Краткое содержание повести «вий» для читательского дневника (н.в. гоголь)

Повесть «Вий» Николая Гоголя была опубликована в 1835 году, вошла в сборник писателя «Миргород».

Описание книги для читательского дневника

Николай Васильевич Гоголь
Название произведения: «Вий»
Жанр: повесть
Год написания: 1835
Издательство: АмфораГод издания: 2011

Главные герои и их краткая характеристика

Хома Брут — семинарист, которого «оседлала» ведьма. Ему и было суждено читать молитвы над усопшей панночкой.
Панночка — молодая красавица, знавшаяся с чертовщиной и умершая при странных обстоятельствах. Она богата, дочь сотника.

Сотник — отец панночки-ведьмы.
Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

Вий — персонаж славянской мифологии, убивавший взглядом и имевший тяжелые веки.

Время и место действия

Действия повести происходят в первой половине XIX века, на Украине, в одном из хуторов, расположенным неподалеку от Киева.

Краткое содержание и сюжет

Трое юных семинаристов по дороге домой останавливаются на ночлег в одном хуторов, расположенных под Киевом. Одного из них, Хому Брута, старая хозяйка укладывает в сарае. Ночью она седлает юношу, чтобы отправиться верхом на шабаш. Однако парень не теряется, и убивает старую ведьму, которая неожиданно превращается в юную красавицу.

Утром к Хоме приходят люди с поручением от богатого сотника, чья дочь скоропостижно скончалась ночью. Последним ее желанием было, чтобы над гробом три ночи подряд читал псалтырь киевский семинарист Хома Брут. К своему ужасу юноша узнает в умершей панночке ту самую ведьму, которую он убил накануне.

Вечером Хому отводят в маленькую темную церковь, и запирают за ним дверь. Неожиданно мертвая панночка встает из гроба и направляется к Хоме. В страхе он очерчивает вокруг себя круг, и принимается горячо шептать молитвы. Панночка бродит по церкви в попытке найти Хому, но очерченный круг надежно защищает юношу от злых сил.

Следующей ночью история повторяется. Ведьма читает страшное заклинание, чтобы добраться до семинариста, но безуспешно. За одну ночь Хома седеет, и превращается в старика.

На третью ночь ведьме удается вызвать в церковь несметное полчище чудищ. Самым жутким среди них является Вий. Он просит поднять ему веки и указывает на Хому. Вся нечисть тут же бросается на юношу, и он умирает.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Судьба сталкивает семинариста со страшной ведьмой. Он убивает ее, но в отместку вынужден три ночи подряд читать над ее гробом молитвы, и в итоге погибает страшной смертью.

План пересказа

  • Молодые семинаристы-философы Халява, Хома Брут и Тиберий закончили бурсу.
  • В одиноком хуторе у старушки стали на ночлег.
  • Ночью пришла к Хоме ведьма и стала на нем  кататься.
  • Он ее избил до смерти и она превратилась в молодую красивую панночку.
  • Пан просит Хому молиться над гробом дочери — панночки (как раз, которую он убил)
  • Хома молится три ночи — каждую ночь ему все страшнее.
  • На третью ночь Хома умер.

Основная мысль

Важно знать, как противостоять силам тьмы – не стоит бояться, следует иметь веру в сердце и слушать свой внутренний голос.

Чему учит

Повесть учит нас не боятся, верить в себя в любых обстоятельствах, что не нужно иди сразу на любое дело, нужно его обдумать прежде чем сделать решение.

Отзыв и что понравилось

Гоголь описывает жутковатую историю, где ведьма летает в гробу, призывая на помощь силы тьмы, а Хома в ужасе творит молитвы и заклинания. Читать об этом интересно, но страшно.

Вывод и мое мнение

Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.

Пословицы

  • Мужик лишь пиво заварил, а уж черт с ведром.
  • Связался с чертом — пеняй на себя.
  • Черт во что ни нарядится — все чертом останется.

