Семья Кабановых в «Грозе» Островского

  • 1 марта 2017Литература
  • Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу
  • Автор Кирилл Зубков

1. Тайна первых слов

Помните, с чего начинается самая известная пьеса Островского? Если «Грозу» вы читали давно, а на сцене видели недавно, то вряд ли.

Писатель и критик Татьяна Москвина однажды заметила, что в современных постанов­ках самая известная пьеса Островского может начинаться как угодно, но толь­ко не так, как у самого драматурга  Впрочем, недавняя «Гроза» режиссера Андрея Могучего на сцене БДТ начинается все-таки именно песней Мерзлякова.. Текст Островского начинается с песни:

«К у л и г и н (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко­то­рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале.

Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне».

Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

2. Тайна веры героев «Грозы»

Семья Кабановых в «Грозе» Островского Эскиз декораций Александра Головина «Развалины церкви» к драме «Гроза». 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-drawing.ru

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во­прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая.

Писа­тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно.

Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го­родами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче­ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото­рого может не хватить.

Семья Кабановых в «Грозе» Островского Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

 «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».

Семья Кабановых в «Грозе» Островского Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Ворота дома Кабановых» к пьесе «Гроза». 1918 год WikiArt.org

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает? К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».

Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для рус­ского купца XIX столетия такое по­ведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домо­строевским правилам.

Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из из­бы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наеди­не про­учить», а бить прилюдно не стоит).

Ругающийся на улице Дикой, конеч­но, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совер­шенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.

4. Тайна возраста Кабанихи

Семья Кабановых в «Грозе» Островского Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / galeriidearta.blogspot.ru

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю­щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои­ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо­кой старухой.

Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло­дой че­ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер­вых пьес Остров­ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет.

По­сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет. 

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить.

Дело в том, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее.

В пьесе да­же Кабаниха ничего не может поделать с дочерью Варварой, которая почти от­крыто встречается с тем же Кудряшом.

Семья Кабановых в «Грозе» ОстровскогоСемья Кабановых в «Грозе» Островского

1 / 2

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Бориса Кустодиева. 1920 годГосударственная Третьяковская галерея / «Артхив»

2 / 2

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:

«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили? Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.

К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!»

Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.  

6. Тайна прошлой жизни Катерины

Семья Кабановых в «Грозе» ОстровскогоСемья Кабановых в «Грозе» ОстровскогоСемья Кабановых в «Грозе» Островского

1 / 3

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

2 / 3

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

3 / 3

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 годГосударственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после­довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про­тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле­довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

7. Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! дома-то я к образам да Богу молиться!»

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка­банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет».

Механик-самоучка, своеобразный «про­светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро­за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод.

Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Может быть, Катерина боится, потому что, как и Дикой, просто недостаточно образованна и ее представления — это на самом деле суеверия? Но дело в том, что гроза для Катерины — не научно объяснимое явление природы, но состоя­ние души, страх за свои собственные грехи  Неслучайно в «Обломове», полный текст ко­торого вышел в том же году, описание грозы такое же двойственное, в нем есть и «рацио­нальная», и «традиционная» точки зрения: «Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же уста­новленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддер­жать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпуска­лась на год на весь край известная мера электричества».. Катерина боится не смерти, а са­мой себя:

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Бо­гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно».

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по  калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо­шло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». 1918 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-catalog.ru

Источники

  • Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.
  • Москвина Т. В. В спорах о России: А. Н. Островский. СПб., 2010.
  • Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня. М., 2005.
  • Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

Теги

ШпаргалкаЧто читатьXIX век7 секретов

Семья Кабановых в Грозе Островского сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Перед нами предстаёт город Калинов. Нравы в этом городе подчиненны, властолюбивым хозяевам, которые проживают за высокими стенами и любят лишь управлять людьми, которые им подчинены. В тот же самый момент, бедняки, проживающие в данном городе, просто вынуждены целыми днями, работать на своих господ.

Читайте также:  Женские образы в «Грозе» А. Островского

Особенно выделяется в этом произведении семья Кабановых, в который процветает патриархальное купечество, власть в этом доме принадлежит, Марфе Игнатьевне, матери семейства. За её скверный характер, а также за схожесть с фамилией, люди прозвали её Кабаниха.

Произнеся данное слово, становится понятно что, данный человек не является приятным для общения. Кабаниха является главной в своём доме, её решение не поддаются спору, она является очень властной, жестокой и деспотичной госпожой.

