Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

UGC

Булгаков с конца 1920-х и до самой смерти писал один роман — «Мастер и Маргарита». Краткое содержание поможет получить представление о сюжете произведения, а анализ — понять его место и роль в литературе ХХ века. Расскажем о романе подробнее.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание

Роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам которого пересказать непросто из-за наличия двух сюжетных линий, состоит их двух частей. В первой — 18, а во второй — 14 глав.

Главы поочередно рассказывают о событиях в Москве в 30-е годы ХХ века и Ершалаиме (Иерусалиме) начала эры. Так, если первая глава начинается с событий в Москве, то вторая повествует о встрече Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Одна из сюжетных линий — это роман в романе. История в Ершалаиме представляет собой главы книги, написанной Мастером, и воспоминания Воланда.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» — это череда событий:

Первая сюжетная линия. События в Москве

Вот наиболее важные события первой сюжетной линии романа:

  • Встреча Берлиоза, Бездомного и Воланда на Патриарших прудах.

Роман начинается с беседы двух литераторов в парке на Патриарших прудах. Редактор Михаил Берлиоз обсуждает с поэтом по имени Иван Бездомный проблемы религии. К их разговору подключается незнакомец. Он представляется как Воланд — консультант по черной магии.

Его интересует ответ на вопрос, поднятый в дискуссии литераторов, — кто управляет жизнью человека, если нет Бога? Берлиоз утверждает, что сам человек. В ответ Воланд берется доказать обратное и предсказывает, что редактору отрежет голову комсомолка.

Литераторы решают сообщить о подозрительном незнакомце властям. Бездомный остается за ним присматривать, а Берлиоз отправляется к ближайшему телефонному автомату. По дороге он поскользнулся на масле и попал под проезжающий трамвай. Транспортом управляла девушка-комсомолка. Пророчество Воланда осуществилось.

Иван Бездомный отправляется за иностранцем, но не может его найти. После череды странных поступков его отправляют в психиатрическую лечебницу. Ночью к нему в палату пробирается незнакомец. Он называет себя Мастером.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

  • События в театре «Варьете».

В квартире №50 на улице Садовой с тяжелого похмелья проснулся Степан Лиходеев. Он возглавляет театр «Варьете» и делит квартиру с Берлиозом. Открыв глаза, он видит странного человека и его свиту.

Незнакомец предлагает ему опохмелиться и рассказывает, что накануне они заключили контракт на одно выступление. Спустя некоторое время Степан оказывается в Ялте.

Так квартира лишилась второго постояльца.

Спутник Воланда по фамилии Коровьев договаривается с председателем местного жилтоварищества Никанором Босым о том, что в квартире временно остановится иностранный артист.

В качестве вознаграждения вручает Босому деньги в сумме 400 рублей. Тот прячет их в вентиляционной трубе, но спустя некоторое время к нему приходит милиция. Вместо рублей она обнаруживает валюту.

Председатель после нервного срыва оказывается в психиатрической клинике.

В театре, который возглавлял Лиходеев, финансовый директор Римский озадачен тем, что регулярно получает телеграммы. Они якобы подписаны директором, который просит подтвердить его личность и выслать денег в Ялту. Посоветовавшись с администратором Варенухой, финдиректор приходит к выводу, что руководитель где-то сидит пьяный в одном из ресторанов Москвы и шлет телеграммы.

Однако он решает подстраховаться и поручает администратору отнести полученные телеграммы в милицию. Бегемот и Азазелло — спутники Воланда — перехватывают Варенуху по дороге. Он оказывается в квартире Берлиоза, где его целует ведьма Гелла.

Вечером в театре «Варьете» публика собралась на представление. Пока Воланд сидит на сцене и размышляет о жителях города, его спутники показывают чудеса. Одаривают присутствующих червонцами, предлагают женщинам обменять наряды на новые прямо на сцене. Конферансье Бенгальскому, который мешал представлению, отрывают голову и ставят на место. Он попадает в лечебницу.

Сеанс заканчивается скандалом. Вначале на требование разоблачить трюки Фагот из свиты Воланда обвиняет требовавшего в неверности жене, а затем деньги, полученные зрителями, превращаются в бумагу, а наряды дам исчезают. Несчастные вынуждены возвращаться домой в нижнем белье.

«Мастер и Маргарита» — книга, в которой специалисты находят отсылки к другим литературным произведениям. В частности, сцена после представления напомнила критикам гоголевского «Вия». Несчастного финдиректора Римского в кабинете преследует Варенуха, ставший вампиром. Лишь с первыми петухами нечисть исчезает, а поседевший от страха Римский уезжает из города.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

Следует вспомнить сцену знакомства Бездомного и Мастера в произведении «Мастер и Маргарита». Пересказ продолжает представление главного героя. Бездомный рассказывает новому знакомому, как стал пациентом. Мастер поясняет, что поэт и редактор встретили самого сатану.

Далее герой рассказывает свою историю. Ему повезло выиграть большую сумму денег в лотерею, и он оставил работу в музее, посвятив себя написанию книги. Она была посвящена Понтию Пилату. Однажды во время прогулки герой встретил женщину по имени Маргарита. Они полюбили друг друга. Именно Маргарита назвала его Мастером.

Она была несчастна в браке и навещала Мастера. Период работы над романом был самым счастливым в его жизни.

