Краткое содержание рассказа «макар чудра» для читательского дневника (м. горький)

История создания

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А.

Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение.

Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Краткое содержание «Макар Чудра» для читательского дневника

ФИО автора: Горький Максим

Название: Макар Чудра

  Бунин, “Деревня”: анализ. “Деревня”, Бунин: главные герои

Число страниц: 12. Максим Горький. «Старуха Изергиль, Макар Чудра и другие…». Издательство «АСТ». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1892 год

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни.

Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением.

Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».

Герои рассказа

Главный женский персонаж рассказа «Макар Чудра» — Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть.

Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода — главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.

Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.

В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением.

Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом.

Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра» становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре.

Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства.

Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки.

Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей.

Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Анализ «Макар Чудра»

История создания

Рассказ «Макар Чудра» является первым опубликованным произведением М. Горького. Он был написан в 1892 г. в Тифлисе, когда будущий писатель работал в мастерских Закавказских железных дорог, и опубликован в том же году в газете «Кавказ».

  Краткое содержание Прометей прикованный Эсхил

Смысл названия

Макар Чудра — имя старого, умудренного жизненным опытом цыгана, который рассказывает печальную историю любви Радды и Лойко, напоминающую легенду.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — человеческая воля.

Автор не случайно выбрал главным героем произведения старого цыгана. У этого кочевого народа нет собственного государства. Цыгане рассеяны по всему миру, поэтому превыше всего ценят свободу.

Макар Чудра за свою долгую жизнь побывал во многих краях. Состарившись, он лишь еще тверже укрепился во мнении, что счастье человека заключается в постоянном движении.

Цыган с усмешкой относится к людям, которые всю жизнь находятся на одном месте. Приковав себя к земле и работе, они становятся рабами. Макар считает, что жизнь и так слишком коротка, чтобы накладывать на нее ограничения и никогда не познать «ширь степную» и «говор морской волны».

Макар приводит пример из своей жизни, когда он попал в тюрьму. Неволя для цыгана хуже смерти. Изнемогая от тоски по бескрайним просторам, Макар тогда чуть было не покончил с собой.

Старый цыган гордится тем, что принадлежит к гордому и вольному народу. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая могла произойти только в цыганском таборе.

Лойко Зобар даже среди соплеменников выделялся своей удалью и бесшабашностью. Под стать ему была и Данилова дочка Радда. Двое красивых и гордых молодых людей, судя по всему, с первого взгляда по достоинству оценили друг друга. На правах мужчины Лойко попытался подчинить себе девушку, но столкнулся с таким же сильным и неукротимым характером.

Макар не зря предупреждает собеседника, что любая женщина представляет опасность, потому что рано или поздно покоряет волю влюбленного в нее человека. Требование Радды поклониться ей в ноги перед всем табором означало для Лойко добровольное попадание в рабство. Гордый цыган еще никогда и ни перед кем не склонял своей головы.

В этом столкновении двух независимых личностей не могло быть победителя. Лойко и Радда предпочли смерть необходимости покориться. Радда предчувствовала, что ее любимый скорее убьет ее, чем признает себя побежденным. Да и сам Лойко знал, что отец не простит ему убийство любимой дочери.

Влюбленные погибли, но стали символом цыганской вольности и независимости. Их тела давно истлели, но души в сознании всех цыган до сих пор ведут непримиримую борьбу с любыми проявлениями рабства.

Проблематика

На раннем этапе творческого пути Горькому было присуще впадать в крайности. Любая проблема решалась писателем по принципу: все или ничего. При этом высшей ценностью он считал свободу.

Проблема любовных отношений в рассказе решается прямолинейно. Если абсолютно свободная любовь невозможна, то есть только один выход — смерть. Автор вместе с Макаром одобряет такое развитие событий, хотя для большинства людей оно выглядит по меньшей мере странно.

История Лойко и Радды — красивая легенда, а не прямое руководство к действию. Это своеобразный гимн непобедимому стремлению к свободе. Любовь является одним из сильнейших человеческих чувств, но даже оно не должно приводить к рабству и подчинению одного человека другим.

