Почему Фет считал природу средством исцеления «скорбящей души»?

Идейно-тематическое содержание. А.А. Фет (настоящая фа­милия Шеншин) — русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. В историю русской литературы он вошел как один из тончайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова.

Фет — ярчайший представитель поэзии «чистого искусства», идейно-эстетического течения в русской поэзии середины XIX века.

В основе теории «чистого искусства» лежит утверждение независимо­сти художественного творчества от общества, провозглашение само­достаточности искусства, противопоставление совершенства класси­ческих (античных) форм несовершенству и «грязи» окружающей действительности.

В соответствии с этими положениями тематика лирики Фета несколько ограниченна: он сознательно уходит от так волновавших его современников общественных проблем, избегает реалий «низкого» быта и всего того, что не относится к сфере «пре­красного».

«Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, — тех периодических веяний, которые способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью, — писал Фет, определяя свое поэтическое кредо.

— Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас … по временам отворачиваться от них и про­бивать будничный лед, чтоб на мгновенье вздохнуть чистым и сво­бодным воздухом поэзии». Таким образом, Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, описания мрачных сторон жизни; ее содержание — наслаждение красотой природы, искусства, воспевание восторга любви и радости творчест­ва. Все это и составляет основные темы его поэзии.

  • Отсюда вытекает и особая позиция Фета в вопросе о сущности и задачах искусства, отраженная в его стихах, которые можно отне­сти к теме поэта и поэзии. Ее назначение он видит в том, чтобы
  • Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
  • Усилить бой бестрепетных сердец —
  • Вот чем певец лишь избранный владеет,
  • Вот в чем его и признак, и венец!

Поэзия призвана, по Фету, снимать с человека гнет земных стра­стей, звать его от земного в «синеву небес», возвышать и окрылять.

Лейтмотивом его лирики является тема полета: мечты в его стихах «роятся и летят», он чувствует в минуту вдохновенья, как «растут и тотчас в небо унесут» его «раскинутые крылья».

Свою поэзию он на­зывает «ласточкой с молниевидным крылом». В минуты вдохнове­ния он как бы утрачивает земное тяготение и отдается воле Творца:

  1. Земля, как смутный сон немая,
  2. Безвестно уносилась прочь,
  3. И я, как первый житель рая,
  4. Один в лицо увидел ночь.

Муза Фета — «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, не­тленная богиня». Она приносит на землю «исцеление от муки».

Несомненна связь лирики Фета с романтической линией русской по­эзии, с ее мечтой о прекрасном идеале и стремлением оторваться от земли.

На новом этапе ее развития Фет подхватывает традиционную романтическую тему «бедности слова», начатую в русской литературе еще Жуковским. «О, если б без слова сказаться душой было можно!» — мечтает поэт.

Для него эта тема становится особенно актуальной, пото­му что в своей поэзии он стремится передать неясные, смутные душев­ные движения, которые трудно назвать точным словом.

Поэзии Фета близки такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудка: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии». Всему этому, как говорит поэт, «нет названья». Но в том и состоит, как считает он, основ­ная задача поэзии — суметь выразить эти неясные движения души:

  • Поделись живыми снами,
  • Говори душе моей;
  • Что не выскажешь словами —
  • Звуком на душу навей.

В своем поэтическом творчестве Фет исходит из того, что слова неточны, «бессильны», «речи незначащи», только звуки — природ­ные, музыкальные и поэтические — передают истинное чувство. Вот откуда возникает необыкновенное родство фетовской лирики с музыкой. Его поэзия буквально наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира:

  1. Прозвучало над ясной рекою,
  2. Прозвенело в померкшем лугу,
  3. Прокатилось над рощей немою,
  4. Засветилось на том берегу…
  5. «Вечер»

Это придает совершенное особое звучание даже такой традицион­ной для поэзии теме, как тема природы. Природа для Фета — средст­во выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости. Именно в пейзажной лирике проявляется лучше всего основная то­нальность его поэзии мажорность, настроение душевного подъема:

Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом По листам затрепетало.

