Композиция в романе «Герой нашего времени»

Композиция в романе «Герой нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” стал уникальным явлением в литературе XIX столетия, так обладал необычной композицией, отличался самобытным стилем повествования и привлекал внимание к проблемам общества того времени.

Идея произведения возникла у Лермонтова после выхода романа Пушкина Евгений Онегин. “Герой нашего времени” был начат после того, как поэт решил остановить работу над “Княгиней Лиговской”.

После смерти Пушкина, Лермонтова ссылают на Кавказ, где он решил вплотную заняться “Героем нашего времени”. Сначала появился рассказ “Тамань”, позже, возможно, “Фаталист”, а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.

Творчество Лермонтова

Не завершив роман до конца, поэт начинает печатать его. Так, с марта 1839 г. по февраль 1840 г. в “Отечественных записках” публикуются три повести – “Бэла”, “Фаталист” и “Тамань” как три самостоятельные произведения.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

В произведении “Герой нашего времени” очень своеобразная композиция. Главы располагаются не во временном порядке. Лермонтов писал роман в виде заметок из дневника главного героя.

Отсюда и отсутствие четкой временной линии. М.Ю. Лермонтов придерживался особого порядка для более полного представления героя читателю.

Он позволяет увидеть своего героя с разных сторон, описывая его устами разных персонажей.

Композиция – построение, структура художественного произведения.

  • Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Например в повести “Бэла” есть завязка, кульминация и развязка:
  • Знакомство с Бэлой => роман с Бэлой и охлаждение чувств Печорина => Смерть Бэлы
  • Первой в романе идет повесть “Бэла” в которой о Печорине мы узнаем из уст доброго, но необразованного Максим Максимыча с которым рассказчик знакомится на Кавказе.

В повести “Максим Максимыч” к помимо мнения Максима Максимыча М.Ю. Лермонтов предлагает читателю портрет Печорина глазами автора. Дневник Печорина раскрывает мысли и переживания главного героя.

Повесть “Княжна Мери” мы узнаем о том, что герой способен любить, но его любовь неполноценна, так как Печорин слишком ветрен и быстро пресыщается любовью.

В повести “Фаталист” Лермонтов знакомит нас с мыслями Печорина о жизни и трагически заканчивает путь главного героя.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности. Первой повестью романа является “Бэла”, за ней следуют “Максим Максимович”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.

Композиция в романе «Герой нашего времени»

Временной порядок глав романа “Герой нашего времени”

В романе “Герой нашего времени” имеют место два предисловия от двух разных персонажей. Они озвучиваю мысли двух разных людей: одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Роман представляет собой сочетание путевых заметок и дневника.

Роман “Герой нашего времени” начинается в крепости и в ней же и заканчивается. Это явный признак кольцевой композиции.

Кольцевая композиция – это такой вид композиции произведения при которой место, действие и т.д. в начале романа совпадают с местом, действием в конце произведения.
Композиция в романе «Герой нашего времени»

Композиция романа “Герой нашего времени”

Несмотря на то, что Печорин в конце романа покидает крепость, а потом отправляется в Персию, он все равно оказывается там где и начинается повествование. Таким образом доказывается наличии круговой композиции в романе.

Идейное своеобразие романа Герой нашего времени

М.Ю. Лермонтов озвучивает в романе свои переживания о текущем поколении, ранее уже озвученные в стихотворении “Дума”.

1. Печорин умен, талантлив, но он не хочет служить России и не может использовать свой ум и талант. Лермонтов показывает, что не среда, не окружение виноваты в этом, а сам Печорин. Здесь ярко проявляется образ лишнего человека.

2. Основная идея наиболее ярко видна в “Фаталисте”. Роль судьбы в жизни человека – это вечный вопрос, который характерен для современности Лермонтова.

Неявно выраженное социальное значение произведения “Герой нашего времени” в том, что Лермонтов изображает современную ему действительность в контексте роли человека в обществе и указывает на то, что типичный герой того времени отражает проблемы целого поколения того времени.

Лермонтов доказал, что каждый человек имеет возможность изменить свою судьбу. Если же не в состоянии, то необходимо хотя бы попытаться. И если человек не попытается это сделать, то это его трагедия.

Материалы по теме

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Композиция в романе «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени», написанный М. Ю. Лермонтовым, считается первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Читатели того времени считали, что в образе Печорина воплощены черты характера самого Лермонтова.

