Краткий анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Меню статьи:

Лев Толстой – достаточно плодовитый автор.

Сегодня известно около ста семидесяти четырех произведений русского писателя – романы и повести, дневники и письма, публицистика, рассказы для детей и драматические тексты, оконченные и неоконченные сочинения.

Одна из таких повестей – «Хаджи Мурат». Как и остальные произведения Толстого, этот текст тоже несет на себе отпечаток масштабной литературной работы, проделанной автором.

Лев Толстой в странствиях: Кавказ

Само название анализируемого произведения – «Хаджи-Мурат» – заставляет нас обратиться к Востоку, в такой его репрезентации, как Кавказ. Эта местность сыграла важную роль в творческой эволюции писателя.

Период пребывания на Кавказе охватил лишь короткий период жизни нашего автора, однако в течение этих двух с половиной лет Толстой успел создать значимые для своей творческой биографии произведения.

Некоторые исследователи наследия Толстого и литературоведы даже приходят к мнению, что отсюда буквально начинается тот Толстой, которого мы знаем. Здесь также родились многие идеи, которые писатель воплотил намного позже, уже вернувшись в родные края.

В зрелые годы, в литературной известности автор часто вспоминал свою жизнь на Кавказе. Здесь для Толстого осталось одиночество и несчастье, однако именно здесь писатель стал думать так, как только один раз в жизни люди имеют силу думать…

Это было, как потом вспоминал Толстой, «мучительное и хорошее время», потому что именно в этот период писатель достиг тех высот мысли, до каких потом больше не доходил:

И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением…

Когда это началось? Представим – 1851 год. Писателю исполнилось двадцать три года. Что такое молодость? Легкая рассеянность и ветреность, жизнь в окружении подобных себе – аристократов, таких же молодых и ветреных. Толстой не скрывал, что молодость прошла очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели…

«После бала» – это рассказ, который писатель написал в 1903 году. Однако произведение дошло до читателей только в 1911-м. Толстой вдохновлялся реально произошедшими событиями. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием.

Такая жизнь не удовлетворяла писателя. Видимо, Толстой осознавал, что способен на большее. Тогда Лев Николаевич принимает решение: с растратой сил пока заканчивать. И уезжает на Кавказ.

Туда писатель отправился не один, с в компании брата – Николая, служившего тогда в артиллерийских войсках. Бригада Николая тогда квартировалась около Кизляра.

Скоро долгое путешествие наградило будущего писателя, ведь что, кроме восторга, вызывает Кавказ! Радость, удивление, вдохновение – таковы первые впечатления Толстого. Природа гор величественна и прекрасна.

Описания этих краев мы встречаем не только в «Хаджи-Мурате», но и в другом произведении писателя – «Кавказ». Сперва непривычная местность кажется приезжему человеку сном, однако потом дороги, станицы, наконец, сам кавказский народ предстает во плоти.

Кавказ из «Хаджи-Мурата»

Что ж, теперь обратимся к тому образу Кавказа, который писатель представляет в нашей повести. С радостью и большим удовольствием Лев Николаевич уезжает из Москвы. Молодость, надежды, полнота сил – таков Толстой в это время, однако это не помешало писателю хлебнуть и долю разочарования.

Вопрос, который беспокоит Толстого – куда деть себя, свои силы и энергию? Ответ юноша пытается найти в далях неведомого Кавказа. Что такое Кавказ XIX-го века, по крайней мере, первой половины столетия? Это арена ожесточенных и кровавых боев. Туда нередко ссылают прогрессивных и мыслящих – опасно для имперского устоя и порядка того времени – людей.

Так здесь оказывается Лермонтов – видный русский поэт, а также многие из тех, кого называют декабристами. Необычайная природа Кавказа привлекала не только Толстого. На этот край – в свое время – обратили внимание и другие литераторы, например, Пушкин.

Местному населению не нравилось обилие русских на этих землях, поэтому кавказцы отчаянно боролись против чужаков здесь. И эта борьба с каждым годом становилась все ожесточеннее.

Впрочем, Лев Николаевич уверен: война, которую ведет Российская империя, – это справедливая война. Горцы же – жестокий и дикий народ, основной метод которых – насилие. Бойни казаков и горцев – нормальное, каждодневное явление.

Солдаты привыкли к тревогам и постоянному чувству опасности. Русские командиры организовывали походы против кавказцев, нападали на крепости местного народа. В письмах Толстой говорил: “Я ожидал, что край этот красив, а оказалось, что вовсе нет. Так как станица расположена в низине, то нет дальних видов…”

До поездки на Кавказ Толстой считал, что это край романтических видов, как о том писал Марлинский. Однако этого здесь не нашлось. Вместо этого писатель столкнулся с жестокой действительностью, о которой писал: “Мы здесь, живем в палатках, но так как погода прекрасная и я понемногу привыкаю к этим условиям, мне хорошо.