Словарь новых и незнакомых слов

Бурсак — учащийся в бурсе – в духовной семинарии или в училище.
Богослов — преподаватель дисциплины, в основе которой лежит изучение, обоснование знаний о Боге.
Дискант — высокий певческий детский голос.
Галушки — национальное украинское блюдо, кусочки теста, отваренные в воде.
Царедворец — придворный, человек, занимающий должность при царском дворе.

Краткое содержание Гоголь Вий для читательского дневника

Год: 1835   Жанр: повесть

Главные герои: Хома Брут и панночка

Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом, пытаясь вырваться из-под её чар.

Позже его заставили читать молитвы над телом панночки, но, как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний.

В последнюю ночь ведьма призвала Вия, направившего на уже поседевшего парня всю свою свору, и от страха Хома умер на месте.

Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.

Читать краткое содержание Вий Гоголя (читается за 2 минуты)

С первого месяца лета начинались каникулы, и семинаристы отправлялись по домам. Огромной толпой шли они по полям, свалив в мешок еды. Потихоньку все разбредались по своим домам, и толпа становилась всё меньше.

И вот остались по дороге 3 бурсака: Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Запасы еды кончились, так что ребята решили завернуть в деревушку. Но, сойдя с дороги, они заблудились. Вскоре они увидели хутор.

Постучались в первый дом и упросили хозяйку-старуху впустить их на ночлег.

Философ лёг спать, как вдруг вошла к нему старуха: глаза блестят, руки в разные стороны. Испугался парень, хотел бежать, но понял, что не может пошевелить руками и ногами. Старуха села к нему на спину и поскакала на нём, как на коне. Понял философ, что это ведьма.

Начал Хома произносить все известные ему молитвы, ведьма ослабила хватку, а скачки стали медленнее. Сумел он выскочить из-под старухи, забрался на её спину, схватил полено по дороге и начал бить им по спине её. Старуха ослабла и упала на землю. Заглянул ей в лицо Хома – а там красавица с глазами, полными слёз.

Жалость охватила парня, и в мрачном расположении духа он решил поспешить в Киев.

По городу пошли слухи о дочери одного сотника: пришла с прогулки вся в синяках, сейчас при смерти и желает, чтобы молитвы у гроба читал семинарист Хома Брут. Узнав об этом, Хома выбежал из семинарии, прыгнул к козакам в бричку и отправился с ними в путь. Ночью подъехали они к хутору и решили остаться на ночлег.

Оглядел Хома окрестности и понял, что это хутор сотника. Решил бежать, но его остановили, сказав, что сотник ждёт философа у себя. Бурсак пытался объяснить, что он часто грешил, и не ему пристало молиться у тела девушки.

Сотник пригрозил, что если парень откажется – ему несдобровать, ну а если исполнит последнее пожелание панночки – будет ему награда.

Бурсак решил потерпеть три дня и прочесть все молитвы. На умершую посмотреть он не решился. Стало очень тихо, и Хома заметил, что сотник уже ушёл. Медленно, испуганно он повернул голову и взглянул на девушку. Его охватил ужас: это была та самая ведьма! Она лежала совсем как живая, поражая своей красотой.

Солнце садилось, и гроб с мёртвой понесли в церковь. После все отправились на ужин. Люди начали шептаться, что панночка была ведьмой. Спирид решил рассказать Хоме про Микиту. То ли он сам влюбился, что ли панночка очаровала, но с тех пор всё валилось у Микиты из рук.

Пришла к нему как-то девушка, да спросила: «Можно на тебя положить ножку?». Влюблённый обрадовался, схватил ее за обе ноги и поскакал как конь. Вернулся он еле живой. Прошло какое-то время, и нашли вместо него лишь горстку золы.

Потом Дорош рассказал про то, как панночка, обратившись собакой, проникла в дом и искусала до смерти ребёнка.

Наступила ночь, и Хоме предстояло отправиться в церковь. Взглянув на панночку, он поразился её красоте и вдруг увидел, как на её щеке застыла капля крови.

Парень начал читать молитвы, как вдруг мёртвая встала и начала бродить по церкви с закрытыми глазами и раскинутыми руками. Хома понял, что она ищет его, и начертил вокруг себя круг. За черту, им проведённую, панночка пройти не смогла.

