Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Пушкин стремился к гармонии и хотел  видеть ее во всем, и прежде всего в  отношениях личности и государства.

Н.А.Соснина. «Медный всадник» Пушкина, 1997г. 

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Первая часть.

  • «В поэме мы видим горестную участь личности страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» , -писал критик В.Г.Белинский.
  • Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
  • Приведите примеры героев и произведений с подобной проблематикой.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Евгений: смысл жизни и финал жизни…

  • «Соколиный глаз»
  • 1.месяц и год наводнения?
  • 2. Вставьте слово: Нева металась, как ….
  • В своей постеле беспокойной.
  • 3.Откуда в тот день пришел Евгений?
  • 4.Где в Петербурге живет герой?
  • 5. Вставьте слово: что ….(чем-то?) Он должен был себе доставить И независимость и честь;

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

  • 6 . Вставьте слова :
  • Что ведь есть
  • Такие праздные…., Ума недальнего, ленивцы, 7. Что служит он всего …
  • Он также думал, что погода
  • 8. Но что ж, я молод и здоров, …. день и ночь готов;
  • 9.И станем жить, и так до …
  • Рука с рукой дойдем мы оба,
  • 10. Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился…., Не за…

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Приведите примеры из текста…

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Приведите примеры из текста…

« И всплыл Петрополь как Тритон, По пояс в воду погружен. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревна, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!»

Маленький человек в поэме «Медный всадник» Маленький человек в поэме «Медный всадник»

« И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться вглубь меж их рядами Всечасно с дерзкими пловцами Готов был челн…»

Маленький человек в поэме «Медный всадник» Маленький человек в поэме «Медный всадник»

« Что ж это?… Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит… идет… еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты — Снесло их, видно. Где же дом? И, полон сумрачной заботы, Все ходит, ходит он кругом…»

  • Но бедный, бедный мой Евгений … Увы! его смятенный ум Против ужасных потрясений Не устоял. Мятежный шум Невы и ветров раздавался В его ушах. Ужасных дум Безмолвно полон, он скитался. Его терзал какой-то сон. Прошла неделя, месяц — он К себе домой не возвращался.

«……..Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А спал на пристани; питался В окошке поданным куском. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему»

Дни лета Клонились к осени. Дышал Ненастный ветер. Мрачный вал Плескал на пристань, ропща пени И бьясь об гладкие ступени, Как челобитчик у дверей Ему не внемлющих судей. Бедняк проснулся.

Мрачно было: Дождь капал, ветер выл уныло, И с ним вдали, во тьме ночной Перекликался часовой…

Вскочил Евгений; вспомнил живо Он прошлый ужас; торопливо Он встал; пошел бродить, и вдруг Остановился — и вокруг Тихонько стал водить очами С боязнью дикой на лице.

«Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой, как живые, Стояли львы сторожевые, И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне»

«И он по площади пустой Бежит и слышит за собой – Как будто грома грохотанье – Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой… И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне…»

«И во всю ночь безумец бедный Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал»

Выводы

  •      Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». Тем более что Россия – страна полуазиатская, где с древних пор царили деспотия и тирания, которая воспринималась и народом, и правителями как должное.

Итоги урока

  • Основная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. Петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и страдают.     

Итоги урока

  • Вторая часть поэмы рисует последствия наводнения. Для Евгения они страшны. Герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. Виновником своей трагедии обезумевший Евгений считает Медного всадника – двойника самого Петра. В его расстроенном воображении Медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной Россию поднял на дыбы»
  • . Именно Петр, по мысли Евгения, построил этот город на берегу реки, в местах, которые регулярно затопляются. Но царь не думал об этом. Он думал о величии всей страны, о своем величии и могуществе. Меньше всего его волновали трудности, которые могли возникнуть у простых жителей Петербурга.
  •       Только в голове сумасшедшего героя могли возникнуть такие видения. Но в поэме они приобретают глубокий смысл, наполняются горькими философскими размышлениями поэта. Наводнение уподобляется здесь любым преобразованиям и реформам. Они схожи со стихией, потому что, как и она, совершенно не учитывают интересы простых людей. Недаром и Петербург был построен на костях своих строителей. Пушкин полон сочувствия к «маленьким» людям. Он показывает оборотную сторону реформ, преобразований, задумывается о цене величия страны.