Здесь чудесные виды, начиная с той местности, где самые источники; огромная каменная гора, камни громоздятся друг на друга; иные, оторвавшись, составляют как бы гроты, другие висят на большой высоте, пересекаемые потоками горячей воды, которые с грохотом срываются в иных местах и застилают, особенно по утрам, верхнюю часть горы белым паром, непрерывно поднимающимся от этой кипящей воды. Вода до такой степени горяча, что яйца свариваются (вкрутую) в три минуты. В овраге на главном потоке стоят три мельницы одна над другой. Они строятся здесь совсем особенным образом и очень живописны. Весь день татарки приходят стирать белье и над мельницами и под ними… Женщины в большинстве красивы и хорошо сложены. Восточный их наряд прелестен, хотя и беден…

Наташа Ростова – одна из центральных персонажей эпопеи «Война и мир». Образ Наташи Ростовой в восприятии читателя складывается постепенно – от главы к главе, от события к событию. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этой героини.

Стоит сказать, что большая часть воспоминаний писателя о Кавказе написана на французском языке. Вопреки одиночеству и непривычной обстановке, далекой от ощущения счастья, Толстому Кавказ, все же, полюбился.

После «Воскресенья»

Но странствия закончились, и Толстой оказался дома. Снова. Между тем, у писателя не было такого этапа в биографии, которое обычно обозначают «склоном лет». Последние десять лет Толстой непрестанно трудился.

Закончив глобальный – не по объему, но по содержанию – текст, названный «Воскресеньем», Толстой принялся искать новые идеи. Творческая сила в писателе – вечно молода. Так Лев Николаевич пришел к замыслу о создании «Хаджи-Мурата».

Работа над произведением длилась с 1896-го по 1904-й год.

Краткий анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Кто же такой Хаджи-Мурат? Это имя человека, который действительно существовал в истории. Герой – храбрый, смелый воин. В период с 1834-го до 1836-й год Хаджи даже возглавлял Аварское ханство. До этого герой служил наибом, то есть уполномоченным Шамиля.

Случилось так, что – согласно истории – в то время, когда Толстой гостил на Кавказе, Хаджи переметнулся на сторону Российской империи.

После этого герой бежал в горы, силясь спасти своих родственником, однако Шамиль, пленивший семью Хаджи-Мурата, поймал беглеца и казнил.

Толстого покорил образ этого героя. Поэтому писатель даже называл это произведение своим «увлечением». Что именно в Хаджи-Мурате привлекало Толстого? Конечно, сила, воля к жизни, энергичность и активность этого человека.

Кавказец отстаивал свою жизнь и свои права до самого конца. Спустя сорок пять лет после 1851-го года, когда и происходили эти события, писатель, наконец, взялся за перо, чтобы записать хроники тех лет. Работа, как мы знаем, началась в июле. Давайте почитаем, что именно натолкнуло писателя взяться за это дело:

Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет – ничего кроме черной земли – ни одной зеленой травки.

И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: одни сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, по все еще жив и в серединке краснеется. Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее…

Эти слова и послужили прологом к анализируемому нами тексту. Впоследствии Толстой писал в своем дневнике, что считал себя «молодцом», ведь работа над повестью одарила его энергией, силой, отвагой и гордостью, а, кроме того, и свободолюбием, свойственной кавказцам.

Образ Хаджи-Мурата

Итак, в произведении Толстой сделал акцент именно на тех эмоциях, которые мы подчеркнули выше. Но кроме этого, образ героя привлекал еще и своей простотой.

Происхождение Хаджи привлекало внимание как некий идеал: семья – небогата, но дружна с общество ханов. Юному Хаджи свойственно некое – похожее на детское – чистосердечие.

Это отражает и детскость улыбки героя, которая сохраняется даже на мертвом лице Хаджи.

Чтобы написать эту повесть, Толстой прочел и проработал множество источников. По некоторым сведениям мы знаем, что таких материалов было больше ста семидесяти. Однако ни одна из хроник не говорит об улыбке Хаджи – это дополнение самого Толстого.

Достоинства Хаджи, честь, храбрость соединяется с тем, что герой обаятелен и открыт. Кавказец умеет очаровать окружающих людей: так получается с молодым офицером по имени Бутлер, и персонажем Лорис-Меликовым, а также с простой женщиной Марьей Дмитриевной и другими.

Декабрьское письмо, отправленное Львом Николаевичем в 1851-м брату, говорит:

Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость…

Читайте также:  Э. Хемингуэй «Кошка под дождем»: краткое содержание и отзыв для читательского дневника

Но сорок пять лет спустя Толстой уже мыслил иначе. Писатель теперь отрицает войну, выступая противником всякого насилия и всякой бойни, потому что считает: каждый человека – брат для другого человека. Поэтому единственный правильный путь развития культуры – это путь мира. Война выгодна лишь вышестоящим.

На тот момент это были российский император и Шамиль, который таким образом вел свой джихад. Эти люди отличаются коварством, властолюбием, безнравственностью, деспотичностью… Хаджи-Мурат – жертва этих людей. Но не он один. Жертвой сделали и Петруху Авдеева – обычного русского солдата, полюбившего мюридов.

