Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора в романе «Евгений Онегин» играет значительную роль. Рассказчик присутствует в течение всего произведения. Он помогает читателю понять героев, представить обстановку, ситуации.

Авторские комментарии характеризуют персонажей, выражают мнение писателя касательно их поступков. Пушкин позиционирует себя как друга главного действующего лица, имеет знакомых в его окружении.

Он является полноценным персонажем романа наравне с другими героями.

Автор создал две главных мужских роли – Евгения и рассказчика. Они тесно взаимосвязаны, писатель сравнивает их между собой, сопоставляет черты характера, отношение к жизни.

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» способствует глубокому раскрытию сути главного героя. Он помогает поэту высказать свои мысли, поделиться знаниями, впечатлениями.

Литературные отступления воссоздают комплексную картину эпохи, светского общества, дворянства.

О себе рассказчик писать не любит – один раз он упомянул, что ему тридцать лет. Это время отказаться от юношеских развлечений, стать мудрым, серьезным человеком. Образ автора в «Евгении Онегине» помогает выявить недостатки героя. Он одногодка повествователя, однако не становится мудрее, продолжает бесцельно прожигать время, не задумываясь о будущем. 

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ автора в романе «Евгений Онегин» – кратко о главном

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман богат элементами лирики, ми. Задание отступлений – познакомить читателя с прошлым персонажей, их нравами. Писатель от лица рассказчика делится историями из своего прошлого. Он повествует о вкусах в музыке, культуре, искусстве. С одной стороны, Пушкин отождествляет себя с Евгением:

  • «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас;
  • В обоих сердца жар угас…»
  • Создавая иные эпизоды, наоборот, противопоставляет себя Евгению:
  • «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной».
  • Образ автора в произведении «Евгений Онегин» можно охарактеризовать, проанализировав слова рассказчика: 
  • Ему нравились стройные женщины, автор называет себя ловеласом, обольстителем, сердцеедом;
  • Мнимая леность – отражение самокритичности;
  • Высокий потенциал, самодостаточность – рассказчик прекрасно разбирается в искусстве, языках, литературе, даже в женских туалетах;
  • Наблюдательность, хитрость;
  • Чувство юмора. Писатель в ходе создания романа характеризует его с долей иронии;
  • Отсутствие зазнайства, хвастовства.

О главном действующем лице рассказчик отзывается, как о безразличном человеке, а себя позиционирует как эмоциональную, чувствительную натуру:

«Ничто не трогало его, Не замечал он ничего».

Роль автора в произведении «Евгений Онегин»

Главный герой во многом раскрывается благодаря м рассказчика, авторским ремаркам. Весомое значение слова стороннего рассказчика имеют в формировании структуры всего произведения. С их помощью обеспечивается плавный переход от лирики к эпической части. Благодаря образу Пушкина удалось значительно расширить границы романтического рассказа. 

  1. Автор выступает другом Онегина, хранителем его тайн. Именно у рассказчика оказалась записка Татьяны:
  2. «Письмо Татьяны предо мною;  Его я свято берегу,  Читаю с тайною тоскою
  3. И начитаться не могу».
  4. Писатель характеризует персонажей, выделяет их основные черты:
  5. «Онегин был по мненью многих,  ученый малый, но педант…»
  6. Чтобы ответить на тест, выделим четыре главных роли автора в романе:
  1. Роль стороннего наблюдателя;
  2. Образ лирического героя;
  3. Участник событий, происходящих в романе;
  4. Повествователь. 

Смотри также: Образ Москвы и Петербурга в романе «Евгений Онегин», цитаты

Образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Во вступлении автор представляет свое новое творение. Он говорит о своем отношении к написанному.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я — со вздохом признаюсь —

За ней ленивей волочусь.

В 6-й главе Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с Онегиным. Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

И даже Онегин собирался вместе с автором отправиться в путешествие в Африку, но смерть отца разрушила их планы.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание.

Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен.

Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Читаю с тайною тоскою,
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство.

В конце автор прощается с читателем, и говорит, что была девушка, которая послужила прообразом для Татьяны и жизнь ее оказалась нелегкой. О много, много рок отъял!

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Образ автора в романе "Евгений Онегин" Пушкина, характеристика в цитатах

Главная страницароман “Евгений Онегин”

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкин и Онегин на берегу Невы.
Художники А. и В. Ружо

Образ автора и его личность играют важнейшую роль в романе “Евгений Онегин” Пушкина. В этой статье представлен цитатный образ автора в романе “Евгений Онегин”: описание личности автора, его роли в произведении и его отношений с героями романа.
Смотрите: 
Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Евгений Онегин”

Образ автора в романе “Евгений Онегин” – это образ ироничного, но доброго и мудрого человека.

