Россия в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов)

Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Любовь Раневская является символом прошлого России. Эта женщина не имеет глубоких жизненных интересов. Ее волнует лишь красота, любовные увлечения. С первого взгляда она может показаться доброй, но это доброта лишь внешняя.

Любовь Андреевна является лицемерной и лживой женщиной. Она говорит о светлых материнских чувствах, о погибшем сыне, однако не заботиться о своих дочерях, об их будущем. Они живут на попечении легкомысленного дядюшки.

Она не хочет продавать имение, но счастлива, что едет за рубеж.

Настоящее России выражено в образе Лопахина. Этот купец вышел из простых крепостных крестьян. Именно он покупает имение Раневской. Для образа Лопахина характерны расчетливость, скупость, предприимчивость, жажда заработать. Это необычайно активный персонаж, что сильно отличает его от других героев пьесы. Также он занят делом.

Он не отличается тактом, не знает правила поведения и этикета. У него плохие манеры и недостаточное образование. Лопахин не считает обидным и оскорбительным то, что устраивает рубку деревьев тогда, когда хозяева еще не уехали. Для него это самое обычное поведение.

Также Лопахин активно радуется своей покупке, всем говорит про нее. Несмотря на свое неделикатное повеление, это положительный персонаж.

Будущее страны выражено в образе Трофимова и Ани. Это интеллигентные, образованные люди.

Антон Павлович Чехов считал, что в будущем Россия будет в руках образованных, мудрых, умных людей, которые точно знают, что нужно людям и обществу. Эти люди были идеалистами по своему мировоззрению, стремились к идеальному миру, где все хорошо и прекрасно. Эта мысль в некотором роде утопична, так как это невозможно в реальности.

В пьесе «Вишневый сад» отразилось социальное строение общества России XX века. В то время были как потерянные люди, которые не могли найти себе место (на примере Раневской).

Также были те, кто «поднялся», открыл в себе предпринимательский талант, построил свое дело, получал прибыль, но не получил достаточное количество знаний не только академических, но и светских (Лопахин).

Также были люди нового поколения, мечтатели-идеалисты, которые стремились к совершенству (Аня, Трофимов), но которое было невозможно.

В своей пьесе Антон Павлович Чехов изложил свое видение общества того времени, а также заложил смысл понимания прошлого и будущего государства.

2 вариант

Тема России является сквозной темой пьесы «Вишневый сад». Образ России представлен в комедии через характеристику главных героев.

На примере Раневской, Гаева, Лопахина, Ани и вечного студента Петра Трофимова Чехов показывает угасание дворянства, рассуждает о настоящей действительности в стране и старается понять, каким будет ее будущее.

«Вся Россия – наш сад», эти слова принадлежат одному из героев пьесы, они подтверждают символическое значение вишнёвого сада, который является не только частью усадьбы Раневской и Гаева. Вишневый сад в произведении Чехова олицетворяет всю Россию.

Пьеса написана после отмены крепостного права. Именно в это время происходит угасание дворянства, разорение и гибель «дворянских гнезд». Прошлое России в комедии представлено в образах Раневской и Гаева.

Для брата и сестры вишневый сад символизирует счастливое прошлое, их юность, молодость, благополучную и легкую жизнь. Однако ни Гаев, ни Раневская ничего не предпринимают для спасения родного уголка.

От этого смешными становятся их пафосные речи относительно потери вишневого сада и усадьбы.

Деятельный энергичный Лопахин в произведении Чехова представляет настоящую действительность страны. Лопахин своим трудом и упорством смог в жизни много добиться. Герой покупает на торгах имение Раевской и Гаева и сразу преступает к реализации своих замыслов.

Образ Лопахина в произведении является наиболее сложным и противоречивым, герой обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. С одной стороны, Лопахина отличают такие черты как трудолюбие, оптимизм, трезвый взгляд на вещи. С другой стороны, героем движет желание наживы, скорого обогащения.

Лопахин не щадит чувств бывших хозяев усадьбы, он начинает вырубку сада до их отъезда

Будущее страны в комедии – это Аня и Петра. Петр Трофимов верно смотрит на действительность, он отличается от других героев умением свободно мыслить.

