Надо ставить себе задачи выше своих сил

30 мая отмечается день памяти знаменитого русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958) Бориса Пастернака. Представляем 10 ярких цитат этого талантливого человека.

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Борис Пастернак. 1934 год

«Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Пастернак в 1934 году на первом съезде Союза писателей СССР

«Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других

Как бы им в даренье».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Портрет Бориса Пастернака. Фото Моисея Наппельбаума

«Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

«Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты — Та Женщина».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

«Жизнь вернулась так же беспричинно, Как когда-то странно прервалась»

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Борис Пастернак. ИТАР-ТАСС, архив

«Тишина, ты — лучшее Из всего, что слышал».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Б. Пастернак, Л. Брик, В. Маяковский, С.М. Эйзенштейн, 1920-е годы

«Все нынешней весной особое, Живее воробьёв шумиха. Я даже выразить не пробую,

Как на душе светло и тихо».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Борис Пастернак на веранде, 1916 год

«Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова!»

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Борис Пастернак в Переделкино, октябрь 1958 г. Автор портрета — Джерри Кук

«Быть знаменитым некрасиво, Не это поднимает ввысь. Hе надо создавать архива, Над рукописями трястись, Цель творчества — самоотдача А не шумиха, не успех. Постыдно ничего не знача

Быть притчей на устах у всех…»

Привычка страдать: почему мы саботируем собственное счастье

Тенденции

4 августа, 2020

Надо ставить себе задачи выше своих сил

“Я не люблю свою работу, но не готова ничего менять”. “Я чувствую себя несчастной в этих отношениях, но не могу их закончить”. “Я бы хотела заняться творчеством, но боюсь, что у меня ничего не получится”. Наверняка вы хоть раз слышали подобные фразы от подруг. Возможно, вы произносили их сами.

Все мы порой переживаем трудности, а плохое настроение способно окрасить любую ситуацию в тёмные тона. Но бывает, что страдание и недовольство жизнью становятся не просто реакцией на происходящие события, а настоящей вредной привычкой.

«Верно, здесь я немного задыхаюсь, но и задыхаться тоже привыкаешь», — описывала это состояние Симона де Бовуар.

Страх перемен заставляет нас выбирать проторенные дорожки. Даже если мы хорошо понимаем, что они ведут не туда.

Путь же к счастью сопряжён с работой над собой, переменами, принятием ответственности, определённой долей риска. Скажем прямо: быть несчастным несложно. Для этого не требуется почти никаких усилий.

Разбираемся, как не попасться на удочку комфортной, но пресной жизни, и наконец-то начать дышать полной грудью.

Откуда берётся привычка страдать

Парадокс человеческой психологии, который сегодня известен как Comfortable Misery Syndrome, интересовал ещё античных философов. Эпикур писал, что по природе своей мы всегда стремимся к удовольствию и стараемся избежать страдания. Почему же на практике мы нередко ведем себя противоположным образом?

«Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи». Борис Пастернак

Со стороны кажется, что человек, который постоянно жалуется на жизнь, но не предпринимает никаких шагов, чтобы что-то изменить, просто не знает, что делать. Но даже если предложить ему эффективное решение, у него найдется миллион отговорок, чтобы продолжать страдать. Получается, ему это нравится? И да, и нет.

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Подзарядка негативными эмоциями

Для того, чтобы предпочесть «комфортное страдание» счастью, есть множество причин, и не все из них можно объяснить рационально. Например, одной из них является подсознательная тяга человека к негативным эмоциям.

Учёные обнаружили её, работая с любителями пощекотать нервы в кинотеатре.

В тревоге, напряжении и страхе, который киноманы испытывают во время просмотра фильма ужасов, они находят не меньшее удовольствие, чем в облегчении, когда наступает хэппи энд.

Параллель с привычкой заводить отношения с «плохими парнями», а затем страдать от неразделенной любви, напрашивается сама собой. Может быть, добирать недостающие яркие эмоции действительно лучше в кинотеатре, чем в мучительном ожидании звонка и жалобах подругам?

Неверие в себя

Корни проблемы могут лежать и в заниженной самооценке. Мы просто не верим, что способны справиться с трудностями, которые неизбежно возникнут на пути, если решиться свернуть с проторенной дорожки. Нежелание рисковать в профессиональном плане или страх одиночества мотивируют сохранять статус-кво как можно дольше.

