Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад»

UGC

Если знаете Антона Чехова как прозаика, то пришло время постигнуть его талант драматурга. Пьесы писателя задали тональность русскому театральному искусству на десятки лет. Составьте мнение об одной из лучших его пьес — драме «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы — отличная помощь тем, кто хочет узнать об основных событиях и характерах, представленных в произведении. Ознакомьтесь с историей «ухода со сцены жизни» старой дворянской России, описанной Антоном Чеховым.

«Вишневый сад»: краткое содержание

Знакомство с творчеством одного из самых талантливых российских писателей конца XIX века Антоном Чеховым будет неполным, если не прочитаете «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы позволит составить общее представление о событиях, которые описал драматург, героях, которые реализовали замысел.

Запрос «Чехов “Вишневый сад” кратко» поступает от участников образовательного процесса — школьников и студентов. Краткое содержание «Вишневого сада» помогает глубже проникнуть в основные события, которые происходят в драме, осмыслить взаимоотношения персонажей, систематизировать прочитанное, акцентировать внимание на важных деталях произведения.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» изд-во «Мир книги»: UGC

В процессе подготовки к обсуждению драмы «Вишневый сад» кратко по главам, а точнее, по актам восстановите сюжет произведения, уточните, кто из героев главный, а кто второстепенный персонаж.

Вот как можно рассказать о драме «Вишневый сад» кратко:

«Вишневый сад»: действие первое (экспозиция и завязка)

Весна, имение помещицы Любови Андреевны Раневской, цветет сад. Управляющий имением Ермолай Алексеевич Лопахин — бывший крепостной Раневских — ожидает приезда помещицы, поскольку нужно решить вопрос о продаже имения за долги.

Компанию ему составляют конторщик Епиходов, которого из-за неловкости прозвали «22 несчастья», и горничная Дуняша. Сводный брат Раневской, игрок и повеса Леонид Андреевич Гаев также ожидает ее приезда, как и приемная дочь Варя.

Раневская с радостью возвращается домой. Она с восхищением осматривает имение, ходит по комнатам, с теплотой вспоминает о прошлой жизни, ведет обыденные разговоры:

  • со сводным братом Гаевым;
  • с дочерью Варей;
  • с горничной, которая выбирает, за кого выйти замуж — за Епиходова или лакея Яшу;
  • со старым лакеем Фирсом (старый слуга все время что-то бормочет под нос);
  • с гувернанткой Шарлоттой Ивановной (эксцентричной и странной особой), которая хвалится собачкой;
  • соседом-помещиком Симеоновым-Пищиком (просит денег взаймы).

У Лопахина есть план спасения имения — сдать дачникам участки. Это принесет 25 тыс. рублей в год. Чтобы его реализовать, нужно расчистить место — вырубить вишневый сад. Это приводит в ужас всех героев.

Раневская и другие предпочитают не думать о разорении, избегают принятия решений, уходят от разговора с Лопахиным. Любовь Андреевна предпочитает делать вид, что ничего страшного не происходит, а попросту ждет, что все само собой образуется.

В конце дня в гостиной появляется вечный студент Петр Трофимов — бывший наставник Гришеньки. Раневская вспоминает о своей утрате (маленький Гриша утонул), плачет и думает о сыне.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

«Вишневый сад»: действие второе

События происходят на природе. Герои собираются около старенькой церквушки, откуда виден сад и город.

Ермолай Алексеевич, помещица и ее брат только что вернулись из города. За несколько минут до появления главных участников событий на этом месте перед церковью произошло последнее объяснение Епиходова и Дуни: она отказала конторщику, выбрав развязного Яшку-лакея.

Близится время торгов. Лопахин делает еще одну попытку, чтобы переубедить главную героиню, но она, как ее брат Леонид и дочь Аня, уверена, что их спасет тетушка из Ярославля.

Читатель узнает о драматических событиях жизни Любови Андреевны. Если знакомитесь с драмой «Вишневый сад» в сокращении, тогда обратите внимание на такие детали:

  • Гаев в разговоре с Аней характеризует ее мать как «порочную» женщину.
  • Она вышла замуж не за дворянина, поэтому семья (в том числе тетушка) ее осудили.
  • В дальнейшем поведение Любови Андреевны не было добродетельным.

