Подборка: сказки Тургенева для детей

Подборка: сказки Тургенева для детей

Иван
Сергеевич Тургенев – это целый мир! Русский писатель, поэт, публицист,
драматург, переводчик! Член-корреспондент императорской Академии наук по
разряду русского языка и словесности, почетный доктор Оксфордского университета.
Почетный член Московского университета! Он
известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов
середины девятнадцатого столетия. Почти невозможно перечислить всех сторон
деятельности И. С. Тургенева – литератора, гражданина, человека.

Творчество
его настолько разнообразно и представлено различными жанрами, что не позволяет
рядовому читателю признаться в исчерпывающем знании этого вопроса. Можно начать
читать «всего» Тургенева или литературу о нем и утонуть в глубинах его таланта
и загадочности судьбы и поступков.

Нам
же хотелось представить небольшой фрагмент его творчества, который открылся
читателям сравнительно недавно, а именно сказки для детей.

Писатель
всю жизнь был внимателен к детям и сердечно любил их. Был заботлив по отношению
к своей внебрачной дочери Полине, к своим внукам, детям родственников и друзей.

И.
С. Тургенев прекрасно знал детские книги, издававшиеся в его время. Из его
писем друзьям известно, что он собрал целую коллекцию таких книг, но не хранил
эти книги для себя, а дарил их своим маленьким приятелям.

Интересно, что в начале
1860-х годов в Париже великий писатель уделял много внимания детям, устраивая у
себя детские праздники. Так под новый 1860 год на таком празднике были у него
младшие дочери Полины Виардо Марианна и Клоди, младший сын Н.И. Тургенева Петр,
сын М.А. Маркович (М.

Вовчок) Богдан, десятилетняя дочь Александра Ивановича
Герцена Ольга. А под новый 1861 год на рождественский праздник И. С. Тургенев
пригласил дочь переводчицы Натальи Николаевны Рашет, с которой дружил и
переводил Ш. Перро, Машу. Когда дети госпожи Виардо были маленькими, он часто сочинял для них
сказки.

Внуки Жорж Санд вспоминали, как на веранде их дома в Ноане Тургенев
рассказывал им сказку про волшебного кота.

В последние приезды на
родину У И. С. Тургенева гостил поэт
и талантливый художник Яков Петрович Полонский с семьей. В своем имении И. С.
Тургенев непременно гулял вместе с детьми, собирал грибы и ягоды. Вот как Я.

П,
Полонский в воспоминаниях описывает взаимоотношения писателя и детей: «Дети вообще любили Тургенева и обращались с
ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за
бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал.

Так однажды лежал он на диване
, уже обитом новой материей и помещенном против выходной двери на
террасу, под портретом Николая Сергеевича Тургенева, – на диване, который
назвал он самосоном. Тургенев любил на нем дремать, уверяя, что диван этот
клонит его ко сну всякий раз, когда он на него приляжет, а потому он и есть
самосон.

Итак, однажды дети не давали ему
дремать, а он рассказывал им, какой чудесный он видел сон.

– Какой же сон? рассказывайте, какой
сон?

– А будто бы я лежу на большущей
перине, а вы и много, много детей держат эту перину за края и тихонько ее
приподнимают и покачивают. И так мне приятно, я лежу точно на облаке и
покачиваюсь, и будто бы все вы должны меня слушаться, а кто не слушается, тому
я тотчас же отрубаю голову…

– Неправда, неправда!.. Это вы
должны нас слушаться! Ишь вы какой!

И подобные восклицания,
сопровождаемые смехом, заметно радуют добрейшего из людей – Ивана Сергеевича…
» (http://i-s-turgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st061.shtml И. С. Тургенев у себя в его последний
приезд на родину (Из воспоминаний) (Я. П. Полонский).

В этих же воспоминаниях
автор приводит примеры тех нескольких сказок, придуманных И.С. Тургеневым специально
для детей Полонского, и замечает: «Дня
через два или три началась новая сказка… что еще раз доказывало, до какой
степени фантазия Тургенева была еще свежа и неистощима»
.

«Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые
нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в
пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз,
недовольство или нетерпение.

Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в
устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного
препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в
уме детей; но крайней мере, старший сын мой далеко уже не так часто говорил,
что он знает то или это, – до того прозвище Самознайки показалось ему обидным»
. (Там же).

«Самознайка»
это история о мальчике, который очень много врал и всем всегда говорил, что он
самый умный в мире. Он все-все знает.

Однажды ему сказали, что река очень
глубокая – не ходи туда, на что самознайка сказал, что и так это знает, упал в
воду и утонул.

В конце рассказа Иван Сергеевич Тургенев подводит нас к тому,
что лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться.