Она является старовером, не признаёт и не верит во что-либо новое, она считает что всегда права.

Она любит и заботится о своих детях, Однако делает это как может и далеко не всегда поступает, так как они хотят. Она считает что она способна дать им лучшее и лишь она может принять верное решение касаемо их жизни, она не верит, что они способны жить самостоятельно, без её советов и нравоучений.

У неё есть двое детей, Тихон и Варвара. Сын является покладистым и никогда не противоречит воли матери, у него не хватает характера и силы воли противостоять ей. Он искренне любит свою жену, но он совершенно неспособен пойти против матери, Марфы Игнатьевны.

Его сестра Варвара, также пытается обойти свою мать, настолько она этого хочет что даже научилась обманывать её. А когда наступает момент, её мать узнает всю правду, о том что она глядя ей в глаза лгала, она ни капли не задумываясь о ней, сбегает из дому.

 И только одна Катерина, жена Тихона, не может смириться со своей участью, она не способна противостоять, лгать и сделать кому-либо плохо. Но желание изменить реальность настолько сильно, что рано или поздно она принимает, отважное решение и покидает этот мир.

Она понимает что не способна противостоять тому тёмному миру, в котором живет, её измена мужу не дает ей покоя, однако и жить дальше во лжи она тоже не в силах.

Борис же, не готов признаваться в совершенном грехе и всеми силами пытался отговорить Катерину, от раскаяния перед людьми.

Кабановы в произведении

Все события произведения происходят в городе Калинов. Здесь проживает огромное количество властных господ, которые никогда в жизни не работали, а вот всю работу за них выполняют бедные люди. Властные и богатые люди выстроили высокие стены для того чтобы никто не смог к ним пробраться и выкрасть из их дома что-нибудь.

Но больше всего из всего этого общества выделяется семья Кабановых. И всеми остальными членами семьи командует Марфа, она является матерью. В этом городе ее никто не может переносить, а все, потому что у нее ужасный характер. И все тайно называют ее просто Кабаниха.

Из этого прозвища становится понятно их отношение к этой женщине. Вот только ей до этого совершенно нет дела и меняться она не собирается, ведь ее все устраивает. Кроме этого она командует всем домом и все выполняют все, что она им прикажет, даже если они не согласны с ней.

Она считает, что все, что она делает, это является правильным решением и спору это все не подлежит.

Она больше всего на свете любит своих детей, но ей не всегда удается находиться рядом с ними, ведь нужно выполнять еще и другую работу, которая не терпит отложений. Кроме этого они порой обижаются на нее, а все из-за того, что она все делает как нужно ей, и совсем не считается ни с чьим мнением.

У нее есть двое детей. Девочку зовут Варвара. Она старается всегда и во всем обмануть свою мать для того чтобы сделать так как нужно ей, а не как навязывает им мать. Но рано или поздно мать обо всем узнает и в этом случае, чтобы не слушать наставления матери она решает просто уходить на время из дома, а немного погодя возвращаться назад.

А вот ее брат по имени Тихон является тихим и спокойным парнем, который выполняет все, что хочется матери и никогда ни в чем ей не перечит. У него уже есть жена, но все равно мнение и решение матери является главным.

Жена Тихона со всем этим не согласна, кроме этого она не умеет обманывать и выполнять все, что ей прикажут, молча и тихо. Поэтому между ними постоянно происходят разные ссоры и ругани. Иногда мать Тихона просит сделать кому-то какую-то гадость, и это она не может выполнить.

Кроме этого ее муж постоянно ей изменяет и если раньше она просто об этом не знала, то теперь не знает, как с этим жить. И поэтому решает просто распрощаться с этим миром, в надежде на то, что в ином мире все будет совсем по-другому.

Муж не признается в своих изменах и поэтому старается разными способами отговорить жену от этой идеи.

Картинка к сочинению Семья Кабановых в Грозе

ПредыдущаяСледующая

ᐉ “Гроза” семья Кабановых. Нравы дома Кабановых в пьесе А.Н. Островского Гроза"" ➡ klass511.ru

Guru · 12.01.2018

(347 слов) Образ «тёмного царства» в произведении «Гроза» воплощает провинциальный город Калинов. Бедняки в нём вынуждены круглосуточно работать, богатые люди предпочитают проводить время за высокими заборами и «поедом есть» всех, кто находится в состоянии зависимости от них. Нравы патриархального купечества олицетворяет семья Кабановых.