Петр верит в достижение всеобщего счастья, однако его слова и призывы имеют слишком возвышенный мечтательный характер. Чехов жил во времена всеобщего сметания, как и многие, он понимал, что в стране не минуемы перемены.

Писатель связывал будущее страны с молодым поколением, в пьесе его представляют Аня и Петр. Образы героев – это образы будущих революционеров.

Вишневый сад, как отдельный герой пьесы, характеризует и прошлое, и настоящее, и будущее России. Когда-то во времена крепостного права сад находился в хорошем процветающем состоянии. За ним ухаживали крестьяне, он приносил хозяевам имения, как эстетическое удовольствие, так и материальную выгоду.

Однако после отмены крепостного права сад стал не нужен владельцам поместья, ведь теперь его стало труднее содержать, заботится о нем.

Постепенно огромный вишневый сад пришел в запустение, таким же престает в пьесе и настоящее России – неясным, запутанным, наполненным чувством смятения и неопределенности. В конце пьесы деревья вырубают, а на их месте будут строиться дачи – это будущее России, такое же неясное, как и ее настоящее.

Можно ли безболезненно разрушить старые устои и традиции страны и перейти к новому «светлому» будущему»? Этот трудный вопрос остался открытым в пьесе А.П. Чехова.

← Дворянство в пьесе Вишневый сад
← Анализ рассказа Шуточка↑ ЧеховОбраз маленького человека в рассказе Смерть чиновника →
Главные герои повести Палата № 6 →

  • Интересные факты о Грибоедове
    Грибоедов прославился при помощи замечательного произведения – «Горе от ума». Комедия написана замечательно, поэтому становится ясно, что автор – талантливый человек. Такой человек, не мог прожить простую жизнь
  • Анализ романа Обломов Гончарова
    Главный герой романа — барин Илья Обломов, проводивший все дни в халате на любимом диване. Нет, он вовсе не был ленивым. Лежание на диване было его привычным занятием. Так сказать, естественным положением.
  • Почему нужно уважать старших? сочинение
    В истории многих народов уважительное отношение к родителям и пожилым людям является основой построения взаимоотношений в обществе. Старших людей почитали и уважали. К ним шли за помощью и советом
  • Сочинение Культура общения
    Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»
  • Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны
    Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II.

Сочинение: Россия в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) | Литрекон

(376 слов) А. П. Чехов был подлинным патриотом своей страны. В своей последней пьесе «Вишневый сад» он уместил всю Россию, мастерски воплотив ее в образе сада. В комедии мы видим философские размышления писателя о судьбе своей родины, о своих современниках и потомках, о приближающихся переменах.

Пьеса была написана в начале 20 века. Наша страна тогда стояла на перепутье. После отмены крепостного права дворянство потеряло свои силы. Данное сословие в комедии представлено Раневской и Гаевым. Эти герои много лет беззаботно жили за счет труда своих крестьян.

Теперь же они сталкиваются с множеством проблем, тонут в долгах и теряют имение. Эти люди не способны справляться с трудностями, они слабохарактерны и нерешительны.

С помощью этих героев Чехов показывает, что дворянам не место в будущем России, они не смогут сохранить и повести страну вперед.

В то время быстро разрастающимся классом была буржуазия, которую представляет персонаж Лопахин. Он предприимчивый, прагматичный купец, который завладевает садом и безжалостно вырубает его. Для него вишневый сад – лишь средство заработка, он не видит в нем памяти о прошлом: 

«Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». 

Срубив все вишни, герой с одной стороны стирает воспоминания о минувших днях, с другой же –  дает начало новому периоду истории страны. 

Будущее сада, как и страны, весьма туманно. Из всех героев пьесы лишь Аня и Петя Трофимов полны стремлений и готовы к изменениям. Именно Петя олицетворяет сад с родиной: «Вся Россия — наш сад». Эти герои считают, что можно высадить новые молодые вишни, которые будут лучше старых.

Аня успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…». Они верят в светлое и счастливое будущее сада. В их образах автор показал молодое поколение, за которым стоит судьба страны.

Но справится ли молодежь с возложенной на их плечи ответственностью проложить достойный и благополучный путь России в будущее? Ответа на это вопрос автор не дает.

Начало 20 века для России было временем кардинальных перемен. Люди понятия не имели, что их ждет завтра. Именно такое настроение общества и страны в общем показал в комедии А. П. Чехов.