В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности.

Автор “Евгения Онегина” признается, что он лично знаком со своим героем – Евгением Онегиным. Рассказчик называет Евгения своим “добрым приятелем”:

“…Онегин, добрый мой приятель…”
Автор настаивает на том, что его роман не о нем самом, а о его знакомом – Евгении Онегине. Автор просит читателя разделят эти понятия:

“…Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной …”

“…Как будто нам уж невозможно / Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом…”

Автор объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие:

“…С ним подружился я в то время / […] Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас;..”
Автор охладел к жизни так же, как и Онегин:

“…Грустный, охладелый…” (автор о себе)

“…в увядшем сердце …” (автор о себе)
После того как отец Евгения умер, автор и Онегин надолго перестали общаться:

Читайте также:  Аделина адалис стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта аделина адалис - поэзия

“…Но скоро были мы судьбою / На долгий срок разведены. / Отец его тогда скончался…”
Любопытно, что у автора каким-то образом оказалось и сохранилось письмо Татьяны к Онегину. Это письмо автор свято бережет:

“…Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу…”
По словам автора, на именинах Татьяны Лариной присутствовал его двоюродный брат – Буянов. Судя по всему, от этого Буянова автор почерпнул некоторые сведения о героях:

“…Мой брат двоюродный, Буянов…” 

“…Буянов, братец мой задорный, / К герою нашему подвел / Татьяну с Ольгою…”
На самом деле Буянов – это вымышленный персонаж из поэмы дяди Пушкина – В. Л. Пушкина. В романе “Евгений Онегин” автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д. Так например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.:
“…А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами…”
Автор сообщает о том, что ему скоро 30 лет:

“…Ужель мне скоро тридцать лет?…” (глава 6 строфа XLIV)
В молодости автор любил бывать на балах и в театрах (как и Евгений Онегин):

“…Я был от балов без ума…”

“…Там, там под сению кулис / Младые дни мои неслись…” (о театре)
Автор признается, что потратил много времени на “разные забавы” – балы и т.д. В этом они очень похожи с Онегиным:

“…Увы, на разные забавы / Я много жизни погубил!..”

“…Не так ли я в былые годы / Провел в бездействии, в тени / Мои счастливейшие дни?…”
В прошлом автор был сердцеедом и искусителем, как и Онегин. Поэтому автор советует мужьям и матерям лучше следить за своими дочерьми:

“…О вы, почтенные супруги! […] / Я вас хочу предостеречь. / Вы также, маменьки, построже /За дочерьми смотрите вслед…”

“…Я это потому пишу, / Что уж давно я не грешу…”

Очевидно, что автор “Евгения Онегина” – это большой любитель женщин:

“..Люблю […] дам обдуманный наряд; / Люблю их ножки…”
Автор является ценителем женской красоты. Он жалуется на то, что в России трудно найти женщину со стройными ногами:

“…только вряд / Найдете вы в России целой / Три пары стройных женских ног…”
Судя по тексту романа, автор был влюблен, и, вероятно, не раз. В романе много лирических отступлений о любви и женщинах:

“…Ах! долго я забыть не мог / Две ножки…”

“…Как я желал тогда с волнами  / Коснуться милых ног устами!…”
В целом автор считает себя “добрым малым”:

“…Иль просто будет добрый малой, / Как вы да я, как целый свет?..”
Автор понимает, что его роман могут критиковать и даже бранить, но он относится к этому с иронией:

“…И журналистам на съеденье / Плоды трудов моих отдам…” 

“…Новорожденное творенье, / И заслужи мне славы дань: / Кривые толки, шум и брань!..”
Завершив свой рассказ о Евгении Онегине и Татьяне Лариной, автор по-дружески прощается с читателем:

“…Кто б ни был ты, о мой читатель, / Друг, недруг, я хочу с тобой / Расстаться нынче как приятель. [….] / За сим расстанемся, прости!..”

Это был цитатный образ автора в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание личности автора, его роли в произведении, а также его отношений с главными героями.

Смотрите: Все материалы по роману “Евгений Онегин”

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Образ автора появляется в «Евгении Онегине» с самых первых страниц. Пушкин предуведомляет о том, что преподносит «небрежный плод моих забав». Такое доверительное обращение предполагает непрерывный диалог между автором и читателем. «Живое» присутствие автора превращает его образ в одно из главных действующих лиц романа.

