Почему стихи Есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»?

Почему стихи Есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»?

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

  • Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
  • Лучит глаза на галочью игру.
  • Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер
  • О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
  • Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
  • Целует клюв нахохленной совы.
  • Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров… И нежно охает ячменная солома,
  • Свисая с губ кивающих коров.
  • 1916

Анализ стихотворения С. А. Есенина “О красном вечере задумалась дорога”

Пожалуй, никто так не любил природу русской глубинки и так тонко ее не описывал, как Сергей Есенин. Воспитанный, взращенный Рязанской землей, поэт так и не прижился до конца в городской среде. Сердце его всегда принадлежало деревне.

Прав был его отец, который говорил, что тянуть всегда будет к краю, где «пупок твой резан». Сам же Сергей Александрович оставил лишь свою краткую биографию, которую завершил строчкой о том, что всю другую информацию о нем хранят его стихи.

Есенин был непревзойденным мастером пейзажной лирики, истинным художником в поэзии, певцом России. Были даже современники, называвшие его поэзию «лубочной», но это не обижало поэта. Он и сам всегда отождествлял себя с природой, считая себя частью ее сложной, многогранной системы.

Тонкая душевная организация, способность чувствовать перемены, тянули поэта к межсезонью. Романтическая зелень, влажность весны пробуждали в нем жизнь, свежие чувства, надежду на светлое будущее.

А сырая, яркая, терпкая осень заставляла грустить, думать, подводить итоги определенного этапа жизни.

Образы природы, родного края тесно переплетаются с личными переживаниями в лирике, являясь не только фоном, а полноправным действующим лицом.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» появилось в 1916 году, но было опубликовано лишь через два года в поэтическом сборнике. Известно, что Есенин в год написания относил его в издательство журнала, но потом забрал обратно, передумав.

На тот момент автор жил и работал в Петербурге. Переезд в культурную столицу сулил большие перспективы в творчестве, обретение новых полезных, интересных знакомств.

Но красивый, крупный город с его болезненным климатом и своеобразной атмосферой не приносил радости «крестьянскому сыну». Контраст был разительным.

Человеку, привыкшему вставать с рассветом, к тишине, чистому воздуху, суетливый Петербург с его ночной жизнью, сыростью был неприятен.

Есенин мечтал снова ощутить прелесть крестьянского быта, народной жизни, вернуться к истокам. Но понимал, что сильно изменился сам. И в избе жить уже не сможет.

В этом произведении Сергею Александровичу, с присущем ему рефлексивным восприятием мира, удалось создать образ волшебницы-осени. Она изыскана в своем совершенстве и входит неспешным шагом в природу родной страны, заставляя задуматься о потерях.

Это явление помогает передать образный язык автора, насыщенный средствами художественной выразительности.

Стихотворение наполнено светлой грустью, тоской по прошлому, по родному краю, деревенской жизни среди полей, лесов и рек. Оно относится к пейзажной лирике, храня элементы элегии и идиллии. Ведь рассказчик скучает по прошлому, создавая идеальную картины былого.

Любовь к родной земле, тоска по девственной природе, деревенской жизни – ключевая тема стихотворения.

Природа и деревня одухотворены, становятся полноправными героями произведения наравне с лирическим героем, в роли которого выступает автор. Увядание природы и уход близких людей из жизни героя становятся сторонами одной медали.

Природные явления созвучны переживаниям автора. Автор не видит сейчас тех картин, которые описывает, он воспроизводит их по памяти.

Структурно стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» состоит из пяти катренов. Как ключевую, основополагающую можно выделить третью строфу. Здесь автор вспоминает события своего детства.

Четвертая строфа идиллическая – это тоска по тому, чего уже нельзя вернуть повторить. А пятая замыкает композицию, делая ее кольцевой. Перекрестная рифмовка задает ритм стихотворению.

Поэтический размер – пятистопный ямб.