Из воспоминаний-монолога главной героини за шесть лет до начала событий у нее скоропостижно скончался муж-пьяница. Вдова не долго оставалась в одиночестве: она встретила молодого человека, с которым сошлась.

Потеря младшего сына сделала жизнь Раневской в имении невыносимой — она уезжает во Францию. Три года она с любовником жила на даче в Ментоне.

Любимый человек оказался альфонсом: притворился больным и обобрал Раневскую. Когда деньги закончились и пришлось продать дачу, он бросил Любовь Андреевну. Так она потерпела эмоциональный крах. Теперь ее ждет еще и крах финансовый.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Раневская обращает внимание Ермолая Алексеевича на чувства, которые питает к нему Варя. Она советует ему немедля сделать ей предложение. К их разговору присоединяются подошедший Петр Трофимов и Аня.

Бывший учитель рассуждает о слабости интеллигенции, которая предпочитает себя жалеть, не умеет трудиться, но позволяет себе унижать мужиков-трудяг. Лопахин поддерживает разговор и рассказывает о своей тяжелой жизни (его избивал отец) и о том, как сложно вести дела, поскольку люди мельчают. Он не успевает высказаться, потому что Любовь Андреевна его перебивает.

Герои не хотят слышать друг друга. Внезапно западает тишина. Слышится пронзительный звук оборвавшейся струны.

«Вишневый сад»: действие третье

Если решаете, стоит ли пьесу «Вишневый сад» читать полностью, тогда пересказ может пробудить интерес относительно развития главной интриги — продажи сада. О том, что имение выкуплено Лопахиным, Раневская узнает во время приема, который организовала. Бал проходит невесело, потому что все ждут окончания торгов. Пары танцуют, но в воздухе разлилось уныние и тоска:

  1. Петр дразнит Варю, называя ее мадам Лопахиной. Девушка не против выйти замуж за купца, но тот не делает ей предложения.
  2. Любовь Андреевна получает телеграмму — любовник снова заболел. Трофимов смеется над этим, чем вызывает негодование Раневской. Она называет Петра недотепой и чудаком, который не умеет любить.

Обиженный студент, уходя, падает с лестницы.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

«Вишневый сад»: действие четвертое

Имение продано. Раневская собирается в дорогу — в гостиной стоят чемоданы. Лакей Яша уезжает в Париж с хозяйкой, Варя просит его писать письма.

Новый владелец предлагает всем шампанского, однако ему говорят, что это не к месту и что у него нет такта. Слышится стук топоров. Вырубают вишневый сад. Раневская просит подождать с вырубкой, пока она не покинет усадьбу.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Появившийся Симеонов-Пищиков отдает долги Лопахину и Раневской. На его земле англичане нашли месторождение промышленной глины и тем самым спасли его от разорения. Любовь Андреевна взволнована:

  • переживает за больного лакея Фирса, которого должны были отправить в больницу;
  • обсуждает будущее Вареньки, оставляет их наедине с Лопахиным. Молодые люди так и не смогли открыть своих чувств друг другу.

Раневская с тоской осматривает на прощанье дом. Для нее и для Анны открывается новая жизнь, но прошлое не отпускает. Все уходят, оставляя в запертом доме больного Фирса. Тот жалуется на жизнь, которая прошла, а он и не заметил. Старик укладывается на диван и отходит в мир иной.

Когда школьники вкратце узнают, о чем пьеса «Вишневый сад», тогда появляется желание познакомиться с полным текстом произведения. Пересказ также поможет акцентировать внимание на самом важном, не упустить детали.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

«Вишневый сад»: анализ произведения

Пьеса «Вишневый сад», текст которой невелик по объему, считается вершиной творчества Чехова-драматурга. Ему удалось отыскать емкий образ, который стал символом ломки старых устоев, их уничтожения и установления нового миропорядка.

Поможет ли проникнуть в идейный смысл драмы «Вишневый сад» пересказ, с которым рекомендуем ознакомиться? Этот инструмент пригодится тем, кто вначале прочитал драму, однако позабыл о каких-то нюансах сюжета или последовательности действий. Кроме того, он пригодится для системного анализа произведения.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Вот на какие аспекты пьесы рекомендуем обратить внимание:

  • Пьеса «Вишневый сад»: замысел и его реализация.

Работу над драмой писатель завершил в 1903 году. Через год эту пьесу поставил Московский художественный театр, приурочив ее выход к 25-летию творческой деятельности Чехова. Она вызвала фурор среди публики. Драма стала завершающим аккордом в размышлениях автора над судьбой России.

