Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Время (таблица)

Очень часто современный человек жалуется на нехватку времени, на его скоротечность, поэтому сегодня мы заинтересовались темой «Время и его быстротечность», для которой нам нужны аргументы из жизни и литературы. За примерами мы, как всегда, обратились к произведениям признанных гениев русской литературы, к народной мудрости, а также высказываниям авторитетных людей, чтобы узнать их мнение об интересующей нас теме.

Проблема

Что такое время? Можно ли остановить его ход?

Отношение автора к проблеме

Время – это то, из чего складывается наша жизнь; самое главное сокровище, ценность которого, к сожалению, мы понимаем не сразу.

Аргументы

  1. Время – единица, которой мы измеряем нашу жизнь.
  2. Время нельзя остановить, ускорить или замедлить его течение.
  3. Время – самая большая ценность в жизни человека.
  4. Время – невосполнимый ресурс, который получает человек при рождении и тратит в течение жизни.

  5. При умении распоряжаться временем можно многого достигнуть в жизни.
  6. Понимание быстротечности времени приходит со зрелостью.
  7. Время неподвластно человеку.
  8. Чтобы оставить после себя заметный след, нужно тратить время жизни с умом, на благие цели и дела.

  9. Время — самый лучший лекарь и самый мудрый учитель.

Синонимы к слову время

Час, минута, вечность, мгновение, день.

Синонимы к слову быстротечность

Быстрота, краткость, стремительность, скоротечность, недолговечность, мимолетность, мгновенность, недолговременность, быстролетность, минутность, непродолжительность.

Эпитеты к слову время

Благоприятное, благословенное, быстроногое, быстротечное, выгодное, горячее, досужее, драгоценное, золотое, кипучее, критическое, напряженное, неблагоприятное, неподходящее, неудобное, ответственное, подходящее, удобное, хлопотливое, шабашное (простореч.

), железное, крутое, летучее, лукавое, седое, скупое, вечернее, внеучебное, дневное, дополнительное, звездное, зимнее, каникулярное, летнее, местное, ночное, позднее, послеобеденное, поясное, рабочее, раннее, свободное, солнечное, суточное, утреннее, учебное, безвозвратное, беззаботное, блистательное, благословенное, веселое, глухое, горячее, долгопамятное (устар.), молодое, невозвратимое, невозвратное, незабвенное, незабываемое, памятное, страдное (устар.), суровое, счастливое, трудное, тяжелое, тяжкое, хлопотливое, юношеское, былое, глухое, давнее, давнишнее (разг.), давнопрошедшее (устар.), далекое, дедовское, достопамятное (устар.), доброе, древнее, незапамятное, неизгладимое, памятное, патриархальное, первозданное, стародавнее, старое, старопрежнее (устар.), бедственное, безрадостное, беспокойное, блаженное, буревое, бурное, величественное, героическое, глухое, гнилое, горемычное, горькое, грозное, грозовое, губительное, дивное, драматическое, знаменательное, историческое, кипучее, клокочущее, кровавое, крутое, легендарное, лихое (простореч.), мирное, мрачное, неспокойное, ответственное, переломное, переходное, подлое (простореч.), роковое, светлое, славное, смутное, страшное, суровое, счастливое, темное, тревожное, трудное, тяжелое, худое (простореч.), цветущее, черное, чудесное, чудное, звонкое, непогожее, огнепальное, пламенное, скудное, тошное, тугое, удручительное, фугасное.

Эпитеты к слову быстротечность

Невозвратная, иллюзорная, земная, предначертанная, чудовищная, наглядная, подвластная, неподвластная, катастрофическая, страшная.   

Аргументы из литературы

  1. К.Г. Паустовский «Бег времени». Рассказ К.Г. Паустовского «Бег времени» как нельзя лучше отражает отношение автора ко времени. Известный русский писатель считал, что течение времени невозможно остановить, потому что это нарушает все законы природы. В произведении речь идет о художнике Лаврове, которому предложили написать пейзажи Волги.

    На пароходе он познакомился с девушкой-штурманом Сашей. Художник хотел, чтобы Саша хоть раз остановила пароход, чтобы живописец смог написать картину, но девушка ни разу этого не сделала, хотя и понимала его желание.