Стихотворение оставляет светлую грусть после прочтения. Заставляет задумать о жизни, будущем, законах природы.

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓ Почему стихи Есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»?

Почему стихи С.А.Есенина о природе нельзя относить только лишь к «пейзажной» лирике? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 12.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Сергей Есенин страстно любил свою Родину, своих людей, испытывал теплые чувства к простым русским людям. «Мои тексты наполнены одной великой любовью, – сказал он, – любовью к родине». И эта любовь к родине с бесконечным блеском и выразительностью проявляется в его пейзажной лирике.

Природа и родина для поэта неразделимы. Читая его стихи, посвященные его родине, мы видим богатые русские поля, золотые поля, зеленые леса, журчание тихих синих рек.

Особенно яркие и яркие образы природы появляются в ранних стихах Есенина. Автор растворяется в красоте окружающего его мира, в «царстве вечера» весны, в «голубом сиянии дня», в «зеленой пряной» траве, в «красном свете рассвета». ». Невероятное богатство красок наполнило его пейзажи:

  • Красный Рассвет загорелся
  • В небе темно-синий
  • Полоска была чистой
  • В своем великолепии золота.
  • Поэт осторожно, с любовью, всматривался в картины весеннего обновления природы, с замиранием сердца он ожидал восхода солнца, восхищался красками заката.
  • Радость наполняла его душу девственными лесами, полями и лугами, щеголяя разнообразными цветами и зеленью.

Природа в стихах С. Есенина является отражением эмоциональных переживаний самого поэта – только в нем он может найти вдохновение, только это помогает ему лучше понять себя, свои чувства.

И вместе с автором мы тоже смеемся и плачем, грустим и радуемся. Есенинская природа – это живое существо, живущее своей жизнью, способное переживать.

  1. И поэтому движения души поэта становятся еще более яркими и выразительными:
  2. Алый свет рассвета был разбросан по озеру.
  3. Глухарь плачет в лесу с колокольчиками.
  4. Иволга где-то плачет, прячется в дупле.
  5. Но я не плачу – это свет моей души.
  6. Автор красит окружающий мир анимированными, наполненными различными звуками и постоянными движениями.
  7. Солома «мягко задыхается», «свисая с губ коров кивая» и «на ветке облака, как сливы, платит спелая звезда»; «Закатный закатный мак» выплескивается на «бокал озера», а луна «золотая лягушка» «растекается по стоячей воде».

Поэт находит удивительные сравнения и метафоры, чтобы создать яркие, живые, волнующие душу образы природы: он сравнивает рассвет с котенком, который «моет рот лапой», а закат проплывает по пруду с «красным». лебедь».

  • Я видел вчера в тумане:
  • Красный месяц жеребенок
  • Запряженный в наши сани.

Есенин чувствует себя частицей природы, неотъемлемой частью мира. Возможно, именно поэтому цвета, звуки и образы, которые он нашел, настолько выразительны, его пейзажная лирика наполнена такой гармонией и жизненной силой.

Горький, передавая свои впечатления от стихотворений поэта, сказал: «Сергей Есенин – не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, чтобы выразить неисчерпаемую« грусть полей », любовь ко всей жизни в мире и милосердие, которое превыше всего – заслуживается человеком».

Почему стихи Есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»? Публикации. Зверева Елена

Творческое наследие Есенина пользуется большой востребованностью и в России, и за рубежом. Он оставил богатое поэтическое наследие. Особенно блистательно и многогранно его гений раскрылся в лирике. Стихи Есенина пропитаны невероятной чуткостью, гуманностью и живописностью.

Русская лирика немыслима без изображения природы. Не обошел стороной эту тему и Сергей Александрович, но добавил в свою «пейзажную лирику» особенную черту: сокровенную и всепоглощающую любовь к родной стране.

Родившись в селе Константиново, поэт видел и созерцал все великолепие родных просторов, которые пленят своей необъятностью и величественностью. Как говорил сам автор: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине».

