Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

Главная страницаМертвые Души

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)
Манилов.
Художник П. Боклевский

Помещик Манилов является одним из ярких персонажей поэмы “Мертвые души” Гоголя. Это первый помещик, к которому заезжает господин Чичиков с целью купить “мертвые души”.

Господин Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Подробное описание самого Манилова, его усадьбы, крестьян и семьи можно найти во 2-ой главе произведения.

Ниже представлена цитатная характеристика Манилова в поэме “Мертвые души”, описание характера и внешности героя.

Смотрите:

– Все материалы о Манилове
– Все материалы по поэме “Мертвые души” 

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)
Манилов.
Художник П. Боклевский

Помещик Манилов является мужчиной средних лет:
“…Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой…”
О внешности Манилова известно следующее:

“…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…” 

“…с господином в медведях, крытых коричневым сукном, и в теплом картузе с ушами…” 

“… хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке…”

“… На взгляд он был человек видный…”
У Манилова глаза “сладкие, как сахар”:

“…имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся…”
У господина Манилова приятная, “заманчивая” улыбка:

“… сказал с приятною улыбкою Манилов…”

“…Он улыбался заманчиво…”
Приятное лицо Манилова отличается чрезмерной приторностью и слащавостью:

“… сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…” 

“…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…”
Когда Манилов улыбается или смеется, он жмурит глаза так, что иногда их совсем не видно:

“…имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся…” 

“… с улыбкою и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем…” 

“… У Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли…”
Помещик Манилов является офицером в отставке:

“… куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии…”

Господин Манилов уже 8 лет женат. Он и его супруга Лизанька очень счастливы в браке:

“”Лизанька”, сказал Манилов с несколько жалостливым видом: “Павел Иванович оставляет нас!”” 

“Жена его… впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь…”

“Словом, они были то, что говорится счастливы.”

У Манилова и его супруги растет двое сыновей – Фемистоклюс и Алкид. Судя по всему, помещик дал сыновьям такие необычные имена, чтобы выделиться из толпы:

“Фемистоклюс!” сказал Манилов, обратившись к старшему…” 

“Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…” 

Господин Манилов – скромный, деликатный и образованный человек, по мнению его бывших сослуживцев:

“…в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером…”
Манилов – обходительный и учтивый человек:

“… с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым…”

“…Манилов будет поделикатней Собакевича…” Господин Манилов – человек, которых много на свете. Он ничем не выделяется из массы других помещиков:
“…господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою…”
На первый взгляд, Манилов может показаться приятным и добрым человеком, но общение с ним навевает смертельную скуку:

“…В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.”

“…В оборотах самых тонких и приятных он рассказал…” 
Господин Манилов – человек без какого-либо характера. По словам автора, Манилов – человек “так себе”, “ни то ни се”:

“…Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова…”

От Манилова не дождешься живого слова и какого-то задора:

“От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор […] словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было.”
Господин Манилов – неразговорчивый человек. Свободное время Манилов проводит в размышлениях о чем-то:

“Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно.” 

“…вошел он в комнату, сел на стуле и предался размышлению… Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда. …И далее, наконец, бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать…”
По словам самого Манилова, он немного глуховат (“туг на ухо”):

“… я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово…” (Манилов о себе)
Известно, что у Манилова чистый и красивый почерк, что в очередной раз почеркивает “приятность” этого героя:

“…подивился чистоте и красоте почерка. – Славно написано… не нужно и переписывать…” (Чичиков о почерке Манилова)
Манилов – ленивый помещик. Он мало занимается хозяйством в своей усадьбе Маниловка. Дела в его имении идут сами собой:

“Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…”

Манилов не ведет учет умершим крестьянам, что говорит о его безразличном отношении к своему хозяйству:

“… я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло…” 

Господина Манилова не волнуют житейские проблемы. Он и его жена не обращают внимания на то, что их кухарка бестолково расходует еду, ключница ворует, а слуги пьют и ленятся:

“Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо.”

Вот уже несколько лет ленивый Манилов не может заказать обивку для двух кресел. Все эти годы кресла, обтянутые рогожей, портят вид в гостиной. Ни Манилова, ни его жену это не смущает:

“В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: “Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы”.”

