Краткая биография шекспира и шекспировский вопрос

В конце апреля (точная дата неизвестна) в семье зажиточного мастера перчаточных дел Джона Шекспира и его жены Мэри родился третий по счету ребёнок. Мальчика крестили 26 апреля и нарекли Уильямом. Это случилось в 1564 году в городе Стратфорд-апон-Эйвон (графство Уорикшир).

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

С английского языка фамилия «Шекспир» переводится как «потрясающий копьём».

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

О детстве Шекспира известно очень мало. Предположительно он учился в стратфордской «грамматической школе». Там он должен был хорошо изучить латынь, поскольку учитель школы писал стихи на латинском языке. Утверждают также, что Шекспир постигал науку в школе короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне. Здесь он мог изучить творчество Овидия и Плавта.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Но школьные журналы не сохранились, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные невозможно. Когда Уильяму было 16 лет, отец запутался в долгах, и юноша вынужден был искать работу, чтобы помочь семье. Около 1587 года Шекспир из Стратфорда переезжает в Лондон. Несколько последующих лет считаются «потерянными» в жизни Шекспира.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Вообще о Шекспире известно очень мало, поэтому существует много домыслов относительно его жизни и занятий. В 1592 году ставилась историческая хроника Шекспира «Генрих VI». О ней пишет в своём дневнике антрепренер театра Филип Хенслоу.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Неизвестно, для каких театров писал Шекспир свои первые пьесы, но с 1594 года он пишет их только для актёров труппы «Слуги лорда-камергера».

Сам Шекспир входил в состав труппы, а в конце 1594 года стал её совладельцем. Вскоре труппа стала одной из главных в Лондоне.

После смерти королевы Елизаветы новый король Яков I выдал труппе патент на постановку спектаклей. Теперь труппа называлась «Слуги Короля».

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

В начале своей театральной карьеры Шекспир был актёром. Однажды во время спектакля королева Елизавета, желая помешать представлению, намеренно уронила на сцену перчатку. Все замерли в растерянности. Шекспир, игравший короля, произнёс, обращаясь к одному из своих сценических придворных:

  • Иди и подними
  • Сестры моей перчатку.
  • Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Все короли и королевы считались братьями и сёстрам, так они обращались друг к другу в посланиях. И Шекспир, не нарушая течения пьесы, а равно и этикета, устранил досадное и опасное недоразумение. Королева осталась довольна находчивостью молодого актёра, и спектакль благополучно продолжился до конца.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Работая с театром – сначала актёром, затем драматургом, – Шекспир живёт в Лондоне и в Стратфорде. Он богат, покупает новый дом. Несколько раз меняет место жительства, выбирая районы получше.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Последние годы жизни Шекспир провёл в родном городе. После 1606–1607 года драматург создаёт всего несколько пьес. После 1613 года он вообще ничего не пишет. Исходя из очень плохого почерка на последних документах, исследователи делают вывод, что Шекспир в это время серьёзно болел. 23 апреля 1616 года Шекспир умер.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

  1. Похоронен Уильям Шекспир в стратфордской церкви Святой Троицы. На надгробии его могилы высечена эпитафия:
  2. Друг, ради Господа, не рой
  3. Останков, взятых сей землёй;
  4. Нетронувший блажен в веках,
  5. И проклят – тронувший мой прах.

Такая эпитафия появилась неспроста. Опасаясь, что кто-то может вырыть прах из могилы и занять место (а такое бывало), Шекспир таким образом «обезопасил» себя от подобного. Около 1623 года в церкви был поставлен раскрашенный бюст Шекспира, пишущего свои бессмертные пьесы.

Творчество Шекспира общепринято делить на три периода. Первый – это пьесы оптимистические, в основном весёлые, светлые. В это время Шекспир пишет свои лучшие комедии: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

Тогда же Шекспир создаёт свои исторические хроники, т.е. пьесы на исторический сюжет: «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V».

  • К этому же периоду относятся и две трагедии: «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь».

Пьесы второго периода более пессимистичны. В стране политическая обстановка напряжена борьбой крупнейших феодальных семей. Теперь Шекспир пишет уже трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский».

Пишет Шекспир в этот период и комедии, но это уже не те лёгкие и весёлые пьесы, которые он писал раньше. Теперь комедии граничат с драмами. Такой можно назвать комедию «Мера за меру».

Третий период в творчестве Шекспира представляют трагикомедии. Его пьесы этого времени имеют серьёзный и даже драматичный сюжет, но завершаются счастливым концом. Лучшими являются «Цембелин», «Зимняя сказка», «Буря».

Наследие Шекспира столь велико и значимо, что не все верят в реальность авторства драматурга. Возник так называемый «шекспировский вопрос».

  1. Кого только ни называли авторами шекспировских пьес.

Есть теории совместного творчества нескольких авторов под именем Уильяма Шекспира. Эти теории иногда существование самого Шекспира начисто отрицают, иногда утверждают, что его имя использовалось с его согласия. Противники авторства Шекспира утверждают, что родители, жена и дети его были неграмотны.