    А когда Лавров упрекнул ее в том, что она не понимает красоту природы, Саша ответила, что любит и ценит все красивое, что есть в окружающем мире, но для нее прекрасным является также сложность и стройность движения поездов, пароходов, самолетов по стране. Если остановится один «винтик», от этого нарушится ход всего механизма.

    Когда художник обдумал ее слова, он понял, насколько девушка права. «Чего он добивается? Чтобы жизнь остановилась перед ним? Но она никогда не остановится. Она всегда будет нестись широким и многоцветным потоком в даль, которую мы зовем нашим будущим. Отстанешь – и поток уйдет, тускнея, с глаз, и потом его уже никак не догонишь», — размышлял Лавров.

    Как-то очень легко он понял, что ход времени нельзя остановить, так же, как нельзя остановить теплоход, потому что это не только нарушает всю стройность и красоту движения, но и противоречит законам мироустройства.

  2. М. Горький «Старуха Изергиль».

    Произведения Максима Горького затрагивают все самые актуальные проблемы жизни, поэтому не раз использовались нами в качестве аргументов к разным темам. Говоря о проблеме времени и его быстротечности, нельзя не вспомнить рассказ «Старуха Изергиль». Главная героиня рассказа – старуха по имени Изергиль, с которой рассказчик встретился в Бессарабии.

    Она прожила яркую и увлекательную жизнь. Вся ее молодость — любовные страсти. Сначала старуха рассказывает о жизни у моря с матерью, потом о своих возлюбленных, первый из которых появился у нее в пятнадцать лет. Это был рыбак, скоро наскучивший ей, потом гуцул. Жила старуха и в турецком гареме, откуда сбежала с юным сыном хозяина гарема.

    Встречалась она и с поляком, и с паном, любившим подвиги, и со шляхтичем. И хотя все эти люди оставили свой след в судьбе Изергиль, по ее мнению, она не была никогда ничьей рабой.

    В любовных приключениях быстро прошла вся молодость, от нее остались только воспоминания, а на момент повествования мы видим героиню седой старухой, в чьем образе, больше похожем на тень, есть что-то птичье, что роднит ее с Ларрой. Сама старуха считает, что прожила достойную жизнь, но ни автор, ни читатель с ней не соглашаются.

    На примере ее образа писатель показывает, что время необходимо расходовать с пользой, потому что оно проходит слишком быстро и нужно успеть оставить о себе добрую память. Героиня рассказывает красочные истории о своей жизни, но ни один из эпизодов никогда больше не повторится, поэтому ошибки, совершенные в прошлом, уже никогда не исправить.

  3. И.А.

    Бунин «Господин из Сан-Франциско». Часто человек считает, что он властен над временем и его течением и может подчинить их себе. Однако, прочитав рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», читатель убеждается, что это ошибочное мнение. Течение времени не подчиняется никому и ничему, оно не считается ни с планами, ни с целями, ни с желаниями человека.

    Главный герой рассказа – господин без имени. Он богат, занимает высокое положение в обществе, поэтому автор называет его просто господином. Ему пятьдесят восемь лет. Чтобы к этому возрасту заработать свое состояние, герою пришлось много работать, долгие годы идти к поставленной цели, забывая порой о жене и дочери. Казалось, он не живет, а существует.

    Вся его жизнь подчинена была накопительству. И когда, казалось, господин достиг того, чего так жаждал, решил наконец отдохнуть. С женой и дочерью он отправился в путешествие на два года по Европе, Африке и Азии.

    Во время путешествия он пользуется всем самым лучшим: старик плывет на лучшем теплоходе, останавливается в лучших гостиницах, его обслуживают лучшие официанты, горничные, лакеи. Благодаря своему богатству везде он желанный гость. Однако жизнь нельзя запланировать, время нельзя вернуть вспять, чтобы исправить ошибки или выбрать другой путь.

    Приехав на Кипр, господин умирает, так и не успев насладиться радостями жизни и понять простую истину: время, подаренное судьбой, не нужно откладывать на завтра, оно не хранится, как запасы продуктов в кладовке, а безвозвратно уходит.

