Помещики в «мертвых душах» сочинение

Манилов

Одним из помещиков является Манилов, который мечтал создать что-то наподобие заграницы. Он живет мечтами, придумывает проекты. Которые невозможно реализовать. Манилов беззаботный человек. Он хоть и внешне приятен, на первый взгляд, но очень скучен. Его не интересовало хозяйство.

Коробочка

Героиня коробочка занимается торговлей. Она вдова, про детей ничего не известно, также глупая и недоверчивая старуха. Зовут ее Настасья Петровна. Она копит свои сбережения, и не понятно для чего ей нужно столько накопленных денег.

Настасья торгует абсолютно всем. Будь это просто мед или же мертвые души. Она черствая и бездушная. У нее только одна цель-это продажа. А деньги с продаж складывать в мешочек. Самое поганое, что она никогда не угомонится.

Хочет продать мертвые души Чичикову выгодно.

Ноздрев

Подлый тридцатипятилетний помещик, который любит злоупотребить алкоголем, также он игрок и хулиган. Он очень пакостный человек, готовить нагадить хоть кому. У него нет цели в жизни, живет он беспорядочно. Он не следит за своим хозяйством, для него это не главное. Он предпочитает курить трубку.

А также его интерес-это собаки. У себя на поместье он держит псарню. Ноздрев наглый, бесчестный, и к тому же лгун. Его супруга умерла, оставив двоих детей, о которых заботиться няня. Ноздрев любить играть в карты, порой проигрывает очень много денег.

А если выигрывает, то тратит на всякие развлечения.

Собакевич

Помещик крепкого телосложения, пошел в отца. Женат, есть дети. Его душа давно стала черствой. Он очень грубый, считает всех обманщиками. Называет людей свиньями, даже порядочными. Хотя на деле сам является настоящей свиньей.

Плюшкин

Самый ужасный помещик из всех вышеперечисленных. Очень жадный, даже себя может морить голодом. Он собирает весь хлам и сам не понимает для чего это ему нужно. Плюшкин-неряха и жестокий человек. У него имеется около тысячи крепостных крестьян, но сам он может питаться сухарями. Даже внешне он не приятен, лицо худое, нет зубов, ходит в лохмотьях.

Его внешний вид вызывает брезгливость. Плюшкин лицемер, любит поспорить, поругаться. Он очень алчный, постоянно хочет нажиться. Он очень скупой, это проявляется во всем, в еде, одежде. Он копит деньги, не тратив ни копейки ни на себя ни на родных. Он ничтожный и гадкий, хоть и богатый человек, но довел себя до такого постыдного состояния.

Он словно самый нищий человек.

Образы помещиков

Перенесемся во вторую четверть 19 века. Именно в это время в России шел полный расцвет крепостничества. Времена были тягостные. Для того, чтобы разоблачить его пороки, необходимо было его высмеять. И за это дело берется Николай Васильевич Гоголь, который сказал, что его произведение вызвало огромный шум и беспокойство.

Сюжет поэмы наипростейший и заключается в том, что обыкновенный аферист Чичиков приезжает в небольшой городок, чтобы купить у помещиков мертвых крестьян.

Ряд провинциальных господ открывает Манилов, где автор сравнивает его с котом, показывая его доброту, гостеприимность и вежливость. Смешным представлен эпизод, когда герой не желая войти в комнату первым, протискивается с Чичиковым вместе.

Однако, Манилов в этой жизни бесполезен, так как он не сделал ничего полезного. Это видно даже в описании писателем поместья, где царит полная бесхозность. А вся умственная деятельность героя ограничивается лишь фантазиями.

Он считает, что отношения между людьми должны быть праздничными без столкновений и противоречий. Совершенно не зная жизнь, Манилов смотрит на окружающий мир сквозь розовые очки.

Очередным потенциальным помещиком представлена Коробочка, поражающая читателя скупостью и хитростью. Можно понять, откуда у героини такая фамилия. Коробочка была одной из тех людей, которые жалуются на неурожая, а сами тем самым откладывают некоторую сумму.

Но не все помещики кажутся тихими и безобидными. Беззаботная жизнь привела к разгильдяйству и полной деградации Ноздрева. По отношению к людям он держится нагло. И хотя Ноздрев авантюрист по натуре, то по достоинству оценивает мошенничество Чичикова.