В более широком смысле рассказ «Макар Чудра» поднимает главную проблему, волнующую молодого Горького. Это необходимость борьбы с угнетением и несправедливостью, во главе которой стоят самые гордые и свободолюбивые люди.

  Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Композиция

Произведение начинается с беседы автора с Макаром Чудрой. Основную часть занимает быль старого цыгана. В финале автор продолжает размышлять над смыслом рассказанной ему легенды.

Чему учит автор

Горький создает романтический образ двух влюбленных, которые не способны идти на компромиссы. Их смерть ради свободы недоступна для понимания обычных людей и может служить только идеалом, навсегда запечатленном в народной памяти.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение.

Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям.

Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж.

Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце.

Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Главные герои

Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни — свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни — лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
Читайте также:  Смысл названия рассказа «Матрёнин двор» (А. Солженицын)

Проблематика

  • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
  • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.

Авторские афоризмы

«…Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!..»

«…Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее – те ничего не получают, и всякий сам учится…»

«…Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…»

«…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем?..»

«…коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат…»

Смысл рассказа

Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни.

Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации.

Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание рассказа «Макар Чудра» и отзыв для читательского дневника (М. Горький)

ФИО автора: Горький Максим

Название: Макар Чудра

Число страниц: 12. Максим Горький. «Старуха Изергиль, Макар Чудра и другие…». Издательство «АСТ». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1892 год

  Л. Н. Толстой “Война и мир”: итоги духовных поисков

Композиция и конфликт рассказа

Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения.

Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением.

Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:

  • Макар Чудра;
  • автор (от его лица ведётся повествование);
  • Нонка;
  • Данило;
  • Лойко;
  • Радда;
  • старый магнат.

Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями.

Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию.

Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.

Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.

В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей.

Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость.

Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.

Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.

Гибель двух молодых людей показана так ярко, что не может не вызвать восхищения. Для окружающих они навсегда остались влюблёнными и свободными, что и стало поводом для рождения легенды.

Главные герои

  • Макар Чудра – старый, бывалый цыган, который много повидал на своем вику, повествует рассказчику историю о любви Лойко и Радды.
  • Лойко Зобар – молодой, красивый цыган, лихой конокрад.
  • Радда – красивая, гордая, непреклонная молодая цыганка.
  • Данила – старый солдат, отец Радды.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Макар Чудра»
  • для самых компанейских — Главные герои «Макар Чудра»
  • для самых любопытных — Анализ «Макар Чудра» Горький
  • для самых крутых — Читать «Макар Чудра» полностью

Характеристики главных героев

Первым Максим Горький описывает пожилого рассказчика — Макара Чудру. По возрасту это уже пожилой человек — ему 58 лет. Однако автор делает акцент на его внешнем виде: мощный, крепкий, как могучий дуб, и гордый своей силой.

С позиции мудрого учителя Макар ведёт с молодым человеком философский диалог, больше похожий на монолог. Старый цыган убеждён, что человек сам волен выбирать, как ему жить и распоряжаться судьбой.

Все условности, навязанные обществом, необходимость следовать правилам, работать и подчиняться закону Божьему, Макар считает глупостью.

Независимость — вот главная ценность, олицетворением которой стал для Макара Лойко Зобар.

Молодой, талантливый и гордый цыган показан как положительный герой. Для него не имело значения, что скажут люди, он умел радоваться жизни во всех её красках и наслаждаться просторами. Даже конокрадство — любимое занятие Зобара — Горький показывает с непривычной стороны. Молодой цыган показан не вором, а удалым человеком, любящим гарцевать на непокорных скакунах.

С учётом характера Лойко его поступок выглядит вполне естественно: гордый юноша не мог унизиться перед своей возлюбленной, но его сердце не выдержало бы и тоски по ней. Он выбрал единственный возможный путь — лишить жизни непокорную цыганку, понимая, что после этого гибель настигнет и его самого.

Сюжет

Сидя на морском побережье у пылающего костра, Макар Чудра принялся рассказывать автору цыганские предания и былины. Старик дал совет опасаться любви, поскольку влюбленный человек становится слабым, безвольным. Подтверждением этих слов стала история, приключившаяся с лихим цыганом Лойко Зобаром.