Выводы поэта печальны. Конфликт личности и государства неизбежен, неразрешим и исход его давно известен.     

Образ маленького человека в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина :

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина в образе власти представляется памятник императору Петру. Главный герой произведения – Евгений, который описывается, как совершенно обычный человек. Наводнение, которое произошло в городе, омрачает все его планы. Придя к дому своей возлюбленной Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

«Маленький человек» в литературе

Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» – это далеко не единственная в русской литературе попытка описать подобный тип.

Другими примерами может служить произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя.

В своем произведении великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также властью самодержавия.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Главный герой

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью детального описания ее главного персонажа – Евгения. Согласно сложившейся традиции, поэма является произведением, которое имеет повествовательный характер.

И если когда-то она считалась скорее историческим произведением, то со временем стала носить романтический характер.

В поэме начали прорисовываться центральные действующие лица, которые являются самостоятельными действующими лицами, а не просто расплывчатые образы, выхваченные из исторического потока.

Главный персонаж произведения – это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека».

Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения.

Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую – в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» – это вопрос противостояния беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного всадника с главным героем и определяется главное отличие.

Евгений обладает душой, и он может мучиться, печалиться, о чем-то мечтать. Император заботится о судьбах людей, в том числе и о Евгении, который когда-то будет жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни.

Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Бунт в душе

Наводнение, которое обрушилось на жизнь Евгения, делает из него настоящего героя. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного персонажа романтического произведения). Главный герой бродит по улицам города, который стал для него враждебным, и слышит шум реки.

Он отражает и бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», который наполнял душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека – память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь.

Там он встречается уже во второй раз с памятником.

Он, наконец, понимает, в чем же заключается причина всех его страданий и несчастий. Евгений узнает виновника и начинает ему грозить – теперь он испытывает только лишь ненависть к «державцу полумира» и хочет ему отомстить.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения.

Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием.

Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений, наконец, «прозревает», он становится Человеком в подлинном смысле этого слова. Нужно отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени – он снова становится безликим, таким, как все.

Здесь читатель видит противостояние грозного царя и Человека, у которого есть сердце и память. В бунте Евгения отображается угроза для всего самодержавия, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «безумца бедного».

В этом заключается трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла.

Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель.

Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Читайте также:  Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» (Н. Некрасов)

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений – это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору – при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие – попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Жизнь людей зависит от власти

Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» очень показателен: в результате наводнения главный герой теряет возлюбленную, сходит с ума и в конечном счете погибает.

Можно возразить, какое отношение имеют все эти события к проблеме государства? Но познакомившись с произведением поближе, можно понять, что в действительности – самое непосредственное.

Ведь события разворачиваются в Петербурге, который по воле императора был возведен на берегах Невы.

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» – это противостояние человека беспощадной государственной системе. Ведь выходит так, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то и главный герой произведения остался бы в живых.

Эту глубокую и одновременно парадоксальную идею Александр Сергеевич воплощает с помощью системы образов, описанных в поэме.

Ведь совершенно не случайно, помешавшись умом, Евгений видит своего врага в образе медного всадника, и не случайно этот всадник гонится за ним по улицам города и в конце концов его убивает.

С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противостояния интересов отдельно взятого человека интересам того государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая же участь ждет жителей их стран.

На чьей же стороне сам Пушкин?

Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник».

Бунт маленького человека – это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора.

Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие.

Ведь образ маленького человека в поэме “Медный всадник” все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна – это также важная ценность.

И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.

Судьба «маленького человека». ( По поэме «Медный всадник») – по русскому языку и литературе

Поэма «Медный всадник» – чётко раскрывает проблему одиночества, и смерть близкого человека. Александр Сергеевич Пушкин делит общество на те, кто полностью поддерживает политику Петра Великого и те, кто считает его исчадием ада.

Есть ли смысл жизни после потери любимого человека? Какова судьба Евгения?

«Пришел Евгений молодой , Мы будем нашего героя, Звать этим именем». Евгений – житель Петербурга, является представителем «маленького человека».

«Маленький человек» – это добрый, безобидный человек, стремившийся доказать свое право на жизнь. Смысл жизни Евгения – это его любимая Параша. « Рука с рукой дойдем мы оба, и внуки нас похоронят», он хочет на ней жениться и прожить с ней всю жизнь. Но у жизни на это были свои планы.