Уже 8 лет Манилов не может купить мебель для одной из комнат. И дело, конечно, не в бедности героя, а в его безразличии к этому вопросу:

“В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: “Душенька, нужно будет завтра похлопотать чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель”.” (Манилов женат уже 8 лет)
Известно, что Манилова читает одну книгу вот уже 2 года:

“В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года.”
Господин Манилов хорошо обращается со своими и чужими крестьянами, а также с учителем своих детей (в отличие, например, от госпожи Простаковой в пьесе “Недоросль”):

“Тут Манилов с такою же любезностию рассказал дело кучеру, и сказал ему даже один раз: вы.” (о Манилове и кучере Чичикова)

“… Учитель […] Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение…” (об учителе детей Манилова)

Манилов – доверчивый, наивный человек. Он не подозревает, что его крестьяне обманывают его:

“Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил “Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать” “ступай”, говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.”
Господин Манилов – гостеприимный, радушный хозяин:

“… По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более…”
Манилов ведет себя заискивающе с людьми, которые ему интересны (например, с Чичиковым):

“… в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства…”
Господин Манилов восхищается своим новым знакомым Чичиковым и расточает ему всяческие комплименты:

“…я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!..” (Манилов Чичикову) 

“… я, конечно, не мог получить такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении; не имею высокого искусства выражаться… ” (Манилов о себе и Чичикове) 
Любезный Манилов отдает Чичикову свои “мертвые души” бесплатно и даже берет на себя расходы за оформление документов (“купчей”). Этим Манилов надеется сделать приятное своему новому приятелю и укрепить дружбу:

“…я предаю их вам безынтересно и купчую беру на себя…” (Манилов – Чичикову) Такова цитатная характеристика помещика Манилова в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание характера и внешности героя.

Читайте также:  Оправдывает ли цель средства?

Смотрите:

Все материалы о Манилове
Все материалы по поэме “Мертвые души” 

Образ Манилова из поэмы Мёртвые души

Поэма «Мертвые души» написанная Гоголем считается одной из лучших его работ. Читая данное произведение можно встретить такого героя, как помещик Манилов. Этот персонаж вызывает интерес у читателя.

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

Краткая характеристика Манилова

Помещик Манилов – яркий герой в галерее персонажей гоголевской поэмы. Прямая характеристика Манилова из “Мёртвых душ” занимает у автора всего один абзац, но дом, обстановка и диалоги героя с Чичиковым прорисовывают каждую чёрточку характера и натуры помещика с непревзойдённым мастерством.

Манилов – человек в самом расцвете сил. Он добродушно и часто улыбается так, что его глаза прятались и их было практически не видно. Манилов имеет светлые волосы и голубые глаза, внешне он довольно приятен.

В общении помещик любезен и учтив. Он имеет привычку щуриться. В одежде и внешнем виде у Манилова нет каких-либо ярких особенностей, он не выделяется из общества ничем: ни видом, ни характером.

В целом, Манилов не имеет никаких ярких отрицательных качеств, но его лень, аморфность, безразличность делает его неинтерсным, скучным, потерянным, отставшим о жизни.

Образ и характеристика Манилова

Манилов живет на полную ногу и в комфорте. Также он целый день тратит на свои мечты, они не покидают его голову. Данные мечты ничего хорошего собой представляют. Такая жизнь ведет к беспорядку в доме и на участке. Крепостные стали ленивые и не покорные. Но, Манилов не посвящает себя в бытовые дела, всем управляет приказчик.

Манилов довольно молчаливый человек, он только и думает целый день, как воплотить в жизнь свои мечты. У помещика есть жена, которую он не разлюбил за 8 лет брака. Женщина посвящает себе воспитанию детей. Кстати звать их довольно странно для России, Фемистоклюс и Алкид.

Когда Манилов впервые с кем-то знакомится, люди просто поражены манере его общения. Он очень культурен и приятен, он нравится людям. Помещик старается не смотреть на негативные качества людей, он замечает только хорошие. Бывали случаи, что своими хорошими манерами общения и поведение он раздражал людей. Иногда он просто «перегибал палку».

Человек этот практически ничем полезным не занят. Манилов любил проводить время в своей комнате и мечтать. Или просто размышлять о чем-то. Кабинет его был совсем не для работы.