Единственная отрицательная черта Хаджи, которую подумывал приписать герою автор, связана с «обманом веры».

Название, издание и отзывы о произведении

Название произведения претерпело определенные трансформации. Например, сначала Толстой написал на титульной странице «Репей». Но потом изменил, и название превратилось в «Хазават». Наконец, 1896 год подарил тексту окончательную версию наименования. С тех пор произведение и называется «Хаджи-Муратом».

Краткий анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Вернемся ненадолго к образу Хаджи-Мурата. Мы говорили – выше – о том, что Толстой хотел разбавить общую положительность центрального персонажа негативной чертой «обмана веры».

Однако, в принципе, критики отмечают характерность некоего религиозного фанатизма для этого героя. Например, пять раз в день мусульманам положено совершать молитву, называемую намазом. Все это Хаджи исполняет в точности, как и другие предписания ислама.

То есть, отсюда мы делаем вывод, что герой, на самом деле, верен тому, что исповедует.

1903 год. В гости к Толстому пожаловал американский журналист – Джеймс Крилмен. В беседе с писателем, журналист получил отзыв самого Толстого о «Хаджи-Мурате». Давайте посмотрим, что сказал автор об этой повести:

Это – поэма о Кавказе, не проповедь. Центральная фигура – Хаджи-Мурат – народный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть …

Итак, текст Толстого преисполнен тонкого психологизма. Это чувствуется через образ главного действующего лица. Например, эту черту произведения отмечает Ч. Айтматов, который так отзывался о повести:

И Хаджи-Мурат, и его наибы выписаны так, что их видишь и веришь их реальному существованию. Мне довелось говорить с потомками Хаджи-Мурата, и они утверждают, что Толстой создал достоверный, точный характер. Как ему это удалось? Секрет, великая тайна художника. Это тайна огромного сердца Льва Толстого, владевшего пониманием «человека вообще»…

По прошествии более ста лет с момента первой публикации повести, критик и литературовед П.

Палиевский (в своем глобальном труде, посвященном теории литературы) пишет, что художественное произведение – это истинная, настоящая единица, клетка искусства.

Суть же этой клетки – законченное, самодостаточное, но одновременно развернутое в себе художественное целое. И такой вывод ученый делает именно на основании исследования этого текста Толстого.

Роль повести в глобальном литературном контексте

В повестях «Хаджи Мурат», «Рубка леса», «Из кавказских воспоминаний», рассказе «Набег» Лев Толстой глубоко и проникновенно обрисовал кавказскую войну как катастрофу древней цивилизации и как, говоря словами Ивана Дзюбы, своеобразный индикатор упадка нравственности российского общества. Находясь на Кавказе, Толстой написал текст «Рубки леса», в котором с документальной точностью воспроизвел картины Кавказской войны. Российские солдаты вырубают первобытные леса, чтобы в них не прятались татары, которые, в свою очередь, стреляют по россиянам из двух пушек. Писатель применяет прием так называемых фокализаций персонажей: сквозь оптику молодого человека, увидевшего войну, человека, которому открывается страшный мир, где люди убивают друг друга, разрушают гармонию целостного внутреннего мира человека и мира природы.

Краткий анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Показательным произведением в этом контексте является и анализируемая нами повесть. Рассказчик описывает ужасные картины завоевательной войны, поражающие читателя. Это, например, описание уничтожения чеченского села:

Садо, у которого останавливался Хаджи-Мурат, уходил с семьей в горы, когда русские подходили к аулу.

Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена.

Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади…

В «Хаджи-Мурате» с поистине замечательным художественным мастерством изображена фигура непокорного, свободолюбивого горца.

Читатель, безусловно, заметит, с какой нескрываемой симпатией относится к нему Толстой, и, кажется, будто писатель отказался от своей проповеди непротивления злу насилием и даже приветствует войну, сопротивление угнетению и насилию над волей и достоинством человека.

Читая «Хаджи-Мурата», вспоминаешь более автора «Казаков», чем автора поздних религиозно-философских трактатов. Поражает также благородная простота и строгость стиля и языка писателя. Повесть Льва Толстого, таким образом, пронизана антиколониальным пафосом.

Автор сатирическими красками рисует как Шамиля, создателя деспотического государства, так и царя Николая Первого, особенно в эпизоде, в котором с бесчеловечной жестокостью царь осуждает на страшную смерть молодого поляка. Не менее жестоким изображается и вождь кавказцев, расправляющийся с молодым аварцем – сыном Хаджи.