Автор и Онегин

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Как и Онегин, Пушкин провел свою молодость «под сению кулис». Целую строфу («Мои богини…») он посвящает собственным воспоминаниям о театре.

При описании наряда Онегина автор иронически упрекает ревнителей русской старины: «всех этих слов на русском нет». В «Словаре Академии Российской (1794, 1806-1822) были исключены «все иностранные слова, введенные без нужды». Пушкин со смехом относился к этой инициативе.

Изображая посещение главным героем бала, Пушкин вновь вспоминает свои «дни веселий и желаний». Несколько строф представляют собой шутливую оду в честь «стройных женских ног».

Дружеские отношения между автором и главным героем сложились в то время, когда оба разочаровались в большом свете. В этот период они были наиболее близки друг другу: «томила жизнь обоих нас; в обоих сердца жар угас».

Пушкин и Онегин мечтали «увидеть чуждые страны»: берега Венеции и родину Байрона — Англию. Однако друзья были внезапно разлучены: Пушкин отправился в Южную ссылку, а Онегин получил в наследство имение. Автор с горечью описывает свои страдания в ссылке: «Брожу над морем, жду погоды», «Когда ж начну я вольный бег?».

Судьба проводит резкую грань между автором и главным героем. При этом отчетливее проявляется разница в их мироощущении. Если Онегину сельский пейзаж наскучил очень скоро, то Пушкин признается в горячей преданности «цветам, любви, деревне, праздности».

Авторские отступления

В романе имеется очень много пространных авторских отступлений, описывающих, мысли, чувства и ощущения самого Пушкина.

Окончание первой главы представляет собой откровенный самоанализ автором своего состояния («Пишу, и сердце не тоскует», «Я все грущу; но слез уж нет») и начала произведения («Противоречий очень много, но их исправить не хочу»).

В конце второй главы Пушкин размышляет о бренности жизни: «Мне было б грустно мир оставить». Поэт мечтает о том, что его «летучие творенья» оставят след в отечественной литературе и когда-нибудь принесут ему славу.

Критикуя современную ему «порочную» литературу, Пушкин пророчески прогнозирует и сам когда-нибудь заняться прозой: «Перескажу простые речи».

Раскрывая образ Татьяны, автор противопоставляет ей знакомых «красавиц недоступных», от которых ему приходилось бежать. Пушкин резко критикует состояние образования в России. Ему приходится переводить написанное по-французски письмо Татьяны, ведь девушка «по-русски плохо знала».

Отдельные главы «Евгения Онегина» печатались по мере создания. По ним можно проследить биографию самого поэта. В четвертой главе Пушкин сообщает о своей «домашней» ссылке в Михайловском: «Читаю только старой няне», «бродя над озером моим».

В конце шестой главы Пушкин, в связи с гибелью Ленского, подводит определенный итог своей жизни: «Полдень мой настал», «Пускаюсь ныне в новый путь».

Беглый анализ собственной жизни автор проводит в начале восьмой главы. Развитие поэтического таланта он напрямую связывает с важными эпизодами своей биографии: «Моя студенческая келья», «старик Державин нас заметил», «по скалам Кавказа», «по брегам Тавриды» и т. д.

Диалог с читателем

Доверительный разговор с читателем Александр Сергеевич поддерживает на протяжении всего романа: «позвольте мне», «упивайтесь… легкой жизнию, друзья!», «друзья мои» и т. д.

Такой прием делает произведение очень легким и понятным. Автор словно бы сходит со страниц романа и незримо присутствует при чтении.

Яркий пример — конец третьей главы: «Мне должно… погулять и отдохнуть: докончу после как-нибудь».

Возникает ощущение, что Пушкин наблюдает за действующими лицами вместе с читателем: «Теперь мы в сад перелетим». Для автора очень важна чужая оценка происходящего: «Вы согласитесь, мой читатель».

Он просит снисхождения у собеседника («Терпенья вашего прошу», «Может быть, такого рода, картины вас не привлекут»); предугадывает его реакцию («Читатель ждет уж рифмы розы«); обращает внимание на прошлые события («Смотрите первую тетрадь»).

Для читателя пушкинской эпохи граница между романом и действительностью вообще практически полностью стиралась. Пушкин все время подчеркивает общие черты, сближающие его со своим поколением: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», «нам становятся смешны», «нам просвещенье не пристало» и т. д. В описании сна Татьяны автор называет Онегина «героем нашего романа».