Помещик читал одну и ту же книгу в течении двух лет, в которой лежала закладка на одной странице. С Людьми он специально, даже излишне приятен. Он может обсыпать людей комплиментами и любезностями, но, по сути, его речь пустая и не имеет никакого интереса.

Изначально складывается впечатление, что перед вами очень приятный человек. А далее он быстро гаснет и становится довольно скучным. Помещик не умеет высказывать свои мысли, да в принципе у него и нет своего мнения.

Человек довольно прямолинейный и в каком-то смысле мертвый душой. Персонаж очень серый и не имеющий характера, он даже не имеет каких-то особенных умений и склонностей.

Данного героя окружают вещи, которые вообще не имеют никакого толку. Это говорит о том, что помещик относится к жизни безразлично. Дом всегда открыт на распашку, хочешь заходи, хочешь выходи.

Подытожим. Автор заостряет внимание читателя на внутреннем мире Манилова. Его душа пуста и ничтожна. А прикрыта она праздной жизнью и чрезмерными приятными манерами. Данный герой не имеет практически нечего плохого, но в нем нет ничего и хорошего.

Гоголь не дает шанса этому герою произведения как-то поменяться или переродится. Этот человек по сути своей пустое место, поэтому и меняться в нем просто нечему. Данный персонаж передает поведение некоторых людей в реальной жизни, которые только и занимаются тем, что мечтают не пойми о чем.

Сочинение про Манилова

Манилов — один из пяти помещиков произведения Гоголя “Мертвые Души”. Каждый помещик описан в книге по убывающей черте человечности, первый в которой Манилов, сумевший сохранить в себе некоторые аспекты привлекательности.

Каждый помещик парадирует человеческие грехи: лень, корысть, мошенничество, лицемерие, нелепость и прочие. Манилову пришлось взять на себя роль мечтателя, мысли которого всегда возвышены над облаками, никогда не спускавшиеся на землю.

Манилов отставной офицер приятной наружности, который ведет праздничный образ жизни: он ленив и нелеп, безответственен и чрезмерно мечтателен. Ему комфортно в своей обстановке.

Он постоянно курит длинную трубку, воспитывает двух сыновей и все ещё любит жену за восемь лет супружеской жизни. Первое впечатление о нем благоприятное.

Благодаря воспитанию он видит в людях только приятное, отчего показывается крайне слащавым и легкомысленным.

Он приятен в общении, поскольку использует чрезмерно “сладкие” речи, чтобы угодить своему собеседнику. Манилов любит погружаться в свои мечтания с утра до вечера, из-за чего создается образ “маниловщины”. Жизнь вокруг замирает настолько, что книга уже два года лежит открытой на одной и той же странице.

Манилов мечтает создать высокую надстройку над поместьем таким образом, чтобы было видно всю Москву. Однако при этом же забывает о управлении хозяйством, из-за чего поручает его приказчику. В свою очередь, и он особо не волнуется о жизни крестьян. В конце концов, двести крестьянских изб выживают как-то сами по себе, отдавая себя на произвол судьбы.

Манилов бескорыстен. Кроме мечтаний, он часто молчит, или же курит свою любимую длинную трубку. Он не следит за своими крестьянами, вследствие чего даже не может ответить на вопрос о числе жертв Чичикову. Манилов решает отдать души крестьян бесплатно, так как удивляется намерениям гостя и тому, что тот желает взять за несуществующий товар настоящую цену.

Манилов в поэме Гоголя

Манилов – первый помещик, с которым Н.В. Гоголь знакомит читателя. При этом его образ можно считать центральным, он лучше всего запоминается. Автор мастерски создает характеристику героя.

Когда Чичиков только въезжает в Маниловку, создается впечатление уютного дома, приятных и радушных хозяев. Все так и веет гостеприимством и даже уютом. Но, пробыв в этом доме какое-то время, становится душно, противно, хочется оттуда сбежать вместе с главным героем.

Первоначально складывается приятный образ умного и интеллигентного человека, но потом собеседнику открывается его пустота, посредственность, пошлость. С барином становится неинтересно, приторно, тошно ведь Манилов никогда не имеет своего мнения, а лишь поддерживает светскую беседу выученными общими фразами.

