Образ Фаддея в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Образ Фаддея в рассказе Солженицына «Матренин двор»
Сидящий крестьянин.
Художник Поль Сезан

Фаддей в рассказе “Матренин двор” является одним из ярких центральных персонажей.Ниже представлен цитатный образ и характеристика Фаддея в рассказе “Матренин двор” Солженицына, описание внешности и характера героя.

Смотрите: 

– Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Полное имя героя – Фаддей Миронович Григорьев:
“И когда Фаддей Миронович ушел от меня…”

Возраст Фаддея – около 65 лет. Известно, что в 1914 г. ему было 23 года:

“…старше шестидесяти…” “…семья деда Фаддея…”

“Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три…” (Матрена о своем возрасте и возрасте Фаддея)

О внешности Фаддея известно следующее:
“Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле…”
“Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол…”
“Хоть и пригорбленный больною поясницей, но все еще статный, старше шестидесяти сохранивший сочную, молодую черноту в волосах…”
“…Фаддей, размахивая палкой, догонял кого-то…”
“…терзало душу чернобородого Фаддея…” “…с неразгибающейся спиной, опираясь на посох, просил каждого снизойти к его старости…” “…этому полуслепому старику…”

Фаддей является родственником, деверем главной героини рассказа Матрены. Фаддей – брат Ефима, мужа Матрены:

“…черный настойчивый этот старик — родной брат мужа ее, без вести пропавшего…”

В молодости Фаддей был женихом Матрены, но та вышла замуж за его младшего брата Ефима:

“Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла.
“Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат — старший…”

Спустя время Фаддей женился на другой девушке, тоже Матрене (автор называет ее “второй Матреной”):

“Ой-ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне — не женился. Сказал: буду имечко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут, ты каждый день мимо их в школу ходишь…”
“…широколицая грубая «вторая» Матрена — та подставная Матрена, которую взял когда-то Фаддей по одному лишь имечку…”
У Фаддея и его жены есть 6 детей. Младший сын Антон учится в 8 классе. Младшую дочь зовут Кирой. Кира 10 лет прожила у Матрены в качестве приемной дочери:
“Кажется, и Фаддею не о чем было жалеть: родила ему вторая Матрена тоже шестерых детей (средь них и Антошка мой, самый младший, поскребыш) — и выжили все…” “Но этому полуслепому старику, годному Антошке не в отцы, а в деды…”
“…Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г»..”

  • Фаддей бьет свою жену и держит весь дом в страхе:
  • Жестокий Фаддей бьет своего сына Антошку, чтобы тот лучше учился:
  • Он является настойчивым стариком:
  • Фаддей старается нажить как можно больше имущества: 
  • Он является ненасытным человеком:
  • Фаддей – жадный, скупой человек:

“…видел ту вторую Матрену не раз. Не любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет, и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у нее был на слезе. Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом…”

“…Да уж куда крутей, батюшка, — заверил меня гость. — Бью его теперь, что неделя. А рука тяжелая у меня…” (Фадей бьет своего сына)
“…И вот он зачастил к нам, пришел раз, еще раз, наставительно говорил с Матреной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни он наседал с горячностью…”

“…И не так сама Кира, и не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях…”

“…И опять, преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках…”

“…тысяча жизней людей должна была оборваться. Из-за жадности нескольких людей…”
“…и скаред муж…” (скаред – скупец)

Он является бессердечным человеком. Даже в горе он думает о выгоде. Во время похорон своего сына и Матрены он думает не столько о страшной трагедии, сколько о том, как заполучить часть наследства погибшей Матрены:

“…Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер…”
Фаддей по сути становится одним из виновников смерти главной героини Матрены и своего сына, а также еще одного человека:“…Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то…”

Образ и харатеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына

В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.

Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.

В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея.

Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу.

Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.

Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.

Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной.

К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село. Я считаю, что жизнь несправедлива к главной героине.

Однако, с другой стороны именно это дает нам понять проблему нравственной жизни народа.

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена.

Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги.

История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.
Читайте также:  Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

История создания

Писатель Александр Солженицын

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики.

После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати.

Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.

Иллюстрация к рассказу Солженицына «Матренин двор»

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР.

«Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва.

Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева

– центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен.

Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев.

Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка.

Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась.

Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич.

Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя.

Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера.

Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу.

По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Сочинение про Матрёну

Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.

Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.

Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.

Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.

Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру.

Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен.

Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.

За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.

Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей.

Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава.

Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.

Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.

Темы и проблемы

Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.

Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины.

Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться.

Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.

Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.

Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений.

Образ Матрены — глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей.

В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.

Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым.

Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду.

Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.

Идея

Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру.

Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться.

То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова.

Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром».

Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера.

Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития.

Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления.

В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )Образ Фаддея в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Образ и характеристика Фаддея в рассказе «Матренин двор»

Матренин двор Солженицына — это произведение, которое критик Синявский назвал деревенской литературой, ведь в нем писатель затрагивает уклад жизни и обычаи села. К тому же для деревенской литературы характерны такие темы, как колхозы, их функционирование, последствия коллективизации, что можем наблюдать и в рассказе Солженицына.

Сюжетная линия произведения интересная и обращает на себя внимание тем, что главными персонажами являются не великие личности, а люди из народа, селяне, чья жизнь незаметна и не примечательна, тем не менее, она не менее трагична, нежели жизнь художников или знаменитых полководцев.

Среди главных героев рассказа читатель встречает и образ Фаддея в рассказе Матренин двор, чью характеристику предстоит сделать в нашем сочинении.

Образ Фаддея в рассказе Солженицына

Фаддей это бывший возлюбленный главой героини, вот только не судьба была им соединить свои сердца. Матрену и Фаддея разлучила война.

Читайте также:  Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Старость (таблица)

Несмотря на то, что Матрена любила Фаддея, ждала, и верила в его возвращение, она вышла замуж за брата Фаддея. Так пожелали его родители.

Но, кто же мог знать, что ее возлюбленный не погиб, не пропал без вести! Кто мог знать, что он вернется домой спустя два месяца после того, как Матрена и Ефим поженились. Но так было угодно судьбе.

Фаддей не смог простить Матрене такого предательства, не захотел понимать и принять ситуацию. Он озлобился, и стал вынашивать план мести. Прежде всего, Фаддей нашел себе жену по имени Матрена.

На ней он вымещал свою злость, держа жену и детей в ежовых рукавицах. В рассказе Матренин двор автор характеризует Фаддея, как черного человека, описывая внешность шестидесятилетнего старика.

Этим автор заранее предупреждает читателя о его черной душе.

Матрена составляет завещание, и оставляет часть дома своей названной дочке Кире. Это была младшая дочь Фаддея, которую Матрена взяла на воспитание.

Фаддей же пожелал получить наследство при жизни главной героини, тем более что девушке и ее мужу выделили землю под застройку, и был нужен брус для дальнейшего строительства.

Как раз во время переноса сруба Матрена и погибает, а мы в который раз убеждаемся в черствой душе Фаддея, и в бессердечности этого персонажа.

Характеристика Фаддея

Какую характеристику герою по имени Фаддей мы можем сделать? После прочтения рассказа Солженицына, мы с уверенностью можем сказать, что это жестокий человек, который без зазрения совести бьет жену и своих детей. Он скуп, и его волнует только нажива, поэтому Фаддей везде ищет выгоду. Из-за его жадности погибают три человека, ведь если бы он заплатил за перевозку бревен, то на железнодорожном переезде никто не погиб.

Фаддей — злопамятный, неприятный тип, лживый, злой и корыстный. Это отвратительная личность, которую можно назвать антиподом главной героини, праведницы Матрены.

Образ Фаддея в рассказе «Матрёнин двор»

Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.

Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела.

Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…

А для Матрены было это — конец жизни». Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны.

С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «…если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих».

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом.

В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».

Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу.

Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.

  • А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.
  • Без таких людей погибнет Русь.
  • В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности.

Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора.

В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик.

Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина.

Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл.

«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать.

«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.

Матрена — это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

Образ праведника в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Матренин двор Солженицына — это произведение, которое критик Синявский назвал деревенской литературой, ведь в нем писатель затрагивает уклад жизни и обычаи села. К тому же для деревенской литературы характерны такие темы, как колхозы, их функционирование, последствия коллективизации, что можем наблюдать и в рассказе Солженицына.

Сюжетная линия произведения интересная и обращает на себя внимание тем, что главными персонажами являются не великие личности, а люди из народа, селяне, чья жизнь незаметна и не примечательна, тем не менее, она не менее трагична, нежели жизнь художников или знаменитых полководцев.

Среди главных героев рассказа читатель встречает и образ Фаддея в рассказе Матренин двор, чью характеристику предстоит сделать в нашем сочинении.