Что не сохранилось ни одной строчки, написанной рукой Шекспира, и ни одной принадлежавшей ему книги. Что никто в целой Англии не отозвался ни единым словом на смерть Шекспира.

И, наконец, что лексический словарь Уильяма Шекспира составляет более 20-ти тысяч различных слов: едва ли у малообразованного сына ремесленника мог быть такой богатый словарный запас. Но в ХVII веке грамотных вообще было немного, а уж женщины и дети – не удивительно, отцу же мог помогать грамотный секретарь.

Почерки у людей разные, а актёры должны понимать текст – в театре были специальные переписчики. Книгопечатание в Англии ХVII было в упадке, рукописные книги стоили дорого. Да и вообще, даже библиотеки знатных людей насчитывали всего десятки книг – и считались богатыми. Ещё в XIX веке актёров и прочих людей театра запрещалось хоронить в освящённой земле, т.е.

на кладбище – кто же будет в ХVII веке официально скорбеть о сочинителе, даже очень хорошем? Что же касается знаний, то ведь никто не отрицает, что отец Шекспира был избираем на ответственные должности, вплоть до бальи – главы городского совета. А на такие должности малоимущих не выбирали. Следовательно, он мог дать сыну достойное образование.

Сразу после смерти Шекспира его друзья-актёры издали его произведения. Четыре поэта, в том числе один из известнейших современников Шекспира – Бен Джонсон – восславили его стихами. И никто не потребовал опровержения. И вплоть до конца XVIII века никто не усомнился в том, что Шекспир – автор своих произведений.

  • Леонард Диггз (один из четырёх):
  • Шекспир, твои труды, что в свет друзья несут,
  • Под именем твоим переживут
  • Тот памятник, что в Стратфорде стоит, –
  • Бег времени его не пощадит.
  • Пока отпущен срок стихам твоим,
  • В них творчества огонь неугасим.
  • О, знай, Шекспир, ты вечно будешь жить,
  • И смерть тебя не сможет победить!

Ещё одним доказательством авторства Шекспира является то, что знатные господа, которым приписывалось это авторство, все имели университетское образование. В университетах особое внимание уделяли греческому языку.

Шекспир же в своих трагедиях Плутарха цитирует в английском переводе. Имея высшее образование, автор заметил бы опечатку в историческом документе и не перепутал бы Людовика IX с Людовиком X.

А вот человек с обширными, но поверхностными знаниями, каким и был Шекспир, это вполне мог допустить.

Одним из лучших произведений не только Шекспира, но и мировой литературы является трагедия «Ромео и Джульетта». Темой для неё послужили итальянские легенды о двух влюблённых, разлучённых враждой их семей. В этой пьесе Шекспир показал идеальную любовь – любовь безграничную и беззаветную.

Молодые герои трагедии всю свою недолгую жизнь существуют в обстановке вражды и мести. Их семьи давно уже забыли, с чего началась вражда, но упорно продолжают ненавидеть друг друга. И не только старшее поколение. Тибальт тоже за непримиримость и месть.

  1. Две равно уважаемых семьи
  2. В Вероне, где встречают нас событья,
  3. Ведут междоусобные бои
  4. И не хотят унять кровопролитья.

Древняя кровавая традиция создаёт трудности на пути любви молодых людей. В противном случае Ромео мог бы просто посвататься к Джульетте, ведь происхождения они равного. В начале пьесы у каждого из главных героев есть иные сердечные увлечения: у Ромео – Розалина, Джульетта ничего не имеет против графа Париса,

  • во всяком случае, прямо матери она не отказывает:
  • Леди Капулетти
  • Ну как, займёшься ль ты его особой?
  • Джульетта

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.

  1. Но это лишь единственно для вас.
  2. Я только исполняю ваш приказ.

Всё меняется, когда Ромео и Джульетта знакомятся. Их любовь вспыхивает неожиданно. Они сами растеряны, узнав, что полюбили «врагов» своих семей.

  • Ромео
  • Так это Капулетти?
  • Я у врага в руках и пойман в сети.
  • Джульетта
  • С таким лицом и сын такого змея!
  • Что ж я пожну, когда так страшно сею?

Шекспир в своей трагедии показал любовь не только как страсть, но и как силу, способную бороться за счастье. Преград – и преград непреодолимых – множество. Юные влюблённые принадлежат к враждующим семействам, отец Джульетты прочит ей в мужья выгодного во всех отношениях Париса, все законы приличия против них.

  1. Хотя любовь их всё непобедимей,
  2. Они пока ещё разделены.
  3. Исконная вражда семей меж ними
  4. Разрыла пропасть страшной глубины.
Читайте также:  Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

В пьесе всё идёт по законам жанра. Тайный муж против своей воли убивает родственника жены и вынужден отправиться в изгнание. Ничего не знающий отец самым настоятельным образом требует от уже замужней дочери выйти замуж за того, кого он ей назначил в супруги.

  • Капулетти
  • На размышленья у тебя два дня,
  • И если ты мне дочь, то выйдешь замуж,
  • А если нет, скитайся, голодай
  • И можешь удавиться: Бог свидетель,
  • Тебе тогда я больше не отец.