Изначально Манилов кажется собеседникам милым, приятным и добрым человеком, но общение с ним вызывает скуку смертную. В его речах нет задора, индивидуальности, живого слова. При этом беседы его заискивающие, он отчаянно ищет расположения собеседника. Герой испытывает к Чичикову восторженную симпатию.

У помещика достаточно приятная внешность. Он не стар, белокур, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Одевается дорого, хоть и безвкусно. И на первый взгляд, это видный мужчина. Его глаза «сладкие как сахар» с милым прищуром, особенно, когда смеется. Такой же сладкой и манящей была улыбка героя.

Вообще в описание героя очень много «сахара». В чертах лица, мимике, выражениях и беседах. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «Являл в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное».

Мужчина уже 8 лет женат. Любит свою супругу Лизу. И она мужем очень довольна. Они трогательно и нежно приносят друг другу кусочки фруктов, конфетки и прочие вкусности. Общаясь при этом совершенно приторными голосами, что вызывает у читателя отвращение или смех. Дети их названы совершенно странными и вычурными именами: Фемистоклюс и Алкид. А воспитанием их занимаются слуги.

Большинство знакомых считают Манилова скромным, воспитанным, деликатным, сердечным и образованным человеком. Отчасти, это действительно так. В сделке с Чичиковым он ведет себя бескорыстно в материальном плане. И даже юридические издержки берет на себя. Но его выгода в том, что ему приятно быть полезным Чичикову, это льстит помещику.

Характер героя определить трудно, он, что называется ни то, ни се. Но детали, прописанные автором, достаточно красноречивы. Манилов никогда не доводит дела до конца. А чаще их и вовсе не начинает. А только грезит о том, что хорошо бы сделать. Строит планы, которые никогда не осуществит.

Одним из таких мечтаний становится мост, о котором каждый гость Маниловки слышит по нескольку раз. На столе у хозяина лежит пыльная книга, открытая много лет на одной и той же странице. Мебель обтянута дорогим иностранным сукном, на, правда, его на все предметы не хватило.

Маниловщина – это ложная идиллия, утопия своего рода. И она затягивает, если вовремя из нее не вырваться. Поэтому из поместья так хочется сбежать, поскорее уехать, пока еще есть силы бороться.

Описание образа с цитатами

  • Помещик Манилов является мужчиной средних лет. О внешности героя известно следующее:
  • “…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…” 
  • “…с господином в медведях, крытых коричневым сукном, и в теплом картузе с ушами…” 
  •  “… хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке…” 
  • “… На взгляд он был человек видный…” 
  • У Манилова глаза “сладкие, как сахар”:
  • “…имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся…” 
  • У господина Манилова приятная, “заманчивая” улыбка:
  • “… сказал с приятною улыбкою Манилов…” 
  • “…Он улыбался заманчиво…” 
  • Помещик Манилов является офицером в отставке:
  • “… куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии…” 
Читайте также:  Краткое содержание произведения «антоновские яблоки» по главам (и. бунин)

Господин Манилов уже 8 лет женат. Он и его супруга Лизанька очень счастливы в браке. У них растет двое сыновей — Фемистоклюс и Алкид. Судя по всему, помещик дал сыновьям такие необычные имена, чтобы выделиться из толпы:

  1. “Фемистоклюс!” сказал Манилов, обратившись к старшему…” 
  2. “Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…” 
  3. Господин Манилов — скромный, деликатный и образованный человек, по мнению его бывших сослуживцев:
  4. “…в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером…” 
  5. Манилов — обходительный и учтивый человек:
  6. “… с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым…” 
  7. “…Манилов будет поделикатней Собакевича…” 
  8. Господин Манилов — человек, которых много на свете. Он ничем не выделяется из массы других помещиков:
  9. “…господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою…” 
  10. На первый взгляд, Манилов может показаться приятным и добрым человеком, но общение с ним навевает смертельную скуку:

“…В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.” “…В оборотах самых тонких и приятных он рассказал…” 

Господин Манилов — человек без какого-либо характера. По словам автора, Манилов — человек “так себе”, “ни то ни се”:

“…Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова…” 

Манилов — ленивый помещик. Он мало занимается хозяйством в своей усадьбе Маниловка. Дела в его имении идут сами собой. Он не ведет учет умершим крестьянам, что говорит о его безразличном отношении к своему хозяйству:

“… я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло…” 

Господина не волнуют житейские проблемы. Он и его жена не обращают внимания на то, что их кухарка бестолково расходует еду, ключница ворует, а слуги пьют и ленятся:

“Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов.

