Печорин – герой нашего времени

Печорин – герой нашего времени

Образ Георгия Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

В основу романа легли личные наблюдения автора за изменением менталитета в те года. В данном сочинении-эссе будет проведён анализ этого нестандартного для русской литературы персонажа.

Кто такой Печорин

Печорин – герой нашего времени

  • Георгий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и утомлён жизнью.
  • Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.
  • Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Георгий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Георгий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

Печорин – герой нашего времени

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Георгий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

  Достоевский. «Мальчики»: главные герои

«Тамань» третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

Печорин – герой нашего времени

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Георгий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Георгий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Георгий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Георгий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Георгий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Печорин – герой нашего времени

Георгий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

  Мамин-Сибиряк. «Приемыш»: главные герои

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! &lt,&gt, Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Георгий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Печорин – герой нашего времени

Всю свою жизнь Георгий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Печорин – герой нашего времени

Воспитание Печорина

  1. Печорин – герой нашего времениГеоргий Александрович получил исключительно светское воспитание.
  2. Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.
  3. Большой роли родители в его жизни не играли.
  4. По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Георгий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе Герой нашего времени

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

Печорин – герой нашего времени

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Показанный автором персонаж является примером человека, который никогда не обретёт своего счастья, поскольку оно заключается не в равнодушии и разрушении, а в созидании, любви и гармонии с миром.

Образ и характеристика Печорина

Печорин – герой нашего времени

Образ Печорина был в чем-то сродни Лермонтову. Их обоих отличало тонкое знание человеческих душ. Лермонтов вполне мог обойтись исключительно дневниковыми записями, в которых отражалось то, о чем думал Печорин, как воспринимал события, как относился к себе и людям. Но Лермонтов решил показать своего героя как бы со стороны. Для этого он написал главы «Максим Максимыч» и «Бэлла».

Литературные критики прошлого придумали для таких героев, как Печорин, термин «Лишние люди». Лишний, потому что не определил свою гражданскую позицию, не нашел своего места в жизни.

Хотя с другой стороны, почему не нашел? Печорин служил, а значит, приносил родному государству пользу на военном поприще.

Лермонтов скорее всего, не согласился бы с таким определением образа Печорина, если бы дожил до тургеневского определения.

 Внешность Печорина

Печорин был среднего роста и крепкого телосложения. Широкие плечи свидетельствовали о его регулярных занятиях физическими упражнениями, о его выносливости и готовности перекносить тяготы военной жизни. Он был чистоплотен и аккуратен. У него были тонкие, изящные пальцы. Походка – небрежна и ленива.

Читайте также:  Смысл песни группы Сплин «Романс»

У него была светлая и нежная кожа, белокурые волосы, а усы и брови, напротив черные. На вид ему можно было дать не более 23 лет. Глаза были карие, а нос немного вздернутый.

Цитатная характеристика Печорина

Вот как описывает Лермонтов глаза Печорина:

Печорин – герой нашего времени

О себе Печорин говорит:

Печорин – герой нашего времени

В главе «Княжна Мери» Печорин говорит о себе:

Печорин – герой нашего времени

Накануне дуэли Печорин задумался о смысле жизни.

Печорин – герой нашего времени

Утром перед дуэлью Печорин признается

Печорин – герой нашего времени

В повести «Тамань» проявились любопытство и любознательность Печорина. Он, может быть, и не собирался доносить, но он напугал своим любопытством контрабандистов и те попытались от него избавиться. Печорин не умел плавать, и это было странно для человека, родившегося в городе на Неве. Если бы лодка опрокинулась, он легко мог утонуть.

О обобщая характеристику Печорина Лермонтов говорит, что его характер выражен в заглавии этой книги. Печорин является порождением и героем своей эпохи.

Печорин и женщины

Умел ли любить Печорин? Да, умел. Он питал чувства к черноглазой черкешенке Белле, Любил на протяжении долгих лет Веру. Возможно, что в Петербурге тоже были какие-то увлеченности. Но вот беда. Даже любимые женщины со временем становились скучны ему.

Вера была для него всегда недоступной.

Любила ли она Печорина по-настоящему? Или он был для нее красивой игрушкой? Что заставляло ее выходить замуж за других мужчин, которые к тому же были значительно старше ее? Практичность? Стремление комфортно устроиться? Или необходимость помогать близким? На это Лермонтов не дает ответа, предлагая читателям самостоятельно ответить на этот вопрос. Вера вела себя с Печориным как собака на сене. Она ревновала его к княжне, молила его не жениться на юной барышне княжне Мери. Была недоступна из-за присутствия мужа. И, кстати, эта преграда возбуждала в Печорине еще большую страсть.