Марфу Игнатьевну, зажиточную купчиху, называют не иначе как «Кабаниха». Это прозвище создаёт впечатление чего-то неприятного. У героини нелёгкий характер. Она деспотична, властолюбива. Кабаниха не признаёт ничего нового и верит в силу обрядов.

Она по-своему любит детей, но считает их неспособными самостоятельно сделать выбор. Марфа Игнатьевна не терпит возражений. Сын Тихон пытается как можно чаще бывать вне дома, чтобы не испытывать на себе её влияния, а дочь Варвара учится обманывать.

Только Катерина, невестка Кабанихи, не может ни притворяться, ни куда-то уходить. Она верит в лучшее и не выносит жестоких нравов, царящих в семье.

Тихона читатели могут запомнить только как сына Кабанихи – именно такое описание даёт ему автор в начале произведения. Герой обладает слабым характером. Его стремление уйти из-под контроля выражается в загулах вдали от дома.

Тихон любит жену и не хочет причинять ей боль. Он находится не в ладах с собой и не может сделать выбор между властной матерью и Катериной.

Кабанов выступает против Марфы Игнатьевны, когда становится уже поздно: его жена уходит из жизни.

Характер Варвары Кабановой можно описать её именем: «варвар, чужеземец». Пока героине удаётся обманывать мать, она не вступает в открытый конфликт.

«Лишь бы всё шито да крыто было» — такое правило справедливо для дома Кабановых. Как только тайное становится явным, и Кабаниха пытается ограничить свободу дочери, Варвара сбегает.

Можно не сомневаться, что её умение приспосабливаться к обстоятельствам окажется полезным.

Катерина так и не смогла стать частью семьи Кабановых. Большую часть времени она проводит в воспоминаниях о прошлом. Молодая женщина мечтает летать, как птица, быть свободной. Ничто не в силах удержать её в «тёмном царстве»: Борис не проходит испытание любовью, Тихон не смеет возразить матери… В жизни Катерины начинается гроза. Она умирает, оставшись гордой и независимой.

Таким образом, семья Кабановых в пьесе представлена несколькими характерными образами. Похожих людей можно найти в разных городах. Островский даёт исчерпывающую характеристику патриархального мира и людей, которые в нём живут.

Нравы дома Кабановых в драме Островского Гроза

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка.

Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений.

Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи.

От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Читайте также:  Что такое экзистенциализм на примере сказки «колобок»

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное — деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве.

Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон.

Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека — вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине.

И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом.

Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу.

Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе.

Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Нравы дома Кабановых по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Пьеса «Гроза», написанная А.Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка.

Не все так замечательно в Калинове. Тут, в домах людей происходят частые рукоприкладства и крики и льются тяжело скрываемые слезы. Примерно в середине произведения рассказывается о жизни одной из купеческих семей.

Конечно, таких семей в городе очень много, а в целой России и того больше. Но наша жизнь устроена так, что все люди соблюдают определенные правила и законы, а любое непослушание их считается или позором, или грехом.

Самый авторитетный человек из семьи Кабановых — это Марфа Игнатьевна, мать и богатая вдова. Это она командует родственниками и вводит в семье свои правила и порядки. Так что и фамилия ей подходит – Кабанова.

Эта женщина глупа и необразованна, но очень властна. Марфа очень жестока и упряма, требует, чтобы все выполняли ее правила. Марфа Игнатьевна очень сильная женщина.

Она считает, что семья — это самое главное и требует подчинения всех домочадцев.

Но женщина очень любит своих детей – сына и дочь. Кабаниха снисходительна к своей дочери Варваре, часто отпускает девушку пообщаться с молодежью, зная, как тяжело дочке будет замужем.

Но вот свою сноху Катерину она очень часто упрекает, заставляет девушку жить так, как хочет она, и контролирует каждый ее вздох. Быть может, женщина просто ревнует невестку к своему сыну! Сына ее зовут Тихоном.

Человек он слабохарактерный, послушный и очень уважает мнение своей матери. В силу своей слабохарактерности он не может возразить матери, он воспитан в послушании, мнение его матери для него очень важно.

По мнению Тихона, каждая семья должна строиться на любви и взаимопонимании, однако ослушаться своей властной матери он не может, как и постоять за себя и свою жену, поэтому ему остается лишь искать утешение в алкоголе.