История достаточно
длинная и с такими поворотами событий, что действительно поражаешься фантазии
писателя. Там и таинственная пещера, открывающаяся при произношении пары трехслоговых
слов, зеленая женщина-колдунья, и превращение мальчика в ящерицу, и, наконец, забавная
картина спринцовочной казни.

  • В это же время появилось
    стихотворение «Жил –был некакий мальчишка» тоже о хвастуне и всезнайке:
  • Жил-был
    некакий мальчишка,
  • Всяк его
    Всезнайкой звал,
  • Хоть и плох
    был в нем умишко,
  • Геньем он
    себя считал.
  • Кто, бывало,
    что ни скажет,
  • Всё он лучше
    всех поймет,
  • Всё докажет,
    всё расскажет
  • И наверное
    соврет!
  • То с апломбом необычным
  • И высоко вздернув нос,
  • На экзамене годичном
  • Отвечая на вопрос,
  • Крикнет, важен, словно
    Мальцев,
  • Ветрен, словно какаду,
  • Что у нас двенадцать
    пальцев,
  • Десять месяцев в году…
  • Раз наставник
    преискусный
  • Самодурчику назло
  • Молвил, вид принявши
    грустный:
  • «Что там на небе
    кругло?
  • Ты всё знаешь,
    отвечай-ка,
  • Суть пещей тебе ясна».

«Это сыр!» – сказал
Всезнайка.

Оказалось, что луна…

Обе сказки и в прозе, и
в стихах очень поучительны и наглядны. И ирония в этом случае удивительно
уместна.

Сказка
«Капля жизни» более романтична. Она знакомит
нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную
пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить
больную.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с
злыми глазами, страшных и отвратительных.

Храбрый малыш, который беззаветно
любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и
проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно
человеческому пониманию.

Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в
тайны человеческого организма, и не только излечил своих родителей, стал
могуществен, богат, и слава о нём далеко пошла по свету. Сказка трогает за
сердце, и ребенок понимает, что путь к знаниям не прост, но пройти его надо.

Интересна
небольшая «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке». Интересна она для
прежде всего тем, что в любимом нами Интернете под одним названием я встретила
два содержания!

В
одном варианте злющая зеленая лягушка обидела прекрасную добрую птицу и в
наказание плюхнулась в грязное болото, навечно став желтой. Лягушка отныне
будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица
полетит к своему дереву и запоет чудесную песню утренней зари.

В
другом варианте бедная несчастная и уже желтая лягушка прозябает в одиночестве,
т.к. сородичи не признают ее за свою. Прилетает чудесная цапля и удивляется,
почему зеленые лягушки спрятались, а желтая с упорством ищет смерти.

Разговор
закончился крепкой дружбой наших героев и страшной завистью зеленых лягушек.
Причем, чтение онлайн второго варианта представлено в большом количестве.

Ну,
как не вспомнить Ивана Васильевича Бунша: «Меня терзают смутные сомнения…»

На
поиски истины я потратила не один час. Сначала подумалось о возможной
вариативности, ведь писатель не записывал сказки, а рассказывал. Но уже зная,
что на родине писателя в 2005 году ООО издательским Домом «Орлик» издана книга
сказок И. С.

Тургенев, решила обратиться или к ней или в музей И. С. Тургенева
в городе Орел. В итоге в Электронной энциклопедии «Орловские писатели- детям»
нашла первый вариант (http://91.135.212.75/pisateli/books_2.htm).
Так что первый вариант мне стал ближе.

Кроме
упомянутых сказок И. С. Тургенев занимался переводами Ш. Перро вместе со своими
друзьями Николаем Васильевичем Щербанем и Натальей Николаевной Рашет. Писатель
выбрал себе для перевода только две сказки: «Волшебница» и «Синяя борода».

Переводы произвели сильное впечатление, благодаря особому умению Тургенева, с
его волшебным даром слова, добродушием, общаться с маленьким читателем. Издателем
в России был М.О. Вольф.

И вот в 1867 году в Петербурге вышла в свет
великолепно иллюстрированная книга сказок, на обложке которой красовались имена
трёх великих мастеров: «Перро, Тургенев, Доре». Нумерация страниц в книге
постраничная, за исключением листов с гравюрами, которые не нумеруются.

Издательский цельнокожаный переплет с тройным золотым обрезом, богатым золотым
тиснением на корешке и крышках, с оригинальными форзацами из муаровой бумаги.
27х25 см. Прижизненное издание переводов Тургенева. Издание иллюстрировано
гравюрами Г. Доре на отдельных листах. 