Образ Фаддея в рассказе Солженицына

Фаддей это бывший возлюбленный главой героини, вот только не судьба была им соединить свои сердца. Матрену и Фаддея разлучила война.

Несмотря на то, что Матрена любила Фаддея, ждала, и верила в его возвращение, она вышла замуж за брата Фаддея. Так пожелали его родители.

Но, кто же мог знать, что ее возлюбленный не погиб, не пропал без вести! Кто мог знать, что он вернется домой спустя два месяца после того, как Матрена и Ефим поженились. Но так было угодно судьбе.

Фаддей не смог простить Матрене такого предательства, не захотел понимать и принять ситуацию. Он озлобился, и стал вынашивать план мести. Прежде всего, Фаддей нашел себе жену по имени Матрена.

На ней он вымещал свою злость, держа жену и детей в ежовых рукавицах. В рассказе Матренин двор автор характеризует Фаддея, как черного человека, описывая внешность шестидесятилетнего старика.

Этим автор заранее предупреждает читателя о его черной душе.

Матрена составляет завещание, и оставляет часть дома своей названной дочке Кире. Это была младшая дочь Фаддея, которую Матрена взяла на воспитание.

Фаддей же пожелал получить наследство при жизни главной героини, тем более что девушке и ее мужу выделили землю под застройку, и был нужен брус для дальнейшего строительства.

Как раз во время переноса сруба Матрена и погибает, а мы в который раз убеждаемся в черствой душе Фаддея, и в бессердечности этого персонажа.

Читайте также:  Кратчайшее содержание романа «война и мир» для читательского дневника (л.н. толстой)

  Главные герои произведения Судьба человека

Характеристика Фаддея

Какую характеристику герою по имени Фаддей мы можем сделать? После прочтения рассказа Солженицына, мы с уверенностью можем сказать, что это жестокий человек, который без зазрения совести бьет жену и своих детей. Он скуп, и его волнует только нажива, поэтому Фаддей везде ищет выгоду. Из-за его жадности погибают три человека, ведь если бы он заплатил за перевозку бревен, то на железнодорожном переезде никто не погиб.

Фаддей — злопамятный, неприятный тип, лживый, злой и корыстный. Это отвратительная личность, которую можно назвать антиподом главной героини, праведницы Матрены.

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Тема праведничества звучит в творчестве художни­ков слова разных времен. Не остались к ней равно­душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол­женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав­тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже­ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по­стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу­чезарную, светлую, добрую.

Так Солженицын подчер­кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой.

Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман­ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че­тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто­рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику­сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели.

Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота­ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге­роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «..

в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече­ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто­роной и коллективизация: в колхозе героиня прора­ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па­лочки».

Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по­лучить справки для оформления пенсии, у нее боль­шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об­резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку­пить невозможно.

Обратите внимание

Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя­тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю­дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст­вовать и сострадать.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.

Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него.

Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я».

И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.

Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим.

По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды.

Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

  Сочинение на тему Полковник на балу и после бала (8 класс)

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто».

Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать.

Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Фаддей Миронович – один из персонажей рассказа «Матренин двор», бывший возлюбленный Матрены Васильевны , брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой.

В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила.

Её выдали замуж за родного брата Фаддея, Ефима, а через несколько месяцев объявился и сам Фаддей. Он от злости чуть не зарубил топором Матрену и брата, но вовремя одумался.

Ефим хорошо относился к Матрене, никогда не бил, как другие деревенские мужики своих жен. Фаддей нашел себе жену, которую также звали Матреной. Он в отличие от брата бил жену, а та ходила жаловаться Матрене Васильевне.

У Фаддея со «второй» Матреной было шесть детей, а у Ефима и «первой» Матрены дети умирали. Тогда Матрена взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру.

Она ее растила десять лет как родную, выдала замуж за машиниста из Черусти и завещала после смерти часть своей избы.­

Фаддей отличался жестокостью и горячностью. Он не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать у нее сруб для Киры с мужем. Тем как раз дали земельный участок под дом.

Матрене было жаль рубить дом, в котором она прожила сорок лет, но она согласилась. Так, Фаддей спровоцировал гибель Матрены. Она умерла под колесами поезда, помогая родственникам переносить частями свой дом.

Фаддей даже не явился на ее поминки.

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

Ссылка на основную публикацию