Так вот подумай. Это ведь не шутки.

Джульетта отличается от прочих героинь подобных пьес. Она не тратит слов и слёз напрасно. Не сумев уговорить отца, она действует смело и решительно. Таков же и Ромео. Только случайность разрушает счастье молодых людей. И случайность эта дорого стоит – жизни двух любящих.

В трагедии Шекспир поднимает очень важные вопросы.

Бессмысленная вражда, истоки которой затеряны в далёком прошлом. Она уже всем надоела. Возмущён князь:

  1. Изменники, убийцы тишины,
  2. Грязнящие железо братской кровью!
  3. Не люди, а подобия зверей,
  4. Гасящие пожар смертельной розни
  5. Струями красной жидкости из жил!
  6. И народ, вступая в драку, не поддерживает какую-либо из сторон, а кричит:

Сюда с дубьём и кольями! Лупи!

Долой Монтекки вместе с Капулетти!

Результатом вражды стала и гибель Ромео и Джульетты. Отношение к женщине, к её свободе в выборе супруга. Ведь никого не интересовало, как относится девушка к предполагаемому жениху. Граф Парис не был исключением: о свадьбе он говорил с отцом, не сочтя нужным побеседовать с Джульеттой.

  • Брат Лоренцо
  • До четверга короткий слишком срок.
  • Парис
  • Так хочет тесть, и спешки Капулетти
  • Ничем я не намерен ослаблять.

Дуэли. Бессмысленные поединки, в которых убивают или калечат себе подобных. Причину всегда можно найти. Бенволио говорит Меркуцио:

Ведь ты готов лезть с кулаками на всякого, у кого на один волос больше или меньше в бороде, чем у тебя, или только за то, что человек ест каштаны, в то время как у тебя глаза каштанового цвета.

Разве ты не поколотил человека за то, что он кашлянул на улице и разбудил твою собаку, лежавшую на солнце? Разве ты не набросился на портного, осмелившегося надеть новую пару до Пасхи, или на кого-то другого за то, что он новые башмаки подвязал старыми лентами?

Шекспир завершает трагедию примирением семей. Давняя вражда, оплаченная слишком дорогой ценой, забыта. Теперь родители обеих семей обещают поставить погибшим золотые памятники.

  1. Капулетти
  2. Монтекки, руку дай тебе пожму.
  3. Лишь этим возмести мне вдовью долю
  4. Джульетты.
  5. Монтекки
  6. За неё я больше дам.
  7. Я памятник ей в золоте воздвигну.
  8. Пока Вероной город наш зовут,
  9. Не будет в нём великолепней статуй,
  10. Чем в честь Джульетты и её заката.
  11. Капулетти
  12. А рядом изваяньем золотым
  13. Ромео по достоинству почтим.
  14. Это красиво, но погибших не вернёт. И поэтому так справедливы слова князя:
  15. Нет повести печальнее на свете,
  16. Чем повесть о Ромео и Джульетте.
  17. «Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам».
  18. Бен Джонсон, английский драматург, современник Шекспира.
  19. «Слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».
  20. Виссарион Григорьевич Белинский

Шекспир: был или нет? Вот в чём вопрос

Пьесы Шекспира: история создания

В 70-е годы XVIII века возникла гипотеза, согласно которой автором пьес был не Уильям Шекспир, а другое лицо, пожелавшее остаться неизвестным. За два столетия существования споров и дискуссий выдвинуты десятки гипотез, и сейчас, пожалуй, нет ни одного более-менее известного современника Шекспира, которому не приписывалось бы авторство гениальных пьес.

Обстоятельства жизни великого английского драматурга Уильяма Шекспира сравнительно малоизвестны, ведь он разделяет судьбу подавляющего большинства других авторов своей эпохи, личностью которых современники особо не интересовались.

Говоря об изучении биографии драматурга, стоит в первую очередь выделить группу ученых-«нестратфордианцев», члены которой отрицают авторство актера Шекспира из Стратфорда и считают, что это имя, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц, причем, скорее всего, реальный актер Шекспир сам дал разрешение на использование своего имени.

Отрицание традиционной точки зрения известно, начиная с 1848 года, хотя среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос Единственное известное достоверное изображение Шекспира. (wikipedia.org)

Сторонники этой теории полагают, что известные факты об актере Шекспире из Стратфорда противоречат содержанию и стилю шекспировских пьес и стихотворений. Были выдвинуты многочисленные теории относительно предполагаемых кандидатур, и к настоящему времени их насчитывается несколько десятков.

Версии нестратфордианцев основываются на том, что имя «Shakspere», записанное в церковной книги при крещении, и «Shakespeare» (дословно — «потрясающий копьем») — имя, которым подписано большинство произведений, используется для обозначения двух разных лиц.

Впрочем, орфография имен собственных в то время не была четко отрегулирована.