Зачем, например, глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо.” 

  • Господин Манилов хорошо обращается со своими и чужими крестьянами, а также с учителем своих детей:
  • “Тут Манилов с такою же любезностию рассказал дело кучеру, и сказал ему даже один раз: вы.
  • ” (о Манилове и кучере Чичикова) “… Учитель […] Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение…”
  • Манилов — доверчивый, наивный человек. Он не подозревает, что его крестьяне обманывают его:
  • “Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил “Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать” “ступай”, говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.” 
  • Господин Манилов — гостеприимный, радушный хозяин:
  • “… По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более…” 
  • Он ведет себя заискивающе с людьми, которые ему интересны (например, с Чичиковым):
  • “… в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства…” 
  • Помещик восхищается своим новым знакомым Чичиковым и расточает ему всяческие комплименты:

“…я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!..” (Манилов Чичикову) 

  1.  “… я, конечно, не мог получить такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении; не имею высокого искусства выражаться… ”
  2. Любезный Манилов отдает Чичикову свои “мертвые души” бесплатно и даже берет на себя расходы за оформление документов (“купчей”). Этим Манилов надеется сделать приятное своему новому приятелю и укрепить дружбу:
  3. “…я предаю их вам безынтересно и купчую беру на себя…” (Манилов — Чичикову) 
  4. Такова цитатная характеристика помещика Манилова в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание характера и внешности героя.
  5. Есть такая профессия Родину защищать – сочинения.

Манилов – душа, пойманная в сети сказок и грез, не имеющая возможности сделать нечто стоящее в этом мире. Также он олицетворяет в целом детскую глупость и слабость несформированной личности, начало грехопадения.

Образ и характеристика Манилова — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Манилова, героя поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», — один из важнейших для русской литературы. От фамилии этого персонажа появилось понятие «маниловщина», означающее бездеятельность, неестественность, пустое фантазёрство.

Портрет Манилова: возраст, описание внешности

Помещик Манилов — человек не пожилой, белокурый, всегда приятно улыбается. Взгляд его голубых глаз сладкий как сахар. Он щурит глаза всякий раз, когда смеётся.

Когда он углубляется в свои мечты, его глаза делаются «чрезвычайно сладкими», а лицо принимает очень довольное выражение. При разговоре с Чичиковым выражение его лица было «не только сладкое, но даже приторное».

Детали портрета этого помещика подчёркивают мечтательность, слащавость, необоснованную претенциозность героя:

  • «глаза сладкие, как сахар»;
  • в «приятность» его лица «чересчур было передано сахару»;
  • портрет Манилова, одежда его жены — всё это даётся в серо-голубых тонах.

Речевая характеристика

Речь Манилова соответствует его внешности. Для него характерна манера говорить неопределённо и сладко («позвольте вам этого не позволить», «майский день, именины сердца»). Говорит он вычурно, употребляет много пышных фраз, вводных предложений и слов, фразы часто не заканчивает.

С Чичиковым этот герой говорит очень ласково, с улыбкой. Автор пишет, что от него «не дождёшься никакого живого… слова», что разговаривать с ним скучно.

Семья. Описание усадьбы

Манилов женат уже более восьми лет. Супруги счастливы, относятся друг к другу ласково. Жена помещика получила воспитание в пансионе, поэтому была утончённой и очень бесхозяйственной дамой. Детей Манилова звали Фемистоклюс (старшего, которому был восьмой год) и Алкид (младшего, шестилетнего).

Бесхозяйственность, непрактичность претенциозность Манилова и его жены подчёркивает интерьер:

  • в кабинете наряду с красивой мебелью стоят два кресла, обтянутые рогожей;
  • рядом со щегольским подсвечником — старый кривой подсвечник.

Хозяева угостили Чичикова обедом хоть и скромным, но с претензией («щи, но от чистого сердца»).