Пьеса поразила многих реалистичностью и глубиной психологического анализа представленных характеров. Это не удивительно, поскольку замысел произведения родился у Чехова задолго до написания произведения. Жена писателя Книппер-Чехова упомянула, что об идее этого произведения драматург написал ей еще в 1901 году.

В основе сюжета — личные воспоминания автора о продаже родного дома в Таганроге, знакомство с А. Киселёвым — владельцем имения Бабкино под Москвой (прототип Гаева), впечатление от запущенных и умирающих дворянских усадеб близ Сум (Харьковская губерния). Работа над произведением шла медленно: Чехов был тяжело болен и писал «по четыре строчки в день и те с нестерпимыми мучениями».

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Читайте также:  Краткое содержание рассказа М.А.Шолохова «Алешкино сердце»

Задумывал Чехов «Вишневый сад» как комическое произведение. В письмах к супруге он писал, что его новая пьеса вышла легкомысленной, смешной, что порой комическое в ней переходит в фарс.

Однако режиссеры и актеры, воплотившие сюжет на сцене, представили пьесу как трагедию — тяжелую драму жизни. За маской смешного притаилось трагическое.

Такая особенность пьесы определила ее жанр — трагикомедия.

Несмотря на то что споры относительно жанровой природы этого произведения продолжаются по сей день, ее без каких-либо ремарок можно определить как драму.

  • Тема и проблематика произведения.

Продажа родового имения разорившимися дворянами — тема, которая была не новой для русской литературы рубежа веков. Однако ее не следует воспринимать как основную. Идейно-тематический пласт «Вишневого сада» намного масштабнее.

К рождению этой пьесы Чехова подтолкнули процессы экономического переустройства страны, которые вели к изменению духовного и культурного облика России. На смену старому дворянству приходит новый класс предпринимателей. Каковы будут жизненные приоритеты, каков уклад жизни они предложат — вопросы, которые тревожили писателя.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Эта тема реализуется через ряд проблем, благодаря чему пьеса вышла полифонической. Среди них:

  • конфликт поколений;
  • отсутствие понимания в семье, между родными людьми;
  • внутренний разлад героев (они не умеют слушать других и понимать);
  • разрушение собственных корней, забвение памяти о предках;
  • разрушение красоты человеческой жизни;
  • уничтожение культуры (вишневый сад — это старая Россия).

Идея произведения — показать трагедию несоответствия желаемого и действительного. Нежелание что-то менять в жизни, меняться самим — причина жизненной драмы каждого персонажа произведения.

Мотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

  • Главные герои «Вишневого сада»: ключи к характеристике.

В пьесе четко противопоставлены две категории героев — символы прошлого и настоящего. Аристократы, дворяне привыкли жить за счет других, они не ценят труд, умеют только тратить деньги.

Им противопоставлен Лопахин — человек, который всего добивается собственным умом, предприимчивостью, деловой хваткой.

Ему не важна красота (вишневый сад), для него важен доход и целесообразность использования ресурсов.

Будущее у обеих категорий героев туманное и мрачное: им придется строить жизнь заново. Они теряют родственные связи, связь с прошлым, привязанность к дому. Всем им суждено быть одинокими.

Представленная пьеса показывает, каких глубинных проблем и конфликтов удалось коснуться автору. Произведение обладает сильным и многоаспектным подтекстом, который можно познать, только прочитав полностью этот шедевр.

«Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1848375-visnevyj-sad-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy/

Сочинение: Мотивы в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) | Литрекон

(409 слов) «Вишнёвый сад» многие литературные критики называют «чеховским завещанием». Писатель как будто предрёк гибель российского дворянства и появление на исторической арене «новых людей». Во время создания пьесы эти перемены только начинали происходить. 

В произведении они сопровождаются мотивом железной дороги, играющим существенную роль в произведении. Дорога — символ «нового времени», новых порядков и новой жизни. Стук колёс вызывает у героев мысли о чём-то неумолимом и бессердечном.

Яркий элемент — это повтор слов «Уже пора!» в последнем действии. Куда пора? Пора прощаться со старой жизнью, старым и привычным её укладом.

А та самая дорога будто бы отрезала Любовь Андреевну и её брата Гаева от их любимого вишнёвого сада, а на самом деле — от беззаботной барской жизни. 