Подборка: сказки Тургенева для детей

Подборка: сказки Тургенева для детей
“Красная шапочка”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Золушка”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Золушка”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Кот в сапогах”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Синяя борода”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Мальчик-с-пальчик”

       Издатель
пишет в предисловии: «Августейшему имени Ея Императорскаго Величества
Государыни Императрицы. Эти рассказы послужат детям источником невинных
удовольствий, посильною пищею для развития ума и вкуса. В детях сегодняшних вся
будущность народа, а потому эту книжку, как ни скромна она по содержанию,
осмеливается поднести Августейшей покровительнице детскаго воспитания.
Верноподданейший Маврикий Вольф». 

И.С.
Тургенев рассылал полученные экземпляры в подарок своим маленьким друзьям в
России. Вступление к книге принадлежит перу самого И. С, Тургеневу и само по
себе заслуживает внимания сточки зрения литературоведения.

Читайте также:  Анализ поэмы В.В. Маяковского «Хорошо!»

Сказочная
тематика продолжилась в еще одном мало известном увлечение писателя – написании
либретто для оперетт Полины Виардо. Как известно, в1863 году великая певица оставляет сцену, не желая пережить собственную
славу. Она переезжает в Баден-Баден и открывает школу вокального искусства для
детей.

Возможно, идея
организовать театр в школе обсуждалась с И.С. Тургеневым. Тургенев решает помочь Виардо в ее композиторском
дебюте, возбудить ее музыкальную фантазию и создает либретто комических опер.
Писал он их по-французски. Русские тексты их были впервые напечатаны в России в
1964 г., почти через сто лет. В письме Я.П.

Полонскому в сентябре 1867 года он
писал: «Хожу на охоту, сочиняю французские оперетки,
которые г-жа Виардо прелестно кладет на музыку. Одна из них имела 8
представлений (!) и была почтена посещением короля и королевы прусской (!!) и
т. д. Театр устроен в моем доме, в котором я пока не живу
» (http://turgenev-lit.ru/turgenev/pisma-1867-1868/letter-45.htm).

В другом письме В. П. Боткину мы читаем: «То,
что ты говоришь об оперетках, справедливо, — но вторая: «Le dernier Sorcier» –
именно принадлежит к тому роду, который ты рекомендуешь, — и я ничего не знаю
поэтичнее той музыки, которую написала на нее г-жа Виардо.

Все, которые видели
эту оперетку (а в числе их находились отличные музыканты – как-то г-жа Шуман,
Рубинштейн, Розенгайн, Леви, директор оркестра в Карлсруэ) – советуют ей
инструментовать свою партитуру – и нет никакой причины, чтобы «Последний
колдун» не появился на какой-нибудь сцене. Я убежден, что он будет иметь
большой успех. Музыкальный критик «Атенеума», Чорлей, того же мнения.

Там есть,
между прочим, любовный дуэт, подобных которому я знаю весьма мало во всей
оперной музыке
» (Там же).

Тургеневым
было написано около двух десятков либретто для опер и оперетт П.Виардо, среди
них «Слишком много жен», «Зеркало»,
«Людоед», «Цигане», «Ундина» и «Последний колдун». «Самая завидная судьба у
«Последнего колдуна».

Начиналась она премьерой с участием Тургенева, игравшего
заглавную роль Кракамиша, в сентябре 1867 г. Затем с благословения Ф. Листа и
по его настоянию «Последнего колдуна» сыграли на большой оперной сцене – в
Веймаре (1869 г.) и Карлсруэ (1870 г.).

Это была первая опера, написанная
женщиной и публично исполненная в Германии. В Карлсруэ партию Лелио пела сама
Полина Виардо. Исполнялся «Последний колдун» и в парижском доме Виардо уже
после кончины писателя. На этом спектакле в 1889 г. присутствовал П. И.
Чайковский…» (http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm Орловский государственный академический
театр имени И. С. Тургенева)

Впервые в России «Последний колдун» был представлен Орловским театром им.
И. С. Тургенева в 1993 году. Партитура в России не издавалась. Сотрудники музея И.С. Тургенева в Буживале передали в
Орел партитуру оперетты (здесь подробнее-http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm).

Сказочное
наследие И. С. Тургенева невелико, но интересно и привлекает внимание. Коллегами,
педагогами младших классов, воспитателями будут несомненно востребованы и уже
готовые материалы, такие как:

Ермакова Н.
С. Тургенев сказочник. Презентация.-
https://presentacii.ru/presentation/turgenevskazochnik

Гавриличева
Е. Литературный час «Сказки И. С. Тургенева»- https://урок.рф/library/literaturnij_chas_skazki_is_turgeneva_110508.html

Сказки И. С. Тургенева

Подборка: сказки Тургенева для детей

Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев – и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечатель­ных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник с подзаголовком «Записки охотника».

Тургенев – поэт, драма­тург, автор 83 произведений редчайшего в русской литерату­ре жанра – стихотворений в прозе. Тургенев известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов сере­дины девятнадцатого столетия.