Белла – наивная девочка, не была способна понять натуру Печорина. Она любила его самозабвенно и искренне. Но пока Бэлла не давалась Печорину, пока дразнила его, она была ему интересна. Как только жизнь вошла в нормальную колею, он заскучал, стал выезжать на охоту, чтобы хоть там испытать азарт, страсть. Борьба за жизнь Бэллы вновь возбудили в нем все его лучшие чувства и эмоции.

Заключение

Его натура не терпела однообразия. Сейчас, возможно, Печорина назвали бы адреналиновым наркоманом. Ему постоянно требовался риск, какие-то стычки между людьми.

Он был ко всему ужасно любопытен, искал разнообразия. Эти чувства мобилизовывали его, он напрягался как пружина, концентрировал себя, свою волю.

Этим объясняются его странности, о которых говорит Максим Максимыч в начале романа:

Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…

Жажда адреналина стремление испытывать острые эмоции заставили его поехать служить на Кавказ, пойти за ундиной и сесть в лодку в Тамани, влезть в окно, чтобы обезвредить разбушевавшегося казака в кубанской станице, а потом попроситься в Персию.

Потому что на Кавказе было относительно спокойно, а ему требовался азарт, он жаждал риска, взрыва эмоций. Эти же устремления заставили его пойти до конца в интриге с дуэлью и Грушницким.

Ведь он мог попросту разоблачить заговорщиков и отказаться от дуэли, потребовать проверки пистолетов до выстрела Грушницкого, а потом, обвинив заговорщиков в подлоге, уйти. Но он пошел до конца.

Он позволил своему противнику  сделать выстрел, доказав тем самым, что в трусости  обвинить его нит у кого не получится,  и только потом попросил проверить свой пистолет.

Печорин — вечный герой нашего времени

Халикова, М. Х. Печорин — вечный герой нашего времени / М. Х. Халикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1104-1106. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25451/ (дата обращения: 29.10.2021).



Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…

В. Г. Белинский

Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, проникнуто призывом к свободе и счастью, к борьбе за раскрепощение человека, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы.

Одним из самых богатых поэтических созданий, дышащее свежею, юною роскошною жизнью у Лермонтова является его знаменитый роман-явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса.

«Герой нашего времени» является новым словом в русской и мировой литературе.

Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков нового русского романа. Эти произведения — те «три кита», на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины XIX столетия, принесшая русской словесности мировую славу.

О роли в этом процессе «Героя нашего времени» образно и точно сказал Л. Н. Толстой». Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы… должны стремиться. Вся великая русская река романа растекается из этого прозрачного источника» зачатого на снежных вершинах Кавказа».

  • «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные, творчески трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции предшествующей мировой литературы изображении «героя века».
  • В «Герое нашего времени» автор остается верен задаче — поведать о «мечтах, делах и приключениях» своего народного героя, об их противоречивом взаимодействии.
  • Как и всякое подлинное классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении почти двух веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений.
  • Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться».

Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838–1840гг. Появился он в печати не сразу, а выходил частями.

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом — Печориным. Роман построен так, что Печорин и его история последовательно представляют читателю как бы с трех точек зрения. Предисловие автора объясняет цель, общий замысел произведения.

Затем идут путевые записки автора, начинающие повесть «Бэла», центральным в повести является рассказ старого офицера, который перебивается описанием крестового перевала.

Повествование Максима Максимыча осложнено и тем, что в первую его часть включен рассказ Казбича, а во вторую характеристика Печорина.

Повесть «Максим Максимыч» хронологически является последней повестью в романе композиционно она связующее звено между «Бэлой» и всеми последующими повестями.

В повестях «Журнал Печорина», написанных от первого лица, появляется третий «рассказчик, третье по счету авторское «я» — сам Печорин, судьбой которого автор заинтересовался еще в рассказе Максим Максимыча.

Центральной фигурой, которая сопровождает от начала до конца в романе является Печорин. И мне бы хотелось остановиться на нем. Его образ одно из главных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален. Это разочарованный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, переживающий трагедию одиночества и затем неудачной любви.