Произведение опубликовали лишь отрывками, но этого хватило, чтобы на автора обрушились критики. Расстроенный Мастер попытался сжечь роман. Его возлюбленная успела спасти несколько листов.

Она ушла, чтобы расстаться с мужем. Пока она отсутствовала, Мастер лишился жилья и попал в клинику.

«Мастер и Маргарита», краткое содержание которого не будет полным без представления героини, продолжает сцена знакомства Маргариты с одним из спутников Воланда Азазелло. Женщина встретила его в Александровском парке. Азазелло рассказал, что ей стоит прийти на встречу с неким иностранцем.

В надежде узнать хоть какую-то информацию о возлюбленном, Маргарита согласилась. Вечером, использовав волшебную мазь, она стала ведьмой и полетела на встречу. По дороге разгромила квартиру одного из критиков, который плохо написал о романе.

Маргарита прибыла в квартиру №50 и по просьбе Воланда стала королевой его бала. Ее задача состояла в том, чтобы встречать гостей, которые целовали ей колено. После бала героиня попросила вернуть ее и Мастера в их квартиру.

Тем временем в квартиру нагрянула милиция и увидела там кота с примусом, который устроил пожар. За ним последовали возгорания в одном из валютных магазинов и ресторане.

Вторая сюжетная линия. События в Ершалаиме

Параллельно с московскими событиями читатель узнает о том, что происходило в Ершалаиме. Пилат допрашивал осужденного на смертную казнь. Побеседовав с Иешуа, он пришел к выводу, что перед ним не преступник, а странствующий философ.

Первосвященник Каифа отказал Пилату в просьбе помиловать философа в честь наступающей Пасхи, мотивировав это тем, что слова философа опаснее действий разбойника. Иешуа казнили. Когда толпа разошлась, остался лишь ученик покойного Левий Матвей.

Раздосадованный Пилат поручил начальнику тайной службы по имени Афраний отомстить тем, кто виновен в гибели философа. Так был убит Иуда из Кириафа. Синедрион ему заплатил за возможность арестовать проповедника в его доме. Гонорар покойного подбросили к дому первосвященника.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

Финал. Соединение двух сюжетных линий

В финале две линии сюжета соединились. В Москве к Воланду прибыл Левий Матвей и сказал, что тот должен забрать Мастера и его спутницу. Когда Воланд поинтересовался, почему парочку не берут в свет, получил ответ, что Мастер заслужил лишь покой.

Азазелло прибыл в жилище, где после бала находились Мастер и Маргарита, и подарил им бутылку вина. Они выпили и упали без чувств. Одновременно где-то в психиатрической больнице умер безымянный больной, а в доме на Арбате — женщина.

В эпилоге герои, Воланд и его спутники несутся на волшебных конях. Мастер получает возможность увидеть Пилата и закончить свое творение, освободив персонажа.

Мастер и его спутница остались в доме, где проведут вечность вдвоем.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»: UGC

«Алые паруса»: краткое содержание и анализ

«Мастер и Маргарита»: анализ произведения

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова — произведение со сложной судьбой, которое стало важным явлением в культуре ХХ столетия.

Вот особенности творения писателя, на которые обращают внимание критики:

  • История создания и замысел.

Роман «Мастер и Маргарита», читать который любят поклонники разных поколений во многих странах, писатель начал в конце 1920-х и завершил перед смертью в 1940 году, а опубликован был лишь в 1960-х.

Интересно, что вначале у Булгакова в набросках не фигурировали ни Мастер, ни Маргарита. Это было произведение о Воланде и Иешуа. В 1930 году писатель поступил с рукописью так же, как и герой его романа, — отправил в огонь. Причиной стала информация о запрете постановки одной из его пьес. По сути, Булгаков, как и Мастер, стал жертвой советской критики.

В развязке произведения Воланд заявляет Мастеру о том, что рукописи не горят. Это утверждение основано на опыте самого автора. В 1932 году он обнаружил уцелевшие листки сожженного произведения и продолжил работу. В последние годы Булгаков болел и вынужден был диктовать текст жене.

Произведение увидело свет спустя два десятилетия после кончины писателя.

  • Тема и конфликт произведения.

Булгаков «Мастер и Маргарита» задумал как произведение о противостоянии зла и добра. Через эту призму он раскрывает темы религии и атеизма, предательства, любви и ненависти, сущности человека и ряд других.

Одной из ключевых проблем произведения является проблема выбора. Она остро стоит перед Пилатом, который осознает, что Иешуа невиновен, и где-то даже симпатизирует ему, но в силу должности не способен отменить приговор.

В качестве раскаяния за свой поступок он приказывает убить предателя и проучить Каифу. Но это не дает ему облегчения, и он вынужден вечность ждать, пока Мастер не принесет ему свободу.

Противоположностью Прокуратору является Маргарита. Она без колебаний следует повелению сердца. Готова оставить нелюбимого мужа, стать ведьмой и выполнять просьбу Воланда, чтобы быть с любимым.

Важной мыслью является дуализм добра и зла. Автор подводит читателя к мысли, что тьма и свет не могут существовать друг без друга. Булгаков выбирает для героев третий путь. Устами Левия Матвея он заявляет, что герой не достоин света:

  • он не отстаивал свою точку зрения;
  • не боролся за любовь;
  • был пассивным и смирился с судьбой.