Но автор стремился создать портрет современника, как он сам признается, «просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал.

Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность.

В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем.

Роман разделен на 5 частей.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция.

А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина.

Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем.

Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида.

Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге.

Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи.

«Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым.

События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула.

Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого.

Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее.

Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Фаталист

Композиция в романе «Герой нашего времени»

И наконец, третья глава журнала «Фаталист» События этого повествования развивались тоже до встречи с Бэлой, но когда Печорин служил с Максимом Максимычем. В заключение романа читатель еще раз встречается с этим замечательным и простодушным штабс-капитаном. В этой повести Печорин не является главным героем.

Он оказывается на втором плане, хотя участвует в споре с Вуличем, одним из офицеров, становится свидетелем его гибели и потом обезоруживает казака. На первом плане в этой повести – серб Вулич и пьяный казак. Кульминацией этой главы романа является выстрел Вулича и осечка. Но развитие действия продолжается до ареста казака, зарубившего серба.

Развязка – возвращение Печорина в крепость и разговор с Максимом Максимычем о предопределении.

Заключение

Таким образом, композиция романа «Герой нашего времени» имеет несколько характерных особенностей:

  • нарушение хронологии;
  • вложение одного повествования в другое;
  • несколько рассказчиков: автор, Максим Максимыч и сам Печорин.

Композиция романа подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. После прочтения романа нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, который считал, что «это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.

Лермонтов 60 Особенности композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция в романе «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Основное внимание в романе “Герой нашего времени” Лермонтов сосредоточивает на изображении “истории души человеческой”, на раскрытии характера и внутреннего мира героя, жившего в 30-е годы XIX века. Это время отсутствия общественных идеалов, отстранения дворянской интеллигенции от общественно-политической жизни.

Композиция романа определяется его замыслом и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил хронологическую последовательность событий, о которых рассказывается в романе.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Читайте также:  Когда побеждённый достоин уважения?

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет.

Роман имеет “кольцевую композицию”: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”).

В последней повести подводится своеобразный философский итог жизненных исканий Печорина: “Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута” (“Фаталист”).

Своеобразие “кольцевой композиции” заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней завершается. Мотив “тюрьмы”, “монастыря”, “узничества” — один из главных в творчестве Лермонтова.

Невольно возникают ассоциации с поэмой “Мцыри” — герой бежал из монастыря, но волею судьбы вернулся и умер за монастырскими стенами.

Страстное желание свободы, но фатальная невозможность ее достичь — одна из важных мыслей поэзии Лермонтова и романа “Герой нашего времени”.

Композиция романа позволяет последовательно менять “рассказчиков”. Сначала о Печорине рассказывают другие герои, потом — он сам дает анализ своей личности. В повести “Бэла” читатель узнает о Печорине из рассказа Максима Максимыча, человека доброго и порядочного, но плохо разбирающегося в сложном и противоречивом характере Печорина, в тонкостях его души.

В главе “Максим Максимыч” рассказчик меняется. Странствующий офицер, человек тонкий и наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и контрастов.

“Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в “улыбке было что-то детское”, “какая-то нервическая слабость”; “несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные”; глаза “не смеялись»

Таким образом, писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова.

Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним.

Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности.

Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторскими позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Композиция романа Герой нашего времени

«Героя нашего времени» можно охарактеризовать, как социально-психологический роман. М.Ю.Лермонтов в своем произведении показывает читателю эпоху смены идеалов в русской истории. Григория Печорина (как и самого автора) можно отнести к так называемому «потерянному поколению», так как после декабристского восстания, потерпевшего крах, общество еще не обрело новых идеалов и целей.

На протяжении всего произведения читателю раскрывается характер Печорина, и композиция романа служит решению этой художественной задачи.

В «Герое нашего времени» нет традиционного композиционного членения текста. Отсутствует экспозиция, так как читателю мало известно о жизни главного героя до его приезда на Кавказ. Так же нет и завязки, а действие представлено рядом эпизодов, рассказывающих о жизни Печорина.

Соединение нескольких сюжетных линий образует полифоническую структуру романа, который состоит из пяти отдельных повестей. Именно поэтому читатель видит в произведении одновременно пять кульминаций. Развязкой романа можно считать момент смерти Печорина, когда главный герой умирает, возвращаясь из Персии.