  4. И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы».

    Часто случается так, что быстротечность времени человек понимает в зрелом или старческом возрасте. Только тогда он осознает, насколько важно ценить каждый миг жизни, наполнять каждый подаренный день яркими эмоциями и полезными делами. В стихотворении в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И.С. Тургенева лирический герой – старый и одинокий человек.

    Однажды прочитав стихотворение «Розы», он запомнил только одну строчку, которая застряла в его голове, как заноза в пальце. Она все крутится в его голове, и в его памяти словно кто-то невидимый переворачивает страницы с картинками из прошлого. Вот он видит сидящую на окне девушку и испытывает к ней щемящее, нежное чувство. А на другой картинке – шумный деревенский дом, молодые руки играют вальс, слышен смех и «воркотня патриархального самовара». Но все это осталось в прошлом. Настоящее героя – одиночество, старый пес у его ног, сумерки, тишина, изредка нарушаемая старческим шепотом. Холодно и неуютно. Так в одном произведении изображены два мира, два разных времени: прошлое и настоящее. А между ними уместилась целая жизнь. И.С. Тургенев таким образом показывает скоротечность времени, жизни. Рано или поздно приходит момент, когда от молодости остаются лишь обрывки воспоминаний, поэтому нужно научиться беречь время, не относиться к нему расточительно, а тратить каждую долю секунды на полезные дела.

Аргументы из жизни

  1. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом», — пела Эдита Пьеха. Фотоальбом – самое лучшее доказательство быстротечности времени. Вот на снимках родители, молодые и счастливые, вот их свадебные фото. А потом уже мы, их дети, в нарядных кулечках на руках у папы у роддома.

    Затем много разных фотографий, где мы в разном возрасте. Сначала маленькие, потом школьники, выпускники, студенты… А сейчас в зеркале смотрят на нас совсем другие глаза и лица. Появились первые морщинки, первая седина. Столько прочувствовано и продумано за эти годы.

    Но каждый раз, рассматривая фотографии, задаем себе вопрос: «Неужели прошло уже столько лет? Вроде бы все было только вчера». Вроде бы только вчера ходили в школу, только вчера поступили в университет. Совсем недавно, кажется, провожали дочек-сыночков в первый класс, а теперь они уже сами выпускники вузов.

    Время летит. Вот и сейчас за окном уже осень, в школе начались уроки, а совсем недавно была весна, конец учебного года. Между весной и осенью уместилось целое лето со своими радостями и проблемами. Где оно? Тоже прошло. Остались одни воспоминания.

    И как только мы берем в руки фотоальбом, он безжалостно напоминает нам о быстротечности времени.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Кто временем не дорожит, у того всегда убытки», — гласит русская пословица. Она утверждает, что человек, который не дорожит временем, не умеет им распоряжаться, всегда терпит убытки.
  2. «Время денег дороже», — считали наши предки. Они утверждали, что время — сокровище, ценность которого превышает самое большое количество денег.

  3. «Времени не поворотишь», — говорил русский народ в пословице. Он заметил, что течение времени нельзя остановить и повернуть вспять. Время неумолимо: оно движется вперед, не останавливаясь ни перед чем.  
  4. «От времени возьми все, что можешь», — советует русская пословица.

    В ней говорится о том, что от времени нужно взять все, что можно, не проводить ее впустую, без пользы.

  5. «Время не птица — за хвост не поймаешь», — говорит русская пословица о времени. Его нельзя сравнить с птицей. Птицу можно поймать за хвост, а время не остановить и не удержать.
  6. «Страшная минута — вечность», — говорит русская пословица.

    Она утверждает, что страшная минута жизни похожа на вечность.

  7. «Ничто так не воспитывает человека, как время», — говорили наши предки. Они считали время лучшим воспитателем, его уроки запоминаются быстрее и лучше.
  8. «Время, что вода, течет не замечаешь», — считает русская пословица.

    В ней говорится о том, что течение времени похоже на течение воды. Человеческому взору оно не заметно.

  9. «Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит», — считает русская пословица. В ней говорится, что человек, который дорожит временем, не лежит в постели. Он использует каждую минуту с пользой.