Но это не означает, что он обречен на тьму. Он достоин получить покой.

  • Особенности композиции и жанр.

В произведении две линии повествования. История Иешуа представляет «роман в романе». Автор в ходе повествования как бы раскрывает содержание произведения, которое написал Мастер. В финале линии сходятся, и прошлое с настоящим переплетается. Мастер встречает Пилата — героя собственного романа.

В произведении пересекаются несколько жанров — сатира на советское общество конца 1920-х с начинающейся подозрительностью и доносами, мистические сюжеты о Воланде и персонажах фольклора (ведьмах, упырях и прочих), а также философия, представленная диалогами Пилата и Иешуа.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» ru.wikipedia.org: UGC

«Мастер и Маргарита» считается одним из лучших романов не только в творчестве Булгакова, но и мировой литературе ХХ века. Его стоит почитать, чтобы в этом убедиться.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849733-master-i-margarita-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Анализ и проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Примерно в 1930 году по Советской Москве на прогулку выходит человек, известный только, как «Мастер». Он встречает грустную женщину, держащую букет желтых цветов, двое начинают прогуливаться бок о бок по переулку. Их притяжение интенсивно, немедленно.

Тем временем в столицу приезжает нежданный Гость – сам дьявол. Опираясь на абсурдную команду помощников, он игриво сеет хаос везде, куда направляется.

В первой сцене знакомится с парой мужчин, сидящих в парке. После разговора один из собеседников поскальзывается на рельсах, как следствие он обезглавлен встречным трамваем.

Другой оказывается в психиатрическом институте — том же, что и Мастер.

Москва того времени – город, потерявший свой путь из-за коррупции, страха, населенный людьми, отказавшимися от своей морали, оставившими духовность. Но когда прибывает таинственный незнакомец с причудливым окружением, включающим в себя гигантского говорящего кота и клыкастого убийцу, весь ад вырывается на свободу.

Среди тех, кто оказался втянутым в странные, необъяснимые события, происходящие в столице: Мастер – писатель, жизнь которого была безнадежно разрушена советскими репрессиями, беспощадной цензурой, его любимая Маргарита.

Их приключения раскрывают историю, которая началась две тысячи лет назад в Древнем Иерусалиме – ее исход решит судьбу героев.

История создания романа

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появился в 1930-х годах, но был опубликован лишь после его смерти в 1960 году. 30-е были временем смуты в России, когда становится бюрократический режим, люди начинают с опаской, подозрением смотреть на соседей. На момент написания книги люди часто «исчезали» по необъяснимым причинам, автор описывал это со  злой иронией. Но в данном случае это не потому, что правительство забирает своих граждан, а потому, что Дьявол явился в Москву, чтобы судить души этого атеистического народа.

Читайте также:  Аргументы по направлению «искусство и ремесло»

Булгаков работал над романом с 1928 года до своей смерти в 1940 году, продолжая даже в своей последней болезни диктовать изменения своей жене.

Он не дожил до подготовки окончательного варианта к публикации, поэтому роман таким образом до сих пор, в некотором смысле, находится в процессе работы.

С некоторыми нитями, деталями, еще не полностью решенными, он стоит, как тематически, так и стилистически, как шедевр необыкновенного богатства, сложности. А все, что осталось загадкой, предложено разрешить самому читателю.

Недовольство Булгакова правительством проистекало из морального несогласия со сталинским режимом, а именно творческой несвободой, критикой, цензурой.

Но когда его пьесы отменили, а книги отвергли, это стало вопросом выживания. Писательский труд был жизнью Булгакова, но также средством к существованию.

В отчаянии умолял правительство отправить его с женой за границу, чтобы спокойно работать там. Но правительственные лица игнорировали его просьбы.

Структура произведения

Булгаков избирает своеобразную структуру для своего романа. Между главами современности находятся отрывки из романа Мастера о Понтии Пилате. Характеристика героя далека от его описания в Библии.

Мы узнаем Пилата, как жалкого человека, страдающего от своей работы и жгучей головной боли.

Все, что он хочет сделать, это лечь рядом со своей верной собакой Бангой, но встреча с Иисусом гарантирует, что он не получит покоя.

Книга начинается со случайной, на первый взгляд, встречи в парке между дьяволом и двумя членами Московского литературного общества. Мужчины обсуждают тему существования Иисуса.

Заглавные персонажи, Мастер и Маргарита, хотя не появляются в первой части книги, становятся центральными для сюжета во второй половине. Мы узнаем, что среди всего этого хаоса также есть история любви. Мастер исчез, а Маргарита осталась верна ему, решила не сдаваться. Это делает ее центральной фигурой произведения.

Любовь в романе

Верная, искренняя любовь – это то, о чём мечтает каждый человек, даже, если не признается в этом себе и окружающим. Героям романа Булгакова повезло обрести такое взаимное чувство. Но пришлось проделать длительный путь к счастью, заслужить его.

Михаил Афанасьевич, начиная рассказ о Маргарите, приглашает своего разуверившегося читателя, зовет за собой, обещая показать, вечную, настоящую любовь. Слушатель не будет обманут автором. Маргарита пройдет через тернии, сделку с дьяволом, согласится играть роль королевы тьмы на балу ради жизни с любимым человеком.