Печорин из тех людей, за которым начиная со второй половины Х1Х века упрочилось определение «лишнего человека». Лишние люди были тогда необходимы, как необходимо теперь чтобы их не было.

Печальный рок лишнего, потерянного человека только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но и на улицах, в деревнях и городах. Но это время прошло.

Теперь нет лишних людей, а напротив.

Изображения характера Печорина — сильного и твердого и одновременно внутренне противоречивого и «текучего», непредсказуемого в своем поведении и судьбе, пока смерть не поставит в его развитии последнюю точку, — было тем новым, что внес Лермонтов в художественное постижение человека.

Несоответствие внутреннего внешнему и в то же время обусловленность интенсивного развития духовной жизни невозможностью ее проявления в свободной и многообразной жизнедеятельности с большой глубиной и многосторонностью запечатлены в образе типа-Печорина, в его контрастном распадении на внешнего и внутреннего, в конфронтации между этими двумя сторонами его личности. Он особенно обостренно чувствует противоречивость своего состояния. Душа Печорина внутренне не однородна и противоречива.

Свобода для Печорина является главной целью в жизни. На волю Печорина действуют как страсти, так и разум. Он сам говорит, что думает головой, а не сердцем. И тем самым, подчеркивает особую черту своего характера — никогда не изменять своим правилам. Печорин воплощает такие качества родового человека как развитое сознание и самосознание «полнота чувств и глубина мыслей».

Несмотря на то, что Печорин так и не нашел своей цели в жизни — это один из источников трагизма его судьбы, — было бы несправедливо утверждать, что у него нет жизненных целей вообще. Одна из них постижение природы и возможностей человека.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «хорь и калиныч» для читательского дневника (и.с. тургенев)

Печорин хочет вызвать «в человеке человека», но он осуществляет это отнюдь не гуманными средствами. Он нередко переступает грань между добром и злом, а иногда меняет их местами, исходя из своих представлений. Это смешение добра и зла придают ему черты демонизма, особенно с женщинами.

Примером является его роман с Мэри и то, как жертвой своеволия Печорина стала Бэла, насильственно вырванная из ее среды. В начале он полюбил ее, всем сердцем. Постепенно и Бэла показала ему свою любовь. И вот тогда Печорин начал выявлять свои странности.

Для него любовь-это ничто иное, как достижение цели и после достижения которая уничтожается. Любовь Бэлы была для него полным бокалом сладкого напитка, который он выпил зараз, не оставив в нем ни капли: а душа его требовала не бокала, а океана. Он от нечего делать соблазняет женщин, а потом ищет средств чтобы от них избавиться.

Печорин человек решительный, алчущий бурь и тревог, готовый на все ради выполнения даже прихоти своей. Он не думает о последствиях, его не волнуют чувства других, он коварный и все же, в нем есть что-то, что заставляет читателя любить его.

В нем живут два человека: первый действует, а второй смотрит и рассуждает о нем. Причины этого раздвоения, очень глубоки, и в них же заключается противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действия одного и того же человека.

Мне бы хотелось вспомнить один случай в романе, когда Печорин по дороге в Ессентуки к Вере, упал с лошади и от бессилия горько заплакал.

И здесь, мы видим совершенно другого человека — напряженная гордость, холодная твердость-все исчезает: уже нет человека, волнуемого страстями, — перед нами бедное, бессильное дитя, слезами омывающее свои грехи и не жалующееся ни на судьбу, ни на людей, ни на самого себя. По-моему, это случай, к которому автор стремиться от начала романа, это как бы разоблачение Печорина.

Печорин не равнодушно несет свои страдания; бешено гонится за жизнью, ища ее повсюду; обвиняя себя в своих заблуждениях. Он сделал из себя самый любопытный предмет наблюдения.

Беда и вина Печорина в том, что его подменно — независимое сознание, его свободная воля переходит в ничем не ограниченный индивидуализм.

Литература:

  1. В. Г. Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова. С.-Петербург. 1840. Часть 1.
  2. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени/ М. Ю. Лермонтов. М.: Художественная литература, 1986.
  3. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова/ В. Г. Белинский. — М. Просвещение 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): время, Лермонтов, роман, Герой, мировая литература, нема, повесть.

  1. Отличительная особенность «Вадима» — сочетание в нем
  2. В то же время Лермонтов стремится передать внутренние противоречия самих героев.
  3. Лермонтов впервые в русской литературе делает попытку создать романтический роман, используя историческую основу.