  10. «Вчерашнего дня не воротишь», — говорили наши предки. Они утверждали, что человек не в силах остановить, удержать время. Прожитый день уже никогда не вернется.

Афоризмы

  1. «Время проходит, но сказанное слово остается», — говорил русский писатель Л.Н. Толстой. Он говорил, что время не вечно, но все, что создано человеческими руками,  сказано человеком, не умирает, а  остается и после него.

     

  2. «Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится время использовать», — говорил Артур Шопенгауэр, немецкий философ. Он считал, что средний человек убивает время, а талантливый старается использовать его в благих целях.

  3. «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее», — считал немецкий писатель и эссеист Томас Манн. Он сравнивал время с драгоценным подарком, подаренным для того, чтобы стать умнее, лучше, совершеннее.

  4. «Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого», — говорил английский политический деятель Джордж Каннинг. Он утверждал, что время бессильно перед теми, кто ничего не делает для самого себя. Оно не может ни научить таких людей, ни сделать их богаче и совершеннее.

  5. «Время — великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников, — говорил французский композитор, дирижер Гектор Берлиоз. Он называл время самым лучшим, но самым жестоким учителем. Оно дает мудрые уроки, но, к сожалению, убивает своих учеников.

  6. «Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее использовали», — писал французский писатель и философ Мишель де Монтень. По его мнению, ценность жизни заключается не в ее длительности, а в том, на какие полезные дела человек потратил ее.
  7. «Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый не задумываясь делит с ближним свое время.

    Ничем мы не швыряем так охотно, как собственным временем, хотя единственно в отношении последнего бережливость была бы полезна и достойна похвалы», — считал французский писатель и философ Мишель де Монтень. Он утверждал, что человек нерачительно относится к своему времени.

    Он делит его, не задумываясь, с ближними и знакомыми, хотя следовало бы его беречь, как человек бережет свое имущество,  и тратить с пользой.

  8. «Одна из самых невосполнимых потерь — потеря времени», — считал Жорж Бюффон, французский натуралист, биолог, математик. По его мнению, самое ценное, что теряет человек в жизни, — это время. Эту утрату ничем невозможно восполнить.

  9. «Мудрое распределение времени есть основа для деятельности», — утверждал чешский педагог-гуманист, писатель Ян Амос Коменский. По его мнению, умение распоряжаться временем является основой для любой деятельности. Любое дело пойдет хорошо, если человек умеет распределять время.  
  10.  «Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий», — считал английский поэт, прозаик, критик Ричард Олдингтон. Он сравнивал время с миражом. Когда человек счастлив, то время летит быстро, а в минуты страданий, горести время тянется.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Время (таблица)

Вам также будет интересно

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Время (таблица)

  1. Шолохов — Тихий Дон. Это произведение вобрало в себя многие явления периода расцвета донского казачества. Роман изобилует героями и событиями, которые происходят в их жизни, но в большинстве внимание читателя приковано к главному и трагическому герою произведения- Григорию Мелехову.

    На страницах романа Григорий раскрывается как персонаж с постоянно мечущейся душой, внутри него идет непрекращающаяся борьба мыслей и стремлений. То мы видим героя как примерного семьянина, то как пылкого любовника, то демонстрирующего в решениях мудрость и рациональность казака, то растерянного и непостоянного воина.

    Многократные испытания любовью, семьей, друзьями, казачеством меняют мужчину, вынуждая проявить себя с совсем неожиданных сторон.

    И если в начале мы видим большую и дружную семью Мелеховых, то в конце произведения Шолохов являет нам прискорбную действительность жизни донского казака после всех свалившихся на нее потрясений, где в живых остается только сын Михаил и сестра Дуняша.

  2. Толстой — Воскресение.

    Прочитав данное произведение, действительно понимаешь, как может зависеть жизнь одного человека от глупых и необдуманных поступков другого. В романе автор сталкивает и сплетает судьбы двух абсолютно разных по образу жизни, характеру и достатку героев — Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова.

