Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

На HBO и в «Амедиатеке» вышла «Страна Лавкрафта» — сериал по одноименной книге Мэтта Раффа, где хтонический ужас из работ отца хоррора переплетается с расизмом США времен законов Джима Кроу.

По сюжету ветеран Корейской войны отправляется на поиски отца в странный городок Ардхем — и оказывается втянут в таинственные планы древнего культа. Продюсерами шоу выступили Джордан Пил и Дж. Дж. Абрамс. Кинокритик «Газеты.

Ru» Павел Воронков считает «Страну Лавкрафта» одним из самых остроумных и ярких проектов года.

Долгое время быть темнокожим персонажем фильма ужасов было незавидной участью. Хотя правило «черные умирают первыми» вроде бы не подтверждает статистика, в большинстве случаев они все равно рано или поздно погибают.

А еще не получают такой же проработки и развития, как белые, и могут рассчитывать в лучшем случае на позицию лучших друзей или напарников главных героев — расходного материала.

Оскорбительные тропы и клише до сих пор не исчезают из массового кино, однако пару лет назад ситуация сдвинулась с мертвой точки — после того, как афроамериканец Джордан Пила («Прочь», «Мы») взял на вооружение жанр хоррора и через его призму заговорил о расизме.

В литературе ужасов подобное случилось за год до выхода «Прочь», в 2016-м: писатель Мэтт Рафф (к слову, белый) выпустил роман «Страна Лавкрафта», где взял излюбленные жанровые сюжеты и приемы — и поместил в центр повествования темнокожих, тем самым перевернув их (сюжеты и приемы) с ног на голову.

Что примечательно, мифологии отца хоррора в книге Раффа не так уж много: все на уровне отсылок и подмигиваний. «Страна Лавкрафта» — термин, суммирующий вымышленную писателем географию штатов Массачусетс, Вермонт и Род-Айленд, но в данном случае имеется в виду вся Америка — и вся американская культура.

  • close
  • 100%

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф
Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

Дело в том, что Говард Филлипс Лавкрафт был оголтелым расистом. С «Зовом Ктулху» и «Хребтами безумия» знакомы более-менее все, а как насчет стишка «На сотворение негров»? Едва ли это было нормально в момент сочинения; что уж говорить про сегодняшний день.

Тем не менее Лавкрафт — со всеми плюсами и минусами — так глубоко и прочно врос в мировую культуру, что с этим ничего не поделаешь. Он живет в текстах Стивена Кинга, в фильмах Ридли Скотта и Джона Карпентера, в десятках настольных и видеоигр, сотнях музыкальных композиций, тысячах картин и рисунков.

Здесь остается только один вариант (назовем его «художественным реклеймингом»).

Экранизация «Страны Лавкрафта» — тот случай, когда все звезды (по Говарду, вещицы опасные) сошлись. У руля — молодая шоураннерша Миша Грин, которая несколько лет назад отметилась любопытным сериалом «Подземка», — фильмом-ограблением, помещенным во времена рабства.

Среди продюсеров уже упомянутый Пил (с грехом пополам ожививший «Сумеречную зону») и Дж. Дж. Абрамс (выделим из послужного списка «Лост» и «Монстро» как самые лавкрафтианские). Выпускает сериал HBO, в прошлом году выступивший на ту же тему с ремиксом культового комикса «Хранители».

Выпускает в момент продолжающихся протестов Black Lives Matter.

  1. close
  2. 100%

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф
Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

По сюжету Аттикус (Джонатан Мэйджорс) возвращается с Корейской войны в родной Чикаго, а оттуда — в компании подруги детства Летиши (Джерни Смоллетт-Белл) и дяди Джорджа (Кортни Б. Вэнс) — пускается на поиски отца (Майкл Кеннет Уильямс). Тот прислал Аттикусу пространное письмо касательно некоего наследства.

Герои отправляются в городок Ардхем, а по дороге сталкиваются с чудовищами и чудовищной несправедливостью (нередко сопряженной с формой и погонами).

Это, впрочем, лишь первый эпизод — роуд-муви быстро заканчивается, история оказывается куда более размашистой, а в дело вмешивается древний Орден Изначального рассвета и его загадочная дочь Кристина Брейтвайт (Эбби Ли).

Шоу в целом остается близким канве оригинала — не считая пары ответвлений, подтасовок, смертей и гендерных рокировок. Существенное расхождение — в наличии монстров.

Книга обходилась почти без них и ясно давала понять, что подлинный экзистенциальный ужас вызывает именно белое превосходство, любая нечисть ему в подметки не годится.

Экранизация же чаще старается оправдать фамилию Лавкрафта в названии и щедро натравливает на героев разную хтоническую дрянь.