Человек андеграунда, как и герой Лермонтова, «лишний», хотя время, обстоятельства и причины тут иные.

Десятилетие, отделяющее повесть «Один и одна» от романа «Андеграунд, или Герой нашего

Литература: Маканин В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени.

Ключевые слова: герой, современный героизм, героическое, альтруизм, героический поступок, риск. Кто такой герой нашего времени?

Литература: 1. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — м.: эксмо, 2008.

Эта «двойная мотивировка» является в то же время слуховой галлюцинацией героя, которая необъяснимо и таинственно подтверждается.

Эволюция жанра светской повести в романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская».

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся писателей.

К теме скитания души я могу отнести Печорина, главного героя произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Через эти стихи, поэмы, рассказы, повести и романы можно приоткрыть завесу тайны загадочной русской души.

В своём романе, «Герой нашего времени», который нашел бурный отклик в среде писателей и критиков, Лермонтов также пишет об одиноком человеке, который…

Несомненно, роман является переходным к социально – психологической тематике «Героя нашего времени», однако мы можем наблюдать в «Княгине Лиговской»

Лермонтов создает уникальный роман, который находится на жанровом стыке светской и чиновничьей повести.

Роман «Жан-Кристоф» принес писателю мировую славу: Роллан был награжден Нобелевской премией.

Литература: Анисимов И. И. Французская классика со времен Рабле до Роллана.

Основные термины (генерируются автоматически): ромны, главный герой, роман, жизнь, век…

В романе «Герой нашего времени» представлен образ врача Вернера, который отмечен признаками взаимопроникновения русского и немецкого культурных начал, что обозначено в

Бёлль Г. Групповой портрет с дамой. пер. с нем.

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени.

  • Отличительная особенность «Вадима» — сочетание в нем
  • В то же время Лермонтов стремится передать внутренние противоречия самих героев.
  • Лермонтов впервые в русской литературе делает попытку создать романтический роман, используя историческую основу.

Человек андеграунда, как и герой Лермонтова, «лишний», хотя время, обстоятельства и причины тут иные.

Десятилетие, отделяющее повесть «Один и одна» от романа «Андеграунд, или Герой нашего

Литература: Маканин В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени.

Ключевые слова: герой, современный героизм, героическое, альтруизм, героический поступок, риск. Кто такой герой нашего времени?

Литература: 1. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — м.: эксмо, 2008.

Эта «двойная мотивировка» является в то же время слуховой галлюцинацией героя, которая необъяснимо и таинственно подтверждается.

Эволюция жанра светской повести в романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская».

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся писателей.

К теме скитания души я могу отнести Печорина, главного героя произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Через эти стихи, поэмы, рассказы, повести и романы можно приоткрыть завесу тайны загадочной русской души.

В своём романе, «Герой нашего времени», который нашел бурный отклик в среде писателей и критиков, Лермонтов также пишет об одиноком человеке, который…

Несомненно, роман является переходным к социально – психологической тематике «Героя нашего времени», однако мы можем наблюдать в «Княгине Лиговской»

Лермонтов создает уникальный роман, который находится на жанровом стыке светской и чиновничьей повести.

Роман «Жан-Кристоф» принес писателю мировую славу: Роллан был награжден Нобелевской премией.

Литература: Анисимов И. И. Французская классика со времен Рабле до Роллана.

Основные термины (генерируются автоматически): ромны, главный герой, роман, жизнь, век…

В романе «Герой нашего времени» представлен образ врача Вернера, который отмечен признаками взаимопроникновения русского и немецкого культурных начал, что обозначено в

Бёлль Г. Групповой портрет с дамой. пер. с нем.

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени.

Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени

Печорин — главный персонаж романа Герой нашего времени, который обращает на себя внимание своей неоднозначностью и противоречивостью, поэтому поработаем подробно над образом Печорина и характеристикой героя в нашем сочинении, чтобы понять мотивы его поведения.

Прочтя роман, читатель видит образ Печорина, сотканного из противоречий, где положительные черты характера героя, убивают его поступки.

Так кто же он — Григорий Печорин? Давайте в сочинении по литературе, кратко остановимся на образе Печорина, рассмотрим его характер, и попробуем раскрыть загадки образа Печорина, и дадим характеристику героя, тем самым отвечая на вопрос, почему именно Печорина автор называет героем своего времени.