Современники Шекспира драматурги Бен Джонсон и Кристофер Марло подписывали свои пьесы тоже не совсем так, как их фамилии значились в документах о рождении (Jonson, а не Johnson; Marlowe, а не Marlow, а единственная сохранившаяся подпись Марло вообще выглядит как Marley). Неоднократно утверждалось, что родители, жена и дети Шекспира из Стратфорда были неграмотны. Джон Шекспир вместо подписи ставил крест, хотя старшая дочь Шекспира, Сьюзен, вероятно, была грамотна.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос Театр Глобус в Лондоне, где ставились пьесы Шекспира. Источник: wikipedia.org

Лексический словарь произведений Уильяма Шекспира составляет 15 тысяч различных слов, в то время, как современный ему английский перевод Библии короля Якова — только 5 тысяч.

Однако, писатели-современники Шекспира (Марло, Джонсон, Джон Донн) были не менее скромного происхождения (к слову сказать, отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в число управляющих города), но их ученость превосходила шекспировскую.

Среди современников Шекспир-драматург никогда не считался высоко образованным, скорее интуитивно одаренным писателем-самоучкой.

Фрэнсис Бэкон — автор «Гамлета»?

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос Елизавета I в паланкине во время процессии, ок. 1601. (wikipedia.org)

Среди потенциальных авторов шекспировских произведений называют Фрэнсиса Бэкона, ссылалась на близость многих его философских идей шекспировскому мировоззрению. Через пьесы Шекспира можно увидеть, что их автор был хорошо знаком с доктринами и идеями мистического учения Розенкрейцеров, близких Бэкону. По этой версии, в изначальных печатных оригиналах первого издания пьес Шекспира содержатся зашифрованные, порой стихотворные послания будущим предполагаемым дешифровщикам, которые содержали ответы на многие исторические несоответствия, раскрывающие тайны английского двора и другую информацию, которой Бэкон не мог поделиться публично.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос Портрет Фрэнсиса Бэкона. Источник: wikipedia.org

Другим претендентом на авторство стал Эдуард де Вер, граф Оксфордский. 17-ый граф Оксфорд был придворным поэтом королевы Елизаветы I и занимал должность камергера Англии.

Его стихотворения имеют сходство с поэмой Шекспира «Венера и Адонис».

К тому же герб графа — лев, потрясающий сломанным копьем, а сам известный аристократ своей эпохи был в курсе дворцовых интриг, отраженных во многих пьесах Шекспира.

Шекспировский вопрос: версия, изложенная в фильме «Аноним»

В художественном фильме «Аноним» (2011 года) представлена версия авторства Оксфорда, что способствовало немалой популяризации шекспировского вопроса. В знак протеста против выхода фильма организация шекспироведов «Shakespeare Birthplace Trust» перечеркнула имя Шекспира на дорожных знаках в графстве Уорикшир, а памятник драматургу в Стратфорде-на-Эйвоне закрыла полотном.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос Портрет Эдуарда де Вера. Источник: wikipedia.org

Кристофер Марло: версия об инсценированной смерти

Еще одним кандидатом является современник Шекспира, драматург Кристофер Марло. Есть предположение, что он создал псевдоним «Шекспир», чтобы после своей инсценированной смерти в 1593 году продолжать творить как драматург.

Другой кандидатурой считается Роджер Мэннерс, граф Рэтленд. В колледже Рэтленд имел прозвище «Потрясающий Копьем», а позднее он учился в Падуанском университете вместе с Розенкранцем и Гильденстерном (действующими лицами пьесы «Гамлет»).

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос Кристофер Марло. (wikipedia.org)

Последним из наиболее популярных претендентов является Уильям Стэнли, граф Дерби. Его старший брат содержал собственную актёрскую труппу, в которой, как считают некоторые, и начал свою карьеру актёр Уильям Шекспир.

Биография Уильяма Шекспира, список произведений

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Национальная гордость Англии, один из лучших поэтов в мире – так говорят об этом авторе.

Уильям Шекспир (William Shakespeare, англ.) – знаменитый британский поэт и драматург, талант которого признан критиками и ценителями поэзии во всем мире.

Произведения автора переведены на множество языков. Некоторые литературные шедевры поэта включены в школьную программу. Их в обязательном порядке изучают дети.

Кроме того, по пьесам Шекспира ставят спектакли во многих театрах мира. И доказано, что произведения английского автора выбирают для театральных постановок чаще, чем работы других драматургов.

Фото У. Шекспира

Годы жизни и место рождения драматурга

  • Дата рождения Шекспира – 26 апреля 1564 года.
  • Дата смерти – 23 апреля 1616.
  • Город, где родился и вырос поэт − Стратфорд-апон-Эйвон.

Родился поэт в состоятельной семье. Его родители были уважаемыми людьми.

Мать драматурга принадлежала к одной из старых саксонских семей. Отец был ремесленником, но при этом видным общественным деятелем. Он неоднократно занимал серьезные общественные должности – был членом муниципального собрания, главой городского совета.

Интересный факт из биографии отца – он отказывался посещать церковь, за что ему приходилось платить немалые штрафы.

Семья и детские годы

Семья у Шекспира была большая. Кроме Уильяма, было еще 7 детей. Но, благодаря тому, что торговые предприятия отца приносили неплохую прибыль, у будущего поэта была возможность посещать местную школу и получить базовое образование.