Поэта, созерцающего природу, буквально переполняет радость: «Это утро, радость эта…». Примечательно то, что такой восторг вы­зывает у него отнюдь не экзотическая, а вполне обычная, тихая при­рода: «чудные извивы на коре возле дуба», «густая крапива», которая «шумит под окном».

Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, разнообразных состояний природы. Для фетовских пейзажей характерна особая де­тализация, конкретность, в которой проявляется необычайная на­блюдательность поэта.

Среди деревьев у него не только привычные для поэзии дуб, береза, ива, но и пихта, вяз, ракита; среди птиц не только соловей, жаворонок, орел, лебедь, но и лунь, сыч, снегирь.

Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих разнообразные ароматы («запах медовый», «весны душистой нега»), звуки («полуночные образы сто­нут», «валежник свистал на огне»), цвета («вдоль сонного озера быст­ро река / Бежала змеей золотистой», «серебряные слезы»).

В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопос­тавлен житейскому миру «земной, гнетущей злобы». «Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ», — отмечал С. Я. Маршак.

Но только поэзия, с точки зрения Фета, дарит возмож­ность единения с природой, поэтому при всей конкретности описа­ний пейзаж у Фета не столько действительный, сколько «кажущий­ся». Он создается с помощью особых приемов, например, описания отражения предмета в воде.

При этом отраженное воспроизведение предмета становится более точным и ценным, чем сам предмет:

В этом зеркале под ивой Уловил мой взор ревнивый Сердцу милые черты…

Внешний мир в стихах Фета окрашивается настроением лириче­ского героя, одушевляется и оживляется им, поэтому «травы в ры­дании», а «цветы глядят с тоской влюбленной». Такие образы у со­временников поэта часто вызывали непонимание и неприязнь, но наиболее чутким ценителям слова позволяли говорить о «лириче­ской дерзости» Фета (Л.Н. Толстой).

В целом поэтический пейзаж Фета рисует символическую кар­тину живого единства мира: разнообразных связей человека и при­роды, духовного слияния с ней. Природа представляется ему «все­могущей» и «бессознательной» силой, которая спасает человека, дает ему возможность победить саму смерть. Собеседниками поэта становятся звезды, небо, Космос:

Одна звезда меж всеми дышит И так дрожит,

Она лучом алмазным пышет И говорит…

Столь же могучей силой становится в лирике Фета любовь, кото­рая, по мнению поэта, является «зерном и центром, на котором на­вивается всякая поэтическая нить». При этом чувство любви оказы­вается созвучно неуловимому природному началу. Порой бывает трудно разграничить стихотворения Фета по тематике: так тесно переплетаются у него мотивы любви и природы.

Замечательным примером тому служит знаменитое стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», самое «фетовское» из стихотворений поэта, его своеоб­разный автопортрет, признанный шедевр его лирики. Построенное на одних назывных предложениях, оно не столько рисует предметы и явления, сколько выражает знаки чувств и состояний.

Из тонких, причудливых ассоциаций возникает неуловимое движение, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Единство настроения и чув­ства, которым проникнуто стихотворение, скрепляется мелодиче­ским строем стиха.

Чувство это смутно, неотчетливо, и образы, его выражающие, просты до банальности («трели соловья»), но, вступая в ассоциативные связи, нанизываясь в единый эмоциональный ряд, они выражают общую мысль стихотворения: идею неуловимо­сти красоты природы и любви, невозможности до конца ее понять и выразить.

Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой роятся «тени без конца», — это некое волшебство, которое окутывает лирического героя, поглощенного любовным переживанием. Отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», кото­рое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря.

Любовь в лирике Фета будто вне времени и места, она абстраги­рована от конкретных условий, образы лирического героя и его воз­любленной бледны и не индивидуализированы. Это происходит по­тому, что главный интерес для поэта представляет само чувство, переданное в тончайших оттенках и нюансах.