А многие из почитателей великого его таланта, пытаясь понять Тургенева глубже, внимательно изучают многотомное, почти шеститысячное собрание писем писателя к родным, близким, едино­мышленникам; писем деловых – и маленьких записок, к друзьям – и к людям, в которых он ошибался.

Почти невозможно перечислить всех сто­рон деятельности И. С. Тургенева – литератора, гражданина, человека. И потому заголовок данной статьи звучит действительно немного необычно.

Но вот в № 157 газеты «Орловский вестник» от 6/18 сентября 1881 года появилось сообщение следующего содержания: «Говорят, Иван Сергеевич Тургенев готовит к печати новое сочинение и сказки для детей».

На каком основании автор этого сообщения строил свои предположе­ния? Ведь он являлся официальным лицом, т. е.

представителем большого и, несомненно, талантливого, как следует из знакомства с содержанием этой газеты того времени, коллектива, и вряд ли редактор «Орловского вес­тника» взял бы на себя такую смелость, как помещение на странице газеты сообщения, по поводу которого «говорят». Конечно же, под ним должны были быть достаточно веские основания.

Тургенев – и сказки? Даже те из нас, кто достаточно хорошо знает твор­чество Ивана Сергеевича Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.

Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сер­геевича были.

Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеоб­ще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полон­ские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рас­сказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иног­да без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном ди­ване, получившем прозвище «Самосон».

Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рас­сказывать им только что придуманные сказки.

Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как все его сказки действитель­но были очень хороши.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Само­знайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чём думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо, как нам кажется, вкратце восп­роизвести их содержание.

Сказка «Капля жизни» наряду с тем, что интересна, ещё и очень поучи­тельна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою боль­ную мать, идёт в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодействен­ной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена мно­жеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных.

Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и прогла­тывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступ­но человеческому пониманию.

Он благодаря чувству человеколюбия и сме­лости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, «начиналась но­вая сказка. что ещё раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была ещё свежа и неистощима».

Вот эта вторая, рассказанная в несколько приёмов сказка. «Жили-были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был са­моуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудитель­ный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен.

Самознайка ни над чем на задумывался. Как только назревала новая трудная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д.

И естественно, у него ни­чего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все дей­ствия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним поте­шались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим.

Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

  • Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой.
  • А у брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удава­лось, так как он был честен и вдумчив.
  • Не правда ли, и в сказках, сочинённых им, Тургенев оставался верен сво­им принципам: его герои – честные, принципиальные – всегда намного выше тех, которые противостоят им.

В январе 1881 года Софья Андреевна Толстая обратилась к Тургеневу с просьбой написать что-либо для журнала «Детский отдых», издававшегося её братом П. А. Берсом. В скором времени, т. е.

в октябре следующего го­да, Тургенев выслал Толстому рассказ для детей «Перепёлка» с сопроводи­тельным письмом: «Вот Вам, милый Лев Николаевич, тот небольшой рас­сказ, который я обещал графине для детского журнала, издаваемого её братом».

Немного ранее Иван Сергеевич сообщал Льву Николаевичу о том, что когда-то он был свидетелем героического подвига матери, маленькой птич­ки перепёлки, которая жертвовала жизнью ради жизни своих птен­цов.

А еще раньше, в 1849 году, Тургенев описал похожий эпи­зод в письме из Франции к Полине Виардо: «Знаете ли Вы, – писал он ей, – что куропатки отлично разыгрывают представления? Они очень хорошо умеют притворяться, будто они ранены, будто они насилу летают, они кричат, они пищат, и всё это, чтобы заманить собаку и отвлечь её от места, где находятся птенцы. Материнская любовь третьего дня чуть не обошлась очень дорого одной из них: она так превосходно сыграла свою роль, что Султан схватил её. Я возвратил свободу этой отважной матери и слишком хорошей актрисе».

«Перепёлка» была напечатана вместе с рассказами Льва Николаевича Толстого «Кав­казский пленник», «Чем люди живы» и др. с иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецо­ва, Владимира Егоровича Маковского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова в декабре 1882 года, когда Тургенев был уже смертельно болен.

Читайте также:  Онегин и Ленский: сравнительная характеристика

Таким образом, «Орловский вестник» имел достаточно оснований для своего сообщения от сентября 1881 года. Ему предшествовала письменная просьба С. А. Толстой, вероятно, рождённая не без рассказов о сюжете са­мого Л. Н.

Толстого, и письменное согласие Ивана Сергеевича написать рас­сказ для детей.

А кроме того, сообщению газеты могли способствовать и известия из самого Спасского-Лутовинова, где летом 1881 года Тургенев действительно сочинял экспромтом и рассказывал свои сказки и детям, и взрослым.

В подтверждение всему сказанному имеет смысл привести ещё одно интересное свидетельство. Обратимся к сборнику воспоминаний со­временников о Тургеневе, где в х к воспоминаниям Я. П.