«Несомненно, лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным». Винсент Ван Гог

Любые перемены не гарантируют будущего успеха, а вот зона комфорта обещает нам безопасность. «В конце концов, сейчас всё не так уж и плохо», — убеждаем мы себя.

Так что легче смириться с существующим неуспехом, чем подготовиться к возможности полного провала.

Но выбирая в следующий раз самый простой путь, вспомните слова Бенджамина Дизраэли: «Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия».

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Влияние культуры

В одном из интервью нобелевский лауреат Светлана Алексиевич призналась, что писать книги о любви и счастье гораздо сложнее, чем о страданиях. «Счастье — откуда ему у нас взяться? Что, у нас есть в школах уроки счастья? Разговоры о счастье? Литература о счастье?» И действительно: сама культура с детства формирует в нас стойкое недоверие к нему.

Многие предпочитают не увольняться с нелюбимой работы или оставаться в нездоровых отношениях, потому что уверены — в переменах к лучшему есть какой-то подвох. И если, однажды рискнув, мы терпим неудачу, вместо поддержки нередко получаем в ответ «мы же тебе говорили», «а как ты хотела?» Это только подкрепляет уверенность в плохих исходах, которую мы затем сами передаем следующему поколению.

Счастье — это выбор

Чтобы разорвать этот замкнутый круг, необходимо понять: думать только о плохом — это выбор. Вы можете выбрать кое-что другое: например, смелость и здоровый авантюризм. Вы можете выбрать не жаловаться, а действовать. Вы можете выбрать людей, которые поддерживают вас в стремлении к счастью, а не заряжают тревогой и страхом.

Иными словами, чтобы разрушить шаблон, необходимо сознательно выбрать модель поведения, которая вызывает дискомфорт. Конечно, можно дождаться, когда текущая ситуация станет настолько критичной, что потребует незамедлительных действий. Но, возможно, к тому моменту у вас уже не будет никаких сил на то, чтобы что-то предпринять.

Вместо того, чтобы доводить себя до выгорания и эмоционального срыва, позаботьтесь о себе уже сейчас. В конце концов, как метко заметил автор бестселлеров Т.

Харв Экер: «Ещё никто и никогда не умирал от дискомфорта, но жизнь в угоду комфорту загубила больше идей, больше возможностей, поступков и перспектив, чем все остальное, вместе взятое».

«Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения». Лев Толстой

Безопасная, «стерильная» среда мешает не только всестороннему развитию детей, но и личностному росту их родителей. Люди, которые предпочитают предсказуемость и комфорт, как правило менее эмоционально устойчивы и креативны, чем те, кто регулярно ищет свежий опыт и готов бросить себе вызов.

Это не значит, что следует принимать необдуманные решения. Например, уходить с высокооплачиваемой работы, просто потому что вам не хватает свободы творчества. Подстелить соломки и подготовить план Б никогда не будет лишним.

Главное — помнить, что та безопасная среда, которую вы себе создали, защищает вас не только от ушибов и синяков, но и от радости жить полной жизнью.

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Вывод

О том, как стать счастливым, написаны десятки, если не сотни, тысяч книг. Подходы и методы авторов self-help литературы могут быть диаметрально противоположны. Однако в одном вопросе психологи и гуру демонстрируют завидное единодушие. Чтобы найти путь к счастью, его нужно искать: пробовать что-то новое, рисковать и не боятся перемен.

Как писал французский философ Эмиль Шартье: «Нужно хотеть быть счастливым и прикладывать к этому усилия.

Если встать в позу беспристрастного наблюдателя и держать двери распахнутыми, дожидаясь, когда в них войдет счастье, то в них войдет печаль».

Поэтому все прочитанные книги не принесут пользы до тех пор, пока вы сами не решите действовать. Сойти с наезженной колеи и обнаружить, что виды, которые открываются вам на бездорожье, поистине прекрасны.

@katiachausheva

Почему мы ставим высокие цели, но не достигаем их | BroDude.ru

У всех ведь бывает, что обещаешь начать новую жизнь с понедельника или со следующего месяца, пойти на тренировки, выучить иностранный язык, увеличить свой доход.

