Образ народного заступника в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  • Сегодня на уроке мы:
  • –     Узнаем, кого и почему в поэме
    Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называют «народными заступниками».
  • –     Поговорим о судьбах Ермилы Гирина и
    Савелия, богатыря святорусского.
  • –     Раскроем смысл легенды о двух
    великих грешниках.
  • В галерее ярких крестьянских образов поэмы «Кому на Руси жить
    хорошо» есть особая категория персонажей.

Образ народного заступника в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Их называют народными заступниками.

Кто такие народные заступники? Это люди, готовые
бороться и защищать обездоленный русский народ. Народные заступники в поэме
показывают пробуждение народного сознания, готовность народа к борьбе с
угнетателями за правду и за свои права.

Каждый из народных заступников обладает качествами,
приближающими его к нравственному идеалу Некрасова. И каждый из этих героев
влияет на мировосприятие и убеждения крестьян-правдоискателей, заставляя
пересмотреть свои идеалы.

Народных заступников в поэме четыре. Это Яким Нагой, Ермил Гирин,
Савелий Корчагин и Гриша Добросклонов. Надо сказать, что все они выходцы из
крестьянской среды.

Крестьянское происхождение народных заступников – это новая,
революционная идея Некрасова. До него считалось, что только дворяне могут
защитить народ, решить его проблемы и привести к счастью. В 60-х годах XIX века стали верить, что
Россию спасут разночинцы. Некрасов же ищет силы в народной среде.

Первым из народных заступников крестьянам встречается
правдолюбец Яким Нагой. Он появляется в главе «Пьяная ночь». Яким с вызовом
говорит о себе собирателю фольклора Павлуше Веретенникову:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

Почему пьяницу Якима Нагого считают народным заступником? Он
заступается за крестьян перед Павлушей Веретенниковым, который осуждает их
пьянство. В гневе Яким требует не мерить крестьян господской меркой. Он
рассказывает, как тяжела жизнь мужика. Чаша терпения в народной душе уже
переполнена.

  1. У каждого крестьянина
  2. Душа что туча чёрная –
  3. Гневна, грозна, – и надо бы
  4. Громам греметь оттудова,
  5. Кровавым лить дождям,
  6. А все вином кончается.

Но, пожалуй, важнее слов Якима Нагого история, которую о нём
рассказывают. Во время пожара Яким потерял всё нажитое добро, потому что первым
делом они с женой кинулись спасать не деньги, а иконы и картиночки, которые
висели на стенах. Яким
Нагой защищает народную душу. Его история меняет у крестьян-странников
представление о счастье, показывая, что хлеб духовный дороже хлеба земного.

  • Обратите внимание на то, как поэт описывает внешность Якима
    Нагого.
  • Грудь впалая; как вдавленный
  • Живот; у глаз, у рта
  • Излучины, как трещины
  • На высохшей земле;
  • И сам на землю – матушку
  • Похож он: шея бурая,
  • Как пласт, сохой отрезанный,
  • Кирпичное лицо,
  • Рука – кора древесная,
  • А волосы – песок.

Яким больше похож на стихийного духа, выросшего из земли. Он живое воплощение трудовой
жизни крестьянской, того самого русского духа из былин и сказок. Он сын
матери-сырой земли. Единое целое с русской природой. А его история говорит о
чувстве прекрасного, которое живёт в народной душе. Тягу к прекрасному
неспособны заглушить тяжёлый труд, унижения и голод.

  1. В поиске счастливого человека крестьяне-правдоискатели
    встречают Федосея, который рассказывает им о бывшем бургомистре Ермиле Гирине.
  2. Имел он всё, что надобно
  3. Для счастья: и спокойствие,
  4. И деньги, и почёт,
  5. Почёт завидный, истинный,
  6. Не купленный ни деньгами,
  7. Ни страхом: строгой правдою,
  8. Умом и добротой!

Ермил Гирин с юности болел душой за народ. Работая писцом, он
бескорыстно помогал крестьянам. Авторитет его был так велик, что его
единогласно выбрали бургомистром, несмотря на молодость. Не раз и не два в
рассказах крестьян звучат слова о его честности и справедливости.

Ермил совершил один-единственный несправедливый поступок,
спасая брата от рекрутчины. Он отдал вместо него в армию другого парня. Это
прегрешение довело его до попытки самоубийства.

Ермил публично раскаялся,
вернул рекрута и выплатил штраф. Народ его простил, но обострённое чувство
справедливости не позволило Ермилу Гирину оставаться управляющим.

Он для себя
стал самым строгим судьёй и тем самым заслужил ещё большее уважение людей.

Когда Ермилу Гирину срочно понадобились деньги, чтобы
выкупить мельницу, люди несли ему всё до последней копейки. Ермил показывает
веру в народное единство, против которого бессильны хитрость, подлость и
богатство угнетателей.

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней.

У Ермила Гирина было всё для счастья: и достаток, и спокойная
жизнь, и уважение народа. Он хотел изменить положение угнетённого крестьянина
не борьбой, а честным трудом. Но ради народной правды он пожертвовал своим
благополучием и попал в острог как бунтовщик.

Далёкий от идеи бунта труженик Ермил Гирин оказывается в
тюрьме за участие в бунте. А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в
религиозного подвижника, проповедующего смирение.

С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают
от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной
силы и мужества.

  • Савелий – человек богатырского сложения, он обладает
    звериной, медвежьей мощью.
  • С большущей сивой гривою,
  • Чай, двадцать лет не стриженной,
  • С большущей бородой,
  • Дед на медведя смахивал,
  • Особенно как из лесу,
  • Согнувшись, выходил.
  • Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он
    не был солдатом и не сражался на войне?
  • И жизнь его не ратная,
  • И смерть ему не писана
  • В бою а богатырь!

Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый
крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга
не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость
и внутреннюю свободу. «Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.

  1. Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого
    невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:
  2. Всё терпит богатырь!
  3. И гнётся, да не ломится,

Не ломится, не валится…

В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего
предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово
«наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на
безысходность крестьянской жизни:

Недотерпеть пропасть!

Перетерпеть пропасть!..

  • Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной
    силе:
  • Куда ты, сила, делася?
  • На что ты пригодилася?
  • Под розгами, под палками
  • По мелочам ушла!

Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных
невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть
Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь
замаливать грехи.

От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский,
приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что
правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже
самым большим злом.
Что на роду написано,

Того не миновать!

Можно ли сказать, что это точка зрения самого поэта? Нет.
Потому что в поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих
грешниках»
, в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том,
можно ли с помощью зла победить большее зло.

Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл
в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение.

В видении разбойнику было
сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три
обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого,
полного сил человека, не то, что для старика.

Кудеяр принялся за работу и
заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым
страшным грехом, совершённым в порыве гнева.

Читайте также:  Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)

Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в
беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно
уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не
раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.

  1. Жить надо, старче, по-моему:
  2. Сколько холопов гублю,
  3. Мучу, пытаю и вешаю,
  4. А поглядел бы, как сплю!
  5. Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского,
    столетний дуб рухнул и
  6. «скатилося
  7. С инока бремя грехов!»

В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с
христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления.
Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан
продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил
обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.

Обратите внимание, что формально пан Глуховский не
преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр
же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится
гораздо большим грешником, чем бывший убийца.

  • Вместе с легендой о двух великих грешниках в главе «Пир на
    весь мир»
    звучит множество народных песен о народных страданиях: «Голодная»,
    «Солёная»
    и другие.
  • Тошен свет,
  •  Правды нет,
  • Жизнь тошна,
  • Боль сильна.

В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа
примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить
своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который
предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником
умершего хозяина.

В поэме указан и источник греха. Вот как об этом говорит
крестьянам Гриша Добросклонов.

  1. Змея родит змеёнышей.
  2. А крепь – грехи помещика,
  3. Грех Якова несчастного,
  4. Грех Глеба родила!
  5. Не стало крепостного права, значит, и такого беззакония
    твориться больше не будет, утверждает Гриша Добросклонов, истинный народный
    заступник.

Образ народного заступника в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  • Он ободряет крестьян и говорит о своём заветном желании,
    чтобы каждому крестьянину на Руси было жить хорошо.
  • Об этом и последняя песня в главе «Пир на весь мир»:
  • Доля народа,
  • Счастье его,
  • Свет и свобода
  • Прежде всего!

Сочинение на тему: Образы народных заступников в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Некрасов

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть.

Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому.

Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости.

У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа.

Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом.

Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Другие темы: ← Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Портрет друга Дружба прекрасна и сильна! Это чувство крепкое и нерушимое. Настоящий друг всегда рядом. Он выручит в трудную минуту, поддержит морально, согреет теплом своей души.
  • Моё будущее — сочинение-рассуждение Я очень часто мечтаю. В детстве я хотел новые игрушки, в подростковом возрасте хотел много друзей и велосипед, в юности мечтал о первой любви. И неважно, сколько мне было лет, я всегда хотел
  • Сочинение Новогодняя сказка Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии.

Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.Другой образ — Ермила Гирин.

Он любимец народа, который отзывается о нем так:…он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние.

Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.Н.А.

Читайте также:  Русский модернизм в литературе

Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб».

Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей.

Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России.

Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства.

Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»! более месяца назад

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это.

Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их.

Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю.

Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Сочинение на тему: «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа — это крестьяне, рабочие.

К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей — простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить.

Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа — э то бояре, князья — правящий класс.

Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша — сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме.

Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян.

С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов: «И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет».

В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли.

так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо.

В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ.

Читайте также:  В чем смысл песни Оксимирона «Неваляшка»?

На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал.

Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова — главный образ во всей поэме.

Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное — это бороться за счастье. На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет.

Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов — мужественный, сильный и храбрый герой.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека.

И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым.

Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье.

Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники».

Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака.

Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы.

Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя.

С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был.

В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви.

Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины.

Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Сочинение: "Народные заступники" в поэме "Кому на Руси жить хорошо" – Некрасов Н.А. Литература 19 века

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ставится важная общественная и философская проблема: «кому живется весело, вольготно на Руси?» Этой поэме Некрасов отдал 13 лет неустанного труда. Она отразила крестьянские радости и горести, стремления и надежды, жажду свободы и счастья.

Ученик Белинского, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своем творчестве мимо тех, кто отдавал свои силы борьбе за счастье народа. Просветить народ и научить его бороться за свои идеалы должны «народные заступники» — люди, усвоившие передовые идеи эпохи, посвятившие себя служению народу.

«Народным заступником» является в поэме Ермила Гирин — разбогатевший грамотный крестьянин, защищавший интересы своего класса. Эта фигура менее удалась поэту. Подлинным революционером, защитником народа является Гриша Добросклонов.

Гриша — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили Гришу с народом, определили его жизненный путь.

Уже в 15 лет Григорий твердо знал, кому посвятить жизнь, наметил высокую цель, решил бороться за счастье и свободу народа. Он знал, что «будет жить для счастия убогого и темного родного уголка».

Из двух дорог, которые открываются перед человеком, вступающим в жизнь, Гриша выбирает трудный путь, путь для сильных духом, для борцов за народное счастье.

В поэме звучит призыв Некрасова: «Иди к униженным, иди к обиженным — там нужен ты». Некрасовский революционер готовился отдать жизнь за то, чтобы «каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси». Сам народ из своей среды высылает на бой за освобождение от гнета лучших сынов. И Добросклонов верит в дело, которому отдал свои силы, мысли, идеалы и стремления.

Григорию «судьба готовила путь славный, имя гордое народного заступника, чахотку и Сибирь». Но его не пугают предстоящие испытания, лишения, гонения. Вера в то, что его дело не умрет, родина не погибнет, дает Грише «силы необъятные» для того, чтобы подняться на открытую борьбу против самодержавия, гнета помещиков, крепостнических устоев России.

Добросклонов свято верит в силу народа, его золотое сердце, спасенное в рабстве, видит, что народ пробуждается к борьбе. «Рать подымается — неисчислимая, сила в ней скажется — несокрушимая!» — утверждает Гриша в своей песне. Григорий — поэт, в своих стихах он говорит о назначении человека, в них звучит тема родины, гражданственности. Этим он напоминает самого автора поэмы.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов — борец за народное счастье, за народные интересы, борец за «униженных и обиженных».

Устами Григория Добросклонова Некрасов воспевал путь революционной борьбы, по которому идут «лишь души сильные, любвеобильные на бой, на труд за обойденного, за угнетенного», но на этом пути человека ждет подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит автор, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа, счастье родины.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Ссылка на основную публикацию