По­лонского читаем: «В парижском архиве И. С. Тургенева хранится рукопис­ный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: «Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева.

1 Пере­пёлка. Буживаль, 1882».

По всей вероятности, И. С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы, он обязательно записал бы свои, сочинённые и рассказанные им в разное время сказки для детей, на­писал бы новые детские сказки, рассказы, повести, – и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник – Иван Сергее­вич Тургенев.

Источник: Иванова Л. Н. Сказки И. С. Тургенева // Литература в школе.

Читать

Иван Сергеевич Тургенев

Сказки

© И. Кондрашова, иллюстрации, 2019

© АО «Издательский Дом Мещерякова», 2019

Сказка-притча о серебряной птице и жёлтой лягушке

Жила-была маленькая зелёная лягушка, нравом презлющая. Сидела она у подножия высокого дерева, в ветвях которого жила красивая и очень добрая птица с длинным хвостом.

Однажды лягушка сказала птице: «Желала бы я подняться на дерево и поглядеть, что оттуда, сверху, видно, да не знаю, как это сделать». Птица отвечала ей: «Я спущу тебе свой хвост, цепляйся за него, я подниму тебя на дерево».

И птица, которая была очень добра, опустила свой длинный хвост соседке. Но лягушка, прицепившись к самому красивому пёрышку, и не думала взбираться наверх, она принялась тянуть перо что было мочи.

– Эй, что ты там делаешь? – вскричала птица.

– Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста и сделать из него себе украшение, – отвечала лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе.

– Ну погоди, злодейка! – рассердилась птица и взвилась в небо, унося лягушку на своём хвосте.

– Ке-ке-кек-са! (что означает примерно: «Что там такое! Как это так?») – завопила квакушка, испугавшись не на шутку.

– Ты хотела узнать, что сверху видно, – вот и погляди!

Но лягушке было теперь не до того, и она взмолилась:

– Смилуйся! Отпусти меня на землю!

В это время птица пролетала над болотом и сказала:

– Открой рот – ты упадёшь в грязь и не расшибёшься, там тебе будет очень хорошо.

Лягушка разжала зубы и – плюх! – упала в болото.

Она и вправду не расшиблась, но болото было таким грязным, а лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем жёлтой… И осталась такой на всю жизнь. А серебряная птица полетела к своему дереву и спела чудесную песню восходящему солнцу.

ХОТЕЛА ЛЯГУШКА ПОДНЯТЬСЯ НА ДЕРЕВО И ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО СВЕРХУ ВИДНО, ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛА, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Степовик

У нас был сосед, человек уже немолодой, одинокий, но очень весёлый, разговорчивый, любивший рассказывать истории одну удивительнее другой. Он любил собирать нас, молодых людей, в кружок, усаживал подле себя и принимался за свои небылицы.

Сам чёрт не разобрал бы, что в них было правдой, а что выдумкой. «Нет, это неправда!» – бывало, кричали мы в конце концов.

А он лишь посмеивался да говорил нам: «Поживите да поглядите вокруг хорошенько, то ли ещё увидите!» Вот что он нам рассказал как-то вечером:

«Вы, верно, знаете, дети мои, бескрайние степи, что начинаются за Доном, вёрст за сто отсюда. Я часто езжу туда на охоту, ибо хоть дичи там и нет, да перепёлок – что мух.

Вот однажды, в разгар сенокоса, оказался я поздно вечером в одном из этих мест и, не желая возвращаться в деревню, где блохи сожрали бы меня, решил провести ночь на одном из стогов, что, подобно огромным домам, возвышаются в эту пору вдоль Дона.

Надобна лестница, чтобы на них взобраться. А взобравшись, чувствуешь себя как в раю.

Итак, я вскарабкался на один из таких стогов, волоча за собою бедного моего пса, который давился и отчаянно кашлял. Вот мы и наверху. Я расстелил свой охотничий плащ, собака моя тотчас же зарылась в сено, и мы приготовились заснуть крепким сном, ибо устали изрядно, можете мне поверить. Но прежде надо было оглядеться вокруг.

Боже, как здесь было красиво! Ночь царила везде: она зеленела внизу, синела вверху, серебрилась повсюду, а Дон – что за великолепная золотая лента, отливающая то атласом, то муаром! А какой аромат, и как поют птицы! Ибо одни горожане воображают, что ночью птицы спят. А ветер, что нежно касается ваших щёк после того, как разбудил и приласкал столько цветов!

Испустив, по примеру моего пса, глубокий вздох, я уже собирался заснуть, как вдруг услышал, что кто-то ходит по стогу… Шаги были лёгкие, почти боязливые, однако направлялись они ко мне… Я приподнялся на локте и увидел нечто, что вас удивило бы так же сильно, как и меня, а может быть, и более.

