Какими качествами обладают любимые герои Булгакова?

Над этим вопросом я хочу поразмышлять вместе с вами!

Какими качествами обладают любимые герои Булгакова?

А есть ли в романе положительные герои? Я не говорю о тех образах, которые вам понравились по тем или иным причинам (художественная полнота качеств характера, оригинальность изображения и т.д.) – ведь могут понравиться и отрицательные персонажи… Что для вас положительно в этом романе? Кто положителен по вашему мнению?

Какими качествами обладают любимые герои Булгакова?

 Я считаю, что положительных героев в романе нет, так как даже сам автор, описывая какие-то мелочи их внешности, поведения, показывал свое отнюдь не положительное отношение к ним.

     Начнем с самого яркого героя этого великолепного романа Воланда. Булгаков описывает его так:
    «Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые.

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Первый глаз черный, левый – почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».

    Возникает тогда вопрос, где же Булгаков показывает свое отношение к Воланду? И люди знающие, что Булгаков был врачом, а именно врачом-сифилитологом, сразу укажут на глаза. Ведь разный цвет глаз – это отнюдь не мистика, а симптом далеко зашедшего сифилитика. И вряд ли после того можно сказать, что Булгаков положительно относиться к своему герою.

А уж если автор сделал героя отрицательным, то и мы должны его воспринимать точно так же. Хотя многие критики считают, что Воланд – это воплощение истину, то есть они делают его положительным героем. Но почему? Воланд же сатана, а сатана не может быть хорошим. Да он наказывает людей за пороки, но как он это делает.

Сначала он проверяет людей, выявляет эти пороки, а потом просто их разжигает. А вот тут и настает час расплаты, люди просто попадают в руке к сатане. Это доказывает то что он надсмехается над ними.
    Можно много приводит доказательств относительно Воланда , но возьмем следующего героя Иешуа. Положительный ли он герой в глазах Булгакова.

Скорее всего, нет, вспомним разговор Понтия Пилата и Иешуа. «Иешуа заискивающе улыбнулся, шмыгнув носом». Неужели положительный герой может так сделать.

Вот, например, как говорит диакон Кураев об Иешуа и отношении Булгаков к нему: «Нельзя не заметить, что в московских главах романа Булгаков с полной своей симпатией и авторским сочувствием описывает тот погром, который устроила Маргарита в литературной Москве. Значит сам Булгаков идеологии Иешуа все добренькие, все хорошие не сочувствует».

И я полностью согласна с его мнением. Даже его создатель, Мастер не разделяет с ним одну идеологию. Иешуа – это прототип Христа, но здесь он показан совершенно с другой стороны. Здесь не показан не тот Христос, за которым шли люди, не тот который пытался наставить всех на путь истинный.

Здесь показан Христос, который был выгоден Воланду, ведь роман который писал Мастер, был заказан им. А уж если Иешуа был связан с Воландом, то это уж точно не делает его хорошим героем.
    Теперь возьмем создателя Иешуа, Мастера. Может быть, он окажется тем самым хорошим в глазах Булгакова. Давайте вспомним предысторию мастера. И вот что мы узнаем: он работает в музее.

Да на первый взгляд это совершенно положительное качество, потому в советском союзе человек, работающий в музее это внутренний эмигрант, то есть он скрывается от все этой политической суеты. Но вот тут возникает вопрос, в каком именно музее работает Мастер? Казалось бы, Булгаков не дает никаких намеков на это.

Но в конце двадцатых годов в стране только один музей и это музей революции. И вряд ли для Булгакова это положительная черта, так как Михаил Афанасьевич был антисоветским писателем. Да и как человек, который заключает сделку с дьяволом, может быть хорошим? Да он пытается сжечь роман пытается забыть все, но не может этого сделать. Потому что теперь он в руках Воланда.

И это сильно отталкивает читателя от Мастера.
    Но вот следующий персонаж наоборот чаще всего вызывает симпатию. Это Иван Бездомный, но хотел ли Булгаков показать его таким? Существует много версий, но все, же мне кажется, что Иван отрицательный герой в глазах Булгакова.

Ещё раз повторюсь, Михаил Афанасьевич называл себя антисоветским писателем, а это и есть главная причина того, что Бездомный отрицательный герой в его глазах. После всех событий произошедших в Москве, Бездомный становиться профессором философии и истории. И вот именно на этих основаниях критики делают вывод, что Иван положительный герой, ведь он стал профессором истории.