Образ Григория Печорина

Прочтя роман Лермонтова, у меня сразу сложился образ Григория Печорина, как образ лишнего человека. Именно такое ощущение возникает после прочтения произведения.

Именно лишним в обществе кажется персонаж, который не может найти применение своим силам и талантам. Печорин жил во времена николаевской реакции, которые наступили после восстания декабристов.

В это время молодые люди не понимали, куда направить свои силы, и каким образом можно принести пользу своей стране.

Во всем ощущалась скука. Это чувство постоянно присутствовало и у нашего героя Печорина, который находился в поисках новых ощущений, что могли бы развеять скуку, и помогли найти свое место.

Порой, ему удается найти новое для себя, но это чувство быстро проходит, поэтому он вновь и вновь стремиться испытать судьбу. Он отправляется на войну, пытается найти убежище в любви, участвует в дуэли, и выслеживает контрабандистов. При этом страдают другие люди.

Читайте также:  Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными»?

Он неосознанно разбивает судьбы людей, из-за него страдают женщины, лишается жизни Грушницкий, рушатся семьи, погибают влюбленные в Печорина женщины.

Характер Печорина

Продолжая работу над характеристикой образа Печорина, невозможно пройти мимо характера героя. И здесь мы видим не только отрицательные, но и его положительные стороны. Это и умение понимать психологию людей, любознательность, которая заставляет Григория всегда докапываться до истины.

Он галантен, умеет себя вести в обществе, знает этикет, поэтому всегда учтив и вежлив. Печорин умеет со вкусом одеваться, всегда внимателен и ласков с женщинами, он щедрый, умный, решительный, и настойчивый. А еще Печорин обладал небывалой смелостью.

Имея такие качества характера, можно было творить добро, проявлять себя с лучших сторон, но эти черты характера были невостребованы обществом.

Как говорит Печорин: он скромен, но его обвиняют в лукавстве, и он становится скрытным. Печорин различает добро и зло, но из-за оскорблений он становится злопамятным. Печорин готов любить мир, но его никто не понимает, поэтому приходится этот мир ненавидеть. И Григорий играет с чувствами людей, наблюдая за их смятением.

В нем начинает проявляться лицемерие, бесчестность и эгоизм. Сам себя Печорин называет нравственным калекой. А все потому, что находится он на сломе двух нравственных эпох, когда старые традиции себя уже изжили, а новое время еще не наступило, и что должно прийти на смену былому, он не знает.

Отсюда и противоречивость характера Печорина, которого сложно осуждать, и невозможно восхищаться.

Внешность Печорина

Между тем, Григорий Печорин сразу привлекает своей внешностью. Он аккуратен, симпатичен, подтянут. Его возраст был чуть больше двадцати лет. Он любит пользоваться дорогими духами, имеет ленивую небрежную походку, немного вздернутый нос, карие глаза и белокурые волосы.

С первого взгляда Григорий производит благоприятное впечатление, вызывает доверие и симпатию. Однако наиболее точное описание дает Печорину его знакомый Максим Максимыч. Он и говорит о противоречивости облика героя.

Так, на первый взгляд кажется, что ему не более двадцати трех лет, но спустя миг мы видим перед собой человека, которому можно дать и тридцать. Это человек с проницательным, тяжелым, равнодушно спокойным взглядом.

Его лицо никогда не выражает эмоции, и даже в тяжелые минуты оно остается спокойным. А главное, его глаза никогда не смеются, даже когда он смеется сам.

Характеристика Печорина

Давайте теперь в сочинении дадим характеристику Печорина с цитатами из произведения. Кто он, герой лермонтовского времени? Этот накопительный портрет отразил целое поколение людей с поломанными судьбами. Из-за необходимости подстраиваться под условности, личность молодого поколения делилась на две части: природную и искусственную. И вот какую характеристику мы дадим нашему герою.

Григорий Печорин — офицер 25-ти лет, богатый дворянин из Петербурга, имеет привлекательную внешность, и считается завидным женихом.

Он вырос в высшем свете, получил хорошее образование, и был разбалован роскошью и богатством. Однако его окружение ему надоело. Печорину противны балы, и он устал от светской жизни.

Григория ничто не радует, и он живет в постоянной скуке. Единственное желание, найти себя, но это ему не удается.