Я УВИДЕЛ ПЕРЕД СОБОЮ СИДЯЩЕЕ НА СПИНЕ СТЕПНОЙ ЧАЙКИ КРОШЕЧНОЕ СУЩЕСТВО…

Я увидел перед собою сидящее на спине степной чайки крошечное существо ростом с локоток, похожее на человека, но сделанное из тех сухих веточек, что встречаются на дорогах и которыми пользуются птицы для постройки гнёзд; на его большой голове из зелёного мха был персидский колпачок из сухой соломки.

Две круглые чёрные ягодки были у него вместо глаз, и, ей-богу, казалось, он ими прекрасно видел; крючковатый корень служил ему носом, а пучок степной травы, называемой ковыль, заменял бороду.

На нём была крестьянская курточка из торфа, перепоясанная на бёдрах стебельком лопуха, и он важно переставлял свои ножки, обутые в башмачки со шпорами из бересты.

Не успел я прийти в себя от удивления, как человечек спрыгнул со своего коня, передал его кулику, которого я до сих пор не заметил и который, по-видимому, исполнял роль грума, а затем приблизился ко мне, спокойно уселся и, представившись самым серебристым на свете голоском, поздоровался, после чего спросил меня, хороша ли была охота».

Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: «Есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот сможет исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи». Скоро ли, долго ли – неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в неё. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришёл в ужас: вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, со злыми глазами, страшных и отвратительных. Но нечего делать, он стал ждать.

Долго ждал он.

Наконец видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навёртываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадёт.

Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать. И вдруг увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щёк его, потянулись кверху змеи и гады разинули пасти свои. На мальчика нашёл страх: вот-вот, думал он, все эти твари бросятся на него, вонзят в него свои жала и задушат; но он справился со своим ужасом, тоже потянулся кверху, и – о чудо! – капля живой воды упала ему прямо в раскрытый рот.

Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их глядели на него с завистью.

ВОКРУГ СЕБЯ УВИДЕЛ ОН МНОЖЕСТВО ГАДОВ САМОГО РАЗНОГО ВИДА…

Мальчик недаром проглотил эту каплю – он стал знать всё, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей – стал могуществен, богат, и слава о нём пошла далеко по свету.

Самознайка

I

Жили-были два мальчика – два брата. Один из них был самоуверен и нерассудителен, другой – рассудительно-мнителен. Первого из них звали Самознайкой, так как он ни над чем не задумывался и постоянно восклицал: «О! Это я знаю… это я знаю!» Другого мы будем называть просто – Рассудительный. Это же были не настоящие их имена, а прозвища.

В окрестностях, где жили мальчики, был старый, густой и заброшенный сад, и сказали им, что в этом саду есть пещера и что тот, кто найдёт её, получит клад; но, чтоб войти в неё, надо произнести два слова и чтоб каждое слово состояло из трёх слогов. Самознайка и говорит брату: «Пещера?! Какая пещера? О, я знаю, я её видел, я сейчас же пойду и найду её».

Читайте также:  Кратчайшее содержание повести «тарас бульба» для читательского дневника (н. в. гоголь)

Пошёл, долго искал, страшно устал и ничего не нашёл.

Сказки не сказочника: что написал Тургенев для детей?

Совсем недавно, девятого ноября, праздновалось 202 года со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Тургенев вошёл в историю русской литературы отнюдь не как сказочник.

Многие даже и не знают о том, что у писателя было издано несколько сказок для детей.

Зато современники прекрасно знали о его этом таланте и с удовольствием собирались на частной вилле автора, чтобы послушать его сказки и оперетты для детей.

За свою жизнь он подарил читателям всего четыре сказки, но каждая из них – на вес золота.

1. «Капля жизни»

Иллюстрация к сказке “Капля жизни”Иллюстрация к сказке “Капля жизни”

Это довольно короткая, но от того не менее интересная сказка. В ней рассказывается история маленького мальчика, у которого серьёзно заболели родители. Мальчику посчастливилось узнать о волшебной «капле жизни». Она может лечить всех вокруг, а также открыть тайны жизни тому, кто её найдёт. Главный герой преодолел все трудности, победил страшных чудищ и смог выпить эту каплю, чтобы помочь своим родителям.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

2. «Серебряная птица и жёлтая лягушка»

Иллюстрация к сказке “Серебряная птица и жёлтая лягушка”Иллюстрация к сказке “Серебряная птица и жёлтая лягушка”

Это очень добрая и искренняя сказка. История рассказывает о необычной лягушке, отличающейся от своих собратьев цветом – она была жёлтой. Остальные лягушки не хотели дружить с «белой вороной», что расстраивало нашу героиню. Но, в конце концов, она подружилась с цаплей, и эта дружба сделала обеих счастливыми.