Толстой хаджи мурат главные герои. Анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат. История создания персонажа

  1. Хаджи-Мурат – наиб имама Шамиля
  2. Шамиль – имам, предводитель кавказских горцев,
  3. НиколайӀ – русский царь,
  4. ЧернышевАлександрИванович – военный министр России,
  5. МихаилСеменовичВороцов – главнокомандующий войск на Кавказе, наместник кавказский,
  6. СеменМихайловичВоронцов – флигель-адъютант, сын Михаила Воронцова,
  7. Элдар ,
    • Ханефи
    • Гамзало
    • Хан
    • Магома
    • мюридыХаджи
    • Мурата

    , , — – – ,

  8. Бутлеров ,
    1. Полтораций
    2. Лорис
    3. Меликов
    4. Панов
    5. Петров

    , — , , – русские офицеры,

  9. Авдеев ,

    Никитин

    ,

    Бондаренко

    – солдаты русской армии

  10. МарьяВасильевнаВоронцова – жена Семена Воронцова,
  11. МарьяДмитриевна – сожительница офицера Петрова,
  12. Садо – чеченец, житель аула Макхет и другие.

Автор видит на дороге репейник, поврежденный колесом телеги. Он поражается жизненной силе растения, которое покорежено, вывернуто, но не сдалось человеку. И, проводя параллель, он вспоминает историю Хаджи-Мурата, отчаянного храбреца.

Сюжет

Хаджи – Мурат разрывает отношения с имамом Шамилем и скрывается от его гнева в горном селении у чеченца Садо. Шамиль в отместку держит в качества аманатов — заложников семью Хаджи – Мурата и мечтает отомстить мятежному воину.

Когда в ауле узнают, что Хаджи-Мурат враждует с самим Шамилем, то они требуют у Садо изгнать своего гостя. Хаджи-Мурат вынужден покинуть негостеприимный аул и искать помощи у русских.

Он надеется, что с их помощью сможет освободить своих родных.

Через доверенных людей ему передают страшное известие, что Шамиль грозится вырезать глаза сыну и осквернить мать и жену Хаджи-Мурата, а русские не хотят портить отношения и вызволять чужую семью из плена, Хаджи-Мурат принимает решение действовать самостоятельно со своими нукерами.

Но его план терпит поражение: на одном из горных перевалом войско Шамиля окружают их и, хотя Хаджи-Мурат дрался до последнего, его берут в плен и убивают. Голову мятежника демонстрируют в русской крепости, где еще недавно он был гостем.

Чему учит?

«Хаджи-Мурат» учит нас тому, как важно ценить свою семью. Автор восхваляет смелость и благородство мужчины, который всегда приходит на выручку тем, кто от него зависит.

  Характеристика главных героев «Сказки о мёртвой царевне»

Повесть заставляет задуматься о том, для чего все-таки нужно государство? Оно предназначено для царя или для народов, проживающих на его территории? Увы, кавказская война демонстрирует Россию не для людей, а для монарха.

Ни Воронцову, ни солдатам, ни Хаджи-Мурату, ни Шамилю война не нужна. Ее продвигает один человек — царь, упивающийся собственной значимостью. Значит, общество должно стать более активным в решении государственных вопросов и не позволять лидерам использовать страну в своих эгоистических интересах.

Автор осуждает войну, показывает бессмысленность кровопролития и экспансионистских войн.

Вывод (мое мнение)

Войны приводят к тому, что страдают невиновные люди: женщины и дети. Только подлые трусы воюют посредством слабых, Хаджи-Мурат хочет спасти свою семью любыми путями, а Шамиль действует подло, удерживая его семью в плену.

  • Год:
  • 1912Жанр: повесть
  • Главные герои:
  • Хаджи-Мурат и Шамиль

Хаджи-Мурата – один из сильнейших чеченских воинов имама Шамиля. Он ведет борьбу с ним за освобождение своей семьи из плена. Любовь к родным вынудила его перейти на сторону врага – русских. Но недолго длилось их сотрудничество. Хаджи-Мурат понял, что от недруга ждать помощи не стоит, поэтому решает действовать самостоятельно, но силы неравны. В битве на рисовом поле герой погибает.

Произведение учит

, что семья – это самое важное и главное для человека. Только родные люди поймут и помогут в трудную минуту.

Анализ повести «Хаджи-Мурат» (Л.Н. Толстой)

Анализ произведения «Хаджи- Мурат» Л.Н. Толстой

Не так давно я прочла повесть “Хаджи- Мурат”, написанную Львом Николаевичем Толстым в тысяча восемьсот девяносто шестом году.

Повествование в данном произведении идет о Хаджи- Мурате- наибе имама Шамиля, действие же происходит в середине девятнадцатого века, то есть во время Кавказской войны.

Композицию повести составляют несколько идущих параллельно друг другу историй, способных поистине заинтересовать читателя своим содержанием. К слову, основа данного произведения абсолютно исторична.

Герой не просто нарисован Львом Николаевичем Толстым, как персонаж повести, он существовал в реальности.

И истории, происходящие с ним, реальны.

Хаджи- Мурат, руководствуясь своими принципами, сбежал из- под влияния Шамиля, спрятался в чеченской деревне. Но и там герой не мог оставаться долго, чтобы не попасться разгневанному имаму, ведь Хаджи- Мурат предал его, перейдя на сторону русских.