Отбросим тех, кто попусту сотрясает воздух, пишет присяги и прочую ерунду — и этим все начинания и ограничиваются.

Поговорим о том, почему у нас хватает силы воли отказаться от вредных привычек и начать регулярно ходить на тренировки, а через месяц-другой это благополучно заканчивается.

Все дело в устройстве человеческого мозга. Но чтобы понять, как он работает и что с ним не так, нужно вспомнить, для чего он вообще создан.

Наши предки

Речь идет не о прабабушке, а о тех временах, когда человек не сильно отличался от обезьяны. Тот бедолага думал только о выживании: «Где теплее?», «Как догнать вон ту еду?», «Это самец или самка? Непонятно». Его мозг не умел сочинять стихи и складывать слова в предложения — единственной его функцией было обеспечение условий для выживания.

Мозг тысячелетиями развивался, только чтобы у особи было больше шансов выжить. То же самое происходило и у остальных животных. Так в чем же разница?

Кора головного мозга

Как бы обидно это ни было, человека от животного отличает только уровень развития коры головного мозга, толщина которой всего лишь три миллиметра. Вся человеческая цивилизация с ее культурой, айфонами и ипотекой держится только на этих миллиметрах.

У ученых есть разные гипотезы, почему она стала развиваться иначе, нежели у других видов. Как всегда, варианты самые разные: от важности момента, когда человеческая особь взяла в руки палку, до банального «глюка» эволюции.

Все наши желания, мечты и стремления формируются именно в коре мозга.

А чем в это время занимается остальной мозг? Он ностальгирует по временам, когда занимался выживанием, потому что это единственное, что он умеет.

А сейчас он не видит вокруг саблезубых гигантских крыс — и чересчур расслаблен. Отсюда неминуемо возникает своеобразный конфликт между желаниями коры и инстинктами остального мозга.

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Старый мозг против нового

Какой-нибудь парень очень хочет прыгнуть с парашютом, ведь это так круто и фоточки классные получатся. Но в последний момент уже в самолете он упирается в стенки, колени подкашиваются, и он ни в какую не хочет терять опору под ногами. Это все проделки «старого» мозга, который логично считает, что куда-то прыгать немного небезопасно.

Проблема в том, что «старые» инстинкты из доисторических пещерных времен проявляются не только в экстремальных ситуациях, но и потихоньку манипулируют нами из-за кулис в повседневной жизни.

Своим «новым» сознанием мы хотим накопить на дорогой мерседес, но в какой-то момент на сцене снова появляется «старый» мозг, смотрит по сторонам и говорит: «А чего мы паримся? Тепло, сыто, хищников нет. Можно расслабиться и ничего не делать».

И мы покупаем что-то значительно дешевле, если вообще успели накопить какие-то деньги.

Одним словом, мы ставим себе цели развитой корой, а оцениваем результаты животным мозгом.

Знакомо же ощущение, когда после первых незначительных успехов в новом деле начинаешь чувствовать себя классным и резко расслабляешься? Преодоление «кризиса первой победы» — самый трудный шаг.

Как с этим справиться

Малые цели

Ставить амбициозные цели — это безусловно правильно. Но не для мозга-старика, который хочет, чтобы его не беспокоили лишний раз. На какие-то маленькие задачи мы еще можем его «уломать», но когда мозг видит, что сделать нужно еще столько всего и это вроде бы не нужно для выживания, он пасует и прилагает все силы для того, чтобы отговорить тебя чем-то заниматься.

Кстати, именно здесь и появляется ощущение того, что что-то «дается тяжело». Мы же все знаем, что потенциал мозга задействован только на ничтожно малый процент. Но тогда как такой интеллектуальной махине может быть тяжело читать книгу? Он ленится и притворяется — вот и все.

Чтобы не отказываться от своих амбиций, лучше устанавливать не одну высокую планку, а много маленьких. Идеально будет, если они еще и разнородные. Всем знакомо ощущение усталости от того, что чем-то занимаешься целый день. Но если ты успел и в магазин сходить, и книгу почитать, и поработать, и собаку помыть, то день «пролетает», а усталости вроде и нет.

Малые задачи — лучшая обманка и одновременно тренировка для мозга.