 У Собакевича в хозяйстве все сделано добротно и прочно. Но все равно это не производит благоприятного впечатления. Этот помещик является яростным крепостником, не упустившим своей выгоды даже в продаже покойных  крестьян.

Когда идет его торговля с Чичиковым, то отчетливо видно, как проявляется стремление к наживе и жадность. Внешний облик Ноздрева подчеркивается интерьером поместья. Мы видим, что на картинах нарисованы богатыри, мебель же похожа на самого хозяина.

Все блюда подаются в большом количестве и очень сытные.

Ряд помещиков замыкает Плюшкин, один из самых страшных и комичных героев. Мы видим, как этот герой постепенно деградировал, потеряв свой человеческий облик. Этот человек никому не верит, думает, что окружающие ему хотят навредить. Он отказался от родной дочери и послал проклятья сыновьям. Гостей он не принимает, да и сам никуда не ходит.

Когда-то он был образцовым помещиком  с процветающим имением. Но его скупость переросла в скаредность.  Писатель показывает огромную жадность Плюшкина, рисуя большие запасы разного добра в его доме. Чрезмерная скупость довела помещика до полного упадка. Перед нами он предстает даже не как человек, а просто «бесполое существо».

Он вызывает у читателей лишь горькое сочувствие.

 В произведении Гоголь не зря высмеивает местное дворянство. Образы Плюшкиных и Маниловых созданы настолько ярко, что их фамилии стали нарицательными. Сегодня мы также используем понятие маниловщины и сравниваем людей с ноздревыми и собакевичами.

Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души

В «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя помещичья Россия предстала в образах Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина – пяти героев, отразивших разнообразие человеческих типов и связанных главной задачей автора: проследить стадии превращения живого человека в мёртвую душу.

Тема покупки Чичиковым мёртвых крестьян, которых можно приобрести только на бумаге, пересекается с темой исследования сущности крепостничества и его блюстителей – поместных дворян.

От главы к главе читатель всё больше убеждается, что мёртвые души – это сами помещики, с которыми встречается Чичиков. Их жизненные цели, образ существования не несут в себе главного – ощущения радости жизни.

Они будто заживо сошли под своды склепа, где нет живой энергии, радостного смеха, сияющих глаз. В них пропало желание делать добро и бескорыстно любить людей и мир, а осталась повседневная тупая забота о материальной пользе и росте богатства.

Расположение героев в том порядке, в каком их навещает Чичиков, неслучайно. Каждый последующий в цепи образов – это логичная ступень вниз на пути нравственной деградации.

Так, у Манилова ещё сохраняются черты симпатичного милого человека. Он заботится о своих детях, нежно любит жену, гостеприимен и может поддержать беседу. Он вполне светский приятный человек.

Правда, хозяин из него никакой. Ни о живых, ни о мёртвых своих крестьянах он не думает и ничего не знает. Его фантазии о строительстве каменного моста или подземного хода выдают в нём человека, оторванного от реальности и глупого. Но душа его отзывается на всё прекрасное, он способен мечтать.

Следующие же через одну встречи Павла Ивановича с Коробочкой и Собакевичем дают представление о том, как разрушительно для души повседневное скопидомство, стремление  к материальному благополучию и забвение о духовных потребностях. Коробочка стала похожей на запасливого зверька, рассовавшего по норам всякую ветошь.

А у Собакевича это нашло выражение в плотоядном угождении своему желудку. Обжорство сделало его похожим на медведя.

О тонких материях, душевных переживаний, об искусстве с Михаилом Семёновичем  говорить неуместно. Он стал воплощением промежуточной стадии от человека к дикой природе.

Только умение хорошо считать, блюсти свою выгоду и изъясняться в пределах этих интересов выдаёт в нём человеческую особь.

В Плюшкине же Гоголь показал полное омертвение всего человеческого. Ничто не способно принести радость этому герою. Он жалок, омерзителен и трагичен одновременно. Как паук, снуёт он по своей хозяйственной паутине, не замечая, что его богатство призрачно.