Теперь герой решает победить Шамиля, конечно же, опираясь на несколько сбежавших с ним же воинов и русскую силу. С этого момента в произведении появляется новый персонаж- Михаил Воронцов, управляющий местными войсками.

Они с Хаджи- Муратом подружились, однако доверия главный герой заслужить не успел.

Шамиль объявляет охоту на жену, мать и сына Хаджи- Мурата, которые находятся в плену у имама. Наш герой вступает в переговоры с Воронцовым старшим, уверяя, что если русские выкупят его семью, то он сможет поднять всех воинов Дагестана на войну против Шамиля.

Однако у Воронцова нет доверия к мужчине.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Многие нукеры, переведенные Хаджи- Муратом на сторону русских, такие, как, например, Гамзало и Хан- Магома, до сих пор покоряются имаму и ненавидят тех, чьими соратниками теперь являются.

Сам же Хаджи- Мурат просто подчиняется обстоятельствам, но по- настоящему не доверяет русским.

Он хитрый и достаточно расчетливый человек, хоть и улыбка его по- детски умиляющая и внушающая его собеседнику симпатию.

В один из моментов повести героя настигает отчаяние. Когда переговоры о выкупе не приносят никаких плодов, Хаджи- Мурат решает бежать на подконтрольную Шамилю территорию, чтобы либо освободить свою семью, либо быть убитым.

По условиям существования у русских людей, герой не может уезжать из аула без конвоя из горцев. Попытавшись все тщательно рассчитать, Хаджи- Мурат убивает их и пытается бежать к месту, где находится его семья, но по роковой случайности рисовые поля не дают сделать воину все вовремя, и погоня настигает его.

Головорезы отсекли голову знаменитого Хаджи- Мурата и пронесли по аулам, как трофей.

Мне, несмотря на жестокость и, в определенные моменты, безнравственность, описанные Львом Николаевичем Толстым, очень понравилось данное произведение. Оно поучительно для нас. Во- первых, в нем описаны как ужасающий характер военных действий, так и опасность разрозненных человеческих отношений для мирных граждан.

А во- вторых, произведения, имеющие под собой реальную основу, всегда помогают читателю через художественную литературу ближе познакомиться с историей своей страны и, ныне, братских нам народов.

Поэтому я смело могу порекомендовать к прочтению полноценное произведение, проникнуться отношением к описанной ситуации самого великого русского писателя- Льва Толстого.

Полезный материал по теме:

Характеристика героев повести "Хаджи-Мурат" – Толстой Л.Н

В произведении рассказывается об одном эпизоде Кавказской войны, которая длилась с 1817 по 1864 гг. Один из самых сложных периодов длился с 1834 по 1859 гг.

, когда сопротивление русским войскам возглавлял имам Шамиль, объявивший себя правителем земель на территории Чечни и Дагестана. В это время все атаки российских войск не приносили желаемого результата.

Только после пленения Шамиля наступил перелом в военных действиях. Продолжим анализ повести «Хаджи-Мурат».

Обязательно отметьте, что Хаджи-Мурат – реальное историческое лицо, наиб, правая рука Шамиля. О его отчаянной храбрости ходили легенды ещё при жизни. Толстой во время службы на Кавказе слышал историю о том, как Хаджи-Мурат перешёл на сторону русских. Эта история стала основой повести. Хотя краткое содержание «Хаджи-Мурат» поможет в целом понять суть, лучше прочитать произведение целиком.

Экранизации

Лев Толстой был не единственным деятелем искусства, которого впечатлили похождения Хаджи-Мурата. Режиссеры СССР, Турции и Италии создали кинопостановки по мотивам книги писателя. Первая экранизация – «Белый дьявол» – вышла в 1930 году в СССР. Режиссер Александр Волков пригласил на главную роль в фильме актера Ивана Мозжухина.

Кадр из фильма «Хаджи-Мурат — Белый Дьявол» (1959 год)

В 1959 году итальянец Рикардо Фреда снял киноленту «Хаджи-Мурат – белый дьявол» с участием Стива Ривза. В 1968 году одноименный проект создали в Турции. Главную роль в фильме исполнил Гюнейт Аркин. А в 1966 историческими событиями с участием Хаджи-Мурата заинтересовался . написал сценарий для картины, но фильм не был допущен к съемкам советской цензурой.

  • Работая над созданием повести, Лев Николаевич Толстой изучал огромное количество материалов. Он хотел достоверно передать характер и внешность воинственного героя, а также корректно описать реальные исторические факты. Для написания первого наброска писатель изучил более 5000 страниц записей и материалов. В повести отражены данные, которые он почерпнул из архивов и официальных документов.
  • Смелость и нрав Хаджи-Мурата покорили романтичного Толстого, и он даже пошел на контакт с родственником горца. Сын аварца Гулла в переписке поделился с писателем деталями жизни отца.
  • Толстой не стремился к изданию «Хаджи-Мурата» и не выпустил повесть при жизни. Таково было категоричное решение автора. После его смерти издали книгу под названием «Посмертные художественные произведения Л.Н. Толстого», в которую вошла повесть. Ее опубликовали в Москве в 1912 году, после внесения правок по правилам цензуры. В Берлине в том же году книгу издали без редактуры. Российские читатели впервые смогли полностью прочесть повесть в 1917 году.