Господский дом стоял на горе, открытой всем ветрам. Невдалеке, под двумя берёзами, была беседка с надписью «храм уединённого размышления». Пониже горы был пруд, покрытый зеленью, и стояли серенькие избы.

Значение фамилии. Характер. Образ жизни

«Манилов» — значение этой фамилии ассоциируется со словами «манить», «манящая даль». Так Гоголь выделил главную черту характера героя — мечтательность, полную оторванность от реальной жизни.

Мечтательность и радушие — неплохие качества, но у Манилова они превратились в оправдание лени, в слащавость. Его праздная мечтательность рождала нелепые проекты, духовную пустоту. Дома он в основном молчал и размышлял. Фантазирование было его любимым занятием, жизненных целей у него не было, так как этот человек жил в иллюзорном мире.

Вместо того чтобы следить за хозяйством, которое постепенно разваливалось, он в своём кабинете красивыми рядками расставлял горки золы, выбитой из трубки.

Хотя раньше, служа в армии, Манилов считался «образованнейшим офицером», он ничего не читает. В его кабинете лежит книжка с закладкой на 14 странице, которую он читает уже 2 года.

Безделье и праздность стали неотъемлемой частью его натуры.

Отмечая никчемность и скучность этого героя, автор даёт ему такую характеристику: «… ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селефан, по словам пословицы».

Отношение Манилова к предложению Чичикова

На вопрос Чичикова, давно ли он подавал ревизскую сказку (то есть список крепостных крестьян) и много ли с тех пор у него умерло крестьян, бесхозяйственный Манилов ответил, что не припомнит и велел позвать приказчика. Тот ответил, что многие умирали, а сколько — неизвестно.

Узнав, что Чичиков желает у него купить мёртвых крестьян, Манилов стоял несколько минут с разинутым ртом. Он был сконфужен и спросил, может, в словах гостя скрыт другой смысл. Тот ответил, что действительно хочет купить души, которые умерли, и уверил растерявшегося хозяина, что сделка будет законной.

Манилов успокоился, решил передать эти души гостю бесплатно и расходы за совершение купчей крепости взять на себя. Он сказал, что это не стоит благодарности, так как «умершие души в некотором роде совершенная дрянь».

Этой фразой автор показывает, что Манилов утратил духовные ориентиры, что он бесчувственный человек, что душа его мертва.

Заключение

Образ Манилова — это олицетворение людей, которые потеряли свою личность, индивидуальность и цель жизни.

Характеристика образа Манилова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Манилов — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Манилов, пожалуй, самый обаятельный из помещиков, изображённых Гоголем. Белокурый мужчина с голубыми глазами производит в первые минуты знакомства самое лучшее впечатление. Но это ощущение быстро развеивается.

Читайте также:  Измена — это предательство или верность своим интересам?

Доброжелательность, доходящая до слащавости, витиеватая, наполненная изысканными оборотами речь производят впечатление скорее отталкивающее.

При внимательном рассмотрении характеристики образа Манилова становится понятно, что герой соткан из противоречий, которые самым странным образом неразрывно слиты в его натуре.

  • Грёзы и реальность
  • Дом и быт
  • Поместье
  • Договор с Чичиковым
  • Вывод

Грёзы и реальность

Манилова можно назвать идеалистом. Явь и мечта не конфликтуют в его сознании. Он живёт в совершенном мире, не видит реальности, не замечает того, что вокруг.

В его идеальной вселенной люди прекрасны и добры («препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «очень приятный», «достойный человек», «прелюбезная женщина», — так характеризует Манилов своих знакомых).

При первой же встрече Чичиков мгновенно становится верным другом, и в фантазиях героя их дружбой когда-нибудь восхитится весь свет.

Ласковый обходительный приём, который ждал Павла Ивановича у Маниловых, может показаться лицемерным, но скоро становится ясно, что гостеприимный хозяин не притворяется. От Чичикова ему ничего не надо. Ни к чему обманывать гостя, льстить ему.

Персонаж искренне верит в сильнейшую симпатию, которая между ними возникла, верит в реальность своих иллюзий и по-настоящему живёт лишь в своих фантазиях. Там за дружбу ставят памятники, а царь награждает орденами. Там с башни над усадьбой можно видеть Москву, а над живописным прудом воздвигнут мост, на котором стоят торговые лавки.