Атмосфера неопределенности, неуверенности и нерешительности царит как в произведении, так и в стране. Будущее расплывчато и неясно.

Автор лишь надеется, что найдутся люди, которые смогут рассеять эту неясность и повести страну в счастливое и солнечное будущее. 

Дарья Ефремчева

Вся Россия – Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Прочитав пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад», можно прийти к выводу, что вся Россия – это своего рода вишнёвый сад. В основе произведения лежит социальная тема – гибель дворянских усадеб, их переход к буржуазии. В этой пьесе отображаются различные стороны общественной жизни, выражающие национальный характер, русский народ в целом.

Кроме того, здесь раскрываются перемены эпохи в целом: изменение дворянских устоев, разрыв культурных традиций, нравственные и духовные конфликты людей с различными взглядами. Автор изобразил жизнь в движении, отобразил исторические перемены и показал социальную трагедию на примере отдельных личностей, а также всего населения.

Эту пьесу Чехов писал в начале 20 века, когда Россия находилась на пороге больших перемен. Тогда многие писатели пытались осмыслить происходящее, понять, что останется в прошлом и предугадать будущее.

И Антон Павлович относился к их числу, а итогом его размышлений о судьбе Родины и всего русского народа стала фраза, произнесённая одним из героев пьесы: «Вся Россия – наш сад».

Целью автора было изобразить не сам вишнёвый сад, а отношение к нему действующих лиц. Герои стали яркими представителями своего времени, проявляя истинную сущность в чувствах к родной земле. Таким образом, в пьесе «Вишнёвый сад» тема прошлого, настоящего и будущего России занимает главное место.

Читайте также:  Анализ романа «петр первый» (а. толстой)

Всех героев можно разделить на три группы, каждая из которых характеризует отдельный этап исторического развития России. К первой группе относится Раневская, Гаев и Фирс. Они символизируют прошлое, не оставляют надежды вернуть прежнюю власть.

Такие люди не могут приспособиться к новой жизни, они не осмеливаются покинуть свою зону комфорта.  Вплоть до самой отмены крепостного права общество состояло из аристократов и крестьян.

Дворянам не о чем было беспокоиться, налаженный раннее порядок вещей ограждал их от бытовых забот и гарантировал сытую, обеспеченную жизнь за счёт труда крепостных. Благодаря этому всё свободное время господа могли посвятить своему образованию и развлечениям, приносящим удовольствие.

Сад для них был отдушиной, напоминал о тех беззаботных временах, когда они ни в чём не нуждались. Посредством этих образов Чехов хотел показать, что дворянству нет места в настоящем и тем более в будущем. Вся аристократия уходила в прошлое, унося с собой свои порядки и культуру.

Но уходила она не потому, что изжила себя, а из-за неспособности своих представителей приспосабливаться к изменениям. Эти люди не умели принимать самостоятельные решения и не знали, что делать для того, чтобы сохранить свой сад, свою Россию.

Многие исследователи считают, что можно провести аналогию между Раневской и государем. Любовь Андреевна не может совладать со своим садом, но изо всех сил за него держится, продолжая жить воспоминаниями о былых временах. Так и  Николай II не хотел покидать престол, оказавшись неспособным сделать Российскую империю сильнее и улучшить жизнь своих подданных.

Фирс тоже относится к сторонникам бывшего жизненного уклада, но он является представителем крестьянства. Всю свою жизнь Фирс прислуживал семье Раневского и Гаева. Во время описываемых событий ему уже далеко за восемьдесят, а крепостное право было отменено ещё тогда, когда ему было около пятидесяти лет.

Он мог бы изменить свою жизнь, начать всё заново, создать семью и быть свободным, но вместо этого выбрал карьеру лакея.

В чём же заключалась причина такого решения? Дело в том, что мировоззрение крестьян уже было сформировано таким образом, что необходимость в прислуживании и привязанность к хозяевам передавалась по наследству.

На протяжении многих лет они выполняли одну и ту же работу, никто и представить себе не мог другой образ жизни. Обретённая свобода для большинства крестьян стала не подарком, а тяжёлым испытанием. Лишь спустя не один десяток лет, их потомки стали иначе относиться к этим социальным переменам.