Но как совершенный неуч смог за семь лет так хорошо выучить историю? И вот здесь я соглашусь с дьяконом Кураевым, который сказал, что не профессором истории становиться он, а философии. Именно в философии в те времена можно было добиться такой карьеры. Нужно всего лишь было принять советскую идеологию. То есть «стать отличником» в промывке мозгов.

Следовательно, он явно не мог стать положительным героем в глазах антисоветского писателя.
    Ну и наконец, Маргарита. Давайте обратимся опять к детальному описанию. А именно Булгаков пишет: «…….заливаясь хохотом и отплевываясь….». Неужели по истине положительная героиня Наташа Ростова могла так сделать? Или вот «Улыбнулась, оскалив зубы».

Представим Татьяну Ларину любимую героиню Пушкина, которая оскалила бы зубы. Это невозможно, потому, что настоящий положительный герой никогда не будет перенимать черты отрицательного. А, следовательно, и Маргарита в глазах Булгакова не была хорошей. Да и в моих глазах Маргарита не вызывает симпатии. Все говорят о том, что это образец преданной любви, но я это не увидела. Мастер находится в психушке, а она тем временем, забыв про него веселится на балу, она, имея возможность вернуть его, просит за Фриду. И вот как она объясняет свой поступок.
    «Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду». Многие скажут, что это милосердие. Но она сама отрицает это, когда Воланд задает ей это вопрос. А это значит, что себя и свои чувства она ставит выше своей любви.

    Итак, разобрав всех главных героев это романа, я могу сделать такой вывод. Булгаков это писатель, который оставил право за читателем ставить свои оценки. Но в то же время четко показывает свою отрицательную позицию к своим героям.

Ну и самый главный вывод, что в этом романе нет положительных героев.

Но для чего тогда Булгаков создал его? Булгаков видел в своем романе седьмое доказательство бытия божия, ведь не зря третья глава его романа называется «Седьмое доказательство».

Какими качествами обладают любимые герои Булгакова?

Без всякого сомнения, Булгаков ценил русскую интеллигенцию, считая её и только лишь её элитарной, то есть возвышенной, прослойкой общества, которая способна коренным образом повлиять общество и сделать его лучше. В произведении «Мастер и Маргарита», например, Булгаков всячески симпатизировал Мастеру.

Этот герой как раз и является представителем той самой интеллигенции, о которой говорилось выше. Он — человек образованный, с сильным духовным стержнем и в высшей мере развитым самосознанием. Такие качества помогали ему даже в самых крайних ситуациях оставаться при своём здравом мышлении.

В романе «Белая Гвардия» Булгаков отобразил внутренние переживания личности в мире, где происходит разрушение всего: ценностей, границ, жизни, порядка, закона.

В рамках этой полуразрушенной действительности в положительных героях произведения Булгаков ценит больше всего честь, остроумие, мужественность и стойкость, последовательность в своих взглядах, если эти взгляды оправданы.

По мнению автора, все эти качества и были присущи настоящим интеллигентам, которые вынашивали до конца свои идеи и мысли, что рождались большим и окрепшим интеллектом.

Через поведение, действие, а главное — через диалоги и размышления героев в своих произведениях Булгаков показал, кто, по его мнению, является носителем верных ценностей и идей. Это были именно те люди, которые могли трезво оценивать сложившуюся картину времени, подвергали её критике и, с присущим их умом остроумием, показывали основной массе населения всю абсурдность их реалий.