Удалого Лойко знали повсюду – в Венгрии, Чехии, Словении. Это был опытный и удачливый конокрад, и многие дорого бы отдали за то, чтобы молодой цыган болтался на виселице. Больше всего на свете Лойко любил лошадей. Он совершенно не ценил деньги и легко с ними расставался.

В Буковине остановился на постой табор, с которым кочевал старый солдат Данила со своей красавицей-дочкой Раддой. Много мужских сердец разбила черноокая молодая цыганка, но сама она оставалась равнодушной ко всем ухажером. К Радде сватался даже один знатный богач – кидал к ее ногам любые деньги, умолял стать его женой, но цыганка ответила, что в вороньем гнезде орлице не место.

Однажды в этот табор приехал Зобар – красивый, молодой, сильный, лихой наездник. Он взял в руки скрипку, и своей страстной игрой многих довел до слез. Радде понравилась игра, и она похвалила мастерство Зобара. Тот в ответ пошутил, на что Радда ответила колкостью – она никогда не лезла за словом в карман.

Зобар решил остаться в таборе – не давала ему покоя красавица Радда, которую он полюбил всем сердцем. Девушка оказалась очень непокорной, своенравной, и молодой цыган никак не мог к ней подступиться.

Тогда он отправился к Даниле, и попросил у нег руки дочери. Старый солдат согласился.

Подошел Зобар к Радде, и сказал, что отныне она должна покоряться воле мужа, на что цыганка рассмеялась, и повалила парня на землю кнутом.

Разгневанный Зобар отправился в степь, и долго не возвращался в табор. За ним следом отправилась Радда – она призналась, что любит его, но волю любит еще сильнее.

Она пообещала, что будет любить его со всей страстью, если Лойко перед всем табором поклонится ей в ноги и поцелует правую руку, признавая ее превосходство.

Из груди цыгана вырвался дикий крик, но согласился он на условия своей возлюбленной.

Зобар вернулся в табор, и сообщил, что отныне вольная жизнь для него закончилась – поселилась в его сердце Радда, и больше не осталось в нем места ни для чего иного.

Все ждали, как Лойко преклонит колени перед своенравной цыганкой, но тот быстрым движением руки вонзил в ее сердце нож по самую рукоятку. Радде удалось вытащить нож и сказать, что она ожидала такую смерть.

В страшном отчаянии Данило подобрал окровавленный клинок, и убил Зобара.

После этой истории автор никак не мог уснуть – он смотрел на море, и ему казалось, что он видит гордую, величественную Радду и молодого, статного Лойко. Их тени безмолвно кружились в ночи, но никак не могли соединиться…

Сюжетная линия

В первой части произведения Макар рассуждает о том, какие бывают люди, в чём их предназначение и как, по его мнению, нужно жить. Затем до собеседников доносится сильный и звучный голос красавицы Нонки — дочери старика.

Это становится поводом к началу размышлений о любви, которая не всегда приносит счастье, а часто заставляет человека становиться рабом своей страсти.

Макар предлагает собеседнику послушать одну быль и обещает, что если тот её запомнит, сможет на всю жизнь остаться «вольной птицей».

Лойко Зобар — красавец, удалец и любимец многих женщин. Любая была готова пойти за ним, но сердце молодого цыгана молчало. Встретив Радду, он понял, что только эта строптивая цыганка достойна быть его женой.

Отец девушки дал разрешение на то, чтобы Лойко взял её в жёны, но только если сможет. Когда цыган стал просить руки девушки, она обвила его ноги кнутом, и молодой человек упал, ударившись затылком о землю.

Следующим сюжетным поворотом стало условие, поставленной Раддой. По её словам, выполнив это требования, Лойко сможет овладеть ею. Цыган должен был поклониться ей в ноги на глазах у всего табора. Такого унижения Лойко не мог стерпеть. Когда наступил кульминационный момент, он вонзил нож в сердце строптивой красавицы.

Никто не ожидал этого, ни у одного человека не поднялась рука, чтобы связать Лойко. Первым опомнился отец Радды — солдат Данило.

Он подобрал нож, который умирающая дочь отбросила в сторону, посмотрел на кровь и вонзил клинок в спину Зобару. Этот поступок был не просто местью за гибель дочери.