Постояв у круга, панночка в ярости легла обратно в гроб, который начал быстро летать по церкви. Тут запел петух, и крышка гроба захлопнулась.

Наступила вторая ночь, и бурсака снов заперли одного в церкви. Он сразу же очертил вокруг себя круг и сел читать молитвы. Когда Хома поднял глаз, оказалось, что панночка стоит уже у самой черты круга. Она всё не могла поймать философа и начала читать страшные заклинания. От её бессвязных слов поднялся шум и грохот, но вновь запел петух. За эту ночь у парня поседели волосы.

В третью ночь Хома сразу начертил круг и начал читать. Ведьма принялась произносить проклятия. В церкви заметалась всякая нечисть, и панночка взвизгнула: «Приведите Вия!».

К ним вышел грузный человек с опущенными до пола веками, все руки были в земле, а лицо – железное. Вий громогласно попросил поднять ему веки. Не стерпел Хома и взглянул на него. Вий сразу же закричал, показав всем, где находится Хома.

Все мигом бросились на бедного философа, и помер он от страха в ту же секунду.

«Вий» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Вий», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Мистическая повесть «Вий» Николая Васильевича Гоголя впервые была опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году. Названо произведение по имени демонического существа, «начальника гномов», о котором говорится в восточнославянской мифологии. Автор в примечании указал, что «вся эта повесть есть народное предание».

Главный герой повести

  • Хома Брут — неунывающий парень весёлого нрава, но трусливый. В семинарии изучал философию.

Другие персонажи

  • Богослов Халява и ритор Тиберий Горобец — семинаристы, путешествовавшие с Хомой Брутом по хуторам и сёлам.
  • Панночка (ведьма) — дочь богатого сотника, знавшаяся с нечистой силой и вредящая жителям селения.
  • Сотник — отец панночки, богатый, с крутым нравом человек.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Три студента киевской семинарии решили в каникулы отправиться по сёлам и хуторам, чтобы заработать пропитание с помощью духовных песнопений. В дороге они заблудились и попросились на ночлег в отдалённом хуторе. Одному из семинаристов, Хоме Бруту, старая хозяйка отвела место для ночлега в хлеву.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое подвиг»

Когда он готовился ко сну, неожиданно пришла старуха, вскочила на него и поскакала по буеракам и полям. Хома стал читать молитвы и понял, что ведьминские чары стали слабеть. С помощью одной из молитв Хома сам сумел вскочить на старуху и стал погонять, охаживая её поленом.

К утру чары ведьмы развеялись, и она превратилась в прекрасную панночку, которая в изнеможении упала на землю.

Хома был так потрясён ночным происшествием, что решил вернуться в бурсу (общежитие семинаристов) и провести там каникулы. Через некоторое время ректор послал его к богатому сотнику для чтения молитв над его умирающей дочерью. Чувствуя, что это связано как-то с его недавним приключением на хуторе, Хома хотел отвертеться от поручения, но это у него не получилось.

Слуги сотника заперли Хому на ночь в церкви с умершей дочерью своего хозяина. Бурсак начал читать молитвы и, посмотрев на панночку, понял, что это она была на хуторе. Читал молитвы Хомы в течение трёх ночей.  Первую ночь покойница выбралась из гроба и стала искать Хому, но он очертил мелом круг вокруг себя, поэтому нечистая сила ничего не могла ему сделать.

На следующую ночь ведьма летала по церкви в гробу и пыталась прорваться через круг. Наутро ведьма наложила на него заклятие, улеглась в гроб, и Хома вышел из церкви седым.

Третья ночь была самая страшная: набилась в церковь нечисть, искала бурсака. Чтобы увидеть его, привели Вия — существо с железным лицом и веками до земли. Чтобы Вий сумел глянуть, ему подняли веки.

Хома чувствовал, что не надо смотреть чудищу в глаза, но не выдержал и взглянул. Вий указал на него пальцем, и нечисть кинулась на бурсака. Хома Брут погиб перед последним петушиным криком, который означал начало утра. Кинулась нечисть из церкви, но застряла в дверях и окнах.

