Образ семи странников в поэме «кому на руси жить хорошо» (н. а. некрасов)

Образ семи странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)
Крестьяне. “Скатерть-самобранка”.
Иллюстрация С. В. Герасимова

Семеро крестьян являются центральными персонажами поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.
Ниже представлены цитатные образы крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, характеристика, описание персонажей в цитатах.

Главные герои поэмы – это семеро крестьянских мужиков: 

  • Роман
  • Демьян
  • Лука
  • Братья Губины – Иван и Митродор
  • Старик Пахом
  • Пров

Семеро главных героев – это временнообязанные крестьяне, то есть бывшие крепостные крестьяне, получившие относительную свободу после отмены крепостного права в 1861 г.:

“…На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков: / Семь временнообязанных…”
“…Мы мужики степенные, Из временнообязанных…”

Однажды семеро крестьян встречаются и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они отправляются в путешествие по деревням, чтобы найти людей, которым хорошо живется на Руси:

“…Сошлись мы – и заспорили: / Кому живется счастливо, / Вольготно на Руси?..”

“…Мы ищем, дядя Влас, / Непоротой губернии, / Непотрошеной волости…”

Все семеро крестьян – это бедные люди:

“…Постой! мы люди бедные…”

Крестьяне – простые, неприхотливые люди:

“…Из лужицы напилися, / Умылись, освежилися…”

  • Крестьяне – необразованные люди:
  • Семеро главных героев – семейные люди. Дома их ждут жены, дети, родители:
  • Бедные мужики-крестьяне носят старую одежду – армяки, лапти, шапки:

“…Хоть люди вы почтенные, / Однако не ученые, / Как с вами говорить?..”

“…В домишки не ворочаться, / Не видеться ни с женами, / Ни с малыми ребятами, / Ни с стариками старыми, / Покуда делу спорному / Решенья не найдут…”
“…Сгрустнулось им по женушкам…”

“…одежу старую / На нас заворожи!..”
“…Чтоб армяки мужицкие / Носились, не сносилися!..”
“…Чтоб липовые лапотки / Служили, не разбилися…”
“…Не прели бы онученьки…(Онуча – полоса ткани, которой обматывают ноги до колена при обувании в лапти)
“…Чтоб вошь, блоха паскудная / В рубахах не плодилася…”

“…Крестьяне сняли шапочки…”

Все семеро крестьян – рослые мужики, настоящие богатыри:

…Семь рослых мужиков…”

  1. Крестьяне – добродушные люди:
  2. Крестьяне – работящие мужики. Они привыкли к труду:
  3. Крестьяне – бравые, мужественные люди:
  4. Крестьяне – проворные мужики:
  5. Все семеро крестьян – упрямые мужики:
  6. Крестьяне – большие спорщики. Они любят поспорить:

“…Крестьяне добродушные / Чуть тоже не заплакали…”

“…Давай серпы! Все семеро / Как станем завтра – к вечеру / Всю рожь твою сожнем!..”
“…Давно мы не работали, / Давайте – покосим!…”
“…Проснулась, разгорелася / Привычка позабытая / К труду!..”
“…Такие-то вы бравые, / Нажнете, не заметите, / Снопов по десяти…”

“…Как зубы с голоду, / Работает у каждого / Проворная рука…”

“…Как будто подзадоривать / Упрямых мужиков…”
“…Мужик что бык: втемяшится / В башку какая блажь — / Колом ее оттудова / Не выбьешь: упираются, / Всяк на своем стоит!..”

