Итоговое сочинение: Нужно ли хранить обычай и традиции?

День рождения, свадьба, повышение? Обязательно нужно накрыть поляну для коллег. Уходишь в отпуск? Проставься! Пришёл из отпуска? Тем более. Решил уволиться? Грех не устроить прощальное застолье. Иначе все обидятся и будут за спиной обсуждать, какой ты жмот и нехороший человек.

Похожая ситуация, кстати, наблюдается и с обязательными поборами на дни рождения, свадьбы, появление на свет детей и гендерные праздники: часто человека просто ставят перед фактом, что нужно сдать деньги. А если ему хватает смелости отказаться, могут даже выжить с работы.

Однако любые неформальные отношения между коллегами должны быть делом добровольным. Хочется скинуться кому‑нибудь на конвертик или отпраздновать день рождения на работе — отлично. Не хочется — тоже совершенно нормально. Иначе это похоже на тиранию.

  • ТЕСТ: Как сильно вы бесите коллег?

2. Делать из еды культ

Так сложилось, что у нас принято устраивать пышные застолья на каждый хотя бы мало‑мальски значимый праздник. Торжество не торжество, если на столе нет домашнего холодца, пяти разных салатов, нескольких видов горячего и, конечно, алкоголя.

И одно дело, если вы действительно обожаете готовить и считаете, что лучший способ отпраздновать что‑то — от души поесть и выпить. Но чаще бывает так, что застолья отнимают много времени, сил и нервов, а в результате уставшим и злым хозяевам уже не хочется ничего праздновать. Не говоря уже о том, что переедание не лучшим образом сказывается на здоровье.

Традиционное застолье уже давно не единственный способ отметить важное событие.

Можно устроить лёгкий фуршет или, если погода позволяет, пикник. Или организовать candy‑бар. Можно вообще просто перекусить в ближайшем кафе между катанием на коньках и прыжками на батутах. Вариантов много, и вы можете выбрать любой, не оглядываясь на то, как это было принято раньше. В конце концов, праздник должен приносить радость, а не горы грязной посуды.

3. Рассылать поздравления в мессенджерах и соцсетях

Нет, речь идёт не об искренних и тёплых поздравлениях, которые вы пишете сами для каждого своего знакомого. Это всегда приятно и уместно. Но отправлять всем одинаковые стихи или рассылать страшненькие открытки и гифки… Это не желание порадовать человека, а стремление соблюсти дурацкие формальности и поставить галочку: всех поздравил, я молодец.

И отдельного внимания заслуживают поздравления с религиозными праздниками. Одно дело если вы точно знаете, что ваш адресат относится именно к этой конфессии и соблюдает все ритуалы. И совершенно другое — когда вы просто запускаете одну и ту же картинку‑поздравлялку по всему списку друзей. Не разбираясь, отмечает ли человек эту дату и верит ли он в Бога вообще.

  • 21 сообщение, которое выведет из себя любого

4. Общаться со всеми родственниками

Просто потому что они родственники. И неважно, интересны ли вам эти люди, совпадают ли ваши взгляды на жизнь, приносит ли радость такое общение.

Вам приходится всё это терпеть, просто потому что у вас с этими людьми есть некоторое количество общих генов.

Да, раньше дружить со всей роднёй до седьмого колена было необходимо для выживания. Люди селились большими семьями, а в случае чего могли рассчитывать только друг на друга. И даже каких‑нибудь 50 лет назад именно родственные связи помогали устроиться на работу, отыскать нужного специалиста или найти ночлег в чужом городе.

Но сейчас эти проблемы решаются гораздо проще. А настоящей семьёй зачастую становятся совершенно чужие, казалось бы, люди. И нет ни одной причины общаться с теми, кто вам не интересен, только потому что «кровь не водица».

  • Как общаться с родственниками, если они вам не нравятся

5. Воровать невест или платить за них выкуп

Есть такой «милый» свадебный обычай: посреди торжества гости внезапно подхватывают невесту под руки и тащат прочь, чтобы жених потом её искал.