Арифметика. Начинается! — прохрипел запыхавшийся генерал, взбежал на 6-й этаж к «блюстителю русского престола» Кириллу. Бег. Пьеса Булгакова, Бег Белая гвардия. Роман Булгакова, Белая гвардия. Библифетчик. На одной из станций библиотекарь в вагоне-читальне в то же время и буфетчик. Богема. Как перед истинным Богом, скажу, если кто меня спросит, чего я заслуживаю: заслуживаю я каторжных работ. Был май. Был май. Был прекрасный месяц май. Я шел по переулку, по тому самому, где помещается театр. В кафе. Кафе в тыловом городе. В ночь на 3-е число. Пан куренный в ослепительном свете фонаря блеснул инеем, как елочный дед, и завопил на диковинном языке, состоящем из смеси русских… В театре Зимина. Не узнать зиминского театра. Окрашенные в какие-то жабьи серые тона, ярусы скрылись под темно-красными полотнищами с цифрой «5». Вода жизни. Станция «Сухая Канава» дремала в сугробах. В депо вяло пересвистывались паровозы. В железнодорожном поселке тек мутный и спокойный зимний денек. Воспаление мозгов. Посвящается всем редакторам еженедельных журналов. Воспоминание…. У многих, очень многих есть воспоминания, связанные с Владимиром Ильичем, и у меня есть одно. Вьюга. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Грядущие перспективы. Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Египетская мумия. Рассказ Члена Профсоюза. Приехали мы в Ленинград, в командировку, с председателем нашего месткома. Звёздная сыпь. Это он! Чутье мне подсказало. На знание мое рассчитывать не приходилось. Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева. В корреспонденциях Ферапонта Ферапонтовича Капорцева (проживает в провинции) исправлена мною только неуместная орфография. Как он сошёл с ума. Дверь в отдельную камеру отворилась, и вошел доктор в сопровождении фельдшера и двух сторожей. Каэнпе и капе. Большая комната. За столом расположилась комиссия и секретарь с кипой заявлений. В коридоре за дверью ожидает очереди толпа школьных работников. Киев-город. Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. Китайская история. Это был замечательный ходя, настоящий шафранный представитель Небесной империи, лет 25, а может быть, и сорока? Красная корона. Больше всего я ненавижу солнце, громкие человеческие голоса и стук. Частый, частый стук. Крещение поворотом. Побежали дни в Н-ской больнице, и я стал понемногу привыкать к новой жизни. Летучий голландец. Дневник больного. 5-го июля. Кашлять я начал. Кашляю и кашляю. Всю ночь напролет. Мастер и Маргарита. Роман Булгакова, Мастер и Маргарита Морфий. Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Налёт. Разорвало черную кашу метели косым бледным огнем, и сразу из тучи вывалились длинные, темные лошадиные морды. Необыкновенные приключения доктора. Доктор N, мой друг, пропал. По одной версии его убили, по другой — он утонул во время посадки в Новороссийске… Ноября 7-го дня. За день, за два до праздника окна во многих магазинах уже стали наливаться красным светом. Остерегайтесь подделок!. Мы надеемся только на наших бывших союзников французов и в особенности на господина Пуанкаре… Паршивый тип. Если верить статистике, сочиненной недавно некиим гражданином (я сам ее читал) и гласящей… Площадь на колёсах. Дневник гениального гражданина Полосухина. Повестка с государем императором. Рабочий Влас Власович Власов получил из вознесенского почтового отделения повестку на перевод. Полотенце с петухом. Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего… Похождения Чичикова. Поэма Булгакова, Похождения Чичикова Праздник с сифилисом. По материалу, заверенному Лака-Тыжменским сельсоветом Пропавший глаз. Итак, прошел год. Ровно год, как я подъехал к этому самому дому. Псалом. Первоначально кажется, что это крыса царапается в дверь. Но слышен очень вежливый человеческий голос. Птицы в мансарде. Весеннее солнце буйно льется на второй двор в Ваганьковском переулке в доме № 5, что против Румянцевского музея. Рабочий город-сад. Мысль организовать под Москвой рабочий поселок зародилась у группы служащих и рабочих 3-х крупных предприятий… Развратник. Стрелочник кашлянул и вошел к начальству в комнату. Начальство помещалось за письменным столом. Ревизор с вышибанием. Сцена представляет клуб при станции N Донецких железных дорог. Занавес закрыт. Самогонное озеро. Самоцветный быт. Лично я получил такую заметку, направленную из глухой провинции в редакцию столичной газеты… Собачье сердце. Повесть Булгакова, собачье сердце. Советская инквизиция. Последнее, заключительное злодейство, совершенное палачами из ЧК, расстрел в один прием 500 человек… Стальное горло. Тайному другу. Бесценный друг мой! Итак, Вы настаиваете на том, чтобы я сообщил Вам в год катастрофы, каким образом я сделался драматургом? Тьма египетская. Где же весь мир в день моего рождения? Где электрические фонари Москвы? Ханский огонь. Когда солнце начало садиться за орешневские сосны и Бог Аполлон Печальный перед дворцом ушёл в тень… Четыре портрета. Ну-с, господа, прошу вас, — любезно сказал хозяин и царственным жестом указал на стол. Я убил. Доктор Яшвин усмехнулся косенькой и странной усмешкой и спросил так… № 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна. Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семидесятью окнами на асфальтированный двор с камышом девушкой у фонтана.
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое материнская любовь?» по тексту Яковлева

Сочинение-рассуждение Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (Мастер и Маргарита)

Михаил Афанасьевич Булгаков – во многих своих произведений старался ответить на одни из вечных вопросов. В романе «Мастер и Маргарита» автор осмысливает проблемы выбора, борьбы добра со злом, человеческого достоинства, ценности истинного искусства.