Анализ образа главного героя в повести «Хаджи-Мурат»

Образ Хаджи-Мурата постепенно вырисовывается в повести. Изображая его портрет, Толстой неоднократно обращает внимание на одни и те же детали. Это был человек «внушительного вида», заранее вселявший трепет, так как все знали о его военных подвигах и бесстрашии.

Его внимательные, проницательные глаза спокойно и уверенно смотрели на собеседника. При этом в выражении его лица было что-то добродушное и детское. Неслучайно его улыбка понравилась Марье Васильевне Воронцовой.

Толстой подчёркивает, что даже в мёртвом лице Хаджи-Мурата, несмотря на все раны, было «детское доброе выражение».

Анализ повести «Хаджи-Мурат» показывает, что главный герой обладает качествами характера, внушающими уважение, как его соратникам, так и противникам. Он смел в бою, горд, независим, он успешный военачальник, умеющий управлять людьми. Воинственный горец с достоинством рассказывает, что не покорился Гамзату, когда вся Авария покорилась.

Для Хаджи-Мурата, как для любого горца, важна ответственность за семью. Шамиль убил его братьев, желая сломить волю Хаджи-Мурата и подчинить себе, но тот бежит и мечтает о мести.

Ведь задета его родовая гордость, он не может оставить в беде своих родных. Именно поэтому герой переходит к русским, надеясь с их помощью обменять свою семью на пленных горцев, а затем отомстить Шамилю.

Хаджи-Мурат мечтает стать правителем, получить власть над всем Дагестаном и Чечнёй.

Краткий анализ произведения Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Автором повести является Л.Н. Толстой, написавший немало известных книг. Его рукой были написаны популярные во всем мире: Анна Каренина, Война и мир, Детство. Отрочество. Юность. Внимание так же заслуживает повесть «Хаджи-Мурат», далее вкратце ознакомимся с основным сюжетом и событиями, которые происходят в данном шедевре.

Писатель медленно и необычно знакомит читателя с героями и сюжетом. Первые главы посвящены красоте российской природы, где посреди полей умерших растений все ещё произрастают одинокие кустарники. Эти представители природного мира вопреки всему продолжают жить. Растения заставляют рассказчика вспомнить старую «кавказскую историю».

В период войны на Кавказе (1851 год) Хаджи-Мурат прибывает в гости к чеченцу Садо. Садо знает, что имам Шамиль уже отдал приказ о поимке мятежника, но несмотря на это любезно принимает гостя. Оба героя решают организовать союз с русскими и отправляют переговорщика (мюрида).

  • Мюридизм – это направление в исламе, приверженцы мюридизма должны следовать указаниям своего духовного наставника, имама.

В первой половине произведения читателю рассказываются причины, из-за которых на главного героя организовывается смертельная охота.

После конфликта между Хаджи-Муратом и Шамилем, жителям всей Чечни приказывают не впускать мятежника в свои дома. В противном случае их казнят.

Принявший Хаджи-Мурата чеченец совершает храбрый и благородный поступок, укрывая в своем доме мятежника и не выдавая его противникам.

Далее автор описывает русскую крепость и живущих в ней людей. Отдельно читателя знакомят с князем Семёном Михайловичем Воронцовым и его супругой. Пара проживает в роскоши и богатстве, тем не менее жалуется на свою «тяжелую» жизнь. Именно в эту крепость, где простые и нищие люди наблюдают за жизнью княжеской семьи, отправляются представители Хаджи-Мурата

Пока мятежник находится в ожидании решение князя Семёна, местные жители узнают где прячется Хаджи-Мурат и решают помешать герою. Наибу приходится убегать от жителей Макета и скрываться в лесу вместе с мюридом Элдаром. Именно в лесу к наибу приходят сведения о том, что русские готовы поддержать мятежную сторону и помочь в сражении с Шамилем.

Хаджи-Мурат прибывает в указанное для встречи место, где его радушно встречают русские. Наиб обращает внимание на странную реакцию русских на свой визит, начинает меньше доверять князю и офицерам. Мятежник решает оставить своего представителя у Меллера, а затем послать его к руководителю левого фланга.

В повести автор одновременно рассказывает несколько сюжетных линий. В ответвлениях читателю описывают важные исторические события и образ жизни рядовых солдат. В произведении есть история про «весельчака Авдеева», который призывался на службу вместо родного брата. Писатель изображает Авдеева как настоящего героя, которого любил и жалел отец.

Старик считал сына отличным работником и не хотел отдавать его на службу. Все семейство скучало по солдату, увы письмо матери с прикрепленным рублем до него не доходит. П.Авдеев погибает в госпитале от полученных ранений и не успевает прочитать письмо. Для семьи героя, потеря является серьезным ударом.