Есенинская природа — это слияние гармонии и красоты мироздания, способное залечить раны человеческой души.

Однако о каком бы пейзаже ни писал в своей лирике автор, он неуклонно возвращается к темам родной страны и патриотизма, любви, теме поэта и поэзии. Именно поэтому его стихи нельзя отнести только лишь к «пейзажной лирике».

Сергей Есенин — народный поэт, а родная земля для него – вдохновение и панацея, но не только она будоражит его воображение. Например, все мы помним «Письмо к женщине», где лирический герой описывает свои сложные отношения с возлюбленной.

Также интересна поэма «Черный человек», где автор живописует внутренний конфликт.

Стихи Есенина — это картины-образы, которые прививают нам не только любовь к своей Отчизне, но и мудрость, патриотизм и чувственность. Все эти качества можно подчерпнуть в его разносторонней лирике.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…

» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая…».

Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта.

Читайте также:  Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?

В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение. Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено.

Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача!»

Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта. Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису.

Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом…». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…».

И концовка: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества – психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.

Нужно скачать сочиненение?
Жми и сохраняй – » О пейзажной лирике Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…

» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы.

В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта.

В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение.

Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача! » Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта.

Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом…».

Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…».

И концовка: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества – психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.

Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без «охлопьев синих рос». Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман видим и «красные крылья заката».

Есенин вообще любит восходы и закаты за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером. Вот характерный образец есенинской пейзажной живописи дореволюционного периода: Задремали звезды золотые, Улыбнулись сонные березки, Задрожало зеркало затона, Растрепали шелковые, косы.

Брезжит свет на заводи речные Шелестят зеленые сережки, И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»Золото, но задремавшее; зеркальный блеск воды, но он смягчен утренней зыбкой рябью и ранью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом.

Ярко только то, что не бывает совсем ярким – серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы – золушки, простушки, чернавки…Не всегда, разумеется, Есенин так тонок и акварелей.

Порой он откровенно работает под лубок, и тогда глаза прямо-таки слепит «прялочное весельство», свойственное народной бытовой живописи: Ярче розовой рубахи Зори вешние горят. Позолоченные бляхи С бубенцами говорят.

Да и писал он, конечно, не одни лишь пейзажи, отражающие, как зеркальце, цвета и переливы неба и земли. Были у него и жанровые, сельские картинки, например, почти репортаж с воскресного деревенского базара; в сборнике «Радуница» (1916) стихи так и назывались – «Базар»: Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист.

От вихлистого приволья Гнутся травы, мнется лист…Однако в жанре Есенину словно бы не по себе: то ли чересчур тесно, то ли слишком просторно! Казалось бы, поэт захвачен азартом веселого лада деревенской торговой сутолоки.

Но при этом зорко подмечает приметы ее непоэтичности: вместо деревьев, прорастающих листьями в глубину,- пни да колья!

И травы – гнутся. И лист – мнется!.. Сравните есенинский «Базар» с широко известной «Ярмаркой» Бориса Кустодиева.

И представить невозможно, что кустодиевские молодухи, ради праздничка в пух и прах разнаряженные, могут повести себя неблагообразно! А вот у Есенина они кричат («бабий крик, как поутру») и даже хрипят – «хрип торговок», и он заслоняется, загораживается от оскорбляющего его слух хрипа-крика песней: Не твоя ли шаль с каймою Зеленеет на ветру? Запевай, как Стенька Разин Утопил свою княжну.Как и на картине Кустодиева, есенинский базар окрашен в три классических ярмарочных цвета: ал наряд, зеленая шаль, струганые дранки, т. е. красный, зеленый, желтый!

Однако яркость трехцветья у Есенина как бы специально «запылена» вихлистым весельем (ох, и напылили, ах, да накопытили!) и поэтому воспринимается не столько праздничным, нарядным яркоцветьем, сколько бытовой, непреображенной, пестротой…Очень четко проявлен в творчестве раннего Есенина и мифологический – языческий элемент.