  • close
  • 100%

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф
Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

У Раффа предполагалось, что персонажи каждый день живут бок о бок со страхом, а потому, как правило, встречают сверхъестественное с хладнокровной находчивостью; пассажи в духе «Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом» в «Стране Лавкрафта» не фигурируют. Из-за этого роман воспринимается задорно-приключенческим, несмотря на суровый подтекст. А вот сериал довольно быстро изымает мрачную тональность из книжного междустрочья — и берет ее за основу. Упрощение, зато эффектное.

Окрашенный в готику авантюристский флер при этом не исчезает (секретные проходы, пыльные фолианты, особняки с привидениями), однако вынужден соседствовать с изрядным количеством семейной драмы и рефлексии: иногда придется грустить и вспоминать «Призраков дома на холме» от Netflix.

Отчетливо заметно и влияние Пила с его специфическим юмором: в самые неожиданные моменты шоу будет вызывать истерические смешки, если не хохот (дождитесь духа с головой младенца).

Затем все эти противоречивые чувства сольются в одно, и окажется, что «Страна Лавкрафта» — одно из самых остроумных и ярких кинематографических событий этого года.

  1. close
  2. 100%

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф
Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

Помимо того, что порой становится по-настоящему страшно и страшно интересно, сериал запоминается изобретательным, «кроссэпохальным» подходом к звуковому сопровождению.

Раскатистые оркестровки и классические соулы перемежаются с треками Рианны и Карди Би, пару раз звучит Мэрилин Мэнсон.

Но по-настоящему захватывает дух, когда включаются отрывки выступлений активистов (например, Джеймса Болдуина) и закадровых речей из фильмов (вроде «Истории Джеки Робинсона») — или проникновенные спокен-ворды («Whitey on the Moon» Гила Скотта-Херона).

О визуальной составляющей рассуждать сложно: прессе показали не финальные сборки серий с сыроватыми спецэффектами (местами нарисовано хорошо, местами кошмарно, к выходу на экраны это может измениться).

И все же шоу способно похвастаться красочным изобразительным языком, благодаря которому ощущаешь себя соучастником приключений Аттикуса и его друзей. И хотя страна Лавкрафта — не то место, где стремишься оказаться, покидать его совершенно не хочется.

В последнее время то же можно сказать и про мир за окном; здесь хотя бы есть возможность при случае себя ущипнуть — и нажать на паузу. Сам Лавкрафт, вероятно, уже переворачивается в гробу — что ж, поделом.

Монстры, белое зло и расизм: каким получился сериал «Страна Лавкрафта»

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф Alamy/Legion Media

Говард Филлипс Лавкрафт

В прошлом веке писатель Говард Филлипс Лавкрафт заглянул в какую-то космическую паразону, увидел там непостижимых сущностей и описал их в таких хорронутых подробностях, что с ним перестали дружить все остальные хоррорнутые писатели.

В впечатлительные 1920-е чтение лавкрафтианских текстов о пантеоне Древних сопровождалось рвотной реакцией: Шуб-Ниггурат (комок мха на куриных ножках), Ктулху (крылатый годзилла с лицом осьминога), Азатот (бесформенное нечто с разумом черной дыры), Йог-Сотот (а так иногда в сети называют Трампа), космический пессимизм, всем людям конец.

Изгой от большой литературы, существующий на задворках даже такого несолидного по меркам того времени жанра как хоррор, Лавкрафт всерьез почитался среди культистов, в 60-х его книги продавались в эзотерических книжных Европы, пока он не стал чем-то таким же масскультурным как Микки-Маус или фиш-энд-чипс.

Еще тридцать-сорок лет назад, того, кто увлекался Лавкрафтом можно было без зазрения совести обозвать безумцем в шапочке из фольги, сегодня — его «Мифы Ктулху» вполне себе пляжное чтиво, им интересуются современные философы и, кажется, начинает любить Голливуд.

Читайте также:  Верность своим убеждениям – проявление силы или слабости?

Но чем больше общество добрело к творчеству писателя, тем больше узнавало фактов его биографии — например, что женщин, евреев и афроамериканцев он как-то не очень. Или что у него есть некрасивое стихотворение «С людской фигурой тварь изобрели, порок вложили, негром нарекли…» и прочая-прочая.

Когда современная освободительная риторика достанет Лавкрафта из формальдегида, было лишь вопросом времени. В 2016 году постмодернист-пересмешник Мэтт Рафф написал роман «Страна Лавкрафта», обыграл вселенную писателя и сделал ее главными героями афроамериканцев, которых сам сумрачный принц боялся чуть ли не больше, чем инопланетных щупальцев.

Такой-то сюжет не мог не привлечь режиссера Джордана Пила, последние несколько лет реанимирующий жанр хоррора и заодно антирасисткие настроения Америки.

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф HBO

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Итак, Аттикус Фримен, темнокожий ветеран Корейской войны, возвращается в Чикаго, обнаруживает, что его потомственный алкоголик-отец куда-то пропал, что сам он — потомственный знаток оккультных искусств, и что папу надо искать в мистическом городке Арпхэм.