Читайте также:  Почему Чацкий отторгнут фамусовским обществом?

Основным предметом в школе была латынь, но также ученикам преподавали основы риторики и грамматики. В учебную программу входило изучение великих философов и поэтов. И это наложило отпечаток на творчество Шекспира.

Работать Вильям Шекспир начал рано. К тому времени, когда ему исполнилось 16 лет, дела отца шли уже не так блестяще, как ранее. Поэтому ему пришлось начать работать, чтобы помогать семье.

Кем работал будущий поэт, достоверно неизвестно. По разным источникам он мог быть учителем в деревенской школе или подмастерьем в небольшой лавке.

Личная жизнь поэта

Женился драматург, когда ему исполнилось 18 лет. Это произошло в 1582 году.

Его избранницей стала Энн Хатауэй из семьи землевладельцев. Супруга была старше Вильяма на восемь лет.

На момент свадьбы Хатауэй была беременна, и в 1583 году у Шекспира родилась первая дочь, которую назвали Сьюзен. Через два года у пары родились двойняшки – мальчик и девочка, которых назвали Хемнет и Джудит.

К сожалению, Хемнет прожил всего 11 лет и скончался в августе 1596 года (точная дата смерти неизвестна).

Биография Шекспира имеет немало белых пятен. Историки до сих пор не могут восстановить ее полностью.

Так, известно, что из города, где родился Шекспир, он через 3 года после свадьбы переехал в Лондон. Но причины этого переезда достоверно неизвестны. Некоторые исследователи утверждают, что это произошло из-за того, что будущий драматург бежал из родного города из-за гнева помещика, который выяснил, что Вильям занимается браконьерством на его угодьях.

Начало творческой карьеры

С переезда в Лондон началась новая глава биографии Уильяма Шекспира. Но и про эти годы жизни поэта достоверно известно далеко не все.

Считается, что сразу после приезда он устроился работать в театр на самую низшую должность – в его обязанность входило присматривать за лошадьми господ, посещающих храм Мельпомены.

Есть информация, что он занимался не лошадьми, а переработкой старых пьес на современный лад. Также имеются предположения, что Шекспир попытался стать актером, но потерпел неудачу.

Что из краткой биографии поэта известно достоверно – Уильям входил в театральную труппу «Слуги лорда-камергера». И он был не только актером, выступавшим на сцене, но и одним из соучредителей.

Также он писал для труппы пьесы. Поставленные на основе произведений автора спектакли пользовались невероятным успехом у лондонских жителей из всех слоев общества – аристократии, простых горожан.

Благодаря быстрорастущей популярности к поэту пришел и финансовый успех. В 1599 год участники труппы основали свой театр под названием «Глобус», который находился на левом берегу реки Темза. Еще через несколько лет (1608 г.) ими был выкуплен театр «Блэкфрайер».

С этого времени поэт стал считаться одним из самых богатых людей Лондона.

Судя по отчетам, свидетельствующим о покупке недвижимости, финансовое благополучие действительно пришло к драматургу после вхождения в труппу «Слуги лорда-камергера». В качестве доказательства этого приводится тот факт из биографии автора, что он в 1597 году приобрел один из самых больших по площади домов в Стратфорде.

Что за годы творчества написал Шекспир

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

За годы творческой деятельности из-под пера автора вышло немало литературных шедевров. Но британский поэт не зацикливался на каком-то одном жанре.

Его произведения можно условно разделить на 4 категории. Что написал Шекспир:

  • легкие комедии;
  • античные пьесы и сонеты;
  • трагедии;
  • драматические сказки.

Первые литературные произведения Шекспира отличались легкостью, обилием иронии. Но с течением времени его пьесы становятся более серьезными, глубокими, содержательными.

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

В XVI веке в Англии были популярны произведения, в основе которых лежит исторический сюжет. И Шекспир не упустил этот момент.

В начале 1590-х годов он создал пьесы «Ричард III» и «Генрих VI» в трех частях. Это были одни из его ранних работ. И их хорошо встретила местная публика.

К сожалению, с датированием выхода произведений британского автора у ученых были и до сих пор возникают сложности.

Слишком мало сохранилось достоверных источников, чтобы определить точный год выхода работ драматурга.

Но исследователи, изучающие, жизнь и творчество великого мастера классической английской литературы, все же постарались выделить годы, в которые могла быть написано та или иная работа.

Например, трагедию «Тит Андроник», пьесы «Два венца» и «Укрощение строптивой», комедию «Комедия ошибок» принято относить к периоду раннего творчества Шекспира.

Середина 1590-х – годы изменения стиля работ автора. Оставив в прошлом легкие и ироничные комедии, он начинает писать романтические произведения.

Именно в это время появляются такие шедевры, как «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

В начале XVII века драматург создает несколько ставших знаменитыми пьес и трагедий. В это время свет увидели «Мера за меру», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Троил и Крессида». Также в этот период Шекспир написал ставшего на весь мир знаменитого «Гамлета», «Отелло».