Например, если стоит цель сделать ремонт во всей квартире, то не нужно тратить целый день на сантехнику. Купи смеситель, положи плитку в одном месте, сними обои в комнате. Это будет эффективно: все мини-задачи будут выполнены, а твой обеденный перерыв не затянется до завтрашнего дня.

Дрессировка мозга

Из-за того, что «старый» мозг слишком любит отдыхать, обленился не только он, но и человек в целом. Поэтому постоянное выполнение большого количества малых задач приведет в тонус твои когнитивные способности. И когда появится работа, которую невозможно разбить на несколько разнородных целей, твой мозг будет достаточно натренирован и покладист, чтобы напрячься и не отлынивать от работы.

Списки

Еще одним отличным способом обхитрить самого себя является составления списков. Они не должны быть какими-то особенными — обычный календарь или лист бумаги, в котором нужно прописать контрольные точки на пути к цели и отмечать их выполнение. Желательно, чтобы эти чек-поинты появлялись не реже одного раза в три дня.

Создавая такой список, нужно специально «накручивать» себя, что это очень серьезно. Он должен стать твоей привычкой. Так кофеманы чувствуют себя некомфортно, если не выпьют с утра кофе. Казалось бы, на их здоровье это объективно никак не влияет, все только в голове, но они все равно не находят себе места. Тем же самым для тебя должны стать эти галочки и крестики о выполнении целей в списке.

Список нужно всегда держать под рукой. Буквально, чтобы он сам регулярно попадался на глаза. Тебе хочется поиграть на компьютере, но на столе лежит список, который укоризненно смотрит на тебя пустой клеткой без отметки.

Надо ставить себе задачи выше своих силВсе это тренировка мозга. И здесь, как и в спорте, необходима регулярность. После выполнения одной серии малых дел или после завершения одного списка нужно сразу начать новый, иначе ленивый мозг опять расслабится и потащит тебя за собой.

Борис Пастернак — цитаты

Надо ставить себе задачи выше своих сил

Борис Пастернак

(родился: 10 февраля 1890 г., Москва, Российская империя — умер: 30 мая 1960 г., Переделкино, РСФСР, СССР)

Русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших поэтов XX века. Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго».

Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Предмет нашего обожания тем больше кажется нам жертвою, чем более мы его любим.

  • Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.
  • Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи.
  • Я не люблю людей, безразличных к истине.

«Как хорошо на свете! — подумал он. — Но почему от этого всегда так больно?»

Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

Спасение не в верности формам, а в освобождении от них.

С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой.

  1. Быть женщиной — великий шаг,
    Сводить с ума — геройство.
  2. Вот хомут, вот дуга, я те больше не слуга.
  3. Неуместно и несвоевременно только самое великое.
  4. Главной бедою, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения.

Все нынешней весной особое,
Живее воробьёв шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.

Им стараешься добро, а они норовят тебе нож в ребро.

Будущее — это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь.

Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её.

Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение.

Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Был темный дождливый день в две краски. Всё освещенное казалось белым, всё неосвещенное — черным. И на душе был такой же мрак упрощения, без смягчающих переходов и полутеней.

За что же мне такая участь, что я всё вижу и так обо всём болею?

Когда он уехал, ей показалось, что стало тихо во всём городе и даже в меньшем количестве стали летать по небу вороны.

Ещё более, чем общность душ, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира.

Им обоим было одинаково немило всё фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большою редкостью.

В делах житейских эти предприимчивые, уверенные в себе, повелительные люди незаменимы. В делах сердечных петушащееся усатое мужское самодовольство отвратительно.

Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя.

Но давай и безумствовать, сердце мое, если ничего, кроме безумства, нам не осталось.

Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, многие годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.

  • Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.
  • О, с какою силою, как проницательно чувствуют в детстве, впервые!
  • О, как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения!

Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша. И эта гордая враждебность к себе удесятеряет ее неотразимость.

Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!

Печку топить — это вам не на рояле играть. Надо поучиться.

Война — особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин, прямо лежавших в природе переворота. Стали сказываться итоги косвенные, плоды плодов, последствия последствий.

Извлечённая из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому.

Это качества сказочные, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения.

«Не трогать, свежевыкрашен», —
Душа не береглась,
И память — в пятнах икр и щек,
И рук, и губ, и глаз.