Поездка выглядит опаснее, чем средневековая корабельная карта с морскими чудовищами: 1950-е, черные автомобилисты пользуются «Зеленой книгой», брошюрой, указывающей безопасные шоссе, закусочные и заправки, где тебя не пристрелят за цвет кожи, действуют законы Джима Кроу (когда коп задержит просто так, если не покинуть его округ до захода солнца).

Будто этого мало, Фримен проваливается в ужастик, по дороге встречает лесных тварей, оккультное общество Адама, а поиски отца превращаются в путешествие в хтоническое сердце США. Структурно все это напоминает графический роман «Провиденс» Алан Мура — оккультный путеводитель по подвально-мистической Америке и по сакральным городкам Новой Англии, описанным в рассказах Лавкрафта.

Каждая серия сериала посвящена отдельной истории, месту и его паранормальным обитателям. И понятно — бестиарий в таких сюжетах самое привлекательное.

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф HBO

Джордан Пил, видимо, решил в одиночку создавать новый жанр, в котором зло обязательно должно быть белым как молочная сыворотка. Как и всякая сатира, «Страна Лавкрафта» грубовата и гиперболична, и если в ее координатах и существует демоны, то обитают они в хорошем районе с подстриженной лужайкой и привилегиями.

Писатель Лавкрафт столкнул читателя с Другим с большой буквы, с существующим и мыслящим вне человеческих категорий темным нечто, Пил слегка меняет оптику, уводя камеру с космоса в штат Иллинойс, где его непостижимым Другим становится белый человек.

Если Аттикус встречает какую-то злую фею, то бледную как мышь, если в лесах живут монстры, то белоснежки, если мистические ритуалы существуют, то всем нужна кровь афроамериканца.

После успеха дебютного хоррора «Прочь» о похищениях темнокожих и чудо-машине, транспортирующей души старых сморщенных представителей белой знати в молодые афроамериканские тела, Пил, поощренный «Оскаром», окончательно уверился в выборе темы на следующие два-три проекта.

Начиная с «Прочь», мишенью (и вместе с тем основной же аудиторией) режиссера становится родившийся с серебряной ложечкой в заднице белый средний класс.

Пилу явно нравится нарезать круги вокруг одной и той же темы, и если за его дебютом было любопытно наблюдать, то в очередной раз все меньше хочется смотреть как он делит мир, как делит его на копов и террористов игра Counter Strike.

«Страна» то и дело подмигивает, что а) половина собравшихся у телевизора — бич планеты; что б) нет, вы не поняли, смотрите пункт а). Но повтор есть повтор, Пил все-таки не Альмодовар (ему такое простить можно), а сериал — не роман Раффа.

Ситуация чем-то схожа с экранизацией геймановских «Американских богов», чья плотная, нажористая фактура материализовалась в статичную малообаятельную ТВ-адаптацию. Тонкой сатирической интонации текста Раффа, составлявшей половину удовольствия при прочтении, Пил предпочитает подчеркивания с капслоком.

Первые два эпизода напоминают проходной оккультный ужастик.

В третьем — в доме с нехорошой историей обитает гигантская призрачная голова, выплывающая из пола, сцена за сценой напоминая идентичную серию из паранормального детектива для детей «Мистический городок Эйри, штат Индиана», крутящийся в конце 90-х по Fox Kids (автору этих строк тогда было чуть больше четырех и он не забудет эту летящую из телевизора призрачную голову). Пила можно понять: ведет сразу несколько проектов, перезапускает культовый сериал «Сумеречная зона», наверное, совсем ничего не успевает. Но как режиссер, которого только кто не называл главным сатириком хоррор-сцены, во всяком случае в этой работе он не слишком хорошо чувствует ту точку, где заканчивается антирасистская агитка и где начинается ctrl+c/cntrl+v. Хочется надеяться, что пара наблюдающих за экранизацией лавкрафтианы Ктулхуподобных киноведа из открытого космоса ему это простят.

Мэтт Рафф «Страна Лавкрафта» | Книги, Обзоры книг | Мир фантастики и фэнтези

Чернокожий ветеран Корейской войны Аттикус Тёрнер возвращается на родину и немедленно понимает, что умирать за Америку ему было можно, а вот жить в ней нельзя: законы Джима Кроу о расовой сегрегации отменять пока никто не собирается.

Правда, Аттикусу и его семье вдруг начинает помогать некий Калеб Брейтуайт, очень дальний родственник.

Ничего хорошего из этой помощи не получается — зато семья знакомится с тайными обществами, призраками, ожившими трупами, проклятьями, монстрами и другими галактиками.

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

Matt Ruff
Lovecraft Country
Роман
Жанр: мистика
Выход оригинала: 2016
Переводчик: М.