Кому‑то, возможно, это кажется смешным, но корни у традиции на самом деле страшные: в древние времена девушек зачастую умыкали против их воли и силой заставляли выйти замуж.

И даже сейчас обычай красть невест ещё не искоренён ни в России, ни в странах СНГ.

Поэтому попытки изобразить похищение, пусть и в игровой форме, выглядят довольно жутко и возвращают нас к тем временам, когда женщина считалась вещью.

То же относится и к выкупам невесты, без которых обходится мало какая свадьба. Раньше жених платил за девушку, потому что её семья лишалась рабочих рук, но в современном мире это уже как‑то унизительно.

Правда, есть у этого обычая ещё одно значение , более романтичное: проходя символические испытания, жених как бы отправлялся за суженой в иной мир и показывал, что готов ради неё преодолеть любые трудности. Но современные выкупы мало напоминают сказочные сюжеты, зато тему денег и платы за невесту (пусть и символической), обыгрывают довольно часто. А живые люди — это не товар.

6. Менять фамилию после бракосочетания

Раньше после свадьбы девушка переставала быть частью своей семьи и переходила в семью мужа. Поэтому отрекалась от всего старого, в том числе и от фамилии. Но сейчас эта традиция выглядит атавизмом.

Во‑первых, крепкие отношения строятся на равноправии и партнёрстве: женщина не собственность мужчины и его родственников, он не принимает её в свою семью, а заключает равноценный союз. Во‑вторых, бегать по разным инстанциям и менять целую гору документов — то ещё развлечение. В‑третьих, смена фамилии может повредить карьере.

Если человеку это удобно — например, фамилия супруга или супруги нравится больше собственной — почему бы и нет. Но отказываться от части своего имени, только потому что кто‑то когда‑то так решил, бессмысленно. Кстати, сейчас женщины всё чаще оставляют после брака свою фамилию, и это вполне логично.

7. Строго разделять обязанности на мужские и женские

Помыть сантехнику, пол или посуду — занятие однозначно не мужское: «Что я, баба, что ли?» А забивание гвоздей и сборка шкафов — это точно не для женщин: «Ну ты же девочка, а не конь с яйцами». И в этом суровом и беспощадном разделении домашних обязанностей кроется сразу несколько проблем.

Во‑первых, собирать шкафы, прибивать полки и менять смесители нужно не так часто, а вот готовить и убирать приходится каждый день. И в итоге домашняя работа по‑прежнему лежит в основном на женщинах, а традиционно мужскими обязанностями считаются только вынос мусора и обслуживание автомобиля. Однако, если дама при этом работает наравне со своим партнёром, это несправедливо.

Во‑вторых, из‑за таких стереотипов девочек просто никто не учит менять эти злополучные смесители или сколачивать табуретки, а мальчиков — готовить, шить и убирать. И любые попытки переломить эту ситуацию наталкивается на стену возмущения.

Хотя умение испечь пирог или починить мебель пригодится любому человеку вне зависимости от пола.

В‑третьих, это просто нелогично. Да, есть задачи, которые требуют большой физической силы или высокого роста, и женщинам тяжелее с ними справиться, но их ничтожно мало. Зато гораздо эффективнее и быстрее делать домашнюю работу наравне, не разделяя её на мужскую и женскую.

8. Одевать девочек в розовое, а мальчиков в голубое

Новорождённым девочкам надевают розовые шапочки и катают их в красных и розовых колясках. Младенцам мужского пола полагаются различные оттенки синего и другие сдержанные цвета — например, серый. Игрушки тоже чётко разделены по цвету. И во взрослом мире эта грань хоть и стирается, но не полностью.

Как и почему цвета приобрели гендерную окраску, никто точно не знает. Возможно, всё началось в 1950‑х, когда розовый внезапно объявили женским цветом. Джо Паолетти, профессор Мэрилендского университета и автор книги «Розовый и голубой», предполагает , что это было маркетинговым ходом, который должен был заставить людей покупать больше детской одежды.

Однако разделение цветов на мужские и женские как минимум бессмысленно.