“…За спором не заметили, / Как село солнце красное,

“…И вправду: сами спорщики / Едва ли знали, помнили — / О чем они шумят…”

Крестьяне любят выпить водки:
“…сложилися, / За водкой двое сбегали…”
“…Косушки по три выпили, / Поели…”
“…Да по ведру бы водочки…”

Крестьяне много едят, как настоящие богатыри:

“…Кабы нам только хлебушка / По полупуду в день…” (полпуда – это 8 кг)
“…Да утром бы огурчиков / Соленых по десяточку…”
“…в полдень бы по жбанчику / Холодного кваску…” (жбан – сосуд в виде кувшина)
“…вечером по чайничку / Горячего чайку…”

Крестьяне – задорные мужики:

“…Забрало пуще прежнего / Задорных мужиков, / Ругательски ругаются…”

Крестьяне – буйные мужики:
“…Кричат ребята буйные…”

Крестьяне – ретивые, горячие мужики:
“…Чуть не плевали в бороду / Ретивым крикунам…”

Крестьяне – драчливые мужики. Они любой спор решают дракой:

“…Немудрено, что вцепятся / Друг другу в волоса…”
“…Намяв бока порядочно / Друг другу, образумились…”

При этом крестьяне – совестливые люди. Например, в разговоре с попом им становится совестно:

“…Потупились ребятушки, / Молчат – и поп молчит…”

Крестьяне – верующие люди:
“…Сняв шляпу, пастырь крестится, / И слушатели тож…” (слушатели – то есть семеро крестьян)

Крестьяне – скромные люди. Они не считают себя важными господами:

“…Мы господа не важные, / Перед твоею милостью / И постоим…”

Описание крестьян в деталях

Главные герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, семеро мужиков-крестьян, выступают как единое целое. Семеро мужиков являют собой собирательный образ русских крестьян, поэтому автор почти не описывает их по отдельности. 
Однако в тексте все-таки можно отыскать подробности о некоторых “мужиках”. Описание героев представлено в порядке их упоминания в поэме.

1. Роман

О крестьянине Романе не известно никаких подробностей. 

Крестьянин Демьян – это самый “грамотный” крестьянин из всех семерых мужиков. Демьян уметь читать по слогам (крепостные крестьяне редко умели читать и писать):

“…Демьян, крестьянин грамотный, / Читает по складам…”“…Как ни тужился, / Мудреного заглавия / Не одолел Демьян…”

3. Лука

Крестьянин Лука – упрямый и глупый мужик с широкой бородой. Известно, что он когда-то работал у попа:

“…Лука – мужик присадистый, / С широкой бородищею. / Упрям, речист и глуп. / Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит…”  

“…Не тем ли думал взять, / Что борода лопатою?..” 

“…Что, взял? башка упрямая! / Дубина деревенская!..”

“…Три года я, робятушки, / Жил у попа в работниках…”

4 и 5. Братья Губины – Иван и Митродор

О братьях Губиных известно, что они занимаются лошадями и особенно любят выпить:

“…А два братана Губины / Так просто с недоуздочком / Ловить коня упрямого / В свое же стадо шли…”

“..«Да по ведру бы водочки», — / Прибавили охочие / До водки братья Губины, / Иван и Митродор…”
6. Старик Пахом
Старик Пахом, или Пахом Онисимыч – это пожилой, догадливый мужчина. Известно, что он занимается пчелами:

“…Сказал Пахом Онисимыч…” 

“…Пока Пахом догадливый…” 

“…Пахом соты медовые / Нес на базар в Великое…”
7. Пров
Крестьянин Пров – крепкий мужик, как и все его приятели. Пров – угрюмый и суровый человек:

“…А два братана Губины / Утюжат Прова дюжего…” 

“…Сказал угрюмый Пров…” 

“…Сказал сурово Провушка,..” Такими предстают перед читателями крестьяне в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. В статье представлены образы и характеристика крестьян (мужиков), описание их характеров и внешности в цитатах.

Смотрите: Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

Мужики-правдоискатели

На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

Яким Нагой

Образ семи странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)

Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.

Ермила Гирин

Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде.

Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился.

Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.

Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.

Савелий — богатырь

Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.

Матрена Тимофеевна

Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье.

Читайте также:  Анализ произведения «Первая любовь» (И.С. Тургенев)

Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих.

Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.

Крестьяне-угнетатели

Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.

В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.