Глава семейства прекрасно понимал, что Лойко не сможет без Радды, как и она не хотела жить без него. Так влюблённые отправились на небеса, где, как считалось, соединяются души.

Авторские афоризмы

«…Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!..»

«…Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее – те ничего не получают, и всякий сам учится…»

«…Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…»

«…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем?..»

«…коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат…»

Макар Чудра

Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар говорит: «Ты славную долю выбрал себе, сокол… ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!»

Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Венгрия, Чехия и Словения знали его». Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата, воевавшего вместе с Кошутом, была дочь Радда — красавица, словами не сказать.

Читайте также:  Смысл песни Тает лед

Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем.»

Заиграл Лойко на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Лойко, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара.

Лойко подивился острому языку девушки. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены.

Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда.

Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда.

Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара.

Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живет». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

История создания

Прежде чем ознакомится с кратким содержанием «Макара Чудра» для читательского дневника необходимо узнать предысторию о создании этого творения. Все началось с 1891 года, когда Горький отправился в путешествие из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа.

Увиденное во время его странствий стало основой его многих творений. В 1892 году писатель побывал в Тифлисе и именно там начал писать рассказ «Макар Чудра». Благодаря своему хорошему другу Александру Калюжному, произведение впервые было опубликовано в газете «Кавказ».

Калюжный был революционером и сыграл очень важную роль в жизни Горькова. Он постоянно твердил, чтобы автор, записывал все свои мысли, воспоминания, рассказы и в дальнейшем создавал талантливые произведения.

Друг убеждал Горького, что у него необычное ви́дение художественного мира, и этот талант нужно развивать.

Уже в зрелости Максим Горький написал письмо своему верному товарищу, в котором сказал, что именно он сыграл решающую роль в его карьере.

После того как Горький издал рассказ «Макар Чудра», отзывы были только положительные. Критики в первый раз приняли произведения спокойно, но в это время многие заметили талант и потенциал писателя.

954. Макар Чудра — краткое содержание рассказа Горького. Русский язык, литература

Старый цыган удобно расположился возле по-осеннему неспокойного моря. Он абсолютно не чувствовал холод. Мужчина, покуривая, обсуждал с автором жизнь и религию.

Никак цыган не мог понять, каким образом верующие могут что-то попросить у Бога, а он им все даст. По какой причине они слушаются тех, кто сам себя не слушает? Дул холодный ветер, разносящий по степи звуки волны и шелеста кустов.

Иногда его порывы приносили с собой пожелтевшие листья и бросали их в костер. Безграничная степь.

Чудра внезапно замечает Нонку, дочь Макара. Она была очень горда, считала себя красивой. Мужчина предпочёл держаться от неё подальше. Старый цыган, находясь возле моря, повествовал автору историю о вольных цыганах. Он считал, что человек, влюбившись, лишается своей воли. В итоге он начал рассказывать свою быль.

Одним из героев является Лойко Зобар. Это молодой цыган, известный в Венгрии, Чехии и Словении. Ему нравились кони, поэтому он мог спокойно украсть чужих. У многих было желание убить его.

Любовь он проявлял только по отношению к коням, но и к ним его интерес постепенно потухал.

По этой причине Зобар часто продавал своих лошадей, а деньги, которые ему были не нужны, отдавал тем, кто в них нуждался.

В Буковине, где ночевал герой, находилась группа людей. У солдата Данилы была невероятно красивая дочь по имени Радда. Девушка была действительно красивой, но гордой и прямолинейной. Один богатый мужчина хотел на ней жениться, на что получил отказ.

В это место прибыл Зобар и стал играть на скрипке. Играл он настолько хорошо, что каждому тяжело было остаться равнодушным. Всем нравилось. Радда тоже оценила игру, она решила похвалить парня и его скрипку.

Молодой цыган сказал, что эта скрипка создана из груди одной девушки, а ее струны – из сердца той самой красавицы. Радда не оценила его высказывание и посчитала Зобара неумным.

Парень был удивлен резкостью девушки.

Однажды молодой цыган был в гостях у отца Радды. Утром он появился с повязкой на голове и сказал, что это сделал конь. Однако все знали, что это дело рук дочери Данилы.