Там всё прекрасно: и супруга, в которую он влюблён, как перед свадьбой, и дети, подающие большие надежды, и его усадьба, хозяйство, быт.

Дом и быт

В этом идеальном мире герой видится себе интеллигентным, любящим читать и размышлять человеком. В реальности книга в его кабинете много лет открыта на одной странице, а глубокие раздумья сводятся к аккуратно расположенным кучкам табачного пепла.

Его дом открыт всем ветрам и крайне неуютен, но хозяину усадьбы, неряшливо распланированного и неухоженного сада всё представляется  живописным и романтичным. Он порой вспоминает о комнате, в которой до сих пор нет мебели, о креслах, на которые не хватило обивочной ткани, но лишь на то мгновение, когда их заметил. Явь быстро снова сменяется в его сознании воображаемой идиллией.

В доме Маниловых долгожданного гостя потчуют только щами, но «от чистого сердца», что, по мнению хозяина, увеличивает ценность угощения, превращает его в настоящее пиршество.

Поместье

Маниловку найти оказалось не так просто. Вопреки названию, которому Чичиков поначалу придал форму «Заманиловка», вопреки манящему обаянию владельца, деревня располагалась дальше, и дорога к ней была запутаннее, чем полагал герой.

Снова противоречие между ожидаемым и настоящим. Маниловка, по выражению Гоголя, «немногих могла заманить». Между серенькими (значит не новыми) избами не растёт ни одно деревце. Жизнь в деревне словно замерла.

Чичиков, проезжая через неё, встречает лишь двух баб, тянущих драный бредень через пруд.

Помещик из Манилова никудышный. Вопрос о количестве умерших душ ставит его в тупик. Он зовёт приказчика, который тоже не сразу смог помочь. Люди, которые обеспечивают жизнь дворянской семьи и сами являются своеобразным капиталом, мечтателя-идеалиста не заботят.

Договор с Чичиковым

Перед Павлом Ивановичем нелёгкая задача — внедрить в иллюзорный, сотканный из воздушных мечтаний мир Манилова мысль о коммерческой сделке. Подать мошенничество таким образом, чтобы не исказить идеальной картины в голове собеседника. Опытный манипулятор справляется блестяще.

Он понимает, что для живущего среди образов и красивых слов Манилова важны фразы, в которых грубая реальность приобретёт красивую форму. Именно такое высказывание, имеющее весьма далёкое отношение к делу, он и использует.

Заворожённый звучанием громких, хоть и пустых, слов, мечтатель вмиг забывает о шокирующей сути сделки.

Вывод

Образ Манилова не лишён привлекательности. Это доброжелательный, мягкий, уступчивый, обожающий разговоры «о высоком» человек. В нём нет хищнической хватки Собакевича, наглого разгула Ноздрёва. Тем более далёк этот голубоглазый идеалист от утратившего человеческий облик Плюшкина.

Его существование протекает в размышлениях и мечтах. В сущности, Манилов грезит о замечательных вещах: о мире, в котором нет вражды, лжи, насилия, злобы, а есть любовь, дружба, уважение, добро.

В умении мыслить об отвлечённых предметах нет ничего плохого, если при этом человек понимает смысл практической жизни, если мечты связаны с реальностью.

Но полная отгороженность от настоящей жизни превращает героя в странное, фантастической существо, далёкое от действительности, не понимающее ни законов, ни логики человеческого сообщества. Поэтому образ Манилова — символ абсолютно бесполезного и пустого существования, воплощение «мёртвой» души.

Характеристика образа Манилова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Манилов («Мёртвые души»)

Весьма своеобразна в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» характеристика образа Манилова. Этот герой, как и все остальные персонажи произведения, олицетворяет один из негативных социальных типов, некий душевный недостаток. Однако читатели, особенно современные, нередко относятся к нему с симпатией и не видят в нём ничего (или почти ничего) плохого.

Характер Манилова

Манилов выделяется среди других персонажей «Мёртвых душ» уже тем, что у него есть только фамилия: Гоголь не указывает его имени и отчества. Весь его внешний и внутренний портрет построен на том, что это человек, в сущности, «никакой». На это указывает сам автор, используя для характеристики персонажа такие поговорки, как, например, «ни рыба ни мясо».