Всего за годы жизни Шекспиром было написано 154 сонета, 38 пьес, 3 эпитафии, 4 поэмы.

Список всех произведений

Трагедии:

  • Макбет;
  • Ромео и Джульетта;
  • Король Лир;
  • Кориолан;
  • Король Лир;
  • Отелло;
  • Тит Андроник;
  • Антоний и Клеопатра;
  • Гамлет;
  • Тимон Афинский;
  • Троил и Крессида;
  • Юлий Цезарь;
  • Цимбелин.

Комедии:

  • Как вам это понравится;
  • Комедия ошибок;
  • Буря;
  • Мера за меру;
  • Зимняя сказка;
  • Два веронца;
  • Много шума из ничего;
  • Бесплодные усилия любви;
  • Венецианский купец;
  • Все хорошо, что хорошо кончается;
  • Сон в летнюю ночь;
  • Виндзорские насмешницы;
  • Укрощение строптивой;
  • Перикл;
  • Двенадцатая ночь;
  • Два знатных родича.

Поэмы:

  • Жалоба влюбленной;
  • Венера и Адонис;
  • Сонеты Уильяма Шекспира;
  • Феникс и голубка;
  • Обесчещенная Лукреция;
  • Страстный пилигрим.

Исторические хроники:

  • Ричард II;
  • Ричард III;
  • Генрих IV, часть 1, 2;
  • Генрих V;
  • Генрих VI, часть 1, 2, 3;
  • Генрих VIII;
  • Король Иоанн.

Последние годы жизни и кончина поэта

Последние годы жизни английский поэт провел в своем родном городе. По предположениям историков, возвращение из Лондона произошло по причине вспышки чумы, из которой театрам приходилось останавливать деятельность, а у актеров резко снизилось количество работы.

Но Шекспир не осел полностью в родном городе, ему часто приходилось ездить в Лондон по делам.

За 3 – 5 лет до смерти Шекспир перестал заниматься творчеством. Кроме того, по мнению ученых, в 1612 – 1613 гг. драматург был чем-то серьезно болен. Такие выводы исследователи сделали при внимательном изучении почерка автора, который незадолго до его смерти значительно изменился.

Жена Шекспира пережила его на 7 лет, Энн Хатауэй скончалась в 1623 году.

Некоторое замешательство исследователей жизни драматурга вызвало оставленное им завещание. Согласно наследному документу, большую часть имущества получала старшая дочь Сьюзен и ее прямые потомки. Но удивление вызвало не то, что Уильям решил оставить почти все состояние дочери, а то, что он передал по наследству своей жене.

Драматург завещал Энн Хатауэй «мою вторую по качеству кровать». Эта формулировка вызвала среди историков немалые споры. Некоторые ученые считают, что таким заявлением поэт оскорбил свою жену. У других – мнение иное, противоположное. Некоторые историки считают, что драматург, когда составлял завещание, имел в виду супружеское ложе, поэтому причин говорить об оскорблении жены нет.

Похоронен Шекспир в церкви Святой Троицы в Стратфорде.

На надгробии поэта нанесена эпитафия, которая в переводе на русский язык звучит так:

  1. Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землей; Нетронувший блажен в веках,
  2. И проклят — тронувший мой прах.

Перевод выполнен Александром Величанским.

Репутация Шекспира и влияние его творчества на культуру

Хотя всемирно прославился Шекспир уже после своей смерти, при жизни его произведения находили отклик не только у зрителей, но и у критиков.

Так, Френсис Мерис (писатель-священнослужитель) отзывается о поэте как о самом превосходном английском писателе в жанрах комедии и трагедии. Немало похвал получает драматург у критиков XVIII века, а к 1800 году за ним надежно закрепляется звание национального английского поэта.

Еще позже, в XIX веке, известность драматурга выходит за пределы Англии. Восхищение талантом У. Шекспира высказывают такие знаменитые авторы, как Гете, Вольтер и Гюго.

Но не все готовы согласиться с тем, что Шекспир – великий поэт. Есть критики, которые высказывали о его творчестве негативное мнение.

Одним из них был русский писатель Лев Толстой. Он подверг критике талант британского поэта как драматурга.

Некоторые критики высказывают свое неприятие таланта поэта из-за того, что часть из своих знаменитых произведений он писал в соавторстве с другими литературными деятелями.

Есть даже гипотеза, что Шекспир – это не один человек, а псевдоним, под которым создавали пьесы несколько писателей. На чем базируется подобное заявление – не сохранилось ни одной рукописи, которая была бы написана рукой самого драматурга.

Кроме того, противников Шекспира удивляет его богатый словарный запас, хотя не сохранилось источников, подтверждающих получения им серьезного образования.

Что бы ни говорили о Шекспире критики, он уже несколько веков – один из самых популярных поэтов не только Англии, но и мира.

Практически в каждом театре ставят хотя бы одно его произведение. И это неудивительно. Творчество автора оказало серьезное воздействие на культуру и искусство. Под воздействием таланта Шекспира в мире появлялись новые произведения, герои которых имели те же черты, что и персонажи пьес драматурга.