Всякая любовь есть переход в новую веру.

Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье.
Дай запру я твою красоту
В тёмном тереме стихотворенья.

Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет.

Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Рассудок? Но он — как луна для лунатика.
Мы в дружбе, но я не его сосуд.

Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты — Та Женщина.

Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поколение типичности? Как не понимать, что типичность – это утрата души и лица, гибель судьбы и имени!

Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Любимая, — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.

Сильней на свете тяга прочь, и манит страсть к разрывам.

Приедается всё.
Лишь тебе не дано примелькаться.

Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий
Ночью снял на память гром.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты…

«Тише!» — Крикнул кто-то,
Не вынесши тишины.

Неумение найти и сказать правду — недостаток, которого никаким уменьем говорить неправду не покрыть.

Когда сквозь иней на окне
Не видно света божья,
Безвыходность тоски вдвойне
С пустыней моря схожа.

Поцелуй был как лето. Он медлил и медлил,
Лишь потом разражалась гроза.

И я старался дружбу свесть
С людьми из трудового званья,
За что и делали мне честь,
Меня считая тоже рванью.

Я один. Всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

  1. Жить и сгорать у всех в обычае,
    Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
    Когда ей к свету и величию
    Своею жертвой путь прочертишь.
  2. Помешай мне, попробуй. Приди, покусись потушить
    Этот приступ печали, гремящей сегодня…
  3. Как с полки, жизнь мою достала
    И пыль обдула.

Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается Бог весть где, и растет, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый темный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.

В нашу прозу с ее безобразьем
С октября забредает зима.
Небеса опускаются наземь,
Точно занавеса бахрома.

… Жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды, а нас
На свете нет.

Наяву ли всё? Время ли разгуливать?
Лучше вечно спать, спать, спать, спать
И не видеть снов.

Сказочно только рядовое, когда его коснется рука гения.

Нравственности учит вкус, вкусу же учит сила.

Все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь.

Я стараюсь найти смысл этого осуждения, истолковать, оправдать, роюсь, копаюсь в себе, перебираю всю нашу жизнь и все, что я о себе знаю, и не вижу начала и не могу вспомнить, что я сделала и чем навлекла это несчастье. Ты как-то превратно, недобрыми глазами смотришь на меня, ты видишь меня искаженно, как в кривом зеркале. А я люблю тебя.

Не надо любить так запасливо и торопливо, как бы из страха, не пришлось бы потом полюбить еще сильней.

Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ещё ты на руках и губах моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы о тебе в чём-нибудь достойном, остающемся. Я запишу память о тебе в нежном, нежном, щемящем печальном изображении. Я останусь тут, пока этого не сделаю.

Как хорошо на свете! Но почему от этого всегда так больно?

Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.

  • Счастье обособленное не есть счастье.
  • Искусство служит красоте, а красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ существования, формой должно владеть все живущее, чтобы существовать и, таким образом, искусство — есть рассказ о счастье существования.
  • Спор нельзя решать железом
    Вложи свой меч на место, человек.
  • Взрослый мужчина должен, стиснув зубы, разделять судьбу родного края.

Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия. Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды — это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.

  1. В снег такое наслаждение слушать длинные умные рассуждения.
  2. Шаг вперёд в науке делается по закону отталкивания, с опровержения царящих заблуждений и ложных теорий.
  3. Сознание — яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе.
  4. Но в том то и дело, что человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера.

Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя?

Любить иных — тяжелый крест.

Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится.

  • Все горе в том, что я тебя люблю, а ты меня не любишь.
  • Все решительно матери — матери великих людей, и не их вина, что жизнь потом обманывает их.
  • Талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни.
  • Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования.

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.

  1. Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.
  2. К добру надо привлекать добром.
  3. Перевороты длятся недели, много годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.

Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все подвох и двусмысленность. И над сильным властвует подлый и слабый.

А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии.

Скромность комнат
Спорила с комфортом.

Будущего недостаточно,
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты стала.

Мир — это музыка, к которой надо найти слова!

Из ряда многих поколений
Выходит кто-нибудь вперед.
Предвестьем льгот приходит гений
И гнетом мстит за свой уход.

Всё, что реально существует, существует в рамках настоящего.

Я унизил себя до неверья.
Я унизил себя до тоски.