 Молчанов
Издательство: «Э», 2018
Серия: «Фантастика. Чёрные книги ужасов»
384 стр., 3000 экз.

Похоже на:
Харпер Ли «Убить пересмешника»
рассказы Элджернона Блэквуда

В России обращать внимание на расизм классика фантастики Говарда Филлипса Лавкрафта как-то не принято. При этом для любого современного американца он очевиден. И «Страна Лавкрафта» неоднозначного автора Мэтта Раффа играет не только с миром мифов Ктулху, но и с личностью его создателя, демонстрируя неприглядную изнанку его взглядов.

Когда действие книги происходит на американском Юге, а главного героя зовут Аттикус, это само по себе настраивает на определённый лад. Через пять минут Аттикус признается в любви к научной фантастике и фэнтези, а также лично к Лавкрафту, а через десять — получает письмо со штампом города Аркхем, куда немедленно и собирается.

Правда, Аркхем оказывается Арпхемом, но зато там героев встречает персонаж с типично лавкрафтовской фамилией Брейтуайт. С этого момента и начинается грандиозная литературная игра, переплетённая с исторической социальной драмой.

Почти все герои книги — чернокожие, и автор ясно показывает, что быть чернокожим в те времена, в Америке середины 1950-х, невыносимо (помимо положения цветных, немного затрагивается и положение женщин, но по этой теме автору сказать особенно нечего).

Что страшнее — привидение в белой простыне или ку-клукс-клановец в белом колпаке? Бесформенный монстр шоггот или обычный скучающий полицейский, которому просто не нравится цвет твоей кожи? В общем, с осуждением расизма автор справляется прекрасно, а вот как насчёт литературы и хоррора? Здесь всё далеко не так радужно…

Что страшнее — привидение в белой простыне или ку-клукс-клановец в белом колпаке?

«Страна Лавкрафта» — это роман в новеллах. Он состоит из отдельных коротких рассказов, связанных общими персонажами. Каждая новелла написана в своём жанре, отсылает к какому-то из видов ужасов и рассказывает о новом герое.

Ни одного из собственно лавкрафтовских чудовищ на страницах книги нет — Мэтт Рафф находит и изобретает свои кошмары. Объём у новелл очень разный (первая занимает примерно четверть книги), а качество очень нестабильно и сильно падает ближе к концу — как будто автор выдыхается.

Есть в романе и общий сюжет, но те новеллы, которые имеют к нему мало отношения, написаны намного лучше. В основном этот сюжет завязан на личности тёмного мага Калеба Брейтуайта, который возмутительной белизной своей кожи мешает всем остальным героям сосредоточиться на проблеме расовой сегрегации.

В общем, складывается впечатление, что идейная составляющая книги для автора гораздо важнее её художественного исполнения. Правда, бескорыстная любовь ряда героев к книгам вообще и фантастике в частности не даёт тексту окончательно скатиться в морализаторский пафос.

А периодические отсылки к разным фантастическим произведениям позволяют отвлечься от социальной трагедии и всё-таки обратить внимание на сюжет. Например, на историю Ипполиты («Ипполита против вселенной»), самую интересную во всей книге.

Итог: история о расизме, рассказанная от лица чернокожих. О том, что люди и реальный мир могут оказаться куда страшнее любого, самого жуткого монстра или тёмного мага. На этом фоне сами ужасы куда-то теряются.

На первой же странице романа читателя удивляет — или шокирует — упоминание «безопасного путеводителя для негров». Да, такие действительно существовали.

Чернокожего почтальона из Гарлема Виктора Гюго Грина постоянно отказывались обслуживать на заправках, в мотелях и кафе.

В конце концов Грину это настолько надоело, что он составил для себя и своих собратьев целый список мест, где чернокожих всё-таки принимали, — и в результате издал его коммерческим тиражом.

Каждый чернокожий, сообщавший о black-friendly (дружественном к чёрным) месте, получал доллар — так появлялись новые, расширенные издания путеводителя. Всего было продано около пятнадцати тысяч экземпляров.

Фермер пожал плечами и ткнул «подарочек» кончиком ножа. Тот буквально взорвался: вылетел из шкатулки и вывернулся наизнанку; крошечные щупальца устремились фермеру в глазницы. Он упал на спину, пытаясь отодрать присосавшуюся к лицу тварь.

— Дьявол…

Читайте также:  Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?

Седовласый в пальто ослабил хватку и, опустив пистолет, шагнул к лежащему в снегу фермеру. Ипполита оттолкнулась от машины и с силой пихнула его. От неожиданности он выпустил её воротник и, споткнувшись, налетел на спутника. Следом раздались два громких хлопка, и оба мужчины отвалились в стороны.

Полуоткрыв рты и не мигая, они смотрели в небо, будто не в силах оторваться от какого-то астрономического зрелища.