Таким образом, можно отметить, что общая сюжетная линия состоит только из кульминаций и развязки. Но интересен тот факт, что в каждой повести в отдельности можно отметить наличие традиционного композиционного членения текста.

Возьмем, к примеру, первую часть романа «Бэла», в которой завязкой повести является разговор брата Бэлы и Казбича, о котором случайно узнает Печорин. Прямой экспозицией выступает момент знакомства офицера-рассказчика с отставным штабс-капитаном Максимом Максимовичем.

Кульминацией становится сцена похищения Печориным Бэлы. А развязкой выступает смерть Бэлы от рук влюбленного в нее Казбича, разум которого был затуманен ревностью и желанием мести.

Первое, что бросается в глаза читателю — это нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Именно поэтому развязка находится в середине текста.

Таким образом, автор постепенно раскрывал характер главного героя.

Сначала читатели увидели его глазами офицера-рассказчика и Максима Максимовича, а затем познакомились с дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Композиция «Героя нашего времени» уникальна еще и тем, что Лермонтов дает характеристику своего героя в моменты пиковых жизненных переживаний, таких как случай с контрабандистами, дуэль с бывшим товарищем Грушницким, схватка с пьяным казаком-убийцей Вулича.

В романе «Герой нашего времени» прослеживается прием кольцевой композиции, так как мы встречаем Печорина в крепости, где он служил с Максимом Максимовичем, и там же мы видим героя в последний раз перед отъездом в Персию. Характерно и то, что в начале и в конце романа присутствуют два героя — Печорин и Максим Максимович.

Так же в произведении мы встречаем другие композиционные приемы, такие как роман в романе — это дневник главного героя. Еще одним приемом является умолчание, а именно, рассказ о некоторой истории, после которой Печорин был сослан на Кавказ.

Наблюдается и ретроспекция, когда главный герой встречает свою давнюю возлюбленную Веру.

Стоит отметить, что композиция романа «Герой нашего времени» интересна, необычна и несет в себе много новаторства.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2021

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность.

В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем.

Роман разделен на 5 частей.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда.

Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

  Цитаты из романа “Обломов” о лени Обломова для сочинения

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция.

А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина.

Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем.

Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида.

Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Жанр и композиция романа «Герой нашего времени»

Своим романом Лермонтов создал первый русский реалистический, социальный и психологический роман и тем самым проложил дорогу таким представителям этого жанра, как Тургенев и Л. Толстой.

Задачами автора являлись психологический анализ основного героя романа, раскрытие его сложного и противоречивого характера.

Это определило и своеобразную композицию романа. Основной ее особенностью является композиционная инверсия, т.е. расположение глав романа вне хронологии. Произведение делится на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно — главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент.

По пути к новому месту назначения он заехал в Тамань, затем Печорин держал свой путь в Пятигорск, а впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок следования глав для того, чтобы детально раскрыть душу Печорина, применяя различные способы познания этой сложной натуры.

В «Бэле» главный герой описывается Максимом Максимычем — добродушным, мягким штабс-капитаном. По этой главе мы можем судить о том, как Печорина воспринимал его приятель.

Последние три главы романа представляют собой дневник главного героя, по которым мы можем судить о его душевных процессах, переживаниях и о его восприятии жизни, Печорин «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Читайте также:  Роберт рождественский - стихи о родине: читать стихотворения рождественского о россии, родине

Дабы раскрыть полнее психологию своего героя, Лермонтов прибегает к приему противопоставления главного героя другим персонажам романа: простым людям, таким как Максим Максимыч, Бэла и контрабандисты; а также и дворянам, «водяному обществу». Однако есть один герой, который сопоставляется Печорину — это доктор Вернер.

Более детально разобраться в построении романа помогают два авторских предисловия, в которых обозначен жанр глав: «Бэла» — повесть, данная и форме «путевых записок» проезжего офицера, который сам впервые знакомится с Печориным по рассказу Максима Максимыча; «Максим Максимыч» — путевой очерк; «Тамань» — авантюрная новелла; «Княжна Мери» — психологическая повесть, данная в форме дневника; «Фаталист» — авантюрно-психологическая новелла. Каждая из этих повестей, соответственно своему жанру, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сталкивает его с разного типа людьми.

Психологический характер романа обусловливает и особенности изображения и введения в роман картин природы и деталей быта. Природа дается в психологическом плане, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашена его настроениями.