 Всё произведённое его крестьянами обращается в пыль и навоз, потому что этот скаред не может сложить цену на вещи и сдать покупщикам.  У Плюшкина нет ни отцовских чувств, ни человеческого облика. Он носит тряпьё, делающее его похожим на бабу. Автор называет его прорехой на человечестве.

Среди всех героев-помещиков, в разной мере занимающихся хозяйством, Гоголь вывел образ человека-игрока. Этот тип встречается и в других произведениях писателя и в целом очень характерен для русского общества.

Содержанием Ноздрёва является неуёмное желание менять всё, что у него под рукой, или ставить на карточный кон. Он личность скандальная и бесчестная. Горе крестьянам, у которых помещик игрок. Он везёт на ярмарку плоды труда своих крестьян, а обратно является, всё пропив и проиграв. Такой может и душу продать, в его глазах ничто не имеет цены.

Галерея образов помещиков, выведенная в «Мёртвых душах», помогала читателям и всем думающим людям понять истоки бедственного положения большей части русского общества и причину нищеты простого народа, плодами труда которого бездарно распоряжается поместное дворянство.  

`

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сочинения

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя.

Читайте также:  Женские образы в «Грозе» А. Островского

Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто.

Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова

Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный.

Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем.

Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления.

Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки

Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит.

Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться.

Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева

Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести.

Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние.

Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича

Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный.

Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека.

Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина

Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом.

Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал.

Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Помещики в Мертвых душах сочинение

Образы помещиков в Мертвых душах помогают Гоголю воссоздать картину современного ему общества, отразив в произведении образ России того времени с присущими ей пороками. В нашем сочинении сегодня мы остановимся подробнее на теме помещиков в поэме Мертвые души, рассмотрев галерею образов и мир помещиков, что жили в далекие для нас времена.

Образы помещиков в Мертвых душах, сочинение

Знакомясь с произведением, читатель попадает в крепостную Россию, где земли и души принадлежат высшему сословию, дворянам. Именно они занимают в стране главенствующее положение, отвечая за ее экономику и культурное развитие.

Именно на плечах этих владельцев крепостных душ лежит ответственность за будущее государства. Вот только представителей привилегированного сословия ничего не волнует, кроме собственной наживы, что и показывает Гоголь, изображая мир помещиков в поэме Мертвые души.

Давайте проанализируем образы помещиков, которые играют ключевую роль в поэме Гоголя.

В те времена большую часть дворянства составляют помещики, поэтому и Гоголь основную часть произведения уделяет описанию характеров помещиков, чтобы показать, насколько мертвыми их души были в те времена, насколько они были безнравственными и бездуховными.

При помощи галереи образов помещиков, что представлены Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем и Плюшкиым, автор показывает истинную сущность дворянства крепостной России с их убогими умами, бездумным расточительством, безответственностью и паразитарным существованием.

Через образы созданных помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь показывает, как теряют люди человеческие чувства, как они деградируют и теряют свои души.

Вот так постепенно, путешествуя с Чичиковым от одной усадьбы в другую, мы и знакомимся с помещиками, где один выглядит краше другого. Во всех подробностях мы видим их пошлую жизнь и низменные нравы. Давайте поближе познакомимся с галереей помещиков, что стали олицетворением пороков того времени.

Галерея помещиков в поэме Мертвые души

Галерею образов помещиков открывает самый безобидный в своей пошлости Манилов. Это персонаж с вычурными манерами, слащавыми речами и довольно-таки привлекательной внешностью.

Вот только живет он в каких-то мечтах и мало интересуется, как своим поместьем, так и людьми, что ему принадлежат.

Предавшись мечтаниям, он то и дело лежит или сидит, в то время как люди страдают от беспечности своего хозяина.

Затем мы знакомимся с Коробочкой, которая живет уже в другом мире, и не интересуется тем, что происходит за пределами ее поместья. Она скупа, и живет лишь одной целью — побольше накопить. Поэтому даже при продаже мертвых душ своих крестьян боится продешевить. К подобной продаже Коробочка относится как к обычному товару, за которым могут понаехать и другие купцы.

Потом мы переносимся в усадьбу Ноздрева, где видим очередной образ помещика, который был не редкость в крепостной Руси. Ноздрев — заядлый игрок и пьяница.