Поэт был твердо убежден, об этом свидетельствует его трактат «Ключи Марии», что христианство родилось на Руси как образ напоенных прозрениями древних славянских мистерий: «…Крещеный Восток абсолютно не бросил в нас… никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова».

«Тайным словом» Есенин считал образ.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Ты – мое васильковое слово.С. ЕсенинВеликий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин…
  2. Все стихи С.

    Есенина, от певучих и нежных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый образ,…

  3. В своих стихах А. Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах,…
  4. У Сережи есть свой голос красивый.

    Он любитРоссию по-своему, как никто другой. И воспеваетее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера -вот его песня. И поет…

  5. Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к…

    • – 15 557 просмотров
    • – 11 060 просмотров
    • – 10 619 просмотров
    • – 9 763 просмотров
    • – 8 695 просмотров
          • Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
          • “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова – произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,
          • Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: – повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

        • Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских «Тарас Бульба» – не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже, В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период Урок русского языка в 4 «А» классе

Сочинение

Мы все любим родную природу.

Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек – часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в шум дождя за окном и шелест травы. Но для того, чтобы рассказать о красоте окружающего мира людям, мало просто видеть и чувствовать ее, нужно обладать настоящим талантом. Именно таким талантом обладал С. А. Есенин.

Пейзажная лирика поэта наполнена звуками и запахами его любимого «задумчивого и нежного» края – средней полосы России: шумят тростники, « кадит черемуховый дым », «вода шумит за мельницей крылатой», «сонный сторож стучит… колотушкой», где-то вдалеке слышится песнь соловья.

В стихотворениях Есенина отразились его личные настроения, и потому природа в них так переменчива: то весела, то грустна, то плачет, то смеется, то приговаривает, то звенит и поет.

Но чаще всего поэта «грусть вечерняя» «волнует непреодолимо», что делает его произведения не-обыкновенно лиричными и проникновенными.

Природа родного края звенит, как натянутая струна, душа поэта звенит от пронзительной любви к родному уголку.

Колокольчиком дразнил девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, «со звонами» плачут глухари, а сам поэт бродят в «чаще звонкой» и, поклоняясь родным корням, тихо молится « под звон надломленной осоки». Есенин часто рисует природу разноцветными красками.

В его стихах брызжет и переливается синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое… Вокруг расстилается мягкая зелень полей, алеет свет зари, голубеет небесный песок, синеют горы.

Пейзажи Есенина одухотворены: «дремлет взрытая дорога», которой «примечталось», что «совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось», говорит «березовым языком» золотая роща, глядят в «розовую воду осинки, «поет» и «аукает» зима, «кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной».

Каждое стихотворение наполнено неповторимыми запоминающимися образами, удивляющими своей новизной. Читая стихотворения Есенина, мы всегда с удивлением отмечаем что-то новое, чувствуется его необычный взгляд на привычные вещи и предметы.

Природа изображена сияющей, многоликой: «загорелась зорька красная… полоса явилась ясная в… блеске золотом», «блестит роса на крапиве», «рыжий месяц жеребенком » запрягается в сани, а « седины пасмурного дня плывут, всклокоченные, мимо».

Стихотворения этого замечательного русского поэта никогда не перестанут радовать нас и притягивать своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому.

Лексика природы в лирике С. А. Есенина



Без преувеличения можно утверждать, что ни один художник слова не обходится в своих произведениях без картин природы, созданных при помощи лексики соответствующей тематической направленности.

Неповторимы пейзажи в произведениях С. А. Есенина. Природа в его восприятии и лирическом осмыслении — это не просто окружающее пространство и совокупность природных явлений, это любимый край, малая родина как часть Родины-страны, как его духовный ориентир[ср: 4, с.21–31].