Исключением из представителей уходящего дворянства является Борис Борисович Симеонов-Пищик, который смог приспособиться к новой жизни. Он был рад строительству железной дороги, часть которой прошла по его земле и принесла ему неплохую прибыль. Далее он стал сдавать в аренду свои участки, снова отыскав способ заработать деньги.

Новый виток в развитии России рождают представители «новой жизни», одним из которых является Лопахин. Он купец, но не в том понимании, которое было раньше.

Он получил образование, умел грамотно мыслить и рассуждать, с уважением относился к культуре уходящего времени и ценил красоту окружающего мира. Наверное, он единственный, кому действительно была не безразлична судьба сада.

Он понимает, что сад – это не просто деревья, а и участок земли, который может получить новую жизнь даже после вырубки.

Будущее России в пьесе изображено в образах семнадцатилетней дочери Раневской Ани и «вечного студента» Пети Трофимова. Именно они могли преобразить родное государство, по мнению А.П. Чехова. Аня была готова окончательно проститься с прошлым, в отличие от своей эмоциональной матери.

Она энергичная, решительная, с энтузиазмом и радостью ждёт грядущие перемены. Аня стремится к новой жизни, убеждая Раневскую в том, что дальше будет только лучше. Она обещает маме посадить новый сад, роскошнее прежнего. В этом заключается уверенность автора в том, что Россию ждёт светлое будущее, которое будет намного лучше настоящего.

Именно Аня является символом обновления окружающего мира, не зря Петя называет её весной.

Петя Трофимов – ещё один человек будущего в пьесе. Его называют «вечным студентом», потому что он никак не может закончить университет.

Петя мечтает обойти жизненную суету, быть свободным и счастливым, поэтому смотрит только в будущее.

Настоящее представляется ему всего лишь пошлостью, которую можно искоренить самоотверженным трудом на благо отечества. Именно ему принадлежит философская фраза «Вся Россия – наш сад».

На примере этих персонажей автор изобразил все социальные изменения в стране. После отмены крепостного права всё общество разделилось на два лагеря: сторонников и противников происходящих событий. Причём таковые имелись во всех слоях, не только в рядах представителей дворянства.

Продажа сада и расставание его обитателей символизируют новую эпоху. Начало 20 века характеризуется разрушением «дворянских гнёзд», потерей родственных связей. В дальнейшем всё это приведёт к началу кровопролитной гражданской войны.

Неспособность слышать и понимать друг друга всегда приводит к конфликту, именно от этого и пытался предостеречь А.П. Чехов.

Будущее России представлено в пьесе «Вишнёвый сад» неопределённым. Оставляет надежду только фраза «Мы насадим новый сад». Однако тех, кто способен это сделать в самом произведении не оказалось.

Это говорит о том, что писатель не видел в своём окружении таких людей, которые бы смогли создать светлое будущее для родного государства. А.П. Чехов прощается в этом произведении со старым поколением, с былой интеллигенцией.

Наступила эпоха грубых и прагматичных людей, таких как Лопахин.

Пьеса «Вишнёвый сад» – предупреждение, символом грядущих перемен в ней стал звук топора, которым вырубали деревья в саду. Именно это напомнило о неотвратимой гибели дворянской России. А в последней сцене старый и больной Фирс оказался заколоченным в доме.

Так получилось, что все герои, занятые своими заботами, совсем забыли о нём. И становится ясно, что бедный старик Фирс обречён на гибель из-за равнодушия окружающих, олицетворяя собой уходящую эпоху. Уходит прежняя Россия, а за ней и люди, которые в ней жили.

Финальная сцена содержит в себе основную идею всей пьесы – старый жизненный уклад безвозвратно исчезает в прошлом, а на смену ему идёт совершенно новое и неизведанное.

Именно из-за этой неизвестности будущее так сильно и тревожило А.П. Чехова. Он не ожидал перемен к худшему, но и предвестников лучшей жизни не видел.

Ему оставалось только верить и надеяться, поэтому писатель смело смотрел в глаза своей судьбе, стараясь быть готовым к любым её переменам.

Россия в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович.

Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре года, он написал более двухсот произведений прозы и драматургии, строил школы, участвовал в создании больниц, библиотек.