К тому же этот стереотип доставляет множество неудобств. Мужчины стесняются надеть ярко‑розовую рубашку или носки, а женщины переплачивают за розовые товары, которые от аналогичных отличаются только цветом упаковки.

9. Следовать традициям для галочки

Многие вещи мы делаем по одной‑единственной причине: так принято. Мы повторяем ритуалы, давно утратившие смысл, и строим свою жизнь по рекомендациям и принципам многовековой давности. Но при этом забываем, что совершенно не должны этого делать.

Например, не должны приглашать на свадьбу 150 дальних родственников только потому, что так хотят родители. И вообще не обязаны проводить церемонию, если нет желания. Не должны отказываться от рваных джинсов или цветных волос из‑за того, что «в твоём возрасте так не принято». И уж конечно не должны рожать детей или вступать в брак потому что «уже пора».

Сочинение на тему обычаи и традиции моего народа

  • Сочинения
  • /

  • На свободную тему

Обычаи формировались в нашей стране на протяжении веков. Подрастающее поколение обязательно должно знать обычаи своего народа. Нельзя потерять спустя столетия обычаи нашей страны.

Я люблю и ценю обычаи русского народа. У нас принято крестить новорожденных детей. Такой обряд проводят в церкви. Ребенка купают в святой воде и надевают крестик. Родители перед таки обрядом выбирают своему малышу крестного и крестную. Эти люди несут ответственность перед господом за этого ребенка, если с его родителями что-то случиться.

Существует праздник Купалы. Раньше на таком празднике люди пели русские народные песни и прыгали через костер. Сейчас праздник называется днем солнцестояния.

Когда зима сдает свой пост весне, русский народ празднует масленицу. В этот день устраиваются различные мероприятия и ярмарки. А главным атрибутом масленицы являются блины. Их пекут везде и в больших количествах. Блины можно есть с различными начинками и соусами.

Читайте также:  Анализ произведения «Бедные люди» (Ф. М. Достоевский)

В день, когда воскрес Христос, принято праздновать пасху. В такой день все готовят куличи и красят яйца. Дети ходят по домам и говорят «Христос Воскрес», в ответ им обязательно скажут «Воистину Воскрес» и дадут конфеты или другие угощения.

31 декабря в России празднуют новый год. Это праздник когда семья собирается вместе и встречает новый год, который скоро наступит. Принято накрывать огромные столы, состоящие из угощений и наряжать елку. Ровно в 00:00 президент поздравляет всю страну с праздником, и начинают бить куранты.

Семья чокается и выпивает шампанское. Принято считать, что если загадать желание во время курантов оно точно сбудется. А если написать желание на бумажке, сжечь ее и положить пепел себе в стакан то вероятность что желание сбудется, возрастет.

На такой праздник принято дарить подарки и сувениры с изображением животного год, которого начался.

На свадьбах у нас принято выкупать невесту. Родственники невесты готовят различные конкурсы, которые должен пройти жених, чтобы увидеть и забрать невесту. Часто в таких конкурсах жених должен заплатить деньги, чтобы получить себе невесту. Во время каждой свадьбы гости кричат горько и молодожены должны поцеловаться.

Другие темы: ← Письмо солдату в армию↑ На свободную темуЛюбовь сильнее смерти →

`

Популярные сочинения

  • Анализ Шенграбенского сражения в романе Война и мир Мало что осталось по-настоящему известным из того, что касается Шенграбенского сражения. Оно стало известно благодаря Льву Николаевичу, который раскрыл его подробности в своей эпопее.
  • Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского В романе «Преступление и наказание» действует множество женских образов, которые отражают различные черты характера главного героя.
  • Сочинение Равнодушие человека к природе Равнодушие к миру является в чем-то положительным качеством, человек может не вовлекаться во внешние обстоятельства и стимулы, а мы знаем как много в современном мире ерунды и всяческих негативных воздействий

Добрые обычаи моего народа

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций, обрядов и праздников. Они формировались на протяжении нескольких столетий.

На казахские национальные традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения.

И это естественно, ведь народ, особенно мы, подрастающее поколение, непременно должны знать историю того места, где мы родились, где мы живем.