На протяжении пьесы все главные персонажи совершали ошибки, делали глупости и не отдавали себе отчёта в том, что скоро их жизнь изменится. В пьесе эти ошибки сопровождаются мотивом «повреждения».

Например, Епиходов уронил букет, потом сломал кий, а затем смял чемоданную картонку. Можно, конечно, сказать, что человеку просто не везёт. Но ведь он такой не один.

Аня растеряла все шпильки, Дуняша разбила блюдечко, Любовь Андреевна рассыпала золотые, а Петя Трофимов с лестницы упал. 

Во всех этих предметах как будто заложены «неудача» и «утрата». И последнее, главное, что теряют герои — вишнёвый сад.  

Третий мотив — мотив невозможности поменяться, изменить привычный уклад жизни, характер. Неизменность присуща каждому жителю и гостю имения Раневской и Гаева.

Обратим внимание на такие реплики, как: «Мамочка такая же, как была», «Ты всё такой же, Леня», «Ты всё такая же, Варя».

Для каждого постоянство заключается в чём-то особенном: Епиходов говорит о своих несчастьях, Пищик — о долгах, Варя — о хозяйстве, Гаев впадает в патетику и никак не может избавиться от привычки тратить средства на леденцы, а Петя обличает всех и вся. 

Мотив времени создают воспоминания, которыми буквально пронизана пьеса. Лопахин вспоминает, как прощался с Раневской, Гаев постоянно произносит слова «когда-то».

Ретроспектива открывается на разную глубину: шесть лет назад утонул сын Раневской, лет сорок-пятьдесят назад помнили ещё способы обработки вишни, сто лет назад был сделан шкаф.

 Однако мотив времени создаёт и перспектива будущего, которое также различно для героев. 

Многочисленные потери, воспоминания, неумение что-либо изменить пронизывают пьесу тоской — это ещё один её мотив. Герои не знают, что будет дальше. Как сложится их жизнь? Чего ждать от этих перемен? Они бояться этого будущего, к которому готов только Лопахин. Он уверен, что поступает правильно и что настало время попрощаться со всем старым: 

«Нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад…». 

Анастасия Калугина

Сочинение Мотивы пьесы Вишневый сад Чехова

Антон Павлович Чехов – это известнейший русский писатель и драматург конца 19 начала 20 века.

Он подарил этому миру большое количество прекрасных произведений, которые поражают своей оригинальностью и глубиной смысла. При этом стиль написания Антона Павловича Чехова достаточно прост и лаконичен.

Это делает его миниатюрные, но сюжетные рассказы динамичными. Читатель справляется с ними весьма легко.

Одним из таких динамичных, но глубокомысленных произведений Антона Павловича Чехова, является пьеса «Вишневый сад». В ней прослеживается не мало мотивов.

Анализ мотивов, которые явно зафиксированы в данном произведении, представлен в этой статье.

Поднято в этой пьесе не мало важных тем и прослеживается столько же много мотивов.

Одним из основных и ведущих мотивов произведения является мотив разрушения. У многих героев при пересечении их друг с другом что-то ломается, падает, разрушается. Это, без сомнений, о чем-то говорит. О том, что вместе со старым, уже не плодоносящим садом, разрушается жизнь старых дворян.

Епиходов что-то разбивает и рушит, бьется блюдца, чашки и тарелки, Лопахин, опаздывая на встречу тоже что-то разбивает.

Второй мотив произведения «Вишневый сад» – это кладбища, гробы, небытие, смерть и все это связано с упадком. Чехов писал своему другу Станиславскому, что на самом деле конкретного кладбища в произведении не будет упоминаться.

Главные герои часто вспоминают мертвецов. К примеру, главная героиня по фамилии Раевская говорит, что видит свою покойную мать в саду.

А вот Лопахин, который предлагает использовать старый вишневый сад в выгодных целях, говорит, что его бабушки, дедушки и, собственно, родители, были бы довольны и поражены успехами своего потомка, коли б смогли бы восстать из мертвых.

Каждый герой произведения каким-то образом напоминает о смерти и упоминает что-то с нею связанное. Одним словом, Антон Павлович Чехов хорошенько отыгрался на теме смерти, гробов и небытия в этой пьесе.