Работал врачом во время холерной эпидемии,

принимал в деревнях ежегодно до тысячи больных крестьян. Меня очень привлекают черты, присущие Чехову: порядочность, гуманность, интеллигентность и жизнелюбие. Антон Павлович возводил в абсолют вдохновенный труд и здоровые человеческие отношения.

Читать произведения Чехова легко и интересно. Одной из моих любимых книг писателя является пьеса “Вишневый сад”. Комедия “Вишневый сад” считается вершинным произведением Чехова.

Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация “дворянского гнезда”, моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим – появление нового, господствующего класса буржуазии.

Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. “Вся Россия – наш сад”.

Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы “Вишневый сад”. Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого – Раневская и Гаев, будущего – Трофимов и Аня. Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения – Раневской и Гаева.

Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней.

Существо ее натуры – в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из “экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох”; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей.

Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом – едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе”.

При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству. Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской.

Он в собственных глазах – аристократ самого высокого круга, ему мешают “грубые” запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить “этого хама” на место.

В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования.

Любимое его словечко – “кого”; пристрастен он к бильярдным терминам. Лишившись семьи, дома, бывшие хозяева имения ничему не научились, не сделали ничего полезного.

“Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, – говорит М. Горький, – они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, – паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни”.

Читайте также:  Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

И я абсолютно согласна со словами писа-. теля.

Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад” представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток.

Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках.

Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…” Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника.

Сам Лопахин говорит: “…отец мой покойный – он тогда здесь на деревне в лавке торговал…” Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант.

По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится.

В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства.

Лопахин – это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем. Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше.

Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… (Пауза.

) Мужичок…” Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его.

Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: “Читал вот книгу и ничего не понял.

Читал и заснул”. Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: “Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать”. Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью.

Один он предлагает реальный план спасения имения. Лопахин может показаться явной противоположностью старым хозяевам вишневого сада. Ведь он прямой потомок тех, чьи лица “глядят с каждого вишневого дерева в саду”.

Да и как он может торжествовать после покупки вишневого сада: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…

Музыка, играй!” Но это не так, ведь на месте чего-то загубленного нельзя построить что-то прекрасное, радостное и счастливое. И здесь Чехов открывает и отрицательные качества буржуа Лопахина: его стремление разбогатеть, не упустить свою выгоду.

Он все-таки сам покупает имение Раневской и сам воплощает в жизнь свою идею об организации дач. Антон Павлович показал, как приобретательство постепенно калечит человека, становясь его второй натурой.

“Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”, – так объясняет Петя Трофимов купцу о его роли в обществе.

И все же Ермолай Алексеевич прост и добр, от души предлагает помощь “вечному студенту”. Не зря и Пете нравится Лопахин – за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за “тонкую, нежную душу”. Но именно он советует ему “не размахивать руками”, не заноситься, воображая, что все можно купить и продать.

А Ермолай Лопахин чем дальше, тем больше усваивает привычку “размахивать руками”. В начале пьесы это еще не столь ярко проявляется, но в конце это становится довольно заметно.

Его уверенность, что все можно рассматривать в деньгах, увеличивается и все более становится его особенностью. Не вызывает сочувствия история отношений Лопахина с Варей. Варя любит его.

И ему она как будто нравится, Лопахин понимает, что его предложение будет для нее спасением, иначе ей идти в экономки. Ермолай Алексеевич собирается сделать решительный шаг и не делает его.

Не совсем понятно, что мешает ему сделать предложение Варе. Или это отсутствие настоящей любви, или это излишняя его практичность, а может быть, что-нибудь еще, но в этой ситуации он не вызывает сочувствия к себе. Ему присущи восторг и купеческая спесь после покупки имения Раневской.

Приобретя вишневый сад, он торжественно и хвастливо объявляет об этом, не может удержаться от похвалы, но слезы бывшей хозяйки вдруг потрясают его.

Настроение Лопахина меняется, и он с горечью произносит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь”.

Еще не угасшее торжество сочетается с насмешкой над самим собой, купеческая лихость – с душевной неловкостью. Еще одна черта его не производит хорошего впечатления. Прежде всего это его неделикатность, стремление к скорейшей наживе. Он начинает рубку деревьев еще до того, как бывшие хозяева уехали.