Читайте также:  Анализ стихотворения «тучки небесные, вечные странники» (м. ю. лермонтов)

По подсчетам ученых, примерно 20 тысяч музыкальных произведений связаны с творениями английского поэта. Кроме того, считается, что слог языка драматурга послужил основой для формирования современного английского языка.

Внешность драматурга

Краткая биография Шекспира и шекспировский вопрос

Изображение с гравюры

О том, насколько достоверными можно назвать растиражированные фото Шекспира, тоже идут споры между специалистами. Дело в том, что точных описаний внешности драматурга не сохранилось. Поэтому отражающим истинный облик поэта принято считать Друшаутский портрет (гравюра), созданный Мартином Друшаутом.

Шекспир – один из авторов, успех которого трудно повторить, хотя его литературная деятельность продолжалась всего 20 лет. Но, в каком веке жил Шекспир? В 16, а это значит, что уже целых 500 лет люди читают его произведения и находят их интересными.

Билеты. Вариант 2. Билет 37. Шекспировский вопрос и биография Шекспира. Периодизация творчества

Предыдущая страница Содержание

37. Шекспировский вопрос и биография Шекспира. Периодизация творчества.

И итог, и вершина развития театра. Философская основа – ренессансный гуманизм. Так как все возрождение укладывалось в жизнь человека, то он переживает и оптимизм и кризис. Впервые ставит вопрос «А что есть буржуазная нравственность?».

Шекспир эту проблему не решил. Его конец связан с утопией.

Личность Шекспира легендарна. Шекспировский вопрос – был ли он, он ли написал.

Родился в Стратфорде-он-Эйвоне, женился. Масса биографий Шекспира, но ничего существенного нет, мы знаем о его отце больше. Отец Джон держал перчаточную мануфактуру, но не был дворянином. Мать – обедневшая дворянка. Регулярного образования нет, грамматическая школа в Стратфорде.

Сведения Шекспира об античности очень отрывочны.

Женится на Анне Хэсавей, 8 лет старше, три года прожили, дети, Шекспир исчезает. 1587-1588 примерно. 1592 – сведения о нем, он уже известный драматург. Известна доля доходов Шекспира в театральных труппах. Первый профессиональный драматург.

Государственное отношение к театру было очень пренебрежительным. Могли перемещаться, только если они слушались. “Слуги лорда камергера».

Качество пьес до Шекспира было низким, кроме «университетских умов». Писали либо богатые и платили за постановку, либо сами актерские труппы. Низкое качество.

Шекспир сразу имел успех. В 1592 статьи за и против него. Грин «На грош ума, купленного за мильон раскаяния», «Выскочка, ворона, украшенная нашими перьями, сердце тигра в оболочке актера».

Историю Гамлета разрабатывали УУ, но очень низкого качества. Умение использовать материал других. Писал пьесы, рассчитывая на определенную публику.

После возникновения первого театра возникло постановление пуритан, которые считали, что театры не имеют права находиться в черте города. Граница Лондона – Темза. В Лондоне 30 театров, деревянные, сначала не было пола и крыш. В основе театра были разные фигуры: круг, квадрат, шестиугольник.

Сцена абсолютно открыта для зрителя. Трапеция. Люди сидели на полу. На передней сцене находился шут – отвлекал зрителей. Они умны. Костюмы не соответствовали эпохе. Трагедия – поднимался черный флаг, комедия голубой. Труппа 8-12 человек, редко 14. Не было актрис. 1667 появились женщины на сцене.

Первая пьеса – Отелло. Шекспир писал для этой определенной сцены. Еще он учитывал то, что не существовало стабильного текста пьесы, нет авторского права, многие пьесы мы знаем по пиратским записям. Первое издание пьес Шекспира появилось через 14 лет после смерти.

36 пьес, не все установлены точно.

Несколько теорий шекспировского вопроса. Одна из них связывает Шекспира с Кристофером Марло. Тот убит незадолго до появления Шекспира. У него тоже трагедии и исторические хроники. Тип героя – титаническая личность, удивительный способности, возможности и т.д. Не знает, куда все это приложить, нет критериев добра и зла.

«Тамерлан Великий». Простой пастух, всего добился сам. Шекспир найдет критерии добра и деятельности. КМ был доносчиком, потом перестал. Драка в таверне. Легенда о его укрытии.

Фрэнсис Бэкон, теория, живет до сих пор. Считается, что ФБ зашифровал в пьесах Шекспира свою биографию. Главный шифр – «Буря».

Шекспир необразован в отличие от Бэкона. В 1613 «Глобус» сгорел.

Почерк Шекспира – завещание, составленное очень мелочным человеком. История продолжается в 19 веке,

Делия Бэкон в Америке, предъявляет права своего предка на все произведения Шекспира. ДБ сошла с ума. 1888 – книга Донелли, который увлекательно рассказывает, что нашел ключ к шекспировским пьесам. Сначала все отнеслись к интересом, а потом подняли на смех, памфлет.

Еще один кандидат Шекспира. Галилов «Игра об Уильяме Шекспире» – лорд Ретленд. В кружке еще его супруга Мэри Ретленд. Шекспир был как бы на жаловании, есть документы. В Гамлете реминисценции, имена и т.д. В сонетах Шекспира тоже.