Без прошлого нет настоящего, мы не должны потерять добрые обычаи нашего народа. В них народная мудрость, вековой опыт и настоящие уроки жизни. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.

Что же понимается под обычаями? Заглянем в словарь: «Обычаи — это общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области, общественной жизни.

Одним из замечательных обычаев прошлого, который дошел до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам, является положительной чертой любого цивилизованного общества, с другой стороны радушие, прием гостей – непременны для каждого казаха.

Так, к приходу гостей готовят традиционное национальное блюдо – бешбармак – с положенными для почетного гостя казы, карта, жал-жая, шужук. Если хозяин не может угостить мясом, он угостит просто чаем, оставит ночевать в доме любого путника. Это и есть традиционное наше гостеприимство. Этот обычай тесно связан с другим: уважение к старшим.

Детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, прислушиваясь при этом к их мудрым советам. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя перебежать дорогу перед старшими, младшему надо обязательно первому поздороваться со старшими.

А с другой стороны, если юнец тяжело заболел или вернулся домой после долгого отсутствия, аксакал первый поспешит ему пожать руку.

Как мудр наш народ! Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки особенное внимание в степи уделялось привитию этим детям данных качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека.

Например, на празднестве по поводу рождения сына состоятельные люди устраивали щедрые угощения с приглашением не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязание певцов, джигитов на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека.

Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем не приметное, порой даже весьма непристойное имя для того, чтобы рос он не на виду, чтобы рос здоровым и крепким.

Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как «бесикке салу»- укладка новорожденного в люльку. В этой колыбели ребенку комфортно: и тепло, и спокойно. Там он рос и набирался богатырского здоровья.

Далее, когда ребенок подрастал, проводился «тусау — кесу»- обычай, по которому старейшина делающему первые шаги в жизни ребенку завязывает ноги пестрой веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Почему обязательно веревки пестрые? Светлая нить обозначает хорошее в жизни, темное – плохое, тяжелое.

Ребенок должен самостоятельно научиться преодолевать и трудности, и с достоинством пройти через славу.

Говоря об обычаях моего народа, нельзя не остановиться на следующем добром обряде — «атка — отыргызу». Это посадка на лошадь с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.

Затем следовал обряд обрезания. Обрезание совершал мулла, сейчас эта небольшая операция проводится врачом – хирургом. В который раз проявляется здесь мудрость моего народа: соблюдение гигиенических норм. Как продолжение этого обряда – конечно, той.

Нам еще очень нравится «бәсіре» — традиция казахов, связанная с воспитанием ребенка. Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таком случае жеребенка или верблюжонка «бәсіре» дарят новорожденному и считают его собственностью ребенка.

По поверью, будущее младенца тесно связано с его «бәсіре». Поэтому на нем не ездят, его не режут и не продают. Наоборот, ухаживают, как за ребенком. А тот подрастает, растет день за днем, приходит пора — и он переступает порог чего-либо нового в жизни, сейчас это- порог школы.

«Тіл ашар» ожидает ученика, далее – «мүшел жас» — тринадцатилетие. Через каждые 12 лет – навый этап жизни, человек становится умнее от одного «мушеля» к другому. Чтобы пройти этот год благоприятно, обязателен обычай- со своего плеча дать одежду младше себя.

Это означает, что ты через мүшел жас пройдешь легко, а младший тебя в этом поддержит. Наступает юность, любовь…

Казахские свадебные обряды сейчас тесно переплетены с русскими свадьбами. Но своё, национальное, и здесь сохранено. Это в первую очередь свадебные песни: «Жар-жар», «бет-ашар», сватовство. Первое появление невестки в доме, первое её угощение гостей. Невестка никогда не называет родственников мужа по именам.

Келин с первого дня своего пребывания в новом ауле находится под зорким взглядом родичей и испытывается по «ат -тергеу». Её находчивость, умение, безобидность шутки – всё это критически оценивается.

Придумывание имён и прозвищ, в точности соответствующие и отражающие характеры и особенности каждого,- способность, данная далеко не каждому, искусство своего рода.