Не зря Петя Трофимов ему говорит: “В самом деле, неужели не хватает такта…” Рубку вишневого сада прекращают. Но как только бывшие владельцы покинули имение, топоры снова застучали. Новый владелец спешит претворить свою идею в дело. Представителями будущего России являются Трофимов и Аня.

Петр Трофимов верно смотрит на многие жизненные явления, способен увлечь образной, глубокой мыслью, и под его влиянием Аня быстро растет духовно. Но слова Пети о будущем, его призывы работать, быть свободными, как ветер, идти вперед неопределенны, носят слишком общий, мечтательный характер.

Петя верит в “высшее счастье”, но как его достичь, он не знает.

Мне кажется, Трофимов – это образ будущего революционера. “Вишневый сад” был написан Чеховым в период предреволюционных волнений. Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего, в неизбежность революции. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе “Вишневый сад” этими людьми являются Петя Трофимов и Аня.

Революция свершилась, наступило “светлое будущее”, но “высшего счастья” народу оно не принесло. Мне ближе герой комедии Лопахин.

Своим трудом, упорством и старанием он добился своей цели – купил имение, где “дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Стал богатым, уважаемым человеком.

Конечно, есть в нем и отрицательные черты характера: стремление к наживе, привычка “размахивать руками”.

Но Лопахин стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В отличие от Пети Трофимова у Ермолая Алексеевича слово не расходится с делом. При его жажде обогащения у него осталось сострадание к ближнему.

В Лопахине мне нравятся оптимизм, трудолюбие, трезвый взгляд на вещи. Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова. И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев.

Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекательные черты личности, которые мне понравились в этом герое.

К сожалению, в нашем обществе на авансцену с каждым днем все увереннее выходят “лакеи Яши”. Об этом герое в моем сочинении нет ни слова, так как я ограничена временем экзаменационной работы. Я могла бы многое сказать и о нем, и о других персонажах пьесы Чехова “Вишневый сад”, так как это произведение дает неисчерпаемый материал для размышлений о судьбе России.

(1 votes, average: 5.00

Образ России и пьеса "Вишневый сад"

Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым 
в 1904 г. – на последнем году жизни 
писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и

даматурга. Одной из главных тем этой пьесы 
является тема будущего России, связанная 
в

ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери Раневской.

Образ России воплотился в самом названии пьесы “Вишневый сад”. “Вся Россия – наш сад,” – говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата 
Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни.

Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: “.. люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…”.

Но для Раневской и Гаева вишневый сад – символ прошлого.

Другой герой – деятельный Лопахин 
смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность 
получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирующий собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития.

Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Идет новый владелец вишневого сада!» «Пусть все как я желаю!» говорит он.

Лопахин не забыл своего прошлого, и теперь настала минута его торжества: «битый, малограмотный Ермолай» купил «имение, прекраснее которого нет ничего на свете», имение, «где отец и дед были рабами».

Но Ермолай 
Лопахин так и остался «мужичком», несмотря на то, что вышел «в люди» Он не способен понять одного: вишневый сад – это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящем. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой.

 Будущее процветание России 
Чехов связывает с молодым 
поколением, представленным в пьесе 
Петей Трофимовым и Аней. Именно 
им предстоит строить новую 
Россию, сажать новые вишневые 
сады. Петя Трофимов – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь.

Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм.

Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в свою помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: “Вперед! Не отставайте, друзья!”.

Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: “Мы выше любви!”.

Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или “облезлым барином”, как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани – дочери Раневской.

Читайте также:  Злострастие Олега ЛСП в композиции «Канат»

В пьесе Чехов отдает дань тому хорошему и ценному, что осталось в жизни русского дворянства на тот период.

Мы, наблюдая крайнюю непрактичность Гаева и Любовь Андреевны, видим их обреченность – у них есть поэтическое, по-своему возвышенное прошлое, которое в детских воспоминаниях Гаева и Раневской, связанных с садом.

Настоящее, как показал Антон Павлович, весьма и весьма печально, будущего же читатель не видит вовсе… его нет этого будущего…на смену этим типажам неминуемо должны придти другие. История показала, что чеховская мысль была пророческой.

