он не знал.

Ко всему этому в нем начинает проявляеться эгоизм и целенаправленность, способствующая любой ценой добиваться задуманного.

Подтверждением этому является его жестокость к бездомным животным, хотя совсем недавно и он был таким. Но это способствовало продвижению его по карьерной лестнице.

Полученные Шариковым права все больше развивали в нем эгоистические черты. По наставлению Швондера, он нагло начинает требовать от профессора долю жилплощади. И, чтобы добиться своего, прибегает к угрозам. Его наглости и эгоизму не было придела. Автор считает, что это связано в первую очередь с необразованностью и неосведомленностью, так как Шариков видит ситуацию только глазами Швондера.

В образе Шарикова Булгаков раскрывает серьезные социально-политические проблемы общества. Но серьезность не мешает произведению считаться сатирическим и фантастическим. В такой форме оно легко читается и проще усваивается.

Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова

  • Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» — это история эксперимента по превращению собаки в человека.
  • Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.
  • Так начинается история нового человека.
  • Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.
  • Кто он?

Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки.

И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» — именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.

Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.

На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.

Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.

Читайте также:  Надо ставить себе задачи выше своих сил

В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную.

Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже.

Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков  пишет на него донос и угрожает убить.

Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.

Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и  человека, неудавшийся эксперимент.

В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. «Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.

Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.

Вариант 3

Полиграф Полиграфович Шариков – центральная фигура повести М. А.

Булгакова «Собачье сердце», результат смелого эксперимента профессора Преображенского, пересадившего дворовому псу Шарику гипофиз убитого ножом в пивной алкоголика Клима Чугункина.

Операция эта имела последствия воистину катастрофические, превратив умного и, в своём роде, тактичного пса в мерзкого хама, жить рядом с которым оказалось совершенно невозможно.

М. А. Булгаков воплотил в образе Шарикова все самые отвратительные черты так называемого «нового» человека, которого превозносила советская власть.

Даже выбор замысловатого имени – Полиграф Полиграфович в сочетании с «наследственной» фамилией, что было характерной чертой того времени, вызывал у автора саркастическую улыбку.

Шариков унаследовал от Клима Чугункина всё самое худшее, что было в этом человеке, начиная с внешности и заканчивая характером, привычками и мировоззрением.

Внешность «нового человека» тоже была отталкивающей.

Низкорослый, с очень низким лбом, едва заметным между кустистыми бровями и щёткой жёстких волос на голове, одетый безвкусно и неряшливо, но с претензией, Полиграф Полиграфович, тем не менее, был очень доволен собой.

Кем он был недоволен, так это своим создателем, профессором Преображенским, который пытался учить его прилично вести себя в обществе, постоянно одёргивал, говорил Шарикову, что он дурак и ограничивал его различными запретами.

Однако, Полиграф Полиграфович очень быстро нашёл себе союзника в борьбе с «тиранией» профессора. Им оказался управляющий жилтовариществом Швондер, который давно мечтал «потеснить» профессора Преображенского и отнять у него «лишнюю» жилплощадь. Для этого Шариков пришёлся как нельзя более кстати.

Швондер начал воспитывать его в духе демагогии советской пропаганды, и это «воспитание» быстро принесло свои плоды.

Считая совесть, мораль, стыд, сострадание «пережитками», новые хозяева жизни демонстрируют вместо них злобу, ненависть, подлость, стремление отнять и поделить всё то, что было создано не ими.

С каждым днём поведение Шарикова становилось всё безобразнее. Он пьёт, хамит, бесчинствует, ворует, пристаёт к женщинам, лишая всех обитателей квартиры покоя и душевного равновесия.

Вершиной «человеческой» карьеры Шарикова становится его назначение заведующим подотделом по очистке столицы от бездомных животных. Это тот самый случай, когда работа приносит истинное удовольствие.: «Уж мы этих кошек душили, душили!»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения профессора Преображенского, стало заявление Шарикова, что он хочет расписаться с машинисткой и жить с нею в квартире профессора. Чтобы избавиться от Преображенского, он пишет на профессора донос, после чего тот превращает его снова в собаку.

К сожалению, в реальной жизни избавиться от «шариковых» не так просто. Сколько их среди нас – плюющих на пол, матерящихся, не обременённых воспитанием и нормами морали, считающих своё поведение единственно возможным и правильным. Вот бы им всем пересадить гипофизы умных воспитанных собак!

Шарик в повести Булгакова Собачье сердце

В рассказе  Булгакова  М. А «Собачье сердце» не просто идет речь о эксперименте  профессора. Булгаков, обращает внимание, на первый типаж человека, который появился в лаборатории ученых.

Вся суть рассказа основывается на взаимоотношение одного ученного и Шарика, не естественно появившегося человека и собаки. Сначала повествование идет о речи внутри голодного дворового пса.

 Он делает выводы о жизни на улице, ее быте, характере Московских нравов, о ее ресторанах и магазинах. Он дорожит добротой, и лаской, он очень сочувственный пес.