О добрых обычаях моего народа можно говорить и говорить. Но подытоживая сказанное, мы хотим сказать: « Мы рады, что появились на свет казахами! Ради тому, что у нас такие добрые традиции и обычаи. Мы гордимся таким богатым духовным наследием»

ученики 9 «а» Сайлауова Ж, Кажуева C

  «На дне» о смысле жизни» «Спор героев пьесы М. Горького

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала.

Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты.

Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный .

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь.

Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде.

Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Обычай поминать покойного за накрытым столом также пришел к нам из дохристианского периода. И слова, которые мы говорим при этом: «Пусть земля будет ему пухом», пришли к нам из языческой религии, где считалось, что, пируя на тризне, мы съедаем грехи покойного. При этом обязательно ставили стакан с вином и ломоть хлеба, как жертву проводникам в мир иной.

Все народы, населяющие нашу планету, имеют свои обычаи и традиции. Но есть обычаи, характерные для всех. Это и закон гостеприимства, уважения к старшим, закон дружбы между соседями. Хранить и передавать из поколения в поколение мудрость, сохраненную веками, также обычай, существующий у всех народов.

Конечно, в ХХ1 веке мы отказались от многих обычаев. Таких, например, как кровавая месть, калым, амангерство. Но ведь любые обычаи и традиции складывались веками и тысячелетиями. И прежде чем их осуждать, стоит подумать, что сама жизнь диктовала свои законы выживания.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Сегодня каждый выбирает сам для себя стоит или нет соблюдать заветы своих предков. Но нужно твердо помнить, что традиции – это часть истории. Судьба каждого близкого нам человека – это также часть истории. Мы должны знать свою родословную, если хотим сохранить свою историю и культуру.

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках



В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение празднику, и показывает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций.

  • Ключевые слова: народные традиции, праздники, культура, современные календарные обряды, народные праздники.
  • Актуальность темы праздника обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, наблюдается тенденция к свертыванию пространства человеческих взаимоотношений.
  • Говоря о русских традициях, обычаях и обрядах, важно понимать, что это не просто множество укоренившихся привычек, устоев практической и общественной деятельности, это также национальное наследие, народная культура, которая передается из поколения в поколение.

Это характерная черта, выделяющая русский народ на фоне остальных, черта, которая позволяет помнить, ощущать то, что мы являемся частью огромного народа. Помня и храня традиции, человек получает незыблемую опору, устойчивую поддержку.

На первый взгляд, вопрос может показаться неинтересным, второстепенным: в чем интерес изучать то, что всем известно и давно стало неотъемлемой частью жизни. Вопрос о русских традициях, обрядах, обычаев бесконечно разнообразен и необъятен. В последнее время данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей.

Среди них можно назвать таких авторов как М. Забылин, А. В. Терещенко, А. Коринфский, М. М. Громыко, Е. Авдеева, О. А. Платонов, Л. С. Лаврентьева и др.

Однако знать о существовании и соблюдать некоторые традиции недостаточно, важно понимать их значение, знать историю того или иного обряда, того или иного обычая. Ведь они могут приносить пользу, если понимать их смысл и духовную важность.

Говоря об актуальности темы, можно отметить, что традиции, обычаи и обряды представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта.

В соответствии с этим философское осмысление роли и значения традиций и обрядов в культуре русского народа предполагает обобщенный историографический анализ по данной теме.

Можно отметить, что данный вопрос интересовал отечественных исследователей еще в XIX веке. Ярким примером является книга известного ученого А. В.

Терещенко «Быт русского народа» в которой автор делает одну из первых попыток в России научной разработки этнографического материала.

В своей работе в трех томах автор не только описывает жилище, домоводство и фольклор русского народа, но и дает материал о русских народных праздниках, свадьбах, особенностях их проведения, играх.

«Дикая пища казалась им вкусною, сырая земля была обыкновенным их ложем.