Мораль: все мы разные, и всегда найдётся тот, кто примет тебя таким, какой ты есть, и полюбит твои особенности.

3. «Самознайка»

Данная сказка знакомит нас с мальчиком, который слишком много лгал и рассказывал всем вокруг, что он самый умный во всём мире. Он часто повторял: «Я и сам всё знаю». И за это его прозвали самознайкой. Однажды ему запретили купаться в одной очень глубокой реке. На это самознайка ответил, что и сам всё знает, и в итоге упал в воду и утонул.

Мораль: лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться.

4. «Степовик»

И. С. Тургенев

Эта сказка, к сожалению, не закончена. Она была написана на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…

А вы слышали об этих произведениях Ивана Сергеевича Тургенева?

Отвечайте в х, ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Море идей», чтобы не пропустить ничего интересного.

Самознайка — Тургенев И.С. – Художественная литература

1

Жили-были два маль­чика — два брата. Один из них был само­уве­рен и нерас­су­ди­те­лен, дру­гой — рас­су­ди­тельно-мни­те­лен. Пер­вого из них звали Само­знай­кой, так как он ни над чем не заду­мы­вался и посто­янно вос­кли­цал: о! это я знаю… это я знаю! Дру­гого мы будем назы­вать про­сто — Рас­су­ди­тель­ный.

Это же были не насто­я­щие их имена, а про­звища.

В окрест­но­стях, где жили маль­чики, был ста­рый, густой и забро­шен­ный сад, и ска­зали им, что в этом саду есть пещера и что тот, кто най­дет ее и про­ник­нет, полу­чит клад; но, чтоб войти в нее, надо про­из­не­сти два слова и чтоб каж­дое слово состо­яло из трех слогов.

Само­знайка и гово­рит брату:

— Пещера?! Какая пещера?! О, я знаю, я ее видел, я сей­час же пойду и найду ее.

  • Пошел, долго искал, страшно устал и ничего не нашел.
  • Рас­су­ди­тель­ный, напро­тив, стал мало-помалу рас­спра­ши­вать ста­рых людей, и один дрях­лый, очень дрях­лый садов­ник ука­зал ему спря­тан­ную в зелени голу­бую дверку.
  • — Вот тут пещера, — ска­зал он.

— Ну, так и есть, я знал, что голу­бая дверка, — заме­тил Само­знайка, когда брат рас­ска­зал ему о своем откры­тии. — Я это знал, я мимо нее про­хо­дил… и тот­час же пойду, скажу два слова и войду в нее.

Побе­жал, наго­во­рил кучу трех­слож­ных по паре слов; но дверка не отворилась.

Вслед за ним пошел Рас­су­ди­тель­ный и ска­зал: пе-ще-ра, от-во-рись!

И она отво­ри­лась. И вошел он в сумрач­ный грот и видит: в гроте сидит зеле­ная жен­щина или фея. Очень удивился.

Зеле­ная фея при­няла его недру­же­любно; он ясно видел, что она на него зла и что ей досадно.

— Ну, хорошо, — ска­зала она, — я отдам тебе клад, только с уго­во­ром — возьми съешь это зеле­ное яблоко, я хочу тебя им угостить.

Рас­су­ди­тель­ный поду­мал, поду­мал и не взял этого яблока. Ведь она, рас­суж­дал он, меня при­няла недру­же­любно, из каких же благ она ста­нет уго­щать меня?

— Нет, — ска­зал он, — я лучше приду в дру­гое время.

Не взял у нее яблока и ушел. Рас­ска­зал об этом брату.

  1. — Ай, какой же ты, как тебе не стыдно! — стал сты­дить его брат, — феи все­гда уго­щают ябло­ками, я это слы­шал… я это знаю…
  2. И тот­час же побе­жал в пещеру.
  3. — Пещера, отворись!

Пещера отво­ри­лась. Само­знайка смело вошел и, уви­девши зеле­ную жен­щину, тот­час же взял яблоко и стал есть его. Съел и вдруг чув­ствует, что формы его меня­ются, что все дела­ется меньше, меньше и меньше…

Фея пре­вра­тила его в ящерицу.

2

Рас­су­ди­тель­ный долго ждал брата и не дождался. Он знал, что брат побе­жал в пещеру, и пошел искать его.

— Где мой брат? — спра­ши­вает он зеле­ную женщину.

— Не знаю, — отве­чает ему зеле­ная жен­щина. Он погля­дел ей в глаза и усомнился.

— Ну, я до тех пор не выйду, пока ты мне не ска­жешь, где мой брат.

Зеле­ная жен­щина знала, что, если чело­ве­че­ское суще­ство в ее гроте про­бу­дет с ней два часа, она про­пала — она должна будет усту­пить все свои сокро­вища и исчез­нуть. Но до двух часов еще оста­ва­лось немало вре­мени, и она упрямилась.