Сочинение: Странники в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) | Литрекон

(458 слов) Для полного понимания всей центральной идеи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова необходимо обратить пристальное внимание на те изменения, что происходят с семью мужиками во время их долгих поисков.

Тема странствий чрезвычайно важна для погружения в авторский смысл произведения.

Только эти образы даны нам для анализа в момент процесса их развития, эволюционного шага вперед, в то время как остальные персонажи уже являются готовыми личностями со своими разнящимися представлениями о жизни.

Таким образом, через образ странников, состоящий из нескольких лиц, с которым мы проходим через весь сюжет, раскрывает для нас беспрецедентный рост крестьянского самосознания в послереформернное время (речь идет об отмене крепостного права, после которого прошло три года, когда вышел пролог поэмы в свет).

Задачей Николая Алексеевича, которую он сам перед собой поставил, было продемонстрировать, как постепенно, день за днем, исчезали традиционные, мировоззренческие представления крестьян об окружающем их мире и о том, как он устроен. Как новые знакомства, новые наблюдения закономерно влияют на их кругозор, заставляют больше думать и пропускать жизнь через глубины своей души.

Действительность учит их с каждым наступлением нового дня, и учение это о счастье. Например, изначально они без возражений соглашаются с определением попа: «Покой, богатство, честь». Постепенно Некрасов подводит их к умозаключению, что формула попа несостоятельна и ущербна.

Покой? Для настоящего мужика труд – жизненная необходимость, потребность, в отличие от Оболта-Оболдуева, Утятина, Глуховского. Богатство? В противовес ему они слышат сказ о Якиме Нагом, что при пожаре спасет не деньги, а картинки. Значит, есть в них что-то более важное, чем в монетах. Честь? А вот для Савелия высшая честь в том, что он «клейменный, да не раб!», значит, и не в ней все дело.

Наглядно мы можем видеть важнейший принцип реализма поэта: духовный рост его персонажей, развитие их сознания при взаимодействии с миром. 

В остальном образы странников отражают типичные черты русского народа: мужики добры, иногда даже наивны, хотят справедливости и честности. Они привязаны к семьям и своей малой родине, но все же поиск счастья стал для них более важным, чем все традиционные ценности.

Это тоже говорит о том, что народ меняется к лучшему: раньше люди не мыслили глобально, их интересы ограничивались участком и избой.

А теперь они подняли голову и начали думать, как по-новому организовать жизнь, как заменить рабское ярмо на свободный труд и равные права?

Как у студентов, только столкнувшихся с новой дисциплиной, так и у странников их первоначальные представления о счастье полностью отличаются от того, к чему они приходят позже с обновленным пониманием вопросов, что стояли перед ними у самых истоков поэмы.

Раскрытие этой темы и поиск ответа на этот вопрос – кому на Руси жить хорошо? – занял у автора около четырнадцати лет.

Но длинный путь, который прошли странники, занявший у Николая Алексеевича и читателей массу времени, так и не был пройден до конца, ведь поэт умер, прервав свои размышления на этот счет. 

Василиса Шатыбелко

"Кому на Руси жить хорошо" – характеристика героев поэмы Н.А. Некрасова

Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств. 

Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.

Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла. 

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику. 

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.

Главные действующие лица

Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой. 

При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.

Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:

  1. Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.

  2. Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается.

    В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.

  3. Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.

  4. Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.

  5. Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.

  6. Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.

В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.

Второстепенные персонажи

Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже. 

Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:

  1. Князь Утятин (Последыш) – пожилой человек, выжил из ума. Его хватил удар после того, как он узнал об отмене крепостного права. Ему не хочется терять власть над крестьянами. Наследники князя просят крестьян ему подыграть, будто они крепостные, так не хотят потерять наследство. Обещают взамен дать крестьянам луга и заплатить за каждый причудливый поступок старика.

  2. Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.

  3. Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.

  4. Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.