Он вспыльчив и хвастлив, постоянно бросает на ветер деньги, покупая ненужное. Ноздрев по-хамски относится к людям, и для него характерны такие черты как вранье и нечестность.

Он тоже не занимается поместьем, поэтому оно в полуразрухе, в том числе в жутком положении пребывают и его крепостные.

В образе Собакевича писатель показал злых и жестоких помещиков, никогда не упускающих своей выгоды. В разговоре с Чичиковым автор раскрывает его безудержное стремление нажиться.

А далее галерею помещиков автор завершает описанием образа Плюшкина, который был богат и мог бы процветать, вот только мертвая душа привела его к полному духовному распаду. Осталось лишь желание копить и копить. У Плюшкина много запасов и денег, но все вокруг рушится и гниет.

Крестьяне у Плюшкина голодают, да и сам помещик похож на старую ключницу в жалком ее подобии.

Желание копить, приводит к утрате реального восприятия вещей и чем ближе читатель знакомится с Плюшкиным, тем становится понятнее духовная смерть помещика, к чему вскоре придут и другие, вышеописанные герои.

Вот такие образы помещиков в произведении Мертвые души и нашем сочинении предстают перед зрителем, и от этого становиться жутко. Ведь это не единичные образы, а типичные характеры того времени.

Образы помещиков в произведении «Мертвые души» – сочинение

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет собой не только описание быта и жизненного уклада русского народа в девятнадцатом веке, писатель в сатирической манере сумел показать самые страшные человеческие пороки.

По сюжету произведения главный герой Павел Иванович Чичиков сталкивается с ними на протяжении всего своего путешествия.

Автор наглядно показывает нам насколько корыстными, жадными, жестокими и пустыми могут быть люди – образы помещиков маленького городка ярко это иллюстрируют.

Корысть и жадность

Путь Чичикова начинается со встречи с Маниловым. На первый взгляд кажется, что честнее, правильнее, добрее, заботливее и милее человека не найти. Но, как часто бывает, первое впечатление очень обманчивое.

Манилов нисколько не беспокоится о своих родных, а крепостные его вообще не интересуют. Очень глупый, ленивый, пустой человек. Его внимательность и доброту можно взять в кавычки.

Чичиков быстро обнаруживает эти человеческие пороки Манилова и понимает, что для этого беспечного человека главное только собственный комфорт.

Помещица Коробочка после Манилова представилась Чичикову абсолютно другим человеком. Она очень хозяйственная и жадноватая, ее жизнь ограничивается бытовыми заботами, все на счету, никакой расточительности.

Несмотря на это у помещицы есть и положительные качества – доброта и трудолюбие, но сильная ограниченность интересов женщины делает ее очень глупой.

Даже продавая мертвые души она очень неохотно соглашается на это из-за своей жадности, говорит: «…я лучше маненько повременю…».

Жестокость и праздность

Еще более неприятными Н.В. Гоголь сделал образы других героев поэмы – это Ноздрев и Собакевич. Первый – совершенно пустой человек, его жизнь состоит из постоянных гуляний, пьянок и развлечений.

Читайте также:  Сенека - о передаче знаний: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Свои деньги Ноздрев тратит только на развлечения и сомнительные компании. Собакевич полная противоположность Ноздреву, его практичность граничит с мелочностью.

Хитрый и жестокий, доверяет только себе и заботится только о своих деньгах.

Самая «мертвая» душа

Объединить все человеческие пороки в «Мертвых душах» Гоголь сумел в образе Плюшкина. Его скупость граничит с абсурдом: помещик хранит продукты, которые гниют, в доме полно дорогих вещей, они со временем портятся. Вокруг грязь и пыль, он сторонится собственных детей, собирает ненужные вещи.

Через созданные образы помещиков автор сумел идеально показать то, что творилось в то время в России. Человеческие пороки изображены очень ярко и наглядно, заставляя каждого читателя невольно заглянуть к себе в душу и увидеть то, что окружающие могут и не заметить.

Сочинение — Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 2)

Николай Васильевич Гоголь является великим писателем, который в своих произведениях поднимает важные социальные темы. Так в поэме «Мертвые души» не только в мельчайших деталях описывает быт того времени, но характеристику помещиков, их пороки и недостатки. В центре повествования показан провинциальный город. Там Павел Чичиков имеет дело в разными помещиками.