Она была замужем за влиятельным мужчиной на момент их знакомства. Но откажется от комфорта, богатства, славы, выходов в свет, беззаботного существования.

Тема добра и зла

Проблема добра и зла становится ключевой в произведении. Зло многогранно, как в романе, так и в жизни. Добро же абсолютно, бесхитростно в этом его сила. Автор против мещанства, алчности, лицемерия. Но вкладывает в героев здоровый цинизм, которым обладал сам.

Пустословие правительства, беспредел глупых, ограниченных критиков, мещанский подход к жизни – гораздо большее зло для писателя, чем Воланд и его свита.

Тема творчества

Наиболее актуальная для самого писателя проблема. Его произведения не издавались, цензура давила. Автор жил в нищете, мечтая, чтобы произведения, в которые вложено столько сил, времени, были изданы.

Булгакова знали, как циника, сильную личность. Однако, в душе он был Мастером, который тяжело переживал правительственные нападки на творчество. Возмущало его то, что бездарности, пишущие на заказ, процветали.

Это нашло яркое отражение в романе.

Вывод

«Мастер и Маргарита» считается одним из лучших творений русской литературы ХХ века. Произведение было включено в мировой список 100 лучших книг для прочтения. Фантастическая, любовная история, жгучая сатира на советскую жизнь и многое другое.

Последняя книга Михаила Булгакова, главное достижение автора. Она была написана втайне, сожжена, восстановлена, запрещена в течение десятилетий. Автор, работавший над ней до последних дней, никогда не видел ее в печати. Но верил, что она будет издана.

Ведь «рукописи не горят».

4. Вечные проблемы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман “Мастер и Маргарита” является одним из самых интересных произведений которые я прочитывала. А автор этого труда Михаил Булгаков, безусловно поднимает очень важные и актуальные темы, которые, встречаются и будут встречаться по сей день в нашем мире. В произведение показываются две стороны медали нашей жизни, он обличает зло которое скрывается за подхалимством, выводит на чистую воду всех лжецов, и показывает нам что зло – это не что-то абстрактное и то чего нельзя увидеть, а зло творят и оно скрывается в людях.

“Мастер и Маргарита” – не просто произведение о нечистых силах, а история любви, творчества, вечной борьбы добра со злом. Каждый человек на нашей планете осознает эту вечную войну двух противоборствующих сил. Так же, как и мыслители предшествующих поколений осознавали ее. Булгаков убежден, что все начинается с веры.

Бог есть добро, соответственно дьявол – зло. На какой стороне окажется вдруг человек, решает некто иной, как он сам. За этими решениями наблюдает Воланд – один из главных героев романа. Все, что отступилось от добра, он наказывает при помощи своей свиты. Я думаю, что кара за зло людей свершалась только ради справедливости.

Разве Воланд виноват, к примеру, в смерти Берлиоза или в том, что Иван Бездомный сошел с ума? Мне кажется, что люди сами виноваты в своих неудачах. А автор предостерегает читателя и наводит его на верный путь. Ад, созданный нами, и в наших сердцах, и в нашей душе, и в доме. Это и способствует безумию в нашем мире.

Ничто не остается безнаказанным – доказывает автор читателю. Воланд в разговоре с Левием Матвее говорит интересную вещь : «… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?». Этим Булгаков дает понять, что без тьмы не будет света – это необходимо для полноценной жизни.

И, несомненно, что две данные силы должны находиться в равновесии. Так же, в этом произведение говорится о такой вечной и наверное бессмертной теме как: любовь.

Любовь Мастера к Маргарите(и наоборот), заставляет меня поверить в то что настоящая и истинная любовь сможет пережить все ужасные моменты которые встречаются на их совместном пути.

Так же, я (скорее всего горжусь, чем осуждаю) удивлена решительности Маргариты, что она смогла оставить свою роскошную жизнь, в деньгах и нескончаемом богатстве, на жизнь с Мастером – поддерживая его во всех своих начинаниях, видеть в нем талант и не поддаваться не на какие уловки Воланда. Мне очень понравилось ее слова когда она говорила своему мужу что уходит от него:

– Ты прости, что я тебе мешаю, но я должна сообщить тебе ужасное известие… Нет, не решаюсь… У меня сегодня в кафе свистнули перчатки. Так курьезно! Я их положила на столик и… я полюбила другого.

В своем гениальном романе М.А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Роман «Мастер и Маргарита» – произведение, с первых же страниц поражающее читателя своей необычностью и глубиной.

Его труд учит не только тому что стоит не поддаваться всем злым уловкам, но и любить, творить, мечтать, бороться а свою правоту и самое главное, верить в то, что добро всегда сможет победить зло, но для этого каждый человек должен сам не отпускать руки.

28.05.2018 22:31 Мухамадиева Анара

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое.

Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок.

Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение.

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Проблема выбора

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется.

А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному.

Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Нравственные проблемы

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь.

Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером.

При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Проблема добра и зла

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей.

Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры.

При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь.

Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже.

А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния.

В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем.

И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Проблема любви

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья.

Читайте также:  Почему арестовали йозефа к?

Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими.

Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Проблема одиночества

Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей.

Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Проблематика романа "Мастер и Маргарита" | Какой Смысл

Роман Булгакова Мастер и Маргарита можно перечитывать, всё время открывать для себя важные философские вопросы. В романе автор поднимает множество вечных проблем, которые рассматриваются им на контрасте с эпохой, что дает им весьма интересное значение. К основным проблемам, поднимаемым автором в романе, относятся:

  • борьба добра и зла;
  • ценность настоящего искусства;
  • любовь.

Каждая из этих проблем рассмотрена автором так, что он преподносит своё видение, раскрывая проблемы эпохи и показывая основные моменты, которые мешают персонажам жить или направляют их.

Вопрос борьбы добра и зла рассматривается Булгаковым в романе не так, так это обычно делается в классической литературе. Обычно они показываются как две четко отделенные друг от друга силы, делающие все, чтобы заполучить человека.

В своём произведении автор пытается донести до читателя тот факт, что добро и зло содержатся в равновесии, а решение о том, каким быть, принимает только человек. Зло в виде Воланда и его свиты не пытается завладеть людьми, а только дает им справедливое наказание за те проступки, которые они успели совершить за свою жизнь.

Бог здесь Иешуа, описанный как человек со взглядом на жизнь, отличающимся от стандарта. Он старается понимать и принимать всех людей, отрицая наличие зла в их душах, говорит, что они просто чем-то обижены.

Судья человеческий здесь Понтий Пилат. Он сам должен сделать сложный выбор: правда или карьера. В итоге он делает неверный выбор, за что получает наказание, и вынужден его неси на протяжении многих веков.

Зло и добро здесь смешаны, не являются истинно черными или белыми, не могут существовать друг без друга. Зло, что весьма неожиданно, несет справедливость, и готово одаривать, а не обмануть.

Булгаков показывает всех членов МАССОЛИТа бесталанными людьми, которые готовы на всё, чтобы заработать и набить свой желудок. Они готовы писать всё что угодно, лишь бы выполнить заказ партии и получить за него деньги. Берлиоза, предводителя это шайки, уже невозможно исправить, поскольку он слишком продажен. Именно поэтому его жизнь прерывается под трамваем.

В качестве реально талантливого персонажа выступает Мастер. Его идеи отвергаются, так как не соответствуют духу времени, в литературном обществе его не понимают, не видят его талант. Причина в том, что они слишком ограничены и в таланте, и в уме и не могут выйти за установленные рамки. Однако искусство Мастера будет сохранено временем и высшими силами.

Иван Бездомный – промежуточная стадия. Имея талант, он вынужден продавать его, что его в итоге и ломает – его психика перестает справляться и он оказывается в лечебнице. Однако он все еще может исправиться, если перестанет продавать себя и примет свой талант в том виде, в котором он существует.

Последняя вечная тема, которую пытается поднять в романе автор, что всегда волнует людей, это любовь. Маргарита готова на всё, чтобы оказаться рядом с любимым Мастером, она выбирает Воланда ради настоящей любви, и получает за это награду от него за верность возлюбленному. Автор отмечает, что настоящая любовь среди замужеств по расчёту, традиционных для современности, редкость.

Сочинение на тему Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита» ( : Булгаков Михаил)

Роман — крупное произведение, в котором имеют место быть несколько тем. Темы бывают разнообразными, всегда есть ключевые и второстепенные. В романе М. А. Булгакова также раскрывается несколько тем. Основные из них — любовь, борьба добра и зла и тема ценности настоящего искусства. Это не просто главные темы, это вечные темы, которые не исчезают с приходом новой эпохи.

Тема любви — вечная проблема. Любовь Маргариты и Мастера настолько сильна, что она может пройти через любые испытания. Такая любовь может стерпеть всё. Девушка несчастна со своим мужем, её сердце давно отдано Мастеру. Ради любви к Мастеру, Маргарита встаёт на сторону зла и временно приближается к свите Воланда. Она становится Королевой Тьмы.

Но так как Воланд не отрицательный персонаж, он награждает девушку за её целеустремлённость и любовь к Мастеру. За услугу быть Королевой бала, Маргарита получает в награду вечный покой с Мастером.

Борьба добра и зла — ещё одна вечная проблема. Все мы привыкли видеть эти слова противоположными. С религиозной стороны, добро — Бог, а зло — Сатана. Талантливый М. А. Буглаков решает совместить представителей противоположностей в одном романе. Именно на «зло» в первую очередь обращает автор. Воланд и его свита, на первый взгляд, представляют то самое зло.

Но в глазах писателя, они — представители справедливости. Они посещают Москву именно для того, чтобы высмеять пороки людей, не причиняя им боли. Добро в романе олицетворяет Иешуа. Он является воплощением Иисуса. Судьёй между добром и злом оказывается Понтий Пилат. Ему предстоит выбор между карьерой и правдой. Он выбирает карьеру, за что потом будет наказан навечно.

Главная мысль о добре и зле Булгаков внёс в одну фразу:

«…что было бы твоё добро, если бы не существовало зла?». Именно это выражение раскрывает отношение автора к этой вечной проблеме.

Булгаков затрагивает ещё одну тему — тему ценности настоящего искусства. Члены знаменитого МАССОЛИТа показаны людьми, которые вовсе не знают искусства. Цель этих людей — получить деньги за свои творения. Берлиоз является председателем этого объединения литераторов.