    Один неосторожный поступок мужчины навсегда меняет и без того нелегкую участь Кати, запуская череду событий, которые в итоге приводят героиню на путь арестантки. Осознавая свое негативное влияние на нынешнее положение Катюши, Нехлюдов пытается всеми способами искупить свою вину и даже хочет взять ее в жены, но для женщины его побуждения теперь являются пустым звуком.

    Коварная связь с Нехлюдовым, дом терпимости, обвинение в убийстве и, в конце концов, тюрьма меняют Катю, заставляя принять свой крест и подстроиться под новые условия жизни. Автор проносит героиню сквозь предательство и жестокость окружающих, но в итоге дарит ей духовное воскресение и по-настоящему любящего ее человека.

    Так, из милой и невинной Катюша превратилась в чувственную, сильную, являющую собой образ чистой и благородной женственности героиню, с зарождающимися революционными идеалами. Все эти последствия – влияние времени. Именно из-за суровых законов своей эпохи Катерина не смогла устроиться достойно.

    Она изначально была вторым сортом для теток барина и для него самого, поэтому Нехлюдов чувствует не свою личную вину, а вину всего своего класса, всех эпохи процветания одних и прозябания других людей.

  1. Островский — Как закалялась сталь. Павка Корчагин — символ нового революционного времени.

    С ранних лет мальчик проявляет интерес не к «сухому» обучению в школе, а настоящему и кропотливому труду. Жизнь Павки — постоянное кочевание, поиск смысла своего существования, которое он позже находит в революции. Герой выступает ярым защитником революционных идей и коммунизма в целом.

    На протяжении его короткой, но очень наполненной жизни, мужчина проявляет лучшие стороны пусть и бунтарского, но очень справедливого характера. Важно отметить, что семья и любовь не занимают значимого места в жизни персонажа, он целиком посвящает себя общественной идее и ее процветанию.

    Знакомства с различными героями, будто скоростные поезда проносятся мимо его судьбы, оставляя след в его идеологических позициях. Жестокость гражданской войны, строительство узкоколейки и испытания любовью закаливают характер юноши, но наступившее из-за прогрессирующей болезни бездействие убивает все надежды героя быть преданным слугой коммунизму.

    Время, отмеренное ему, быстро заканчивается, но молодой человек не унывает и, несмотря на тяжесть недуга, пишет книгу, где выражается борьба за справедливость таких же юных, пылких и амбициозных будущих Корчагиных.

  2. Горький — Старуха Изергиль. Удивительно яркой и увлекательной представляется нам жизнь центральной героини рассказа — старухи Изергиль.

    Предаваясь воспоминаниям, она воспроизводит этапы своего длинного жизненного пути, погружая читателя в происходящие когда-то с ней события.

    Жизнь у моря с матерью, любовь к рыбаку, жизнь с рыжим Гуцулом, гарем у турка, в котором Изергиль прожила неделю, унижения Поляка-монаха, пан с рубленым лицом, мадьяр и шляхтич — все эти люди оставили свой след в судьбе старухи Изергиль, заставляя вновь и вновь проходить через очередное жизненное испытание.

    На момент повествования она изображена как старуха с сухими, потрескавшимися губами, заостренным подбородком, сморщенным носом и седыми волосами. Яркость молодости, о которой поведала старуха Изергиль, была погашена временем, и теперь о ней напоминали лишь воспоминания, дремавшие в ее памяти. Живет старуха среди молодежи, которая с упоением слушает ее красочные истории. Но утраченной прелести не вернуть, и женщина утешает себя лишь тем, что она когда-то была. А автор на ее примере показывает, что время необходимо расходовать с пользой, иначе можно прожить жизнь напрасно, не оставив после себя ничего достойного.

Как часто цитаты о времени показывают, что нам не понять его ход, быстротечность, его влияние и его цену. Кто-то говорит, что время – деньги. А другой утверждает, что время бесценно. А один из величайших ученых Вселенной, Эйнштейн, привыкший все анализировать, понимать и проверять факты, вдруг объявил на весь мир, что то, что он так часто использовал, как величину, на чем основаны все его знаменитые теории, перевернувшие понимание этого мира, является всего лишь… иллюзией! Да-да! Заблуждение, обман, фантазия и фантом! Именно так характеризуют справочные издания слово «иллюзия».