Противоположные образы

Сначала главный герой знакомится с Маниловым. Он достаточно заботливый, честный и правильный. Помещик создает впечатление хорошего человека. Но не нужно верить первому впечатлению.

Манилов только прикрывается маской благочестия. Этот человек настоящий эгоист, которого заботит только собственное благополучие.

Он вынужден демонстрировать доброту, чтобы получить благосклонность в этом мире.

Противоположность Манилову является секретарша Коробочка. Она обладает другим набором качеств. Она заботиться только о хозяйстве. Она не транжира, в отличие от помещика.

Коробочку можно назвать хорошей женщиной с добрым сердцем. Но она ничем практически не интересуется, у нее нет занятия для души. Женщина все время пытается сэкономить.

Даже при продаже мертвых душ она временит, демонстрирую жадность.

Интересные люди

Павлу Чичикову приходится иметь дело с неприятными личностями. К ним смело можно отнести Собакевича. Этот человек испытывает недоверие ко всему миру. Он жестокий и мелочный.

Сам Чичиков сравнивает его с медведем средней величины. Другим неприятным типом выступает Ноздрев. Свое состояние мужчина тратит на развлечения. Он путается с сомнительными компания.

Они состоят из пьяниц, картежников и прочих асоциальных личностей.

Наиболее интересной личностью является Плюшкин. Внешность помещика достаточно несуразная. Он вмещает в себе черты и женщины, и мужчины. Поместье Плюшкина тонет в разрухе. Вокруг царит грязь и пыль. Из своего дома он сделал свалку. Мужчина собирал всякий хлам. Он старается не общаться с близкими людьми, избегает детей.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» лучше всего характеризуют состояние России в то время. Через описанные пороки автор пытается направить человека на истинный путь.

Другие интересные темы сочинений

Человек и время

Сочинение “Великая Отечественная война”

Сочинение-рассуждение “Что такое смысл жизни?”

Помещики в «Мертвых душах» сочинение | Литерагуру

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников 

Поэма «Мертвые души» — одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки.

Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился.

Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства.

Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова.

Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие.

Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова.

Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян.

Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской.

Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

Галерею образов помещиков в поэме «Мертвые души» замыкает скряга Плюшкин (образ Плюшкина), который воплощает крайнюю деградацию человеческого существа: «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — пишет автор. Гоголь. Помещик сгубил все заработанное добро, прогнал детей и заморил голодом и нищетой крестьян. С такими людьми России грозит падение в пропасть.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит.

Уездные чиновники города N  думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия.

Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Новый тип человека, который представляет в поэме Чичиков (образ Чичикова), едва ли лучше старых. Будучи разорившимся дворянином, он вынужден зарабатывать на жизнь мошенничеством.

«Справедливее всего, — пишет Гоголь, — назвать его хозяин-приобретатель». Жизненное кредо Чичикова — беречь копейку. Поэтому герой зарабатывает всеми возможными способами, не брезгуя преступлением.

Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, чтобы доказать, что России с ним не по пути.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее.

Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что.

Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Помещики в поэме Мертвые души Гоголя сочинение (образы помещиков)

Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты.

Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла.

Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным.

В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему.

В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их.

И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

Читайте также:  Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Вариант 2

Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения. 

Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице.

В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты.

Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.

Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок.

Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью.

Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.

Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.

Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.

Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.

Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души».

Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще.

Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян – это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Несколько интересных сочинений

  • Нужны ли перемены обществу и почему? Итоговое декабрьское сочинение
    Думаю, что перемены нужны, вообще, всему. Конечно, они не должны быть резкими. И кстати, перемены ведь могут быть к лучшему и худшему, так нужны только те, которые к лучшему. Конечно, не всегда угадаешь!
  • Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова
    Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев.
  • Сходство Чичикова с помещиками в таблице
    Чичиков – главный герой знаменитого произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Точный возраст героя не указан, однако можно предположить, что это мужчина средних лет. Чичиков полный мужчина
  • Сочинение на тему 21 ноября всемирный день телевидения 4 класс
    Когда-то телевиденье считалось необычайным чудом, которое всецело поглотило зрителей. Для того чтобы узнать последние новости, посмотреть новый фильм или программу люди бросали все свои дела и усаживались у голубых экранов.
  • Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе
    Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним.