Также символичным цветом в пьесе можно назвать белый цвет и его оттенки. Какого цвета виши, когда цветут? Правильно – белого. Вообще белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добром и нежностью. Но так же, если говрить о том, как к нему относятся народы Индии, то для них этот цвет явялется цветом смерти и окончания жизни.

Пьесу Антона Павловича Чехова должен найти время прочитать каждый человек, который считает себя образованным.

← Тема одиночества в произведении Тоска
← Основные конфликты в пьесе Вишневый сад↑ ЧеховВишневый сад – драма или комедия? →
Образ города в рассказе Тоска →

  • Где завязка и развязка комедии Ревизор?
    Завязка сюжета в «Ревизоре» берет свое начало с ключевой фразы о том, что едет проверяющий. Исходит она из уст городничего, и обращена ко всем важным персонам. Известие воспринимается как неприятное
  • Сочинение Какой поступок можно назвать благородным? (6 класс)
    Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?
  • Сочинение Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя
    Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов. В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.
  • Сочинение Ты открываешь книгу
    Какое замечательное изобретение – книга! Сейчас даже невозможно себе вообразить, как можно жить без книг. Тот, кто однажды открыл для себя книгу, тот навсегда попал в ее плен и всю жизнь пронесет в своем сердце любовь к книге и к чтению
  • План рассказа Хлеб для собаки Тендрякова
    В детстве мальчик Володя пережил трудное послереволюционное время, годы массовых репрессий. Он вместе с друзьями не раз встречал в сквере своего поселка голодных умирающих людей
Читайте также:  Сочинение: Чичиков — новый образ в русской литературе XIX века

3643. Мотивы в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение Русский язык

Пьеса Вишневый сад предлагает пророческое видение Чехова о смене эпох. Автор рассматривает окончание эпохи помещиков и патриархального дворянского уклада на смену которому приходит эпоха дельцов наподобие Лопахина.

В этом смысле интересны слова самого Лопахина, который говорит о землях и лесах (понятное дело, о России) которые даны этому народу (вопрос в какой-то степени, конечно, спорный, так как не столько даны, сколько завоеваны и до сих пор нормально не использованы) и поэтому люди должны быть великанами, для того чтобы осваивать эти территории. Любопытным является то, что сам Лопахин наоборот предлагает измельчание, он делит сад на дачные участки, он в каком-то смысле апологет маленьких людей и таких же масштабов, он предвестник муравьиного сознания, которое тем более отметится во временах, которые Чехов частично предсказал, но до которых не доживет. Поэтому мотивы Лопахина в целом согласуются с вектором движения той волны на гребне которой он копит собственный капитал и разглагольствует о труде и малом количестве честных людей на земле.

Раневская и Гаев тоже олицетворяют свою волну, но волну затухающую. Поэтому, мне кажется, в каком-то глобальном смысле их мотивы тоже не более, чем следствие того условного тренда, знаком которого они являются. Собственно, Чехов в каком-то смысле говорит именно об этом.

С другой стороны эти люди противоречат сами своим желаниям.

Опять-таки, Лопахин грезит про каких-то великанов и благородство труда, а в итоге приближает период унификации, где не самоотверженный труд, но рамки общественного стандарта будут главной ценностью, это довольно символично выражается именно в том, как он на взгляд помещиков (которые и были настоящими великанами, пусть теперь стареющими и немощными) пошло делит большой сад на маленькие участочки, где каждый будет иметь собственный загон. Гаев грезит о том, как вернуть былые времена, но он на практике действует обратным образом.

Дуняша – горничная, с белыми руками как у барыни. Трофимов – умник, который в действительности не может предложить ничего умного, в частности понять ту ситуацию, в которой они все пребывают. Подобные противоречия мы видим и во множестве других героях пьесы, практически каждый воплощает собой противоречие и хочет чего-то, является кем-то, а на самом деле предстает иным.

На этом фоне Чехов также подчеркивает абсолютно разные векторы мотивов практически всех героев произведения.

Отсюда создается такой характерный диалог, где фразы будто бы не связаны друг с другом, каждый говорит о чем-то своем и благодаря этому, кстати говоря, появляется возможность довольно точно понять мотивы каждого героя.

Ведь нужно просто отдельно прочитать его реплики и понять ту программу, которую этот человек исповедует.

Основные мотивы.

Все сочинения

Тема времени в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Время наряду с пространством — одно из главных условий существования как художественного произведения, так и самой жизни. В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» время является ключевым символом, создающим сюжет и образующим проблему.

