Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения.

Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие.

Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть – аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

“Судьба человека”

Тема проблемы мужества – это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество – это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова.

Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой.

Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание – смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

“А зори здесь тихие”

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям – девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда – Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один – смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет – это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем.

Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще.

Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

“В списках не значился”

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев.

Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел.

Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:

“В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”

Рекомендации учащимся:

В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли.

Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.

Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.

Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

Направление

Примерный список литературных произведений

Носители проблемы

Смелость и трусость Л. Н. Толстой “Война и мир” Андрей Болконский
, капитан Тушин
, Кутузов
– смелость и героизм на войне. Жерков
– трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев
, семья капитана Миронова
, Пугачев
– смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин
– трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников
смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин
боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов
боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко
взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников
(смелость), Рыбак
(трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз
мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов
(воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников
мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость – начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов.

А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое доброта» по тексту Приставкина

Другие направления итогового сочинения.

Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
    несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая .

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников»
    антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан.

    Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников.

    Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.

  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни»
    также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает.

    Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи.

    Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь.

    Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества.

    Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.

Трусость – это отрицательная черта характера, при которой человек боится противостоять своим страхам, такой человек часто страшится сам принять решение и нести ответственность за его последствия. Но не смотря на это Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться.

Чтобы показать правоту моего определения, я хочу привести пример из произведения Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”. Примером трусости в этом произведении является Швабрин так, как при нападении Емельяна Пугачева на крепость, Швабрин сразу же переходит на сторону Пугачева, забывая свою присягу и клятву. Им движет страх за собственную жизнь.

Ещё одним примером трусости является Евгений Онегин и Владимир Ленский, из произведения Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”. Когда Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль, Евгений не отказался так, как боялся мнения общественности. И тоже самое случилось с Ленским, он не хотел идти на дуэль с Онегиным, но так же боялся, что его начнут осуждать.

Трусость – зависимость от мнения тех, кого ты презираешь.

Или же можно привести пример из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”. Трусом можно назвать Грушницкого, вызвавшего на дуэль Григория Александровича Печорина. Грушницкий знал, что пистолет Пичорина был не заряжен, но ничего не сказал ему. Но не смотря на это Печорин знал, что его пистолет не заряжен, он хотел дать шанс Грушницкому раскаяться, но тот отказался.

  • Таким образом можно сделать вывод, что трусость никогда не приводит ни к чему хорошему.

Проблема трусости: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Доброго времени суток! В данной статье мы предлагаем сочинение «Проблема трусости: аргументы из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:

– А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

– Эмили Бронте, «Грозовой перевал»

Духовная сторона без исключения каждого человека состоит из набора различных качеств и черт, как положительных, так и отрицательных. К последним можно отнести трусость. Достаточно часто эту черту можно скрыть.

Тем не менее она дает о себе знать в самых неожиданных ситуациях, выбивая человека из его привычного образа жизни, ставя врасплох. Антиподом трусости является смелость, и оба этих качества могут присутствовать в человеке.

Вопрос в том, какое из них перевешивает.

Трусость сдерживает человека перед трудными, но достойными уважения поступками, и наоборот, толкает на совершение низких, мелочных и отталкивающих действий. Данная тема является актуальной и в наше время, особенно часто встречается в произведениях русской и зарубежной литературы.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: ТрусостьПробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

На примере известного романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина показано, как в одном человеке может присутствовать и смелость, и трусость. Евгений Онегин показывает презрение к обществу и безразличие к общественному мнению, ему присущи уверенность в себе и смелость в высказываниях.

Однако позже главный герой, слепо следуя общественному мнению, идет на дуэль. Причиной этому является трусость. Это яркий пример губительного результата минутной слабости: Онегин потерял друга из-за боязни негативного отношения общества к себе.

Одно неверное решение, движимое трусостью, губит несколько человеческих судеб.

Роман английской писательницы и поэтессы Эмили Бронте, «Грозовой перевал» повествует об истории любви Хитклиффа и Кэтрин, о сильном чувстве, связывающем двух людей с раннего детства и соединившем их после жизни. Однако, этому чувству не суждено было связать их и во взрослой жизни.

Познакомившись с семьёй Линтонов, Кэтрин привыкает к их образу жизни, сближается с Эдгаром Линтоном, чем отдаляет от себя Хитклиффа. В решающий момент, когда Эдгар делает предложение Кэтрин, та не может ему отказать.

Несмотря на то, что она любит только Хитклиффа, Кэтрин боится жизни с ним: страх перед неопределенным будущим берет верх. Эта трусость, боязнь пойти за любимым до конца, становится решающим моментом в судьбе нескольких людей.

Именно из-за этой трусости Кэтрин разлучится с Хитклиффом, чем обречет его на страдания в течение всей жизни, не сможет сделать счастливым Эдгара и уйдет из мира в столь молодом возрасте.

Подводя итог, можно сказать: трусость, какая бы она не была, живет в каждом из нас. Будь то боязнь темноты или страх потерять уважение в обществе, каждый человек должен работать над собой, преодолевать себя, не бояться в тех ситуациях, где нужно рискнуть. Необходимо учиться быть смелее, чтобы в будущем не жалеть об упущенных возможностях и совершенных ошибках.

Мы разобрали сочинение на тему: “Проблема трусости: аргументы из литературы“, обсудили два примера из литературы. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

«Смелость и трусость» – аргументы для итогового сочинения

  • «Смелость и трусость» – аргументы для итогового сочинения
  • Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.
  • Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  1. В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.
  2. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.
  3. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами.

Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.

Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий.

Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера.

Свидетельство его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом.

Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.

Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину.

Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом.

В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

  • Но юность вольная сильна,
  • И смерть казалась не страшна.
  • Мцыри не удалось достигнуть своей цели — найти родину, свой народ.

«На мне печать свою тюрьма оставила», — так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен.

Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа.

Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена.

А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость — порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины.

Не может быть Мастер героем, так как он струсил — отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа.

Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только

«покой».

Иешуа — странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он — духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов.

Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно.

Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат — представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи.

Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу.

Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок — трусость — обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».

Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, – тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса.

Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях.

Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые

— всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него».

Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли.

Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей.

Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы.

Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой».

Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя — душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям.

Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»

Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: “Страхи”, “Казак”, “Шампанское”, “Красавицы”, “Огни”, “Степь”, «Человек в футляре»,

«Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», “Палата

№ 6″, “Страх”, “Черный монах” и др.

Герой рассказа “Страх” Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он “болен боязнью жизни”. Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни.

Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.

Он рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Дмитрий Петрович как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе.

И тут Силин получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: “Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно”. Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности.

Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: “Вот она действительность! – подумал Андрей Ефимович.

Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе”.

Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе “Человек в футляре”. Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный.

Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас.

“Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни”.

Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

Герой рассказа “О любви” Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину.

Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь».

Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью.

А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой

момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе.

Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» — лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить.

И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта — прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.

Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности — завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт.

Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу.

А дальше — простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез.

Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» — так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто.

Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения.

Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается».

Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть.

Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.

К теме трусости и смелости неоднократно обращались и современные писатели. Одно из наиболее ярких произведений – повесть

Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ..

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков. Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина.   О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в “суровые грозные годы” , – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита­ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли­ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится.

Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил  в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила.

Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж­данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тос­ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что  душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома – чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык … Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло­жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом,  платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто­лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме­шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес­ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе­дить тебя?».

11) Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин­ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто­шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди­раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы.

Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва­ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага.

И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных  походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам,  превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои­ны станут надежным оплотом государства. 

Ссылка на основную публикацию