Они гордились крепостью сил и нимало не заботились о наружности: часто в грязи и пыли теснились толпами на сборных местах, и рассуждали не об украшениях и богатых одеждах, но о том, что всё достоинство человека состоит в силе, мужестве и быстроте, с помощью коих взлетали они на крутые вершины скал, бросались во рвы и переплывали глубочайшие реки». [1.17] пишет А. В. Терещенко.

Не оставляет без внимания автор и русские обряды и гуляния, рассматривая простонародные обряды, связанные с такими народными праздниками как «Встреча весны», «Красная горка», «Радуница», «Бабье лето», и обрядные праздники, например, такие как Пасха, Троицын день, Первое апреля, Первое мая и др.

В жизни каждого человека праздник играет особую роль, которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико для старшего, и младшего поколения. Развития культуры не только не снимает, но ещё более актуализируют вопрос о смысле праздника, его сущности и значимости. Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника.

На фоне изменений современной культуры актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятия праздника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия.

Из многовековой истории человечества известно, что праздник — это одно из состояний духовного мира человека.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, целостными ориентациями.

Необычность праздничного дня, особенность эмоционального фона, связь праздника с сакральностью — все это закрепляет за праздником черты самостоятельного, уникального и эстетического явления в жизни человека.

Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам.

В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску.

Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного.

Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Для того чтобы решить проблему, необходимо чтить народные традиции, сохранить и в нынешнее время, и популяризовать хорошо забытые старые традиции и обычаи.

Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма.

Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура — это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.

Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах.

Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней.

Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства.

Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой.

В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность.

Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества.

Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая.

Праздник — всестороннее и обширное действо, определенное по содержанию. Культурно эволюционируя, человек сохраняет способность на грани игры и жизни находиться в праздничном пространстве одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще Платон отмечал способность праздника формировать сознание человека, новое миропонимание.

  1. Поскольку система ценностей любого общества имеет тенденцию к изменению, появлению новых идеалов и отторжения норм, ставших архаичными, то и перемены праздника как исторического феномена закономерны.
  2. Таким образом, мы приходим к выводу, что при условии сохранения народных традиций и популяризации хорошо забытых старых традиций и обычаев проблема значения народных традиций и их сохранения в современных календарных обрядах и праздниках будет решена.
  3. Литература:
  1. А. В. Терещенко «Быт русского народа»
  2. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн. пособие / Г. П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведения/1999.-168с.
  4. Папкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006.- 541с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, народный праздник, традиция, обряд, русский народ, народная культура, обычай, духовное возрождение, развитие культуры, связь праздника.

Традиции и обычаи в современном мире

Как отмечал Елбасы Нурсултан Назарбаев, самым важным условием модернизации нового типа является сохранение своей культуры, собственного национального кода.

Первый Президент говорил, что новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены”, – отметил Елбасы в своей программной статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

Я полностью согласен с тем, что никогда не нужно забывать свое прошлое, свои корни, необходимо знать и почитать глубинную историю своего народа. Характерные черты, присущие каждому народу мира, можно определить по национальной музыке, рукоделию, обычаям и традициям. Изучая эти особенности можно понять жизненные принципы, душу народа.

А также я уверен, что традиции и обычаи формируют ту крепкую нить, благодаря которой устанавливается связь и преемственность поколений.

Наследие прошлого, традиции, обычаи, язык, семья, жизненный уклад и праздники – это все то, что олицетворяет культурно-генетический код нации. Это историко-культурные основы, складывающиеся веками. Мы помним времена, когда каждый молодой казах считал своим долгом двумя руками поздороваться со старшими.

Когда наши бабушки и прабабушки, в своих белоснежных кимешеках пекли нам лепешки у огня, а мы ели их еще горячими с ароматным, только что сбитым маслом.

Мы помним времена, когда молодая казашка, выходя замуж, помимо основных обязанностей, должна была справиться с еще одной непростой задачей: каждому старшему члену семьи мужа она должна была придумать новое имя – обряд имел название “Ат тергеу”.

В древности считалось, что женщина-мать одной рукой качает колыбель, а другой рукой правит миром. То есть, она могла быть хорошей домохозяйкой, матерью, но в то же время правильно направить мужа, дать ему верные советы. Раньше мужчины обращались за хорошим советом к своей жене, матери, бабушке.