Образ времени позволяет отделить истинное от ложного, связывает и одновременно разобщает персонажей пьесы и оказывается роковым на личностном, социальном и историческом уровнях.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Три формы времени — прошлое, настоящее и будущее — делят героев «Вишневого сада» на три идеологические категории.

Так, Гаев и Раневская относятся к прошлому: несмотря на свое положение помещиков, они не занимаются хозяйством, а потому не могут сохранить вишневый сад.

Раневская живет одними воспоминаниями и является глубоко чувствующей и любящей натурой, а Гаев — до сих пор не выросший мальчик, который ест леденцы и думает только об игре в бильярд.

Лопахин в пьесе — представитель настоящего, который в условиях нового времени становится обладателем сада и поместья. Аня и Петя — бездействующие герои, живущие будущем. Петя обличает старую Россию, говорит о новых способах совершенствования общества, но в реальности он вечный студент и «облезлый барин».

Герои, относящиеся к разным временам, не способны понять и услышать друг друга. В конечном счете каждый говорит о своем. Формы времени имеют как свои достоинства, так недостатки, но вместе образуют единый «жизненный» сюжет «Вишневого сада».

Сам сад тоже олицетворяет собой время. Это происходит, во-первых, из-за прямого значения образа сада: весной он цветет, осень сбрасывает листья. В этом смысле сад означает годичный круговорот времени и природы.

Во-вторых, сад — это время историческое: необходимо разрушать старые представления о мире, чтобы на их месте появились новые; необходимо вырубить красивый бесполезный сад, чтобы отдать землю дачникам и иметь с этого прибыль.

Наконец, перелом времени оказывается связан с исторической судьбой России и автора: пьеса написана в 1903 году, на пороге революции 1905 и следующей за ней революцией 1917.

В этом контексте можно попытаться предугадать дальнейшую судьбу героев: Гаев и Раневская не примут революцию, уедут за границу, где будут забыты; Лопахина раскулачат, землю сада коллективизируют; последователями революционного движения станут Петя и Аня, бедные, «облезлые», готовые трудиться и искренне верящие в возможность построения идеального общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что время — не только неотъемлемая часть пьесы «Вишневый сад», но ещё и активный деятель. Благодаря многоликости времени события «Вишневого сада» стройны и логически взаимодействуют. Однако несмотря на силу времени, гораздо важнее способность героев действовать самостоятельно и самостоятельно выбирать ту реальность, в которой им предстоит жить.

Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

Тематика, проблематика, идея
пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

1.                
Основные темы

         Можно определить несколько
основных тем пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Главная тема: гибель «дворянских
гнезд», разрушение старого уклада жизни; смена дворянского мира с его обветшавшими
ценностями; нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни.

         Самой актуальной темой
является тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично
изображенной в образе вишневого сада.

2.                
Проблематика пьесы

         Центральный
образ пьесы – вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад –
это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ – символ красоты
русской природы, Россия. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели
прекрасного вишневого сада.

         В пьесе мы
не видим яркого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не
происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование
конфликта, но скрытого, внутреннего.

         Основной
конфликт пьесы в непонимании между поколениями. Кажется,  будто в пьесе
пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.

         Старшее
поколение – это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие
прошлое. Сегодняшний день. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в
лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено
Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым – разночинцем, учителем сына
Раневской.

         Внешний
конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.

3.                 
Основная идея
пьесы.

         Ожидание
изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего
сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно,
каким будет это новое.

Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность
бытия. Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не
замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их
сердцах надежду на что-то лучшее.

Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов
оставляет открытым.

         Глубокое
идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад – символ уходящей
жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе
вырастает образ нового сада, роскошнее этого.  «Вся Россия – наш сад». И этот
новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.

Мотив железной дороги (о пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехова)

“Распалась связь времен”. Первой исполнительнице роли Раневской в Московском Художественном театре О. Л. Книппер-Чеховой принадлежат очень интересные суждения о своей героине: “…у Раневской душа растерялась. Она не понимает, что происходит кругом…

Что делать, как жить? И от этой неразберихи она все время на грани – тут слезы, там смех. По-моему, все дело в том, что она на разломе двух эпох”.