Это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно, с трепетом и любовью, природа врачует людские души, снимая напряжение от неминуемых земных переживаний [ср.: 9, с.3].

Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так возвышенно-просветленно и благостно воздействуют они на нас.

Тематическая группа лексики «Природа», функционирующей в лирике С. А. Есенина, объемна и многообразна; в частности, она включает ряд компонентов: «Растительный мир», «Животный мир», «Ландшафт (рельеф, почвы, водоемы)», «Метеорологические явления», «Астрономия», «Части суток».

Степень отраженности и тем самым значимости тематического компонента измеряется количеством единиц, вербализующих его, и количеством словоупотреблений этих единиц. Этот аспект отражен, например, в «Словаре языка Есенина» Г. И. Шипулиной.

Так, компонент «Растительный мир» представлен группами (при этом рядом со словом в скобках указывается количество его употреблений): «Деревья»: береза(32), клен(21), тополь(19), черемуха(18), ель(13), сосна (12), осина (11), рябина(9), яблоня(6), сирень(5) и др.

; «Цветы и растения»: трава(56), рожь(41), роза(32), колокольчик(10), мак(7), ковыль(5), крапива(5) и др.Широко представлены и такие единицы компонентов, как «Животный мир»: конь(57), лошадь(28), петух(25), собака(17), кобыла(15), птица(21), соловей(14), лебедь(14), ворон(13), голубь(11), курица(11) и др.

; «Ландшафт (водоемы)»: вода(59), река(37), озеро(30), волна(29), море(28), болото(11) и др.; «Ландшафт (рельеф)»: поле(127), земля(118), равнина(31), спеть(26), холм(23)и др.; «Астрономия»: небо(97), заря(92), звезда(77), солнце(65), рассвет(20), закат(17) и др.

; «Метеорологические явления»: ветер(108), снег(70), туман(60), дождь(39), туча(39), дым(36), облако(35), буря(28), гроза(16), пурга(11)и др.; «Части суток»: день(102), ночь(93), вечер(52), утро(15). [См.: 12, с.520–562].

Первые позиции в компонентах занимают слова: береза, трава, конь(+лошадь, кобыла), вода, поле, небо, ветер, день.

Одним из самых любимых для поэта является образ березы. Это неслучайно, ведь с раннего детства С.Есенин видел неповторимую красоту русской природы, наслаждался и восхищался ее величественностью. Все это в дальнейшем отразилось на его творчестве.

«Не я выдумал образ березы, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», — писал поэт. По словам М. Эпштейна, «береза во многом именно благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России» [см.:11, с.

92–95]:Белая берёза/ Под моим окном /Принакрылась снегом, / Точно серебром. («Берёза»).С образом девушки-березки связывается возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей: «Устав таскаться по чужим пределам, / Вернулся я в родимый дом. / Зеленокосая, в юбчонке белой / Стоит береза над прудом».

Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным и любимым местам [см.:10, с. 15–16].Берёза привлекает внимание Есенина стройностью, белизной ствола, тонкими ветвями и пышной кроной.

Ветки берёзы превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола — то в «берёзовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец» [см.:1, с.37]. При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и, как серёжки, звенят. Отсюда образ: «в роще по берёзкам белый перезвон».

Есенин пишет о родных местах, изображает все то, что его окружает, а потому так часто в его стихах встречается лексема равнина.

Европейская часть России всегда была местом вдохновения для Сергея Есенина, самой значимой частью его души и сердца [см.:7, с.15]: Спит ковыль. /Равнина дорогая, /И свинцовой свежести полынь.

/ Никакая родина другая/Не вольет мне в грудь мою теплынь. («Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

Для поэта, как и для каждого русского человека, символом родины и истинной России является поле: О Русь — малиновое поле /И синь, упавшая в реку,-/Люблю до радости и боли/Твою озерную тоску. («О Русь — малиновое поле»).