Если Эйнштейн знал, о чем говорил, то как эта «фантазия» может влиять на нас настолько неумолимо, что люди, не желая этого, начинают планировать свои короткие дни и жизни, расписывая минуты, часы и года? Но ведь есть и другие характеристики, другие афоризмы о времени. Не только Эйнштейн, но философы разных времен и культур высказывали свое мнение. Что думали эти неординарные личности, и как помогут расширить нам это понятие, станет ясно из сказанных ими слов про время со смыслом.

Три вещи никогда не возвращаются обратно

: Время, Слово, Возможность. Поэтому… не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможности. (Конфуций)

  • Час ребенка
  • длиннее, чем день старика. (Артур Шопенгауэр)
  • На день надо смотреть
  • как на маленькую жизнь. (Максим Горький)
  • Не трать время на человека
  • , который не стремится провести его с тобой. (Габриэль Маркес)
  • Настоящая любовь не та
  • , что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости. (Хелен Роуленд)
  • Слово «завтра» придумано
  • для людей нерешительных и для детей. (Иван Тургенев)
  • Есть время работать

, и есть время любить. Никакого другого времени не остаётся. (Коко Шанель)

Счастливые

часов не наблюдают. (Александр Грибоедов)

  Такой разный Маяковский: романтик, хулиган и революционер

  1. Всё приходит
  2. в своё время для тех, кто умеет ждать. (Оноре де Бальзак)
  3. Время
  4. — деньги. (Бенджамин Франклин)
  5. Время — это песок

. Жизнь — этo вода. Слова — это ветер… Остoрожнее с этими компонентами… Чтобы нe получилась — грязь…

Невозможность повернуть время вспять

  1. Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах.

    У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования.

    В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду.

    Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».

  2. Достоевский — Преступление и наказание.

    Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой.

    Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом.

    Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.

Дарья Борзенко Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О скоротечности жизни

Что бы я сказал моему сыну если бы он меня спросил.

«Завтра», это «сегодня», о котором, я так беспокоился «вчера»

Как-то поздно вечером, поймал тачку, еду домой. Бомбила, интеллигентного вида мужик, внешне такой м.н.с., турист с рюкзаком, очки борода. Видимо откуда-то с дачи, из области.Слушает радио. По радио звучит песня: «Прекрасное далёко», исполняет детский хор Центрального Телевидения детские голоса… Я сижу сзади. Смотрю в окно. Небольшая пробочка организовалась. То стоим, то едем.

И я медленно так погружаюсь в свои мысли. Впервые прозвучала эта песенка в 1985 году. Мне было …цать лет. И отнесся я тогда к тексту этой песни свысока. Ровно тридцать лет назад. Вот оно и наступило, это прекрасное далеко. Не знаю как ты, а я живу в вечном «сейчас». Но увы, «прекрасное далеко» все же наступило. И наступило холодно и жестоко.

Не считаясь с моими мечтами, просьбами и мольбами. М.М.Жванецкий мудро сказал тогда, там, в прошлом: «Самый лучший доктор это Время. Одно «но», когда вы выздоравливаете — оно уходит», время не щадило не только мои годы, но и трудов моих во имя мечты. И с твоими не посчитается, можешь быть уверен.

Зачем нужны воспоминания? Роман Гончарова «Обломов», который ты врятли будешь когда-нибудь читать, начинается со сна Ильи Ильича — воспоминания о детстве, как приехала маменька, и он все хотел к ней войти, а няня не разрешала ему ее будить. И сон это был так сладок и полон солнца, что ни за что не хотелось просыпаться и вылезать из под одеяла.

Хотя Илье Ильичу было за тридцать лет. Примерно, где-то, лет до сорока, я думал о «будущем», мечтал, строил планы, параллельно работая над их осуществлением… Теперь я все больше вспоминаю «прошлое». С радостью: » Ах как здорово там было!». С грустью: «А вот это я сделал не так!». С сожалением:» А вот этого можно было бы не делать вовсе!».