Этот “разлом двух эпох” особенно отчетливо проявляется в мотиве железной дороги, играющем существенную роль в пьесе. Старый

Читайте также:  Образ Базарова в романе «Отцы и дети»    

слуга Фирс вспоминает те времена, когда барин в Париж на лошадях ездил, когда сушеную вишню возами отправляли в Харьков и даже в Москву. Л теперь рядышком построили железную дорогу.

Наступила совершенно новая эпоха, диктующая новое мироощущение, новые порядки, новое отношение к жизни.

Железная дорога властно вторглась в жизнь героев “Вишневого сада”. Гаев настроен благодушно: “Вот железную дорогу построили, и стало удобно: можно позавтракать в городе”. Но именно потому, что Железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен.

Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить.

С образом поезда обычно связывается идея времени, пути. Можно добавить, что тут есть и дополнительный смысл – представление о чем-то железном, неумолимом, бессердечном. Герои пьесы вынуждены подчиняться железной дороге, от которой они зависят.

Поезд может опоздать (как в первом действии), но сами они опоздать на поезд не смеют: он уйдет без них. И в последнем действии все время слышно: “Уже пора! Сейчас поезд придет!”

Железная дорога перерезала всю прошлую жизнь героев. Неторопливая, размеренная, упорядоченная барская жизнь, где было так уютно, тепло, привычно, ушла навсегда.

Но слова О. Л. Книппер-Чеховой о разломе двух эпох можно воспринимать не только в конкретно-историческом, но и в более обобщенном плане.

В этом случае они не могут не напомнить о проблематике трагедии Шекспира “Гамлет”.

Мысль героя трагедии Шекспира о распавшейся “связи времен” была очень близка Чехову. Разорваны традиции, потеряно чувство долга, нарушены незыблемые некогда нравственные устои, гибнет культура. Поэтому в пьесе “Вишневый сад” глубоко закономерным является обращение к мотивам и образам “Гамлета”.

Распалась связь времен – это лейтмотив пьесы Чехова.

Есть и другая линия в пьесе, напоминающая о долге перед прошлым, об ответственности за настоящее. И это тоже связано с шекспировскими традициями. В “Гамлете” герою трагедии является призрак его покойного отца; звучит голос долга, чести, верности.

Интересно отметить, что когда призрак появляется в спальне королевы, то Гамлет его видит, а Гертруда – нет: ведь она забыла своего бывшего супруга, и забыла непростительно быстро, поэтому она недостойна теперь видеть его даже в облике призрака.

Вернемся теперь к пьесе Чехова. В первом действии также возникает тема призрака, только Гамлету привиделся его покойный отец, а Раневской – покойная мать.

Призрак покойной матери является только Раневской. Только она способна уловить в белом деревце что-то напоминавшее ей о невозвратной стране детства, о материнской ласке, о красоте и поэзии. И надо всем нависла угроза гибели, уничтожения. Кажется, образ матери является Любови Андреевне именно для того, чтобы напомнить, предупредить, остановить…

Но тщетно. Железная дорога уже прошла возле вишневого сада.

Анализ пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад"

Прежде чем проанализировать данное произведение, обратимся к истории его создания. Антон Павлович Чехов начал работать над пьесой в далеком тысяча девятьсот первом году.

Однако, работа над ней растянулась на два с небольшим года из-за осложнений болезни писателя. Она была завершена в тысяча девятьсот третьем году.

Писатель представил свою пьесу Московскому художественному театру, а в тысяча девятьсот четвертом году состоялась премьера спектакля.

Стоит обратить внимание на тот момент, что пьеса была написана незадолго до первой русской революции, больше известной как «кровавое воскресенье». Это повлияло на главную мысль и тему данного произведения.

Надо сказать, что эта пьеса сильно выбивается из ряда остальных произведений писателя – мало того, что она стала кульминацией его творчества, она являлась отражением проблем, стоящих перед людьми того времени.