Внешний быт Печорина мало интересует автора романа, поэтому мало дается деталей бытового характера.

«Герой нашего времени» — роман психологический, в котором внимание Лермонтова устремлено на психологию героя, на «историю души человеческой», души Печорина.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге.

Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи.

«Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым.

События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула.

Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина. В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича.

Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином.

Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером.

Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления.

Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

Представленные композиционны особенности произведения могут быть использованы учениками 9 классов при подготовке материала для сочинения на тему «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого.

Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее.

Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Фаталист

Правильное расположение частей

Роман изучается в двух плоскостях — так, как главы расположил автор и так, как они должны следовать согласно верной хронологии.

Нарушая последовательность событий, Лермонтов создает реалистичный облик своего непростого человека. Сначала Печорин кажется откровенным подлецом, для которого нет ничего святого.

Однако постепенно его образ меняется в восприятии читателя, становясь сложным, неоднозначным.

Этот человек страдает, но ничего не может с собой поделать. Это человек своего времени, его жертва. Если расположить части текста в верной хронологии, получится обычный скучноватые приключенческий роман с налетом авантюризма и любовной тематикой. «Правильная» композиционная структура такова:

  1. «Тамань». Путешествие героя по Кавказу только начинается.
  2. Глава «Княжна Мэри». Именно здесь главный герой посмеялся над чувствами Мэри и сразился на дуэли с Грушницким, хотя вполне мог бы избежать кровопролития. За дуэль его отправляют в ссылку.
  3. «Фаталист». Печорин прибывает в казачью станицу, где происходит удивительная история с Вуличем.
  4. «Бэла». Похищение и горькая судьба восточной девушки оживают на страницах этой главы.
  5. «Максим Максимович».
  6. «Предисловие к журналу Печорина». Из этой небольшой части романа читатель узнает, что главный герой умер.

Лермонтов сознательно отказался от линейного изложения. Сначала он показывает Печорина глазами других людей и только после этого дает персонажу возможность высказаться самому. При написании сочинений по тексту это важно учитывать. Нарушенная хронология — это смелый авторский шаг в классической литературе.

История создания

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Расположение глав, хронология и общая композиция

Первые две главы «Белла» и «Максим Максимыч были вводными, предваряющими знакомство непосредственно с дневниками Печорина.

Вторая часть продолжает записки Печорина. В эту часть пошли две повести: «Княжна Мери» и «Фаталист». Повесть о княжне Мери Печорин записал, находясь в крепости, где он служил год вместе Максимом Максимычем. Через Тамань Печорин ехал на Кавказ. Таким образом, хронологически, события развивались следующим образом:

  • «Тамань»,
  • «Княжна Мери»,
  • «Белла»,
  • «Фаталист»
  • «Максим Максимыч».

Герой романа

Герой романа Григорий Печорин – собирательный образ. Благо за время непродолжительной службы Михаил Юрьевич много насмотрелся на сослуживцев, чтобы выделить в них общие черты характера, особенности своего поколения. В романе описаны места, где Лермонтов бывал сам. Но это не значит, что Лермонтов писал Печорина с себя.

События, связанные с повестью «Белла», где офицер держал у себя девушку, действительно могли иметь место, и Лермонтов мог услышать об этом от сослуживцев, или попутчиков. Но сам Лермонтов никогда не похищал кавказских девушек. Портрет главного героя описывает сначала Максим Максимыч в первой главе, потом его развивает автор после личной встречи с ним во второй главе.

Композиция романа «Герой нашего времени»

Роман «Герой
нашего времени» – первый в русской
литературе психологический роман, и
один из совершенных образцов этого
жанра.

Психологический анализ характера
главного героя осуществляется в сложном
композиционном построении романа,
композиция которого причудлива нарушением
хронологической последовательности
основных его частей.

В романе «Герой
нашего времени» композиция и стиль
подчинены одной задаче: как можно глубже
и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его
внутренней жизни, так как «история души
человеческой, – как заявляет автор в
Предисловии к «Журналу Печорина», – хотя
бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее
и не полезнее истории целого народа,
особенно… когда она… писана без
тщеславного желания возбудить участие
или удивление». Следовательно, композиция
этого романа является одной из важнейших
его художественных особенностей.

По истинной
хронологии повести должны были
располагаться следующим образом:
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие
к «Журналу Печорина».