Сейчас, некоторые традиции казахского народа, формировавшиеся на протяжении тысячелетий, забыты, и только в наших силах их возродить.

Но, справедливости ради нужно отметить, что большинство из них соблюдаются, уже молодым поколением по сей день. Прекрасны обычаи и традиции казахов, пришедшие из глубины веков.

То, что “заложено” в наших генах, можно сказать, это уважение старших, почитание старейшин, трепетное отношение к младшим, особенное уважение к матери и отцу.

Но конечно, некоторые традиции и обычаи адаптировались к условиям современности. Сейчас, например, проводят “қыз ұзату тойы” (проводы невесты) с выдуманными обрядами: “белая дорожка” с лепестками роз, слова напутствия, уход молодых до полуночи и т.д.

А в прежние времена сваты забирали невесту рано утром, с восходом солнца – символом нового дня, новой жизни. За день до этого она обходила всех родственников с песней-причитанием “сыңсу” – прощалась с ними.

Сегодня сохранились обычаи, связанные с вступлением в брак, такие как “құда түсу”, “құдалық”, который и сейчас обязательно проводится в очень теплой, душевной атмосфере, с песнями и подарками. А чтобы угостить и удивить родственников на женитьбе готовилось калорийное блюдо, поднимающее иммунитет и придающее силы.

Тонкерме – это национальный десерт, который сегодня готовят в современной подаче. Также в современном мире широко распространены традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Они также подстроились по современные реалии.

А помните прекрасный обычай “Ауыз тию”? По этому обычаю гость должен выпить чай или отведать предложенное угощение в доме, в который пришел. “Ауыз тию” дословно переводится с казахского как “пригубить”. Обычай соблюдается и по сей день, причем отказ от угощения едой может обидеть хозяина дома.

Обряды, обычаи и традиции казахского народа многочисленны и отличаются невероятным разнообразием. Более того, сейчас, в период 21 века, их становится все больше. Ведь современный Казахстан проходит через национальное возрождение.

Однако, есть и те, что необходимо оставить в прошлом. Среди них средневековый обычай – похищение невесты. К сожалению, практика насильственной женитьбы имеет место быть и в современном Казахстане.

Помимо того, что у нас сохраняется данный свадебный обряд, он еще преподносятся некоторыми казахстанцами, как нечто ценное и святое. Обычай уплаты калыма за невесту в своем истинно старинном проявлении, на мой взгляд, тоже должен остаться в прошлом.

Хотя он сейчас и трансформировался, и вместо скота в качестве калыма отдают деньги. Однако, многие социологи считают, что некоторые древние обычаи у нас возрождаются в новых обличьях, и в принципе, ничего в этом плохого нет.

Таким образом, во многих регионах данный обычай настолько видоизменился, что скорее по факту похож на подарки родственникам невесты.

Резюмируя, хочу отметить, что традиции и обычаи казахского народа передавались из поколения в поколение. И в любом случае, разные поколения должно что-то объединять в не зависимости от того, в каком мире мы живем сегодня.

Традиции и обычаи – это ритуалы, которые повторяются регулярно. Как правило, их соблюдают внутри семьи, и это позволяет объединить всех родственников общим настроением, тем, что действительно может связывать разные поколения.

В более обширном понимании традиции и обычаи – это громаднейший пласт, благодаря которому у нас в государстве есть опора. А как мы знаем, без опоры на прошлое, не может быть будущего. Нужно пользоваться теми опытом и знаниями, которые нам оставили наши предки, стараться не растерять с годами, а только умело их преумножать, заботясь о поколении будущих представителей казахского народа.

Почему нужно хранить традиции – Велемудр. Мир тесен. – медиаплатформа МирТесен

Зачем нужно хранить традиции? Ответ прост. Затем, чтобы сохранить. А вот почему нужно хранить традиции гораздо более интересная тема. Особенно если зайти с той стороны, что традиции достаточно жестко относятся ко всяким новшествам и усовершенствованиям. В традициях с этим очень строго, новизна и самодеятельность крайне не приветствуются.