Два бурсака, обсуждая смерть своего друга, утверждали, что он спасся бы, если бы не испугался и не посмотрел в глаза Вия.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Когда в Киеве утром начинал звонить семинарский колокол, спешили со всего города на занятия в семинарию риторы, грамматики, богословы и философы. Все эти учащиеся любили устраивать бои между собой.

В праздники ходили по домам с вертепами или разыгрывать комедии. Все они были бедны, но прожорливы.

Так как пожертвования зажиточных людей на их содержание были недостаточны, учащимся приходилось «опустошать чужие огороды».

В июне большая дорога была усеяна семинаристами, которых отпустили домой. Богословы и философы отправлялись учить детей зажиточных людей. Завидев хутор, школяры останавливались перед ними и начинали петь кант. Хозяева за это щедро оделяли их продуктами.

Однажды вечером во время такого странствия три бурсака, богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, свернули с дороги, чтобы найти хутор и запастись там провиантом. Уже была ночь, а хутора они так и не нашли. Наконец добрели до небольшого хуторка, во дворе которого стояло много возов.

Старуха, хозяйка хутора, отказала бурсакам в ночлеге, сказав, что нет места, так как много постояльцев. Но они уговорили её. Старуха разместила их в разных местах. Хоме Бруту достался для ночлега пустой хлев. Только он собрался заснуть, как в хлев зашла старуха и стала молча ловить его.

Глаза её сверкали, философу стало страшно, он почувствовал, что не может двигаться и говорить. Старуха вскочила Хоме на спину, ударила его по боку метлой, и он поскакал, как конь. Понял тогда философ, что это ведьма. Нёсся он во всю прыть и пытался припомнить молитвы и заклятия против духов.

От этого ведьма стала слабее держаться на его спине. Хома изловчился и сам вскочил к ней на спину. Старуха побежала так быстро, что Хома едва переводил дух. Он схватил полено, лежавшее на дороге, и стал им колотить ведьму.

Та начала угрожающе вопить, но затем крики её становились слабее, затем стали совсем тихими, и ведьма упала на землю.

Хома увидел, что перед ним лежит красавица, стонет, а глаза её полны слёз. Бурсак испугался и во весь дух пустился бежать. Он не хотел больше ходить по хуторам и пошел в Киев. В бурсе (то есть общежитии семинаристов) никого не было. Не нашёл там философ ни куска съестного. Тогда он свёл на рынке знакомство с вдовой-торговкой, которая его накормила досыта.

Появились везде слухи, что у богатого сотника, живущего недалеко от Киева, дочь возвратилась домой избитая и пожелала, чтобы после её смерти отходную по ней и молитвы три ночи читал семинарист Хома Брут. Ректор велел Хоме отправиться к сотнику.

У философа появилось нехорошее предчувствие, и он отказался ехать. Тогда ректор пригрозил ему расправой.

Когда Хома увидел, что к сотнику его повезут шесть здоровенных казаков, то понял, что сбежать ему не удастся, и философски рассудил, что «чему быть, тому не миновать!»

По дороге казаки остановились в шинке и устроили пирушку. Так как Хома тоже в ней участвовал, то, когда подвыпившие казаки хотели его отпустить, от опьянения ноги его стали как деревянные. Только ночью казаки с философом доехали до хутора сотника.

Утром все в доме переполошились: умерла панночка. Когда Хома хотел убежать в поле, его перехватил казак и сказал идти к пану. Сотнику философ сказал, что лучше бы он позвал дьякона или дьяка.

Но тот ответил, что исполнит дочкину просьбу и Хома должен три ночи читать над нею молитвы. За это пан обещал его наградить, а если откажется читать молитвы, то пожалеет об этом. Хома понял, что придётся подчиниться.

Когда сотник привёл его к умершей дочери, Хома узнал в ней ведьму.

Во время ужина казаки стали говорить, что панночка зналась с нечистым, что сама была ведьмой. Хома узнал о том, как она вредила селянам и даже погубила младенца и его мать.