Для этого он тщательно подобрал каждый образ, портрет, который несет собой определенную задачу, данную автором.

В булгаковской прозе именно главные действующие лица – Мастер и Маргарита – являются «любимыми» авторскими героями, в них заключена вся глубина его мысли.

Мастер – центральный образ произведения, являющийся также одним из самых загадочных фигур.

В его образе воплощены черты «внутреннего поэта», это автобиографический персонаж, в котором содержится авторское самоощущение.

Именно с ним связана философия романа, так как сам Мастер был мыслителем, творцом с развитым самосознанием. Он – настоящая творческая личность, с ее бесконечными поисками и страданиями.

Герой пишет произведение всей своей жизни, не жалея времени и не щадя себя. «Понтий Пилат» — плод свободного труда, мысли, творческого полета. Его роман о Понтии Пилате подвергся жесточайшей критике литераторов, отчего у Мастера пропадает вера в себя и в свое творение.

Это разрушающе действует на душу художника. Но «литературному обществу» не удается убить талант («рукописи не горят»). Мастер достоин покоя, тихого дома, творческой и душевной свободы.

Он – гений, которого по достоинству смогли оценить лишь потусторонние силы и Маргарита, девушка, ставшая его судьбой и спасением.

У Маргариты, прототипом которой являлась третья жена Булгакова – Елена Сергеевна, автор отмечает мистические и глубокие черты характера.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она стала для Мастера музой, предметом глубоких, искренних чувств. В ней Булгаков воплощает идеал «настоящей, верной, вечной любви». Булгаковская Маргарита – символ женственности, сильного духа, верности, красоты и самопожертвования во имя правосудия.

Любовь, раскрывшая ей глаза на правду, побуждает ее к решительным поступкам: она связывается с нечистой силой, отправляется к Сатане на бал, становится ведьмой, избавляет Фриду от вечного наказания и, наконец, освобождает самого Мастера от мук и страданий.

Ее внутренняя сила и борьба с жизненными обстоятельствами внушают уважение и восхищение.

Таким образом, Мастер со свей возлюбленной Маргаритой являются носителями истинных ценностей и идей, заложенными автором. Через судьбу Маргариты Булгаков мы видим путь к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и содержится его сила. Носитель добра и искренности – Мастер – оказался выше предрассудков общества и заслужил покой.

Полезный материал по теме:

Какими качествами обладают любимые герои Булгакова?

Сочинение-рассуждение Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (Мастер и Маргарита)ЕГЭСтр. 1

Какими качествами обладают любимые герои Булгакова?

Сочинение-рассуждение Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (Мастер и Маргарита)ЕГЭСтр. 2

Главные герои «Мастера и Маргариты»

С момента первого издания не иссякает притягательность романа Михаила Булгакова, обращаются к нему представители разных поколений, разного миропонимания. Причин тому – множество.

Одна из них – в том, что в романе «Мастер и Маргарита» герои и их судьбы заставляют переосмысливать жизненные ценности, задумываться над собственной ответственностью за творимые в мире добро и зло.

Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.

Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть.

Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан.

Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.

Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.

Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.

«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».

Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.

Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.

Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.

Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса.

Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.

В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.

Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Старший подручный в свите Воланда, ему поручаются самые ответственные дела. В общении с москвичами Коровьев представляется секретарем и переводчиком иностранца Воланда, но непонятно, кто он в действительности: «маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто». Он постоянно в действии, и, что бы ни делал, с кем бы ни общался, кривляется и паясничает, кричит и «орет».

Манеры и речь Фагота резко меняются, когда он говорит с теми, кто заслуживает уважения. С Воландом разговаривает почтительно, чистым и звучным голосом, Маргарите помогает распоряжаться на балу, ухаживает за Мастером.

Лишь при последнем появлении на страницах романа Фагот предстает в истинном образе: рядом с Воландом скакал на коне рыцарь «с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Когда-то наказанный за неудачный каламбур на тему света и тьмы ролью шута на долгие века, теперь он «свой счет оплатил и закрыл».

Демон, помощник Воланда. Внешность «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию», с бельмом на правом глазу, отталкивающая.

Его основные обязанности связаны с применением силы: «надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде».

Покидая землю, Азазелло принимает настоящий облик – облик демона-убийцы с пустыми глазами и холодным лицом.