Ночью на берегу Невы случается непредвиденное, и Параша погибает во время наводнения. Для Евгения это настоящая трагедия его жизни. Его смысл жизни – это любовь, потеряв ее он теряет смысл существования.

Спустя время он сходит сума, бродя по городу, его ничего не интересует, дети кидаются в него камнями, но ему на это все равно.

Так же в этой поэме говорится о проблеме равнодушия.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Где была власть, когда случилось наводнение? Почему никто не проявил помощь к окружающим? Власть в Петербурге была деспотична, никого не интересовали простые люди, а значит быть счастливым обычному человеку было невозможно! Петр не бережет народ он обращается с ним жестоко. Власть не проявляет никакого сочувствия к Евгению, он для них был никем. Какая судьба может быть у человека, если никому нет до этого дела?

Александр Сергеевич Пушкин пытался нам доказать, что у нашего главного персонажа есть сердце и душа, он умеет любить и переживать. Но после гибели своей возлюбленной, он этого лишается. В жизни человека большое значение играет любовь, именно «она способна дать человеку крылья, чтобы взлететь», но если ее потерять, судьба человека может сильно измениться навсегда.

Полезный материал по теме:

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

Судьба «маленького человека». ( По поэме «Медный всадник»)Пушкин А. С.Стр. 1

Маленький человек в Медном всаднике Пушкина

Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта. 

Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь на первый взгляд в поэме нет ничего «крамольного», что могло бы отпугнуть цензоров того времени. 

Но в поэме со столь простым сюжетом затронуты глобальные вопросы. И, в первую очередь, это вопрос превосходства власти над обыкновенным человеком. Выходит, что поэт вновь касается проблемы «маленького человека». 

Эту проблему, которая в принципе является неразрешимой, в твоём творчестве поднимали многие поэты и писатели. И каждый из них «решает» её по-своему. 

Пушкин же пишет о том, что «маленькие люди» с их ограниченными бытовыми взглядами на жизнь часто становятся жертвами неблагополучного стечения обстоятельств. 

Но происходит это потому, что о благе простого человека никто не заботится, его судьба никого не волнует. 

Евгений – главный герой – и в самом деле самый обыкновенный человек. Фамилию его автор не называет, показывая тем самым, что такая участь могла постигнуть любого жителя Петербурга того времени. 

Евгений обитает в Коломне, «где-то служит, дичится знатных и не тужит». Живя в бедности, перебиваясь с хлеба на воду, мечтает лишь о своём тихом счастье с любимой девушкой Парашей. Часто перед сном он рисует себе картины счастливой жизни со своей возлюбленной и детишками.  

Но ничему этому не суждено сбыться. Его мечты о счастье с Парашей уносит наводнение 1884 г. 

Погибает Параша, а вместе с ней «умирает» и душа главного героя, его разум. Он забывает обо всём. Не справляется с бедой, которая постигла его.

И в один из дней в своём затуманенном мозгу он находит «виновника» всех своих бед: царя Петра, воздвигнувшего город на берегу бушующей реки. Он грозит его памятнику. И ему кажется, что «медный всадник», не стерпев обиды, начинает гнаться за ним. Через некоторое время бездыханное тело Евгения находят в одной из лачуг на острове. 

Что же получается? Смысл жизни главного героя уносит разбушевавшаяся Нева, и Евгений не может найти в себе силы жить дальше?

Выходит, что он просто-напросто не способен к перерождению. Он не способен проанализировать ситуацию, не способен пережить трудности. Одно, пусть и печальное, происшествие ставит Евгения в тупик, выбивает почву из-под его ног. 

Значит, по мнению поэта, «маленький человек» в принципе не способен постоять за себя, он не просто не умеет жить и бороться, он не желает этого. 

Надо сказать, что и взгляды Евгения на жизнь автор не разделяет, даже не понимает их. Ведь Евгений не просто не думает о чём-то высоком и созидательном, его жизненные амбиции ограничиваются только бытовыми радостями: дом, семья, дети. Автор не видит в нём личность. В нём нет ничего, что выделяло бы его среди серой массы петербургских служащих. 

Но есть и другая сторона медали. И Пушкин обращает на это внимание читателей: это амбиции власть имущих. В поэме они представлены в лице великого самодержца Петра 1. 

Ведь никто, даже Пётр, возводя величественный город, не думал о судьбе жителей низин. Никто не пришёл им на помощь. Все силы государства были направлены только на защиту государственных интересов и самого государя.  