Затем казаки привели Хому в церковь и заперли там. Философ решил, что бояться ему нечего, так как от мертвецов у него есть сильные молитвы. Он осветил церковь свечами и подошёл к гробу.

Прекрасное лицо панночки казалось живым. Хома стал читать молитвы, но они не помогли — ведьма встала и начала с закрытыми глазами ловить Хому.

Он начертил круг около себя и стал читать молитвы против ведьм и нечистых духов.

Ведьма не смогла переступить через круг. Она открыла глаза, но Хому не увидела и стала его искать в другой стороне. Наконец легла в гроб, и он стал летать по церкви, но не мог проникнуть через круг и грянулся на пол. Ведьма хотела встать, но послышался крик петуха, она легла, гроб захлопнулся крышкой.

На заре Хому пришли сменить дьячок и церковный староста. Философ до обеда поспал, а когда проснулся, то ночное происшествие показалось ему сном. Днём он гулял по селению, перезнакомился с жителями, но к вечеру стал задумчивее.

Когда казак отвёл Хому в церковь, философ сразу очертил вокруг себя круг и решил смотреть только в книгу. Но всё-таки поднял глаза и увидел, что ведьма уже стоит у самой черты и говорит какие-то заклинания.

Несметная сила стала шумно биться в церковь, но послышался крик петуха, и стало тихо. После этой ночи Хома поседел. Он сказал сотнику, что не может больше читать молитвы, но тот пригрозил за отказ погубить его.

Побег тоже Хоме не удался, его поймали.

На третью ночь философ снова очертил около себя круг, но это не помогло ему. Ведьма творила заклинания, в церковь ворвались чудовища и стали искать Хому, но не видели его. Тогда ведьма велела привести Вия.

Пришёл Вий, веки его были опущены до земли, а лицо железное. Чудовища подняли ему веки. Философ не хотел смотреть на него, но не вытерпел и взглянул.

Вий увидел Хому, указал на него, и вся нечисть кинулась на философа, который упал и умер от страха.

Раздался крик петуха — это был уже второй, первый духи не заметили. Испугались они и ринулись из церкви, но завязли в окнах и дверях. Священник, пришедший служить панихиду, не стал этого делать. С тех пор так и стоит церковь с чудовищами, завязнувшими в окнах и дверях. Она обросла лесом, и никто сейчас не найдёт к ней дороги.

Слухи о том, что произошло с Хомой, дошли до Киева. Его товарищи, обсуждая это, решили, что погиб он от страха. Они считали, что не надо было бояться, «тогда бы ведьма ничего не могла с ним сделать».

Заключение к краткому пересказу

Тема повести Н. В. Гоголя «Вий» — мистика в народных преданиях малороссиян.

Некоторые литературные критики считали, что в этом произведении идеи нет, поскольку автор не придал народному преданию смысл. Возможно, идея «зашифрована» и проявляется лишь в подтексте и символических образах.

Можно сказать, что идея этой повести такова: чтобы успешно противостоять нечисти нужно быть смелым.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание повести «Вий» Н. В. Гоголя

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Вия» по главам. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835). Представленный пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».
  • Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Другие персонажи:

  • Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.
  • Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

«Вий» очень краткое содержание

Н. В. Гоголь «Вий» краткое содержание для читательского дневника:

Трое семинаристов отправились домой на вакации, по дороге попросились заночевать в одной деревне. Хозяйка, старая и страшная бабка, уложила Хому в сарае, а ночью пришла к нему, оседлала и отправилась на шабаш. Храбрый парень сумел справиться с ведьмой, но когда она умирала, то превратилась в юную красавицу.

А наутро за ним пришли от воеводы с требованием, чтобы Хома читал псалтырь у гроба внезапно умершей дочери пана в течение трех ночей.

Когда парень остался в темной церкви ночью наедине с панночкой, лежащей в гробу, он очень испугался. Как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть.

Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний. Потом она позвала на помощь всю нечисть, и, в конце концов, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые одолели юношу.