В какой миг в жизни Шарика появляется полный переворот, он живет  с профессором, где огромное количество комнат. Но собака нужна профессору для его эксперимента.

Преображенский пересаживает псу  мозг человека, который  в прошлом, был Чугункин, играл на балалайке, вел разгульный образ жизни, за что был убит.

В итоге эксперимента, у профессора все получилось,  Шарик стал человеком, но он взял гены своего предка, он был, наглый хамоватый, не воспитанный, неадекватный, вообще не чего не зная, и не понимая о человеческих отношениях.

Между профессором и Шариковым  начались разногласия. Вся суть проблемы заключается в том что едва получившийся человек находит в обществе себе поддержку для того что бы противостоять своему творцу. И они внушают  Шарикова на то, что Профессор ему злейший враг номер один. Дошло до того что Шариков принес ему бумагу на то что он имеет долю на его квартиру.

Он лично  осознает главное мировоззрение новых хозяев жизни: делай что хочешь, воруй, громи все, что сделали другие, но главное что бы был похож на других. И все же неблагодарный бывший пес, принес профессору бумагу, где ему полагается, какая-то доля в его квартире.  Такие качества как  моральные принципы, постыдность, или совесть Шарикову чужды.

Чем  дальше, тем хуже он себя вел,  пил, веселился, приводил в профессорский  дом, кого попала, буянил там, как ему хотелось. Но точкой стало, что он нашел себе работу заведующим очистки города, от бездомных животных. Но в этом нет ничего удивительного он всегда старался своих же подставить.

В один момент он привел в квартиру девушку, и сказал что хочет, женится на ней. Профессор рассказал прошлое Шарикова, девушка рыдая, ничего естественно не знала, он ее обманул придумав о себе  различные легенды. В рассказе Преображенскому удалось все вернуть на круги своя, он из человека Шарикова превратил собаку Шарика.

И жизнь пошла обычным чередом.

В этой повести, я думаю, что автор хотел донести до людей, что в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Все сочинения

Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году, но появилась в свет только в 1987-м. Это была последняя сатирическая повесть автора. Тот огромный эксперимент, который проходил по всей стране в то время, в иносказательной форме нашел свое отражение в этом произведении.

Эксперимент по превращению собаки в человека, который проводит всемирно известный профессор Преображенский, и получился, и нет. Получился, потому что профессор Преображенский был лучшим хирургом в Европе и ему удалось опередить свое время.

Не получился, так как результат этого эксперимента не только превзошел все надежды профессора, но и ужаснул, испугал, заставил вернуть все на круги своя. Произошли эти события в разгар построения в России нового общества и нового человека.

Жил на свете симпатичный и сообразительный пес, страдающий от человеческой жестокости: «Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно… Не били вас по заду сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно».

Последней каплей, переполнившей чашу страданий Шарика, стало то, что ему кипятком обварили левый бок: «Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали».

Читайте также:  Как равнодушие окружающих влияет на человека?

Спасение пришло в облике профессора Преображенского, который накормил Шарика и привел его к себе домой. Бедный пес не понимает, что происходит в этой квартире, но его сытно кормят, и этого псу достаточно. Но вот приходит день, когда над Шариком ставят страшный эксперимент.

Булгаков, описывая операцию по пересадке гипофиза человека собаке, ясно показывает свое негативное отношение ко всему происходящему: прежде симпатичные и внушающие уважение профессор Преображенский и доктор Борменталь резко меняются: «Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе.

Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен». Думая о достижениях науки, герои забывают о самом главном – о человечности, о том, какие мучения пришлись на долю несчастного пса, о тех последствиях, к которым приведет этот эксперимент.

Гипофиз, который пересадили Шарику, принадлежал убитому в драке Климу Чугункину, вору-рецидивисту, осужденному на каторгу. Профессор не учел тех генов, которые перешли к Шарику, в результате чего, как сказал Филипп Филиппович, милейший пес превратился «в такую мразь, что волосы дыбом встают». Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, его первыми словами стали нецензурные ругательства.

Он переродился в невежественного, злобного, агрессивного хама, который просто отравил жизнь всех окружающих в доме профессора. Воспитание, которое ему пытаются привить профессор и доктор Борменталь, полностью уничтожается влиянием Швондера, умеющего надавить на самые низменные инстинкты Шарикова.

Интеллигентность профессора оказывается бессильной перед неприкрытым хамством, наглостью и жадность получеловека-полусобаки. Профессор понимает свою ошибку: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Открытие, которое совершил Преображенский, на деле оказывается вовсе не нужным: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Когда Шариков превратил жизнь профессора в настоящий ад, ученые совершают еще одну операцию: Шариков становится тем, кем был изначально – симпатичным хитроватым псом. Только головные боли напоминали ему о тех метаморфозах, которые с ним происходили: «Так свезло мне, так свезло, – думал он, задремывая, – просто неописуемо свезло.

Утвердился я в этой квартире… Правда, голову мою всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет». История Шарика завершилась счастливо, но тот огромный рискованный эксперимент по преобразованию огромной страны закончился трагически: шариковы расплодились в невероятных количествах, и мы до сих пор пожинаем плоды этого эксперимента.