Для лирического ге­роя любовь — это радость, счастье, восторг: «О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!», «Счастию сердце легко предается». Радо­стью любви навеяны такие стихотворения, как «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…» и знаменитое, ставшее романсом «На заре ты ее не буди…».

Возлюбленная поэта прекрас­на, как сама природа, с которой она слита неразрывно.

Но драматические события истории любви Фета и Марии Лазич, погибшей во время пожара, разрушили мажорный настрой лирики поэта: любовь оказалась источником страданий и печали.

Образы ве­сеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие сча­стливому состоянию лирического героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы.

Образ сгоревшей (в бук­вальном смысле) любви воплотился в разнообразных вариациях: «Твоя душа, красы твоей звезда, / Передо мной, умчавшись, загорит­ся», «Там человек сгорел!». Теперь даже счастливая любовь «отзывает­ся чем-то горьким».

Но при этом она не теряет своей красоты и притя­гательной силы. Настоящая любовь, над которой бессильны время и смерть, захватывает все существо поэта. Клятвой верности любви и памяти звучит фетовское стихотворение, ставшее еще одним шедев­ром русской поэзии, «Сияла ночь. Луной был полон сад…»:

  • Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
  • А жизни нет конца, и цели нет иной,
  • Как только веровать в рыдающие звуки,
  • Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
  • Так лирика Фета, для которой характерно исследование тончай­ших переливов душевного чувства, углубляется в художественное изучение бытия человека, находящегося в постоянном общении с природой, любящего, страдающего и верящего в торжество красоты и гармонии.
Читайте также:  Почему поэма «Мёртвые души» так называется?

На этой странице искали :

  • почему фет считал природу средством исцеления скорбящей души
  • тематика произведений фета
  • почему фет считал природу средством исцеления

Сохрани к себе на стену!

ЕГЭ. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отражённое в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.
В «Зимнем утре» А.С.

Пушкина картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви, окрашивающее восторженным отношением всё вокруг: и блестящий на солнце снег, и “речку подо льдом”, то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа. Этот мотив “прекрасного в обыденном” и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевлённая природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: “студёный ключ лепечет таинственную сагу”, “ландыш серебристый приветливо кивает головой”.

Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога”.

Итак, стихотворение Фета с пушкинским сближает мотив красоты, которую поэт видит в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с природой и умиротворяющей красоты окружающего мира – общие у Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы.

Комментарий.

В работе привлечение литературного контекста основано прежде всего на правильном понимании смысла вопроса. Особенно ценно в этой работе то, что выбор произведений продиктован личной позицией экзаменуемого: по его мнению, сближают стихи Пушкина и Лермонтова с «Вечером» Фета мотивы одушевления природы, её умиротворяющей красоты, прекрасного в обыденном. Автор сочинения объясняет, что дало ему повод для сопоставления, аргументирует свои рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком основании сближаются в его сознании названные стихотворения. Последний абзац содержит вывод-итог, краткое обобщение сказанного.

Оценка задания – 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, называет два произведения двух поэтов, в лирике которых есть общие с фетовскими мотивы; даёт содержательное обоснование сопоставления, приводит необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.

Лирика А. Фета. Вопросы и задания по творчеству А. Фета

Задание 1:

Прочитайте стихотворения А. А. Фета «
Еще майская ночь…», « Венера Милосская», « Заря прощается с землею», « Какое
счастье: и ночь, и мы одни!», « Одним толчком согнать ладью живую», « Поэтам», «
Сияла ночь. Луной был полон сад», « Вечер», « Шепот, робкое дыханье»
и заполните таблицу:

Название стихотворения тема идея

1.

2.

3.

и т. д.

Задание 2:

В чем вы видите своеобразие поэтического
синтаксиса А. А. Фета? Для ответа на этот вопрос самостоятельно подберите
иллюстрации из стихотворений поэта.