Но, жена Авдеева не сильно горюет об утраченном супруге и вскоре ее брюхатит поручик.

Далее в произведении читателю рассказывают о главном командире воздвигающийся крепости Воронцовым Михаилом Семеновичем. Данный персонаж имеет европейское образование, на равных общается с нищими слоями населения и с уважением относиться к руководству.

Во время обеда князь Семён слушает истории о заслугах наиба. Ему нравится, что в его компании находится заслуженный воин самого Шамиля. Оба персонажа лицемерно общаются и князь приходит к выводу, что Хаджи-Мурату не стоит доверять и он навсегда останется врагом русских.

Мятежник тоже понимает, что необходимо быть осторожным при разговоре с князем. Оба персонажа стараются произносить фразы, которые положительно повлияют на исход их союза. В конце дискуссии мятежный воин сообщает свое главное требование, после выполнения которого он примет сторону русских.

Хаджи-Мурат требует освоить от плена свою семью.

Пока наиб знакомится с особенностями ручкой светской жизни, солдаты одерживают победу при битве за аул Махкет в 1852 году. Во время погромов были разрушены памятники и здания. После атаки, чеченцы разозлились на русских солдат из-за неподобающего отношения и попросили поддержки у Шамиля.

Когда имам узнает о местоположении своего бывшего воина, он требует чтобы Хаджи-Мурат лично прибыл к Шамилю до праздника байрама. Если наиб не сделает этого, его полный сын будет ослеплён, а над его супругой будут измываться чеченцы.

Вскоре Хаджи-Мурат оказывается в другой крепости, где он начинает тесно общаться с офицером Бутлером.

Главный герой с успехом служит новому царю и получает награды. Тем не менее, жизнь его близких остаётся под угрозой. Спустя некоторое время наиб приходит к выводу, что ему необходимо спасти свою семью самостоятельно. Хаджи-Мурат часто вспоминает о своих близких и скучает по родной земле. Русские в свою очередь только пользуются талантом и умениями мятежника и не выполняют его требование.

Ближе к развязке наиб сбегает в горы и планирует попасть в Ведено, где держат его сына и жену. В его распоряжении несколько верных воинов, но он понимает, что освободить своих близких будет не просто. Хаджи-Мурат не может содержатся и идёт на рискованный поступок.

Увы, герою не удается освободить свою семью. Со своими воинами Хаджи-Мурат вступает в битву с казаками на рисовом поле. Отряду не удается отбиться и переправится через реку. Сам мятежник получает смертельное ранение, но остаётся верным своим близким. Перед своей смертью Хаджи-Мурат вспоминает «теплые» времена и погибает с улыбкой на лице, думая о сыне и супруге.

Что случилось с Хаджи-Муратом

Однако его надежды не оправдались. Русские не доверяют горцу, держат его как пленника. Решение вопроса по обмену пленных затягивается, докладывают даже самому императору. Потеряв веру в помощь русских, Хаджи-Мурат решает бежать вместе с несколькими сподвижниками и спасти семью самому. Но побег заканчивается неудачно: русские настигают его и убивают.

Анализ повести «Хаджи-Мурат» показывает, что в ней воплощены антивоенные взгляды Толстого. Писатель рисует героическую, бессмысленную гибель Хаджи-Мурата. До этого изображает смерть русского солдата, простого крестьянина Авдеева, который пошёл в рекруты вместо брата. Показывает резню, устроенную в ауле.

Толстой подчёркивает, что гибнут смелые, добрые, хорошие люди, каждый со своими желаниями, надеждами, своим взглядом на мир. Он любуется добротой и силой героев, тем печальнее и бессмысленнее представляется их гибель. Толстой отстаивает убеждение, что человек несёт ответственность за всё происходящее на земле и должен прекратить напрасную вражду.

В этом главная мысль писателя-гуманиста.

Надеемся, что даже краткий анализ повести «Хаджи-Мурат» помог вам лучше понять суть произведения. Обязательно прочитайте его целиком, даже если вы уже ознакомились с кратким содержанием. Посетите наш литературный блог, там вы найдете множество статей на подобную тематику. Читайте по теме:

  • Краткое содержание повести «Хаджи-Мурат»
  • Биография Льва Толстого

У крепости воздвиженская

В начале повести Хаджи-Мурат, мятежный наиб, появляется в небольшом чеченском селении Макхет. Жители аула поддерживают Шамиля. Но находится добрый человек, чеченец Садо, который игнорирует приказ имама убить беглеца, и пускает Хаджи-Мурата в свою саклю.

Наиб посылает гонцов в крепость Воздвиженскую, занятую русским войском. Они выходят к караулу, который несут три солдата и унтер-офицер Панов.

Один из солдат, балагур Авдеев, веселит всех рассказом о том, что попал он в армию вместо своего недавно женившегося брата. Посыльных наиба ведут к начальнику крепости.