Сочинение: Помещики в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) | Литрекон

(536 слов) Всем знаком сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души».

Ее название является «говорящим»: оно отражает не только основную завязку сюжета произведения (то, как Чичиков ездит по поместьям, скупая души мертвых крестьян), но и главную проблему, волнующую автора – проблему, безусловно, нравственную, соединяющую в себе мир человеческого сердца и мир, окружающий человека, общество, в котором живая и отзывчивая с рождения душа  растет и развивается, набирается опыта, взрослеет.

Но автор рассказывает нам о каком-то другом мире, населенном не живыми, а мертвыми душами. Помещичья Россия в поэме Гоголя – это Россия «мертвых душ». Каковы же первые признаки мертвенного оцепенения души, по мнению писателя? Обратимся к тем образам помещиков, которые предстают перед читателями в произведении. 

Первым Чичиков встречает помещика Манилова. Манилов – человек еще не преклонных лет, с глазами «сладкими, как сахар» и заманчивой улыбкой; он обходителен и учтив. Таких, как Манилов, замечает автор, много на свете, и все они, кажется, похожи между собой до сличения. «Люди так себе, ни то ни се», — пишет Гоголь.

Яркая отличительная черта помещика – его мечтательность; он строит планы по совершенствованию своего поместья, но не может который год купить мебель в дом и кое-как следит за поместьем, ленясь и отвергая всякие житейские заботы.

В образе Манилова подчеркнуты те черты характера, которые несложно было заметить, общаясь с русскими дворянами-помещиками девятнадцатого века, грезящими о преобразованиях, но не желающими действовать и нарушать покой своего существования. 

Следующий любопытный персонаж поэмы – помещица Коробочка – пожилая одинокая женщина, вдова. Она зажиточная и рачительная хозяйка. Помещица пытается как-нибудь повыгоднее продать «мертвые души» Чичикову, боясь прогадать в цене. Она, кажется, до того упряма и глупа, что автор сомневается, «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования?».

Разнузданное веселье в поэму вносит помещик Ноздрев, любитель выпить и поиграть в карты, «историческая личность» — вечно попадает в истории и  любит их создавать.

Ноздрев «скверный барин» и не следит за хозяйством; невозможно для него уследить даже за самим собой. Он впадает в пьяное веселье так же легко, как изливает свой «праведный» гнев на любого встречного.

Хамство, глупость и наглость Ноздрева встречают нескрываемое осуждение читателей и открыто высмеиваются автором.

Образ помещика Собакевича, один из финальных образов, начинает терять свою «очеловеченность»; герой больше напоминает «средней величины медведя». Собакевич владеет большой усадьбой и всячески заботится о ее «прочности» (сам Чичиков называет Собакевича «кулаком»). Нрав помещика груб и безыскусен. Кажется, ничто не может пробраться сквозь его «толстую» кожу.

Финальный образ – помещик Плюшкин, скряга и «изношенная развалина». Плюшкин – последняя стадия развития создаваемого гоголем характера помещика. В нем с каждым днем все слабее горит огонек жизни, дом его больше похож на склеп.

В усадьбе Плюшкина все живое умирает и тлеет от избытка жадности, от мертвенной хватки пустой страсти к наживе. О Плюшкине мы узнаем достаточно много, в том числе, историю его жизни.

Он становится трагическим персонажем и, несмотря на свой отталкивающий характер, вызывает жалость.

В «Мертвых душах» Гоголь рассказал читателям повесть о душе человеческой, в которой «живое» и «мертвое» постоянно борются. Гоголевские помещики застыли, окаменели, отделились от мира; от одного образа к другому – в них все меньше жизни.

Зараженные пороком своего времени, дети крепостничества, они вянут, не оставляя после себя плодородной почвы. «Выжженная земля» помещичьей России, чтобы вновь обернуться в цветение, должна сбросить бремя «мертвых душ», отказаться от рабства и угнетения.

К этому, как всегда, с иронией и любовью к своим героям, призывает Николай Васильевич Гоголь.

Екатерина Озаровская

Ссылка на основную публикацию