А раз не приветствуется, то как же быть с саморазвитием – ведь традиции удерживают в определенных рамках и часто у тех кто находится внутри традиции бывает искушение раздвинуть эти рамки во имя благих целей… То есть для саморазвития… Типа все нужно в жизни попробовать. С первого взгляда вроде ничего страшного и для традиции (религии, учения) и для неофита.

Но если копнуть глубже, то не все так однозначно…

В ведическом учении есть очень известная метафора о корове, которая стоит в наше время, т. е. в Кали-югу на одной ноге. Эта корова олицетворяет духовный закон, который в Сатья-юге прочно стоял на четырех ногах благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости. Но с каждой последующей югой корова теряла ноги и в Кали-югу осталась только одна нога, олицетворяющая правдивость. Обман и раздоры в век Кали пытаются перебить корове последнюю ногу. Когда закону неначем будет стоять – он рухнет и начнется время полного беззакония.

А теперь логичный вопрос. Как и почему исчезала законность, а соответственно утрачивались традиции, основанные на законе? Ответ: закон утрачивался потому, что его (закон) побеждала легальность. Теперь подробный разбор.

Изначально закон (или законы) имел сугубо нравственные ориентиры и основывался на всеобщем благе, а не на индивидуальном. Понятие индивидуального блага весьма специфическое ( в смысле того что для каждого человека благо разное и своё).

А раз разное и свое, то вполне законно реализовывать индивидуальное благо, даже если оно отличается от всеобщего блага. Вот мы и подошли к определению легальности. Легально то, что не запрещено и одновременно является индивидуальным благом.

Так вот запреты действующие внутри традиции не действуют вне традиции, поэтому все действия вне традиции являются легальными для обывателей (т. е. тех кто не находится внутри традиции).

Например в некоторых странах не запрещено употребление наркотиков. То есть потреблять наркоту можно легально, а индивидуальным благом может быть все что угодно… Ну например снятие наркотической ломки – чем не благо? Человеку ведь становиться лучше и комфортнее.

Хотя с точки зрения нравственного закона (традиции) такое поведение противозаконно. Другими словами традиции всегда основаны на нравственных законах, законы светского общества существуют вне традиций.

В Сатья-югу у адептов (в какой либо традиции) не было вопросов по поводу соблюдения законов, все следовали закону не задумываясь о личном благе. Личное благо совпадало с общественным.

Самое интересное, что следование закону (традициям) было без всякого принуждения, в Сатья-югу людям достаточно было наказания порицанием. Но вот наступила Кали-юга и все сильно изменилось. То что было запрещено законом в Сатья-юге стало вполне легальным в Кали-югу.

Все бы ничего, только теперь любой нарушитель нравственного закона может обвинить носителя истинной традиции в покушении на свое право индивидуального блага.

Например состоящий в однополом браке расценивает любую критику в свой адрес как покушение на свободу своей сексуальной жизни. Даже в суд может подать и вполне “законно” выиграть дело.

И плевать ему на всякие традиции, ведь действует он вполне легально.

Так что же плохого в том что человек придерживающийся правил традиции раздвинет рамки для саморазвития? А плохо то что выйдя за рамки традиции чел сразу оказывается… …на вполне легальной территории.

То есть попадает во власть иллюзии, что можно придерживаться нравственного закона традиции и одновременно не нарушать легальных светских законов. И вместе с тем подкашивает последнюю ногу, на которой стоит корова закона – правдивость.

Ведь правдивость обозначает только одно – что хорошее хорошо, а плохое плохо.

Но в том то и весь фокус, что придерживаться нравственного закона традиции хорошо, а придерживаться светского закона… …тоже хорошо!!!(ведь ничего же не нарушается). Вот таким хитрым способом легальность побеждает истинную нравственную законность. Потому то и надо хранить традиции, чтобы утверждать в жизни главенство нравственного закона. И если мы не будем строго придерживаться правил традиции то легальность в конце концов победит законность…

My WebPage

Источник

Ссылка на основную публикацию