Нельзя форсировать историю, нельзя производить эксперименты над живыми людьми, нельзя не думать о тех последствиях, к которым приводит тщеславное желание преобразовать человеческую природу и создать «идеального человека», «идеальное общество», не изменяя его души, сознания и нравственности – вот тот итог, к которому приходит читатель, размышляя о превращениях Шарика в повести «Собачье сердце».

Поделиться

Черты характера шарика из собачье сердце. Образ и характеристика шарикова собачье сердце булгакова сочинение

Авторская ирония коснулась не только смысловой составляющей образа Шарикова, но и его внешности. Существо, которое появилось на свет в результате операции профессора Филиппа Преображенского, это своеобразный симбиоз собаки и человека. Животному пересадили гипофиз и семенные железы уголовника и пьяницы Клима Чугункина.

Последний погиб в драке, что говорит о образе жизни человека, который стал невольным участником операции. Автор подчёркивает, что человеческое существо, в которое превратился пёс Шарик после операции, внешне очень напоминает собаку.

Его волосы, растительность на теле, взгляд, повадки – всё говорит о том, что животное незримо присутствует в образе новоиспечённого “гражданина”. Чересчур низкий лоб Шарикова говорит о его низком интеллекте.

Яркие броские, кричащие детали в одежде – показатель безвкусия, отсутствия элементарной культуры в одежде.

Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.

Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса.

  Краткое изложение Кукла Болеслав Прус

Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”.

Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду – все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.

В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность – он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы.

Над нимзадуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека.

Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом – человеком, который дает собаке свой гипофиз, – Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).

Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен.

Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Ассоциативный тест

От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, – классовый враг.

Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное – стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам.

Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных.

И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.

Читайте также:  Когда следовать чувствам неразумно?

Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это – наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… ” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.

И последний аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского. В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.

Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.

  Все самое интересное о подорожнике

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые – пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.

Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом.

Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность.

Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой.

Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет – сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Смысл двух превращений Шарика в повести Г. Булгакова «Собачье сердце»

Вариант 4:25.02.2012 : 21.41

Вариант 1 2012: 25.02.2012 : 21.41

Вариант 6:25.02.2012 : 21.38 Смысл двух превращений Шарика в повести Г. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть “Собачье сердце- одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В неи соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантастика. Писатель показывает гротескный образ современной ему действительности.

В основе повести лежит большой эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович – известный, всемы уважаемый врач, проводящий удивительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, вон настоящий асс в своемделе.

В однои из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчастного, и решает взять его к себя. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к животным и не бескорыстие.

Вон уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Шарик живет незавидной жизнью. Каждый день вон вынужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться вот мороза и вьюги. Вон озлоблен. При этом Шарик очень неглуп.

В него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шарика. “Именно гражданин, а не товарищ, и даже – вернее всего – господин,- сделал пес в нем вывод.

Когда Борменталь спрашивает своего наставника в том, как ему удалось заманит такого нервного пса, Преображенский отвечает, что ласка – единственный способ, который возможен в обращении с живым существом.

Профессор в своих вещах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле вон противоречит себя. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явным образом ниже Шарика. Едва-Преобразившись, “дворнягаобругал Преображенского “по матери, и это было только начало жизни человека с собачьим сердцем.

Вот бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, вон быстро воспроизвел “все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконеи которые хранились в его подсознании. “Предокшарикова – Клим Петрович Чугункин.

Вон судился три раза, знаменитый игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголя. Образ весьма неприглядный. Все его недостатки целиком Унаследовалшариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает вон ее сразу в того только части, что касается омоложения. Как понял Преображенский, перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шариковая начинают производить на профессора тягостное впечатление. “Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно,- разъяренно отчитывает вон новопредставленного Полиграфа Полиграфовича.

Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самым профессором. В спорет Шариков ведет себя уверенно и развязно.

Вон упрекает доктора в совершении операции, на которую вон согласия не давал, высказывает претензии на полную свободу и на право прописки в квартире Преображенского. “Ну, тип,- проносится однажды в голове доктора. Несколько позже вон мысленно восклицает: “Кошмар, кошмар!.

Мысль в совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в главу Преображенского. Полиграф Полиграфович не отказывает себя в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраивается на весьма сомнительную работу, обманом получает согласие на недостаток ссобой.

Профессор всерьез начинает думать в совершении обратной операции и в итоге решается на нее. “Старый осел Преображенский,- ругает вон себя,- нарвался на этой операции как третьекурсник.

Профессор вдруг понимает, что “милейшего пса вон превратил “в мразь.

В результате эксперимента доктор получил “исключительногопрохвоста, “хамаисвинью, человека с самым “паршивымсердцем “из всех, которые только существуют В природе.

Профессор осознает, что нет смысла пытаться “искусственно фабриковать Спиноз. Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматически.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за результаты его экспериментов, проблему права человека на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни перед насильственным методом вторжения в нее. Булгаков говорит в том, что сила самодовольно

Ссылка на основную публикацию