– Проанализируйте
стихотворение « Шепот, робкое дыханье…». Какими средствами автор передает
состояние лирического «я» и достигает гармонии и музыкальности поэтической
речи? Какую роль играют в стихотворении романтические « поэтизмы» и метафорический
язык?

–  Проанализируйте стихотворения о природе. Чем
состояние природы в нем созвучно состоянию человека? Какие изобразительно –
выразительные средства использованы для создания образов природы и внутреннего
состояния лирического «я»?

Задание 3: Задания для самостоятельного сопоставительного анализа

  • Сопоставьте стихотворения Фета « На стоге сена ночью южной…» и А. Тарковского        « Посредине мира».  Как каждый из поэтов решает проблему  взаимоотношений Человека и Мира? Как в стихотворениях отразился  вселенский масштаб  человеческих мыслей и чувств?
  • Сопоставьте стихотворения Фета « Только встречу улыбку твою…» и В. Ходасевича        « Не верю в красоту земную…»  В чем спор поэтов о сущности красоты?
  • Сопоставьте стихотворения Фета « Ласточки» ( « Природы праздный соглядатай…») и    О. Мандельштама « Смутно дышащими листьями…». Как в этих стихотворениях отразилась импрессионистская манера обоих поэтов?
  • Сравните стихотворения Фета « Я тебе ничего не скажу…» и Пушкина « Я вас любил…». Что роднит лирических героев этих произведений? Напишите сравнительный анализ.
  • Сравните стихотворение « На железной дороге» Фета  и поэтическое произведение          « Железная дорога» Некрасова. В чем заключается идейное своеобразие каждого произведения? Как реализовались в стихотворениях эстетические идеалы каждого поэта?

Из заданий ГИА по литературе: Сравните стихотворение А.
С, Пушкина « На холмах Грузии…» со стихотворением А. А. Фета « Я пришел к тебе
с приветом…». Чем похоже воплощение темы любви?

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Анализируем стихотворения по
вопросам.

  1. Стихотворение А. А. Фета « Вечер»

С3. Как А. А. Фет достигает особой « красочности и музыкальности»
звучания стихотворения               «
Вечер»?

С4. Каковы особенности лирической поэзии Фета, и какие русские
поэты стремились к передаче тончайших состояний души человека?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Я пришел к тебе с приветом…»

С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести
приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным
мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

  1. Стихотворение  А. А. Фета « Сияла ночь. Луной был полон сад…»

С3. Как взаимодействуют в стихотворении А. А. Фета мотивы
страдания и красоты?

С4. В каких произведениях русских писателей встречаются сцены
музицирования? В чем общность понимания русскими писателями значения музыка в
жизни человека?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Это утро, радость эта…»

С3. Почему данное стихотворение А. А. Фета обходится без привычных
для лирики «я» и «ты»?

С4. В каких произведениях русских поэтов образы природы служат
выражению чувств лирического героя и в чем они перекликаются со стихотворением
А. А. Фета?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Вечер»

С3. С  какой художественной целью
в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?

С4. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней
природы? В чем их сходство и различие со стихотворениями А. Фета?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Заря прощается с землею…»

С3. О какой « двойной» жизни, на ваш взгляд, идет речь в
заключительной строфе стихотворения?

С4. В каких стихотворениях русских поэтов главным объектом
изображения являются деревья? Насколько совпадают выражаемые в этих стихотворениях
эмоции автора или лирического героя с фетовскими?

  1. Стихотворение А. А. Фета « Какая ночь! На все какая нега…»

С3. Почему , на ваш взгляд,  лирический герой стихотворения, слушая
соловьиное пение, испытывает контрастные, противоречивые чувства?

С4. В каких произведениях русских писателей персонаж ( или
лирический герой) ощущает эмоциональный подъем при виде звездного неба? В чем
сходство соответствующих фрагментов этих произведений со стихотворением Фета?