Тогда кто же виновен в обездоленности и горе «маленького человека? Он сам, потому что не думал о величии своей страны? Или же государь, не считающий нужным интересоваться судьбой отдельно взятого человека? Вопрос остаётся открытым. 

Ясно лишь одно: Петербург, возведённый на берегу величественной Невы, защитил и защищает интересы государства Российского. 

И автор, прекрасно понимая и разделяя идеи и взгляды Петра 1, пытается лишь показать, как замыслы великого человека сказываются на жизни простого человека. Для этого Пушкин и противопоставляет «маленького человека» с его частными интересами государству.  

Но, и автор делает на это упор, пренебрежение к интересам простого человека, народа в целом, может привести к беде. В данном случае, это картины разбушевавшейся Невы.

2 вариант

Стихотворное произведение «Медный всадник» было создано А.С.Пушкиным в 1833 году, в первый раз литературная работа была издано после гибели автора. Произведение не сразу было принято в печать: главной ее темой оказывается проблема между правящей верхушкой страны и обыкновенным народом.

В самом начале произведения перед читателем возникнет фигура Петра I. Император-реорганизатор принимает важнейшее для государства решение – постройку большого города на реке Невы.

Этот мегаполис обязан закрепить мощность нашей страны, как в военной области, так и в морской, быть экономическим и политическим стержнем отечества.

Но в то же время, решившись на возведение мегаполиса на побережьях не мирной реки, царь следует только национальными интересами, жизнь обыкновенного народа, строящего населенный пункт, того, кто будет жить в Петербурге, не беспокоит правителя: социальные задачи и цели людей оказываются незначительными в представлении царя.

Предмет обсуждения «маленького человека» нередко подымается в литературных трудах Пушкина, литератор жалеет обыкновенный народ, находящийся под управлением официальной власти, которой неважна жизнь ее людей.

Читайте также:  Анализ новеллы «Пышка» (Ги де Мопассан)

В произведении «Медный всадник» фигурой «маленького человека» показан Евгений, простое должностное лицо из столичного города.

Евгений проживает в Коломне, где-то работает. Писатель не предоставляет никакой информации о персонаже, которая выделила бы его в кругу остальных людей Петербурга.

Из всего этого следует, что фигура основного действующего лица оказывается обобщённой, вместо Евгения способна быть любая другая личность.

Основной фантазией бедного представителя власти оказывается тихая и счастливая семейная жизнь, которую он мечтает найти с пассией Парашей. Молодая особа проживает на другом краю Невы, она оказывается главной целью в жизни персонажа.

В Городе на Неве происходит ужасное затопление, которое доставляет большое количество несчастий и напастей обитателям мегаполиса. В итоге затопления умирает Параша. Основной действующий персонаж не способен жить без любимой, он становится сумасшедшим.

Евгений не зная зачем ходит по улочкам Петербурга. В один прекрасный день, проходя возле Медного всадника, персонаж узнает в нем того, кто виноват в его несчастьях. Он пугает монумент Петра I, затем Евгению чудится, что император восстал из мертвых и гонится за ним.

В скором времени Евгений был найден мертвым.

В стихотворном произведении фигуре «маленького человека» противопоставлена официальная власть, которую в литературной работе олицетворяет, прежде всего, сам Петр I, а после него монумент – Медный всадник.

Литератор демонстрирует, что от деятельности господствующей элиты государства зависит жизнь людей страны.

Своей литературной работой Пушкин протестует против правящей верхушки, которая не уважает собственный людей, которой неважна жизнь обыкновенных граждан.

Сочинение 3

Поэма «Медный всадник» была написана А.С.Пушкиным в 1833 году, впервые произведение опубликовано после смерти писателя. Поэма не сразу была допущена к печати: основной ее темой является тема превосходства государственной власти над простыми людьми.

В начале произведения перед читателями предстает образ Петра 1. Царь-реформатор принимает важнейшее для страны решение – строительство города на берегу Невы.

Этот город должен укрепить мощь России, как морской державы, стать экономическим и политическим центром страны.

Однако принимая решение о строительство города на берегах не спокойной реки, правитель руководствуется лишь государственными интересами, судьба простых людей, строящих город, будущих жителей Петербурга мало заботит царя: общественные интересы народа становятся второстепенными в глазах правителя.