Поэт как, возможно, никто другой до него чувствует родную землю, понимает каждый ее вздох и говорит с ней на абсолютно новом для читателя языке, понятном и простом. М. Горький так писал о С. Есенине: «Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви…» [см.:8, с.122].

Как носитель и выразитель русской идеи, поэт «в своем творчестве отобразил многие аспекты русского национального характера, его души, его самосознания и поведения, его прошлого, настоящего и будущего, поиски им национального духовного идеала» [см.:13, с.58].

Очень часто в творчестве Есенина встречаются образы бури и ветра, являющиеся символами неспокойного времени, символами чего-то нового, неизведанного (ветер перемен), либо зловещего, мрачного и потому тревожного — символ неодолимого действия стихии: Свищет ветер, серебряный ветер, /В шелковом шелесте снежного шума. / В первый раз я в себе заметил -/Так я еще никогда не думал.

(«Свищет ветер, серебряный ветер…»). Это неслучайно, ведь за свою недолгую жизнь Сергей Есенин стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции.

Всё это — реальные вехи пути России, узловые моменты её истории, на которые живо откликнулся поэт в своем творчестве.

Образ ветра у Есенина можно соотнести с образом ветра у А. Блока. Например: Надежды нет: вокруг и ветер бурный, /И ночь, и гребни волн, и дым небесных туч/

Разгонят всё, и образ Твой лазурный /Затмят, как всё, как яркий солнца луч… (А. Блок. «В болезни сердца мыслю о Тебе.»..).

Чувство тревоги здесь создается не только с помощью метко подобранных образов ветра бурного, ночи, дыма небесных туч, но и с помощью сочетающихся с ними ярких, динамичных глаголов разгонят, затмят, которым отводится роль нагнетания обстановки чего-то безысходного, ужасного.

Стихийность в природе Блок переносит на душевную неустроенность человека, что в конечном итоге приводит к некоему предощущению катастрофичности, трагичности мира и людей, живущих в нем [см.:6, с.15].

Так же часто прибегает Сергей Есенин и к образу коня (кобылы, лошади).

Это и домашнее животное в хозяйстве крестьянина; и сложный аграрный-зооморфный образ вроде коня-избы; и боевой конь казака-кочевника; и мифологически солнечный и лунный конь; и пришедший из античности крылатый конь; и библейский конь-властитель судьбы, конь-вечности [см.:13, с.100].

Иметь хорошую лошадь (коня) для русского человека было великим счастьем. Есенин включает образ коня в названия стихотворений или названия по первой строке: «Табун», «Эх вы, сани! А кони, кони!»…Так, розовый конь для Есенина — символ восхода, весны, радости жизни и благословения всего живого [см.:7, с.

9]:Ятеперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? / Словно я весенней гулкой ранью/Проскакал на розовом коне. («Не жалею, не зову, не плачу…»).Красный конь является символом революции, решительных и кардинальных изменений в жизни общества [см.:7, с.

8]: А за ним /По большой траве, /Как на празднике отчаянных гонок, /Тонкие ноги закидывая к голове, / Скачет красногривый жеребенок? (Из поэмы «Сорокоуст»).Черный конь — предвестник смерти, трагедии в жизни героя, его трагической гибели [cм.:7, с.11]: На коне — чёрной тучице в санках –/ Билось пламя-шлея… синь и дрожь. /И кричали парнишки в еланках:/ «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» («Заглушила засуха засевки»…).

Лексика природы у поэта вовлечена в изобразительно-выразительные средства ‒тропы и стилистические фигуры.

Поэт воспевает красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «красные зорьки», «рощи золотые», «плакучие ивы» — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края.

В пейзажной лирике поэт использует разнообразные изобразительно-выразительные средства: здесь и красочные эпитеты: роща золотая, над голубым прудом, маковый цвет зари, сиреневую цветь, листва золотая, малиновое поле; и олицетворения:Заколдован невидимкой, /Дремлет лес под сказку сна.