Задания к части С5

Проблемные
вопросы для письменных высказываний 
в формате ЕГЭ ( часть С)

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос ( в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико – литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы
  • Какие новые краски внес в поэтическое описание русской природы А. Фет?
  • Как проявились в пейзажной лирике А. Фета черты романтизма?
  • Какие грани душевной жизни лирического героя раскрываются в « ноктюрнах»               ( стихотворениях, посвященных описанию ночи) А. Фета?
  • В чем сходства и различия картин природы в стихотворениях В. И. Тютчева и А. А. Фета?
  • Почему в лирике А. А. Фета темы любви и природы неразделимы?
  • В чем своеобразие темы любви в лирике А. Фета?
  • Почему А. Фет считает природу средством исцеления « скорбящей души»?
  • Какова роль цветовых и звуковых образов в лирике А. Фета?
  • Почему А. Фета называют поэтом – импрессионистом?
  • В чем, по – вашему, сходство и различие поэтических стилей Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?
  • Какова роль пейзажа в лирических стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?

Вопросы и задания к стихотворению ” Еще майская ночь…” (1857)

  • Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не ” Майская ночь”, а ” Еще майская ночь…”?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроению по ходу текста?
  • Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
  • За что поэт благодарит ” родной полночный край”? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
  • Каким мы видим автора стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? В чем двойственность его восприятия мира?
  • какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
  • Почему она вызывает у поэта не только любовь, но и тревогу?
  • Почему он сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  • Какое состояние души передают слова и выражения: ” тревога и любовь”, ” томить”, ” с песней”, ” невольной”, ” последней”? В чем необычность этого состояния?
  • В чем драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня ” невольная” и, может быть, ” последняя”?

            Вопросы и задания к стихотворению ” Это утро, радость эта…” (1881)

  • Какие предметные реалии рисуют картины весны?
  • Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
  • Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
  • Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает ” ночь без сна”?
  • Какой характер придают стихотворению его ” безглагольность” и многочисленные анафоры?
  • Какие еще изобразительно – выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Вопросы и задания к стихотворению ” Я пришел к тебе с приветом…” (1843)

  • Как вы думаете, кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
  • Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
  • Проследите динамику чувств поэта. Почему от реалий природы его чувства устремлены к творчеству?

Вопросы и задания к стихотворению ” Летний вечер тих и ясен…” (1847)

  • Какие предметные реалии летнего вечера выхватывает взгляд поэта? Характерны ли они для летнего вечера?
  • Какие краски и звуки рисуют картину вечера?
  • Какое место занимает в природной гармонии человек? Докажите его присутствие в стихотворении.

Вопросы и задания к стихотворению ” Заря прощается с землею…” (1858)

  • О какой ” двойной жизни” говорит поэт в последнем четверостишии?
  • Какие образы – символы есть в стихотворении?
  • Найдите изобразительно – выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  • Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Вопросы и задания к стихотворению ” Одним толчком согнать ладью живую…” (1887)

  • Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.
  • О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
  • Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.
  • Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. какой символический смысл заключен в стихотворении?

Вопросы и задания к стихотворению ” Шепот, робкое дыханье…” (1850)

  • Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  • какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное?
  • Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  • Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  • Как краски и звуки помогают понять чувства лирического “я”? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе – зрительно?
  • Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  • Почему венец любовного свидания – слезы, а в мире природы – заря? Почему слово ” заря” повторяется дважды?