Итак, основными аспектами анализа данной пьесы можно обозначить:

  1. Тема и мотивы пьесы. Темой пьесы можно назвать потерю своего родного дома, дорого сердцу, переживания, связанные с потерей. Однако, эта тема достаточно символична: потеря дома – это отсылка к уходу старого мира, к грядущим переменам. Известно, что Чехов и сам переживал такую ситуацию, что оставило не самые приятные впечатления. В своей пьесе он показывает эмоциональное состояние людей, их переживания, когда они вынуждены покинуть родной дом.
  2. Главные герои произведения. Их несколько: Раневская, Гаев, Лопахин, Аня, Варвара. К второстепенным героям можно отнести: лакея Фирса, «вечного студента» Петю Трофимова. Стоит отметить, что в этой пьесе героев принято разделять на три основные группы, каждая из которых олицетворяет временную принадлежность. Прошлое России в пьесе «Вишневый сад» олицетворяют Гаев, Раневская и лакей Фирс. Настоящее время, то есть время перемен: Варвара и Лопахин. Причем Лопахин рисуется очень энергичным, умным и предприимчивым человеком. Третья группа, в которую входят герои будущего – это Аня и Петя Трофимов.
  3. Сюжет пьесы. Разорившаяся дворянская семья упорно держится за свой последний островок из уходящего мира – родовое имение с прекрасным вишневым садом. Эти цветущие вишни – их память, их родина; они олицетворяют собой весь их мир. Имение вскоре продадут, а семья ничего не получит. Лопахин – купец и друг этой семьи – предлагает вырубить сад и раздать землю под дачные участки, чтобы выбраться из долговой ямы. Однако, ни Раневская, ни Гаев, ни ее дочь – Аня не хотят даже слышать о том, чтобы вырубить вишневый сад, в котором заключен весь их мир. Имение продают, новым владельцем становится Лопахин. Он добивается своего – спиливает сад и строит на ней дачные участки.
  4. Композиция пьесы. В экспозиции произведения Лопахин беседует с Варварой, они ожидают приезда Раневской. Завязка произведения заключается в разговоре о продажи имения на аукционе. Далее идет развитие сюжета. Кульминацией этого произведения можно считать новость о том, что имение Раневской купил сам Лопахин. Развязка – это построение планов и разъезд всех героев. Пьеса состоит из четырех действий.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главным замыслом этого произведения Антона Павловича Чехова является временной конфликт, означающий неизбежный уход старого мира и грядущие перемены.

В данной пьесе отражается не столько конфликт поколений, сколько конфликт поэтичного, нежного и беспечного дворянства с предприимчивостью людей нового времени – зачастую совершенно обыкновенных людей.

Чехов выражает идейный замысел аллегорически: через образ прекрасного вишневого сада – последнего островка надежды и спокойствия. Автор в своем произведении призывает многих читателей задуматься об истинном положении их дел, о прошлом и настоящем.

Авторское отношение к героям

Ни для кого ни секрет, что автор часто сам выступает в роли отдельного героя, имеет свое мнение и так или иначе выражает свою симпатию к тому или иному герою. Анализируя произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» следует разобраться в этой теме поподробнее. Итак, авторская позиция в данной пьесе следующая:

  • Главные герои – Гаев и Раневская – не вызывали у Чехова никакого сочувствия, несмотря на то, что писатель сам оказывался в подобной ситуации. Чехов считал их людьми недалекими, лишенными всякого ума и глупо верящие в чудо. Таки люди были неспособны понять и осознать перемены в своей старен, именно поэтому они не заслуживали сочувствия.
  • Отношение Чехова к Лопахину – представителю «настоящего» времени – тоже весьма своеобразное. Однако, предприимчивый Лопахин симпатичен Чехову гораздо больше Раневской или того же Гаева. Но писатель убежден: на Лопахина нельзя оставлять Россию, потому что это человек беспринципный и расчетливый.
  • Единственной надеждой в этой пьесе становится будущее поколение – то есть Аня и Петя. Однако, писатель несколько раз подчеркивает, что Петр – пустой философ, неспособный что-либо изменить. Чехов явно симпатизирует Ане – молодой, сильной и еще верящей в свои силы девушкой. За ней лежит будущее, в том числе и будущее нашей родины.

В этой пьесе нет «хороших» или «плохих» героев. Все они – люди, такие же, как и мы с вами, пусть и олицетворяющие различные поколения.

Все это говорит нам о том, что последняя пьеса Чехова – это философское размышление над тем, что же станется с нашей страной. Это не боязнь грядущего – это именно размышление.

Писатель верит в то, что есть еще люди, с которыми не все потеряно, что именно они и приведут нашу страну к счастью.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» – это произведение, значащее очень много для русской литературы в целом. В нем нашла отражение Россия на пороге своего будущего, на пороге революций и перемен, а также люди, которые стоят на пороге нового времени.

Ссылка на основную публикацию