Своим властным характером мать убивает в нем мужчину, делая беззащитным слабаком. Тихон не может исполнять роль мужа и защитника своей семьи, не умеет заботиться о семейном благополучии. В глазах Катерины он выглядит полным ничтожеством, а не мужем. У нее нет любви к нему, она его жалеет лишь и терпит.

Варвара, сестра Тихона, гораздо смелее и сильнее брата. Девушка тайно от матери гуляет со своим любимым Кудряшом и не отчитывается перед Марфой за каждый свой шаг. Несомненно, ей проще жить, чем Катерине. Варвара вечно пытается достучаться до Катерины и объяснить ей, что в их доме невозможно выживать без обмана. Но Катерина не умеет лгать.

Катерина всегда была чужой в этом доме, она здесь словно как в тюрьме, и все происходит против ее воли. В родном доме ее окружала ласка и любовь, которую она заслуживала. А в доме Кабанихи Катерина живет, словно птица в клетке: в неволе ей тоскливо, она терпеливо сносит пьянство нелюбимого мужа и незаслуженные упреки свекрови. И детей у нее нет, ей некому подарить любовь и ласку.

Спасаясь от этого ужаса, Катерина ищет такого человека, который мог бы стать ей опорой, ее защитником, она ищет настоящую любовь.

И из-за этого безвольный и слабый Борис, племянник Дикого, стал в ее глазах наилучшим мужчиной, идеалом, непохожим на ее мужа. Она словно не видит его недостатков. Но Борис не сумел полюбить Катерину.

И Тихон нам видится намного лучше и благороднее его. Тихон все позволяет Катерине, так как любит ее.

Из-за этого самоубийства Катерины и следовало ожидать. Она больше не может выживать под властью Кабанихи. Эта трагедия растормошила спокойную жизнь этого города, и даже трусливый Тихон начал идти против воли матери.

Пример семьи Кабановых показывает нам, что нельзя строить отношения в семье по принципу подчинения слабого человека сильному. Рушатся домостроевские устои, проходит власть самодержцев. Слабая женщина бросает своей смертью вызов дикому миру.

Однако самоубийство является не лучшим выходом из сложившейся ситуации. Катерина могла сделать другой выбор. Например, она могла уйти в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, она ведь была очень набожной.

Однако героиня избирает смерть, что становится ее силой и одновременно ее слабостью.

Источники:

http://literaguru.ru/semya-kabanovyh-v-groze-ostrovskogo/
http://mirznanii.com/a/362545/nravy-doma-kabanovykh-v-drame-ostrovskogo-groza
http://www.kritika24.ru/page.php?id=4334

Островский А. Н. Гроза, Семья и общество в драме А. Н. Островского «Гроза»

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох).

К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему — Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, — залог правильной жизни.

Правильная жизнь же, по

ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т. к. она не видит другой подходящей кандидатуры).

Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т. к.

по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от

него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду.

Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон.

Читайте также:  Анализ стихотворения «тучки небесные, вечные странники» (м. ю. лермонтов)

Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч».

Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза»

  • (Ответы учеников)
  • Учитель обществознания: (
  • Имена уч-ся) получили индивидуальное задание к сегодняшнему уроку, давайте дадим им слово.
  • Ученики:
  • Да, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, которые мы провели неделю назад. В опросе участвовали 25 респондентов в возрасте от 25 до 35 лет и сотрудники ЗАГСа (слайды презентации, 2 диаграммы)
  • Учитель обществознания:
  • Ребята, о чем свидетельствуют данные социологического опроса?
  • Ученики:

О том, что проблема взаимоотношений в семье очень актуальна, как в 19 веке, так и в современном обществе. Семьи распадаются из-за различных конфликтов.

Учитель литературы:

Как эта проблема находит отражение в драме А.Н. Островского «Гроза»?

  1. Ученики:
  2. это взаимоотношения в семье Кабановых.
  3. Учитель литературы:
  4. Предположите, какую цель мы попробуем достичь при условии, что проблема, обозначенная вами, находит отражение как в жизни, так и в драме «Гроза»?
  5. Ученики:
  6. Выяснить, что такое конфликт, проанализировать пьесу, определив причины конфликтов между героями.
  7. IIэтап. Актуализация и углубление изученногоУчитель обществознания:

А что такое семья? И чем определяется семейный уклад?

Ученики:

Семья – основа жизни, муж и жена. Семейный уклад определяется традициями, обычаями, Семейным кодексом РФ.