Вопросы и задания к стихотворению ” Сияла ночь. Луной был полон сад…” (1877) 

  • В чем сложность эмоционального состояния лирического “я” этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой – второй строф?
  • Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  • Изменилось ли настроение в третьей – четвертой строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах    ” веровать” и ” верить”?
  • Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  • Что изменилось в отношении лирического “я” к жизни, когда ” много лет прошло”? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
  • Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы – смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?
  • Прослушайте романс Н. Ширяева ” Сияла ночь…” на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Подготовка к ЕГЭ по литературе: методические рекомендации (задания типа В, задание С.5) Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного. – презентация

1 Подготовка к ЕГЭ по литературе: методические рекомендации (задания типа В, задание С.5) Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО»

2 Структура консультации: Задания типа В в демонстрационной версии ЕГЭ по литературе. Анализ выполнения заданий типа В выпускниками уч. года. Подготовка к выполнению заданий типа В. Анализ выполнения заданий С5 выпускниками уч. года. Критерии проверки и оценивания выполнения заданий С5. Подготовка к выполнению заданий С5. 2

3 3

4 4

5 Часть 1. Анализ фрагмента эпического (или лироэпического, или драматического) произведения 7 заданий с кратким ответом (В) 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С1, С2) Часть 2.

Анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы) 5 заданий с кратким ответом (В) 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С3, С4) Часть 3. Полноформатное развёрнутое высказывание на литературную тему 3 вопроса (С5.1-С5.

3): 1 – по одному из произведений древнерусской литературы, или литературы XVIII в., или литературы первой половины ХIХ в., 2 – по одному из произведений литературы второй половины ХIХ в., 3 – по одному из произведений литературы конца ХIХ–ХХ в.

Структура КИМ по литературе в уч. г. (235 мин.; 42 первичных балла) 5 1 час 1 час 55 мин. 7 б. 14 б. 8 б. 5 б.

6 Задания типа В в демонстрационной версии ЕГЭ по литературе 2013 года. Анализ выполнения заданий типа В выпускниками уч. года. Подготовка к выполнению заданий типа В Задания типа В 6

7 Часть 1. Фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С.

Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях». В2 К какому жанру относится произведение И.С.

Тургенева «Отцы и дети»? В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? 7

8 В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)? В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении.

Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении? В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? 8

9 Часть 2. А.А. Блок, Россия (1908) В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок. В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках: Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. 1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов 1. В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп). 9

10 Выполнение заданий с кратким ответом (тип В) выпускниками разных групп 10

11 Итоговый аналитический отчет о результатах ЕГЭ (май – июнь 2012 года) Средний процент выполнения заданий с кратким ответом – 65,9% Задания части 1 выполнили 67,6% Традиционные задания части % В4 выполнено на 42% Задания части 2 выполнили 64,1% В11 выполнено на 30% Традиционные задания части % 11

12 Проблемы, выявленные при анализе выполнения заданий типа В Выпускники в целом знают литературоведческую «азбуку» и владеют элементарными навыками анализа текста: удовлетворительно ориентируются в вопросах родо-жанровой специфики, тематики, проблематики, образного строя произведений. Но не владеют в должной мере знанием текста произведений (В4), есть некоторые сложности в идентификации таких терминов, как «композиция», «психологизм», а также изобразительно-выразительных средств (В11), в определении стихотворных размеров (В12). 12

  • 13 Ресурсы сайта Федерального института педагогических измерений 13
  • 14 14
  • 15 15
  • 16 16

17 Анализ выполнения заданий С5 выпускниками уч. года. Подготовка к выполнению заданий С5 Задание С5 17

18 Выполнение заданий с развернутым ответом (тип С) выпускниками разных групп 18

19 Итоговый аналитический отчет о результатах ЕГЭ (май – июнь 2012 года) Средний процент выполнения задания С5 высокого уровня сложности– 59,7%. Средний процент выполнения заданий высокого уровня сложности в соответствии с выбранными альтернативами: 58% (С5.1), 61% (С5.2) и 60% (С5.3). В 2012 г.

отсутствует резкое различие в выборе тем сочинений: примерно одинаковое число выпускников (35% и 37%) выбрали первую (сочинение по произведениям первой половины XIX в.) и вторую (сочинение по произведениям второй половины XIX в.) альтернативы, несколько меньше (28%) – третью (сочинение по произведениям XX в.).