Лермонтов ломает
порядок событий и рассказывает о них
не в хронологической последовательности:
«Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие
к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна
Мери», «Фаталист».

Такое расположение
частей романа, нарушающее хронологический
порядок, усиливает сюжетное напряжение,
дает возможность максимально заинтересовать
читателя Печориным и его судьбой,
постепенно раскрывая во всей
противоречивости и сложности его
характер.

Повествование
ведется от имени трех рассказчиков:
некоего странствующего офицера,
штабс-капитана Максима Максимыча и,
наконец, самого Григория Александровича
Печорина. Автор прибегнул к этому приему,
чтобы осветить события и характер
главного героя с разных точек зрения,
и как можно полнее.

У Лермонтова это не
просто три рассказчика, а три типа
рассказчика: сторонний наблюдатель
происходящего, второстепенный персонаж
и участник событий, а также сам главный
герой. Над всеми тремя главенствует
создатель всего произведения – автор.

Нам представлены не просто три точки
зрения, а три уровня постижения характера,
психологического раскрытия натуры
«героя времени», три меры постижения
сложного внутреннего мира незаурядной
индивидуальности.

Читайте также:  Краткое содержание романа «Отец Горио» (Оноре де Бальзак)

Присутствие трех
типов рассказчиков, их расположение в
ходе повествования тесно увязывается
с общей композицией романа, определяет
и хронологическую перестановку событий,
одновременно находясь в сложной
зависимости от такой перестановки.

В повести
«Бэла» начинает рассказ о Печорине
Максим Максимыч: «Славный был малый,
смею вас уверить; только немножко
странен. Ведь, например, в дождик, в холод
целый день на охоте; все иззябнут,
устанут, – а ему ничего.

А другой раз
сидит у себя в комнате, ветер пахнет,
уверяет, что простудился; ставнем
стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а
при мне ходил на кабана один на один;
бывало, по целым часам слова не добьешься,
зато уж иногда как начнет рассказывать,
так животики надорвежь от смеха… Да-с,
с большими был странностями».

Лермонтов
избегает местных, диалектных или
кавказских иноязычных слов, намеренно
пользуясь общелитературной лексикой.
Простота и точность лермонтовского
прозаического языка вырабатывались
под прямым воздействием прозы Пушкина.

Центральным
в повести «Бэла» является рассказ
Максима Максимыча, включенный в записки
странствующего офицера. Вложив рассказ
об истории Печорина и Бэлы в уста старого
кавказца Максима Максимыча, Лермонтов
оттенил трагическую опустошенность
Печорина и вместе с тем противопоставил
ему цельный характер русского человека.

В следующей
повести «Максим Максимыч» штабс-капитан
превращается в действующее лицо.
Повествование продолжается от имени
автора романа. Здесь единственный раз
по всей книге автор встречается с героем,
Печориным.

Это необходимо для того,
чтобы реалистически мотивировать
детальный психологический портрет
Печорина, включенный во вторую повесть.
Введение в ткань романа второго
рассказчика корректирует фокус
изображения.

Если Максим Максимыч
рассматривает события как бы в перевернутый
бинокль, так что все в поле его зрения,
но все слишком общо, то офицер-рассказчик
приближает изображение, переводит его
с общего плана на более укрупненный.

Однако у него как у рассказчика есть
недостаток в сравнении со штабс-капитаном:
он слишком мало знает, довольствуясь
лишь мимоходными наблюдениями. Вторая
повесть поэтому в основном подтверждает
впечатление, вынесенное после знакомства
с началом романа: Печорин слишком
равнодушен к людям, иначе своей холодностью
не оскорбил бы Максима Максимыча, столь
преданного дружбе с ним.

Не только
к Максиму Максимычу равнодушен Печорин,
но и к самому себе, отдавая Журнал
штабс-капитану. Рассказчик, наблюдая
за внешность Печорина, отмечает: «… о
глазах его я должен сказать еще несколько
слов. Во-первых, они не смеялись, когда
смеялся он! Вам не случалось замечать
такой странности у некоторых людей?..

Это признак – или злого нрава, или
глубокой постоянной грусти. Из-за
полуопущенных ресниц они сияли каким-то
фосфорическим блеском, если можно так
выразиться.