стилизация под американскую классикупереизбыток морализаторства

«Страна Лавкрафта» на HBO: главный августовский сериал про расизм и монстров

16 августа канал HBO выпускает хоррор-сериал «Страна Лавкрафта» с мощной социальной подоплекой по мотивам одноименной книги Мэтта Раффа. Среди сценаристов сериала — Джордан Пил («Прочь», «Мы»), а продюсирует проект Джей Джей Абрамс («Остаться в живых»). Станислав Зельвенский — о том, как щупальца Говарда Лавкрафта и расизм из 1950-х окутали сериал

Это редкий случай, когда сериал назван литературоведческим термином: «страна Лавкрафта» — в основном вымышленные, порой реальные топонимы в американской Новой Англии, где происходит действие многих лавкрафтовских рассказов.

Сам термин зародился в мрачных глубинах фанатского комьюнити, в маминых подвалах любителей настольных ролевых игр про Ктулху, но потом, очевидно, прижился.

Настолько, что в меру маргинальный фантаст Мэтт Рафф, назвавший так свой роман 2016 года, позволил себе поиграть с его значениями: в версии Раффа, теперь растиражированной на гигантскую аудиторию канала HBO (в России — «Амедиатека»), «страна Лавкрафта» — уже не Массачусетс, а вся Америка.

Главные герои здесь — афроамериканцы, а действие происходит в середине 1950-х годов, когда сегрегационные законы Джима Кроу еще действовали, но ветерок перемен уже подул: в 1955-м Роза Паркс откажется уступать свое место в автобусе.

В этом напряженном историческом контексте Рафф использует смешение жанров, что‑то вроде мэшапа: драма про расизм встречается с фэнтезийным палпом про монстров и тайные общества.

И писатель Лавкрафт, известный не только своим болезненным гением, но и почти ку-клукс-клановскими взглядами, играет за обе команды, обеспечивая метафору запутанного и трагического положения вещей: литературные ужасы, преследующие черных героев, естественно, рифмуются с реальными.

Молодой человек по имени Аттикус (Джонатан Мейджорс, «Пятеро одной крови», «Последний черный в Сан-Франциско»), недавно вернувшийся с Корейской войны, приезжает в Чикаго встретиться с отцом (Майкл Кеннет Уилльямс), приславшим странное письмо про семейные тайны. Отец куда‑то пропал, предположительно в Массачусетсе, и его брат (Кортни Б.

Вэнс), издающий «Негритянский гид для безопасных путешествий» (что‑то вроде знаменитой теперь «Зеленой книги»), предлагает племяннику вместе с ним отправиться на поиски. Также с ними едет сперва как попутчица, потом как полноправная сообщница Летиция (Джурни Смоллетт-Белл), боевая подруга детства Аттикуса.

Все трое, что важно, — большие любители фантастической и хоррор-литературы.

И роман, и экранизация сделаны немножко как антология (что может пригодиться в будущих сезонах, если до этого дойдет): горизонтальный, как выражаются на телевидении, большой сюжет перебит анекдотами-отступлениями.

В целом речь идет об отношениях героев с тайным обществом белых богачей-колдунов — орденом «Древней зари» (очевидно, привет «Золотой заре»), представленным главным образом парой инфернальных нордических блондинов (австралийская модель Эбби Ли и Джордан Патрик Смит). Но в одной серии сюжет в основном вертится вокруг дома с привидениями.

В другой — вокруг поисков некой рукописи в волшебных подземельях музея. В третьей одна из героинь получает способность к удивительным превращениям и так далее (прессе показали пять из десяти серий).

Соответственно, где‑то это похоже на Стюарта Гордона («Дагон»), где‑то на «Индиану Джонса», где‑то на серию «Сумеречной зоны» (в списке исполнительных продюсеров «Страны» есть имя Джордана Пила, а также Джей Джей Абрамса).

При этом сверхъестественный хоррор густо и нарочито разбавлен повседневным: за каждым чудовищем прячется угнетатель, за каждой жертвой — угнетенный (угнетателям по ходу сериала, впрочем, достается все больше и больше).

Без монстров бывает и страшнее: едва ли не самый напряженный эпизод — сцена в начале, где героям под прицелом дробовика шерифа нужно убраться из «закатного города» до, собственно, заката.

Краткое содержание «Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

В первой половине сериал производит очень неровное впечатление. Есть отличные моменты, но при этом ежечасно один-два раза у «Страны» словно глохнет мотор, и порой ее даже некому подтолкнуть.

После первой серии невозможно не посмотреть вторую, а вот чтобы перейти из второй в третью, например, понадобится усилие. Где‑то это все очень медленно, где‑то слишком приторно, где‑то, наоборот, не в меру зло и отвратительно.