  5. Корчагина Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, крестьянка, ей 38 лет, красивая, с большими глазами. Путники считают, что она счастливый человек. Однако это не так, детство у нее было хорошее и счастливое, но после замужества все изменилось. Родственники мужа ее обижали, она перенесла смерть маленького ребенка, который умер по вине мужа.

  6. Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.

  7. Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.

  8. Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.

  9. Агап Петров – грубиян, непокладистый. Когда хозяин поймал его, несшего бревно с хозяйского двора, сорвался и грубо высказался о реальном «добровольном рабстве», в котором он задействован. Успокоили его только напоив, на следующий день он умирает.

  10. Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.

  11. Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.

  12. Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.

  13. Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.

  14. Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.

  15. Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.

Читайте также:  Основная идея повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

Заключение

Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной. 

Только два героя – поп и помещик успели рассказать о своей жизни до и после принятия закона. Некрасову помешали цензура и затяжная болезнь выполнить задуманный план. 

Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.

Еще материалы по поэме Н.A. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”:

Урок 21. многообразие крестьянских типов и образы «правдоискателей» в поэме н. а. некрасова «кому на руси жить хорошо» – Литература – 10 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 10 класс
  • Урок № 21

Многообразие крестьянских типов в поэме. Образы «правдоискателей» в поэме.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
  2. Понятия «счастье» для разных героев поэмы.
  1. Тезаурус
  2. Поэма — большое лирико-эпическое произведение в стихах.
  3. Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.
  4. Крепостное право (крепостничество) — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
  5. Художественный образ — это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.
  6. Список литературы
  7. Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература:

Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 128 с.

Электронные ресурсы:

Золотой век русской литературы. Лекции. // culture.ru: Портал «Культура.рф»

URL: https://www.culture.ru/themes/253274/zolotoi-vek-russkoi-literatury-lekcii (дата обращения: 16.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» напоминает народно-поэтическое сказание о поиске правды и счастья. Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Все они из разных деревень, у каждого своя судьба, но все они хотят докопаться до истины.

Испокон веков странники отправлялись путешествовать по святым местам, собирали предания, наблюдали за жизнью людей в разных регионах и делились историями с теми, кого встречали на своём пути. В простонародье таких ходоков считали мудрыми.

Основной сюжет поэмы построен на том, что видят ходоки во время своих странствий по Руси. Но по большей части странники сталкиваются с нищенской и безрадостной жизнью, где счастье мужицкое «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».

  • Одним из положительных, но в тоже время трагических образов в поэме является Ермил Гирин.
  • — А вам бы, други милые,
  • Спросить Ермилу Гирина, —
  • Сказал, подсевши к странникам,
  • Деревни Дымоглотова
  • Крестьянин Федосей. —
  • Коли Ермил не выручит,
  • Счастливцем не объявится,

Так и шататься нечего… —

  1. «А кто такой Ермил?
  2. Князь, что ли, граф сиятельный?»
  3. — Не князь, не граф сиятельный,
  4. А просто он — мужик!

Ермил — простой крестьянин, но добившийся уважения народа и достатка, поэтому занимает значительную должность в крестьянской общине.

В его характере Некрасов воплотил идеи справедливости и борьбы за неё: Ермил отвергает нечестные способы обогащения, старается помогать людям.

Однажды нарушив закон, он слагает с себя полномочия бурмистра, так как не может жить не по совести. Судьба Ермила тоже оказывается трагической: он попадает в острог из-за бунта крестьян.

Образ русской женщины и её нелёгкой доли раскрыт в судьбе Матрёны Тимофеевны. Она подробно рассказывает историю своей жизни, в который счастье было только тогда, когда она жила в родительском доме.

Затем она испытала множество потрясений, но это не сломило её. «Красивая, строгая и смуглая», она поражает своей силой и стойкостью.

Через её образ Некрасов показал израненную, терпеливую народную душу, которая изливает свою тоску песнями.

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти…

В доме Матрёны живёт пожилой Савелий, дед её мужа. Его былая сила растратилась из-за непосильного труда на барина и каторжных работ.