Внешне, однако, Манилов кажется человеком приятным и благородным. Он аккуратно и добротно одет, у него приятные черты лица, очень мягкие манеры. Эта его безотчётная доброта, а также удивительное гостеприимство, постепенно перерастают в приторность и скуку, и собеседнику становится до того неприятно, что он старается поскорее уйти от такого хозяина.

Ещё одна черта, характерная для Манилова, — это его патологическая мечтательность, витание в облаках.

У него весьма грандиозные планы, он жаждет великих свершений… но всем этим планам не суждено сбыться, поскольку Манилов вообще не стремится предпринимать каких-то активных действий.

Практическая сторона всего на свете, даже помещичьего хозяйства, его не привлекает. Так, Манилов даже не замечает, насколько сильно запущено его имение.

Он хочет строить подземный ход и даже соорудить надстройку, чтобы можно было сверху наблюдать за всей Москвой. Однако он даже не замечает, что его крестьяне не работают и разбегаются из имения кто куда, а приказчик ходит пьяный и тоже не пытается работать.

Манилов ни в какой сфере не нашёл себя – прежде всего потому, что и не пытался искать. Безликость этого персонажа дошла до того, что он не способен даже как следует развлекаться — играть в карты, охотиться, он не склонен к жарким спорам.

Доброта Манилова по отношению ко всему миру является лишь результатом его пассивности. Он не может оценить что-то положительное или раскритиковать что-то отрицательное, поскольку сам не имеет каких-то собственных качеств.

У Манилова есть жена, к которой у него весьма трепетное отношение. Они ласково обращаются друг к другу, постоянно угощают друг друга чем-то вкусным, однако постепенно наблюдатель понимает, что такая любовь больше напоминает пародию. У Маниловых двое сыновей, которым они дали очень необычные имена — Фемистоклюс и Алкид; давая им такие имена, они хотели хоть чем-то выделить своих детей.

Что заполняет душу Манилова

Итак, душа Манилова абсолютно пуста. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает, и свободное внутреннее пространство персонажа, не занятое светом, быстро заполняется тьмой. Когда Манилов начинает вспоминать Чичикова и говорить о нём, то как будто перевоплощается — говорит словами Чичикова, копирует его манеры, словно находится под гипнозом.

Такое пассивное, чрезмерно благодушное отношение к окружающему миру и гипертрофированная мечтательность породили даже термин «маниловщина».

Нужно отметить, что корнем всей порочности героя является именно безделье. Ведь душевная мягкость и доброта — это всё-таки добродетели; но под влиянием полной бездеятельности они превращаются в так называемую «нравственную слякоть». В целом Манилов не стоит ни на стороне добра, ни на стороне зла, хотя кратковременно может перевоплощаться то в ангела, то в демона.

Манилов для современных читателей

У некоторых современных читателей образ Манилова вызывает недоумение, поскольку сегодня он практически не воспринимается в негативном ключе. Сегодня «планка добродетели» в обществе заметно снижена: для того, чтобы человек считался хорошим, он не обязательно должен активно делать что-то доброе и полезное — главное, чтобы он просто не делал зла.

Гоголь критикует Манилова и за сам факт продажи «мёртвых душ», но и эта сторона дела не вызывает у современного человека неприязни. Ведь Чичиков захотел купить у Манилова вещи, которые ему были не нужны, и он их продал; что в этом может быть предосудительного?

Бездействие и праздное времяпрепровождение, скука — вообще характерное явление для сегодняшней жизни. Молодые люди, а в последнее время уже и не только молодые, не желают предпринимать каких-то серьёзных действий, предпочитая развлекаться, «жить в своё удовольствие». И в какой-то момент они сталкиваются с серьёзными опасностями, которым не могут противостоять из-за излишней «мягкотелости».

Заключение

Образ Манилова — наверное, один из самых удачных в поэме «Мёртвые души». И, пожалуй, один из самых коварных. За внешним благополучием, добродетельным нравом скрывается бесповоротное угасание самой человеческой сущности, которое зачастую вообще невозможно обнаружить. Внешне всё настолько хорошо и приятно, что нет возможности (или желания) замечать внутреннюю пустоту и разруху.

Ссылка на основную публикацию