Переходы из реалистической драмы в паранормальную расчлененку и обратно лишь в редких случаях сделаны органично. Анахроничный саундтрек (от «Whitey on the Moon» до Мэрилина Мэнсона) на титрах всякий раз упирается в суперпредсказуемый «Sinnerman».

Иногда кажется, что смотришь «Страну Дэна Брауна». Иногда (нередко) авторы увлекаются гражданской риторикой в ущерб всему остальному.

И «Хранителям» того же HBO или фильмам того же Пила — если вспоминать самые яркие недавние попытки перенести разговор о расе в новый контекст — «Страна Лавкрафта», конечно, проигрывает: слишком часто происходящее на экране выглядит не шокирующе смелым и остроумным, а просто нелепым.

С другой стороны, те светлые люди, которых интересует и лютый хоррор, и животрепещущие вопросы американской истории, обязаны как минимум заглянуть в «Страну Лавкрафта», а то и остаться подольше: такого, во всяком случае, мы еще не видели.

С 17 августа в «Амедиатеке»

«Страна Лавкрафта»: Экспериментальный хоррор о борьбе с расистами и другими монстрами — Статьи на КиноПоиске

Середина 1950-х. Чернокожий дембель Аттикус Фриман (Джонатан Мэйджерс) возвращается домой с корейской войны: руки-ноги на месте, в руках потрепанный роман Эдгара Берроуза «Принцесса Марса», за плечами солдатский вещмешок, под задом — сиденье автобуса. Конечно, те самые задние ряды, «для цветных».

В толстой и довольно увлекательной книге Мэтта Раффа «Страна Лавкрафта», по которой поставлен одноименный сериал HBO, дела вчерашнего солдата обстояли несколько лучше: Аттикус ехал к себе на Север на собственной машине, купленной во Флориде, ехал через те самые южные штаты, в которых после победы Севера в Гражданской войне и отмены рабства были приняты злополучные сегрегационные «законы Джима Кроу» (первые попытки обустроить сегрегацию, впрочем, были сделаны в чинной Новой Англии).

Дома Аттикус пробудет недолго: вскоре его позовет в дорогу таинственное письмо отца, сгинувшего по пути в Массачусетс. В чертовски туманном послании книгочею Аттикусу померещится упоминание выдуманного когда-то Лавкрафтом городка Аркхем.

«Какой еще Лавкрафт? — удивится дядя Аттикуса, Джордж. — Тот расист, который написал когда-то стихотворение „На происхождение негров“?» («С людской фигурой тварь изобрели, порок вложили, негром нарекли».

) Аттикус только пожмет плечами в духе «у каждого свои недостатки».

Действительно, при чем здесь Лавкрафт?

Джонатан Мэйджерс

За что мы любим Говарда Лавкрафта? Конечно, за его вклад в «литературу ужаса». Рассказы Лавкрафта создали целую авторскую вселенную, в которой глубины Земли были едины с глубинами космоса, и ворочающиеся в разломах земной коры древние боги (вроде ставшего мемом спрута Ктулху) как песчинку сдували простого американца, вооруженного бесполезными научными знаниями. Лавкрафт соединил готику с космизмом и египтологией, перекинул мостик от Эдгара По к Стивену Кингу.

https://www.youtube.com/watch?v=op3MBg_sBks

Но создателей сериала больше занимает не вселенная Лавкрафта, а его знаменитый бытовой расизм, ставший притчей во языцех. Мишель Уэльбек даже потрудился когда-то написать об этом объемное эссе. Воспитанный в провинциальном дедовском духе молодой Лавкрафт впервые столкнулся с расовым разнообразием, переехав в Нью-Йорк в 1924-м.

Нижний Ист-Сайд он описывал не иначе как кишащую монстрами клоаку; впрочем, справедливости ради нужно отметить, что его расовый и ксенофобский невроз укреплялся не одними только столкновениями с афроамериканцами.

Едва сводившего концы с концами и регулярно искавшего подработки на бирже труда Лавкрафта нервировали буквально все: и итальянцы, и латиноамериканцы, и евреи, и славяне (притом что он был женат на еврейке, приехавшей в Америку из Черниговской губернии).

И все же и автора романа-первоисточника, и продюсеров сериала «Страна Лавкрафта» — Мишу Грин, Джордана Пила и Джей Джей Абрамса — Лавкрафт интересует прежде всего как символ иррационального расового страха именно перед афроамериканцами.

Конечно, трудно было бы найти более удачный, чем отмеченное тегом #BlackLivesMatter лето 2020 года, момент для выхода такой кросс-жанровой авантюры, соединяющей в себе и хоррор, и социальный памфлет, и своеобразный оммаж литературному классику (что-то вроде «Гордости и предубеждения и зомби»), и даже немного мюзикл.

Это страшно?