То не было отражение жара
душевного или играющего воображения:
то был блеск, подобный блеску гладкой
стали, ослепительный, но холодный; взгляд
его – непродолжительный, но проницательный
и тяжелый, оставлял по себе неприятное
впечатление нескромного вопроса и мог
бы казаться дерзким, если бы не был столь
равнодушно спокоен». Во второй повести
автор как бы подготавливает читателя
к дальнейшему «Журналу Печорина», потому
что он узнает, каким образом в руки
автора попали записки Печорина.

Вторая
повесть способна раздразнить воображение
читателя: что же истинного в Печорине
– злой ли нрав или глубокая постоянная
грусть? Только после этого, возбудив
пытливый интерес к столь необычному
характеру, заставив читателя, отыскивающего
ответ, быть внимательным ко всякой
подробности дальнейшего рассказа, автор
меняет рассказчика, давая слово самому
центральному персонажу: как рассказчик
он имеет несомненные преимущества перед
двумя своими предшественниками, так не
просто знает о себе более других, но и
способен осмыслить свои поступки,
побуждения, эмоции, тончайшие движения
души – как редко кто это умеет. В
самоанализе – сила и слабость Печорина,
отсюда его превосходство над людьми и
в этом одна из причин его скептицизма,
разочарованности.

В Предисловии
к «Журналу Печорина» автор сообщает
то, чего не мог сообщить сам Печорин:
Печорин умер, возвращаясь из путешествия
в Персию. Так обосновывается право
автора на публикацию «Журнала Печорина»,
состоящего из трех повестей: «Тамань»,
«Княжна Мери» и «Фаталист».

«Тамань»
– остросюжетная повесть. В этой повести
все объясняется и развязывается самым
обычным и прозаическим образом, хотя
первоначально воспринимается Печориным
несколько романтически и подлинно
поэтически, что неудивительно: Печорин
попадает в непривычную и в нетипичную
для дворянского героя обстановку.

Ему
кажется загадкой бедная хата с ее
неприветливыми обитателями на высоком
обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается
в эту непонятную ему, странную жизнь
контрабандистов, «как камень, брошенный
в гладкий источник» и «едва сам не пошел
ко дну».

Грустно-ироническое восклицание
Печорина подводит правдивый и горький
итог всему происшествию: «Да и какое
мне дело до радостей и бедствий
человеческих, мне, странствующему
офицеру, да еще с подорожной по казенной
надобности!..».

Вторая
поветь, входящая в «Журнал Печорина»
«Княжна Мери», разрабатывает тему героя
времени в окружении «водяного общества»,
в окружении которого и в столкновении
с которым показан Печорин.

В повести
«Княжна Мери» Печорин выступает перед
читателем не только как мемуарист-рассказчик,
но и как автор дневника, журнала, в
котором точно фиксируются его размышления
и впечатления. Это позволяет Лермонтову
с большой глубиной раскрыть внутренний
мир своего героя.

Дневник Печорина
открывается записью, сделанной 11 мая,
на другой день после приезда в Пятигорск.
Подробные описания последующих событий
составляют как бы первую, «пятигорскую»
часть повести. Запись от 10 июня открывает
вторую, «кисловодскую» часть его
дневника.

Во второй части события
развиваются стремительнее, последовательно
подводя к кульминации повести и всего
романа — к дуэли Печорина с Грушницким.
За дуэль с Грушницким Печорин попадает
в крепость к Максиму Максимычу. Этим и
заканчивается повесть. Таким образом,
все события «Княжны Мери» укладываются
в срок немногим больший, чем полтора
месяца.

Но повествование об этих немногих
днях дает возможность Лермонтову с
исключительной глубиной и полнотой
раскрыть изнутри противоречивый образ
Печорина.

Именно в
«Княжне Мери» наиболее глубоко показаны
безысходное отчаяние, трагическая
безнадежность Печорина, умного и
даровитого человека, искалеченного
средой и воспитанием.

Прошлое
Печорина в пределах «Героя нашего
времени» мало интересует Лермонтова.
Автор почти не занят вопросом о становлении
своего героя.

Лермонтов не считает даже
нужным сообщить читателю, что делал
Печорин в Петербурге в продолжение пяти
лет, прошедших после возвращения его с
Кавказа и до нового появления во
Владикавказе («Максим Максимыч») по
пути в Персию. Все внимание Лермонтова
об­ращено на раскрытие внутренней
жизни своего героя.

Не только
в русской, но и в мировой литературе
Лермонтов одним из первых овладел
умением улавливать и изображать
«психический процесс возникновения
мыслей», как выразился Чернышевский в
статье о ранних повестях и рассказах
Льва Толстого.