Вдруг видит Рас­су­ди­тель­ный, что одна из яще­риц под­бе­гает к нему, под­ни­мает свою головку, гля­дит ему в глаза, при­жи­мает к себе свои перед­ние лапки и даже, пока­за­лось ему, ста­ра­ется перекреститься…

«Уж не это ли мой брат!» — поду­мал Рассудительный.

— Не уйду, — ска­зал он реши­тельно, — пока не увижу брата.

Время шло. Делать было нечего, фея про­из­несла какие-то кабал­ли­сти­че­ские слова и дотро­ну­лась до яще­рицы своим жезлом.

И вдруг эта яще­рица стала пух­нуть, пух­нуть, расти, расти… вдруг шкурка ее лоп­нула, и выско­чил из нее Самознайка.

— Вот и я! — вос­клик­нул он, как ни в чем не бывало.

  • Зеле­ная же фея, чтоб как-нибудь изба­виться от посе­ще­ний их, пред­ло­жила Рас­су­ди­тель­ному взять у ней на довольно боль­шую сумму золота и серебра, с тем только, чтоб он уже больше не посе­щал ее.
  • Рас­су­ди­тель­ный не был жаден — взял деньги и поде­лился с братом.
  • Полу­чив деньги, Само­знайка тот­час же отпра­вился путешествовать.
  • Где-то на дороге заехал он в гости­ницу, велел подать себе самый доро­гой обед и глав­ное — уст­риц, о кото­рых он слы­хал, как о лако­мом блюде, и о кото­ром не имел ника­кого понятия.

— При­ка­жете вскрыть? — спра­ши­вает его слуга.

— Вскрыть! какой вздор! Подайте мне их в цело­сти; я не желаю, чтоб их вскрывали.

Ему при­но­сят уст­рицы в рако­ви­нах. Он начи­нает их грызть и никак не может. Все смеются.

— Тьфу! Какие ста­рые уст­рицы вы мне подали! — гово­рит Самознайка.

И уез­жает, сопро­вож­да­е­мый хохо­том всей трак­тир­ной прислуги.

Долго ли, коротко ли путе­ше­ство­вал наш Само­знайка — неиз­вестно; известно только, что он порас­тран­жи­рил все свои деньги и нако­нец заехал в какое-то очень дале­кое и очень свое­об­раз­ное госу­дар­ство. Тут узнал он, что царь хочет в саду своем постро­ить пави­льон и выби­рает для этого самых луч­ших архитекторов.

  1. Само­знайка тоже явля­ется к царю и уве­ряет его, что стро­ить он умеет так, как никто, и что выстроит он ему не пави­льон, а чудо.
  2. Царь, пора­жен­ный его моло­до­стью, пору­чает ему постройку.
  3. Строит, строит Само­знайка и удив­ляет всех архи­тек­то­ров — все у него валится, а крыша покры­ва­ется кар­тон­ной бумагой.
  4. Нако­нец, архи­тек­торы докла­ды­вают царю, что Само­знайка не только взялся не за свое дело, но не знает даже таб­лицы умножения.

Повели Само­знайку на допрос. После допроса Само­знайка ска­зал царю, что он все знает, но что в госу­дар­стве совсем не та ариф­ме­тика и что там, у него, в его оте­че­стве, счи­тают совер­шенно иначе.

Оста­вили его достра­и­вать павильон.

При­шел сам царь и видит, что пави­льон оклеен бума­гой и покрыт кар­то­ном. Царь так рас­сер­дился, что Само­знайка осме­лился обма­нуть его, что тот­час же велел его заса­дить в тюрьму.

(NB. Здесь неболь­шой про­пуск о том, как Рас­су­ди­тель­ный, узнавши, что брат его в тюрьме, реша­ется ехать и во что бы то ни стало спа­сти его. Как он под­ку­пает стражу и уго­ва­ри­ва­ется с Само­знай­кой бежать из города.

Все им уда­ется как нельзя лучше, но Само­знайка уве­ряет брата, что он очень хорошо знает, какой дан кара­у­лам пароль и лозунг, и так зави­ра­ется на заставе при выходе из города, что его ловят, опять сажают в тюрьму, по при­ка­за­нию царя судят и при­суж­дают к сприн­цо­воч­ной казни, изоб­ре­тен­ной только в этом госу­дар­стве и все­гда совер­ша­е­мой в при­сут­ствии всего двора).[2]

3

Давно уже Само­знайка слы­шал об этой сприн­цо­воч­ной казни, и так как не раз видел в апте­ках раз­ные сприн­цовки, — думал, что эта казнь больше ничего, как потеха.

Ссылка на основную публикацию