В начале седьмой главы Пушкин обращается к самому широкому кругу людей («Вы, школы Левшина птенцы… деревенские Приамы… чувствительные дамы… читатель благосклонный»), призывая их насладиться природой.

Окончание романа представляет собой дружеское прощание Пушкина не только со своим героем, но и с читателем: «За сим расстанемся, прости!». Последние строки делают образ автора еще более близким и понятным.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это образ мудрого, доброго и в меру ироничного человека. В этом произведении он не прячется за фигурой главного героя, и эта манера придаёт повествованию особую доверительную атмосферу.

Личность автора-рассказчика присутствует на протяжении всего сюжета. Он делится своим мнением относительно происходящих событий, характеризует всех героев, открыто общается с читателем. Он много рассуждает, наполняет каждый отрывок романа своими воспоминаниями и лирическими отступлениями.

Автор говорит о том, что он лично знаком с Евгением Онегиным, называет его своим добрым приятелем. В романе также говорится о том, что они познакомились ещё в те времена, когда был жив отец Евгения, даже собирались вместе отправиться путешествовать, а затем длительное время совсем не общались.

Тем не менее, письмо Татьяны к Онегину каким-то образом попало в руки автора, и он бережно его хранил, часто перечитывая. Он очень трепетно относился к Татьяне и описывал её с особой любовью, поэтому её письмо стало для него настоящей реликвией.

В конце романа автор рассказывает о том, что у этой героини есть реальный прототип, тоже с непростой судьбой.

Читайте также:  Хлебников стихи: читать стихотворения велимира хлебникова - поэзия, лучшие произведения поэта серебряного века

В романе «Евгений Онегин» автор такой же полноценный персонаж, как и все остальные. Он признаётся, что во многом они с Евгением похожи, поэтому он понимает его, как никто другой. Автору также знакома убийственная скука, охватившая главного героя, ему тоже наскучила светская роскошь и развлечения. Именно этот период разочарования и стремление к уединению сближает автора и Онегина.

О себе автор говорит достаточно много. Он достиг возраста тридцати лет, когда, по его мнению, уже пора успокоиться, стать мудрее и остепениться.

Неизвестно где он сейчас находится, но когда-то жил в Петербурге, откуда ему пришлось уехать из-за неподходящего для его здоровья климата.

Также он был большим любителем красивых женщин, которым с лёгкостью разбивал сердца, благодаря своей хитрости и наблюдательности.

В романе более двадцати лирических отступлений, в которых автор рассказывает о себе и своём прошлом, обсуждает моду, природу, приверженность русского человека к родным обычаям и традициям.

Особое внимание он уделяет высшему обществу, описывая в деталях их быт и досуг, что даёт читателю возможность узнать о реальной жизни современной автору столицы.

Но и об описании простого народа он не забывает, поэтому роман «Евгений Онегин» по праву называется «Энциклопедией русской жизни».

В сюжете нет никаких случайностей. Все кульминационные моменты в романе остаются открытыми не из-за лени автора, о которой он ранее говорил, а для того чтобы читатель сам мог прийти к выводу, без каких-либо навязанных идей. А открытый финал предоставляет возможность каждому самому решить участь всех героев романа, определить их дальнейшую судьбу.

Образ автора оказывает большое влияние на композицию произведения, он служит для связки лирической части и основной. Кроме того, благодаря такой манере повествования мы многое узнаём о жизни самого А.С. Пушкина: историю начала его творческой деятельности, литературные противостояния, касающиеся его произведений, настроение всего общества в целом.

Особое место в образе автора занимает его умение иронично относиться к самому себе. Он даёт характеристику своему роману, без каких-либо намёков на собственный талант.

Ещё в самом начале повествования он говорил о том, что критически относился к каждой новой главе, но исправлять что-либо ему было лень. Тем не менее, во всех лирических и философских отступлениях заметно присутствие мудрого человека, который много повидал на своём веку.

Он хорошо знал людей. Но, несмотря на их пороки, не перестал относиться к ним с почтением и любовью. 

В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальную позицию. Он не только повествует о жизни своих персонажей и описывает современную ему Россию, он сам является непосредственным участником происходящих событий. Таким образом, А.С. Пушкин в своём произведении выступает в роли повествователя и героя одновременно.

Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Образ автора – это точка зрения, которая отображает действительность. “Евгений Онегин” – это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки. Необходимо отметить, что в романе “Евгений Онегин” важную роль играют лирические отступления, которые прерываются повествованием о судьбе

героев. В них Пушкин, отвлекаясь от действия романа, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, искусство, язык. Образ Пушкина в романе многолик: он выступает и как рассказчик, и как персонаж романа – друг Онегина: “Онегин, добрый мой приятель”. Также с автором связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина. И, наконец, он выступает как лирический герой. Можно проследить все этапы биографии поэта: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Образ автора изменяется во времени: Лета к суровой прозе клонят,

Лета шальную рифму

гонят… Характер автора отображается в оценках героев, в отношении к ним и их поступкам. Всем персонажам романа Пушкин симпатизирует, но больше всего – Татьяне Лариной: “Я так люблю Татьяну милую мою!”. В них много общего: в отношении к природе, свободе. Поэт постоянно подчеркивает разницу между ним и главным героем. Автор и Евгений противопоставляются в отношении к театру: первый называет его “волшебным краем”, второй видит в нем лишь развлечение, для героя характерен светский взгляд на театр. Для Онегина природа – одно из звеньев перемены занятий, автор же любит природу. Они по-раз ному относятся к любви: для главного героя – это “наука страсти нежной”, о себе же поэт говорит: Замечу кстати: все поэты – Любви мечтательной друзья. Важна разница в их отношении к литературе. Об Евгении автор пишет: Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Но в то же время между Пушкиным и Онегиным есть некоторое сходство во взглядах: их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтенье Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных. Помимо Татьяны, духовно близок к поэту и далек от Онегина Ленский. Так же, как и Пушкин, он поэт. Однако в изображении всех персонажей, даже Татьяны (в ее письме), присутствует ирония. О Ленском автор пишет: Мой бедный Ленский! изнывая, Не долго плакала она. Увы! невеста молодая Своей печали неверна. Автор выступает в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет: С ним подружился я в то время. Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика. Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической. Образ Пушкина способствует расширению границ романа, созданию “энциклопедии русской жизни”.

Произведение рассказывается как бы несколькими перебивающими друг друга голосами, из которых одни находятся вне событий, другие знакомы с участниками, третьи сами непосредственно включены в текст. Все эти голоса объединены в авторском голосе, составляя гамму его разнообразных проявлений, и поэтому возникает ощущение сложности и богатства авторской личности, которое характеризует роман.

(1 votes, average: 5.00

Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1. Евгений Онегин – выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века.

2. Утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности на характер главного героя.

3. Умение различать истинные и мнимые ценности как показатель глубины личности и способности ее к дальнейшему развитию.

4. Проблема личности и среды в романе. Масштаб личности, определяемый как способность подняться над средой, противостоять обыденности, косности.

5. Художественная функция элементов сюжета, направленных на решение проблемы личности героя.

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Кто главный герой романа “Евгений Онегин”? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений – кто же еще? Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне… Главный герой романа – Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Без Онегина и романа бы не было.

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях.

Эпиграф к этой главе: “И жить торопится и чувствовать спешит” (Князь Вяземский)-
тоже про Онегина, это он “жить торопится”…

Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много – об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи.

Недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: “добрый мой приятель”. Но много у них и разного.

Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, но все же насколько Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем “типичным представителем” его эпохи!

В то время, когда он начал писать “Онегина”, полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам. Так, как начал Гомер свою ” Илиаду “:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…

  • Или так, как начал Пушкин свою оду “Вольность”:
  • Беги, сокройся от очей,
  • Цитеры слабая царица!
  • Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?..

Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова “Осел и мужик”:

Читайте также:  Стихи про брата: красивые стихотворения известных поэтов классиков о брате

Осел был самых честных правил… –

и переделывает эту строчку по-своему.

Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов – за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся на него за подобное начало.

  1. Итак, роман начинается без всякого вступления – мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
  2. Ему подушки поправлять.
  3. Печально подносить лекарство,
  4. Вздыхать и думать про себя:
  5. Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется…

Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет “лицемерить, казаться, являться”; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться…

  • Вот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр – “волшебный край”, о котором он мечтает в ссылке:
  • Услышу ль вновь я ваши хоры?
  • Узрю ли русской Терпсихоры
  • Душой исполненный полет?

А Онегин “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам…”, едва взглянув на сцену “в большом рассеянье”, уже “отворотился – и зевнул”.

Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет.