Лойко жил вместе с табором, был умен и талантлив. Если бы пожелал, все бы его любили, да только не Радда. А она ведь ему очень понравилась. Хотелось ему на ней жениться.

Один раз по просьбе отца Радды Зобар запел. Песня произвела впечатление на всех, но Радда сказала, что Лойко упадёт, если будет залетать так высоко. Отец собирался наказать девушку, но Лойко подошел к нему и заявил, что собирается жениться на ней. Солдат вовсе не был против, только бы дочь согласилась, чего было практически невозможно ожидать.

Молодой цыган подошел к Радде и признался в своих чувствах, но попросил не перечить его воле – он свободный человек и будет жить так, как хочет сам. Внезапно парень упал – дочь солдата сбила Лойко с ног с помощью ременного кнута. Цыган ушел.

Зобар отправился в степи, а за ним отправилась Радда и положила свою руку ему на плечо. Парень хотел воспользоваться ножом, но девушка сказала, что никогда ни к кому не испытывала чувств, но Лойко она действительно любит.

Проблема была лишь в том, что волю она любила и ценила намного больше. Пообещав ему жаркие ласки, девушка сказала, что он должен перед всеми поклониться и поцеловать ей правую руку. Лойко согласился и выполнил все эти действия.

Затем он сказал, что собирается проверить, правда ли у нее такое крепкое сердце.

Молодой цыган глубоко вонзил в сердце девушки нож. Радда призналась, что ожидала именно такую смерть. Ее отец бросил нож в спину Зобара. Умирающие цыгане лежали рядом.

Автор долго не мог спать. Глядя на море, он представлял Радду и Лойко, который так и не смог поравняться с гордостью Радды.

Основной идеей этого произведения является тот факт, что свобода должна быть важнее любви. Автор хотел сказать, что человек не является рабом своих эмоций и чувств.

Все произведения

Краткое содержание «Макар Чудра» за 2 минуты и подробно за 6 минут

Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.

Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.

Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.

Однажды, когда ее родной табор приехал в Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и то и дело смотрел на прекрасную Радду. Удалой цыган влюбился в красавицу и та тоже начала испытывать ответные чувства.

Зобар сделал возлюбленной предложение выйти за него замуж, но та предпочитает свободу любым чувствам и задумывает проверить Лойко. Девушка поставила условие: мужчина должен просить ее руки на коленях перед всем табором, и он согласился.

Но когда пришло время выполнять уговор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил её ножом в грудь – девушка тут же погибла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды старый солдат Данило отомстил за дочь, убив этим же кинжалом Зобара.

Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.

Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.

LiveInternetLiveInternet

Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут реализовать се­бя герои рассказов Максима Горького и Старухи Изергиль. Их сознание и характеры с таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения.

В легендах Старухи Изергиль выражены представления об идеальном и антиидеаль­ном в человеке, т. е. представлены романтический идеал и антиидеал. Данко и Ларра, Радда и Лойко Зобар.

Действие легенд происходит в глубокой древности — это как бы вре­мя, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений.

Однако в настоящем есть следы, прямо свя­занные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую ви­дит Изергиль; плавно и безмолвно кружащиеся во тьме ночи красавец Лойко и гордая Радда.

В ха­рактерах героев единственное начало — максималистское стремление к свободе. Изергиль уверена, что вся ее жизнь была подчинена лишь одному — любви к людям.

То же самое вопло­щают и герои легенд, рассказанных ими. Для Лойко Зобара высшей ценностью тоже является свобода, от­крытость и доброта.

Радда — высшее, исключитель­ное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару.

Неразрешимое противоречие между любовью и гордо­стью мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь так, как разрешилось в легенде — смертью. О Дан­ко и Ларре рассказывает старуха Изер­гиль. Данко воплощает крайнюю степень самопо­жертвования во имя любви к людям, Ларра — крайний индивидуализм.

«Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить — так царями над всей землей». Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце».

Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Под стать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего.

Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Читайте также:  Стихи про жениха: читать красивые стихотворения поэтов классиков

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя.

Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле.

В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара.

Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое — в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь».

Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Радды: воля дороже жизни, счастье — в свободе.

Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…»

Данко

Конфликт между любовью и чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Зобар, может разрешиться только лишь смертью обо­их. Романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью. Но лю­бовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Радда.

Как же оценивает такую позицию Макар Чудра? Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только при такой жизненной позиции можно со­хранить собственную свободу.

Авторское отношение к героям — восхищение их силой и красотой .

Конец рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган Лой­ко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кру­жились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

  «Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

В этих словах — восхищение автора их красотой и бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтическо­го сознания иного разрешения конфликта. Одновре­менно это и осознание бесплодности такого исхода де­ла: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не по­равняется с гордой Раддой.

Создавая образ старухи Изергиль, Горький дает ей возможность представить и романтиче­ский идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведен­ный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Иск­лючительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.

«Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..» — рассказыва­ет Изергиль о Ларре.

Образы Ларры и Данко резко контрастны, хотя оба они — смелые, сильные и гордые люди. Ларра живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь.

Жестокость Ларры основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему — в нем самом».

Ларра, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами.

Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда — жизнью». Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей.

Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи — это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко.

«Что сделаю я для людейр2, — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…»

Главные герои и их характеристика:

  • Макар Чудра – старый цыган, который своими глазами видел кровавую историю, произошедшую с Лойко и Раддой.

У этого героя своя философия жизни: он ценит то, что ни от кого не зависит и может спокойно странствовать по свету и смотреть на людей. Мудрый старик понимает, что людям нет друг до друга дела.

Именно Макар рассказывает герою историю о Лойко и Радде, делясь своим убеждением о том, что не стоит идти на поводу у сердца и бросать свободу к ногам женщины.

  • Лойко Зобар – лихой цыган, который заслужил уважение всех, кто его знал, своим бесстрашием и непокорностью. Ценя свою независимость, он запросто мог расстаться с чем угодно: будь то краденый конь или свое сердце.

Примкнув к табору и увидев Радду, молодой цыган сразу же полюбил ее, но не сильнее свободы. Выбирая между Раддой и волей, он выбрал последнее. Поэтому, убив девушку, он понимал, что ее отец отомстит, но все равно предпочел смерть подчинению женщине.

  • Радда – дочь солдата Данилы, удалая красавица, погубившая своим острым языком и необузданным характером множество сердец. Она не смогла бы променять волю на брак и покорность перед мужем.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Данило солдат – старый цыган, в свое время воевавший с Кошутом. Отец Радды. Схож с дочерью характерами и мировоззрением. Когда Лойко убил Радду, отомстил за нее ответным убийством.
  • Рассказчик – герой, появляющийся в начале и в конце произведения. Макар Чудра рассказывает ему историю о Лойко и Радде, убеждая, что прежде всего стоит ценить свою свободу. После рассказа ему не спится: в темноте мерещатся Радда и Зобар, который по пятам плыл за ней.
  • Нур – старый седой цыган, горько заплакавший над телами убитых молодых людей.
  • Нонка – дочь Макара Чудры. Надменная девушка неотразимой красоты. У Нонки презрительный взгляд и требовательный тембр голоса.
  • Магнат – старый, но красивый «как чёрт в праздник» мужчина, к тому же очень богатый. Предлагал Радде кошелек, полный денег, за поцелуй, но получил решительный отказ. Тогда магнат стал просить у Данило руки его дочери, но цыган отказал, посчитав Магната птицей более низкого полета.

Быль о Радде и Лойко Зобаре

Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний.

Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре.

Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.

Это интересно! О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения. Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете смелый и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара.

Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара – это образ свободного цыгана, не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками.

Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.

Макар Чудра вспоминает давнее время, когда его табор кочевал по Буковине. Жила в нем молодая цыганка, Радда. Особое внимание уделяет рассказчик ее описанию. Она была прекрасна настолько, что не было таких слов, чтобы достойно описать ее красоту.

Рассказ Макара о Радде начинается с истории о том, как влюбился в нее без памяти очень богатый человек. При первой встрече он предложил ей много золота за один поцелуй, но получил пренебрежительный отказ со стороны девушки.