После смерти Ретлендов Шекспир перестает писать, уезжает в Стратфорд. Считается, что существует один прижизненный портрет Шекспира. Галилов считает, что он плод воображения, потому что нереалистич.

Перед нами маска с пустыми глазницами, половина камзола дана со спины.

3 периода: 1. 1590 – 1600. 2. 1600 – 1608. 3. 1609-1613.

1. Оптимистический, так как совпадает с периодом раннего возрождения, а раннее возрождение связано с гуманизмом. Все ведет к добру, гуманисты верят в торжество гармонии. Преобладают исторические хроники и комедии.

На рубеже 1-2 периода создается единственная трагедия «Ромео и Джульетта». Эта трагедия не абсолютно мрачная. Обстановка действия солнечная, яркая атмосфера всеобщей радости. То, что случилось с героями, случилось случайно – убийство Меркуцио, Ромео убивает Тибальда.

Когда Р и Д тайно венчаются, гонец случайно опаздывает. Шекспир показывает, как череда случайностей приводит к гибели героев. Главное, что мировое зло не приходит в души героев, они умирают чистыми. Шекспир хочет сказать, что они умерли как последние жертвы средневековья.

Исторические хроники: «Генрих VI», «Ричард III», «Король Джон», «Генрих IV »,Генрих V”. Хроники очень объемны. Хотя в них происходят самые мрачные события, основа оптимистическая. Торжество над средневековьем.

Шекспир- сторонник монархии и в хрониках пытается создать образ сильного, умного и нравственного монарха. Историки и Шекспир уделяли внимание личности в истории.

В “Генрихе IV” генрих- справедливый, честный, но приходит к власти скинув монарха, кровавым путем. Но покоя в государстве нет.

Он раздумывает об этом и приходит к выводу, что это из-за того, что он пришел к власти нечестным путем. Генрих надеется, что у его сыновей все будет хорошо.

В “Ричарде III”,когда Ричард волнуется, ему нужна поддержка народа, но народ молчит. В хрониках появляется положительный образ.

Образ, определяющий положительную программу хроник – время. Внесценический образ времени присутствует во всех хрониках. Шекспир впервые заговорил о связи прошлого, настоящего и будущего. Время все расставит на свои места.

Жизнь, история Англии не дают возможности для создания образа идеального монарха. Зрители сочувствуют Ричарду III потому, что он активный герой. Создавая Ричарда III, Шекспир подходил к понятию трагического и обдумывания состояния новым героем. Ричард III творит зло. Ученые спорят, создавал ли Шекспир хроники по единому плану или спонтанно.

Когда Шекспира создает первые хроники, плана не было, но позднее он творил сознательно. Все хроники можно рассматривать как многоактовую пьесу. Со смертью одного героя сюжет не исчерпывается, а переходит в следующую пьесу. Генрих V – идеальный монарх, невозможно смотреть и читать, поскольку он выдуманный. Генриха IV смотреть интересно. Комедии. Шекспир опережает время.

Комедии Шекспира – особая вещь, они создаются на других началах. Это

комедия юмора, радости. Сатирическое, обличительное начало отсутствует. Они не бытовые. Фон, на котором разыгрывается действие, вполне условен.

Действие разыгрывается в Италии. Для лондонцев это был особый мир солнца, карнавала. Никто никого не высмеивает, лишь подслушивают.

Комедии Шекспира – комедии положения героев. Эффект комического создается гипертрофией характера или чувств.

«Много шума из ничего». Перепалка Бенедикта и Беатриче – юмор. Ревность – конфликт.

«12-я ночь» Гипертрофия чувств. Графиня скорбит о браке, но смерть переходит все границы. У Шекспира впервые возникла мысль о том, что комическое и трагическое исходит из одной точки, две стороны одной медали.

12-я ночь. Честолюбие дворецкого гипертрофировано. Макбет – трагедия честолюбия, его человеческая царственность не увенчана королевским венцом. Все события могут обернуться комической и трагической стороной.

В первый период написаны почти все комедии: «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «12-я ночь». Следующие комедии уступают этим.

В комедиях поднимаются такие же важные проблемы, как и в трагедиях и хрониках.

2. Связан с развитием жанра трагедии. Шекспир создает в основном только трагедии. Шекспир очень скоро понимает, что буржуазная нравственность не лучше средневековой.

Шекспир бьется над проблемой, что есть зло. Трагическое понимается идеалистически. Шекспира ужасает то, что трагедия возникает из того же, из чего и комедия. Шекспир начинает наблюдать, как одно и то же качество приводит к хорошему и плохому.

Гамлет – гуманист эпохи возрождения.

очень доверчив. На этой доверчивости играет Яго. Отелло убивая Дездемону убивает мировое зло в прекрасном обличье. Трагедии не заканчиваются беспросветно.

3. Романтический. Шекспир пытается сохранить гуманистические материалы, хотя ростков для гуманизма не дает.

Предыдущая страница Содержание
Ссылка на основную публикацию