Несмотря на присутствующее в названии имя Лавкрафта, столь многое давшего за последние полвека кинематографу (и речь не столько о прямых экранизациях его сюжетов, сколько о самой атмосфере неизбывного изначального ужаса, скрывающегося за благообразным ландшафтом, о бессилии земной цивилизации перед первобытным жестоким хаосом космоса, на котором настаивал Лавкрафт во всех своих страшно-фантастических рассказах), в сериале не так уж много леденящей душу ночной тьмы. Скорее, это социальный хоррор в традициях Джорджа Ромеро, где будничные фобии знакомой реальности, конечно, осязаемее, чем какие-то фантастические чары волшебников, притаившихся в глуши Новой Англии. Жанровый инструментарий и постмодернистская коллажность применяются в «Стране Лавкрафта» не для того, чтобы напугать. Тут, скорее, случай сродни недавним «Хранителям», выходившим на том же HBO: жанровое кино и эффектный сторителлинг, соединяющий лавкрафтовский макабр с исторической фактурой, обнажают системные проблемы общества и обостряют вечные политические конфликты.

Читайте также:  Петербург Довлатова: путеводитель по «довлатовским» местам

Социальная наглядность заботит авторов «Страны Лавкрафта» сильнее прочего, ради нее они готовы даже порой заставить время идти быстрее.

Мелодии 1950-х смешиваются в саундтреке с R’n’B и хип-хопом, а убедительный монтаж красочных явлений из мира сегрегации поддержан закадровым голосом другого литературного классика — Джеймса Болдуина (см. «Если Бил-стрит могла бы заговорить»).

Речь знаменитого писателя-афроамериканца, ставшего символом перемен в 1960-е, много выступавшего на публике, издававшегося по всему миру (в том числе и в СССР), участвовавшего и победившего в знаменитых кембриджских дебатах на тему «Американская мечта за счет американского негра?», сшивает 1950-е на экране с сегодняшним моментом в американской истории. По крайней мере, главный герой Аттикус Фриман роется в семейной родословной и ее тайнах примерно с тем же рвением, с каким вгрызается в собственную историю американский зритель по эту сторону экрана.

Не слишком ли много политики?

Джонатан Мэйджерс и Джерни Смоллетт

При всей своей идеологической выверенности «Стране Лавкрафта» удается оставаться прежде всего развлекательным шоу; декларацией авторских намерений можно считать предельно трешевую стартовую двухминутку, в которой американские пехотинцы бьются с инопланетными ктулху, а сверху спускается марсианская летающая тарелка. Расслабьтесь, дорогие зрители, вас ждет все-таки не политинформация, а занятный винегрет из мелко нашинкованных явлений поп-культуры. На экране царит такая неразбериха, что можно не обратить внимания на то, что под маской злободневного высказывания об ужасах белого превосходства скрывается новаторская повествовательная структура. Серии «Страны Лавкрафта» построены как отдельные сюжеты, перерабатывающие клише жанра хоррора: первые две — путешествие Аттикуса в незримый мир, третья — история дома с призраками, четвертая оборачивается приключениями в духе Индианы Джонса, в пятой — сюжет в духе доктора Джекила и мистера Хайда (эта последняя, где черные переодеваются белыми, а женщины — мужчинами, представляет особый интерес).

Эти бусины отдельных мотивов нанизаны на каркас большой фабулы, которая эксплуатирует генеральную идею Лавкрафта о том, что наш привычный обыденный мир — всего лишь призрачный пузырек в водовороте непостижимого вселенского хаоса, и сквозь тонкие стенки этого пузырька то и дело просачиваются силы вековечного зла. Только вот авторы сериала выворачивают эту концепцию наизнанку. Всё не так: кошмарный и абсурдный мир тьмы — это не открывшаяся главным героям новая магическая сторона реальности, а напротив, сама привычная реальность с ее устоями, которые позволяют пожарной команде в свободное от тушения пожаров время гоняться за чернокожим водителем по проселочным дорогам, а шерифу-линчевателю стрелять в тех черных, которые недостаточно расторопно извиняются. Магия же, напротив, наполняет этот мир страданий хотя бы тенью смысла.

В России сериал можно смотреть на Амедиатеке и на КиноПоиск HD по подписке Плюс Мульти с Амедиатекой.

Мнение о первых 5 эпизодах «Страны Лавкрафта». Новые «Байки из склепа» в свете горящих крестов

16 августа на HBO выходит экранизация книги «Страна Лавкрафта» (Lovecraft Country). Мы уже посмотрели первые 5 серий и спешим поделиться мнением.

Книга Мэтта Раффа 2016 года была очень тепло принята критиками и большинством читателей.

Хотя поклонники Лавкрафта были разочарованы использованием его имени в названии, ведь произведение дальше примитивных отсылок к нему никакого отношения не имело. Особенно по части атмосферы.

В сущности, книга — сборник историй, которые были объединены одной тонкой сквозной линией и некоторыми персонажами.