19

20 Проблемы, выявленные при анализе выполнения заданий типа С (С5) слабое знание содержания анализируемого произведения 1. незнание ключевых цитат из программных произведений 2 неумение аргументировать свои суждения, привлекая для этого теоретико- литературные знания и текст произведения 3. 20

21 Проблемные вопросы (задание С года) 1. Почему роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” назван в критике социально-психологическим? 63,9% 2. Вопрос высокого уровня сложности к роману Л. Н. Толстого «Война и мир». 52,7% 3.

Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской? 64,6% 4. Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? 43,8% 5. Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон”? 60% 6. Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (По роману М.А.

Булгакова “Белая гвардия” или “Мастер и Маргарита”)» 62% 21

22 Проблемные вопросы (задание С года) 1. Почему в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” так много второстепенных персонажей? 55,8% 2. В чем проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».) 57,2% 3.

В чем заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского “Гроза”? 55,2% 4. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы “идеального” героя?.(По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».) 51% 5. В чем неоднозначность образа Сатина? (По пьесе М.

Горького «На дне».) 62,9% 22

23 Проблемные вопросы (задание С года) 1. Каким предстает русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова? 58,4% 2. Почему А.А. Фет считал природу средством исцеления “скорбящей души”? 52,9% 3.

Против чего протестует герой ранней лирики Маяковского? 50,2% 4. В чем трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова? 38,7% 5. В чем суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С.

Пушкина? 51,5% 23

24 Часть 3 (демоверсия 2013 года) Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью? C5.2 В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) C5.3 Как в прозе М.А.

Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».) 24

25 Вопросы-путеводители для выполнения задания С5 1. Отображено ли в работе знание общей проблематики произведения (произведений)? 2. Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли эти тезисы соответствующей аргументацией? 3. Допускает ли фактические ошибки или неточности? 4.

Использует ли он в своем ответе литературоведческие термины? Обращаем внимание на кодификатор. 5. Привлекает ли текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Обращаем внимание на виды цитирования и особенности пересказа лирических произведений. 6.

Дают ли привлекаемые фрагменты текста основу для собственных суждений о прочитанном? 7. Способен ли выпускник на собственную интерпретацию текста? 8. Удалось ли ему открыто сформулировать и разъяснить свою позицию в тексте работы? 9. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? 10.

Связаны ли части высказывания между собой логически? 11. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы? Обращаем внимание на цепную и параллельную связь предложений в тексте. 12.

Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество речевых ошибок понимание смысла высказывания? 25

26 Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным.

Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка 2 выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется. 26

27 27 1.

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Баллы а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют 3 б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает 1–2 фактические ошибки 2 в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3–4 фактические ошибки 1 г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок 0

28 28 2.

Уровень владения теоретико-литературными знаниями Баллы а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2 б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает 1 ошибку в их употреблении 1 в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении 0

29 29 3.

Обоснованность привлечения текста произведения Баллы а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с ми к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 3 б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 2 в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1 г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

30 30 4.

Композиционная цельность и логичность изложения Баллы а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3 б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2 в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями и/или мысль повторяется и не развивается 1 г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0

31 31 5. Следование нормам речи Баллы а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка 3 б) допущены 2–3 речевые ошибки 2 в) допущены 4 речевые ошибки 1 г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) 0 Максимальный балл 14

32 Вывод специалистов ФИПИ: В практике школьного преподавания следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинения и аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся (С5).

Рекомендуется также систематически включать в учебную работу письменные задания небольшого объема, требующие точности в выражении мысли и твердого знания фактов (С1, С2).

Особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыков «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (С2, С4). 32

33 Контактная информация Телефон: (3812) (доп. 51) Форум ИРО: forum.irooo.ru Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования 33

Ссылка на основную публикацию