После он явился к ее отцу, Даниле, и попросил продать ему красавицу. Цыган ответил, что не продаст ни свою честь, ни родную дочь. Третий раз прискакал в табор господин, измученный страстью к гордой девушке, попросил ее руки и дал обещание разделить все свои богатства с табором. Рада лишь посмеялась над ним, сказав, что орлица никогда не пойдет к ворону.

Это интересно! Пьеса На дне Горький – краткое содержание по действиям

Краткое содержание рассказа «Макар Чудра» подробно

Максим Горький

Дул прохладный морской бриз, рассказчик и старый цыган Макар Чудра расположились у огня. Макар курит трубку и рассуждает о своей жизни, о независимости и силе воли. Макар многое в жизни видел, во многих местах побывал. Сидел в тюрьме в Галичине и едва не «удавился поясом» от тоски и ощущения утраченной свободы.

В тишине ночи раздается нежное и страстное пение. Это поет Нонка – дочь Макара. Цыган советует собеседнику не доверять коварным женщинам и по возможности избегать их. Потому что полюбив, перестаешь быть свободным. Чтобы подтвердить свои слова, он рассказывает быль о юных и влюбленных, но очень независимых Лойко и Радде.

Жил на свете молодой и дерзкий цыган Лойко Зобар. Знали о нем во всех цыганских общинах. Он был бесстрашен, ничего не любил сильнее свободы и коней, которых ему удавалось искусно красть. Ценности деньгам тоже не придавал никакой – мог спокойно расстаться с ними, если встречал кого-то, кому они были нужнее.

Десятилетие назад, когда только начиналась эта история, табор Чудры приехал в Буковину. Были с ними Данила солдат, воевавший с Кошутом и его дочка Радда. Не передать словами, какой она была прекрасной, но в то же время невероятно своенравной и горделивой девушкой, способной запросто разбить сердце.

Кратко об истории создания произведения «Макар Чудра»

Выходом в свет рассказа «Макар Чудра» Максим Горький во многом обязан участнику революционного движения – Александру Калюжному, с которым тогда ещё Алексей Пешков встретился в Тифлисе летом 1892 года.

Будущий знаменитый писатель рассказывал революционеру множество историй, произошедших с ним во время странствий, и тот предложил их записать. Не долго думав, Пешков создал произведение «Макар Чудра». Увидев рукопись, Калюжный связался со знакомым журналистом Цветницким, и общими усилиями произведение было напечатано в Газете «Кавказ».

Спустя более чем тридцать лет в письме Александру Калюжному Горький отметил, что именно благодаря данному им толчку служит отечественному искусству уже не один десяток лет.

Противостояние любви и гордости

Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар, сердце которого Радда очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке. Но та лишь подшучивает над ним.

После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство, поклониться ей в ноги и поцеловать руку.

В этих строках раскрывается основной конфликт рассказа «Макар Чудра» противостояние вольнолюбия и человеческой страсти. Измучился Зобар, размышляя над этим приказом.

На следующий день, собрав вокруг весь табор, он сказал, что готов выполнить требования Радды, но хочет проверить, крепко ли ее сердце. Лойко убивает Радду, вонзая ей в сердце кинжал. Девушка умирает с улыбкой на губах. Ее отец берет этот же кинжал и убивает им Лойко.

На этом повествование старого цыгана заканчивается, а автору еще долго мерещатся в ночной тьме образ Лойко Зобара и гордой красавицы Радды.

Краткое содержание по главам поможет составить план рассказа «Макар Чудра». Сюжет его построен на противопоставлении свободы и любви. Горький в своем рассказе не принижает ценность любви как чувства, но показывает, что она может стать своеобразными путами на пути к свободе.

Важно! Стремление к безграничной свободе характерно для обоих героев, оно создает напряженный конфликт чувств, который приводит двух влюбленных к смерти. Неспроста автор сравнивает отношения молодых людей с двумя камнями, катящимися с горы, между которыми не стоит становиться другому человеку.

Почему Лойко, несмотря на свои чувства, убивает Радду? Почему она не смогла покориться своему достойному возлюбленному? Ответы на эти вопросы можно найти, познакомившись с произведением «Макар Чудра» в кратком пересказе.

Макар Чудра, Максим Горький. Краткий пересказ, краткое содержание

Макар Чудра.Максим Горький (анализ)

Ссылка на основную публикацию