По дороге Авдеев разговорился с чеченцами и сделал вывод, что они – ребята хорошие.

Мужчины аула, боясь гнева Шамиля, решили схватить Хаджи-Мурата. С боем он прорвался к своим верным мюридам, которые ожидали в лесу. Здесь они ждут ответа из крепости на предложение объединиться и вместе выступить против имама. Примчавшийся гонец извещает, что князь Воронцов готов к личной встрече с Хаджи-Муратом.

Утром наиб выбирается из леса и выходит к крепости, но его преследуют вооруженные чеченцы из аула. В перестрелке рану в живот получает весельчак Авдеев. Через несколько дней он умирает в госпитале.

В крепости ожидали неотесанного дикого горца. Но увидели уверенного в себе, но без высокомерия и ненужной гордости, улыбчивого человека. Воронцов оказал ему достойный прием, но наиб не доверяет молодому князю и настаивает на встрече с Воронцовым-старшим, главнокомандующим русскими войсками.

Тифлис

Встреча состоялась в Тифлисе. От Хаджи-Мурата поступило предложение о серьезной поддержке, которую он может оказать русской армии в борьбе против Шамиля.

Взамен он просит помощи в освобождении своей семьи, которую имам взял в заложники. При видимой успешности переговоров ни наиб, ни Воронцов-старший полностью не доверяют друг другу.

Главнокомандующий понимает, что наиб был и останется врагом, в данный момент он просто покоряется обстоятельствам.

До принятия решения Хаджи-Мурат проживает в Тифлисе. Он посещает светские мероприятия, но они ему чужды. Он не принимает образа жизни русских, ему не по душе их традиции и обычаи. Бесстыдными он считает женщин, которые оголяют свои плечи и руки.

С адъютантом Воронцова, Лорис-Меликовым, Хаджи-Мурат делится историей своей жизни. Он — сын кормилицы ханских сыновей. Поэтому жил во дворце, не испытывал ни в чем нужды. А потом мюриды объявили газават (священную войну с неверными). Много кровавых и страшных подробностей рассказал наиб адъютанту, описал странные для русских обычаи горцев.

Поведал он и о своих отношениях с Шамилем. Особого расположения имам к Хаджи-Мурату не испытывал, но нуждался в его воинских умениях. До Шамиля дошли слова наиба о том, что следующим имамом будет тот, у кого шашка острее.

Шамиль принял решение избавиться от Хаджи-Мурата. Он поручил ему напасть на Табасарань, а потом ложно обвинил, отобрал все имущество и снял с наибства. Над Хаджи-Муратом нависла смертельная опасность, поэтому он уехал к русским.

А его родные остались у имама. Он взял их в заложники.

  Сказка Два Ивана – солдатских сына. Русская народная сказка

Адъютант присматривается к ближайшим соратникам наиба. Некоторые из них (Гамзало) не жалуют русских. Халдар и Ханефи слепо подчиняются Хаджи-Мурату, а Хан-Магома просто играет жизнью и ему все равно кому служить.

В это время Николай Ӏ распорядился предпринять еще один набег на чеченцев. Многие офицеры (Бутлер) относятся к этому весело и бодро. Война им представляется молодецкой забавой, возможностью уйти от некоторых проблем, например карточных долгов.

В результате разорено несколько селений, осквернена мечеть, загажен фонтан, вырублены плодовые деревья, погибли люди. Особенно пострадал Макхет, и его жители обратились к Шамилю за защитой.

Князь Воронцов-старший все откладывает решение о выкупе семьи Хаджи-Мурата.

Крепость Грозная

Хаджи-Мурата отправляют в крепость Грозную. Всюду его сопровождают вооруженные казаки. Но здесь у него есть возможность через лазутчиков получать сведения о своей семье. Родные находятся в селении Ведино, их держат под стражей. Шамиль ставит условие о возвращении Хаджи-Мурата. Иначе его близких ожидает страшная участь.

На постой наиба ставят к майору Петрову. Марья Дмитриевна, подруга майора, с уважением относится к постояльцу, говорит, что он положительно выделяется среди вечно пьяных и грубых офицеров полка.

Хаджи-Мурат близко сходится с офицером Бутлером, который восхищается песнями горцев, их обычаями и традициями. Бутлер стал свидетелем того, с каким спокойным достоинством Хаджи-Мурат воспринял попытку кровной мести кумыцким князем Арслан-Ханой.

Нуха

Все время Хаджи-Мурата занято решением проблемы освобождения семьи. Он понимает, что от русских помощи он не дождется. Ему ничего не остается, как принять решение вернуться в горы, попробовать с помощью верных людей напасть на аул Ведено и вызволить близких.

Выехав на прогулку, Хаджи-Мурат со своими мюридами напал на сопровождавших их казаков. Но его побег не увенчался успехом. На затопленном рисовом поле его настигли солдаты. Храбро сражается истекающий кровью Хаджи-Мурат. От его поверженного тела отсекают голову и возят ее по крепостям.

Ссылка на основную публикацию