Тема «маленького человека» неоднократно поднимается в произведениях Пушкина, писатель сочувствует простым людям, находящимся под руководством государственной власти, которой безразлично будущее ее народа.

В поэме «Медный всадник» образ «маленького человека» представлен Евгением, небогатым чиновником из столицы.

Евгений живет в Коломне, где-то служит. Автор не дает никаких сведений о герое, которые выделили бы его среди других жителей Петербурга.

Это говорит о том, что образ главного героя является собирательным, на месте Евгений может оказаться любой другой человек.

Главной мечтой небогатого чиновника становится тихое семейное счастье, которое он хочет обрести с возлюбленной Парашей. Девушка живет на противоположном берегу Невы, она становится смыслом жизни героя.

В Петербурге случается страшное наводнение, которое приносит много бед и несчастий жителям города. В результате наводнения погибает Параша. Главный герой не может смириться со смертью возлюбленной, он сходит с ума.

Евгений бесцельно бродит по улицам Петербурга. Однажды, проходя мимо Медного всадника, герой узнает в нем виновника своих бед. Он грозит памятнику Петру 1, после чего Евгению кажется, что царь ожил и преследует его.

Вскоре Евгения находят мертвым.

В поэме образу «маленького человека» противопоставлена государственная власть, которую в произведении представляет сначала сам Петр 1, а затем его памятник – Медный всадник.

Писатель показывает, что от действий правящей верхушки страны зависит судьба жителей этой страны.

Своим произведением Пушкин выражает протест против государства, которое не ценит свой народ, которому безразлична судьба простых людей.

10 класс

← Почему Татьяна отвергает Онегина в финале романа
← Почему Онегин отвергает любовь Татьяны?↑ ПушкинЖизнь Евгения Онегина →
Лирика Пушкина →

  • План рассказа Будем знакомы Остера 2 класс
    С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость
  • Образ и характеристика Вани Солнцева в повести Катаева Сын полка
    В произведениях о войне наиболее трогательным, вызывающим жалость, гордость и восхищение, является образ ребенка.
  • Образ и роль природы в Слове о полку Игореве
    В произведении «Слово о полку Игореве» огромное значение занимает образ природы, который является практически полноценным его героем и помогает автору раскрыть внутренний мир и переживания главных персонажей
  • Основные темы и мотивы лирики Пушкина
    Вопреки убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт размышлял о дружбе, о поэзии и предназначении поэта. Встречалась среди его творений и гражданская лирика.
  • Сочинение Патриотизм в рассказе Судьба человека Шолохова
    Рассказ затрагивает множество тем, связанных с войной и силой духа героев. Произведение не имеет описания кровавых сражений, массивных воинских орудий или героизма на поле боя со знаменем в руках.

«Бедный Евгений» как «маленький человек» (по поэме Пушкина «Медный всадник») :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию.

Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек». Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной.

Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.

Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком».

Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.

Интересы Евгения

Главный персонаж произведения — это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека».

Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения.

Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую – в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях.

Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры.

Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

Маленький человек в поэме «Медный всадник»

(330 слов)

А.С. Пушкин в своих произведениях не раз поднимал тему «маленького человека», ведь она была особенно актуальна в низших сословиях общества того времени.

Люди без денег и связей, неспособные к подлости и хитрости, часто становились жертвами неблагоприятного стечения обстоятельств, так как о простом народе никто не заботился.

Именно эту повседневную драму равнодушия показывает автор «Медного всадника».

На первых страницах поэт представляет нам образ главного героя Евгения. Он живет и служит в Коломне, мелкий чиновник, беден. Все стремления и амбиции этого молодого человека обосновываются вокруг мечты о создании семьи с девушкой по имени Параша.

Пушкин даже не дает ему фамилию, потому что характер и положение Евгения типичны для того времени. Он — не личность, а отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий. Так было со всеми маленькими людьми.

Правитель уходил далеко вперед со своими реформами, а народ страдал от их последствий где-то вдалеке от знати: тихо, робко и тяжело.

Сам поэт не разделяет взглядов Евгения на жизнь, ведь он не стремится к чему-то высокому, его амбиции и желания ограничены бытовыми идеалистическими радостями: дом, семья, очаг. Нет в нем того, чтобы выдавало личность, чтобы отличало его среди массы серых петербургских сослуживцев.