По определению самого Воланда, помощник его – «шут гороховый». Он является пред жителями столицы в виде «громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» кота или полного человека с физиономией, похожей на кошачью. Шутки Бегемота отнюдь не всегда безобидны, а после его исчезновения по всей стране начали истреблять обычных черных котов.

Улетая в свите Воланда прочь от Земли, Бегемот оказывается «худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Гелла. Служанка Воланда, ведьма-вампир.

Читайте также:  Смысл песни «Зверь» (группа Наутилус)

Понтий Пилат и Иешуа – главные герои повествования, написанного Мастером.

Прокуратор Иудеи, правитель жестокий и властный.

Понимая, что приведенный на допрос Иешуа ни в чем не виноват, проникается симпатией к нему. Но, несмотря на высокое положение, прокуратор не мог противостоять решению о казни, смалодушничал, опасаясь потерять власть.

Слова Га-Ноцри о том, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», игемон принимает на свой счет. Мучаясь раскаянием, проводит в горах «двенадцать тысяч лун». Отпущен на свободу Мастером, написавшим о нем роман.

Путешествующий из города в город философ. Он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры, и придет время, когда «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» и никакая власть не будет нужна. Он говорит об этом с людьми, но за свои слова обвинен в покушении на власть и авторитет кесаря и казнен. Перед казнью он прощает своих палачей.

В заключительной части романа Булгакова Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом, и они идут, разговаривая, по лунной дороге.

Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.

Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа при тайных свидетелях высказаться о государственной власти. Убит по тайному приказу Понтия Пилата.
Каифа. Иудейский первосвященник, возглавляющий Синедрион. Его обвиняет Понтий Пилат в казни Иешуа Га-Ноцри.

Характеристика героев романа «Мастер и Маргарита» будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.

Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.

Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.

Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.

Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.

Босой Никанор Иванович. «Деловой и осторожный» председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась «нехорошая квартира».

Варенуха. «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».

Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.

Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении «техники фокусов».

Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине «второй свежести».

Краткое описание героев понадобится для того, чтобы легче разобраться в событиях краткого содержания романа «Мастер и Маргарита» и не теряться в вопросе «кто есть кто».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Характеристика главных героев романа "Мастер и маргарита" Михаила Булгакова | Какой Смысл

«Мастер и Маргарита» — широко известный роман М. Булгакова. Произведение освещает любовь главных персонажей сквозь препятствия и невзгоды. Однако, это не единственный освещаемый романом вопрос. Поднимается тема жизненных ценностей, значение добра и зла.

Характеристика главных героев романа «Мастер и маргарита»

Воланд

Воланд — важное действующее лицо произведения. Символизирует собой образ исчадия ада, демона. Исполняет роль стороннего наблюдателя за жизнью простых людей.

Так, например, при просмотре спектакля в театре приходит к выводу, что все зрители «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Доказал, что способен на добрые свершения, сведя вместе мастера и Маргариту.

Воланд восстановил главный труд мастера, главным героем которого был Понтий Пилат. С ним произошла встреча, на которой Пилат был прощен.

Мастер

Мастер — непризнанный гений, который оказался в месте для душевнобольных из-за шквала критики в адрес своего романа. Книга, из-под пера мастера, повествует о древнем правителе Понтии Пилате. Из большой любви Маргарита просит Воланда освободить мастера. Просьба была исполнена, и мастер со своей возлюбленной обрели долгожданный покой.

Маргарита

Маргарита — возлюбленная мастера, была женой другого человека. Брак оказался несчастливым, но Маргарита смогла найти любовь в большом городе. Став его «тайной женой», она тайно встречается с мастером, вдохновляя его на написание романа. Успеха мастер добиться не смог, наоборот, был обречен на звание сумасшедшего.

Маргарита решает спасти любимого и прибегает к помощи злого духа — Воланда. Заключив сделку, она становится главой банкета, где спасает несчастную женщину — Фриду. Участие во многих спорных вопросах и судьбах нуждающихся в заботе людей заставляет Воланда симпатизировать ей.

Он забирает с собой мастера и Маргариту, и вместе со свитой покидает этот мир.

Бездомный Иван

Бездомный Иван — поэт, появившийся на страницах романа одним из первых, вместе с Берлиозом, которому была уготована трагичная судьба. Встреча с Воландом стала для Ивана роковой. Не сумев справиться с нахлынувшими эмоциями, после произошедшей встречи, он попадает в психиатрическую лечебницу. Там встречает мастера, с которым проводит много времени.

Фагот

Фагот, он же Коровьев — один из свиты Воланда. Ему доверяют самые сложные задания, которые тот с успехом решает под видом переводчика иностранца Воланда.