Вывод:

Читайте также:  Кратчайшая биография А. П. Чехова

Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.

Это интересно: Повесть «Шинель» была впервые опубликована в 1843 году. Для детального ознакомления с сутью произведения предлагаем прочитать краткое содержание «Шинели» Гоголя. Она рассказывает о жизни «маленького человека» в обществе. Он всем безразличен, но искренне любит свою маленькую должность. Лишь одно обстоятельство выдергивает его из привычного уклада жизни: покупка новой шинели.

Короткий пересказ «Вий»

Краткое содержание «Вий» Гоголь:

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха.

Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает.

Со скоростью молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг.

Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери.

Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма.

Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него.

Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Главная мысль:

Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Для более глубокого понимания повести Гоголя «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести.

Сюжет повести «Вий» Гоголь

«Вий» Гоголь краткое содержание произведения:

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны.

Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом.

Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих».

Хома понял, что старуха ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков.

По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу.

В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб.

Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга.

«Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем».

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте».

Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь.

Наконец вдали послышался крик петуха, и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель и в церковь влетела «несметная сила чудовищ».

По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!».

Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!», и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута.

«Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».

Заключение

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Сборник из четырёх повестей, основанных на украинском фольклоре, позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Цикл «Миргород» Гоголь написал в 1835 году.

Видео краткое содержание Вий

Краткое содержание повести «Вий» для читательского дневника расскажет жуткую историю о встрече парубка с ведьмой в образе прелестной панночки.

Гоголь – Вий: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по повести «Вий» Гоголя

В Киевской семинарии наступили летние вакансии (каникулы) и бурсаков отпустили по домам. Еду и горилку в дороге им подают сердобольные хуторяне, любившие послушать духовные песни.

Три приятеля: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор (ученик помладше) Тиберий Горобець к ночи заблудились. И пришлось бы оголодавшим бурсакам ночевать в степи – да вдали показался хуторок. Хозяйкой хаты оказалась бабуся в тулупе.

Постояльцев у нее и так было хоть отбавляй, но она пустила и бурсаков. Правда, положила их в разных местах. Хому, к примеру, в хлеву. Только он прикорнул, как вошла бабуся. И так она тянула к нему руки, что решил бурсак, что приглянулся ей.

Встретил он ее жуткий взгляд – и обмяк. Бабуся оседлала парня, огрела его метлой и на нем, как на коне, поднялась в воздух. «Эге, да это ведьма».

Он молился, заклинал нечистую силу – и старуха ослабила хватку. Хома сбросил ведьму, вскочил ей самой на спину, и избил почти до смерти поленом. На рассвете разглядел злодейку и обомлел: перед ним, умываясь слезами, лежала девушка небывалой, сверкающей красоты. Хома и домой передумал идти – кинулся обратно в Киев.

Читайте также:  Основная идея повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

Там его обрадовал ректор: один богатый сотник хочет исполнить последнюю волю своей умирающей дочки. А воля ее в том, чтобы отходную молитву по ней и все положенные после смерти молитвы читал киевский бурсак Хома Брут. Хотел парень отказаться и даже бежать, но за ним зорко следили. Козаки усадили его в экипаж и тронулись в путь.

Отходную читать не пришлось: панночка скончалась. Сотник выпытывал у философа, где тот свел знакомство с его дочкой. Тот уверял, что впервые о ней слышит. Отец повел его в комнату, где покоилась умершая. Как живая, лежала перед ним красавица. Хома признал в ней ведьму – ту самую, которую он собственноручно убил.

Обещанные червонцы больше не прельщали Хому. А от козаков он узнал, как погиб влюбленный в панночку-ведьму парень, как она, словно упырь, пила кровь младенца. К ночи козаки заперли философа в деревянной церквушке. Лицо покойницы притягивало его, и Хома невольно посматривал на нее.

Страшная мысль шевелилась в нем: «Что, если встанет она?» И мертвая приподнялась в гробу, а после, не открывая глаз, вытянув руки, пошла к философу. Он едва успел очертить вокруг себя круг (такой совет ему дал в свое время один монах). Под чтение молитв ведьма, стуча зубами, силится переступить черту, потом летает в гробе по храму.