        Настоящее: настоящая жизнь протекает 
нелепо и нескладно, никому 
не приносит она ни радости, 
ни счастия.

 Для всех без 
исключений героев несчастлива 
эта жизнь, вспоминаем: Шарлотта 
одинокая и никому не нужная со своими фокусами, Епиходова, с его постоянными неудачами, Симеонова-Пищика, с его вечной нуждой в деньгах… Драма пьесы заключается именно в трагическом положении настоящего, в разладе самых существенных, корневых её основ.

Передалось нам это опять-таки через деталь – у всех героев есть ощущение временности своего пребывания в этом мире. Более конкретно – фраза Лопахина: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Обратили внимание!?

    Думаю для понимания ключевого 
смысла данного произведения, следует 
так же рассмотреть образ самого 
вишневого сада. По словам Трофимова 
– вся Россия – вишневый 
сад. И это была не случайная 
реплика. Вот именно здесь, 
в этой детали, и находится отношение автора к будущему России.

Следите за мыслей: Россия – вишневый сад. Его вырубка для Гаева и Раневской – конец всему. Ведь сад – это последнее, что у них осталось, что связывает их с прошлым. Для Лопахина – это способ увеличить капитал. Петя и Аня согласились с вырубкой его. Так? Так.

С условием – они посадят новый сад, который станет «роскошнее этого»! Именно в этой детали Чехов передает нам свое представление о будущем. Сад вырубят, но придут люди и насадят еще лучше сад. Расшифровать можно так – Россию ждут потрясения, но после них её восстановят, сделают свободной и процветающей.

Но кому суждено стать творцом новой жизни? Кто насадит новый сад? Как будто есть персонаж – Петя Трофимов. Да, он говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой.

Характерная черта революционера, да? Но, может быть вы заметили, что в его разглагольствованиях нет личной силы, иногда даже чувствуется пустая громогласность в его речах. К тому же напоминаю: он – «вечный студент» и «облезлый барин». Такие люди не овладевают жизнью.

Аня – полна 
надежд, жизненных сил, но в ней 
еще столько неопытности и 
детства. По складу характера она 
во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня 
беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению.

Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах.

Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.

Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости 
и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Россия, по мысли Чехова, на рубеже двух веков еще не выработала в себе действительный идеал человека. Поэтому и показывает нам автор, что в настоящем нет ответа на этот жизненно важный вопрос. В пьесе время уходит для всех героев.

Чехов видел в будущем не только террористов и стяжателей, но и людей широких взглядов, которые преобразуют его родину и сделают ее свободной и процветающей. Показывая Петю, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих. Между строк мы чувствуем надежду, что такие деятели появятся уже скоро.

И Петя – является только прототипом этих людей. Будущее в пьесе – за теми, кто придут на смену им всем потому, что все образы, отражают настоящее в пьесе.

Такие горячие 
движения души и благородные порывы сближают между собой Петю и Аню. Они символизируют надежду на лучшее будущее.

Именно с их жизнью связываем Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли.

Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, ' что придут новые люди и посадят новые сады, “прекраснее которых нет ничего на свете”.

В финале пьесы у нас, по задумке 
Чехова, появилось ощущение, что 
настоящее кончается для всех без исключения героев пьесы. Этим Чехов 
еще раз продемонстрировал нам, что в настоящем пока нет людей, готовых создавать «новый сад» – 
людей, создадущих развивающуюся, свободную Россию. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России.

“Вишневый 
сад” – великое создание Чехова, поставившего комедию в один 
ряд с драмой и

трагедией, поднявшего ее на недосягаемую высоту.

Сочинение Россия в пьесе Вишнёвый сад Чехова

Антон Павлович Чехов является автором пьесы “Вишнёвый сад”, которую он поставил в 1904 году. В пьесе, затрагивается основная тема, которая имеет отношение к нескольким поколениям. Но главная связующая нить между ними всеми, это разногласие нескольких поколений. При помощи своих персонажей, автор пытается показать, в какой период, какая была Россия.

Раневская является представителем прошлого поколения, которое уже ушло в историю. Эта женщина которую прежде всего волнует внешняя красота человека, но не его внутренние составляющие.

Например, когда она впервые появилась в произведении, у читателей может появиться впечатление, что это добродушная женщина, но со временем, каждый обязательно начинает понимать, что это не так. Вся её доброта заключается лишь в том, чтобы ей было хорошо.