Это дерзкий человек, безнравственный, и немного странный. При этом это сильная личность, он настойчив и смел. Печорин всегда добивается своего. Он властный и любит подчинять себе окружающих.

Печорин не боится смерти и даже ищет ее. Это человек, чей язык острее меча. Живет не чувствами, а разумом.

У героя всегда есть свое мнение, он хорошо разбирается в людях, но при этом он не имеет друзей и любит иметь врагов.

Как видим, в нашем сочинении по роману Герой нашего времени характеристика Печорина неоднозначная и противоречивая. Его есть за что любить, и есть за что ненавидеть.

Образ жизни Печорина

Рассматривая образ жизни Печорина, мы понимаем, что перед нами жизнь лишнего человека, который потерялся в мире, и не может найти своего предназначения. Его жизнь проходит в обществе, где нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, нет справедливых отношений между людьми.

Да он богат, и может пользоваться всеми благами, легко покоряет женщин, но не наслаждается жизнью. Он живет и чувствует, что может большее. Понимает, что его энергии хватило бы на что-то важное и особенное, но этого всего никому не нужно.

Вот и нависает постоянная скука, и чтобы себя развлечь, Печорин придумывает себе развлечения, играя человеческими судьбами.

Смысл и актуальность образа Печорина

В чем смысл образа Печорина? Почему автор называет его героем? Не потому ли, что хочет, чтобы все на него равнялись.

А Лермонтов просто показывает своего современника, молодого человека из тридцатых годов девятнадцатого века, где царила николаевская тирания.

Автор желал обнажить откровенные и неприкрытые пороки своего времени, закладывая все в один образ — в образ Григория Печорина, по которому мы пишем сочинение.

Актуален ли образ Печорина в наши дни? Как по мне, даже спустя столько времени, образ Печорина остается актуальным. Ведь и мы, современные люди, порой имеем противоречивые чувства, да и сама жизнь независимо от временных ограничений, полна двоякости.

Несмотря на то, что наступил двадцать первый век, мы все также пытаемся найти себя среди толпы, и свое место на земле. Мы хотим понять, для чего мы живем и какая от нас польза.

А если углубиться, то и в нашем обществе многие играют на чувствах других, а большинство из нас стали черствыми, меркантильными эгоистами. В этом и заключается актуальность образа главного героя.

Описание характеристики и образа Печорина подойдет для сочинения в 9 классе.

Печорин – это… Что такое Печорин?

Григо́рий Алекса́ндрович Печо́рин — вымышленный персонаж, офицер русской императорской армии, главный герой романов «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская», написанных Михаилом Лермонтовым. Сочетает в себе черты байронического героя эпохи романтизма и «лишнего человека», не нашедшего себе применения.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило». Избавившись от родительской опеки, он сразу начал наслаждаться всеми прелестями жизни, но они ему быстро надоели. После этого он пошел в армию.

Через некоторое время был сослан за дуэль на Кавказ, в действующие войска. Именно этот период жизни Печорина освещен в романе. Он надеялся развеять скуку на поле боя, но через месяц привык и к свисту пуль, и к близости смерти.

В первой по хронологии главе романа «Тамань» Печорин натыкается на банду контрабандистов и разрушает их modus operandi. В этой главе к нему приходит мысль, что всем он несет только несчастья. После этого Печорин едет на воды в Кисловодск, где встречает своего знакомого юнкера Грушницкого, знакомую Веру, которая в него влюблена, и княжну Мери.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

Печорин и Онегин

Лермонтов, описывая своего героя, вдохновлялся героем Александра Сергеевича Пушкина Евгением Онегиным. Даже имя он подобрал по тому же принципу, дав своему герою фамилию по названию северной реки.

Образ Печорина в кинематографе

  • Николай Прозоровский (1927 год, трилогия режиссёра Владимира Барского)
  • Анатолий Вербицкий («Княжна Мери», 1955 год, режиссёр Исидор Анненский)
  • Владимир Ивашов, озвучка — Вячеслав Тихонов («Герой нашего времени», 1966 год, режиссёр Станислав Ростоцкий)
  • Олег Даль (фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина», 1975 год, режиссёр Анатолий Эфрос)
  • Игорь Петренко (телесериал «Герой нашего времени», 2006 год, режиссёр Александр Котт)
  • Станислав Рядинский (фильм «Печорин», 2011 год, режиссер Роман Хрущ)

Источники

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 июля 2012.
Ссылка на основную публикацию