Именно он и «платит» за человеческие пороки, связанные с эгоизмом. Берлиоз попадает под трамвай и лишается головы. Противоположностью всех этих литераторов выступает Мастер. Этот человек действительно по праву может называться мастером своего дела.

Он пишет великолепные романы. Важной работой для него и Маргариты стал роман о Понтии Пилате. МАССТОЛИТ отвергает его произведение.

Кроме того, Воланд и его свита находят его роман настоящим произведением искусства и именно Воланд восстанавливает роман, говоря о том, что «рукописи не горят».

Таким образом, «Мастер и Маргарита» наполнен целым списком важных вечных проблем. Роман о настоящей любви, о талантах людей и о настоящей справедливости между добром и злом является актуальным до сих пор.

Вечные проблемы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ℹ️ борьба добра и зла, любви и одиночества, актуальность тем, основные аргументы

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Булгаков

«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, — время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы».

Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм.

Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по произведению Мастер и Маргарита

Это великое произведение. Его знают и любят за границей, оно окутано ореолом мистики. Этот роман любим многими – абсолютно разными людьми. Я тоже очень люблю это произведение! Впрочем, я знаю, что у него тоже есть противники, особенно ярые христиане, которые считают, что нельзя изображать ни нечистую силу, ни святых с человеческой точки зрения.

Но я считаю, что такая идея (приём, если уж можно так сказать) абсолютно оправдана. Роман захватывает, он полон юмора и философии.

Конечно, две части, хоть и вплетены одна в другую, очень отличаются… Тут, возможно, и на контрасте строится всё.

Но это не «Война и мир», где я с чистой совестью пропускала страницы войны, тут читаешь всё, хотя часть об Иерусалиме, конечно, написана более строго.

В части о Москве очень много сатиры, которая актуальна, пусть и строй сменился, и время ушло, до сих пор. Может быть, человеческие пороки просто не меняются, точней, лишь меняют форму. Думаю, что это так.

Герои романа очень сильные и интересные, их поведение вполне оправдано с психологической точки зрения, события – очень неожиданные. И ещё прекрасный язык, без слишком долгих описаний. Тут всё гармонично.

Рисуются картины, как будто смотришь кино. К слову, кинематографу от этого везёт меньше, ведь читатели так ярко себе уже всё представили, что трудно «попасть».

Создателям фильмов трудно угадать с персонажами и так далее.

Мне нравится Маргарита, её решительность, которую она обрела не сразу. Нравится сам Мастер, хотя его часто жаль. Свита Воланда вызывает даже уважение, а сам Иешуа – восхищение. Меня веселят и второстепенные персонажи. Думаю, что Михаил Афанасьевич мастерски создал эти образы, показал их взаимодействие.

Этот роман помог мне полюбить Москву. Именно те улочки, парки, где происходили события. Тот особый дух города… Это не та столица, которая похожа на Нью-Йорк! Теперь, гуляя по Москве, я вспоминаю роман Булгакова. Понятно, что тут и музеи есть его, и памятные места…

Одно из моих любимых произведений. Я его прочла даже до школьной программы. Впрочем, его очень хорошо перечитывать – замечаешь новые интересные детали, больше понимаешь.

Читайте также:  В чем актуальность романа Гончарова «Обломов»

Мама рассказывает, что в студенческие годы она прочла «Мастера и Маргариту» в копии, написанной от руки. И ей пришлось это сделать за одну ночь, так как на рукопись была очередь.

Вот это интерес, любовь народа, о которой можно только мечтать!

Популярные сочинения

  • Сочинение Бабушка Акулина Ивановна (7 класс) Повесть М. Горького под названием «Детство» считается автобиографией автора. В произведении центральной фигурой выступает бабушка писателя Акулина Ивановна Каширина
  • Сочинение Когда измену можно простить? Пожалуй, ответов на этот вопрос будет столько же, сколько есть людей. Ведь прощение измены – это действие очень личное, связанное с характером, ценностями, убеждениями того, кому нужно принимать решение о прощении
  • Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) На картине И.Е. Репина изображен совершенно реальный исторический случай – публичный экзамен для воспитанников лицея в Царском Селе, переходящих с первого на второй курс.

Образец 4

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова написан о судьбе художника. Роман включает в себя три мира: евангельский, земной и демонический. Их объединяет образ Мастера, он создает роман о Понтии Пилате. Этот роман не берут в печать. Сам Мастер страдает от этого произведения. Булгаков поставил перед собой цель объяснить ответственность личности за происходящие события в мире.

Начало романа описывает Москву в начале XX столетия. Вдруг тут, в Москве, появился Воланд со своей свитой, которая хочет разоблачать мошенников. Тёмные силы не сея зло, они раскрывают его, они видят его сквозь маски лицемерия.

  «Шинель» Гоголя: вечный титулярный советник Акакий Акакиевич

Мастер разочаровывается в окружающем мире. Его роман не приняло общество. Когда его охватывает паника, он пытается уничтожить свой роман. К образу непризванного героя, привязана влюбленная в него Маргарита, она готова пройти все испытания ради него.

Она успела спасти часть произведения. Маргарита уверена, что роман любимого будет признан читателям, просто ещё не пришло его время. Мастер подарил ей не только любовь, но и смысл жизни. Она стала для Мастера музой, хранительницей его дорого текста.