Более конкретного описания персонажа нет, поэтому он предстает как «маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто». Его поведение представляет собой кривляние и крики, но меняется в отношении людей, к которым испытывает уважение.

Например, к Воланду обращается уважительно и с почтением. Маргарите помог организовать бал и поддерживал порядок.

Ближе к концу романа мы видим истинное обличье Фагота, а именно образ рыцаря на коне, который был обречен на роль шута за неудачный каламбур.

Азазелло

Азазелло — приспешник Воланда, рыжий «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию». Выполнял работу, связанную с применением грубой физической силы. Финал произведения раскрывает истинный вид демона — убийца с отталкивающим обликом и пугающими глазницами.

Кот Бегемот

Кот Бегемот — помощник, поднимающий настроение, ведь предстает он в образе большого кота. Вторая ипостась Бегемота — полноватый человек с кошачьими повадками и лицом. Именно он стал причиной массового истребления черных котов, ассоциирующихся у людей с тем монстром. Несмотря на образ скомороха, не все шутки кота были веселыми и безобидными.

Понтий Пилат

Понтий Пилат. Стоит уделить отдельное внимание одному из героев романа в романе «мастер и Маргарита». Древний правитель, который повстречал необычного осужденного, заставившего пересмотреть свои взгляды на мир.

Несмотря на явную симпатию к Иешуа, Пилат не смог отменить назначенную казнь. Он знал о невиновности обвиняемого, но испугался потерять высокую должность.

Совесть не дала ему продолжить привычную жизнь, и Пилат отправился искупать вину в горы, откуда его выпустил мастер, даровав прощение.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри. Всем людям приписывает добрые мысли и поступки, даже если те этого не заслужили. Из-за своей веры был осужден на смерть, люди не могли понять истинный смысл речей этого человека. Сумел простить всех, кто отправил его на казнь.

Михаил Александрович Берлиоз

Представитель литературного объединения оппортунист пытается подавить несогласных. Он считает, что в жизни все происходит по воле и желанию человека, и его теория сразу рушится: Берлиоз неожиданно попадает под трамвай, и ему отрубают голову.

Никанор Иванович Босой

Занимался подкупом, занимая должность председателя домоуправления. Чиновник среднего класса.

Барон Майгель

Он работает с иностранцами, знакомит их с местными достопримечательностями, по сути, является шпионом. На балу он был жертвой, его кровь залита в чашу из черепа Берлиоза.

Иван Савельевич Варенуха

Администратор «Варьете». Беспринципный и лживый человек. После поцелуев Гелла превратилась в вампира. Воланд выполнил его просьбу, снова превратив его в человека. После пережитого кошмара он изменился к лучшему.

Иуда

Как настоящий Иуда, он продает Иешуа за тридцать сребреников, только, в отличие от него, не раскаивается в своем предательстве и убит по приказу Понтия Пилата.

Левий Матфей

Ранее он собирал налоги, после встречи с Га-Ноцри стал его верным соратником и летописцем. Не в силах предотвратить казнь учителя, он снял его тело с креста и спрятал в пещере. Отказывается служить с Понтием Пилатом, обвиняя его в смерти Иешуа. Просит у Воланда награды мира Мастеру и Маргарите. Воланд выполняет эту просьбу.

Персонажи произведений М.А.Булгакова

Data: 09.10.2011 13:26 | Administrator

  • Собачье сердце
  • Иван Арнольдович Борменталь
  • Молодой доктор, ассистент профессора Преображенского.
  • Профессор Преображенский
  • Гениальный ученый и выдающийся хирург.
  • Полиграф Полиграфович Шариков
  • Бывший пес, маргинал и быдло.
  • Швондер
  • Председатель домового комитета, организованного в доме, где живет профессор Преображенский.
  • Роковые яица
  • Владимир Ипатьевич Персиков
  • Профессор зоологии в московском университете, а также – директор Московского зооинститута.
  • Иван Васильевич

Жорж Милославский

  1. Находчивый, ловкий, смелый и патриотичный квартирный вор-рецидивист
  2. Иван Васильевич Бунша
  3. Педантичный, суетливый и навязчивый управдом, радеющий за высокую культуру быта в своем доме.

  4. Записки юного врача
  5. Молодой врач
  6. Мастер и Маргарита

Мастер Писатель, автор романа о Понтии Пилате, человек, не приспособленный к эпохе, в которой живёт, и доведённый до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение.

Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря — «Не будем об этом». Известен только под прозвищем «Мастер», данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной.

Мастер — лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер, главный герой романа, пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати — как у Толстого.

Мастер общался с Воландом — сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38».

Маргарита Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни.

Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц.

Читайте также:  Борис заходер - стихи для детей: читать лучшие детские стихотворения заходера

Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера.

  • Воланд
  • Фагот (Коровьев)
  • Азазелло
  • Кот Бегемот
  • Гелла
  • Михаил Александрович Берлиоз
  • Иван Николаевич Бездомный
  • Степан Богданович Лиходеев

Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме. Фамилия героя найдена в повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где есть персонаж по фамилии Коровкин, весьма похожий на нашего Коровьева. Второе его имя происходит от названия музыкального инструмента фагот, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом — длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить). В образе Коровьева (и его неизменного спутника Бегемота) сильны традиции народной смеховой культуры, эти же персонажи сохраняют тесную генетическую связь с героями-пикаро (плутами) мировой литературы. Участник свиты Сатаны, демон-убийца с отталкивающей внешностью. Прототипом этого персонажа являлся падший ангел Азазель (в еврейских верованиях — ставший впоследствии демоном пустыни), упоминаемый в апокрифической книге Еноха — один из ангелов, чьи действия на земле спровоцировали гнев Бога и Всемирный потоп. Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом. Но на самом деле прототипом кота Бегемота являлась большая чёрная собака Булгакова, которую звали Бегемот. И собака эта была очень умна. Например: когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил. Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей (из числа людей) привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. Поэт, член МАССОЛИТа. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда. Никанор Иванович Босой Председатель жилтоварищества на Садовой улице, где поселился Воланд на время пребывания в Москве. Жаден, накануне совершил хищение средств из кассы жилтоварищества. Коровьев заключил с ним договор на временный наём жилья и дал взятку, которая, как впоследствии утверждал председатель, «сама вползла к нему в портфель». Потом Коровьев по приказу Воланда превратил переданные рубли в доллары и от имени одного из соседей сообщил о спрятанной валюте в НКВД. Пытаясь хоть как-то оправдать себя, Босой признался во взяточничестве и заявил об аналогичных преступлениях со стороны своих помощников, что привело к аресту всех членов жилтоварищества. Из-за дальнейшего поведения на допросе был направлен в сумасшедший дом, где его преследовали кошмары, связанные с требованиями сдать имеющуюся валюту. Иван Савельевич Варенуха Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком. Интересный факт: наказание Варенухи было «частной инициативой» Азазелло и Бегемота Григорий Данилович Римский Финдиректор театра Варьете. Был потрясён нападением на него Геллы вместе со своим другом Варенухой настолько, что предпочёл бежать из Москвы. На допросе в НКВД просил для себя «бронированную камеру». Жорж Бенгальский Конферансье театра Варьете. Был жестоко наказан свитой Воланда — ему оторвали голову — за неудачные комментарии, которые отпускал во время представления. После возвращения головы на место, не смог прийти в себя и был доставлен в клинику профессора Стравинского. Фигура Бенгальского является одной из многих сатирических фигур, цель которых в критике советского общества. Василий Степанович Ласточкин Бухгалтер Варьете. Пока сдавал кассу, обнаруживал следы пребывания свиты Воланда в учреждениях, где он побывал. Во время сдачи кассы неожиданно обнаружил, что деньги превратились в разнообразную иностранную валюту. Прохор Петрович Председатель зрелищной комиссии театра Варьете. Кот Бегемот временно похитил его, оставив сидеть на его рабочем месте пустой костюм. Максимилиан Андреевич Поплавский

Киевский дядя Михаила Александровича Берлиоза, мечтавший жить в Москве. Был приглашен в Москву на похороны самим Воландом, однако, по приезде его заботила не столько смерть племянника, сколько оставшаяся от покойного жилплощадь. Был выгнан свитой Воланда с указаниями возвращаться обратно в Киев.