В привычную жизнь Евгения врывается наводнение 1824 года, переворачивая «с ног на голову» обычное течение бытия. Погибает его надежда и любовь – Параша, а вместе с ней и светлый ум героя. Смысл жизни унесла Нева и глубоко утаила в своих пучинах.

Евгений не способен к перерождению, что указывает на хрупкую духовную организацию «маленького человека». Украденный наводнением кирпичик из построенного в мыслях замка сразу поставил Евгения в тупик, поскольку воздвигнуть новое будущее, хотя бы из воздуха, у подобного героя нет сил.

Он не способен проанализировать и пережить трудности.

Но есть и другая сторона медали, на которую обратил внимание автор: это бесчеловечные амбиции власть имущих, породившие трагические последствия.

В образе Петра скрывается господствующий класс, который не бережет народ, распоряжается им небрежно и жестоко. Никто не подумал о жителях низин, никто не спас их.

Государство работало исключительно на государя. В таких условиях любой человек мал и незначителен.

Анастасия Фёдорова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Бунт маленького человека и бунт стихии

В «Медном всаднике» бунт человека сопоставляется с бунтом стихии. Ее усмирили, заковали в гранитные оковы, Нева течет в них долгие годы, смирившись с судьбой.

Читайте также:  Краткая биография шекспира и шекспировский вопрос

Но в один прекрасный момент она начинает «метаться, как больной», а потом и вовсе выходит из берегов, бунтуя против сложившейся системы. Так и множество маленьких людей, объединившись, могут стать стихией, неся в государство настоящий бунт.

Пушкин во многом описал историю страны, описывая в «Медном всаднике» бунт Невы и размышления Евгения.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», описать образы, символы и суть сопоставления бунта природы и бунта маленького человека в произведении.

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла.

Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель.

Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений – это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору – при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие – попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Образ

Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма «Медный всадник», — 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных и ярких произведений Александра Сергеевича.

Автор в этой поэме убедительно показал всю противоречивость и сложность переломной эпохи отечественной истории. Нужно подчеркнуть, что поэма «Медный всадник» занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича.

Поэт в ней попытался решить актуальную во все времена проблему взаимоотношения государства и личности.

Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма – произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией рыцарского романа, популярного в средневековье.

Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока.

Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Маленький человек в отечественной литературе – одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести «Станционный смотритель». Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

Евгений — маленький человек

Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме «Медный всадник». Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома.

Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме «Медный всадник».

Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории.

Однако образ маленького человека в поэме «Медный всадник» не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении.

Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи.

Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме «Медный всадник», смотрит на дом своей любимой.

Главное отличие между Петром и Евгением

Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне.

Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным.

Именно он пробуждает в нас живое участие.

Наводнение в судьбе Евгения

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений сходит с ума. Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие – популярная черта романтического героя.

Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина – память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении.

Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города.

Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт.

Он грозит Петру, подойдя к нему: «Ужо тебе!» Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме «Медный всадник», что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно.

Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием.

Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих.

Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя.

За них ожившая статуя, «возгоря» гневом, наказывает этого «безумца бедного».

Безумие Евгения

Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец.

Согласно Пушкину, безумие – неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти – самое настоящее безумие.

Но оно «святое», так как молчаливое смирение несет гибель.

«Медный всадник» — поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.

Источник: https://FB.ru/article/225868/obraz-malenkogo-cheloveka-v-poeme-mednyiy-vsadnik-a-s-pushkin-obraz-malenkogo-cheloveka-v-russkoy-literature

Последствия бунта

Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.

Внутренний протест Пушкин описывает так:

  1. Не настолько важна практическая сторона (а вернее, ее отсутствие) бунта героя. В самом угрожающем обращении к памятнику («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») находится большая духовная сила, наивысшая точка самосознания обычного человека.
  2. Немаловажное значение имеет преследование всадника. Если до этого «кумир» относился к подвластной ему безликой народной массе с абсолютным безразличием, то сейчас он столкнулся с ярко выраженным неповиновением.
  3. Герой обречен, безумное преследование завершается его гибелью. Но непосредственно факт протеста представляет духовную победу простого народа над деспотичным государственным строем.

Когда герой наконец «прозрел», он в полном смысле стал Человеком.

Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ.

В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары.

Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма — произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией популярного в средневековье.

Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока.

Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Ссылка на основную публикацию