Белинский назвал роман Пушкина “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе при этом слове многотомное справочное издание – и вдруг: тоненькая книжка в стихах! А все-таки Белинский прав: дело в том, что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале ХIХ века, что если бы ничего мы не знали об этой эпохе и только читали “Евгения Онегина” – мы бы все-таки звали многое.

На самом деле, прочтя только двадцать строф, мы уже узнали, как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре, кто была самая знаменитая балерина и кто самый знаменитый балетмейстер.

Теперь нам хочется знать, что покупала за границей и что вывозила за границу Россия ХIХ века. Пожалуйста: “за лес и сало” ввозились предметы роскоши: “янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза… духи в граненом хрустале” и многое другое, необходимое “для забав, … для неги модной”.

Хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили, о чем думали и беседовали – скоро мы все это узнаем. Пушкин подробно и точно расскажет обо всем.

Еще один вопрос: почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madame, Monsieur I'Abbe, dandy, vale, roast-beef, entrechat…

И слова-то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские, французские…

Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе XXVI он и сам пишет:

  1. А вижу я, винюсь пред вами,
  2. Что уж и так мой бедный слог
  3. Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами…

Когда мы начнем читать вторую, третью и другие главы, то убедимся: Пушкину вовсе не нужны “иноплеменные слова”, он превосходно без них обходится. А вот Онегину – нужны.

Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато – а герой его говорит светским мешаным языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь родной язык твоего собеседника.

Более того, Пушкин сознательно, нарочно извиняется перед читателем – а вдруг читатель не заметит “иноплеменного” словесного окружения Онегина! Нужно обратить его внимание на эти слова.

Евгений Онегин – определенный этап в развитии русского общественного сознания.

Онегин – воплощение европейского сознания: европейской культуры, образованности, приоритет рационалистического сознания. Подчеркивается его отчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером.

Образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

«Евгений Онегин» – произведение лиро-эпическое, в котором на ряду с эпическими образами проходит широкая волна лиризма. Роман весь пронизан лирическими отступлениями, авторскими репликами и оценками. Функциональная роль их заключается:

1) в развертывании образа автора, который реализуется, персонифицируется в них и противопоставляется основным образам, раскрываемым в сюжете;

2) в расширении сюжета путем выведения читателя часто за рамки этого сюжета, обогащения содержания романа введением чрезвычайно разнообразного материала, бытового, биографического, пейзажного и т. д., не связанного непосредственно с сюжетом;

3) в построении образов путем дополнения их сложного психоло гического облика внесением в действие непосредственной оценки ге роев и событий.

В «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстраст ный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий уча стник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.С первой главы автор выступает наряду с главным героем:

Онегин, добрый мой приятель.Родился на брегах Невы… .

Пушкин подчеркивает свою близость, родственность к изображаемой им среде, ее жизни, быту, близость к своим героям, их поведению, взглядам, психике. Эта близость особенно четко ощущается по отношению к Онегину. Повествование о столичной жизни Онегина все время перебивается авторскими ремарками:

Во дни веселий и желанийЯ был от балов без ума..Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

  • Период разочарования Онегина в светской жизни, стремление к уединению рисуется Пушкиным как период сближения его с Онегиным:
  • Условий света свергнув бремя, С ним подружился я в то время.

Но, несмотря на эту близость, образ автора и образ Онегина идут параллельно, не сливаясь, и воспринимаются в их качественном отли чии; и даже если бы Пушкин и не стремился заметить «разность между Онегиным и мной» (как это он делает в VI строфе главы I), отождествлять эти образы нет никаких оснований.Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, – огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость…

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он – порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер – характер наиболее полноценный и богатый. Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

В образе автора виден характер, осуще ствляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художе ственном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной…Благослави мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора.

Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть.

Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.В будущем автор видит возможность другой жизни, ничтожность настоящего не исключает надежды на лучшее будущее:

Покамест упивайтесь ею,

Сей легкой жизнию, друзья!

  1. В образе автора Пушкиным дается и жизнеутверждение и жизне способность, и в силу этого «Евгений Онегин» в целом, несмотря на трагическую судьбу героев, несмотря на тупик, к которому приводит ло гика характеров и жизни, – не пессимистическое произведение.
  2. Поиски новых путей исторического развития дворянства в некото рой степени могут быть определены и в «Евгении Онегине», поскольку «настоящее» дворянства Пушкин показывает как пройденный этап, подводя ему итоги в романе
Ссылка на основную публикацию