Андрей Фокич Соков Буфетчик театра Варьете, раскритикованный Воландом за некачественную пищу, подаваемую в буфете. Накопил свыше 249 тысяч рублей на закупках продуктов «второй свежести» и прочих злоупотреблениях служебным положением. Также получил от Воланда сообщение о своей скоропостижной смерти, которому, в отличие от Берлиоза, поверил, и принял все меры к предупреждению, — что ему, разумеется, не помогло. Николай Иванович Сосед Маргариты с нижнего этажа. Был превращён домработницей Маргариты Наташей в борова и в таком виде «привлечён в качестве транспортного средства» на бал у Сатаны. Наташа Домработница Маргариты, по собственному желанию превратившаяся в ведьму во время визита Воланда в Москву. Алоизий Могарыч Знакомый Мастера, написавший на него ложный донос ради присвоения жилплощади. Был выгнан из своей новой квартиры шайкой Воланда. После суда Воланда в беспамятстве покинул Москву, но, очнувшись где-то у Вятки, вернулся. Заменил на должности финдиректора театра «Варьете» Римского. Деятельность Могарыча на этой должности доставляла большие терзания Варенухе. Аннушка Профессиональная спекулянтка. Разбила бутылку с подсолнечным маслом на трамвайных путях, что явилось причиной смерти Берлиоза. По странному совпадению, проживает по соседству с «нехорошей квартирой». Фрида Грешница, приглашённая на бал к Воланду. Когда-то она задушила нежеланного ребёнка платком и закопала, за что испытывает определённого рода наказание — каждое утро ей неизменно подносят к изголовью этот самый платок (каким бы способом она ни пыталась избавиться от него накануне). На балу у сатаны Маргарита обращает внимание на Фриду и обращается к ней персонально (также предлагает ей напиться, и все позабыть), что вызывает у Фриды надежду на прощение. После бала, когда настает время озвучить свою единственную главную просьбу Воланду, ради которой Маргарита заложила свою душу и стала королевой сатанинского бала, Маргарита, расценивая своё внимание к Фриде как неосторожно данное завуалированное обещание избавить её от вечного наказания, а также под влиянием чувств, жертвует в пользу Фриды своим правом на единственную просьбу. Барон Майгель Работник НКВД, приставленный шпионить за Воландом, представляющийся служащим Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы. Был убит на балу у Сатаны в качестве жертвы, кровью которой заполнялась литургическая чаша Воланда. Арчибальд Арчибальдович Директор ресторана Дома Грибоедова, грозный начальник и человек с феноменальной интуицией. Хозяйственен и по обыкновению общепита вороват. Автор сравнивает его с капитаном брига. Аркадий Аполлонович Семплеяров Председатель «Акустической комиссии московских театров». В Театре «Варьете», на сеансе чёрной магии, Коровьев разоблачает его любовные похождения.

Иерусалим, I в. н. э.

Понтий Пилат Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек, тем не менее успевший проникнуться симпатией к Иешуа Га-Ноцри во время его допроса. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. Страдал сильной головной болью, от которой избавил его во время допроса Иешуа Га-Ноцри. Иешуа Га-Ноцри Образ Иисуса Христа в романе, странствующий философ из Назарета, описываемый Мастером в своём романе, а также Воландом на Патриарших прудах. Довольно сильно расходится с образом библейского Иисуса Христа. К тому же, он говорит Понтию Пилату, что Левий-Матвей (Матфей) неправильно записал его слова и что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Пилат: “А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре?” Иешуа: “Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.” Гуманист, отрицающий противление злу насилием. Левий Матвей Единственный последователь Иешуа Га-Ноцри в романе. Сопровождал своего учителя до самой смерти, а впоследствии снял его с креста, чтобы похоронить. Также предпринимал попытку зарезать ведомого на казнь Иешуа, чтобы избавить его от мук на кресте, но потерпел при этом неудачу. В конце романа приходит к Воланду, посланный своим учителем Иешуа, с просьбой о «покое» для Мастера и Маргариты. Иосиф Каифа Иудейский первосвященник, президент Синедриона, осудивший на смерть Иешуа Га-Ноцри. Иуда Один из молодых иерусалимских жителей, передавший Иешуа Га-Ноцри в руки Синедриона. Пилат, переживая свою причастность к казни Иешуа, организовал тайное убийство Иуды, чтобы отомстить. Марк Крысобой Охранник Пилата, покалеченный когда-то при битве, исполняющий обязанности конвоира, и непосредственно проводивший казнь Иешуа и ещё двух преступников. Когда на горе началась сильная гроза, заколол Иешуа и других преступников, чтобы иметь возможность покинуть место казни. Афраний Начальник тайной службы, соратник Пилата. Руководил приведением в исполнение убийства Иуды и подбросил деньги, полученные за предательство, в резиденцию первосвященника Каифы. Низа

Жительница Иерусалима, агент Афрания, притворявшаяся возлюбленной Иуды, чтобы по приказу Афрания заманить его в ловушку 

Ссылка на основную публикацию