Учитель обществознания:

А в 19 веке по какому «семейному закону» строились семейные отношения и в драме А.Н. Островского «Гроза» и в реальной жизни?

  • Ученики:
  • Домострой.
  • Выступление учащегося о Домострое (2-3 минуты)
  • Учитель литературы:

Давайте заглянем в мир семьи Кабановых. Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят.

  1. Сцена отъезда Тихона
  2. (Действие второе, явление третье, пятое) – инсценировка учащихся.
  3. Учитель обществознания:
  4. На основе просмотренной сцены и фрагментов текста Домостроя, который у вас лежит на столах, докажите, что семейные отношения строились в соответствии с этим законом?
  5. Ученики:
  6. Доказывают выдержками из текста документа.
  7. Учитель обществознания:
  8. Ребята, от чего зависели взаимоотношения в семье?
  9. Ученики:
  10. от обычаев, от общественного строя.
  11. Учитель литературы:
  12. В каком положении оказываются главные герои пьесы относительно друг друга?
  13. Ученики:
  14. Главные герои находятся в позиции конфликта.
  15. Учитель обществознания
  16. : А что такое конфликт?
  17. Ученики:
  18. спор, столкновение, противоречие
  19. Учитель обществознания:
  20. Давайте обратимся к карточке – информатору и выясним точное определение этого понятия.
  21. Ученики читают
  22. Конфликт
  23. – (от лат conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, мнений или сил;
  24. конфликт в литературе
  25. – специфически художественная форма, отражение противоречий в жизни людей.

Домостроевские традиции в "Грозе" Островского

Слайд 1

Отражение традиций Домостроя в пьесе Островского “Гроза” Выполнила: ученица 10 «Г» класса, ГБУ ОШИ «ГМЛИОД», Давыдова Вера . Учитель : Пухальская Л.В.

Слайд 2

Содержание: I . Введение. II. Теоретическая часть. 1. Что такое «Домострой». 2. Место женщины в «Домострое». 3. «Темное царство» города Калинова. 4. «Домострой» в семье Кабановых. 5. Жизнь Катерины в семье Кабановых. III. Заключение.

Слайд 3

Статистика Управление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская женщина становится жертвой насилия/избиения каждые две секунды.

При счете тысяча один и тысяча два еще одна российская женщина становится жертвой бытового насилия.

Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин, потерявших свою жизнь в результате бытового насилия, были убиты после того, как они разорвали отношения с насильником. Каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера.

  • Слайд 4
  • В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.
  • Слайд 5

Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.

Слайд 6

Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».

  1. Слайд 7
  2. В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия.
  3. Слайд 8
  4. Образы жителей Калинова
  5. Слайд 9
  6. “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.
  7. Слайд 10

Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении.

При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа.

Жена была обязана “повиноваться мужу своему как главе семейства”, “пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании”, оказывать ему “всякое угождение и привязанность аки хозяйка”

Слайд 11

Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в то время как мужчина был главой семьи, хозяином всего движимого и недвижимого имущества, руководителем торговых операций. При этом зависимость жены от мужа увеличивалась еще и тем, что мужья обычно были значительно старше своих жен.

Зависимому положению женщины во многом также способствовало признание единственной формы брака – церковного, а по нему жена была обязана всюду следовать за своим мужем и могла быть по суду принуждена сделать это. Жена могла получить паспорт только с разрешения мужа.

Нарушение супружеской верности могло повлечь тюремное заключение.

Слайд 12

Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать “,- восклицает Некрасов.

  • Слайд 13
  • Домострой в семье Кабановых
  • Слайд 14

Образ Катерины В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни.

Слайд 15

Образ Кабанихи Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться ещё с одной разновидностью представителей «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Слайд 16

Образ Дикого Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни .

Слайд 17

Образ Тихона Тихон – загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной.

Слайд 18

Образ Варвары Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Слайд 19

Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее. достоинство.

Слайд 20

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».

Слайд 21

Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её.

Слайд 22

Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины.

Слайд 23

Заключение В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе «Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни.

Слайд 24

Источники информации: http://new.hist.asu.ru/biblio/mercbook/gl52.shtml http://mixzona.ru/referat/referat/1355/ http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00132341225987586309/ http://www.litra.ru/composition/get/coid/00050401184864068557/woid/00090801184773070249/ http://www.litra.ru/composition/get/coid/00053401184864075627/woid/00090801184773070249/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31289/

Ссылка на основную публикацию