В его образе Некрасов раскрывает трагедию русского мужика, крестьянина и богатыря по натуре, который гнёт спину всю жизнь ради того, чтобы прокормить семью.

Но даже несмотря на все несправедливости жизни, Савелий демонстрирует широту своей души: он добр и мудр.

Ещё одним правдоискателем в поэме является Григорий Добросклонов. Его образ одновременно реальный, но в то же время обобщённый. Судьба Григория — типичный путь разночинца: он сын батрачки и дьячка, голодное детство сменилось годами в семинарии, где он много учился и решил быть народным заступником. Григорий — выходец из народа, он побуждает людей к борьбе и надеется на лучшее будущее.

  • Ему судьба готовила
  • Путь славный, имя громкое
  • Народного заступника,
  • Чахотку и Сибирь.

Однако участь Григория тоже нелегка и трагична. И всё же, по мысли поэта, именно его так старательно ищут странники, потому что он воплощает идеал Некрасова — человека, который посвятил жизнь служению народа. И даже все мечты его направлены на это.

…Чтоб землякам моим

  1. И каждому крестьянину
  2. Жилось вольготно-весело
  3. На всей святой Руси!

Яким Нагой — ещё один яркий образ в поэме. Он — типичный представитель беднейшего крестьянства, который всю жизнь горбатится, чтобы прокормиться. Даже описание его внешности вызывает сочувствие:

  • Вгляделся барин в пахаря:
  • Грудь впалая; как вдавленный
  • Живот; у глаз, у рта
  • Излучины, как трещины
  • На высохшей земле;
  • И сам на землю-матушку
  • Похож он: шея бурая,
  • Как пласт, сохой отрезанный,
  • Кирпичное лицо,
  • Рука — кора древесная,
  • А волосы — песок.
  • Его силы тоже забрала работа, и только выпивка заставляет его забыться.
  • В деревне Босове Яким
  • Нагой живет,
  • Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

Подобных судеб в России множество. Но несмотря на горькую долю, Яким стремиться к правде, честному труду и мечтает о преобразованиях в народе.

По мнению Некрасова, счастье не так примитивно, как понимают его семь странников, оно в борьбе, противостоянии горю и несправедливости. Автор демонстрирует симпатии к людям, которые способны на сопротивление ужасным условиям жизни и угнетателям.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Подчёркивание элементов.

  1. Подчеркните правильный вариант ответа.
  2. Чем кончилась «комедь», которую играли мужики перед князем Утятиным?
  3. ● самоубийством Агапа;
  4. ● раздачей земель крестьянам;
  5. ● отказом наследников отдать крестьянам луга.
  6. Подсказка: «Комедь» закончилась трагически.
  7. Правильный ответ:
  8. ● самоубийством Агапа.
  9. 2. Выделение цветом
  10. Выделите одинаковым цветом пословицы из поэмы.
  11. Тип вариантов ответов:
  12. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»
Читайте также:  Краткое содержание книги «Трус» для читательского дневника (В.М. Гаршин)

«…У Клима совесть глиняна, / а бородища Минина…»

«Где родился, там и пригодился»

«…И рад бы в рай, да дверь-то где?..»

«…Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана…»

Правильные варианты:

«…У Клима совесть глиняна, / а бородища Минина…»

«…И рад бы в рай, да дверь-то где?..»

«…Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана…»

Подсказка: в поэме нет пословиц о месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек; и про порядки и правила в чужом доме.

1860. Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение Русский язык

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право.  В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос.

В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути.

В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков — алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты.

Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения.

Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия — святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость.

Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой.

Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Благодаря путешествию семерых крестьян автор раскрывает суть жизни не только крестьянства, но и купечества, дворянства и духовенства. При этом главной точкой внимания все же являются крестьяне.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности.  ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

  • И сам на землю-матушку
    Похож он: шея бурая,
    Как пласт, сохой отрезанный,
  • Кирпичное лицо…
  • Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть.

Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ — это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим.

Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью.

Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными.

Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина.

Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом.

Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию