Образ Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Образ Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Кадр из ф/с «Гроза». Кабаниха — актриса Ольга Хорькова

Первая редакция пьесы значительно отличалась от окончательного варианта. А. Н. Островский планировал создать комедию. Одним из персонажей произведения была помещица Ксанфиппа Дуловна, превратившаяся впоследствии в Кабаниху.

Описание героя

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купеческая вдова, мать Тихона. Полусумасшедшая женщина, строго придерживающаяся архаических понятий и правил поведения.

Кабаниха является одним из «столпов» провинциального города. Она стремится сохранить в городском обществе давно устаревшие порядки: беспрекословное подчинение старшим, неприятие новых идей, деспотические отношения в семье и т. д.

Марфа Игнатьевна с презрением относится к молодым людям, которые «ничего-то не знают, никакого порядку». По ее мнению, первостепенное значение в жизни имеют обычаи времен Древней Руси, закрепленные в Домострое. Кабаниха уверена, что когда «старики перемрут» и «старина выведется», неизбежно наступит конец света.

 Главными жертвами властолюбивой старухи являются ее родной сын Тихон и его молодая жена Катерина. Марфа Игнатьевна каждый день с утра до вечера учит их жить. Часто она не может удержаться от ругани: «Дурак!».

Яркий пример воспитания Марфой Игнатьевной сына представляет собой сцена отъезда Тихона. Мать заставляет его прощаться с женой согласно строгому порядку, установленному в незапамятные времена. Кабаниха твердо убеждена в необходимости наставлений. Под ее диктовку Тихон произносит смехотворные приказания Катерине: «Не груби [свекрови]!», «В окны не гляди!», «Не заглядывайся на парней!».

Образ Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова

Кабаниха добилась полного подчинения Тихона своей воле. И без того слабохарактерный сын превратился в «тряпку».

Марфа Игнатьевна – очень ограниченная женщина со средневековыми представлениями об окружающем мире. Ее отношение к прогрессу наглядно продемонстрировано автором в сцене беседы с безумной странницей Феклушей. Купчиха полностью разделяет взгляды собеседницы насчет недобрых знаков, свидетельствующих о близости Апокалипсиса: «огненного змия стали запрягать», «время-то короче становится».

Роль героя в произведении

Марфа Игнатьевна символизирует косность и отсталость провинциального общества. В пьесе она играет роль властолюбивого тирана, требующего от окружающих полного подчинения.

Кабаниха разрушает счастье родного сына. По ее вине Тихон стремится любой ценой хоть ненадолго вырваться из «кандалов», забывая о любимой жене.

Грубость, бесконечные нотации и придирки Марфы Игнатьевны косвенным образом толкают Катерину на измену мужу. Тем самым молодая женщина выражает протест против жизни в доме Кабанихи: «Кабы не свекровь!.. стены-то даже противны».

В конечном счете Кабаниха виновна и в самоубийстве Катерины. Жена Тихона, успевшая ненадолго почувствовать себя свободной, уже не представляла себе, как будет жить дальше под гнетом злой и неуклонно сходящей с ума старухи.

Образ Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Развитие героя по мере сюжета

Марфа Игнатьевна отрицает само понятие развития. На протяжении всей пьесы она лишь находит подтверждение своим навсегда устоявшимся взглядам. Кабаниха «в штыки» воспринимает любое отклонение от правил. Ей смешно смотреть на отношения сына с женой, их поведение и поступки.

Марфа Игнатьевна не устает повторять, что люди должны руководствоваться в жизни заветами «предков»: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть…», «У старых людей на все приметы есть» и т. п. Признание Катерины в измене приводит к злорадному восклицанию Кабанихи: «Куда воля-то ведет! Говорила я…».

В самом финале Марфа Игнатьевна неожиданно впервые в жизни сталкивается с открытым «бунтом» Тихона: «Вы ее погубили!». Однако даже этот исключительный случай не может повлиять на старуху. Она зловеще говорит сыну: «Ну, я с тобой дома поговорю». Можно предположить, что Кабаниха сделает сыну хорошее «внушение» и навсегда отобьет у него охоту к сопротивлению.

Отношение автора к герою

В произведении нет открыто высказанного авторского мнения о героях.

Отношение Островского к Марфе Игнатьевне выражается через суждения других персонажей: «Хороша тоже и Кабаниха» (Шапкин); «ханжа… домашних заела» (Кулигин); «нашла место наставления читать» (Варвара); «сокрушила она меня» (Катерина). В этих метких характеристиках положительных героев пьесы писатель безусловно высказывает собственное мнение.

Образ Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Кадр из фильма-спектакля «Гроза». 1977

Экранизации

Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Марфы Кабановой исполнила актриса Лидия Сычева.

В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа Варвара Массалитинова.

Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Ольга Хорькова.

Список литературы

  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  3. Анастасьев, А. «Гроза» Островского / А. Анастасьев. — М.: Художественная литература. Москва, 2008.
  4. Ревякин, А. «Гроза» А. Н. Островского / А. Ревякин. — М.: Учпедгиз, 2013.
  5. Ревякин, А. И. «Гроза» А. Н. Островского: Пособие для учителей / А.И. Ревякин. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2005. «Гроза» А.Н.Островского // Литература в школе. 1984.
  6. А.И. Журавлева. «Гроза» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Характеристика Кабанихи (Гроза)

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении.

Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая.

Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно.

Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…». Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…». К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно.

По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор.

Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане.

Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так.

Читайте также:  Стихи про войну, которые трогают до слёз

Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Образ Кабанихи в пьесе Островского "Гроза": речевая характеристика, отношения с членами семьи

Главная > Литература > Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Мой мир

Оглавление:

  • Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой
  • Кабаниха в речи посторонних людей
  • Мнение о Кабановой членов ее семьи

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» — один из центральных. Она — вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство. Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою».

Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения.

Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Это интересно: что такое синекдоха, примеры в литературе.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость.

В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки.

Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы — сцена проводов сына Тихона. Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему — выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине — невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине, считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом. Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь.

Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди.

Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Это интересно: кто такой антагонист, значение слова?

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях — они научатся быть добрыми.

Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого.

Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле.

В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем.

Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов. По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова — неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой — свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Купчиха Марфа Кабанова не просто элемент картины нравов и быта провинциального городка, изображённого в драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Она одна из создателей удушающей атмосферы, которая губит всё яркое, сильное, здоровое в городе.

Атмосферы, которая убила Катерину, заставила бежать Варвару и Кудряша, унижает и мучает Бориса, не даёт реализоваться замыслам Кулигина. Характеристика образа Кабанихи — часть общей характеристики «тёмного царства», одним из столпов которого она является.

  • Семья
  • Марфа Игнатьевна и Катерина
  • Религиозность
  • Вывод

Семья

Марфа Игнатьевна Кабанова — глава купеческой семьи, мать двоих взрослых детей, вдова. Под её руководством сын Тихон ведёт прибыльную торговлю. Её присмотр обеспечивает покой, достаток и порядок в большом доме.

Казалось бы, пожилая женщина, отвечающая за благополучие семьи, умеющая справляться с нелёгким мужским делом в почти домостроевские времена, достойна всяческого уважения. Однако Кулигин, которому автор доверил ввести зрителей в обстановку действия, отзывается о героине совсем не почтительно: «Ханжа… домашних заела совсем».

Ещё до этого нелестного мнения зритель слышит, как Кудряш и Шапкин ставят Кабаниху в один ряд со скандалистом, пьяницей и самодуром Диким. Разница им видится только в том, что женщина делает «все под видом благочестия».

Сама героиня не сомневается в своих достоинствах и безупречном поведении.

Не забывает напоминать об этом лишний раз, а свой конфликт с окружающими объясняет тем, что «не очень-то нынче старших уважают»: молодое поколение, вопреки вековым традициям, не почитает родителей.

Придирки Марфы Игнатьевны объясняются её требованием благочестивого поведения. Хотя от домашних она не видит примеров грубой непочтительности, непослушания, недовольства, Кабаниха переносит на них вину за всё поколение и постоянно упрекает в том, чего они не делали.

Неудивительно, что такое отношение к родным создаёт атмосферу безысходности: как ни старайся, а будешь виноват, придётся расплачиваться за чужие грехи. Присущие Кабановой замашки тирана в полную силу развились в отсутствии более сильной натуры.

Чтобы постоянно подтверждать своё право подавлять волю окружающих, ей нужно внушать им и себе, что они недостойны другого отношения, слабы, лживы, аморальны. Марфа Игнатьевна не видит, что она давно потеряла дочь, научившуюся исподтишка, обманом добывать себе свободу.

Даже скромная Катерина убегает по ночам не от мужа к любовнику, а, скорее, из тюрьмы на волю. Внезапно накатившая любовь лишь обострила ей постоянное горячее стремление к свободе. Тихон, даже понимая неизбежность расплаты, пользуется отлучками из дома, чтобы уйти в запой.

После смерти Катерины даже это забитое создание находит в себе силы крикнуть в лицо матери: «Вы её погубили!»

Марфа Игнатьевна и Катерина

Основное противостояние пьесы не укладывается в привычную схему «две хозяйки у одной плиты». Молодая сноха не пытается потеснить главу семьи, все требования свекрови выполняет беспрекословно. Но Кабанихе мало внешнего подчинения.

Ей нужно завладеть душой Катерины, лишить её независимости во всём: в мыслях, в чувствах, в желаниях. Даже прощаясь с мужем, молодая женщина должна проявлять эмоции по регламенту. Обнять мужа нельзя («Не с любовником прощаешься!»), нужно покорно поклониться в ноги и повторить вслед за свекровью унизительное обещание.

Вступая в брак, Катя, как религиозная и чувствительная девушка, конечно, всем сердцем хотела полюбить своего мужа. И она смогла бы это сделать: безответный, постоянно обижаемый матерью, слабый, мягкотелый и не злой Тихон, мог вызвать в добросердечной девушке любовь, хотя бы из жалости.

Но Кабаниха не даёт молодожёнам ни единого шанса. Купчиха подавляет любой намёк на живое чувство. Катерине, привыкшей жить сердцем, это особенно невыносимо.

Читайте также:  Краткий анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский)

Религиозность

Марфа Игнатьевна постаралась, чтобы её набожность была известна всему городу: щедро жертвует нищим, привечает странниц. Но это благочестие внешнее. Недаром в доме Кабановых Катерина утрачивает способность истово, со слезами счастья на лице молиться, вдохновившись красотой мира, в благодарность создателю всего сущего.

Бог Кабанихи больше напоминает сурового надсмотрщика. В этом она не отличается от главного мракобеса города — полусумасшедшей барыни. В остальном ее религиозность обусловлена страхом перед любыми нововведениями (железная дорога, например) и узостью кругозора.

Все сведения о мире она черпает из рассказов странниц, например, Феклуши, которая прогресс в технике представляет делом какой-то нечистой силы. Для маленького мира, где властвует Кабанова, всё незнакомое представляется опасным, враждебным, любая новизна угрожает её силе.

Поэтому настоящая основа её набожности не восхищение гармоничностью и разнообразием божьего света, как у Катерины, а самое тёмное суеверие и страх перед будущим.

Вывод

Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — это не просто персонаж, антагонистичный главной героине драмы. Это характер, олицетворяющий саму суть мракобесного, лицемерного, подавляющего всё живое, убивающего всё свободное «тёмного царства».

Характеристика образа Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) из пьесы «Гроза»

«Луч света в темном царстве»… Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» был и остаётся одним из самых значимых образов литературных героев в школьной программе.

В то же время характеристика образа Кабанихи не менее интересна и актуальна.

Властность и нетерпеливость, цинизм и лицемерие, хладнокровие и расчётливость — этот неполный перечень качеств, свойственных Кабанихе, можно найти во многих людях и в современном обществе. Давайте разберёмся, кто же такая Кабанова Марфа Игнатьевна.

Семейный тиран-деспот

Богатство и состояние, полученное по наследству, но, по большей части, сделанное путём жестокой эксплуатации подчинённых работников, превратило Кабаниху в деспота, не принимающего никаких отказов от её приказаний. Хотя всем своим поведением она старается показать терпимое отношение к окружающим её людям, на самом деле она им не сочувствует.

Эта героиня — типичная представительница купечества середины XIX века. Жесткость и непоколебимость характера позволяет ей вести своё хозяйство твёрдой рукой.

Придёт время, и такие Кабанихи постепенно начнут вытеснять дворянство из их высокого положения, создавая предпосылки для образования промышленных магнатов, стремящихся взять бразды правления в свои руки.

Деспотизм Кабановой начинает проявляться с первых же явлений пьесы и проходит красной нитью до конца произведения.

Жестокость и грубость этой женщины постепенно приводит к разрушению семейных уз, которые она пытается укрепить путём унижений и оскорблений и Катерины, своей снохи, и Тихона, родного сына. Деспотичные люди никогда не сомневаются в своей правоте.

Кабаниха грубо вмешивается в отношения Катерины и Тихона, приказывая сыну как можно жёстче обращаться с женой, даже побуждая к рукоприкладству. Таким образом, она ставит непреодолимые преграды для тёплых чувств в отношениях Катерины и Тихона.

Кабаниха говорит сыну: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Она приказывает сыну ругать Катерину, даже если для этого нет никакого повода.

По её мнению жена должна бояться мужа: «Тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет?» Тихон не смеет ослушаться матери, боясь её гнева, он всячески скрывает свои тёплые чувства к Катерине, предпочитая её общество общению с купцом Савелом Прокофьевичем Диким.

Не мудрено, что с появлением в Калинове достойного любви и уважения человека в лице Бориса, Катерина влюбляется в него. С ним связаны её мечты о счастье и свободе. Свободолюбие героини выражается в мечтах о полёте, и она, в конце концов, осуществляет это, бросившись с высокого утеса в Волгу, когда дальнейшая жизнь потеряла для неё всякий смысл.

Консерватизм

Консерватизм Марфы Игнатьевны проявляется в нежелании принять новое. Она не понимает, что по-старому уже жить нельзя, перемены грядут и они неотвратимы.

Уверенность в том, что только с возрастом люди становятся мудрее, молодым такое не дано, она утверждает словами: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают». Поэтому дети всегда должны кланяться родителям в ноги, муж — отдавать приказы жене.

По её мнению молодые невоспитанны, не знают ничего и становятся причиной разного рода беспорядков.

Марфа Игнатьевна играет на публику, стараясь казаться в глазах общества добродетельной и благородной. Однако эта добродетельность ограничивается подачей милостыни, которая идёт не от чистого сердца.

Все знают, что её доброта и щедрость показные.

Кабаниха хочет казаться набожной женщиной, но её религиозность также напускная, потому что она пренебрегает основными законами Божьими по отношению к окружающим людям.

Сложные отношения с родственниками

Все три близких родственника Кабанихи находятся под домашней кабалой и терпят постоянные унижения и оскорбления. Сын Тихон никак не достигнет самостоятельности, вынужден всегда и во всём слушаться матери.

Постоянная опека со стороны матери приводят к тому, что он не может даже как следует выразить свою любовь к жене, хотя любит её искренне. Такая зависимость от матери постепенно приводит к ослаблению чувств между супругами.

В конце концов, от любви не останется и следа.

Дочь Варвара решила вопрос взаимоотношений с матерью кардинально. Она научилась пускать пыль в глаза матери и до поры до времени пользуется этим. Когда их взаимоотношения доходят до крайней степени враждебности, она сбегает из дому.

Заключение

Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» олицетворяет собой прослойку общества, которая сложилась в России в середине XIX века.

Хотя этот образ состоит только из негативных качеств, он позволяет увидеть недостатки старого строя, который постепенно изживает себя. Кардинальными методами эти порядки сохранить становится невозможным, общество нуждается в новых отношениях.

Об этом повествует автор в своей пьесе, да и вся прогрессивная часть общественности начинает бить во все колокола, требуя перемен.

Характеристика Кабанихи из пьесы "Гроза"

Александр Николаевич Островский написал не мало хороших произведений, но самым его удачным является пьеса  «Гроза». Пьеса раскрывает перед нами всю социально-бытовую жизнь одной купеческой семьи.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

Главная героиня пьесы Кабаниха, предстаёт перед нами в отрицательном образе и является главным деспотом и тираном в этой семье. Она не имеет ни одной положительной черты характера, пытается подчинить всех своей воли и навязать свою точку зрения. Героиня не вызывает у читателей положительных эмоций, а лишь поражает насколько злым и циничным может быть человек.

Краткая характеристика

Женщина с характеризующей её Фамилией- Кабанова, очень злая и противная. Она выступает в пьесе, как глава семьи и это даёт ей полную власть над всеми, кто живёт с ней под одной крышей. Она считает, что именно так и должно быть в семье.

Марфа Кабанова уверена, что если её не будут бояться, то она потеряет авторитет. При этом, женщина истерична, постоянно находится в дурном настроении и вечно всем недовольна. Её раздражают окружающие её люди.

Марфа Игнатьевна считает, что её сын, после женитьбы, не испытывает к матери любви и тепла и за это она возненавидела невестку. Кабаниха корит его за то, что он стал тряпкой, женившись. Она даёт молодым советы и нравоучения, тем самым лезть в их семейную жизнь.

Подробный образ и характеристика Кабанихи

Внешность

Островский не даёт чёткого описания внешности Марфы Кабановой, он отдаёт предпочтение охарактеризовать её внутренне. Но, читая пьесу, у читателей складывается образ этой женщины.

Единственное на что приходится ориентироваться, это то, что писатель говорит, о том, что Кабанихи чуть больше 40 лет. Но она представляется старой, почерневшей от злобы, старухой. Такую её и изображают при постановка пьесы в театре.

Злоба не красит человека, ни внутренне , не внешне. Именно по этому Кабаниха представляется сморщенной, с глубокой морщиной на лбу, от хмурого взгляда, женщиной. Но учитывая её самооценку, величие и положение в обществе, скорее всего, Марфа носит большое количество украшений и красивые наряды. Женщина выглядит старше своего образа и не вызывает никаких положительных эмоций.

Противоречивость в образе Кабанихи

Островский описывает Марфу Кабанова как глубоко верующего человека. Она постоянно ходит в церковь и часто упоминает Бога при разговоре.

Но чем больше мы знакомимся с главной героиней, тем больше становится ясно, что вся её вера- лишь маска. Она, хоть и считает себя на одной, при этом не придерживается Божьих законов.

Поведение Кабанихи говорит о противоположности её христианской веры. Верующий человек, никогда не за думается о самоубийстве, но Кабаниха совершает его в конце пьесы. Судя по её отношению к окружающим, верующей женщиной её назвать никак нельзя.

Марфа старается быть доброжелательной и любезно в глазах окружающих, но своих детей и невесту не уважает, не любит и изводит. Лицемерие- главный признак, который присущ Кабанихи.

Читайте также:  Отзыв о произведении «барышня крестьянка» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Характеристика личности

Кабаниха, она же Марфа Игнатьевны Кабанова—богатая вдова, купчиха. В обществе она ведёт себя, как настоящая дворянка, но на деле она жестокая и жутко вредная женщина.

Марфа Игнатьевна через чур консервативна. Она считает, что все должны жить по старым законам и традициям. Её возмущает, когда окружающие н разделяют с ней взглядов на жизнь.

Женщина бессердечна, она не испытывает ни к кому сострадания, даже к собственным детям. Она ненавидит свою невестку и даже предлагает сыну закопать её в землю живой, в одной из сцен.

Однако, женщина не считает себя деспотичный. Она уверена в своей правоте и доброте по отношению к окружающим. Оправдывая себя материнской любовью и заботой, она не замечает, как изводит тех, с кем живёт. Кабаниха убивает волю и способность к сопротивлению у своей семьи, объясняя это тем, что заботится о них.

Семья и отношение к родным

Марфа Игнатьевна—мать двоих детей Варвары и Тихона. Её не заботят чувства близких и жалости к детям Кабаниха не испытывает. Из-за её взглядов на жизнь, женщина часто унижает уже взрослых детей, делает им колкие замечания и лезет в личную жизнь.

Её сын Тихон полностью оправдывает свое имя. Он тихий и почти не заметный в этой семье. Мать считает его слабо характерным, за что постоянно ругает. Мужчина не решается перечить матери. Тихон женат на Катерине. Кабаниха тиранит сноху больше всех. Ещё у Марфы есть дочь Варвара.

Кабаниха и к ней не испытывает тепла и материнской Нежности. Женщина держит всю семью в страхе и не допускает критики её собственного мнения. Всё живут по законам матери.

Мнение о персонаже членов ее семьи

Члены семьи помимо того, что боятся мать и не смеют перечить её слову, так же не испытывают к ней любви. Тихон, угнетённый давлением матери, в конце пьесы публично встанет против неё и об винит в смерти жены. Дочь настолько привыкла к характеру матери, что уже не обращает внимания на колкие замечания и унижения ее стороны.

Она тайно встречается ночами с любимым и в конце не задумываясь сбегает с ним. Она врет матери и поэтому Кабаниха ласкова с ней, думая, что дочь прислушиваться к ней. Катерина—сноха Марфы Игнатьевны, искренне любила Тихона, но и она не выдерживает унижений со стороны свекрови и признается в чувствах к другому человеку.

Но свекровь настроена уничтожить девушку и та кончает жизнь самоубийством. В чем опять же Тихон обвиняет мать.

Отношение купчихи к окружающим

На людях Кабаниха проявляет себя как доброжелательной женщиной.

Кабаниха даже пускает переночевать странников, что бы оставаться в глазах окружающих доброй и приветливой. Она не показывает своего отношения к окружающим, но все это напускная доброта. Марфа Игнатьевна считает себя выше и умнее всех. Для неё не существует другой точки зрения, кроме собственной.

У женщины имеется друг- Дикий. Именно с ним она снисходительна и добра. Все потому что характеры у людей схожие и они одинаково смотрят на этот мир. Оба героя пьесы не терпят критики и властвуют над окружающими их людьми. Именно по этому у них есть общие интересы.

Речевой образ

Кабаниха любит поучать окружающих. Она часто использует в речи поговорки, пословицы. Женщина часто повторяет одно и тоже, тем самым давит на того, с кем ведёт диалог. Чаще всего под её командованием оказывается Тихон. Перед сыном она разыгрывает обиженную, обездоленную мать, которую забыл сын, ради жены, что делает Тихона безвольным.

Кабаниха часто говорит о грехах, при этом совершенно не соблюдая христианских норм поведения. Сама женщина признается, что тоже грешит, но из благих целей и любви к детям.

Цитатная характеристика

Многие цитаты позволяют лучше узнать героев пьесы.

«Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней»

— эта фраза Кабанихи даёт понять насколько она властная и грозная женщина.

«Ломаться- то нечего! Должен исполнять, что мать говорит», « Маменька-то у вас больно крута»

— характеризует Кабанихи как строгую и непоколебимую.

Кабаниха—лицемерна и двулична:

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, домашних заела совсем»

Своей деспотичностью Кабаниха держит в страхе всю семью и особенно сына:

«Я, кажется, маменька, без вашей воли ни на шаг». При этом она ревнует сына к его жене: «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли теперь, у тебя жена холостая»

Женщина добивается того, что бы молодые чтили стариков, в особенности её саму:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет»

Кабаниха осторожна в словах, но при этом из её фраз легко можно распознать сущность женщины.

Сочинения

Как Кабаниха способствовала суициду Катерины

Кабаниха и её сноха Катерина—два абсолютно противоположных во взглядах человека. Катерина вызывает положительные эмоции у читателя, чего не скажешь о Кабанихе. Катерина чистая и безгрешная девушка. Её кончина не вызывает сомнений, что этому способствовала её свекровь.

Катерина, доведенная постоянными придирками, унижения ми, оскорбления и, просто не в силах поступить иначе, кроме как покончить жизнь самоубийством. Прежде она признается Тихону в чувствах к другому мужчине.

И если Тихон готов принять эту новость, то Марфа Игнатьевна готова уничтожить невестку. Она испытывает к ней огромную ненависть. Катерине негде искать защиты и девушка решается на отчаянный шаг. Тихон обвиняет мать в смерти жены, и это становится первым протестом против матери.

Проблема конфликта отцов и детей, отраженная в образе Марфы Игнатьевны

В пьесе «Гроза» в роли отцов выступают Дикий и Кабаниха. Они не понимают младшего поколения и никогда не пойдут на встречу своим близким. Они не допускают неуважения и требуют постоянного подчинения себе.

Дети для Кабаниха не желала простого уважения к своей персоне, она требовала от детей и снохи подчинения. Мнения во взглядах расходятся. Марфа Игнатьевна требует соблюдения уставов предков, а дети, особенно Варвара не видят необходимости жить по законам предков. В этом и состоит главный конфликт между поколениями. Но при этом дети не смеют перечить матери.

Характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»

Дикий и Кабаниха потому и дружат, что полностью соответствуют друг другу. Дикий купец, как и Кабаниха. Оба они агрессивные, злые и не терпят критики. Их черты характера очень похожи. Оба они не образованные, но при этом считают себя умнее окружающих. И Дикий, и Кабаниха придерживаются старого укладка жизни.

Дикий часто жалуется Кабанихи на свою семью. Оба героя держат в страхе всех членов семьи.

Мужчина и женщина обожают находиться в центре внимания и чувствовать власть над окружающими. Не единый человек не решается почти против слова этих двух персонажей. И Дикий, и Кабаниха обожают деньги. Дикий даже не выплачивает заработанные деньги крестьянам и лишает племянника собственного наследства.

Но при этом они имеют некоторые различия. Дикий не скрывает то, что происходит в его семье и не боится мнения посторонних людей. Кабаниха старается держаться в глазах людей и скрывает свое отношение к семье. Но Дикий признает свои ошибки и в отличает от Кабанихи осознает, что ведёт себя не правильно.

Критика об образе

Можно выделить множество негативных качеств в Марфе Игнатьевне. Эта женщина настолько деспотична, что не понимает всей трагичности происходящего. Кажется, что Кабаниха не понимает, что подчиняет себе живых людей, тем более родных детей и сноху.

Ей плевать на то, что чувствуют и думают её близкие, ей ближе только собственное чувство достоинства. Кабаниха добивается, что бы дети не имели собственной воли и следовали только домострою. При этом сама наставляет их на правильный, по её мнению, путь.

Женщина доводит абсолютно каждого члена семьи и остаётся совсем одна. Ей больше некого учить и наставлять. А как жить человеку, который всю жизнь этим и занимался. И тогда для Марфы Кабановой гремит её Гроза.

Отзывы и личное отношение читателей к Марфе Игнатьевой

Марфа Кабанова вызывает только негативные чувства. Нельзя понять эту женщину ни с человеческой стороны, ни с материнской. Непонятно почему женщина так ненавидит свою семью.

Но на самом деле существует две стороны. Деспотичная женщина не поддаётся никакой жалости. Она вызывает только неприязнь и отрицательные эмоции. Но с другой стороны, может ли быть счастливая женщина на тол ко злой и агрессивной? Возможно её характер, это всего лишь её особенность.

Но жизнь вдовы, которая воспитывала двоих детей одна, не назовёшь лёгкой и радостной. Возможно, такое поведение—результат её нелёгкой судьбы. Но тем не менее читателю навязывается сугубо отрицательное мнение о главной героине.

Ссылка на основную публикацию