В свою очередь для Мастера Маргарита стала спасительницей и женским началом, она нужна для вдохновения и спасения в трудные минуты жизни. Она безоговорочно верит в талант своего Мастера. Она пытается помочь любимому и излечить его от сумасшествия.

Он находиться в сумасшедшем доме, больной №118 – Мастер. Маргарита договорилась с нечистыми силами, для того чтобы помочь возлюбленному, что бы главные герои были счастливы. Но их уже нет. Их земные оболочки уже мертвы.

Когда над городом прошла гроза двоих влюбленных не стало.

Главный герой не смог победить этот мир, но его роман остался, благодаря Маргарите. Он пережил своего создателя. Каждый, кто прочел его, нашел ориентиры для себя, они учат добру, любви, состраданию.

Это произведение знают и за рубежом, оно окутано мистикой, его любят разные люди, но у романа есть и противники, верующие люди, они уверенны, что нельзя в романах описывать нечистую силу и Бола, ставит их вровень.

Роман актуален и сейчас. Произведение написано в ироничной форме, хотя и затрагивает главные проблемы общества.

Проблема нравственности

Нравственная сторона дел, слов и выбора в произведении подчеркивается как основа существования. В работе Мастера, с точки зрения нравственности, главные фигуры — это Понтий Пилат и Иуда из Кириафа.

Молодой симпатичный человек одержим женщинами и деньгами. Он встречается с замужней женщиной и очень любит деньги.

Такая безнравственность не приводит к хорошему — он совершает предательство, а затем и сам погибает.

За сделки с совестью платить приходится всем. За безнравственный выбор кто-то лишается ума, кто-то покоя, а кто-то и вовсе жизни. Рядовые москвичи тоже совершают ошибки: Бенгальский много пустословит, Андрей Фокич — скупой, Алоизий Могарыч — доносчик и подлец. Все эти люди понесли наказание.

Мечта – дорога к себе

Говорят, мечта – путеводная звезда человека.

Словно маяк, она освещает ему путь сквозь бури и штиль, и неопределённость жизненного пути… Стоп! А так ли это на самом деле? Не путаем ли мы поиск способов удовлетворять свои обычные желания со следованием дорогой мечты? Не унизили разве мы Мечту с большой буквы до бесплотной иллюзии, созерцанию которой предаемся в мыслях, стараясь уйти от тщетной и унылой реальности? Скольких из нас Мечта ведет дальше отвлеченного фантазирования, что никогда не станет мотивом к действию? К сожалению многих, тех, у кого нет сил, времени и желания превращать свою мечту в цель, а потом идти к ее осуществлению, предпринимая необходимые шаги и совершая нужные действия.

Мечты у людей разные, иногда – они не более чем побег в иллюзорный мир. Вот как бывает — своей мечтой люди часто называют не то, чего они хотят, а то, чего у них нет в данный момент, что прямо противоположно их текущему положению.

Например, тот, кто тяжело вкалывает на двух работах, мечтает быть миллионером, которому вообще никак не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить свои потребности. И при этом человек ничего не делает для того, чтобы ситуацию изменить, даже не верит, что это возможно.

Это значит, что богатство – не его мечта, скорее уж бедность и тяжелый труд ему надоели и очень угнетают, но не более того. Этот человек устал, его образ жизни превратился для него в проблему, ему кажется, что только прямая противоположность его состоянию и положению может сделать его жизнь лучше.

А так как эта самая противоположность недостижима, то можно и не стараться изменить что-то. Хотя вполне эффективным и приемлемым для этого человека было бы упорно искать такую работу, которая будет легче и более высокооплачиваемой.

Иногда мечта – это явно что-то другое, отличное от желаний и иллюзий. Желаем мы иметь конкретные вещи, бывать в конкретным местах, общаться с определенными людьми. Наши желания всегда объектны. А вот мечты… Они бывают смутными, их сложно сформулировать.

Ведь мечтаем мы о том, как будем себя чувствовать в той или иной ситуации. Мечтая о любви, мы ждем ощущений, настроений, особого состояния ума и души. Мечтая о путешествиях, мы ожидаем впечатлений, новых ощущений.

Разве мы мечтаем просто переставлять ноги по дороге или отсиживать попу в пусть комфортабельных туристических автобусах, но очень долго и неподвижно?

Наши желания вытекают из нужды, недостатка чего-то. Голодный хочет есть, замерзший – согреться, отвергнутый – быть любимым. Мечты же наоборот рождаются из изобилия, наполненности – знанием, талантом, вдохновением, мастерством, идеями и возможностями. Яркий пример тому – история великого ученого и изобретателя Томаса Эдисона.

Он мечтал изобрести устройство, с помощью которого можно было бы освещать помещение, применяя электрический ток. Он чувствовал, что это возможно. Его обширные знания законов физики, высокие умственные способности и желание найти им полезное применение сделали свое дело.

Эдисон осуществил свою мечту! Он придумал электрическую лампочку.

Желанием мы зовем обычно то, что уже существует, есть у других людей, и что мы тоже хотели бы получить. Мечтаем же о чем-то личном, особенном, новом, неизведанном – том, что никто кроме нас не может совершить.