На протяжении всего произведения, она рассказывает как погиб её сын, тем не менее, она ни капли, не старается заботиться о будущем своих дочерей. Несмотря на все происходящее, у неё нет в планах продать имение, наоборот она счастлива от той мысли, что ей наконец-то удастся уехать за границу.

Следующий персонаж, который представляет настоящее в России, являются Лопахин. Его родителям, удалось в своё время накопить денег и выбраться из нищеты, в которой они проживали. Именно им удалось накопить достаточное количество денег и выкупить себя у Барина, и начать собственную жизнь заново.

Они заработали приличное состояние, которое их сын смог преувеличить в множество раз. Он не останавливался на достигнутом и шёл как можно дальше для того, чтобы все что смогли заработать его родители, увеличивалось в множество раз.

Несмотря на все свои качества он воспринимается читателем, как положительный персонаж.

Главными персонажами, которые показывают будущее России являются Трофимов и Аня. Это образованные и интеллигентные люди.

Главное на чём акцентирует внимание автор у читателя так это то, что будущее России зависит от именно образованных, интеллигентных и мудрых правителей.

Которые умеют управлять страной и имеют понятие того, какая ответственность возложена на их плечи. Большинство персонажей он старался приблизить к идеалу, но каждый читающий человек понимает, что такого не может быть.

Главное на что обращает своё внимание автор, так это на то, какая была Россия в 20 веке.

А именно её прошлое, будущее и настоящее показывает, её в том виде, какой она должна будет предстать, пред людьми в скором времени.

Что необходимо в ней изменить, а что оставить по-прежнему, от чего нужно отказаться, чтобы достичь желаемой цели. Каждый читатель может открыть для себя, через персонажей о том, какая была Россия в те времена.

Вариант 2

Пьеса Чехова вишневый сад представляет собой программное во всех смыслах для России произведение. Оно прошло проверку временем, пожалуй, одну из самых главных проверок, которые толь существуют для таких творений.

Есть жанр антиутопии, в котором автор предостерегает других от возможного развития событий.

Конечно, тут возможно поспорить и, наверное, для тщеславного автора его сбывшаяся антиутопия тоже принесет удовольствие, так как позволит сказать «я ведь говорил..».

Тем не менее, для гуманистически (не декларативно, а на самом деле) настроенных писателей, лучше когда антиутопия или негативные прогнозы не сбываются.

Когда речь о Вишневом саде, то он тоже может выглядеть как некий негативный прогноз и предостережение. Чехов носится со своей рукописью с криками «все пропало..

мы потеряли Россию», подобным образом будет потом вздыхать и Бунин, который значительно переживет своего современника и многие другие люди с подобными судьбами и мировоззрением.

Тем не менее, чеховская работа не является, по моему мнению, предостережением, перед нами печальная констатация факта и от этого пьеса становится действительно трагичной.

Ведь Чехов объективно знает о чем пишет. Возьмем, к примеру, такую характерную деталь как разноголосица его диалогов. Люди друг друга не слышат, в том числе и представители разных сословий (наверное, авторская иллюстрация здесь понятна и не требует разъяснений) но разве такое ново?

Чехов пишет не только о текущей ситуации, которую с грустью констатирует, он пишет про вечное, которое воплощается во временном, в частном. Именно поэтому его прогнозы, а на самом деле констатация, оказываются такими точными.

Автор видит Россию и знает к чему Россия придет, такое видение подобно тому пониманию, которое обретается ясным видением ситуации, к примеру, если мы кидаем палку, то знаем траекторию и по отдельному положению палки можем понять примерное завершение этого полета, а если рядом есть собака, то можем с довольно высокой точностью сказать, что она за палкой побежит.

Также и Чехов просто видит процессы в России и легко понимает, чем они окончатся.

Россия в этой пьесе представляется как страна, в которой происходит не смена сословий и эпох, но в первую очередь революция сознания, совершенно незаметная, которая только потом перейдет в более грубую, фактическую. Конечно, Вишневый сад – не просто уклад, сад представляет собой (как бы банально не звучало) Россию.

Несколько интересных сочинений

Ссылка на основную публикацию