С горечью: «Эх, черт возьми, мне бы сейчас все назад!». С надеждой: «Переиграть бы?». С досадой: «Зачем я этого хотел, глупый!?» Воспоминания нужны для того, что бы не сойти с ума. Человеку свойственно сомневаться. Поправлюсь, умному человеку. Только полный глупец во всем уверен. Уверен в своей правоте. В своем праве. У глупца всегда все просто.

Глупец, слон в посудной лавке, где посуда — жизни других людей. Я, это, к сожалению, поздно понял. Когда пройдет почти все время твоей жизни, наступит небольшой отрезок, отведенный тебе на раздумья. Чтобы ты стал мудрее. Научился отпускать амбиции, принимать существующее положение вещей.

Стереотипы поведения и мышления не будут давать тебе этого сделать, заставляя душу метаться, возмущаться и бороться, но, все равно, ты примешь последнее поражение. То, что происходит с тобой в этот непростой период, подготовит тебя к более важному событию. Я назову его «последним приятием».

Природа нашего мозга позаботилась о том, что бы мы, умирая, не были сосредоточены на себе и нам было хорошо. Дети, мальчики, до 12 лет. Почти не имеют воспоминаний. Но, начиная с 12 лет мы периодически испытываем этот процесс. И очень часто, даже если вспоминаемое событие было тяжелым для нас, мы, можем быть, в момент вспоминания, счастливы. Чем более человек несчастен в настоящем, тем чаще он погружен в воспоминания. Это твой спасательный круг. Живи так, чтобы было что вспомнить.

Карлос Кастанеда. «Учение дона Хуана».«Я однажды спросил у своей бабули быстро ли пролетели её 70 лет, она ответила «как один миг». Забавно получается, то есть между рождением и смертью есть один миг, который утекает как вода сквозь пальцы, уже через мгновение я буду танцевать свой последний танец со смертью. Выходит ничто не важно.

Делай что хочешь, живи как хочешь, просто будь счастлив в этот последний миг.

Мне не понятно лишь одно, если смерть так близка и очевидна, то как я, как мы все, умудряемся заполнить свою жизнь таким количеством хлама, сомнениями, сожалениями, прошлым которого уже нет и будущим которое еще не случилось, страхами которые скорее всего никогда не сбудутся, если все настолько очевидно просто.

Мы все обречены, остается только принять все таким каким оно уже является, шагнуть в неизвестность и наполнить каждый вдох Любовью, а выдох Благодарностью.Какой смысл сражаться с реальностью, превращать жизнь в поле боя, когда можно превратить эту игру в потрясающее приключение, лишенное страха, но наполненное волшебством, миром, добротой, гармонией и любовью.

Порой у меня создается впечатление что вся реальность — это зеркальная комната, где я кривляюсь изо всех сил, с собой воюю, сам себя пугаю, сам себя смешу, сам обнимаю, себя люблю…Дон Хуан как то сказал, мол искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком. Какой же он потрясный этот Дон Хуан…»

Я совершенно недавно соприкоснулся с Кастанедой. Хотя в моем прошлом, я получал знаки нашей будущей встречи. Один мой друг юности, Женька Пряжников, зачитывался им. А я относился с недоверием. Потом почти двадцать лет спустя я прочитал «Сто лет одиночества» Гарсия Маркеса. Люди на нашей планете делятся на тех, кто прочитал «Сто лет одиночества» до конца, и тех кто не смог этого сделать. Я, твой отец, отношусь к первой категории людей. Это открыло мне латиноамериканскую литературу. Потом возник Хорхе Луис Борхес. Я прочитал одну его вещь, потом еще одну… Его стихи. Потом я узнал, что он умер в том самом 1985 году, когда я стал жить самостоятельно. Как я тогда думал. И вдруг ясно ощутил, что мы, мое поколение, жители Атлантиды, которая ушла под воду. Рожденные в СССР, мы никогда не сможем вернуться на Родину. Ее нет. Она исчезла, а я живу. А она была, я точно это помню, еще тридцать лет назад. Это безвозвратный полет в космос. Братья Стругацкие, когда писали свой «Пикник на обочине», уже знали Кастанеду. И Тарковский знал. Недавно пересмотрел его «Сталкера». Читаю отзыв. Пишет девочка. Для меня она девочка, лет двадцать пять ей, не больше. Мол, фильм отстой, зря потратила два часа своего времени. Кино ни чем не кончилось! Жизнь — это кино, которое ни чем не кончится! Очень важно это понять.

Москва, 2020.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Время (таблица)

Аргументы для написания сочинения ЕГЭ

1) Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагодетельствовать человечество: они избавили людей от необходимости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное существование.

2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать заложенные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей.

3) Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному  терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».

4) Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения – резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе  пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.

5) Самореализация – одна из важнейших потребностей человека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется верхом безумия, каким-то нелепым чудачеством.

Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели.

6) Некоторые туристические фирмы в CШA предлагают своим клиентам странные виды отдыха: пребывание в плену, по бег из плена. Расчет верный, потому что люди, уставшие от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экстремальных условиях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с лишениями и опасностями.

7) Один талантливый изобретатель придумал тару, в которой не билась посуда, придумал особые тележки для транспортировки древесины. Но его изобретения никого не заинтересовали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант.

8) Некоторые ученые продолжают утверждать, что не человек произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, которые в результате деградации превратились в животных.

10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте ученых: возле норы, ИЗ которой доносились угрожающие звуки. Они поставили клетку с крысами. Зверьки осторожно стали подкрадываться к норке, заглядывать в нее, а потом, поборов страх, полезли вовнутрь.

Что же заставило животных лезть туда? Корм у них был! Никакой физиологической потребностью невозможно объяснить такое «любопытство»! Следовательно, животным тоже присущ инстинкт познания. Есть какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять границы уже познанного.

Неугасимая любознательность, неиссякаемая жажда истины – это неотъемлемые качества всего живого.

 11) Акула, если перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности.

12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность  это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности.

14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают высокие чувства, как они  медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», – этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.

15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.

16) Образ Обломова – это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который после операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить.

Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям.

После этого он освоил компьютер, стал размешать в Интернете объявления, в которых искал спонсоров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи прикованным к инвалидному креслу, он спас десятки человеческих жизней.

19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела.

Но как вы жить среди вечных снегов, вдали от человеческого жилья? Кто – то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался.

Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вскоре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых.

21) Средневековые рыцари совершали многочисленные подвиги, надеясь на то, что самый достойный из них увидит священную чашу Грааля. Когда же самого достойного призвали в храм, чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик

испытал самое горькое разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам, опасностям, сражениям, неужели больше не нужны подвиги?

22) Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск – это необходимые условия для становления чело века. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка.

Он долго стоял и наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья.

Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть.

23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал  же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально созданном для него мире.

Аргументы к сочинению по проблеме времени в литературе

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями.

Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев.

Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Время в пьесе размыто, словно люди замерли в своём развитии и не собираются двигаться вперёд. В комедии представлено три поколения: прошлое в лице Фирса, Раневской и Гаева, настоящее – Лопахин, и будущее – Аня Раневская. Именно Аня, а не Петя Трофимов.

Прошлое – это то, что отжило, ушло в небытие, Фирс, живущий эпохой до отмены крепостного права, Гаев, рассуждающий о действиях, но почти как Обломов, не умеющий и не желающий ничего делать, чтобы изменить мир и собственную жизнь. Раневская, отдающая «золотой» нищему, когда в доме есть нечего ни прислуге, ни домочадцам.

Все они живут миром грёз, прошлыми воспоминаниями о крепостном царстве. Настоящее хозяина жизни Лопахина слишком эфемерно: его годы сочтены, накопленное, пусть трудом, будет объявлено народным достоянием, но сегодня он победитель. Лишь Аня – семнадцатилетняя девушка готова к переменам.

Она знает, что будущность зависит от её трудоспособности, возможности заработать и сделать этот мир другим. «Учитель» Петя Трофимов воспитал гражданку двадцатого века – века перемен.

3. А.Т. Твардовский «По праву памяти»

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети, Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память Не дорожит сама собой, Что ряской времени затянет Любую быль, Любую боль. Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь.

Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем.

На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Ссылка на основную публикацию