Под крик петуха, распугивающего нечисть, труп укладывается в гроб.

На вторую ночь Хома думает ни на что не обращать внимания и дотерпеть до утра. Мертвая встала у круга и в ответ на молитвы захрипела заклинания. В церкви поднялась буря, как от крыльев невидимых птиц. Грозная сила ломилась с улицы.

И вновь Хому выручил крик петуха. Утром поседевший от страха Хома объявил пану сотнику, что дочь его – сущая ведьма и третью ночь он читать по ней не будет. Тот рассердился и хотел выпороть бурсака. Побег его тоже не удался: поймали.

В последнюю ночь в мертвой тишине треснула крышка гроба, и посиневшая ведьма завизжала, вызывая нечистую силу. Двери распахнулись – и церковь наполнилась чудовищами. Философ лишь твердил «как попало молитвы».

Панночка потребовала привести Вия. Тяжело ступая, вошел в церковь некий приземистый, весь в комьях земли, человек с лицом из железа. Его «длинные веки опущены были до земли». Чудовище требует поднять себе веки.

Философ не вытерпел и встретился с ним взглядом.

Вий указал на него пальцем. Нечисть пересекла заветную черту, но Хома уже испустил дух от страха. Второй раз прокричал петух: первый крик в эту ночь не имел силы. Бегущие чудовища застряли в окнах и дверях. Оскверненный храм был позабыт людьми.

В Киеве Халява (теперь звонарь) и Горобец (уже философ) за кружкой хмельного поминают Хому, которого сгубил страх.

Читательский дневник по повести «Вий» Гоголя

Сюжет

Три киевских бурсака из семинарии спешат домой на каникулы. На хуторе богослова Халяву, философа Хому Брута и ритора Тиберия Горобца на ночевку берет старуха. Ночью она приходит в хлев к Хоме и скачет на нем, как на коне, в небо.

От молитв ее сила слабеет, Хома сам хватает ведьму и бьет изо всех сил поленом. Только это уже не старуха, а молодая красавица. Перед смертью она просит отца, чтобы о ее душе три дня молился именно Хома. Того запирают в церкви. Хома в круге на полу читает молитвы.

Ведьма не может его ни увидеть, ни пересечь черту. Крик петуха разгоняет наваждение. На вторую ночь круг осаждают чудовища. На третью приходит Вий, начальник гномов, способный увидеть Хому. Ему поднимают веки – Хома смотрит на него.

Чудовища хотят его растерзать, но Хома уже мертв от страха. Петушиный крик гонит бесовскую силу прочь.

Отзыв

Колоритные картины украинской жизни того времени, яркие описания природы, контраст добра и зла, фантастического и бытового мира, суеверий и веры, трагического и комического. «Говорящие» имена главных героев. Страх и слабость духа как причина гибели. Тема ответственности за свои поступки.

«Вий» Н. В. Гоголь Кратко

Вий – повесть Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Миргород». Это мистическое произведение можно уверенно назвать предтечей фильма ужасов. Кстати, эту повесть несколько раз экранизировали (получился единственный в Советском Союзе ужастик).

Очень краткий пересказ повести «Вий»

Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку.

После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд.

Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  • Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  • Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Вий» подробно по главам

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.

Глава 2

Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».

Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.

Глава 3

Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы.

Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку.

Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.

Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.

Глава 4

По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.

Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы.

Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб.

И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.

Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал.

Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы.

Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.

Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось служить. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия.

Пришёл ужасный человек, невысокого роста, ступавший по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище.

Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.

Кратко об истории произведения «Вий»

Говоря об истории этой жуткой повести, стоит вспомнить балладу Жуковского «Старушка» («Баллада о том, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди»).

Именно там была умершая ведьма, служение над гробов в течение трёх ночей, появление на третью ночь нечисти и катастрофа.

Причём изначально в названии баллады старушка была родом из Киева, что отсылало к малороссийскому фольклору.

Ссылка на основную публикацию