Печорин
последовательно и убедительно раскрывает
в своем дневнике не только свои мысли
и настроения, но и духовный мир и душевный
облик тех, с кем ему приходится встречаться.
От его наблюдательности не ускользают
ни интонации голоса собеседника, ни
движения его глаз, ни мимика.

Каждое
сказанное слово, каждый жест открывают
Печорину душевное состояние собеседника.
Печорин не только умен, но и наблюдателен
и чуток. Этим объясняется его умение
отлично раз­бираться в людях. Портретные
характеристики в «Журнале Печорина»
поражают своей глубиной и меткостью.

Природа и
пейзаж в «Герое нашего времени», в
особенности в «Журнале Печорина», очень
часто не только фон для человеческих
переживаний. Пейзаж непосредственно
проясняет состояние человека, а иногда
контрастно подчеркивает несоответствие
переживаний героя и окружающей обстановки.

Первой же
встрече Печорина с Верой предшествует
грозовой, насыщенный электричеством
пейзаж: «Становилось жарко; белые
мохнатые тучки быстро бежали от снеговых
гор, обещая грозу; голова Машука дымилась,
как загашенный факел; кругом него вились
и ползали, как змеи, серые клочки облаков,
задержанные в своем стремлении и будто
зацепившиеся за колючий его кустарник.
Воздух был напоен электричеством».

Противоречивое
состояние Печорина перед дуэлью
характеризуется двойственностью образов
и красок утреннего пейзажа окрестностей
Кисловодска: «Я не помню утра более
голубого и свежего! Солнце едва выказалось
из-за зеленых вершин, и слияние первой
теплоты его лучей с умирающей прохладой
ночи наводило на все чувства какое-то
сладкое томленье».

Тот же прием контрастного освещения применен
в описании горного пейзажа, окружавшего
дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы:
«Кругом, теряясь в золотом тумане утра,
теснились вершины гор, как бесчисленное
стадо, и Эльбрус на юге вставал белою
громадой, замыкая цепь льдистых вершин,
между которых уж бродили волокнистые
облака, набежавшие с востока, а подошел
к краю площадки и посмотрел вниз, голова
чуть-чуть у меня не закружилась; там,
внизу, казалось темно и холодно, как в
гробе: мшистые зубцы скал, сброшенных
грозою и временем, ожидали своей добычи».

Печорин,
умеющий точно определить каждую свою
мысль, всякое душевное состояние,
сдержанно и скупо сообщает о возвращении
с поединка, на котором был убит Грушницкий.
Краткое, выразительное описание природы
раскрывает читателю тяжелое состояние
Печорина: «Солнце казалось мне тускло,
лучи его меня не грели».

Последняя
повесть «Журнала Печорина» – «Фаталист».
Трагическая гибель Вулича как бы
подготавливает читателя «Фаталиста»
к неизбежной и близкой смерти Печорина,
о которой автор уже сообщил в Предисловии
к «Журналу Печорина».

В этой
повести вопрос о судьбе и о предопределении
ставится Лермонтовым на совершенно
реальном, даже бытовом материале.

В
идеалистической философской литературе,
в рассказах, повестях и романах 20-х и в
особенности 30-х годов, в период усилившейся
европейской реакции, этому вопросу
уделялось большое внимание.

Ключом к
идейному замыслу «Фаталиста» является
монолог Печорина, объединяющий первую
часть новеллы со второй ее частью, в
которой речь идет о смерти Вулича.
Размышления Печорина в этом монологе
как бы подводят итог всему «Журналу
Печорина» и даже роману «Герой нашего
времени» в целом.

Именно в
«Фаталисте» Печорин трезво и мужественно
разглядел источник многих своих бед,
узрел причину зла, но не природу соблазна:
«В первой молодости я был мечтателем;
я любил ласкать попеременно то мрачные,
то радужные образы, которые рисовало
мне беспокойное и жадное воображение.

Но что от этого мне осталось? одна
усталость, как после ночной битвы с
привидениями, и смутное воспоминание,
исполненное сожалений.

В этой напрасной
борьбе я истощил и жар души, и постоянство
воли, необходимое для действительной
жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее
уже мысленно, и мне стало скучно и гадко,
как тому, кто читает дурное подражание
давно ему известной книге».

Ссылка на основную публикацию