В 2017 было объявлено, что HBO при помощи Джордана Пила и Джей Джей Абрамса перенесет это произведение на экран. Присутствие Пила в проекте абсолютно не удивляло, а вот заинтересованность Абрамса казалась изначально неожиданностью, но после просмотра все встало на свои места.

Одноименное произведение под названием «Страна Лавкрафта» уложилось в первые два эпизода. В них любящий фантастическую литературу ветеран войны в Корее Аттикус (Джонатан Мейджерс) отправляется на поиски отца Монтроса (Майкл Кеннет Уильямс), так как получил от него странное письмо.

Аттикус давно с ним не общался из-за того, как отец относился к нему в детстве. Но таинственные обстоятельства его исчезновения обязывают героя в компании начитанного дяди Джорджа (Кортни Б.

Вэнс) и подруги Летиши (Джерни Смолетт) отправиться в место под названием Ардхэм.

Оно созвучно с Аркхэмом из произведений Лавкрафта, который был знатным расистом, о чем не забывают упомянуть в сериале, обратив внимание на его стихотворение On the Creation of Niggers.

Так как действие происходит в 50-е, то герои на своем пути сталкиваются с самым главным ужасом эпохи — расизмом. На этом фоне любые монстры блекнут. Представлен он максимально просто, без изысков.

Тупые и злые белые люди в форме и без стараются при любом удобном случае как-нибудь притеснить или оскорбить героев. Им не нужно раскрытие, личность и иногда даже диалоги.

Все что им нужно — это злое лицо и бессмысленная агрессия по отношению к чернокожим.

Шоу не старается показать это как-то изыскано или изобретательно. Достаточно, чтобы белая женщина на тротуаре сама врезалась в чернокожего подростка, ведь тогда белые полицейские мигом выбегут из-за угла, чтобы с дубинками и воплями наброситься на перепуганного тинейджера. И из таких сцен состоит каждый эпизод, так как это основная тематика сериала.

Приятно видеть, что уже в первой истории есть изменения в лучшую сторону, если сравнивать с книгой. В бумажной версии попытка хоть как-то соответствовать атмосфере Лавкрафта в отдельных сценах провалилась с треском.

Сериал это даже не пытается делать. С эпизода в лесу становится очевиден вектор развития. Незримый ужаc из книги превратился в очень даже зримый. Его не стесняются показывать, ведь Абрамс у руля, а значит нужно много эффектов.

В этот момент сразу вспоминается «Супер 8».

Немного странным выглядит замена чуть ли не единственного постоянного белого мужского персонажа из книги на женщину. Таинственный Калеб Брейтуайт превратился в Кристину Брейтуайт (Эбби Ли), которая очень слабо справляется со своими обязанностями.

Ее без особого труда затмевает подручный Уильям (Джордан Патрик Смит), который как раз и обладает аурой таинственности и источает опасность, при этом разбавляя ряды напряженных чернокожих и одномерных деревенских белых своей ангельской внешностью.

Он выглядит так, как должен был бы выглядеть Люцифер из одноименного комикса.

Периодически вызывает раздражение неуместный саундтрек, где используются современные хип-хоп песни, которые совершенно не подходят происходящему на экране. Да и Мэрилин Мэнсон тоже звучит не к месту.

Местами создатели хотят сделать сильный упор на драму, но по большей части это не работает. Отношения между персонажами и их конфликты слишком очевидны, чтобы глубоко погружаться. Злой папа, который отвратительно вел себя с сыном, что тот готов был сбежать от него куда угодно, даже на войну. Две сестры, между которыми силен дух соперничества.

Параллельно этому стараются не обойти стороной проблему отношений с начальством на работе, что в итоге все равно представлено в максимально примитивной форме.

Сериал по своему духу ближе к «Байкам из склепа» или «Калейдоскопу ужасов». Это не лишенный юмора и местами поучительный хоррор, где кое-как сшиты различные сюжеты. На фоне основной линии про культ рассказываются истории, где фигурирует дом с приведениями, магия с превращением в героя другого цвета кожи и даже есть эпизод в духе приключений Индианы Джонса.

Расчлененки и крови тут не стесняются, как и откровенных сцен. Спецэффекты на приемлемом уровне, а вот актерские работы не цепляют. Персонажи больше похожи на карикатуры, а не настоящих людей.

И если с белыми статистами все понятно, так как они в историях только чтобы быть расистами, абьюзерами и умирать, то такая серость среди главных героев правильного цвета удивляет.

Потенциал раскрыться есть у отца главного героя, так как на нем очень многое завязано, но вот остальные уже показали свой максимум.

«Страна Лавкрафта» понравится любителям простых хоррор-историй, которых не смутит отсутствие атмосферы Лавкрафта и безостановочный расизм по отношению к белым. Это безусловно качественный продукт с очень спорным идейным наполнением.

Ссылка на основную публикацию