Мечта – это зов души, зов в неизвестное. Возможно, дорога мечты – это путь человека к самому себе, к своей сущности, индивидуальности. Настоящая мечта – это проект того, чего еще нет.

Мечтая, мы будто соприкасаемся с миром, где оно уже появилось, но мы не знаем прямой дороги туда.

Желание легко превратить в цель. Составить план действий и следовать ему. Приложить усилия и осуществить желание. А вот с мечтой все по-другому. Ведь как мы говорим? Желания исполняются, а мечты – сбываются.

Воплотившаяся мечта – это счастье, а где оно, наше счастье, мы узнаем, лишь когда находим его. Мечта, что сбылась, — это встреча человека со своей душой.

Видимо, и путь к ней – это путь души, внутреннего призвания, который не предается во имя разума, тщеславия, корысти и даже безопасности. И если идешь им, то обязательно встретишься с Мечтой.

Вариант 2

Величайший писатель Булгаков, чьё имя известно во всем мире, прославился именно благодаря роману “Мастер и Маргарита”.

Уже не одно десятилетие роман будоражит умы людей, ведь Булгаков в своём творении поднял огромное количество проблем. Кроме того, сам стиль повествования не оставит никого равнодушным.

И в настоящее время ведутся жаркие споры на тему, того, какие же тайны скрывал Булгаков.

В целом, на протяжении всего романа читатель может проследить главную тему: тему вечной борьбы добра и зла. Автор считает, что добро не может существовать без зла и наоборот. В мире существует некий баланс между ними, кроме того и совершенно обычные люди способны творить ужасные поступки, причем часто не осознавая этого.

Диалог Пилата с Иешуа, в котором транслируются невероятные глубокие мысли, цепляет даже самых юных читателей. Диалог к тому же наполнил роман смыслом. Любопытна отсылка к “Фаусту» Гете.

Эпиграф романа представляет из себя слова Мефистофеля. Кроме того, персонаж Маргарита есть и у Гете.

Правда, Маргарита не является смыслом для Фауста, а у Булгакова напротив, любовь имеет очень большое значение, ведь именно она может многое изменить в мире.

Уже из названия романа, читатель может понять, что будет поднята также и тема любви. Мастер и Маргарита дополняют друг друга прекрасно, они не могут существовать в одиночку. Маргарита была готова практически на все ради возлюбленного, она даже заключила сделку с самим Сатаной, дабы спасти возлюбленного.

Эпиграф произведения даёт понять, что центральная тема романа-противостояние добра и зла. Персонажи Воланд и Иешуа олицетворяют баланс добра и зла. Кроме того, другой темой романа является тема борьбы людской. К примеру, москвичи показаны, как люди, которым интересно лишь материальные ценности, духовные их абсолютно не интересуют.

А Мастер вместе с Маргаритой прекрасно понимают устройство этого мира, причем гораздо глубже, нежели остальные. А персонаж Иешуа только и стремится к бессмертной душе, он не брезгует играть с душой человека.

Автор считает, что необходимо всегда уделять достаточное внимание духовному развитию, его нельзя запускать, иначе личности будет нанесён непоправимый вред.

Любовь в романе

Мастер был одинок и знакомых почти не имел. Однажды, выиграв по облигации большие деньги, он снял подвальные комнаты в небольшом доме, приобрел книги и начал творить.

Позже произошел случай «гораздо более восхитительный», чем выигрыш — писатель встретил женщину, красивую, с одиночеством в глазах, и его жизнь стала полной. Женщина была хорошо обеспечена и совершенно благополучна по мнению окружающего общества.

Булгаков восклицал: «Боги, боги мой! Что же нужно было этой женщине». Но в душе она была одинока и несчастлива — любви в ее жизни не было. Смысл пришел в жизнь Маргариты вместе с писателем.

Любовь сделала героев другими людьми. Они поняли, что сама судьба свела их и созданы они друг для друга. Любовь поразила их мгновенно, как «молния, как поражает финский нож». Новая возлюбленная стала вдохновлять Мастера писать великий роман. Маргарита приняла его интересы как свои, обрела счастье, став «тайной женой». Они начали жить, будто до этого любви не было.

На их долю выпало немало испытаний, но ни расставание, ни безвестность о судьбе не погасили любовь. Наоборот, трудности сподвигли их на отчаянную борьбу. Отстаивая любовь, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не был виноват в том, что она встретила писателя. Она пошла на сделку с дьяволом и была королевой на балу.

Творческие трудности

Творческие проблемы в романе описаны на примере трех образов. Самая низшая форма, в которой главенствуют бездарность и бюрократия — это Дом литераторов, возглавляемый Берлиозом.

Здесь в жизнь воплощена некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Если говорить по-простому, то всем заправляла политика и вся литература подчинялась соцзаказу.

Молодым писателям остается только одно — восхищаться.

Ивану Бездомному удалось прозреть и рассмотреть творчество под другим углом, конечно, не без помощи нечистой силы. Познакомившись с Мастером, он сумел прикоснуться к истинным ценностям, но работать по заказу он уже не сможет.

Наконец, Мастер — высшее проявление творческого начала. Труд становится смыслом его жизни, ни деньги, ни слава, ни положение не интересуют его. Он понимает, что роман наоборот разрушит его жизнь, ведь он не вписывается в рамки правил МАССОЛИТа.

Ссылка на основную публикацию