/Словно белою косынкой /Повязалася сосна. («Пороша»). Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет. Используется также прием сравнения. К примеру, молодая березка, стройная и кудрявая, ассоциируется у Сергея Есенина с молоденькой смеющейся девушкой:

Мне навстречу, как сережки, / Прозвенит девичий смех. («Гой ты, Русь, моя родная»…); или:Облак, как мышь, подбежал и взмахнул/В небо огромным хвостом. /Словно яйцо, расколовшись, скользнул/Месяц за дальним холмом. («Пропавший месяц»).

Характерны для Сергея Есенина метафоры-существительные: влунных перьяхсеребра («Темна ноченька, не спится…»); шепот сосняка («Я пастух, мои палаты…») Пример развернутой метафоры С.

Есенина встречается в стихотворениях «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая…» и «Этой грусти теперь не рассыпать» (в строках «Отцвела моя белая липа…»).

В данных литературных творениях осенний клен, облетевшая березовая роща и отцветшая липа — метафоры уходящей жизни поэта,

В лирике поэта обширно представлена антитеза. В стихотворении «Выткался на озере алый свет зари» настроение лирического героя изменяется: в первом двустишии его переполняет грусть: Выткался на озере алый свет зари.

/ На бору со звонами плачут глухари. В последних строках живительная природа воскрешает героя, заставляя переосмыслить происходящее.

Он полон оптимизма: Ипускай со звонами плачут глухари,/ Есть тоска веселая в алостях зари.

С целью усиления выразительности речи и подчеркивания эмоционально-экспрессивного значения, сказанного Сергей Есенин при описании природы, использует инверсию[см.:1, с.62]: распустились кисти, горят снежинки («Береза»); лес зеленый, зашумели ветви, ревет сердито(«Буря»); загорелась зорька, в небе темно-голубом, блеске золотом, осветили вдруг («Восход солнца») и мн. др. случаи.

Для того чтобы придать изображаемому особую динамичность процессов, происходящих в природе, поэт нередко использует бессоюзие[см:5, с.

63]: Дрогнули листочки, закачались клены, /С золотистых веток полетела пыль («Буря»); Цветы поблёкли;/ Деревья голы:/ Сады заглохли, /Печальны долы («Осень»).

Для демонстрации же единства перечисляемого Сергей Есенин в своих стихах использует многосоюзие: Истоит береза/ В сонной тишине, /И горят снежинки /В золотом огне («Береза»).

В стихотворениях о природе Есенина представлен и прием звукописи [ср.: 3, с.41–51]. Например: Там вон встретил вербу, там сосну приметил, / Распевал им песни под метель о лете. («Клен ты мой опавший, клен заледенелый.»..) [см.:5, с.61].

Здесь аллитерация звука [в] воссоздает завывание вьюги. Примером проявления ассонанса являются строки: Тихо льется с кленов листьев медь…/ Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть. («Не жалею, не зову, не плачу»..).

Напевность [е] необходима для передачи мягкости и текучести повествования.

Таким образом, истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.

Он, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах [см:10, с.190–198].

Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

Литература:

  1. Воронова O. E. Сергей Есенин и русская духовная культура. — М.: Просвещение, 2002. — 291 с.
  2. Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Правда, 1977. — 338 с.
  3. Климкова Л. А. Стихотворение С. А. Есенина «Тебе одной плету венок…» Опыт интегративного анализа. //Современное есениноведение. –2012. –№ 23. — С. 41–51.
  4. Климкова Л. А. Природа в художественной картине мира А. П. Гайдара. //Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ отв. ред. Б. С. Кондратьев.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. — С.21–31.
  5. Локшина, Б. С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. — Л.: Просвещение, 1978. –160 с.
  6. Маркелова, В. М. Лексико-семантическое поле «тревога» в лирике А. А. Блока: автореферат дисс. кандидата филол. наук: 10.02.01. – Киров, 2009. –15 с.
  7. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. – M.: Знание, 1972. –156 с.
  8. Прокушев, Ю. Л. Вечный образ. — М.: Знание, 1977. –164 с.
  9. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. — М.: Просвещение, 1978. –320 с.
  10. Розанов И. Н. Воспоминания о Сергее Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. — М.: Просвещение, 1999. –238 с.
  11. Смирнова, Л. А. Русская литература XX века. — М.: Просвещение, 1999. –334 с.
  12. Шипулина Г. И. Словарь языка Есенина. Имя существительное. — Баку: Мутарджим, 2013. –588с.
  13. Эвентов, И.С. Сергей Есенин. — Л.: Просвещение, 1978. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, малиновое поле, Русь, образ березы, образ ветра, родная земля, родной край, розовый конь, русский человек, серебряный ветер.

Родная природа в лирике Сергея Есенина

  • ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
  • Слайд 1 
  • Проект, над которым я работал, называется  « Родная природа в лирике  Сергея Есенина»
  • Слайд 2

Цель моего проекта : Понять отношение поэта к родной природе на примере поэзии  С. Есенина.

  1. Задачи:
  2. Изучить биографию поэта
  3. Подобрать стихи о природе
  4. Научиться выразительно читать стихи
  5. Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе?
  6. Результатом  моего  проекта  стали:
  7. Выразительное чтение стихов
  8. Компьютерная презентация

Почему я выбрал именно  эту тему? Потому что мне нравится поэзия С. Есенина. А еще я очень люблю природу

. Когда я в первый раз прочитал стихотворения , меня они просто поразили. Я как будто увидел своими глазами всю русскую природу. Мне захотелось еще найти и прочитать стихотворения Есенина  о природе. Я нашёл  очень много литературы и о поэте, и о его творчестве и подготовил эту работу. 

Слайд 3 

Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом.

Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии.

Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

  • Слайд 4      
  •   Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант.
  • Сам Есенин в разное время называет разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, поэзию Пушкина, Лермонтова, Кольцова,  Никитина.
  • Слайд 5

Многие замечательные стихотворения С.Есенина посвящены родной природе. Их надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того чтобы понять, как слова складываются в строфы.

  1. Слайд 6
  2. Берёза

Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.     На пушистых ветках     Снежною каймой     Распустились кисти     Белой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.     А заря, лениво     Обходя кругом,     Обсыпает ветки

    Новым серебром

Слайд 7

Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю.  Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края.

Слайд 8 (видео)

Сыплет черемуха снегом,Зелень в цвету и росе.В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,Пахнет смолистой сосной.Ой вы, луга и дубравы,-Я одурманен весной.Радугой тайные вестиСветятся в душу мою.Думаю я о невесте,Только о ней лишь пою.Сыпь ты, черемуха, снегом,Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Слайд 9

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей.

Слайд 10

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:     

Я буду воспевать     Всем существом в поэте     Шестую часть земли 

    С названьем кратким “Русь”. 

При подготовке  проекта  я прослушал  много стихов  Сергея Есенина в исполнении известных артистов театра и кино. Особенно мне понравились стихи в исполнении артиста Сергея Безрукова. Завораживающее чтение стихотворений!!!

  • Слайд 11 (видео)
  • Слайд 12
  • Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках.
  • Заслуга поэта велика.
  • Произведения его затрагивают темы, близкие народу.
  • Язык Есенина прост и доступен.
  • Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой.
  • Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край,

Я влюблён в лирику Есенина!!!

Слайд 13

В ходе работы над проектом   я выяснил:

  1. Основная тема лирики Сергея  Есенина – это тема природы и Родины.
  2. В своих стихах автор говорит с любовью и нежностью о природе нашей страны.
  3. Читая стихи Есенина , я понял, что у природы есть душа, она живая.
Ссылка на основную публикацию