Я — человек отвратительный. Мне на пользу только дурное, а хорошее во вред. Право, я словно рак, который хорошеет в кипятке.

Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.

Тишина, ты — лучшее
Из всего, что слышал.

Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться.

Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия.

Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады.

  • Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить.
  • Другие по живому следу
    Пройдут твой путь за пядью пядь,
    Но пораженья от победы
    Ты сам не должен отличать.
  • Я больше всех удач и бед
    За то тебя любил,
    Что пожелтелый белый свет
    С тобой — белей белил.
  • Разве когда любят, унижают?

Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком.

Поэт дня. борис леонидович пастернак (10 февраля 1890 — 30 мая 1960)

Классик. Нобелевский лауреат. Поэт с искренним и мудрым сердцем.

  • ЦИТАТЫ
  • Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.
  • В соответствии с этим я могу сказать: стихи — это необработанная, неосуществленная проза…
  • Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.

Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается бог весть где, и растёт, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый тёмный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.

Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутренного течения.

Люди рано умиравшие, Андрей Белый, Хлебников и некоторые другие, перед смертью углублялись в поиски новых средств выражения, в мечту о новом языке, нашаривали, нащупывали его слоги, его гласные и согласные.

Я никогда не понимал этих розысков. По-моему, самые поразительные открытия производились, когда переполнявшее художника содержание не давало ему времени задуматься и второпях он говорил своё новое слово на старом языке, не разобрав, стар он или нов.

Что, такое литература в ходовом, распространённейшем смысле слова? Это мир красноречия, общих мест, закруглённых фраз и почтенных имён, в молодости наблюдавших жизнь, а по достижении известности перешедших к абстракциям, перепевам, рассудительности.

И когда в этом царстве установившейся и только поэтому незамечаемой неестественности кто-нибудь откроет рот не из склонности к изящной словесности, а потому, что он что-то знает и хочет сказать, это производит впечатление переворота, точно распахиваются двери и в них проникает шум идущей снаружи жизни, точно не человек сообщает о том, что делается в городе, а сам город устами человека заявляет о себе.

Из своего я признаю только лучшее из раннего ­– «Февраль, достать чернил и плакать», «Был утренник, сводило челюсти» – и самое позднее, начиная со стихотворения «На ранних поездах».

Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы, гармонически развитые из какой-нибудь счастливо наблюденной и точно названной детали, как в поэзии Иннокентия Анненского и у Льва Толстого, и очень горько, что очень рано, при столкновении с литературным нигилизмом Маяковского я стал стыдиться этой прирожденной своей тяги к мягкости и благозвучию и исковеркал столько хорошего, что, может быть, могло бы вылиться гораздо значительнее и лучше.

Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поколение типичности? Как не понимать, что типичность — это утрата души и лица, гибель судьбы и имени.

Вообще каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же. Так и я не сразу обрёл свой дар. Сначала слово было не важно мне.

Больше всего на свете я любил музыку и желал стать композитором, но у меня не было абсолютного слуха, и любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным.

Часто плачу от волнения. Кажется, и причин нет. На экране покажут лошадь крупным планом, а у меня слёзы от волнения. Или Брамса играют — плачу и приговариваю: плохой, плохой композитор…

Мир — это музыка, к которой надо найти слова!

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами: оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.

Я не раз замечал, что именно вещи, едва замеченные днём, мысли, не доведённые до ясности, слова, сказанные без души и оставленные без внимания, возвращаются ночью, облечённые в плоть и кровь, и становятся темами сновидений, как бы в возмещение за дневное к ним пренебрежение. Вообще сознание — это зажжённые фары впереди идущего паровоза.

Обратите их светом внутрь и случится катастрофа. Но тьма не должна вас пугать, потому что слово сильнее её. В конце концов, присутствие искусства на страницах «Преступления и наказания» потрясает больше, чем преступление Раскольникова.

Вот любовь, в отличие от тьмы, больше, чем слово.

Вы не представляете, как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения нырнуть в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения. Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её. Вот, что такое любовь.

Стремление к чистоте жанра свойственно только эпигонам. Открыватели и родоначальники смешивают разнородные стилистические и композиционные элементы, оказываясь победителями, не по законам вкуса, а по его инстинктивному чутью. И их беззаконные победы потом становятся образцом для новых толп подражателей.

Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться.

Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия.

Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады. Спасение не в верности формам, а в освобождении от них.

Будущее — это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждёшь. Не вернее ли сказать, что оно вообще никогда не приходит? Если ждёшь А, а приходит Б, то можно ли сказать, что пришло то, чего ждал? Всё, что реально существует, существует в рамках настоящего.

Полжизни отдал на переводы — своё самое плодотворное время.

Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно.

Надо ставить себе задачи выше своих сил, во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения кажущейся недостижимой задачи.

Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние — забвение и нарушение долга.

Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрёт.

Все люди, посланные нам, — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить.

Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному.

  1. ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ
  2. Поэзия
  3. Поэзия, я буду клясться
  4. Тобой и кончу, прохрипев:
  5. Ты не осанка сладкогласца,
  6. Ты — лето с местом в третьем классе,
  7. Ты — пригород, а не припев.
  8. Ты — душная, как май, Ямская,
  9. Шевардина ночной редут,
  10. Где тучи стоны испускают
  11. И врозь по роспуске идут.
  12. И в рельсовом витье двояся, —
  13. Предместье, а не перепев, —
  14. Ползут с вокзалов восвояси
  15. Не с песней, а оторопев.
  16. Отростки ливня грязнут в гроздьях
  17. И долго, долго, до зари,
  18. Кропают с кровель свой акростих,
  19. Пуская в рифму пузыри.
  20. Поэзия, когда под краном
  21. Пустой, как цинк ведра, трюизм,
  22. То и тогда струя сохранна,
  23. Тетрадь подставлена, — струись!
  24. 1922
  25. ***
  26. Во всём мне хочется дойти
  27. До самой сути.
  28. В работе, в поисках пути,
  29. В сердечной смуте.
  30. До сущности протекших дней,
  31. До их причины,
  32. До оснований, до корней,
  33. До сердцевины.
  34. Всё время схватывая нить
  35. Судеб, событий,
  36. Жить, думать, чувствовать, любить,
  37. Свершать открытья.
  38. О, если бы я только мог
  39. Хотя отчасти,
  40. Я написал бы восемь строк
  41. О свойствах страсти.
  42. О беззаконьях, о грехах,
  43. Бегах, погонях,
  44. Нечаянностях впопыхах,
  45. Локтях, ладонях.
  46. Я вывел бы её закон,
  47. Её начало,
  48. И повторял её имен
  49. Инициалы.
  50. Я б разбивал стихи, как сад.
  51. Всей дрожью жилок
  52. Цвели бы липы в них подряд,
  53. Гуськом, в затылок.
  54. В стихи б я внёс дыханье роз,
  55. Дыханье мяты,
  56. Луга, осоку, сенокос,
  57. Грозы раскаты.
  58. Так некогда Шопен вложил
  59. Живое чудо
  60. Фольварков, парков, рощ, могил
  61. В свои этюды.
  62. Достигнутого торжества
  63. Игра и мука —
  64. Натянутая тетива
  65. Тугого лука.
  66. 1956
  67. ***
  68. Быть знаменитым некрасиво.
  69. Не это подымает ввысь.
  70. Не надо заводить архива,
  71. Над рукописями трястись.
  72. Цель творчества — самоотдача,
  73. А не шумиха, не успех.
  74. Позорно, ничего не знача,
  75. Быть притчей на устах у всех.
  76. Но надо жить без самозванства,
  77. Так жить, чтобы в конце концов
  78. Привлечь к себе любовь пространства,
  79. Услышать будущего зов.
  80. И надо оставлять пробелы
  81. В судьбе, а не среди бумаг,
  82. Места и главы жизни целой
  83. Отчёркивая на полях.
  84. И окунаться в неизвестность,
  85. И прятать в ней свои шаги,
  86. Как прячется в тумане местность,
  87. Когда в ней не видать ни зги.
  88. Другие по живому следу
  89. Пройдут твой путь за пядью пядь,
  90. Но пораженья от победы
  91. Ты сам не должен отличать.
  92. И должен ни единой долькой
  93. Не отступаться от лица,
  94. Но быть живым, живым и только,
  95. Живым и только до конца.
  96. 1956
Ссылка на основную публикацию